Структура дипломной работы по специальности 030301 «психология» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура дипломной работы по специальности 030301 «психология»



«Введение» должно содержать оценку современного состояния решаемой научно-практической проблемы, основание и исходные данные для разработки темы. Содержит четкое и краткое обоснование темы исследования, ее актуальности и новизны, степени разработанности проблемы исследования на современном этапе, объект и предмет исследования. Во «Введении» формулируются цель и задачи, гипотеза исследования. Описывается использование методов, которые применяются в исследовании, способы обработки данных, база исследования. «Введение» содержит краткое ознакомление с основным содержанием работы и сжатую характеристику самого исследования. «Введение» начинается с обоснования актуальности исследования.

Актуальность исследования показывает важность темы работы для разработки какой-либо теоретической проблемы или решения практических задач. Здесь приводится краткая характеристика состояния интересующей области исследований (что уже сделано в науке в этом направлении и что осталось нераскрытым) с последующим формулированием явного противоречия между потребностями науки и практики и недостатком имеющихся знаний. Актуальность отвечает на вопрос: «Почему данную проблему нужно изучать в настоящее время?». На основании выявленного противоречия формулируется проблема. Ставя проблему, исследователь отвечает на вопрос: «Что надо изучить из того, что раньше не было изучено?». Проблема выступает как осознание, констатация недостаточности достигнутого к данному моменту уровня знаний, что является либо следствием открытия новых фактов, связей, законов, обнаружения логических изъянов существующих теорий, либо следствием появления новых запросов психологической практики, которые требуют выхода за пределы уже полученных знаний, движения к новым знаниям. Таким образом, постановка проблемы - это констатация пробела, области неизвестного в современном психологическом знании по данной теме. Проблема дипломного исследования часто формулируется в виде вопроса. Проблема должна найти отражение в названии темы исследования.

На основе сформулированной проблемы устанавливается цель. Цель – это представление о результате, о том, что должно быть достигнуто в ходе работы. В качестве цели исследования в дипломной работе необходимо сформулировать в самом обобщенном сжатом виде тот научный результат, который должен быть получен в итоге исследования. Цель исследования должна быть сформулирована так, чтобы был понятен тот вклад, который вносится исследователем в преодоление сформулированного в актуальности противоречия и порождаемой им проблемы.

Затем определяются объект и предмет исследования. Определение объекта исследования позволяет ответить на вопрос: «что рассматривается?». Объект – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Предмет является частью объекта. Предмет показывает какой-либо аспект рассмотрения объекта, который исследователь выделяет в качестве того, что он намерен исследовать. Предмет дипломного исследования чаще всего либо совпадает с его темой, либо они очень близки по звучанию. Объектом исследования в психологии чаще всего выступают психологические закономерности развития, психологические явления, феномены, поведение, процессы взаимодействия и т.д. Предметом исследования выступают уровни интеллектуального развития, создание предпосылок применения или использования методов, деятельность, общение, профессиональное взаимодействие, психологическая помощь и т.д.

Сформулированная цель исследования определяет его задачи, которые необходимо решить для достижения поставленной цели. Задачи исследования – это последовательность конкретных действий, которые должны быть реализованы для достижения поставленной цели. Поэтому формулировка задач начинается словами: изучить, проанализировать, сопоставить, описать, установить, выявить, раскрыть и т.п. В дипломном исследовании задачи обычно формулируются как относительно самостоятельные и законченные этапы исследования.

Одним из самых важных моментов в исследовании является построение гипотезы. Гипотеза - основное научное предположение о результатах исследования, вытекающее из предшествующего теоретического анализа, в котором в лаконичной форме сформулированы предполагаемые результаты исследования. Гипотеза – это научное предположение, предварительное объяснение какому-либо факту или явлению; это вероятное решение, требующее теоретического обоснования или экспериментального подтверждения. Гипотеза требует доказательства и, поэтому, не может быть тривиальной; она, скорее, носит парадоксальный характер. По содержанию выделяют гипотезы о наличии, существовании явления; гипотезы о связи между явлениями; гипотезы о причинной зависимости одного явления от другого.

