На тему: Построение, исполнение, определение вводного 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

На тему: Построение, исполнение, определение вводного



Лабораторная работа № 10

На тему: Построение, исполнение, определение вводного

Септаккорда и его обращений в тональности и от звука

Объем учебного времени – 2 часа

 

Учебная тема: Аккорды в ладу.

Цель: освоить вводный септаккорд с обращениями, его построение, исполнение и определение в тональности и от звука.

Подготовительная работа. Изучите теоретический материал по вышеуказанной теме, обратив внимание на основные понятия и гармонические закономерности:

§ вводный септаккорд, его разновидности и функциональная принадлежность; строение и два способа разрешения основного вида; удвоения;

§ обращения вводного септаккорда, их строение, два способа разрешения в тоническое трезвучие, удвоения.

Практические задания:

Задание 1. Постройте, разрешите двумя способами и исполните VII7 с обращениями, обозначив аккорды, тональности и разновидности мажора и минора, от следующих звуков: а) c, d, e, f, g, a, h; б) cis, dis, fis, g, ais.

Задание 2. Постройте, разрешите непосредственно в тонику, обозначьте и исполните VII7 с обращениями в параллельных тональностях натурального и гармонического мажора, гармонического минора от одного до шести ключевых знаков (диезов и бемолей) включительно.

Задание 3. Постройте, разрешите внутрифункционально, обозначьте и исполните VII7 с обращениями в тональностях натурального и гармонического мажора, гармонического минора от одного до шести ключевых знаков (диезов и бемолей) включительно.

Задание 4. Приведите два примера из музыкальной литературы с применением вводных септаккордов, обозначьте и исполните гармонические обороты с вводным септаккордом и его разрешением.

Задание 5. Постройте и исполните следующий гармонический оборот в тональностях натурального и гармонического мажора, гармонического минора от одного до шести ключевых знаков (диезов и бемолей) включительно: T(t) – м.VII7 – ум.VII7 – D56 – T(t).

Контрольные вопросы для самопроверки:

1. К какой функции принадлежит вводный септаккорд, почему?

2. Вводный септаккорд является главным или второстепенным аккордом в ладу? Почему?

3. Какие разновидности вводного септаккорда существуют в мажоре и миноре?

4. Где и каким образом строится и разрешается основной вид VII7?

5. Какими двумя способами можно разрешить VII7 и его обращения в тоническое трезвучие?

6. Что происходит при внутрифункциональном разрешении VII7 и его обращений?

7. Почему при разрешении VII7 в тонику удваивается терцовый звук тонического трезвучия, а не прима?

8. Какие обращения имеет VII7, в чем особенность их строения и разрешения в тонику?

Литература:

1. Алексеев Б.К., Мясоедов А.Н. Элементарная теория музыки. М.: Музыка, 1986. С. 162–174.

2. Вахромеев В.А. Элементарная теория музыки. М.: Музыка, 2004. С. 166–170.

3. Курс теории музыки /Под ред. А.Л. Островского. Л.: Музыка, 1978. С. 58–59.

 

Лабораторная работа № 11

На тему: Построение, исполнение, определение септаккорда II ступени и его обращений в тональности и от звука

Объем учебного времени – 2 часа

 

Учебная тема: Аккорды в ладу.

Цель: освоить умения и навыки построения, исполнения, определения в нотном тексте и на слух септаккорда II ступени и его обращений в тональности.

Подготовительная работа. Изучите теоретический материал по вышеуказанной теме, обратив внимание на основные понятия и гармонические закономерности:

§ септаккорд второй ступени (II7), его функциональная принадлежность, строение, два способа разрешения в тонику;

§ обращения II7, их строение, два способа разрешения в тонику.

Практические задания:

Задание 1. Постройте, разрешите через D7 и его обращения, обозначьте и исполните II7 с обращениями в натуральном, гармоническом мажоре и гармоническом миноре в тональностях от одного до шести ключевых знаков (диезов и бемолей) включительно.

Задание 2. Постройте, обозначьте, разрешите непосредственно в Т35 и исполните II7 с обращениями в тональностях мажора и минора от следующих звуков: а) c, d, e, f, g, a, h; б) cis, fis, as, gis, es, b.

