Жанровое своеобразие поздней повести писателя («крейцерова соната», «смерть ивана ильича», «фальшивый купон» - по выбору) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Жанровое своеобразие поздней повести писателя («крейцерова соната», «смерть ивана ильича», «фальшивый купон» - по выбору)



Формирование новых взглядов на задачи искусства («Что такое искусство?», «О Шекспире и о драме»). Главные положения эстетических деклараций Толстого. Формирование новой авторской позиции в «народных рассказах» и в «Исповеди». Жанровая динамика повестей Толстого. Интенсификация сюжетной линии в связи с акцентированием процесса прозрения героя, открывающего в себе «всеобщее», «божеское». Философская природа поздней повести Толстого. «Исследовательский», «экспериментальный» характер произведений: «аналитическая повесть» (Л. Опульская). Своеобразие авторской позиции. Особенности героя и сюжета повестей «Записки сумасшедшего», «Отец Сергий». Творческая история повести «Крейцерова соната»: движение художественной мысли писателя от частного к общему (8 вариантов повести, изменение названий ранних вариантов «Убийца жены», «Как муж убил жену» т.д.). Тяготение писателя к философским, символическим заглавиям («Фальшивый купон», «Хозяин и работник» и пр.). Сочетание художественной образности и публицистичности как важная черта жанровой разновидности повести позднего Толстого. Разработка темы в статьях и особенности воплощения этого материала в художественной форме. Потенциал драматической формы, заложенный в «Крейцеровой сонате». «Послесловие» к повести. Особенности сюжета «Фальшивого купона» (архаический тип сюжета, значение фигуры симметрично-образного повторения). Традиции житийной литературы в «Отце Сергии».

Литература

  1. Андреева Е. П. Толстой – художник в последний период деятельности. Воронеж, 1980.
  2. Бычков В. 2000 лет христианской культуры sub specie aesthetica: в 2 т. М.-СПб., 1999. Т. 2. С. 263-272.
  3. Гей Н. К. «Крейцерова соната» Л. Толстого как художественная многомерность // Страницы истории литературы. М., 1971.
  4. Гродецкая А. Г. Ответы предания: жития святых в духовном поиске Льва Толстого. – СПб., 2000.
  5. Гудзий Н. К. «Крейцерова соната». История писания и печатания «Крейцеровой сонаты» // Л. Н. Толстой. ПСС: в 90 т. Т. 27.
  6. Жданов В. Из творческой истории повести «Крейцерова соната» // Толстой – художник. М., 1961.
  7. Копелиович Д. М. Истинность легенды // Вопросы литературы. – 1999. – Вып. 5. – С. 108 – 126. (О произведении «Посмертные записки старца Федора Кузьмича»).
  8. Купреянова Е. Н. Эстетика Л. Н. Толстого. М. – Л., 1966.
  9. Линков В. Комментарии // Л. Н. Толстой. Собр. соч.: в 22 т. М., 1978. Т. 12. С. 437-477.
  10. Николаева Е. В. Художественный мир Льва Толстого: 1880 – 1890-е годы. – М., 2000.
  11. Радько Е. В. О жанровом своеобразии «Крейцеровой сонаты» Л. Н. Толстого // Жанры русской литературы. Иркутск, 1991. С. 73-84.
  12. Тамарченко Н. Д. Об авторской позиции в повестях «позднего» Л. Толстого («Крейцерова соната» и «Дьявол») // Русская словесность. 1999. № 4. С. 17-24.
  13. Туниманов В. А. «Кроткая» Достоевского и «Крейцерова соната» Толстого (Две исповеди) // Русская литература. 1999. № 1. С. 53-88.
  14. Шифман А. И. Художественные элементы в публицистике Л. Н. Толстого // Толстой – художник. М., 1961.
  15. Юртаева И. А. К вопросу о сюжетном единстве повестей Л.Н. Толстого 1880-1890 годов // Проблемы метода и жанра. Томск, 1985. С. 187-205.
  16. Юртаева И. А. Л. Н. Толстой и В. Ф. Одоевский (к вопросу о жанровом своеобразии повести Л. Толстого 80-90-х годов) // Проблемы метода и жанра. Томск, 1983. С. 164-172.
  17. Юртаева И. А. Сюжет и идея в повести Л. Н. Толстого «Фальшивый купон» // Исторические пути и формы художественной циклизации в поэзии и прозе. Кемерово, 1992. С. 96-103.
  18. Янин В. Л. Севастийские мученики в русской храмовой живописи и художественной литературе // Русское подвижничество. – М., 1996. – С. 60 – 64.

