Целью действий лица, причиняющего вред преступнику при его задержании, является доставление его в органы власти и пресечение возможности совершения им новых преступлений. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Целью действий лица, причиняющего вред преступнику при его задержании, является доставление его в органы власти и пресечение возможности совершения им новых преступлений.



Вред задерживаемому может быть причинён лишь при наличии реальной опасности его уклонения от уголовной ответственности (отказ следовать в полицию, попытка скрыться, оказание сопротивления и т.п.).

Вред лицу, совершившему преступление, может быть причинён лишь с целью его задержания и доставления соответствующим органам власти, если вы причиняете вред с целью отомстить обидчику, то вас привлекут к уголовной ответственности на общих основаниях.

Меры, которые предпринимаются для задержания лица, совершившего преступление, должны быть необходимыми, т.е. оправданными обстоятельствами дела. Насилие должно быть вынужденной, крайней мерой, когда иными средствами задержание осуществить невозможно.

Принимаемые меры по задержанию такого лица должны соответствовать характеру и опасности совершённого им преступления, а также опасности его личности. Нельзя причинять вред при задержании лица за преступления, которые не представляют значительной опасности для общественной безопасности (неуплата алиментов, клевета).

Характер мер по задержанию преступника должен соответствовать обстановке его задержания. Если лицо, преследующее задерживаемого, видит, что на помощь спешат милиционеры или граждане, и тем не менее убивает его, то такие действия не могут быть признаны правомерными.

Причиняемый вред не должен превышать пределов необходимости Должен быть соблюдёно условие соразмерности применения силы. Характер вреда, причиненного преступнику при его задержании, может быть самым разнообразным. Он зависит от степени опасности совершенного лицом преступления и обстановки задержания. Чем опаснее преступление, тем больший вред может быть причинен преступнику при его задержании. Характер (и размер) причиненного вреда определяется также и поведением самого преступника при его задержании. Превышение мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление, признаётся их явное несоответствие характеру и степени общественной опасности совершённого задерживаемым лицом преступления и обстоятельствам задержания, когда лицу без необходимости причиняется явно чрезмерный, не вызываемый обстановкой вред. Такое превышение влечёт за собой уголовную ответственность в случаях умышленного причинения вреда.

Причинение вреда должно носить вынужденный характер, т.е. оно допустимо лишь тогда, когда у лица, задерживающего преступника, нет возможности осуществить его ненасильственное задержание. Если же лицо совершило пусть и тяжкое преступление, но не оказывает сопротивления при задержании, причинение ему вреда недопустимо.

Защита должна быть неспровоцированной. Сотрудник, незаконно, вне какой-либо связи с возложенными на него служебными обязанностя­ми, использовавший против кого-либо вверенное ему оружие (мотивы могут быть различными - ревность, месть, хулиганские или корыст­ные побуждения и т.п.) несет ответственность за содеянное как частное лицо по ст.105 (умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах или без них), ст. 111 (умышленное тяжкое телесное повреждение), ст. 213 (хулиганство с применением ору­жия) УК РФ.

Умышленное, в нарушение установленных законом оснований и порядка, применение сотрудником уголовно-исполнительной системы физической силы, специальных средств и оружия в связи с возло­женными на него обязанностями влечет уголовную ответственность за превышение власти или служебных полномочий в соответствии со ст. 286 УК РФ (до 10-ти лет л\свободы).

 

 

Общие требования к применению физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудниками УИС.

Сотрудники уголовно-исполнительной системы при выполнении оперативно-служебных и боевых задач применяют оружие на территориях учреждений, исполняющих наказания, прилегающих к ним терри­ториях, на которых установлены режимные требования и на охраняе­мых объектах в порядке, предусмотренном Законом Российской Феде­рации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" и другими законами.

В ст. 28 Закона закреплено, что сотрудники уголовно-исполнительной системы обязаны проходить специальную подготовку и пе­риодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, свя­занных с применением физической силы, специальных средств и ору­жия, а также на умение оказывать доврачебную помощь пострадав­шим.

Вышеупомянутый закон устанавливает не только основания, но и порядок применения физической силы, специальных средств и ог­нестрельного оружия сотрудниками уголовно-исполнительной систе­мы.

Если правовые основания указывают на то, когда и в каких случаях можно применить физическую силу, либо специальные средс­тва или оружие, то порядок применения заключается в том, как и каким образом это должно делаться.

Согласно ст. 28 Закона порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудниками уголовно-исполнительной системы состоит в следующем:

1. Предупреждение сотрудниками уголовно-исполнительной сис­темы лица, против которого возможно применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия.

Пункт 1 ст. 28 Закона обязывает сотрудника предупредить по­сягающее или задерживаемое лицо о намерении использовать физи­ческую силу, специальные средства или огнестрельное оружие, пре­доставив при этом достаточно времени для выполнения своих требо­ваний, например, сложить оружие, прекратить бесчинства, выйти из укрытия.

Ранее действовавшие нормативные акты требовали от сотрудни­ка исправительного учреждения перед применением оружия обязательно делать предупреждение окриком "Стой! Стрелять буду!" и выстрелом вверх (за исключением случаев, когда жизни сотрудни­ка ИУ или жизни граждан угрожает непосредственная опасность). Сейчас же закон разрешил делать предупреждение о намерении при­менить оружие голосом или выстрелом вверх либо в ином направлении, исключающем поражение людей.

Следует помнить, что предупреждение о намерении применить физическую силу, специальные средства или оружие не делается в тех случаях, когда промедление в их применении создает непос­редственную опасность жизни или здоровью персонала и иных лиц, а также осужденных и заклю­ченных, может повлечь иные тяжкие последствия или когда такое предупреждение в создавшейся обстановке является неуместным или невозможным.

2. В соответствии с п. 2 ст. 28 Закона сотрудник уголовно-исполнительной системы при применении мер непосредственного при­нуждения должен обеспечить наименьшее причинение вреда осужден­ным и заключенным, предоставить пострадавшим медицинскую помощь.

Отсюда следует, что вышеперечисленные меры непосредственно­го принуждения применяются в качестве крайней меры, когда, нап­ример, исчерпаны все методы убеждения.

Причинение тяжких телесных повреждений, а тем более смерти ни в какой мере не является целью применения указанных мер при­нуждения.

Цель одна - пресечь противоправное деяние и если, например, сотрудник уголовно-исполнительной системы вынужден стрелять по человеку, он по возможности должен стремиться сохранить ему жизнь (вести огонь по рукам, ногам). После применения физической силы, специальных средств или оружия пострадавшим должна быть предоставлена медицинская помощь.

При отсутствии такой возможности сотрудник уголовно-испол­нительной системы сам, приняв меры безопасности, обязан оказать медицинскую помощь.

3. Пункт 3 ст. 28 Закона обязывает сотрудника уголовно-ис­полнительной системы доложить непосредственному начальнику о применении физической силы, специальных средств и оружия. Обычно такой доклад осуществляется рапортом.

О каждом случае применения огнестрельного оружия сотрудники уголовно-исполнительной системы в течение 24 часов с момента его применения обязаны доложить рапортом непосредственному начальни­ку или начальнику органа внутренних дел Российской Федерации по месту применения оружия.

В случае ранения или смерти осужденных, заключенных, иных лиц в результате применения физической силы, специальных средств или оружия начальники учреждений, исполняющих наказания, сообща­ют об этом прокурору.

Таким образом, строгое и четкое соблюдение общих требований применению физической силы, специальных средств и оружия явля­ется одной из важных обязанностей на пути укрепления законности и правопорядка в уголовно-исполнительной системе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 164; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.202.187 (0.008 с.)