Тема 11. Русская философия XIX -XX вв. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 11. Русская философия XIX -XX вв.



 

«Философические письма» П. Я. Чаадаева: постановка вопроса о месте России в общемировой истории. Славянофилы и западники. Идея соборности во взглядах славянофилов. Философия русских революционных демократов: Чернышевский, Герцен. Споры о русской общине. Материалистическая и сенсуалистическая тенденции в философии русских революционных демократов.

Идейные взгляды народников: Бакунин, Лавров, Ткачев. Субъективизм в социологии Михайловского. Оправдание культуры: творческий выбор Г. П.Федотова. Метафизические пути русской мысли в ХХ в.: С. Н. Булгаков, П. А.Флоренский, С. Л. Франк, Н. О.Лосский, Л. П. Карсавин, А. Ф. Лосев.

Русская религиозная философия. Философия всеединства В. Соловьева. Экзистенциализм Н. Бердяева и Л. Шестова. Философия российского консерватизма: Н. Я. Данилевский, К. Н. Леонтьев. Концепция евразийства.

 

Базовый модуль № 2. Проблемы философии.

Тема 12. Бытие. Материя и ее свойства

Проблема бытия как основная и исходная философская проблема: исторический и логический аспекты. Развитие онтологической проблематики в истории философии. Бытие вещей и бытие мира: мир как предмет и как процесс. Бытие, небытие, инобытие.

Единство мира и множественность миров. Понятие единства мира как методологическое и теоретическое основание философского мировоззрения. Классификация форм бытия: по степени предметности (материальное, символическое, идеальное), по степени очеловеченности (природное, социальное, феноменальное). Научно-методологический смысл проблематики бытия.

Генезис проблемы и понятия материи. Материя как субстрат. Атомистическое, герметическое, естественнонаучное и философское понимание материи.

Уровни структурной организации материального мира. Материя как субстанция. Всеобщие свойства материи: движение, пространство, время.

Понятие движения, его генезис. Всеобщность движения как принцип и проблема. Движение и покой. Движение и энергия. Современная наука о движении.

Понятие пространства, его генезис. Пространство и вакуум. Проблема пространственной многомерности. Релятивистская и субстанциональная модели пространства.

Понятие времени, его генезис. Релятивистская и субстанциональная модели времени. Физическое, историческое, психологическое время.

 

Тема 13. Сознание

Развитие представлений о происхождении и сущности сознания. Атомистический (материалистический) и эйдетический подходы к проблеме сознания и их историческое развитие. Концепция отражения. Отражение как атрибут материи. Иерархия форм отражения в живой и неживой природе. Философский смысл антропосоциогенеза. Логически и исторически необходимые условия и предпосылки антропосоциогенеза. Сознательное и бессознательное.

Сознание и мышление. Роль труда, игровых форм поведения, языка в становлении сознания. Роль целеполагания, метода, орудийного мышления, творческого и репродуктивного начал в труде. Игра как единство иллюзорного и подлинного, естественного и искусственного в поведении человека. Мышление как игра. Роль игры в культуре.

Язык, его сущность и функции. Опосредующая между сознанием и реальностью роль языка. Абстракция и язык. Исторические этапы становления языка, их связь с генезисом сознания. Проблема идеального в истории философии. Нейрофизиологический, логический и семиотический смыслы понятия идеального. Образ, знак, символ. Информация. Философское, кибернетическое, биологическое толкования информации.

 

Тема 14. Познание

Гносеология (эпистемология) как наука, ее историческое становление. Знание, его виды. Типы рациональности (обыденная, откровенная, логическая, эмпирическая философско-диалектическая рациональности) и виды знания. Познавательная парадигма. Познание как отражение. Виды и проявления рефлективной (классической) гносеологической парадигмы, ее недостатки.

Становление деятельностного понимания феномена познания. Познание как деятельное, культурно-исторически определенное отношение человека к миру. Практика как содержание, цель и критерий познания. Познание и понимание: герменевтическая эпистемология.

Субъект и объект познания. Типология субъектов познания и ее соотношение с классификацией форм бытия. Природа, история и человек как объекты познавательной деятельности. Самопознание субъекта, его роль в познавательной деятельности.

