Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Для очной сокращенной формы обученияСтр 1 из 4Следующая ⇒
СОДЕРЖАНИЕ
Введение Теория государства и права - общепрофессиональная, фундаментальная юридическая наука, имеет методологическое значение для всех отраслей знаний о государстве и праве, оказывает непосредственное влияние на практику государственно-правового строительства, отражает наиболее общие закономерности развития и функционирования государственно-правовых и связанных с ними явлений. Поэтому необходимо постоянно учитывать широкий диапазон связей теории государства и права как с общегуманитарными науками - философией, политологией, социологией, так и отраслевыми юридическими науками - гражданское, уголовное, административное право и другими. Современное состояние науки теории государства и права характеризуется многообразием подходов к определению значения многих юридических понятий и подходов к построению юридических конструкций, классификаций юридических явлений. Отсутствует общее понимание практически всех политических и правовых доктрин, нет единства взглядов даже относительно названия и структуры данной вузовской дисциплины. Всё это предопределяет многообразие структурно-логических концепций последовательности изучения теории государства и права.
Изучение теории государства и права имеет целью овладение понятийным аппаратом юриспруденции, заложить базовые знания у студентов, способствующих дальнейшему изучению отраслевых юридических наук и успешной практической деятельности, развить способность к анализу и самостоятельному осмыслению государственно-правовых проблем, воспитание уважения к праву и законности. Задачами курса выступают формирование у студентов основ правовых знаний и юридического мышления, ценностных ориентаций в жизни и практической деятельности, основанных на приоритете прав и свобод при одновременном признании фундаментальной значимости государственно-правовых институтов, умения правильно воспринимать и толковать государственно-правовые явления, оценивать их с позиций как общечеловеческих, так и конкретно-исторических ценностей. Структура дисциплины соответствует государственным требованиям к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника НОУ Сибирского института, бизнеса, управления и психологии по специальности 030501.65 – юриспруденция и 030500.62 - направлению, современным представлениям о системе данной науки, поэтому учебная программа состоит из 22 тем, которые последовательно охватывают содержание государственного стандарта. В соответствии с программой изучение дисциплины начинается с предмета и методологии науки. Затем рассматриваются общие вопросы происхождения и развития права и государства, их сущность, понятия и периодизацию. Следующие темы отведены проблемам государствоведения и предусматривается правоведческий, а не политологический анализ теоретических вопросов взаимодействия государства с негосударственными элементами политической системы общества, соотношение государственной власти и государственного управления, государства и экономики, формирования правового государства и гражданского общества.
Большинство тем программы посвящены общей теории права. В них отражены самые существенные вопросы права - принципы, источники, система, толкование, правоотношение, праворегулирование, правотворчество, правореализация и правоприменение, правосознание и правовая культура. Завершают программу курса темы, охватывающие важнейшие аспекты правопорядка: правомерное поведение, правонарушение, юридическая ответственность, законность. Для достижения обозначенных целей и задач программой предусмотрены разнообразные формы и методы проведения аудиторных занятий (вводные, установочные, обзорные, информативно-проблемные лекции, семинары, практические занятия преподавателя с обучаемыми). Для очной формы обучения читаются вводные и информативно-проблемные лекции, для заочной формы обучения - установочные и обзорные лекции. Их цель - привести знания, полученные студентами во время самостоятельного изучения в определенную систему, проинформировать о новейших достижениях в теории государства и права, обозначить место государственно-правовых явлений и форм в общей системе изучаемого курса. В связи, с чем рекомендуется ознакомление накануне лекции с материалом соответствующей темы для быстрого вхождения в рабочий режим, надлежащей ориентации в изучаемом вопросе, творческого конспектирования учебного материала. Семинары проводятся для закрепления и углубления знаний, полученных на лекциях и в результате самостоятельного изучения дисциплины. На них вырабатываются и развиваются самостоятельность мышления, умение формулировать выводы, увязывать теоретические положения с зарубежной и отечественной практикой государственно-правового регулирования, отрабатываются навыки публичных выступлений, ведения полемики и культуры речи. В помощь обучаемым кафедрой разработаны и содержатся в данной программе планы семинарских (практических) занятий, в которых приведены выносимые вопросы на занятие, задания для самостоятельной работы, контрольные вопросы и перечень дополнительной литературы ко всем темам курса. Успех в изучении учебной дисциплины "Теория государства и права" во многом зависит от самостоятельной работы обучающегося. Она является необходимым условием прочного и осознанного усвоения учебного материала, повышает интерес к изучаемой дисциплине, тренирует внимание, прививает общие навыки культуры умственного труда. При изучении отдельных, наиболее сложных тем, используются компьютерные обучающие программы, которые позволяют, кроме помощи в обучении, оперативно провести контроль усвоения рассматриваемых вопросов студентами. Изучение теории государства и права не ограничивается указанными формами, как минимум одну тему каждому студенту придется проработать более глубоко, в первую очередь, в процессе подготовки курсовых работ, а также при написании рефератов, устных сообщений. Цель курсовых работ - самостоятельное исследование темы, приобретение навыка по изучению, анализу, обобщению нормативного, директивного, теоретического и практического материала, выработка умения логично, кратко, точно и ясно излагать свои мысли в письменной форме.
