Система законов организации. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система законов организации.



ЗАКОНЫ ОРГАНИЗАЦИИ.

 

Система законов организации.

Все организации формируются, функционируют и развиваются, подчиняясь определенным объективным законам, которые формируют систему законов организации. Рассмотрим их проявление.

Закон – это объективная всеобщая или типичная характерная проявляемая особенность объекта, описывающая его появление, состояние и изменение.

Закон организации – объективная особенность формирования, функционирования и развития организации, характерная и типичная для всех организаций.

Законы организации классифицируются по своему содержанию и объединяются в ряд групп (рис. 10.1.1) [26, с.112-129].

Основные законы организации показывают базовые особенности организации как социальной системы, в частности говорят о синергетическом эффекте и всеобщности инновационного развития.

Законы формы отражают морфологию (представления о формах) организации, предопределяют организационные формы и строительство «каркасов» организации.

Законы содержания говорят о принципах наполнения (организационного, информационного, ресурсного и др.) организации, об отражении сущности входящих в нее элементов.

Законы взаимосвязи показывают характер и особенности внутренних и внешних взаимоотношений организации, связи различных ее элементов, воздействий оказываемых ими друг на друга.

Законы взаимодействия отражают закономерности развития организации, принципы осуществления управленческой деятельности (управленческих воздействий и взаимодействий), этапы жизнедеятельности организации и объективные тенденции ее развития.

Взаимодействие, единство и взаимопроникновение законов организации предопределяет формирование системы данных законов.

Система законов организации – это совокупность объективных особенностей организации, формирующих системные представления о сущности, содержании и развитии организации.

Рассмотрим базовые, наиболее типичные, десять законов организации. При этом не будем забывать о том, что существуют и более частные или, наоборот, более общие закономерности, проявляемые в организациях. Примером такой закономерности может служить, например, то, что для любой организации характерна определенная деятельность, в частности, труд, но в данном случае мы имеем дело с более общей закономерностью, чем законы организации.

 

 

 


Рис. 10.1.1. Система законов организации.

 

Содержание законов организации.

Основные законы.

Закон синергии: свойства организации больше суммы качеств ее составляющих.

В организациях данный закон проявляется в том, что в результате объединения людей в единую организацию появляется новая сущность – организованное единство, ранее не наблюдаемое и способное получать иные результаты деятельности, нежели объединившиеся лица по отдельности. Сложение их организационных, деловых и личностных потенциалов, авторитета и ресурсов способно сформировать новую действенную общность. В любом случае, в результате появления новой организации формируются новые качества, ранее объединяющимся лицам не присущие.

Для всех организаций свойственен синергетический эффект – появление новых свойств и качеств в результате системной интеграции. Появление организаций связано, именно, в синергетическим эффектом, он является предпосылкой, технологической основой формирования новых организованных общностей.

Наиболее четко синергетический эффект проявляется в продукте организации – в том явлении, который никак не может появиться без данной социальной системы.

Закон инновации: организация всегда осуществляет нововведения.

В организациях инновационный процесс осуществляется постоянно. Игнорирование необходимости нововведений приводит к скорой смерти или поглощению организации. При этом инновации должна отражать изменения не только внутренней, но и внешней среды, а также приспосабливать организацию «играть на опережение». Важной составляющей инновационной политики является отражение изменений различных составляющих конъюнктуры –социально-экономических особенностей, а также факторов общественного настроения, моды и технологий. «Подстраивание» организации под факторы конъюнктуры не должно стирать «лица» организации. В каждой изменившейся ситуации организация должна уметь найти свои темы и представить адекватные им собственные продукты.

Законы формы.

Закон формации: форма организации определяется строением ее связей.

Данный закон устанавливает для организаций зависимость организационной формы от характера взаимоотношений внутри организации. Например, если организация лидерская, то в ней ярко выражены отношения «руководитель-подчиненный», что, в свою очередь, скорее всего, предопределяет иерархический характер данной организации. Соответственно, если организация сформировывается в результате соглашения нескольких равноправных партнеров и отношения изначально горизонтально ориентированные, то велика вероятность того, что организация выберет организационную форму органического характера.

Рис. 10.2.1. Этапы жизненного цикла организации.

 

Таблица 10.2.1. Содержание этапов жизненного цикла организации.

Наименование этапа жизненного цикла Содержание этапа жизненного цикла
  Возникновение 1. Создание инициативной группы организации из потенциальных партнеров 2. Разработка миссии и направлений деятельности организации 3. Привлечение первичных финансовых ресурсов 4. Прохождение юридической процедуры создания и регистрации 5. Привлечение специалистов к работе в организации и др.
  Становление 1. Заключение договоров с потенциальными партнерами 2. Приобретение или аренда производственных площадей 3. Изучение отрасли, конкурентов, проведение маркетинговых исследований 4. Обозначение своего места в экономическом пространстве 5. Разработка и продвижение первых продуктов и др.
  Развитие 1. Бесперебойное производство продуктов организации 2. Функционирование каналов продвижение продуктов 3. Постоянное обновление производства и постоянная инновационная активность организации 4. Реализация конкурентных преимуществ организации 5. Претензия на лидерство в отрасли и др.
  Стагнация 1. Присутствие в отрасли 2. Использование проверенных продуктов и отработанных каналов их продвижения 3. Традиционное позиционирование в качестве одного из лидеров отрасли 4. Постепенное снижение интереса к организации со стороны партнеров и общественности 5. Отторжение частей организации и отсоединение отдельных структурных подразделений и др.
  Разложение 1. Массовый отказ партнеров от сотрудничества 2. Производство традиционной продукции, которая не всегда пользуется спросом 3. Активизация конкурентов, претендующих на данную нишу 4. Соперничество со стороны вчерашних партнеров 5. Появление проблем с функционированием организации
  Ликвидация 1. Деградация продуктов организации 2. Увольнения сотрудников 3. Финансовые убытки 4. Распродажа имущества 5. Юридическая ликвидация через реорганизацию или ликвидацию и др.

 

ЗАКОНЫ ОРГАНИЗАЦИИ.

 

Система законов организации.

Все организации формируются, функционируют и развиваются, подчиняясь определенным объективным законам, которые формируют систему законов организации. Рассмотрим их проявление.

Закон – это объективная всеобщая или типичная характерная проявляемая особенность объекта, описывающая его появление, состояние и изменение.

Закон организации – объективная особенность формирования, функционирования и развития организации, характерная и типичная для всех организаций.

Законы организации классифицируются по своему содержанию и объединяются в ряд групп (рис. 10.1.1) [26, с.112-129].

Основные законы организации показывают базовые особенности организации как социальной системы, в частности говорят о синергетическом эффекте и всеобщности инновационного развития.

Законы формы отражают морфологию (представления о формах) организации, предопределяют организационные формы и строительство «каркасов» организации.

Законы содержания говорят о принципах наполнения (организационного, информационного, ресурсного и др.) организации, об отражении сущности входящих в нее элементов.

Законы взаимосвязи показывают характер и особенности внутренних и внешних взаимоотношений организации, связи различных ее элементов, воздействий оказываемых ими друг на друга.

Законы взаимодействия отражают закономерности развития организации, принципы осуществления управленческой деятельности (управленческих воздействий и взаимодействий), этапы жизнедеятельности организации и объективные тенденции ее развития.

Взаимодействие, единство и взаимопроникновение законов организации предопределяет формирование системы данных законов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 669; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.186.201 (0.011 с.)