Затем перечисляются методы, использованные в исследовании, характеризуется база исследования.

Желательным (но не обязательным) является определение научной новизны исследования, которая определяется отсутствием аналогичных исследований,новизной темы, методического решения, оригинальностью постановки задачи,цели, гипотезы. Немаловажным является представление практической значимости результатов дипломной работы, то есть того блока, который может быть использован в практической деятельности другими людьми.

Также желательно перечисление положений, выносимых на защиту.

Объём раздела «Введения» занимает не более трёх страниц.

Основная часть.

Основная часть дипломной работы обычно состоит из двух-трёх теоретических и экспериментальных (практических) глав, при этом каждая глава - из двух-трёх параграфов и выводов по главам. Формулировка глав и параграфов должна быть четкой, краткой и в последовательной форме раскрывать содержание дипломной работы. Формулировки названия диплома в целом и отдельных глав и параграфов должны быть разные и не повторяться. Первая глава представляет собой аналитический (теоретический) обзор по проблеме, рассматриваемой в дипломной работе. На основе изучения литературных источников отечественных и зарубежных авторов рассматривается сущность исследуемой проблемы, анализируются различные подходы их решения, дается их критический анализ, излагается собственная позиция исследователя. В этой главе излагаются теоретические основы и краткая история изучаемого вопроса; выявляются нерешенные, слабо изученные

или требующие решения проблемы. Обосновывается наличие противоречия или пробела в существующем психологическом знании, «белых пятен» в какой-либо теоретической или практической области и заканчивается постановкой проблемы, на основе которой во второй, практической части, формулируется гипотеза экспериментального исследования.

Следующая глава посвящена экспериментальной части исследования. В ней описывается гипотеза и методика исследования, представляются, анализируются и обсуждаются результаты, в конце делаются выводы по результатам исследования. Эта глава показывает умение студента планировать и проводить экспериментальное исследование.

В параграфе, описывающем методику исследования, отражается следующее:

1) выборка испытуемых (пол, возраст, социально-демографические характеристики), место исследования; 2) сама методика, которая может включать описания метода исследования, тип и схему эксперимента, характеристику конкретных психодиагностических методик. Создание новой методики должно быть подробно изложено, либо это описание переносится в приложение. Для описания известных методов и психодиагностических методик достаточно краткой аннотации и ссылки на соответствующую литературу. Необходимо обосновать выбор используемых методов и методик.

В разделе анализа и обсуждения результатов, результаты приводятся в форме, удобной для быстрого и достаточно подробного ознакомления, и должны быть снабжены пояснениями, но без подробного их обсуждения. Результаты оформляются в таблицы или представляются иным способом. В случае большого объема итоговых данных, они выносятся в приложение. Далее дается всесторонний и объективный анализ и интерпретация полученных результатов, которые представляются в виде таблиц, графиков, рисунков, математических расчетов. Они должны демонстрировать достоверность полученных в ходе исследования или эксперимента данных.

В данном разделе необходимо связать воедино содержание теоретической и практической частей исследования и обосновать выводы из проделанной работы. Здесь необходимо ответить на вопрос: почему так получилось, в чем причины, как можно объяснить тот или иной факт? В ходе обсуждения необходимо сопоставить полученные результаты с первоначальной гипотезой и ответить на вопросы: как эти результаты соотносятся с гипотезой, в какой мере эта гипотеза подтверждается результатами, как полученные данные соотносятся с имеющимися данными по научным публикациям, к каким выводам подводит это сопоставление и т.п. На этом этапе привлекаются теоретические и практические данные, полученные другими авторами, анализируется соответствие или несоответствие собственных данных результатам других исследователей, дается объяснение полученным данным. Если в ходе обсуждения появляются новые гипотезы, не имеющие пока подтверждения, можно изложить их и указать возможные пути их подтверждения. Если получаются отрицательные результаты, не подтверждающие гипотезу, их также необходимо изложить. Это придает достоверность и убедительность работе.