Тематика курсовых работ для студентов заочной формы обучения объявляется во время установочной сессии, а для студентов очной формы обучения - в начале второго семестра обучения. Порядок выполнения курсового исследования, требования к его форме, структуре и содержанию изложены в отдельной методической разработке, подготовленной кафедрой государственно-правовых дисциплин, которой можно воспользоваться в библиотеке или на кафедре. Важное место в процессе обучения занимают индивидуальные и групповые консультации обучаемых. Они могут быть устными и письменными, тематическими и по вопросам самих студентов либо по вопросам, предложенным преподавателем. Групповые консультации проводятся по расписанию занятий в связи с подготовкой к курсовому или государственному экзамену. Устные индивидуальные консультации даются обучаемым в дни и часы, предусмотренные графиком кафедры, и проводятся в здании института. В качестве методов педагогического контроля успеваемости могут использоваться, в частности, опрос, контрольные задания, проверка преподавателем конспектов рекомендованной литературы, лекций, семинаров и заданий для самостоятельной работы, рецензирование курсовой работы, тестирование и другие традиционные и нетрадиционные способы и приемы, направленные на оперативную, рубежную и общую проверку знаний студентов по широкому кругу вопросов, предусмотренных программой обучения. Формы контроля для каждой формы обучения приведены в разделе «объём дисциплины и виды учебной работы». На выпускных курсах по теории государства и права предусмотрен государственный экзамен. При освоении теории государства и права на очной форме обучения используются элементы блочно-модульного обучения и рейтинговой системы оценки, для чего на каждый семестр составляется рейтинг-план изучения дисциплины. В результаты изучения данной юридической дисциплины обучаемые должны: Знать – современные достижения науки теории государства и права на основе освоения монографической и учебной литературы, азы юридической терминологии; Уметь – увязывать теоретические знания с практическим решением вопросов профессиональной деятельности; ориентироваться в действующем конституционном и отраслевом (текущем) законодательстве; ведомственных нормативных актах;
Иметь представление – о положительном опыте работы судебных и правоохранительных органов; Обладать навыками – анализа нормативно-правовых актов, их правильного толкования, самостоятельности мышления, те грамотность, общую культуру и эрудицию. ТРЕБОВАНИЯ ГОС
Методологические основы научного понимания государства и права, государственно-правовых явлений; закономерности исторического движения и функционирования государства и права; взаимосвязь государства, права и иных сфер общества и человека; понятийный и категориальный аппарат теории государства и права; эволюция и соотношение современных государственных и правовых систем; основные проблемы современного понимания государства и права; общая характеристика современных политико-правовых доктрин.
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИН И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ ДЛЯ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ (специалист - 5 лет и бакалавр – 4 года)
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИН И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИН И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИН И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ ДЛЯ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ (специалист - 6 лет)
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИН И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ ДЛЯ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ (бакалавр – 5 лет)
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Тема 5. Функции государства Понятие, значение и объективный характер функций государства. Соотношение их с целями, задачами государства, функциями конкретных государственных органов.