Тема № 12

Религиозно-философская публицистика Л. Н. Толстого

В поздний период творчества

Этический и социальный характер духовных исканий писателя – «адвоката стомиллионного земледельческого народа». Публицистика Толстого («Так что же нам делать?», «Стыдно» и др.). Философские, этико-практические задачи, выдвинутые Толстым в художественном творчестве в эпоху утраты «непосредственного чувства жизни», в «период безвременья». Деятельность писателя в «кризисный период» отказа от творчества как «лаборатория», в которой художник стремился выработать «новое слово» о мире. Осмысление в позднем творчестве Толстого новозаветного противопоставление «века сего» (мiра) Царству Небесному (миру). Становление этой проблемы в художественном сознании писателя в 50-70-е годы. Религиозно-философские исследования Толстого («О жизни», «В чем моя вера?», «Царство Божие внутри вас», «Исповедь» и др.). Концепт «разумное сознание» (синтез знания сердечного и разумного). Проблемы духовности как атрибута человека. Понимание христианства как нравственного учения о том, что придает смысл земному существованию (слияние личной жизни с общей). «Вера есть знание смысла человеческой жизни», «Вера есть сила жизни» (Л. Толстой). Понимание писателем религии как осознания человеком себя в перспективе бесконечности. Концепт «путь жизни»: «Исполнение учения – в движении» (Л. Толстой). Проблемы связи действительности и идеала в философской концепции писателя. Этика ненасилия. Толстой как «мистик универсализма» (В. Зеньковский). Толстой и христианство.

 

Литература

  1. Андерсон Р. Блаженность и знание в творчестве Л. Толстого // Христианство и русская литература. – СПб., 1999. – Вып. 3. – С. 289 – 297.
  2. Андреева Е. П. Толстой – художник в последний период деятельности. Воронеж, 1980.
  3. Артемьева О. В. Мораль в жизнеучении Льва Толстого // Этика: новые старые проблемы. – М., 1999. – С. 149 – 168.
  4. Асмус В. Ф. Мировоззрение Толстого // Литературное наследие. М., 1969. Т. 69, кн. 1. С. 35-102.
  5. Белоусова Е. В. Библия в восприятии Л. Н. Толстого // Литературная учеба. – 2000. – Кн. 2. – С. 124 – 158.
  6. Берман Б. И. Сокровенный Толстой. М., 1992.
  7. Бессонов Б. Н. Судьба России: взгляд русских мыслителей. – М., 1992.
  8. Галаган Г. Я. Л. Н. Толстой. Художественно-этические искания. Л., 1981.
  9. Гусейнов А. А. Понятие веры, бога и ненасилия в учении Л. Толстого // Разум и экзистенция. СПб., 1999. С. 312-324.
  10. Дунаев М. М. Православие и русская литература. М., 1998. Ч. 4.
  11. Ильин В. Н. Миросозерцание графа Льва Николаевича Толстого. – СПб., 2000.
  12. Кантор В. К. Лев Толстой: искушение неисторией // Вопросы литературы. – 2000. – Вып. 4. – С. 120 – 181.
  13. Кудрявая Н. В. Религиозно-нравственное учение Л. Н. Толстого: философские аспекты // Педагогика. 1993. № 1. С. 82-87.
  14. Купреянова Е. Н. Эстетика Л. Н. Толстого. М.–Л., 1966.
  15. Лазарев В. Воскресение ищущего // Наше наследие. 1996. № 37. С. 38-41.
  16. Ломунов К. Н. Духовные искания Л. Н. Толстого: (из истории их изучения и оценки) // Толстой и о Толстом. Материалы и исследования. – М., 1998. – Вып. 1. – С. 132 – 155.
  17. Мардов И. Ю. Лев Толстой: прозрение и мнимодушевность // Вопросы литературы. – 2000. – Вып. 1. – С. 161 – 172.
  18. Мардов И. Отмщение и воздаяние (К духовной биографии Л. Н. Толстого) // Вопросы литературы. 1998. № 4. С. 144-159.
  19. Николаева Е. В. Духовный климат эпохи и художественный мир позднего Льва Толстого // Литература в школе. 1997. № 5. С. 61-71.
  20. Николаева Е. В. Художественный мир Льва Толстого. – М., 2000.
  21. Одиноков В. Г. Религиозно-этические взгляды «позднего» Толстого и его художественное творчество // Русская литература и религия. Новосибирск, 1997. С. 121-152.
  22. Ремизов В. Б. Л. Толстой в поздний период творчества: мировоззрение и художественное видение // Толстовский сборник: этика и эстетика, вопросы поэтики, творческие связи и традиции. – Тула, 1992. – С. 4 – 22.
  23. Скиба С. А. Современное толстовство: (церковь Льва Толстого) // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7: философия. – 1998. – № 5. – С. 65 – 73.
  24. Стрельцов Г. Я. Паскаль и Лев Толстой // Стрельцова Г. Я. Паскаль и европейская культура. М., 1994. С. 356-374.
  25. Толстой и религия. – М., 1996.
  26. Чернявский А. Л. Еще раз о мировоззрении Льва Толстого. // Современная педагогика, 1990. № 9.
  27. Чуприна И. Нравственно-философские искания Толстого в 60-70-е гг. Саратов, 1974.