Выводы по каждой главе должны быть краткими, с конкретными данными о результатах. Из формулировок должны быть исключены общие фразы, ничего не значащие слова.

В заключении в сжатой форме излагаются основное содержание и результаты проведенного исследования, перечисляются выводы, обоснованные и сформулированные при обсуждении результатов, дается оценка полученным результатам. Объём заключения не должен превышать полутора-двух страниц.

 

Требования к письменному научному тексту

Работа должна быть написана логически последовательно, литературным языком. Не следует употреблять излишне пространные и сложно построенные предложения и чрезмерно краткие, лаконичные фразы, слабо связанные между собой, допускающие двойное толкование. Все части текста, не соответствующие заявленной цели и нерешающие поставленную в работе задачу, должны быть исключены из него.

Не рекомендуется вести изложение от первого лица единственного числа: «я наблюдал», «я считаю», «по моему мнению» и т.п. Корректнее использовать в научном тексте местоимение «мы»: «по нашему мнению», «мы считаем», «на наш взгляд», но можно обойтись и без него. Можно выразить ту же мысль в безличной форме: «наблюдаем», «устанавливаем», «на основе выполненного анализа можно утверждать», «проведенное исследование подтвердило» и т.п.

Писать следует научным стилем (который явно отличается от языка популярных книг и стиля изложения учебников), в котором есть определенные устойчивые структуры и обороты, строгие однозначные понятия.

Необходимо применять синтаксические средства связи, указывающие на последовательность развития мысли (в начале, прежде всего, затем, далее, во-первых, во-вторых и др.), причинно-следственное отношения (следовательно, поэтому, благодаря этому, вследствие этого…), итоги и выводы (итак, таким образом, в заключение отметим, подводя итог, следует сказать…).

Обязательно нужно указывать на источник сообщения, кем высказана та или иная мысль, кому конкретно принадлежит та или иная цитата. Для этого используются вводные словосочетания (по мнению, по словам, по сообщению, по данным…). В дипломной работе должно быть соблюдено единство стиля изложения, обеспечена орфографическая, синтаксическая и стилистическая грамотность в соответствии с нормами современного русского языка. Также необходима однозначная трактовка ключевых для данной работы понятий.

Оформление дипломной работы.

1.5.1. Объем дипломной работы не регламентируется, но отражение в ней темы должно быть полным. Желательно, чтобы ее объем составлял не менее 50 страниц, но и не более 80 страниц. Текст размещается только на лицевой стороне листа бумаги, каждый лист нумеруется в верхней правой части. Страницы дипломной работы должны иметь поля: левое – 30 мм, верхнее – 20 мм, правое – 10 мм, нижнее – 25 мм.

1.5.2. Дипломная работа с приложением представляется в папке в сброшюрованном виде. Каждое приложение нумеруется, имеет заголовок и открывается оглавлением с указанием соответствующего порядкового номера. Графический и другой иллюстративный материал большого формата представляется в скрепленных рулонах.

1.5.3. Мультимедийный материал, при наличии, приносится на защиту (о его демонстрации необходимо заранее сообщить секретарю государственной аттестационной комиссии).

1.5.5. Порядок брошюровки текста:

1. Титульный лист, выполненный по предлагаемому образцу;

2. Содержание (оглавление) работы с указанием страниц начала глав;

3. Текст дипломной работы:

а) введение;

б) главы работы с выводами по каждой;

в) заключение;

г) примечания;

д) библиография (список используемой литературы), оформленная в соответствии с требованиями библиографического описания;

е) приложение

4. Отзывы и рецензии не вшиваются в работу, а могут быть положены или в отдельную папку, или в начале самой дипломной работы;

5.Электронный вариант дипломной работы и приложений представляется на диске и вкладывается в ВКР.

6.Библиографический список оформляется в соответствии с ГОСТ 7.1. – 2003.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 132; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.23.30 (0.017 с.)