Тема 1.Концептуальные основы управления персоналом 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1.Концептуальные основы управления персоналом



ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИСЦИПЛИНЫ

Цели освоения дисциплины.

Целями освоения дисциплины «Управление персоналом» является приобретение студентами теоретических знаний и практических навыков формирования конкурентоспособного кадрового потенциала организации, поддержание его работоспособности, развитие и использование персонала как стратегического ресурса организации.

Изучение дисциплины обеспечивает реализацию требований государственного образовательного стандарта в области управления персоналом по вопросам:

- систематизированного изложения теории, методологии, проектирования системы управления и технологий формирования, развития и использования, управления поведением персоналом организаций;

- изучение принятой терминологии, овладение практическими методами системы управления персоналом организации, ее организационной структуры;

- методик оценки эффективности кадровых технологий и управления персоналом в организациях.

В результате изучения дисциплины студенты должны:

а) знать:

- основные понятия и термины, методы организационного проектирования и построения системы управления персоналом;

- методы разработки кадровой стратегии и политики;

- нормативно – правовое, информационно – техническое, делопроизводственное обеспечение системы управления персоналом, законодательные акты, регулирующие трудовые отношения.

б) уметь:

- анализировать потенциал работника и организации;

- проводить исследовательскую, аналитическую, расчетную и организационную работу;

- принимать обоснованные кадровые решения по совершенствованию работы с персоналом, оценке экономической эффективности;

- применять современные кадровые технологии по формированию, развитию и использованию персонала;

- оценить и разработать кадровую политику и стратегии, соответствующие стратегии организации.

 

 

Место дисциплины в структуре ООП.

Теоретический курс «Управление персоналом» выступает……. в формировании основных общекультурных, мировоззренческих и профессиональных компетенций специалиста.

Для его изучения необходимо владение знаниями, умениями и компетенциями, которые студент получает в теоретических курсах: «Менеджмент», «Стратегический менеджмент», «Экономическая теория» и др.

Его изучение позволит студенту определить методологические и теоретические аспекты курсовой или дипломной (учебно-квалификационной) работы, провести практические исследования с помощью изученных методик, сформулировать возможные выводы и рекомендации.

Дисциплины, которые должны предшествовать изучению данного курса: «Теория организации» и «Организационное поведение», «Экономика предприятия» и другие; дисциплины которые могут осваиваться одновременно с данной дисциплиной: «Организация, нормирование и оплата труда», «Маркетинг», и др.

 

Требования к результатам освоения дисциплины.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных и профессиональных компетенций:

умением использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-9);

стремлением к личностному и профессиональному саморазвитию (ОК-10);

пониманием роли и значения информации и информационных технологий в развитии современного общества и экономических знаний (ОК-16);

владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-17);

организационно-управленческая деятельность:

способностью проектировать организационную структуру, осуществлять распределение полномочий и ответственности на основе их делегирования (ПК-2);

готовностью к разработке процедур и методов контроля (ПК-3);

способностью использовать основные теории мотивации, лидерства и власти для решения управленческих задач (ПК-4);

владеть различными способами разрешения конфликтных ситуаций (ПК-6);

способностью участвовать в разработке стратегии управления человеческими ресурсами организаций, планировать и осуществлять мероприятия, направленные на ее реализацию (ПК-13);

владеть современными технологиями управления персоналом (ПК-14);

информационно-аналитическая деятельность:

эффективно использовать корпоративные информационные системы (ПК-34);

 

Краткое дидактическое описание дисциплины

Настоящий учебный курс представляет собой дисциплину, которая читается на 4 курсе экономического факультета института в течение одного семестра. Курсрассчитан на профессионально ориентированных студентов и направлен на совершенствование имеющихся у них навыков. Курс «Управление персоналом» одновременно формирует у студентов два вида компетенции: профессиональную и общекультурную – с акцентом на профессиональной компетенции.

Структура учебной дисциплины характеризуется как комплексным подходом к пониманию общих процессов формирования и развития трудового потенциала организации на современном этапе, так и прагматической направленностью курса на анализ конкретных проблем управления персоналом.

