Образ преподавательского и студенческого мира 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Образ преподавательского и студенческого мира



ИНТЕРВЬЮ

1 группа, Кафедра истории России с древнейших времен

 

Общие сведения о респонденте

 

Дата интервью 27.03.2013
ФИО респондента Дворниченко Андрей Юрьевич
Год окончания университета  
Кафедра Истории СССР
Нынешняя профессия Преподаватель
Место работы Кафедра истории России с древнейших времен до XX века
Должность Профессор, заведующий кафедрой

 

Резюме

 

Образ преподавательского и студенческого мира

Студенческий мир был более свободным по отношению к положению большей части населения, руководство университета обеспечивало студентов дополнительными возможностями. Высшие учебные заведения и их кафедры были заинтересованы в успешных студентах. Статус студента университета в это время был достаточно высок, историческая специальность считалась престижной, в том числе и среди представителей советской элиты. Конкурс был, по современным меркам, очень высок.

Советский студенческий коллектив не был гомогенным по социальному составу – студентами кафедр становились как бывшие школьники, так и более возрастные абитуриенты, отслужившие в армии, с опытом работы или научной практики, закончившие подготовительное отделение. Более возрослые студенты с большим жизненным опытом образовывали костяк кафедры. Иногородних среди студентов было немного.

Среди студентов выделялись представители элитарных кругов, однако социальной пропасти между студентами и разных слоев не было. Общение между группами студентов было свободным. Распространены были студенческие браки – впрочем, удачными они не были. Студенческое самоуправление, формально, должно было строиться по линии Комсомола, однако неформальные отношения оказывались более значимыми.

Некоторыми органы самоуправления использовались как карьерный лифт по партийной линии.


Идеология, социальный и политический заказ и университет

Показательным для советского времени является характер совмещения учебной и трудовой деятельности. Не многие студенты имели постоянную работу – предполагалось, что советское государство обеспечивало минимальный, но стабильный социальный пакет студентам. На практике, однако, обычные стипендии были крайне малы, студенты все равно стремились к заработку помимо стипендии. В то же время, само высшее специальное образование было распространено куда меньше и не воспринималось как единственный путь построения карьеры.

Историческое образование, естественно, несло в себе больший идеологический компонент по сравнению с практикоориентированным специальностями. Идеология оказывала влияние на развитие советской историографии. В то же время преподаватели-историки могли взглянуть на социальную ситуацию объективней и передать это видение студентам.

В условиях идеологической борьбы инакомыслие в студенческой среде внимательно отслеживалось и подавлялось. В то же время, рядовое студенчество также осознавало минусы господствующего строя, но свою точку зрения не высказывало.

Исторический факультет оказывался и площадкой для карьерного роста сотрудников госбезопасности и партийных функционеров – когда для дальнейшего движения по служебной лестнице было необходимо гуманитарное образование.

Наряду с профильной практикой, студенты участвовали и в социально значимой непрофильной деятельности – работали с детьми. Уделялось внимание физической подготовки молодых людей – физическая культура была жестко обязательным предметом.


«Драгоценные воспоминания»

У студентов с советское время было больше возможностей вести активную социальную жизнь, встречаться с деятелями искусства и иностранными гостями университета, что было крайне редким и ценным в условиях «железного занавеса». Студенческий коллектив был сплочен, свободное время студенты часто проводили все вместе.

Отношения с преподавателями было рабочие, однако сама возможность общения с выдающимися людьми науки, представителями разных школ, широко эрудированными и осознававшими особенности функционирования советского строя и способны взглянуть на них с юмором, была очень ценна. Сейчас все они – признанные классики науки, тогда у них была возможность «мыслить иначе». В отличие от школьного образования, студенчество оказывалось пространством свободы, лучшим временем жизни. В ходе прохождения практик у студентов был доступ к интересным полевым и архивным материалам.


«Травмирующие воспоминания»

Идеологическая составляющая в университетской науке разочаровывала, поскольку ограничивала спектр мнений на научные проблемы. Советская историческая наука, зачастую, оказывалась некритична по отношению к самой себе. Многие архивные материалы были закрыты, так как представляли «идеологическую угрозу». Лишь определенные темы были доступны для самостоятельного изучения. Невыдержанное поведение грозило опасностью для карьеры. Несмотря на относительно большую свободу, позднее советское время воспринималось как период деградации даже по сравнению с жесткой модернизацией «сталинизма».