Обусловленность функций государства его сущностью и социальным назначением. Классификация функций государства: постоянные и временные, внутренние и внешние, основные и неосновные. Характеристика основных внутренних и внешних функций современного Российского государства. Основные внутренние функции: экономическая, социальная, защиты прав и свобод граждан, экологическая, налогообложения и др. Основные внешние функции: обороны, обеспечения мира и поддержания мирового порядка, интеграции в мировую экономику, сотрудничества с другими государствами в решении глобальных проблем и др. Динамика функций государства. Связь и взаимодействие функций государства. Функции государства и своеобразие исторического периода развития государства и общества. Соотношение сущности и функций государства. Границы деятельности государства. Формы и методы осуществления функций государства: понятие и виды. Правовые формы реализации функций государства: правотворческая, правоисполнительная и правоохранительная государственная деятельность. Организационные формы реализации функций государства: понятие, виды, связь с правом. Метод компромисса как основной метод демократического государства. Тема 6. Форма государства Понятие и элементы формы государства. Неоднозначность взглядов на понятие «форма государства». Разнообразие форм государства и факторы, определяющие форму государства в государственно-организованном обществе. Понятие формы государственного правления. Общие признаки и разновидности монархической формы правления. Понятие, общие признаки и разновидности республиканской формы правления. Характерные черты парламентарной и президентской формы республиканского государственного правления. Форма государственного правления России и ее развитие в современных условиях. Форма государственного устройства. Понятие, признаки и разновидности унитарной формы государственного устройства. Федеративная форма государственного устройства Характер, содержание, структура и основные различия территориальной и национальной разновидностей федеративной формы государственного устройства. Федеративное устройство России: прошлое и современность. Конфедерация как форма государственного устройства. Понятие государственного (политико-правового) режима. Общие черты антидемократических (деспотических, авторитарных, тоталитарных, расистских, фашистских и др.) государственных режимов. Характеристика демократических форм и методов (режимов) осуществления государственной власти. Государственный (политико-правовой) режим современной России.
Общественных отношений Система нормативного регулирования общественных отношений. Социальные и технические нормы, их понятие, особенности и взаимосвязь. Технико-юридические нормы, их роль и место в правовом регулировании. Виды социальных норм. Право и обычаи. Право и нормы общественных организаций. Соотношение права и морали: единство, различие, взаимодействие. Противоречия между правом и моралью и пути их преодоления. Роль права в развитии и укреплении нравственных основ общества. Значение морали в повышении правовой культуры и формировании уважения к праву. Место и роль права в системе нормативного социального регулирования.
Правовых актов
Правотворчество как завершающая стадия правообразования и главное средство придания праву юридической силы. Механизм правотворчества. Понятие, этапы и стадии правотворческого процесса. Содержание, цели и субъекты правотворчества. Виды и принципы правотворчества. Ведомственное, делегированное, санкционированное, локальное правотворчество. Правотворчество и законотворчество. Особенности российского законодательного процесса. Понятие и основные стадии законотворческого процесса. Законодательная инициатива, обсуждение законопроекта, принятие и опубликование закона. Оптимизация правотворческой деятельности. Систематизация нормативных актов: понятие, необходимость, виды. Инкорпорация, консолидация, кодификация. Свод законов как высшая форма систематического собрания нормативных юридических актов. Систематизация с использованием возможностей компьютерной техники. Юридическая техника и ее значение для правотворчества и систематизации нормативных актов. Средства, правила и приемы как элементы юридической техники. Язык и стиль закона. Юридические конструкции. Правовые презумпции. Юридические фикции. Аксиомы права. Правовая символика. Специализация и унификация российского законодательства. Тема 13. Норма права
Понятие нормы права. Признаки правовой нормы, отличающие ее от других разновидностей социальных норм и индивидуальных правовых велений (предписаний). Общеобязательность, формальная определенность, связь с государством, микросистемность. Предоставительно-обязывающий характер юридических норм. Специализация норм права. Логическая норма и норма-предписание. Структура логической нормы права: указание на цель и на субъектный состав, гипотеза, диспозиция, санкция. Двучленная структура нормы-предписания. Нормы права и статьи нормативного акта: их соотношение. Способы изложения правовых норм в статьях нормативных актов. Виды структурных элементов норм по их составу: простые, сложные, альтернативные гипотезы и диспозиции. Штрафные (карательные) и правовостановительные (защитные) санкции. Классификация норм права: критерии и виды. Регулятивные, охранительные и специализированные нормы права. Управомочивающие, обязывающие и запрещающие нормы. Императивные и диспозитивные нормы. Отраслевые нормы права. Материальные и процессуальные нормы права. Виды норм права по сфере их действия. Современности. Понятие системы права и ее основные элементы. Критерии деления системы права на отрасли. Предмет и метод правового регулирования. Понятие отрасли права. Общая характеристика отраслей российского права. Институт права: понятие и виды. Межотраслевой и отраслевой институт права. Подотрасль и субинститут права. Частное и публичное право. Материальное и процессуальное право. Соотношение национального и международного права. Система российского права и международное право. Система права и система законодательства, их соотношение и взаимосвязь. Характеристика современного состояния российского законодательства. Понятие законодательства в широком и узком значениях. Понятие и структура правовой системы общества. Характеристика романо-германской, англо-саксонской, религиозной, традиционной семей права.