Тема № 13

Цикл легенд Н. С. Лескова (анализ произведения по выбору)

Лесковские оценки Пролога («Легендарные характеры: опыт систематического обозрения», послесловие к «Лучшему богомольцу»). Патериковые источники «византийских» легенд писателя. Патериковые рассказы о благочестивых скоморохах, о посрамлении прославленных аскетов и лесковский «Скоморох Памфалон». Проложное «Слово о кузнеце» как источник повести писателя «Гора». Толстой и Лесков: единство творческих исканий.

Литература

  1. Водолазкин Е. Г. Интерпретация древнерусского Пролога Н. С. Лесковым // Новгород в культуре Древней Руси. – Новгород, 1995. – С. 157 –162.
  2. Горелов А. А. О «византийских» легендах Лескова // Русская литература. – 1983. – № 1. – С. 119 –133.
  3. Гродецкая А. Г. Ответы предания: жития святых в духовном поиске Льва Толстого. – СПб, 2000.
  4. Лихачев Д. С. Древнейшее русское изображение скомороха и его значение для истории скоморошества // Проблемы сравнительной филологии. – М.: Л., 1964.
  5. Михайлова Н. Г. Творчество Лескова в связи с некоторыми образами народного эпоса // Вестник Московского ун-та. Сер. 10: филология. – 1966. – № 3. – С. 49–57.
  6. Полякова С. В. Византийские легенды как литературное явление // Византийские легенды. – Л., 1972.
  7. Ранчин А. М. К поэтике литературной мистификации: легенды Н. С. Лескова по старинному Прологу // Тыняновский сборник. – М., 1998. – Вып. 10. – С. 96–117.
  8. Ранчин А. М. К творческой истории легенд Лескова «Повесть о богоугодном дровоколе» и «Скоморох Памфалон» (по материалам цензурных дел) // Неизданный Лесков: в 2 кн. – М., 1997. – Кн. 1. – С. 375 –381.
  9. Ранчин А. М. Легенда Н. С. Лескова «Скоморох Памфалон» (1887) и ее литературные и фольклорные источники // Этнолингвистика текста. Семиотика малых форм фольклора. – М., 1988. – Вып. 2. – С. 9–12.
  10. Троицкий В. Ю. О художественном своеобразии легенд Н. С. Лескова, на писанных по материалам Пролога // Ученые записки Московского гос. пед. ин-та. – М., 1964. – С. 302–324.
  11. Чередникова М. П. Об источниках легенды Н. С. Лескова «Скоморох Памфалон» // Русский фольклор. Материалы и исследования. – Л., 1972. – Т. 13. – С. 111–121.

Тема № 14



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 749; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.214.215 (0.006 с.)