Управление производственными конфликтами 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Управление производственными конфликтами



Цель: формирование навыков применения эффективных способов управления организационными конфликтами.

План:

1. Понятие конфликт. Виды и формы конфликтов в организации.

2. Конфликтность личности.

3. Стратегии поведения участников конфликта.

4. Методы управления конфликтами.

5. Законодательство РФ о порядке разрешения трудовых конфликтов и споров.

6. Тест по теме «Управление производственными конфликтами» для оценки знаний студентов.

 

Основные понятия: конфликты в коллективе: понятие, основные стадии, механизм и типология производственных (организационных) конфликтов. Причины и последствия конфликтов (позитивные и негативные). Диагностирование и предупреждение конфликта. Основные стратегии обращения с конфликтами (нормативная, реалистическая, идеалистическая). Стили, методы и типология конфликтного поведения. Принципы управления конфликтами. Правила обращения с конфликтами.

 

Тест по теме «Управление производственными конфликтами» для оценки знаний студентов

 

1. Какими из следующих характеристик не может обладать конкуренция в отличие от конфликта?

а) действия, направленные непосредственно друг против друга;

б) противоположность интересов;

в) негативная эмоциональная окрашенность отношений;

г) несовместимость (полная или частичная) целей сторон;

д) использование давления или силы;

е) наличие, по меньшей мере, двух сторон, прямо или косвенно связанных друг с другом.

2. К какой стадии конфликта относится осознание сторонами несовместимости своих интересов и целей, психологическое беспокойство, эмоциональное недовольство и т.п.?

а) кризиса;

б) конфликтной ситуации;

в) конфликтных действий;

г) конфликтных оппозиций;

д) нарастания социальной напряженности;

е) обострения.

3. Какую стадию конфликтных отношений непосредственно характеризуют: четкое осознание несовместимости позиций, целей сторон и однозначное определение противника; эскалация сферы напряженности, перенос её на области взаимодействия, в которых не существует реальных противоречий; игнорирование вопросов, по которым прежде имелось согласие?

а) конфликтные действия;

б) конфликтную ситуацию;

в) расцвет конфликта;

г) силовую стадию;

д) драматическую стадию;

е) кризисную стадию.

4. К какой стадии конфликта относится следующий пример: Во время пребывания в отпуске служащего понизили в должности без его уведомления?

а) кризиса;

б) конфликтной ситуации;

в) конфликтных действий;

г) конфликтной оппозиции;

д) нарастания социальной напряженности;

е) расцвету конфликта;

ж) силовой стадии;

з) драматической стадии;

и) стадии оппозиции.

5. Острота конфликтных действий в деловой организации обычно прямо зависит от:

а) затраченной энергии и ресурсов сторон;

б) количества сотрудников, участвующих в конфликте;

в) уровня образования участников конфликта;

г) открытого высказывания участниками своего мнения по предмету конфликта;

д) связей участников конфликта с руководством;

е) степени применения силы или других крайних средств борьбы;

ж) справедливости организационных норм и распределительных отношений;

з) уровня противоборства, значимости предмета конфликта для его участников;

и) преимущества в силу, ресурсах влияния;

к) интенсивности общения, коммуникаций.

6. Какие конфликты характеризуются неограниченным и расширяющимся спектром конфликтного взаимодействия?

а) эмоциональные;

б) многофакторные;

в) эскалирующие;

г) межличностные;

д) межгрупповые;

е) канализированные;

ж) деструктивные.

7. К структурным причинам конфликта не относятся…

а) слабость и нерегулярность контактов руководства и рядовых сотрудников;

б) различия в образовании и жизненном опыте;

в) несовместимость темпераментов и характеров;

г) недоверие и несогласованность действий между сотрудниками из-за несовершенства или расстройства коммуникаций;

д) противоречивость должностных инструкций, различных формальных требований к работнику;

е) неодинаковая оснащенность разных подразделений техникой, изматывающий темп работы и т.п.;

ж) дублирование в деятельности различных подразделений;

з) искажение информации нерадивыми работниками;

и) отсутствие эффективного контроля и ответственности;

к) несоразмерность прав и обязанностей.