Тема 15. Правовые отношения Правовые отношения: понятие и признаки. Классификация правовых отношений. Общие и конкретные правоотношения. Материальные и процессуальные правоотношения. Основания возникновения правоотношений. Норма права, юридический факт, правосубъектность. Состав правоотношения: субъект, объект, субъективные права и юридические обязанности. Понятие и виды субъектов права. Субъект права и субъект правоотношения. Индивидуальные и коллективные субъекты. Физические и юридические лица. Государство как субъект права. Правоспособность и дееспособность: их классификация. Факторы, обуславливающие дееспособность. Ограничение дееспособности. Деликтоспособность. Правовой статус и компетенция. Понятие объекта правоотношения. Плюралистическая и монистическая теории объекта правоотношения. Фактическое и юридическое содержание правоотношения. Понятие, признаки и структурные элементы субъективного права и юридической обязанности. Понятие и классификация юридических фактов как оснований возникновения, изменения и прекращения правоотношений. Простые и сложные юридические факты. Фактический (юридический) состав. Тема 16. Реализация права
Понятие реализации норм права. Формы непосредственной реализации права. Использование, исполнение и соблюдение права. Применение правовых норм как особая форма реализации права. Необходимость правоприменительной деятельности. Стадии процесса применения норм права. Установление и анализ фактических обстоятельств дела. Доказательства в правоприменительной деятельности и требования предъявляемые к ним. Выбор и анализ нормы как установление юридической основы применения норм права. Проверка подлинности нормы права. Правила разрешения коллизии правовых норм в правоприменительной деятельности. Правовая квалификация установленных юридических фактов. Вынесение правоприменительного решения как заключительная и основная стадия правоприменительной деятельности. Условия и юридические гарантии законного и обоснованного применения права. Акты применения права: понятие, признаки, структура, виды. Отличие правоприменительных актов от нормативных. Правоприменительные акты, принимаемые органами внутренних дел.
Тема 20. Правовое поведение Право и поведение. Правовое поведение и его виды. Понятие и признаки правомерного поведения. Его структура: субъект, объективная и субъективная стороны, объект. Субъекты правомерного поведения и их соотношение с субъектами правовых отношений и права. Общее и особенное в правомерном поведении индивидов, должностных лиц, коллективов, государственных органов, государства в целом. Объективные и субъективные факторы формирования правомерного поведения. Мотивация правомерного поведения: понятие и процесс. Классификация правомерного поведения: многообразие ее критериев, видов и вариантов правомерных поступков. Обычное (привычное), конформистское (пассивное) и маргинальное правомерное поведение. Отношение государства по степени заинтересованности к различным видам правомерного поведения. Основные средства повышения правовой активности граждан и их законных объединений. Правовое стимулирование как средство активизации правомерного поведения. Понятие и признаки правонарушения. Юридический состав правонарушения. Субъект и объект, субъективная и объективная стороны правонарушений. Классификация правонарушений. Преступления и проступки. Причины, условия, поводы правонарушений. Средства борьбы с правонарушениями. Предупреждение и профилактика правонарушений. Содержание, виды и формы профилактики правонарушений. Время проведения - 4 часа План 1. Понятие предмета теории государства и права. Соотношение объекта и предмета теории государства и права. 2. Методология теории государства и права. 3. Теория государства и права и другие гуманитарные науки. 4. Теория государства и права в системе юридических наук, её значение для профессиональной подготовки и деятельности будущих юристов. 5. Функции и принципы теории государства и права.