Задание 3. Постройте, обозначьте, разрешите через D7 и исполните II7 с обращениями в тональностях мажора и минора от следующих звуков: а) c, d, e, f, g, a, h; б) cis, es, fis, as, b.

Задание 4. Постройте и исполните предлагаемый ниже гармоническийоборот в тональностях мажора и гармонического минора от одного до шести (диезов и бемолей) включительно: T(t) – S – II7 – D34 – Т(t).

Задание 5. Запишите мелодию песни или романса (по собственному выбору), подберите к ней аккомпанемент (письменно указав функции и вид аккордов) с использованием всех главных септаккордов. Просольфеджируйте мелодию с дирижированием, а затем исполните ее со словами и сопровождением.

Контрольные вопросы для самопроверки:

1. К какой функции принадлежит септаккорд второй ступени?

2. Септаккорд второй ступени является главным или второстепенным аккордом? Почему?

3. Каково строение, разрешение основного вида септаккорда второй ступени (II 7) и его обращений?

4. Какими двумя способами разрешается II 7 в тонику?

5. Как разрешаются обращения II 7 непосредственно в тонику?

6. Каким образом разрешаются II 7 и его обращения в тонику через D 7?

Литература:

1. Алексеев Б.К., Мясоедов А.Н. Элементарная теория музыки. М.: Музыка, 1986. С. 166–169.

2. Вахромеев В.А. Элементарная теория музыки. М.: Музыка, 2004. С. 166–170.

3. Курс теории музыки /Под ред. А.Л. Островского. Л.: Музыка, 1978. С. 56–58.

 

Лабораторная работа № 12

 

На тему: Анализ, сочинение, определение на слух различных каденций с использованием кадансового квартсекстаккорда.

Гармонизация мелодии

Объем учебного времени – 2 часа

 

Учебная тема: Аккорды в ладу.

Цель: научиться сочинять, определять на слух и анализировать различные виды каденций с использованием кадансового квартсекстаккорда, а также гармонизовать мелодии с применением данного аккорда.

Подготовительная работа. Изучите теоретический материал по вышеуказанной теме, обратив внимание на основные понятия и гармонические закономерности:

§ каденция, ее основные виды; кадансовый квартсекстаккорд, его расположение, интервальное строение и разрешение;

§ прерванный оборот в каденции и трезвучие VI ступени;

§ аккомпанемент, жанровые особенности его фактуры.

Практические задания:

Задание 1. Постройте и исполните приведенные ниже гармонические последовательности с использованием К46 в тональностях натурального и гармонического мажора от двух до четырех ключевых знаков (диезов и бемолей) включительно: 1) II6 – К46 – D2 – t6; 2) VI – S – К46 – D76 – t; 3) II56 – К46 – D7 – VI.

Задание 2. Постройте и исполните нижепредлагаемые гармонические последовательности с использованием К46 в тональностях гармонического минора от трех до шести ключевых знаков (диезов и бемолей) включительно: 1) S6(г) – II56(г) – К46 – D2 – T6; 2) VI – S6 – К46 – D7 – Т – м.VII7 – ум.VII7 – Т; 3) II34 – К46 – D7 – VI.

Задание 3. Приведите из музыкальной литературы примеры на серединную и заключительную каденции, расставьте в них функции и обозначьте виды аккордов.

Задание 4. Подберите на музыкальном инструменте и исполните мелодию любой песни или романса с названием нот (или со словами), используя К46 в партии сопровождения. Запишите мелодию данного вокального произведения, расставив функции аккордов аккомпанемента.

Контрольные вопросы для самопроверки:

1. Что такое каденция? Каковы основные виды каденций?

2. К какой функции принадлежит кадансовый квартсекстаккорд?

3. В чем состоит особенность расположения, интервального строения и разрешения кадансового квартсекстаккорда?

4. Что представляет собой прерванный оборот?

5. Какое значение имеет трезвучие VI ступени в прерванном обороте?

6. Какими выразительными возможностями обладает аккомпанемент?