8. При умелом руководстве организацией можно…

а) увеличить позитивные последствия конфликтов;

б) вообще не допускать появление конфликтов;

в) допускать лишь позитивные последствия конфликтов;

г) уменьшать негативные последствия конфликтов;

д) вообще не допускать негативных последствий конфликтов;

е) делать конфликты незаметными для работников;

ж) реализовывать все перечисленное выше.

9. К последствиям организационного конфликта относятся…

а) *дестабилизация организации, порождение хаотических и анархических процессов, снижение управляемости;

б) *отвлечение персонала от реальных проблем и целей организации, смещение этих целей в сторону групповых эгоистических интересов и обеспечения победы над противником;

в) **инициирование изменений, обновления, прогресса;

г) * неудовлетворенность участников конфликта пребыванием в организации, рост фрустраций, депрессий, стрессов и т.д.;

д) *снижение производительности труда, увеличение текучести кадров;

е) *нарастание эмоциональности и иррациональности, враждебности и агрессивности поведение, недоверия к руководству и окружающим;

ж) **артикуляция, четкая формулировка и выражение интересов, предание гласности реальных позиций сторон по тому или иному вопросу;

з) *бесплодная растрата сил, энергии, ресурсов и времени сотрудников на борьбу друг с другом;

и) ответы, приведенные в пунктах со знаками * и **;

к) ответы, приведенные в пунктах со знаком *.

10. Важнейшими аспектами диагноза конфликта являются…

а) регулярное деловое общение с сотрудниками, особенно высказывающими опасения, дифференцированный подход к людям;

б) принципиальные, основанные на деловой аргументации и отсутствие эмоций индивидуальные беседы;

в) определение биографии конфликта;

г) склонение потенциальных участников конфликта к взаимным уступкам;

д) выяснение причин или источников конфликта;

е) четкая письменная фиксация показаний свидетелей конфликта;

ж) принятие управленческого решения, способного устранить базу конфликта.

11. К мерам по профилактике конфликта не относят…

а) правильный подбор и расстановка кадров;

б) использование демократического и кооперативного стилей управления;

в) использование авторитарного стиля управления;

г) совершенствование оплату труда в соответствии с изменившейся ситуацией;

д) ритмичность работы, внимание к условиям труда и жизни работников;

е) формирование благоприятных межличностных отношений;

ж) предоставление сотрудникам автономии, достаточного для бесед времени и удобного места;

з) четкое распределение производственных заданий, полномочий и ответственности.

12. Управление организационным конфликтом предполагает…

а) отказ от применения силы и использования административных мер;

б) контроль над процессом и формами протекания конфликта;

в) выяснение зачинщиков конфликта и их наказание;

г) меры с целью минимизации издержек и максимизации позитивных результатов конфликта;

д) полное преодоление эмоций;

е) устранение источника конфликта;

ж) снижение значимости конфликта для участников конфликта и всей группы (организации).

13. Какая из стратегий обращения с конфликтами исходит из их неизбежности в силу природного стремления человека к господству и обладанию дефицитными ценностями, а также ориентируется главным образом на временное урегулирование конфликта?

а) реалистичная;

б) идеалистическая;

в) прагматическая;

г) нормативная;

д) антропологическая;

е) стратегия успеха.

14. Какая из стратегий обращения с конфликтами ориентируется на нахождение новых общих целей и ценностей, которые обесценивают прежние цели, послужившие источником конфликта, а также на перевод конфликта в неконфликтное конструктивное взаимодействие?

а) нормативная;

б) реалистическая;

в) идеалистическая;

г) прагматическая;

д) ценностная;

е) коммуникационная;

ж) драматическая.