Структура познавательной деятельности. Чувственное и рациональное познание. Обыденный и теоретический уровни познания. Методы научного познания. Исторические типы научных методологий: панлогизм, механицизм, эволюционизм, структурализм, синергетизм.

Проблема истины. Истина, заблуждение и ложь. Абсолютная и относительная, объективная и субъективная истины. Конвенциональная, прагматическая, логико-анлитическая концепции истины.

 

Тема 15. Общество

Социальная философия: предмет, особенности, функции. Взаимосвязь социальной философии с другими видами философского знания.

Понятие общества. Атомистический и органистический подходы к изучению общества. Общественное бытие и общественное сознание. Устойчивость и изменчивость в общественном бытии, Философия истории: понятие и проблематика. Феномен истории. Закономерность и случайность в истории. Роль личности в истории. Модели исторического развития: линейная, циклическая, спиралевидная, веерная.

Формационная модель общественного бытия. Сферы общественной жизни, структурные отношения между ними. Приоритетная сфера общественной жизни как формационный базис. Теории М. Вебера и К. Маркса как альтернативы формационной модели. Общественно-экономическая формация: понятия базиса и надстройки, производительных сил и производственных отношений. Роль государства и гражданского общества на современном этапе общественного развития.

Культурно-цивилизационные модели общественного бытия. Теория «локальных культур» О. Шпенглера. Понятие культуры. Цивилизация как упадок культуры. Концепция развития цивилизаций А. Тойнби. Механизм «вызова-ответа». Смысл истории по К. Ясперсу. Понятие «осевого времени».

Теория «этногенеза» Л. Гумилева. Понятие пассионарности.

 

Тема 16. Культура

Синтетический характер понятия культуры. Многообразие определений культуры. Материальная сторона культуры: культуры как очеловеченная природа. Природный, экономический, демографический факторы в функционировании культуры. Культура производства и производство культуры.

Духовная сторона культуры. Духовное производство как процесс функционирования культуры. Феномен общественного сознания, его соотношение с индивидуальным сознанием. Структура общественного сознания. Взаимосвязь форм общественного сознания: политика, право, мораль, религия, эстетическое сознание, наука. Культура и язык: язык как «дом культурного бытия». Семантическая концепция культуры: диалектика знаков и смыслов.

Понимание культуры как "человеческого в человеке", его связь с другими определениями культуры. Феноменологическое понимание культуры. Человек как отражение культуры и культура как отражение человека.

Проблема социального отчуждения в культуре. Исторические формы и виды отчуждения. Отчуждение в современной цивилизации. Массовая и элитарная культуры. Проблема "одномерности" человека в современной цивилизации.

Культура как система ценностей. Становление проблемы ценностей в истории философии. Ценность и значимость. Понятие оценки: духовный и практический аспекты. Аксиологический смысл нормы, идеала и запрета. Классификация ценностей.

 

Тема 17. Человек

 

Развитие представлений о природе человека в истории философии. Совершенный человек как теоретическая идеализация. Буддийская, китайская, античные, христианская, кальвинистская, коммунистическая концепции «совершенного человека». Современная антропология о соотношении биологического и социального в человеке. Антропогенез и социогенез. Влияние природных и социальных факторов на феноменальный фон человеческого бытия.

Жизнь как данность и ценность. Смысл жизни и сущность бытия. Идея бессмертия. Жизнь человека и история общества. История как цель и как средство, как объект и как субъект для человека.

Эмотивные факторы человеческого существования: любопытство, ужас, любовь, отчаяние. Понятие личности: многообразие определений. Соотношение понятий "человек", "личность", "индивидуальность". Исторический и культурный тип личности. Ролевая концепция личности. Личность как сущностная основа человека. Проблема определения сущностных сил человека. Самосознание как критерий личности. Структура личности.

Понятие свободы. Развитие представлений о свободе в истории философии. Соотношение свободы и необходимости. Свобода и ответственность. Свобода и отчуждение.

