Формирование двигательного навыка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование двигательного навыка



Задачи:

1. Овладеть способностью выделять в двигательном действии смысл и условия решения учебной задачи

2. Сформировать умение решать двигательную задачу, как в стандартных, вариативно изменяющихся условиях, так и в экстремальных условиях.

3. Обучиться самостоятельно оценивать качество усвоения материала и переходить к изучению следующей его дозы.

Многократное проговаривание вслух задания, громкий анализ собственных попыток и работы товарищей помогает юному футболисту осознать важнейшие элементы операций изучаемого действия и овладеть им быстро и безошибочно.
Усилия тренера должны быть направлены не только на постановку движения технического приема, но и обязательно на руководство формированием двигательного действия, включая качество коррекции. Перед попыткой юный футболист проговаривает вслух схему целостного действия и начинает выполнять изучаемое действие в его обычном варианте, без материальный регуляторов движения, но если это возможно, со сниженной скоростью, позволяющей контролировать и корректировать действие по ходу его осуществления.

По мере повторения словесные формулы сливаются с peальными ощущениями движений и формируется словесно-двигательный образ действия в отдельной детали целостного действия.

Если в состав двигательного действия (технического приема) входят сложные операции, предъявляющие высо­кие требования к уровню подготовленности футболистов делающие недоступным целостное освоение действия, то избирают путь расчлененного освоения.

После того как отработаны все отдельные элементы целостного действия и сами действия в целом относитель­но стабилизировались, следует предложить футболисту выполнить действие при некотором изменении условий двигательной задачи (не меняющем ее существа), т.е. вы­полнить действие (прием) в усложненных условиях.

В связи с этим необходимым следует считать уровень развития физических качеств, позволяющий решать двигательную задачу в обусловлено усложненных ситуациях.

Отработка отдельной детали целостного действия сопро­вождается проговариванием формулы ощущения правиль­ного действия.

Универсальным методом оптимизации усвоения учеб­ного материала можно считать корректирующее воздей­ствие тренера. Эти действия особенно эффективны, когда они индивидуализированы.

Корректирующие действия реализуются в ряде методи­ческих приемов:

1. Словесным указанием. Лучше всего указывать на­правление поиска, но не давать готового решения.

2. При непосредственной физической помощи не сле­дует работать вместо обучаемого, надо лишь стимулиро­вать его усилия и помочь скоординировать их.

Юному футболисту надо показать не только конкрет­ный, изучаемый в данный момент способ решения двига­тельной задачи, но помочь выделить, осознать и усвоить закономерности решения задач данного класса.

Если они усвоены, то футболист способен варьировать действие. Приспосабливая его элементы к различным ню­ансам условий и добиваясь желаемого эффекта в разных ситуациях.

Эта способность позволяет решать двигательную задачу не только при изменениях внешних условий, но и при раз­личных колебаниях внутреннего состояния исполнителя (утомления).

Нельзя учить выполнять двигательные действия сразу на предельной скорости. Обучение на полной скорости не позволяет вносить необходимые сенсорные коррекции, обучаемый не может оценить действие и переключить внимание на очередные отдельные детали цельного действии, поскольку информация о качестве действия не успевает пройти по кольцу обратной связи.

Закрепление двигательного навыка.

Задачи:

1. Овладеть способностью выполнять двигательное действие без речевого обозначения отдельных операций.

2. Сформировать уровень владения действием с минимальным участием сознания в контроле его выполнения, т.е. сформировать двигательный навык.

На заключительной стадии этого периода (15 лет) дей­ствие может выполняться с пропуском речевого обозначе­ния отдельных операций, хотя эти операции контролиру­ются сознанием. В этом случае операции не пропускаются, авыполняются в форме «внутренней речи про себя».

Когда юный футболист перестает проговаривать вслух схему целостного действия, его внимание постепенно кон­центрируется только на тех деталях, которые по его мне­нию, нуждаются в контроле. Действия в остальных деталях целостного действия контролируются автоматизировано, осуществляются и корректируются без участия сознания исполнителя. Внимание футболиста может быть переключено на предстоящие операции действия, контроль условий исполнения действия, нейтрализацию сбивающих факторов.