7. Каковы способы подбора аккомпанемента?

8. Каким образом проявляются жанровые особенности в фактуре аккомпанемента? Что такое жанровые вариации?

Литература:

Вахромеев В.А. Элементарная теория музыки. М.: Музыка, 2004. С. 230.

Лабораторная работа № 13

 

На тему: Построение и анализ хроматических звуков (проходящих, вспомогательных; взятых скачком; по хроматической гамме).

Анализ и построение хроматических интервалов.

Moderato

б) К. Леве. Баллада

Allegro

в) Ф. Шопен. Прелюдия № 8, fis-moll

Allegro agitato

г) К. Вебер. Романс «Я видел розу»

Moderato

д) Э. Григ. Элегия № 6, ор. 47

Poco andante

е) Л. Бетховен. Соната для фортепиано, № 2, ор. 2

Контрольные вопросы для самопроверки:

1. Что такое хроматизм и альтерация?

2. В чем отличие альтерации неустойчивых ступеней лада от хроматического изменения ступеней?

3. Назовите два вида хроматических звуков. Каким образом хроматизм может стать способом перехода в другую тональность?

4. Какова роль мелодического и гармонического хроматизмов в мажоро-минорной системе?

5. Что такое характерные интервалы? В чем отличие между характерными и хроматическими интервалами, не относящимся к характерным?

6. Дайте определение хроматической гаммы.

7. Каковы принципы строения хроматической гаммы в мажоре и миноре?

8. Чем отличается мелодический и гармонический хроматизм?

Литература:

1. Алексеев Б.К., Мясоедов А.Н. Элементарная теория музыки. М.: Музыка, 1986. С. 189–195, 198–200.

2. Вахромеев В.А. Элементарная теория музыки. М.: Музыка, 2004. С. 198–203.

3. Курс теории музыки /Под ред. А.Л. Островского. Л.: Музыка, 1978. С. 96–98, 101–103, 116–118.

 

Лабораторная работа № 14

Allegro moderato

б) А. Даргомыжский.

Andante quasi allеgretto

в) А. Даргомыжский. Романс «Ночной зефир»

Allegretto non troppo

г) Русская народная песня

Не очень скоро

д) Р. Шуман. Вариации

Andante

e) К. Вебер. Романс «Я видел розу»

Moderato

ж) Украинская народная песня

Moderato

Задание 2. Приведите из музыкальной литературы по одному примеру на три способа тонального развития музыки (модуляцию, отклонение и сопоставление).

Задание 3. Выпишите все тональности, находящиеся в I cтепени родства со следующими тональностями: а) H-dur, б) Сis-dur, в) As-dur, г) b-moll, д) dis-moll, е) fis-moll.

Задание 4. Сочините и исполните с дирижированием мелодию в форме квадратного периода с модуляцией: а) из F-dur – в a-moll, б) из D-dur – в h-moll.

Задание 5. Составьте тонально-гармонические планы экспозиций первых частей фортепианных сонат Л. Бетховена: ор. 79, № 25 и ор. 90, № 27.

Контрольные вопросы для самопроверки:

1. Назовите три способа тонального развития в музыке.

2. Что такое главная и новая тональности?

3. Что такое модуляция? Каково ее значение в тональном развитии музыки?

4. Что такое сопоставление тональностей и отклонение?

5. По каким признакам можно определить модуляцию в мелодии и сопровождении? Назовите виды модуляций.

6. Какие тональности называются тональностями I степени родства?

7. Как осуществляется модуляция в тональность I степени родства?

8. Что такое «тональный план» музыкального произведения, каково его значение? Какова логика развития тонального плана классического музыкального произведения?

9. Что такое гармонические функции высшего порядка?

10. В чем состоит «закон тонального обрамления»?

Литература:

1. Алексеев Б.К., Мясоедов А.Н. Элементарная теория музыки. М.: Музыка, 1986. С. 189–208.

2. Вахромеев В.А. Элементарная теория музыки. М.: Музыка, 2004. С. 213–227.

3. Курс теории музыки /Под ред. А.Л. Островского. Л.: Музыка, 1978. С. 108–121.