 

Тема 18. Наука и техника

 

Понятие науки. Исторические этапы становления науки и исторические типы рациональности. Функции науки. Наука как кумулятивная система. Знание как социальная ценность. Знание как продукция и как производящая сила. Наука как деятельность: продуктивная функция науки. Связь исторического развития науки со сменой эпох и со спецификой культур и цивилизаций. Истина как продукт, ценность и товар. Наука как социальный институт. Место науки в обществе в различные эпохи. Социальная самоорганизация науки.

Понятие техники. Виды техники и исторические этапы ее развития. Взаимодействие техники и науки на различных исторических этапах. Научно-технический прогресс и научно-техническая революция. Диалектика цели и средств в техническом прогрессе. Роль науки и техники в современной цивилизации. Сущность технократических концепций: «технотронное общество», «индустриальное» и «постиндустриальное общество», «информационное общество».

Понятие общественного прогресса. Многообразие определений и критериев прогресса. Технологический критерий: соотношение прогресса европейской и мировой, европейской и других цивилизаций. Прогресс и регресс. Модели прогресса. Человек как критерий прогресса. Роль глобальных проблем современности в осуществлении прогресса. Моделирование будущего и моделирование глобальных проблем. Современное состояние глобальных проблем.

 

 

 

 

 


  1. Содержание практических разделов дисциплины.

План проведения семинарских занятий

1 Предмет философии (ауд.р.2 ч.; с.р. 4 ч.)

 

1. Философия как вид знания. Методологические функции философии. Мировоззренческие функции философии.

2. Проблема основного вопроса философии.

3. Проблема возникновения философии. Миф. Религия.

4. Историческое развитие философии.

5. Материализм и его представители.

6. Идеализм и его представители.

7. Человек как центральная проблема.

 

2. Философия Древнего Востока. (ауд.р. 2 ч.; с.р. 4 ч.)

1. Условия зарождения философии.

2. Философия Древней Индии.

3. Ортодоксальные школы (веданта, йога, ньяя, санкхья, вайшешика, миманса).

4. Философия Древнего Китая: конфуцианство, даосизм.

 

3. Античная философия (ауд.р. 2 ч.; с.р. 4 ч.)

1. Философия античных досократиков: милетская, элейская, пифагорейская школы.

2. Атомизм Левкиппа и Демокрита.

3. Софисты и Сократ.

4. Философия Платона.

5. Философия Аристотеля.

6. Эпикуреизм и стоицизм.

 

4. Средневековая философия (ауд.р. 2 ч.; с.р. 4 ч.)

1. Неоплатонизм.

2. Возникновение христианской философии, ее периодизация и особенности.

3. Патристика. Основные догматы христианства.

4. Теоцентризм философии средневековья.

5. Номинализм и реализм в философии средневековья.

 

5. Философия эпохи Возрождения. (ауд.р.2 ч.; с.р. 4 ч.)

1. Характерные черты философии Ренессанса.Философские идеи Реформации: М. Лютер, Ж.Кальвин. контрреформация.

2. Пантеизм эпохи Возрождения: Н.Кузанский, Дж.Бруно.

3. Социально – политическая мысль эпохи Возрождения. Возникновение феномена утопизма. Т. Мор и его «Утопия».

4. Н. Макиавелли как основоположник политической теории. Понятие макиавеллизма.

6. Философия Нового времени (ауд.р. 2 ч.; с.р. 4 ч.)

1. «Научная революция» и философия Нового времени.

2. Эмпиризм Ф.Бэкона.

3. Сенсуализм Т.Гоббса и Дж.Локка.

4. Рационализм Р.Декарта, Б.Спинозы, Г.Лейбница.

5. Крайний сенсуализм Д.Беркли и Д.Юма.

 

7. Философия французского Просвещения. (ауд.р. 2 ч.; с.р. 4 ч.)

1. Феномен Просвещения. Первая волна просветителей: Монтескье, Вольтер, Руссо.

2. Развитие теории общественного договора.

3. Сенсуализм Вольтера.

4. Географический детерменизм Монтескье.

5. Механистическая методология французских материалистов.