Содержание дисциплины включает 7 разделов. Освоение учебной программы осуществляется в форме лекций, практических занятий, проведении практических и теоретических исследований. Самостоятельная работа студентов направлена на усвоение основных понятий курса; на умение применить полученные знания при подготовке домашних заданий, подготовке дипломной (квалификационной) работы

Трудоемкость дисциплины 4 зачетные единицы (144 часа)

1.2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ *

Наименование разделов и тем дисциплины Содержание тем Содержание тем в дидактических единицах**
Раздел 1. Концептуальные основы управления персоналом Персонал, как объект управления. Концепция управления персоналом, виды технологий. Социальное партнерство. 0,5
Раздел 2. Системы управления персоналом организации Цели, задачи и функции управления персоналом. Система управления персоналом. Принципы и методы управления персоналом. Функции управления персоналом. Организационная структура управления персоналом. Кадровое, документационное, информационное, техническое, нормативно-методическое и правовое обеспечение системы управления персоналом. 0,?5
Раздел 3. Стратегическое управление персоналом организации Стратегическое управление персоналом. Стратегии управления персоналом. Кадровая политика. Маркетинг персонала. Кадровое планирование Планирование потребностей в персонале. Расчет кадровых издержек. 0,6
Раздел 4. Технологии управления формированием персонала Источники найма. Отбор персонала, расстановка и адаптация кадров. 0,7
Раздел 5. Технологии управления развитием персонала Обучение персонала. Деловая карьера. Система служебно-профессионального продвижения. Формирование кадрового резерва. 0,62
Раздел 6. Технологии управления использованием персонала Понятие деловая оценка, ее цели и функции. Виды и методы оценки, аттестация персонала. Комплексная система мотивации и стимулирования труда. 0,62
Раздел 7. Социально-экономическая эффективность управления персоналом Кадровый аудит. Система показателей оценки эффективности, виды оценок 0,2

Тема 7. Оценка социально – экономической эффективности управления персоналом

Сущность, назначение и необходимость расчета социально – экономической эффективности управления персоналом.

Основные подходы к оценке эффективности управления персоналом, их назначение. Виды оценок. Система показателей оценки эффективности: общие и частные. Аудит управления персоналом, его основные параметры.

Создание условий для полного использования трудового потенциала работника.

Расчеты социально-экономической эффективности мероприятий по совершенствованию управления персоналом.

Процессы объединения в области управления персоналом.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЪЕМА УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ ДИСЦИПЛИНЫ ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ

(очная / очно-заочная форма обучения)

 

Раздел / темы дисциплины Объем учебного времени, отведенный на освоение дисциплины 4 з.е. / 144.час
Аудиторные занятия Самост. раб. Компетенции в рамках результатов обучения (РО)
Всего, из них Лекции Лаборат. Практич./Семинар. Контроль самост. работы
Раздел 1.     -       ОК-9, ОК-10,ОК-16,ОК-17
Раздел 2.     -       ОК-16, ОК-17, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-6, ПК-13, ПК-14
Раздел 3.     -       ОК-16, ОК-17, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-6, ПК-13, ПК-14
Раздел 4.     -       ОК-16, ОК-17, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-6, ПК-13, ПК-14
Раздел 5.     -       ОК-16, ОК-17, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-6, ПК-13, ПК-14
Раздел 6.     -       ОК-16, ОК-17, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-6, ПК-13, ПК-14
Раздел 7.     -       ОК-16, ОК-17, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-6, ПК-13, ПК-14
Итого     -        

СООТНОШЕНИЕ ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ПРИМЕНЯЕМЫХ ФОРМ, ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ

Раздел, тема дисциплины Форма обучения Образовательные технологии  
проблемного обучения IT-технологии поисковые обуч. на основе опыта проектного обучения Case-study исследовательские командной работы игровые другие…
Раздел I Лекция +   +              
Практич. Занятие       +     + +    
Лабораторная работа                    
Самостоятельная работа +                  
Другие…                    
Раздел II Лекция +   +              
Практич. занятие       +     + +    
Лабораторная работа                    
Самостоятельная работа +                  
Другие…                    
Раздел III Лекция +   +              
Практич. занятие       +     + +    
Лабораторная работа                    
Самостоятельная работа +   + +            
Другие…                    
Раздел IV Лекция +   +              
Практич. занятие       +     + + +  
Лабораторная работа                    
Самостоятельная работа +   + +            
Другие…                    
Раздел V Лекция +   +              
Практич. занятие       +     + +    
Лабораторная работа                    
Самостоятельная работа +     +            
Другие…                    
                         
Раздел VI Лекция +   +              
Практич. занятие       +     + +    
Лабораторная работа                    
Самостоятельная работа +           + +    
Другие…                    
Раздел VII Лекция +   +              
Практич. занятие       +     + +    
Лабораторная работа                    
Самостоятельная работа + +         +      
Другие…                    

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Рекомендуемая литература

Основная литература

1. Гражданский кодекс Российской Федерации с изменениями на 01.10.2009г.-М.: ЭКСМО, 2009.