Обучение на военной кафедре давалось тяжело из за элементов военной дисциплины и необходимости освоения неисторический предметов, которых не было в основной учебной программе.

 

Приложение – текст интервью

Расскажите о вашей семье и социальном происхождении

Семья потомственных педагогов, бабушка и дедушка.

2) Что подтолкнуло к поступлению на Исторический факультет?

После 8 класса, тогда 10 лет обучения было, я пришел в Краеведческий музей Ставрополя на Северном Кавказе (административный центр Ставропольского края), где я жил, и там работал в качестве лаборанта-реставратора археологических объектов. Там же ездил в экспедиции и был очень увлечен археологией. В 1974 после окончания средней школы я поступал в ЛГУ на кафедру археологии. Почему в Ленинград? Могу сказать, что с самого начала меня тянуло в Ленинградскую историческую школу.

Я ездил в экспедиции преимущественно с МГУ, меня приглашали туда поступать. В 1974 не поступил, а в 1975 поступил на кафедру Истории СССР, так как к тому времени наступило некоторое разочарование в археологии. Кафедрой Истории СССР заведовал Мавродин В.В., я любил читать его работы, еще живя в Ставрополе.

Жизнь в университете

Как проходили творческие вечера, самодеятельность и капустники?

Были интересные капустники, были выступления. В 70-е, когда я учился, уже меньше. Вот в 60-е расцветало это. Была и художественная самодеятельность. Я участвовал в меньшей степени, я к этой сфере не очень тянулся.

6) Работали ли студенты в ваше время?

Работали мало кто, но работали. У знакомого моего, например, было место сторожа в организации. Приходишь, ночуешь за бронированной дверью и получаешь зарплату. Но таких мест было мало, их по наследству передавали. Общество Знания – там тоже можно было зарабатывать.

7) Как изменился социальный статус студента историка и отношение к исторической науке?

Вопрос сложный. Все варились в одном котле. Однако специфика уже тогда была яркая, юристы и тогда были юристами, историки - историками. Историки были больше идеологически подкованы, в отличии от филологов. Тогда специальность не имела эголитарности, например юристами хотели быть не все.

Отношение к исторической науке, наверное, изменилось, но это требует отдельного исследования.

8) Бытовые практики: как питались студенты? Как одевались? Где жили? Пользование общественным транспортом и т.п. Отношения между полами, были ли браки на вашем курсе?

Браки были сплошь и рядом, но все они распались. Причем все без исключения. Я потом проанализировал ситуацию, с годами, как ни странно, все они распались.

Иногородних было меньше чем питерцев, иногородних было 30% примерно. Но было меньше возможностей приезжему.

 

Процесс обучения

Как проходили практики?

Практики были, правда, я себе устроил 3 археологические практики, а не две. Была у нас пионерская практика, Но я поехал в экспедицию, и мне выдали справку, что я прошел. Архивную практику я прошел в архиве на своей родине. Смотрел интересные материалы по Северному Кавказу, по старообрядцами и сектантам.

После 1 курса мы были на Дону, копали ракушечный яр. К сожалению, скончалась уже наша руководительница Т.Д. Белановская, мы называли ее «Тедди». Мы там жили в палатках, и не запомнить было трудно.

Школьная была практика. Запомнилась хорошая руководитель от школы. Душевно все было, она сказала, что «все хорошо, но зачем у тебя идет смягчение звуков. Там где не нужно». Были претензии по поводу произношения, а так нормально, живо.