 

8.. Немецкая классическая философия (ауд.р. 2 ч.; с.р. 4 ч.)

1. Диалектический метод в работах немецких классиков.

2. Философия И.Канта.

3. Философия Фихте и Шеллинга.

4. Абсолютный идеализм Гегеля.

5. Антропологический материализм Л.Фейербаха.

 

  1. Марксизм (ауд.р. 2 ч., с.р. 4 ч.)
  1. Философия К.Маркса.
  2. Исторический материализм.
  3. Ф.Энгельс.
  4. Базис, надстройка и производственные отношения, производительные силы.
  5. Коммунизм.

 

.10. Основные течения современной западной философии (вторая половина Х1Х-ХХ вв.).

1. Иррационализм: А.Шопенгауэр, Ф.Ницше, С.Кьеркегор.

2. Экзистенциализм: К.Ясперс, Ж.-П.Сартр, А.Камю.

3. Феноменология. Герменевтика.

4. Первый позитивизм: О.Конт, Г.Спенсер, Дж.Милль.

5. Эмпириокритицизм: Э.Мах, Р.Авенариус.

6. Аналитическая философия: логический позитивизм Б.Рассела

7. Лингвистическая философия Л. Витгенштейна.

8. Фрейдизм и неофрейдизм.

9. Американский прагматизм: Пирс,Джеймс, Дьюи.

10. Французский структурализм: К.Леви-Стросс, Ж.Деррида, М.Фуко.

 

11 Русская философия XIX -XX вв.

1. Основные идеи и направления русской философии XIX -XX вв.

2. Философия русских революционных демократов.

3. С.Н.Булгаков, П.А.Флоренский, С.Л.Франк, Н.О.Лосский, Л.П.Карсавин, А.Ф.Лосев.

4. Философия российского консерватизма: Н.Я.Данилевский, К.Н.Леонтьев.

5. Философия всеединства В.Соловьева. Экзистенциализм Н.Бердяева, Л.Шестова.

6. Концепция евразийства.

 

12. Бытие. Материя и ее свойства (ауд.р. 2 ч., с.р. 4 ч.)

1. Бытие как философская категория. Формы бытия.

2. Материя. Материя как субстанция и субстрат.

3. Диалектика: понятие, основные принципы, законы.

4. Пространство и время.

 

13. Сознание (ауд.р. 2 ч., с.р. 4 ч.)

1. Генезис сознания.

2. Работа Ф.Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека».

3. Язык и сознание.

4. Сознательное и бессознательное.

5. Сознание как отражение. Знак, символ, информация, образ.

 

14. Познание (ауд.р. 2 ч., с.р. 4 ч.)

1. Познание как отражение. Феномен знания.

2. Познание как деятельность. Практика.

3. Структура познавательной деятельности. Формы и методы научного познания.

4. Синергетика. Герменевтика.

5. Законы и категории диалектики.

 

15. Общество

1. Социальная философия.

2.Понятие общества. Атомистический и органистический подходы к изучению общества.

3. Общественное бытие и общественное сознание. Общественная психология и идеология.

4. Философия истории. Закономерность и случайность в истории. Роль личности в истории. Модели исторического развития: Линейная, циклическая, спиралевидная.

5. Культурно-цивилизационные модели общественного бытия. Теория «локальных культур» О.Шпенглера. Понятие культуры. Цивилизация как упадок культуры.

6. Концепция развития цивилизаций А.Тойнби. Механизм «вызова-ответа».

7. Смысл истории по К.Ясперсу. Понятие «осевого времени».

8. Теория этногенеза Л.Гумилева. Понятие пассионарности.график развития этноса.

9. Стадиальные теории развития общества. Теория общественно-экономических формаций К.Маркса.

 

16. Культура (ауд.р. 2 ч., с.р. 4 ч.)

1. Феномен культуры. Многообразие определений культуры.

2. Культура и цивилизация. Культура и история. Культура и язык.

3. Проблема социального отчуждения в культуре. Место человека в мире культуры.

4. Массовая и элитарная культуры. Типология культур.

5. Место России в диалоге культур. Запад-Восток.