Двигательный навык — это такой уровень владения действием, который отличается минимальным участием сознания в контроле действия по большинству основным опорным точкам (действие выполняется автоматизм роим но), высокой быстротой, стабильностью итога, устойчивостью к сбивающим воздействиям, высокой прочности запоминания.

Первая отличительная особенность двигательного навыка - автоматизированный характер как отдельных операций, так и действия в целом.

Вторая особенность - высокая быстрота действии, обеспечиваемая, в частности, совершенной координации работы мышц, отсутствием закрепощения, легкостью и слаженностъю двигательного действия.

Третья особенность - стабильность результата действия.

В отличие от предыдущего этапа обучения (13—14 лет). На этом этапе (15 лет) действие выполняется без предвари­тельного громкого проговаривания схемы ООД Эту задачу решают с помощью различных методических приемов:

- изменяют внешние условия действия;

- целенаправленно меняют внутреннее состояние обучаемого (варьируют степень его утомления, переключают внимание, вводят различные помехи эмоционального характера и др.);

- используют правило от «легкого к «трудному».

Нельзя обойти явление, известное под названием «перенос навыка». Новый материал усваивается быстрее и прочнее запоминается в тех случаях, когда обучение опирается на ранее изученный, хорошо усвоенный материал.

Операция извлечения из памяти нужных элементов диктуется сходством двигательных задач ранее изучаемого и вновь изучаемого действия.

Формирование навыка осуществляется не только в стандартных, но и в вариативно изменяемых условиях.

В футболе важное значение имеет способность приме­нять знакомые приемы в необычных ситуациях.

Замечено, что двигательные навыки, сформированные в стандартных условиях тренировки, часто оказываются бесполезными в условиях реального соревнования, игры, во внезапно и быстро изменяющихся ситуациях. Такие навыки называют стабилизированными в противополож­ность вариативным, пригодным в условиях состязания.

Обобщенный навык формируется в том случае, когда самого начала обучения перед футболистом стоит задача выполнять действие в разнообразных ситуациях и пытаться выделить общие для всех ситуаций условия успеха. В этом случае в процессе обучения формируется навык выделение условий успешного действия в разнообразных ситуациях, которое усваивается в обобщенном виде, позволяющем легко находить частные случаи решения двигательных задач.

Задачи закрепления и совершенствования навыков на этом этапе решаются вначале посредством проведения тренировки в оптимальных, более или менее постоянных условиях, а затем посредством выполнения разученного действия в системе других действий и в различных условиях

ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Задачи:

1. Овладение основой командных тактических действий и защите.

2. Совершенствование тактических умений с учетом игрового амплуа футболиста.

3. Формирование умений эффективного использования технических приемов и тактических действий в зависимости от условий.

4. Развитие способности к быстрым переключениям от нападения к защите и от защиты к нападению.

Командная тактика

Тактика игры в обороне

Тактическая схема действий в защите — это тот фундамент на котором возводится здание командной игры

В обороне главное — умение ограничить соперника пространстве и во времени.

Достигается это за счет плотной игры с ним и численного превосходства в защите.

Основные принципы игры в обороне:

а) Оборона всей командой;

б) закрывание всех игроков атакующей команды сразу же после потери мяча;

в) строгое соблюдение страховки и взаимостраховки;

г) при приближении соперника к зоне удара, фронт обороны сужается (что несомненно укрепляет оборону);

д) применение подсказа (вратарем, своим защитником, любым игроком);

е) использование искусственного положения «вне игры»;

ж) в момент удара по нашим воротам, надо стремиться Первым выйти на возможно отскочивший мяч от вратаря и in стоек, чтобы он не достался сопернику для добива­ния.

Защита против быстрого нападения:

а) обязательное вступление в борьбу за мяч, вступление в борьбу за мяч, чтобы за­владеть им или помешать сопернику сделать первую длин­ную передачу;

б) предпринять необходимые действия, чтобы предотвратитьскоростной маневр соперников и одновременно зарыть все пути к воротам за счет концентрации группы игроков на опасных участках поля;

в) нейтрализовать игрока, которому, как правило, адресуется первая передача.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 373; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.31.73 (0.017 с.)