ИНТЕРВЬЮ

1 группа, Кафедра истории России с древнейших времен

 

Общие сведения о респонденте

 

Дата интервью 27.03.2013
ФИО респондента Дворниченко Андрей Юрьевич
Год окончания университета  
Кафедра Истории СССР
Нынешняя профессия Преподаватель
Место работы Кафедра истории России с древнейших времен до XX века
Должность Профессор, заведующий кафедрой

 

Резюме

 

Образ преподавательского и студенческого мира

Студенческий мир был более свободным по отношению к положению большей части населения, руководство университета обеспечивало студентов дополнительными возможностями. Высшие учебные заведения и их кафедры были заинтересованы в успешных студентах. Статус студента университета в это время был достаточно высок, историческая специальность считалась престижной, в том числе и среди представителей советской элиты. Конкурс был, по современным меркам, очень высок.

Советский студенческий коллектив не был гомогенным по социальному составу – студентами кафедр становились как бывшие школьники, так и более возрастные абитуриенты, отслужившие в армии, с опытом работы или научной практики, закончившие подготовительное отделение. Более возрослые студенты с большим жизненным опытом образовывали костяк кафедры. Иногородних среди студентов было немного.

Среди студентов выделялись представители элитарных кругов, однако социальной пропасти между студентами и разных слоев не было. Общение между группами студентов было свободным. Распространены были студенческие браки – впрочем, удачными они не были. Студенческое самоуправление, формально, должно было строиться по линии Комсомола, однако неформальные отношения оказывались более значимыми.

Некоторыми органы самоуправления использовались как карьерный лифт по партийной линии.


Идеология, социальный и политический заказ и университет

Показательным для советского времени является характер совмещения учебной и трудовой деятельности. Не многие студенты имели постоянную работу – предполагалось, что советское государство обеспечивало минимальный, но стабильный социальный пакет студентам. На практике, однако, обычные стипендии были крайне малы, студенты все равно стремились к заработку помимо стипендии. В то же время, само высшее специальное образование было распространено куда меньше и не воспринималось как единственный путь построения карьеры.

Историческое образование, естественно, несло в себе больший идеологический компонент по сравнению с практикоориентированным специальностями. Идеология оказывала влияние на развитие советской историографии. В то же время преподаватели-историки могли взглянуть на социальную ситуацию объективней и передать это видение студентам.

В условиях идеологической борьбы инакомыслие в студенческой среде внимательно отслеживалось и подавлялось. В то же время, рядовое студенчество также осознавало минусы господствующего строя, но свою точку зрения не высказывало.

Исторический факультет оказывался и площадкой для карьерного роста сотрудников госбезопасности и партийных функционеров – когда для дальнейшего движения по служебной лестнице было необходимо гуманитарное образование.

Наряду с профильной практикой, студенты участвовали и в социально значимой непрофильной деятельности – работали с детьми. Уделялось внимание физической подготовки молодых людей – физическая культура была жестко обязательным предметом.


«Драгоценные воспоминания»

У студентов с советское время было больше возможностей вести активную социальную жизнь, встречаться с деятелями искусства и иностранными гостями университета, что было крайне редким и ценным в условиях «железного занавеса». Студенческий коллектив был сплочен, свободное время студенты часто проводили все вместе.

Отношения с преподавателями было рабочие, однако сама возможность общения с выдающимися людьми науки, представителями разных школ, широко эрудированными и осознававшими особенности функционирования советского строя и способны взглянуть на них с юмором, была очень ценна. Сейчас все они – признанные классики науки, тогда у них была возможность «мыслить иначе». В отличие от школьного образования, студенчество оказывалось пространством свободы, лучшим временем жизни. В ходе прохождения практик у студентов был доступ к интересным полевым и архивным материалам.


«Травмирующие воспоминания»

Идеологическая составляющая в университетской науке разочаровывала, поскольку ограничивала спектр мнений на научные проблемы. Советская историческая наука, зачастую, оказывалась некритична по отношению к самой себе. Многие архивные материалы были закрыты, так как представляли «идеологическую угрозу». Лишь определенные темы были доступны для самостоятельного изучения. Невыдержанное поведение грозило опасностью для карьеры. Несмотря на относительно большую свободу, позднее советское время воспринималось как период деградации даже по сравнению с жесткой модернизацией «сталинизма».

Обучение на военной кафедре давалось тяжело из за элементов военной дисциплины и необходимости освоения неисторический предметов, которых не было в основной учебной программе.

 

Приложение – текст интервью



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 63; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.120.159 (0.031 с.)