 

17. Человек (ауд.р. 2 ч., с.р. 4 ч.)

1. Человек как философская проблема.

2. Развитие представлений о природе человека в истории философии.

3. Социальное и биологическое в человеке. Сознательное и бессознательное в человеке.

4.Феномен жизни. Жизнь как данность и ценность. Проблема жизни и смерти. Идея бессмертия. Смысл жизни человека.

5. Жизнь человека в контексте истории. Человек и общество. Свобода и необходимость.

 

18. Наука и техника (ауд.р. 2 ч., с.р. 4 ч.)

1. Проблема соотношения науки и техники.

2. Линейная модель. Эволюционная модель.

3.Техника науки и технические науки.

4.Техника в исторической ретроспективе.

5.Основные подходы к осмыслению техники: Э.Капп, А.Эспинас, Ф.Дессауэр, М.Хайдеггер, К.Ясперс, Х.Ортега-и –Гассет, Н.А.Бердяев.

 

 

  1. Программа самостоятельной познавательной деятельности студента

 

Тема Вопросы для самостоятельного изучения Кол-во час. Содержание самост. работы Формы контроля
  Предмет философии   Основные черты философского знания. Философия как мировоззрение. Структура и типы мировоззрения. Философия как особая сфера духовной жизни общества: философия и религия, философия и искусство.       Чтение и конспектирование литературы, составление словаря основных понятий и терминов. Зачет  
  Философия Древнего Востока   . Различные представления об устройстве мира. Неортодоксальные школы (настика): джайнизм, чарвака – лакаята. Буддизм как философия и религия. Разновидности буддизма (хинаяна, махаяна). Понятие неба в философии Конфуция. Традиционализм и ритуалистичность конфуцианства, его социальная направленность. Понятие «дао» в древнекитайской философии. Даосизм. Диалектика дао. Понятие «дэ». Эволюция даосизма. Философский и религиозный даосизм. Легизм. Моизм. .     Чтение и конспектирование литературы, составление словаря основных понятий и терминов, Опрос. Проверка домашнего задания
  Античная философия Онтологизм элеатов (Ксенофан, Парменид, Мелисс). Бытие и его характеристики. Отрицание движения. Апории Зенона. Физика элеатов. Неоплатонизм. Учение о Едином Благе. Иерархия Плотина. Понятие эманации. Влияние неоплатонических идей на христианство. Значение античной философии.     Чтение и конспектирование литературы, составление словаря основных понятий и терминов, Опрос. Проверка домашнего задания
  Средневековая философия Возникновение и идейные источники христианства. Особенности и периодизация христианской философии. Монотеизм, теоцентризм, догматизм, дидактизм в средневековой философии. Ереси и борьба с ними. Арианство и спор о соотношении лиц в троице. Монофизитство и монофилитство. Гностицизм в эпоху раннего христианства. Валентин, Василид и др. Манихейство. Дуалистическое понимание мира в гностицизме. Понятие демиурга. Влияние гностиков на еретические движения эпохи средневековья. Роль патристики в формировании средневековой философии. Средневековая арабская философия: Авиценна, Аверроэс. Значение средневековой философии.     Чтение и конспектирование литературы, составление словаря основных понятий и терминов, Опрос. Проверка домашнего задания  
  Философия эпохи Возрождения Пантеистическое учение Н. Кузанского. Диалектическое понимание Бога. Идея бесконечности Вселенной. Гносеология. Дж. Бруно и его продолжение идей Кузанского. Пантеизм и материализм Дж. Бруно. Идея множественности миров. Переход от геоцентрической модели мира к гелиоцентрической. Социальное учение Т. Мюнцера. Контрреформация. Философское значение протестантизма. Т. Кампанелла и его представления об идеальном государстве   Чтение и конспектирование литературы, составление словаря основных понятий и терминов, Опрос. Проверка домашнего задания  
  Философия Нового времени   Социально – экономические условия формирования философии Нового времени. Особенности развития научного знания и его влияние на философию XVI – XVII вв. Антисхоластическая направленность философии Нового времени. Разработка метода научного исследования. Пантеизм Б. Спинозы и его рационалистическая методология. Понятие субстанции и ее атрибутов. Бог как единственная субстанция. Монадология Г. Лейбница. Понятие монады. Учение о предустановленной гармонии и понятие Бога.     Чтение и конспектирование литературы, составление словаря основных понятий и терминов, Опрос. Проверка домашнего задания  
  Философия французского Просвещения Взгляды Монтескье на государственную власть. Принцип разделения властей. Географический детерминизм Монтескье. Сенсуализм Вольтера. Общественно-политические взгляды. Отношение к религии и государственной власти. Руссо и апология равенства. Отношение к частной собственности. Феномен энциклопедизма: Дидро, Гельвеций. Французский материализм XVIII в.: Ж. Ламетри, Э. Кондильяк, П. Гольбах. Понятие материи как субстанции. Механистическая методология французских материалистов.       Чтение и конспектирование литературы, составление словаря основных понятий и терминов, Опрос. Проверка домашнего задания