Лабораторная работа № 15

 

Allegro moderato

б)

Allegro

в)

Con moto moderato

г) И. Способин. Двухголосие. Ч. 1, № 77

Con moto

д) И. Способин. Двухголосие. Ч. 1, № 68

Allegro moderato

Задание 4. Перепишите, гармонизуйте, расставив функции аккордов, и исполните с сопровождением следующие мелодии:

а) К. Вебер. Фрагмент оперы «Волшебный стрелок», II д.

б) Ф. Шуберт. Романс

в) Р. Шуман. «Никто», ор.25, № 22

г) А. Спадавеккия. Фрагмент оперы «Овод», I д.

д) Ц. Кюи. Песня, ор. 11, № 5

е) Ф. Шуберт. Романс

Литература:

1. Алексеев Б.К., Мясоедов А.Н. Элементарная теория музыки. М.: Музыка, 1986.

2. Вахромеев В.А. Элементарная теория музыки. М.: Музыка, 2004.

3. Курс теории музыки /Под ред. А.Л. Островского. Л.: Музыка, 1978.

 

Лабораторная работа № 16

на тему: Исполнение сочиненной мелодии в объеме музыкального периода (на ритмический рисунок или литературный текст)

Лабораторная работа № 17

Лабораторная работа № 18

Лабораторная работа № 19

Лабораторная работа № 20

Музыкального периода

Объем учебного времени – 2 часа

 

Учебная тема: Анализ элементов музыкального языка и музыкальный диктант.

Цель: закрепить теоретические знания и практические навыки мелодического и гармонического анализа музыкального фрагмента.

Подготовительная работа. Повторите теоретический материал дисциплины «Сольфеджио», обратив особое внимание на тему «Анализ элементов музыкального языка и музыкальный диктант как интегрированный вид музыкальной деятельности».

Практические задания:

Задание 1. Выполните письменно мелодический и гармонический анализ предложенных на занятии музыкальных фрагментов с модуляционным развитием.

Задание 2. Запишите одноголосный диктант, самостоятельно определив структуру построения и размер; тональность и ладовую разновидность; наличие хроматизмов, отклонений или модуляций; направленность мелодии.

Задание 3. Запишите на слух двухголосный музыкальный диктант.

Примеры выполнения практических заданий

Лабораторных работ

 

Пример выполнения транспозиции музыкального фрагмента

Задание. Выполните транспозицию предлагаемого музыкального фрагментана терцию вниз:

Дж. Мейербер. «Африканка» B-dur

Пример выполнения задания:

Транспозиция предложенного фрагмента на м.3 вниз (в G-dur)

 

Пример сочинения мелодии на литературный текст

Задание. Сочините мелодию на текст и гармонизуйте ее.

1. Для сочинения мелодии на текст избраны стихи Б. Пастернака:

Во всем мне хочется дойти до самой сути:

В работе, в поисках пути, в сердечной смуте.

До сущности протекших дней, до их причины,

До оснований, до корней, до сердцевины.

2. Определяем художественный образ и жанр:

Философский образ-размышление в данном фрагменте стиха имеет характер решительный, напористый и целеустремленный, отражающий личность самого поэта. Наиболее точно, на наш взгляд, данный образный строй может передать жанр песни-монолога.

3. Проговаривая с дирижированием текст, определяем метр и ритм:

Музыкальный метр стиха переменный, сочетающий двудольность с трехдольностью как между тактами, так и внутри тактов (размер переменный сложный и простой: 4/4, 5/4, 3/4).