Задание для самостоятельной работы Составить схему классификации методов теории государства и права, приведя позиции не менее трёх учёных, по результатам сделать вывод. Контрольные вопросы 1. В чем состоит методологический характер теории государства и права? 2. В чем специфика предмета теории государства и права в сравнении с другими юридическими науками? 3. Какие особенности синергетического метода изучения государственно-правовых явлений? 4. В чем заключается принцип плюрализма при исследовании государства и права? 5. Каково соотношение теории государства и права и философии? 6. В чем заключается дискуссионность классификации методов теории государства и права? 7. В чём отличие теории государства и права как науки и учебной дисциплины? 8. Как характеризуется методология теории государства и права в узком и широком значениях?
Время проведения - 4 часа План 1. Характеристика догосударственного общества. 2. Общие закономерности и специфические особенности возникновения государства. 3. Множественность теорий происхождения государства. 4. Понятие и признаки государства. 5. Государственная власть как особая разновидность социальной власти, её особенности. Задание для самостоятельной работы Составить сравнительную таблицу не менее семи теорий происхождения государства по следующим характерным чертам: время возникновения, представители, основные положения, сильные и слабые стороны, по результатам сделать вывод. Контрольные вопросы 1. Назовите особенности власти догосударственного общества. 2. Что такое "неолитическая революция"? 3. Какие признаки отличают государство от организации самоуправления в первобытном обществе? 4. Что такое государственная власть? 5. В чем заключаются особенности религиозного подхода к сущности государства? 6. Дайте характеристику сущности современного российского государства. 7. В чем разница между легитимностью и легальностью государственной власти? 8. Чем объясняется множественность теорий происхождения государства?
Время проведения - 2 часа План 1. Характеристика нормативных регуляторов догосударственного общества. Причины и способы образования права. 2. Понятие и признаки права, его функции. 3. Характеристики различных теорий права в аспекте его происхождения и сущности. 4. Многоаспектность правопонимания. 5. Понятие и классификация принципов права. Задание для самостоятельной работы Составить сравнительную таблицу школ правопонимания по следующим характерным чертам: время возникновения, представители, основные положения, сильные и слабые стороны, по результатам сделать вывод. Контрольные вопросы 1. Назовите особенности мононорм догосударственного общества. 2. Чем обеспечивается обязательность права? 3. Какая социальная норма появилась первой в первобытном обществе? 4. Что такое позитивное право? 5. В чем различие между объективным и субъективным правом? 6. Дайте характеристику сущности современного российского права. 7. В чем заключается значение правопонимания для деятельности юриста? 8. Какие особенности широкого правопонимания?
Время проведения - 2 часа План 1. Типология государств: понятие и эволюция. 2. Формационный подход к типологии государств. 3. Цивилизационный подход к типологии государств.
Задание для самостоятельной работы Составить сравнительную таблицу формационного и цивилизационного подходов к типологии государств по следующим характерным чертам: время возникновения, представители, основные положения, сильные и слабые стороны, по результатам сделать вывод. Контрольные вопросы 1. Назовите особенности типологии государств как высшей формы классификации. 2. В чем суть классификации государств, разработанной Аристотелем? 3. Какие признаки отличают теорию стадий экономического роста? 4. Чем заканчивается развитие государства и права согласно формационного подхода? 5. В чем суть классификации государств, обоснованной Полибием? Время проведения - 2 часа План 1. Понятие и признаки функций государства. 2. Классификация функций государства по различным основаниям. 3. Формы и методы осуществления функций государства.
Задание для самостоятельной работы Составить схему классификация функций государства по различным основаниям, приведя позиции не менее трёх учёных, по результатам сделать вывод. Контрольные вопросы 1. Назовите особенности экономической функции государства. 2. В чем суть эволюции функций государства? 3. Какие методы осуществления функций государства являются универсальными? 4. Каково соотношение сущности и функций государства? 5. В чём заключается дискуссионность классификации функций государства?