  Немецкая классическая философия   Рационалистическая и романтическая тенденции. Романтизм как направление: Гердер, Гете, Лессинг, Шиллер. Движение «Буря и натиск». Понятие немецкой классической философии, основные представители. Развитие диалектики. Учение о феноменах и ноуменах. Субъект и объект в философии Канта. Социальные взгляды Фихте. Философия откровения как завершение философии Шеллинга. Антропологический материализм Л. Фейербаха. Интерес к природе и человеку. Теория религиозного отчуждения. Понятие Бога. Путь преодоления отчуждения.       Чтение и конспектирование литературы, составление словаря основных понятий и терминов.. Опрос. Проверка домашнего задания
  Марксизм Материалистическая диалектика. Понятие практики: практика как критерий истины, цель и основа познания. Общественно-историческая практика. Понятие отчуждения. Понятие общества. Общественное бытие и общественное сознание. Философия истории. Теория общественно-экономических формаций. Базис и надстройка Классовая борьба как движущая сила исторического процесса.     Чтение и конспектирование литературы, составление словаря основных понятий и терминов.. Опрос. Проверка домашнего задания
  Основные течения современной западной философии (вторая половина Х1Х-ХХ вв.).   Утилитаристская тенденция. Прагматическая концепция истины. Функции философии и науки. Социальные и научно – теоретические предпосылки возникновения позитивизма. Понятие позитивизма. Первая волна позитивизма: О. Конт, Г. Спенсер, Д.С. Миль. Отношение к философии. Понятие позитивной науки. Теория трех стадий Конта. Создание социологии. Органицизм Спенсера. Вторая волна позитивизма: эмпириокритицизм (махизм). Э. Мах, Р. Авенариус. Понятие гипотетико-дедуктивного метода. Верификация как основной критерий научности. Субъективный идеализм Маха. Отношение к метафизическим проблемам. Принцип экономии мышления. Постпозитивизм (критический рационализм). К. Поппера и его идеи. Фальсифицируемость как основной критерий научности. Представления о прогрессе науки. Понятие парадигмы в философии Т. Куна. Наука «нормальная» и «аномальная». Научные революции.И. Лакатос и методология научно – исследовательских программ. П. Фейерабенд и плюрализм научных теорий. Иррационализм А. Шопенгауэра. Мир как воля и представление. Пессимизм.       Чтение и конспектирование литературы, составление словаря основных понятий и терминов.. Опрос. Проверка домашнего задания
  Русская философия XIX -XX вв.   Материалистическая и сенсуалистическая тенденции в философии русских революционных демократов. Идейные взгляды народников: Бакунин, Лавров, Ткачев. Субъективизм в социологии Михайловского. Религиозная философия. Философия всеединства Вл. Соловьева. Этическая направленность.     Чтение и конспектирование литературы, составление словаря основных понятий и терминов.. Опрос. Проверка домашнего задания
  Бытие Классификации форм бытия: по степени предметности, по степени очеловеченности и др. Субъективная и объективная реальность (идеальное и материальное). Материя как философская категория. Развитие представлений о материи. Ленинское понимание материи и его критика. Материя как субстанция и субстрат. Естественнонаучное и философское понимание материи. Строение материи. Всеобщие свойства материи: движение, пространство, время.     Чтение и конспектирование литературы, составление словаря основных понятий и терминов.. Опрос. Проверка домашнего задания
  Сознание Концепция отражения. Отражение в живой и неживой природе. Проблема идеального в истории философии   Чтение и конспектирование литературы, составление словаря основных понятий и терминов.. Опрос. Проверка домашнего задания
  Познание Гносеология. Познание как культурно-исторически определенное отношение человека к миру. Познание как отражение и деятельность. Субъект и объект познания. Различные подходы к соотношению субъекта и объекта в процессе познания. Типология субъектов познания и ее зависимость от классификации форм бытия.     Чтение и конспектирование литературы, составление словаря основных понятий и терминов.. Опрос. Проверка домашнего задания
  Общество Социальная философия: предмет, особенности, функции. Взаимосвязь социальной философии с другими видами философского знания. Философия истории: понятие и проблематика. Феномен истории.     Чтение и конспектирование литературы, составление словаря основных понятий и терминов.. Опрос. Проверка домашнего задания
  Культура Материальная, духовная, ценностная и феноменальная стороны культуры. Культура и история. Культура и цивилизация.   Чтение и конспектирование литературы, составление словаря основных понятий и терминов.. Опрос. Проверка домашнего задания
  Человек Жизнь человека в контексте истории. Человек и общество. Свобода и необходимость.     Чтение и конспектирование литературы, составление словаря основных понятий и терминов.. Опрос. Проверка домашнего задания
  Наука и техника Основные подходы к осмыслению техники:Эрнст Капп,Альфред Эспинас, Фридрих Дессауэр. Научно-технические открытия.   Чтение и конспектирование литературы, составление словаря основных понятий и терминов.. Опрос. Проверка домашнего задания