15. К основным стилям конфликтного поведения не относятся…

а) гуманный;

б) приспособление;

в) силовой;

г) мирный;

д) уклонение от конфликта;

е) компромисс;

ж) прагматический;

з) сотрудничество.

16. Какой стиль считается предпочтительней в случае, когда ощущается недостаток собственных ресурсов, необходимых для конфликтных действий, и превосходство противника, а значимость проблемы невысока и на противоборство не стоит тратить время и ресурсы?

а) поддержание статус-кво;

б) силовой;

в) мирный;

г) уклонение от конфликта;

д) компромисс;

е) прагматический;

з) сотрудничество.

17. Какие факторы наиболее сильно влияют на выбор менеджерами-практиками стиля поведения, сочетающего в себе напористость и кооперативности в их деятельности?

а) *ролевые факторы, обязанности, закрепленные в должностной инструкции и других документах;

б) *размер ставки, которую моно выиграть или проиграть в результате конфликта;

в) * ресурсы, определяющие возможность соперничества и вероятность победы;

г) наличие взаимных, пересекающихся интересов у участников конфликта;

д) статус участников конфликта;

е) мнение высшего руководства;

з) указанные в пунктах со знаком *.

18. Какой метод управления конфликтами используется в следующем примере: сотрудники ссорятся из-за того, что один, по мнению другого, вмешивается в его дела; они обращаются к руководителю, который разъясняет их обязанности, зафиксированные в должностных инструкциях?

а) персональный;

б) межличностный;

в) структурный;

г) распределительный;

д) интеграционный;

е) мотивационный.

19. К какому типу инициаторов конфликтов относятся сотрудники, отличающиеся мнительностью и подозрительностью и у которых тревоги порождают не уход от конфликта, а агрессию?

а) «всезнайки»:

б) «подозрительные»;

в) «жалобщики»;

г) «агрессивные»;

д) «снайперы»;

е) «тревожные личности»;

з) «нерешительные».

20. Редукция конфликта – это…

а) ограничение сферы его распространению, недопущение переноса на новые области (вопросы) с помощью четкой фиксации существующей ситуации и договоренности о её временном сохранении;

б) сокращение количества участников конфликта;

в) принятие всеми сторонами определенных правил разрешения конфликта;

г) установление контроля со стороны третьих лиц, ограничивающего возможности невыполнения договоренностей;

д) последовательное ослабление конфликта путем перевода на более мягкий уровень противоборства или противостояния;

е) блокирование процесса развертывания конфликта на ранних стадиях.

21. К правилам обращения с конфликтами не относятся..

а) рационализация конфликта;

б) охлаждение эмоций;

в) концентрация внимания не на заявленных позициях, а на реальных интересах оппонента;

г) твердое, принципиальное отстаивание собственной позиции;

д) сегментация, дробление предмета конфликта на многие составляющие;

е) проведение различий между участником и предметом конфликта;

ж) согласие пойти на крупную уступку оппоненту, если и тот готов сделать это;

з) восприятие противоположной стороны лишь как оппонента в определенном вопросе, поиск общих ценностей и целей;

и) оказание оппоненту уступки для налаживания доброжелательных отношений.

 

Список рекомендуемой литературы:

1. Анцупов А. Я. Конфликтология: учебник / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 591 с.

2. Аширов Д. А. Организационное поведение: учебник / Д. А. Аширов. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 360 с.

3. Богатырева Н. Конфликтогены или как вести себя в конфликте / Н. Богатырева / / Управление персоналом. – 2008. - №29. – 77 – 82.

4. Маллинз Л. Менеджмент и организационное поведение: учебно- практическое пособие / Лори Маллинз; Пер. с англ. Т. Цеханович и др. – М.: Новое знание, 2003. – 1039 с.

5. Управление персоналом организации: учебник / под ред. А. Я. Кибанова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 638 с.

6. Фёдорова Н. В. Управление персоналом организации: учебное пособие / Н. В. Фёдорова, О. Ю. Минченкова. - 3-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2007. – 416 с.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 260; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.184 (0.048 с.)