Время проведения - 4 часа План 1. Понятие формы государства. 2. Понятие формы государственного правления. Особенности монархической формы правления. 3. Республиканская форма правления. Форма государственного правления современной России. 4. Понятие формы государственного устройства и её виды. 5. Федеративное устройство России: прошлое и современность. 6. Понятие государственного (политико-правового) режима и его виды. Государственный (политико-правовой) режим современной России.
Задание для самостоятельной работы Составить подробную схему элементов формы государства с их разновидностями.
Контрольные вопросы 1. Приведите характерные черты понятия «форма государства». 2. В чем особенности республиканской формы правления? 3. Какие имеются тенденции изменения формы государственного правления современной России? 4. По какому признаку образована Российская Федерация? 5. Из скольких субъектов федерации состоит Российская Федерация? 6. Какие признаки отличают тоталитарный режим? 7. Назовите характерные черты либерально-демократического режима. 8. Обоснуйте государственный (политико-правовой) режим современной России.
Время проведения - 2 часа План 1. Понятие механизма (аппарата) государства. 2. Государственный орган: понятие, признаки, виды. 3. Принципы организации и деятельности государственного аппарата.
Задание для самостоятельной работы Составить подробную схему классификации конкретных государственных органов Российской Федерации по критерию разделения властей по вертикали и горизонтали. Контрольные вопросы 1. Чем отличается государственный орган от государственного учреждения? 2. В чем особенности соотношения понятий механизм государства и государственный аппарат? 3. Назовите государственные органы исполнительной власти Российская Федерация. 4. К какой ветви власти законодательной, исполнительной или судебной относится Президент Российской Федерации? 5. Назовите характерные черты принципа законности организации и деятельности государственного аппарата. Время проведения - 2 часа План 1. Понятие и структура политической системы общества. 2. Характеристика институтов политической системы общества. 3. Место государства в политической системе общества.
Задание для самостоятельной работы Составить подробную схему реальных институтов политической системы общества в Российской Федерации. Контрольные вопросы 1. Чем отличается государство от других институтов политической системы общества? 2. В чём состоят особенности политической системы общества в узком и широком значении? 3. Назовите системообразующие факторы политической системы общества. 4. В чём заключаются особенности правосознания как элемента политической системы общества? 5. Обозначьте место государства в политической системе общества с различных точек зрения. Время проведения - 2 часа План 1. Понятие и классификация прав и свобод человека и гражданина. Правовой статус личности и его виды. 2. Гражданское общество: понятие, признаки, структура. 3. Возникновение и эволюция идеи правового государства, в том числе в России. 4. Признаки (принципы) правового государства. Проблемы формирования правового государства в России.
Задание для самостоятельной работы Письменно ответить на вопрос «Что мешает построению правового государства в России?». Контрольные вопросы 1. Чем отличается правовое государство от неправового государства? 2. В чём состоит соотношение понятий "человек", "личность", "гражданин"? 3. Назовите структуру правового статуса личности. 4. В чём заключаются особенности принципа разделения властей в правовом государстве? 5. Обозначьте место информационной системы гражданского общества. 6. Кто из учёных и где впервые ввёл в научный оборот термин «правовое государство»?
Время проведения - 2 часа План 1. Понятие и признаки социальных норм. Система нормативного регулирования общественных отношений. 2. Виды социальных норм и их характеристика. 3. Соотношение права и морали: единство и различие, взаимодействие и противоречие. Задание для самостоятельной работы Составить таблицу соотношения норм права и морали в их единстве и различии, взаимодействии и противоречии, привести соответствующие примеры. Контрольные вопросы 1. Чем отличаются нормы права от корпоративных норм? 2. В чём состоит взаимодействие норм права и морали? 3. Обоснуйте значение морали в повышении правовой культуры и формировании уважения к праву. 4. В чём заключаются особенности технико-юридических норм? 5. Дайте характеристику особенностям религиозных норм. Время проведения - 4 часа План 1. Понятие источника права. 2. Виды специально-юридических источников права. 3. Закон как разновидность нормативно-правового акта. 4. Подзаконные нормативно-правовые акты: понятие, особенности, виды. 5. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.
Задание для самостоятельной работы
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 154; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.125.171 (0.261 с.) |