 

  1. Текущий и итоговый контроль результатов изучения дисциплины.

Основной формой текущего контроля преподавателем самостоятельной работы является опрос на семинарских занятиях. К индивидуальным собеседованиям на консультациях привлекаются студенты, которые отсутствовали на занятиях или были плохо подготовлены к ним.

В качестве оценки уровня усвоения знаний и умений, приобретаемых и усваиваемых студентов, учебным планом предусмотрен экзамен.

Содержание вопросов к экзамену составлено с учетом норм, определенных стандартом образования в соответствии с целями, направлены на формирование и проверку как предметных, так и общих интеллектуальных умений.

Контролирующие материалы имеют развивающий и познавательный характер, ориентированы на творческую реализацию личности и выполняют функции промежуточной диагностики.

Целью контроля является:

* выявление уровня усвоения материала;

* выявление глубины знаний студентов (развитие способности к самостоятельным суждениям, позициям на основе приобретенных знаний);

* оценка студентами своего образования и творческого потенциала;

* самообразование студентов;

* побуждение студентов к дальнейшему культурному развитию и саморазвитию.

Принципы контроля. Для определения степени усвоения, контролирующие материалы по сложности и в зависимости от цели, условно делятся на два уровня.

1 уровень - репродуктивный, узнавание, (т.е. воспроизведение информации на основеполученных знаний ). Задания этого уровня о пределяют степень усвоения изученного материала.Включает вопросы итогового теста на опознание, различение и классификацию.

2 уровень - репродуктивно-поисковый (поиск самостоятельных решений на основе воспроизведения информации по памяти с опорой на интуицию). Задания этого уровня определяют степень самостоятельности суждений, предназначены для проверки подготовки магистрантов. Сюда относятся темы рефератов и темы, выносимые на коллоквиум.

 

 

Примерные вопросы к экзамену по дисциплине:

 

1. Философия как наука. Структура философского знания.

2. Философия как мировоззрение. Роль философии в жизни общества.

3. Исторические формы идеализма.

4. Исторические формы материализма.

5. Древнеиндийская философия, ее основные школы и понятия.

6. Древнекитайская философия, ее основные школы и понятия.

7. Философия античных досократиков. Атомизм Демокрита.

8. Философия Платона.

