Тема 1. Введение в социологию массовой коммуникации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Введение в социологию массовой коммуникации



Введение в учебную дисциплину: цель, задачи, предмет и основное содержание дисциплины, ее место и роль в системе подготовки специалиста; построение и последовательность обучения по дисциплине; отчетность по дисциплине; рекомендации по самостоятельной работе.

Роль и значение массовой коммуникации в современном мире. Актуальность изучения массовой коммуникации. Массовая коммуникация: определение. Структурные составляющие коммуникационных процессов. Основные подходы к изучению массы.
Типологии современных средств массовой коммуникации. Массовая коммуникация как предмет научного анализа.

Тема 2. Возникновение массовых коммуникаций в обществе: функциональный подход


Особенности коммуникаций в социальном организме. Роль коммуникаций в механизме обеспечения устойчивости социума. Технологические и социальные революции как фактор изменений в средствах и функциях массовой коммуникации.
Типология обществ по движению информационных потоков. Информационное общество. Понятия массового общества, массового сознания и массовой коммуникации.


Тема 3. Социологические исследования основных звеньев коммуникативного процесса


Основные этапы развития социологии СМК как науки. Социальные предпосылки оформления социологии СМК как науки. Научные, прагматические, идеологические факторы развития социологии СМК. Коммуникатор и социологические способы его изучения. Использование анализа содержания в исследованиях СМК: научный и прагматический интерес. Цели обращения к анализу содержания – выход на производителя и потребителя информации.
Возможности анализа качественного и количественного моделирования действительности в деятельности коммуникатора для выводов о его стратегии.

Тема 4. Функции и роли СМК

Эволюция представлений социологов на роль СМК в жизни индивида на протяжении ХХ века. Историческая парадигма функций. Функции системы СМК в массовом обществе. Исследования функций СМК. Социальные функции СМК. Функции СМК в парадигме модернизационного общества.


Тема 5. Механизмы осуществления роли СМК


Сознание индивида и массовое сознание. Формы и способы влияния группового и общественного мнения на личность. Индивидуальные и социальные интересы. Теоретические модели взаимоотношений СМК и индивида: тоталитарная и демократическая модель, одноступенчатая и двухступенчатая модели.
Социологические научные проекты, разрабатывающие эти модели. Понятие «лидера мнений».


Тема 6. Проблема эффектов и эффективности СМК


Эффекты и эффективность коммуникации. Последствия воздействия СМИ. Определение эффективности в зависимости от стадии воздействия информационного сообщения на индивида.
Способы измерения эффектов и эффективности коммуникации


Тема 7. СМК как социальный институт и вид бизнеса


Социальные институты общества. История изучения социальных институтов. Признаки социальных институтов. СМК как социальный институт. Массовая коммуникация как система.
Влияние форм собственности на деятельность информационных органов. СМК как бизнес. Взаимоотношения СМК и бизнеса.


Тема 8. СМК и власть. Понятие «четвертой власти»

Формы сосуществования государства и средств массовой коммуникации. Нормативные модели взаимодействия СМИ и государства. Правительственные, оппозиционные и независимые СМИ. Способы контроля над властью. Место прессы в способах контроля. Теория свободы прессы и ее социальной ответственности. Понятие информационной безопасности.

 

Тема 9. Особенности политической коммуникации в современном обществе. Политическая реклама в СМК

Формы взаимодействия политики и коммуникации. Понятие политической коммуникации. Политическое манипулирование.

Место политической рекламы в СМК. Политическая реклама – возможности манипулирования массовым сознанием. Формы политической рекламы: зависимость от этапов избирательной кампании и электоральных групп. Перспективы политической рекламы.

Тема 10. Коммерческая и социальная реклама в СМК

Реклама как массовая коммуникация. Характеристики системы массовых коммуникаций как основного рекламоносителя. Формы присутствия рекламы в СМК. Проблема контекста рекламы. Понятие скрытой рекламы.

Социальная реклама как современный способ создания социально одобряемого и социально не одобряемого действия. Отличие социальной рекламы от комплекса просветительских, агитационных способов борьбы с аномальными явлениями в социуме. Заказчики социальной рекламы.