4. Записываем ритмический рисунок стиха:

 

 

5. Анализируем форму ритмического фрагмента:

Сочиненный ритмический фрагмент представляет собой квадратный период (4+4), который внутри делится на два предложения и две фразы (2+2) + (2+2), оканчивающиеся цезурами. В отличие от первой цельной фразы (2 такта), остальные три дробятся внутри на более мелкие мотивы, что связано со структурой и содержанием стиха:

 

 

6. Выбираем лад и тональность. Записываем графическое изображение мелодической линии:

Исходя из характера музыкального образа и вокального диапазона, выбираем тональность d-moll, определяем отклонения (в G-dur и F-dur) и планируем секвенцию из двух звеньев-фраз во втором предложении. Записываем линию мелодического развития (рисунок):

 

Линия мелодического развития

 

7. Записываем мелодию, подбираем функции аккомпанемента и определяем фактуру сопровождения (аккордовую и фигурационную):

Стихи Б. Пастернака

Andante

d-moll

Во всем мне хо-чет-ся дой-ти до са-мой сути: в ра-бо-те, в по-ис-ках пу-ти, в сер-деч-ной смуте. До

s – D7 – t35 – s7 – D7 T=D (к F-dur)

F-dur d-moll

сущ-нос-ти про-тек-ших дней, до их при-чи-ны, до ос-но-ва-ний, до кор-ней, до серд - це - ви -ны.

II7 – D7 – T(F-dur) = III (d-moll) II7 – D76 – t35

 

8. Выразительно исполняем сочинение в соответствии с созданным художественным образом.

ЛИТЕРАТУРА

Основная литература:

1. Калмыков Б.В., Фридкин Г.А. Сольфеджио: В 2 ч. М.: Интро-вейв, 2005. Ч. I. 177 с.

2. Калмыков Б.В., Фридкин Г.А. Сольфеджио: В 2 ч. М.: Интро-вейв, 2004. Часть II. 112 с.

Дополнительная литература:

1. Абдуллина Г.В. Систематический курс занятий по сольфеджио. Метод. пособие для муз. факультетов пед. вузов. С-Пб.: Композитор, 2004. 116 с.

2. Алексеев Б.К. Гармоническое сольфеджио. М.: Музыка, 1975. 336 с.

3. Алексеев Б.К., Мясоедов А.Н. Элементарная теория музыки. М.: Музыка, 1986. 240 с.

4. Белянова Г. Мелодии с сопровождением для музыкального диктанта и гармонического анализа. Л.: Музыка, 1990. 89 с.

5. Бершадская Т.С. и др. Курс теории музыки /Т.С. Бершадская, Л.М. Масленникова, Б.А. Незванова, Г.Р. Фрейндлинг; Под ред. А.Л. Островского. Л.: Музыка, 1978. 152 с.

6. Качалина Н. Сольфеджио. Вып. 1. Одноголосие. М.: Музыка, 1981. 112 с.

7. Вахромеев В.А. Элементарная теория музыки. М.: Музыка, 2002. 239 с.

8. Курс теории музыки /Под ред. А.Л. Островского. Л.: Музыка, 1978. 192 с.

9. Ладухин Н.М. 1 000 примеров музыкальных диктантов на 1, 2, 3 голоса. М.: Музыка, 1981. 88 с.

10. Металлиди Ж.Л., Перцовская А.И. Музыкальные диктанты. Л.: Музыка, 1986. 71 с.

11. Музыкальный энциклопедический словарь /Под ред. Г.В. Келдыша. М.: Сов. энцикл., 1990. 672 с.

12. Мюллер Т.Ф. Двух- и трехголосные диктанты. М.: Музыка, 1978. 95 с.

13. Основы теоретического музыкознания: Учеб. пособие /Под ред. М.И. Ройтерштейна. М.: Акад., 2003. 272 с.

14. Островский А.Л. Учебник сольфеджио. Л.: Музыка, 1978. 192 с.

15. Романова Л.В. Введение в теоретическое музыкознание /Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2005. 181 c.

16. Способин И.В. Элементарная теория музыки. М.: Кифара, 2005. 134 c.

17. Хвостенко В.В. Задачи и упражнения по элементарной теории музыки. М.: Музыка, 2001. 336 с.

 

Лабораторный практикум

по дисциплине «Сольфеджио»

 

(ГОС – 2005)

 

 

Подписано в печать Формат 60x84/16. Бумага для множ. аппаратов.

Печать плоская. Усл. печ. л. Тираж экз. Заказ №

ГОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.

__________________________________________________________________

Ризограф РГППУ. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.

Лабораторная работа № 10

на тему: Построение, исполнение, определение вводного



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 232; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.144.32 (0.138 с.)