9. Философия Аристотеля.

10. Средневековая философия: круг проблем и основные течения.

11. Философия эпохи Возрождения.

12. Рационализм Нового времени: Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц.

13. Сенсуализм Нового времени: Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк.

14. Философия эпохи французского Просвещения XIII века.

15. Немецкая классическая философия: И. Кант.

16. Немецкая классическая философия: Г.В.Ф. Гегель.

17. Философия марксизма. Марксизм-ленинизм.

18. Позитивизм. Неопозитивизм ХХ в.

19. Иррационалистические течения в современной западноевропейской философии.

20. Русская философия XIX-XX веков.

21. Бытие как исходная категория философии.

22. Понятие материи в философии. Материя как система: современные космологические концепции.

23. Движение как атрибут материи. Основные формы движения материи. Движение и энергия.

24. Пространство как атрибут материи.

25. Время как атрибут материи.

26. Метафизика, ее виды: панлогизм, механицизм, эволюционизм.

27. Герменевтика как учение и методология. Герменевтический круг.

28. Синергетика как учение и методология.

29. Принципы и законы диалектики.

30. Основные категории диалектики (Сущность и явление, целое, часть, система, причина и следствие, необходимость и случайность).

31. Происхождение и сущность сознания.

32. Язык и мышление. Функции языка.

33. Знание. Типы рациональности.

34. Структура и виды познания.

35. Формы и методы научного познания мира.

36. Истина. Концепции и критерии истины.

37. Практика и ее роль в процессе познания.

38. Наука как форма деятельности и как система знания.

39. Наука как социальный институт.

40. Понятие общества. Общественное бытие и общественное сознание.

41. Общество как система: материальная сфера жизнедеятельно­сти общества. Общество и природа.

42. Общество как система: социальная структура общества.

43. Политическая организация общества: происхождение, сущ­ность, функции государства, исторические формы государства.

44. Право как социальное явление. Гражданское общество.

45. Искусство как социальное явление, его роль в общественной жизни.

46. Мораль как социальное явление. Свобода, произвол, ответственность.

47. Учение марксизма об общественно-экономической формации. Структура и динамика общественно-экономической формации.

48. Духовная жизнь общества. Структура и формы общественного сознания.

49. Культура как вторая природа.

50. Культура как символическая система. Знак, символ, информация.

51. Культура как система ценностей.

52. Понятие цивилизации. Типы цивилизаций, их специфика.

53. Феномен истории. Смысл и направленность исторического развития. Общественный прогресс и его критерии.

54. Человек как биопсихосоциальное существо. Смысл жизни человека.

55. Культура как человеческое в человеке.

56. Личность. Структура и социокультурные типы личности.

57. Общественный про­гресс, его виды и критерии.

58. Движущие силы и субъекты исторического развития. Роль вы­дающихся личностей в истории.

59. Проблема социального насилия. Философия ненасилия.

60. Научная, философская и религиозная картины мира.

61. Техника как предмет философского анализа. Научно-техническая революция.

62. Глобальные проблемы современности, их философский смысл.

 

 

11. Модульно-рейтинговая карта дисциплины «Философия»

 

Наименование модуля, виды работы и формы контроля Рейтинг – баллы
минимум максимум
Входной модуль № 0    
Изучение документов, описывающих процесс обучения по дисциплине (рабочая программа, методические рекомендации и т.п.), знакомство с электронными учебными изданиями по дисциплине в электронном читальном зале библиотеки ХГУ им. Н.Ф. Катанова    
Входное тестирование    
Базовый модуль №1 Философия истории    
Наличие конспектов лекций 1-3    
Словарь терминов к лекциям 1-3    
Тестирование    
Семинары 1-3    
Базовый модуль № 2 Проблемы философии    
Наличие конспектов лекций 4-8    
Словарь терминов к лекциям 4-8    
Семинары 4-10    
Итоговый модуль (экзамен)    
Дисциплинарный рейтинг    

 


РЕЙТИНГ- КАРТА СТУДЕНТА

по изучению дисциплины «Философия»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 279; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.160.14 (0.182 с.)