Тема 11. Связи с общественностью и деятельность СМК

СМК как плацдарм осуществления целей структур по связям с общественностью. Возможности СМК для создания благоприятного имиджа организации. Реклама и «паблик рилейшнз»: общее и специфическое. Основные принципы общения с журналистами. Формы предоставления информации для СМК: приоритеты журналистской деятельности. Общие интересы служб по связям с общественностью и СМК и узлы противоречий: способы гармонизации отношений

Тема 12. Общественное мнение

Двойственность феномена общественного мнения. Подходы к определению общественного мнения. Содержание общественного мнения. Функции и виды общественного мнения. Общественное мнение и ПР. Методы формирования и выявления общественного мнения. Теория «спирали молчания» Э. Ноэль-Нойман и ее прикладное значение для изучения общественного мнения.

Тема 13. Средства массовой коммуникации как социальная подсистема

Массовая коммуникация в ее отличии от межличностной и специальной. Специфика межличностной и специальной коммуникации. СМК как ретранслятор и производитель информации. Критерии отнесения к СМК различных информационных органов: физическая и финансовая доступность. Факторы отбора информации в реальной деятельности информационных органов. Профессиональные факторы. Факторы групп интересов.

Тема 14. Методика социологического исследования массовой коммуникации

Социологические исследования как база эмпирической социологии. Виды социологических исследований. Этапы социологического исследования. Требования к программе социологического исследования. Объект и предмет, цель и задачи социологического исследования. Виды гипотез. Стратегический план социологического исследования. Анализ и обработка данных. Статистические методы обработки данных. Требования к отчету. Случайная, квотная и гнездовая выборка.

Тема 15. Социологические исследования аудитории СМК

Методы изучения аудитории. Исследования аудитории: анализ «количества» и «качества». Анкетирование, интервьюирование, тесты, наблюдение, анализ документов, экспертная оценка, психолингвистические процедуры. Анализ содержания как социологический метод изучения информационных потоков.

Тема 16. Особенности изучения теле-, радиоаудитории

Технические и «вербальные» способы получения информации о потреблении аудиторией разных телепередач. Место рекламодателей в корпусе заказчиков. Рейтинги передач. Аудиметры: плюсы и минусы качества полученной информации. Стандарты измерения радиоаудитории. Основные единицы измерения телеаудитории. Российские профессиональные организации на рынке теле- и радиометрии.

Тема 17. Прикладные исследования СМК

Мировой опыт изучения массовой коммуникации. Российский опыт изучения массовой коммуникации. Телеаудитория России. Основные исследовательские организации на российском рынке теле- и радиометрии.

Тема 18. Тенденции массовой коммуникации и ее исследований

Интернет как новое медийное средство. Положительное и отрицательное влияние интернета на общество. Процессы, характеризующие развитие современных масс-медиа: глобализация, демассовизация, конгломерация и конвергенция. Содержание глобальных информационных потоков.

IV.Литература

Основная литература

 

Федотова Л.Н. Социология массовых коммуникаций. – М.: Международный университет, 2009.

 

Дополнительная литература

 

Касьянов В.В. Социология массовых коммуникаций. – Р-н-Д.: Феникс, 2009.

Оришев А.Б. Социология рекламной деятельности. – М.: РИОР, ИНФРА-М, 2013.

Черных А. Социология массовых коммуникаций. – Р-н-Д.: ГУ ВШЭ, 2009.

Шарков Ф.И. Коммуникология. Социология массовой коммуникации. – М.: Дашков и К, 2010.

 

Интернет-ресурсы

 

1. http://ecsocman.edu.ru/ - Федеральный образовательный портал

2. http://lib.socio.msu.ru/ - электронная библиотека Социологического факультета МГУ

3. http://polbu.ru/ - Библиотека «Полка букиниста»

4. http://SocioLink.al.ru/ — материалы по социологическим ресурсам

5. http://socionet.ru/ - научно-образовательная социальная сеть

6. http://socnet.narod.ru/ — современная российская социология в сети Интернет.

7. http://www.isn.ru/sociology.shtml — российская сеть информационного сообщества; каталог ресурсов по социологии.

8. http://www.i-u.ru/biblio/ - библиотека РГИУ

9. http://www.library.cjes.ru/ - Библиотека Центра экстремальной журналистики

10. http://www.machaon.ru/links/education_list.html — ссылки по различным институтам, исследовательским центрам и университетам мира.

11. http://www.rocit.ru/ — материалы Региональной общественной организации «Центр Интернет-технологий» («РОЦИТ»).

12. http://www.socioline.ru/ - социология по-новому



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 172; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.83.223 (0.014 с.)