2. Трудовой кодекс Российской Федерации с изменениями и дополнениями на 02.10. 2009г. –М.: ЭКСМО, 2009.

3.Беляцкий Н.П. Управление персоналом: учеб. –Минск: Современная школа, 2010.

4. Бухалков М.И. Управление персоналом: учеб. пособие.-М.: ИНФРА-М, 2007

5. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации: актуальные технологии найма, адаптации и аттестации: учеб. пособие. –М.: КноРус, 2010.

6. Кибанов А.Я. Управление трудовыми ресурсами: учеб. /Под ред. А.Я. Кибанова –М.: ИНФРА-М, 2009.

7. Маслова В.М. Управление персоналом: учеб.-М.: Юрайт, 2011.

 

Дополнительная литература

1. Аширов Д.А. Управление персоналом: Учеб. пособие –М.: Проспект, 2008

2.Веснин В.Р. Управление персоналом. Теория и практика: учебник. –М.: Проспект (Велби), 2008.

3.Веснин В.Р. Управление персоналом: учеб. пособие.-М.: Проспект, 2008

4. Герчиков В.И. Управление персоналом. Работник – самый эффективный ресурс компании: учеб. пособие. –М.: ИНФРА-М, 2008

5. Глазов М.М. Управление персоналом: анализ и диагностика персонал – менеджмента: учеб. –СПб.: Андреевский издательский дом, 2007

6. Егоршин А.П. Основы управления персоналом: учеб. пособие. -3-е изд., перераб. и доп.-М.: ИНФРА-М, 2011

7. Захаров Н.Л. Управление настроением персонала в организации: учеб. пособие. –М.: ИНФРА-М, 2010

8. Красноженова Г.Ф. Управление трудовыми ресурсами. –М.: ИНФРА-М, 2008

9. Ковалев С.В. Управление качеством работы персонала: учеб.-практ. пособие.-М.: Альфа-Пресс, 2009

10. Коноваленко В.А. Управление персоналом – креативный менеджмент: в помощь руководителю.-М.: Дашков и К: Наука Спектр, 2009

11.Лукашевич В.В. Основы управления персоналом: учеб. пособие.-М.: КноРус, 2010

12. Мотивация трудовой деятельности/ Под ред. В.П. Пугачева –М.: ГАРДАРИКИ, 2008

13. Соломанидина Т.О. Организационная культура компании: учеб. пособие.-М.: ИНФРА-М, 2007

14. Технология управления персоналом: Настол. кн. Менеджера/ П.В. Журавлев, С.А. Карташев, Н.К. Маусов, Ю.Г. Одегов. –М.: Экзамен, 2000

15. Управление персоналом организации: Практикум: Учеб. пособие. –М.: ИНФРА-М, 2007

16. Управление персоналом организации: Учеб. / Под ред. А.Я. Кибанова.-М.: ИНФРА-М, 2007

Журналы: «Кадры», «Человек и труд», «Кадровое дело», «Карьера», «Recruiting News», «T&D Director. Тренинг в бизнесе», «Кадровый менеджмент», «Менеджер по персоналу», «Обучение & карьера».

1.7.2. Интернет-ресурсы:

1. www.expert.ru

2. www.mintorg.ru

3. www.podborkadrov.ru

4. www.top-personal.ru

5. www.kdela.ru

УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Для проведения лекционных и практических (семинарских) занятий необходимы аудитории с мультимедийным оборудованием.

 

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИСЦИПЛИНЫ

Цели освоения дисциплины.

Целями освоения дисциплины «Управление персоналом» является приобретение студентами теоретических знаний и практических навыков формирования конкурентоспособного кадрового потенциала организации, поддержание его работоспособности, развитие и использование персонала как стратегического ресурса организации.

Изучение дисциплины обеспечивает реализацию требований государственного образовательного стандарта в области управления персоналом по вопросам:

- систематизированного изложения теории, методологии, проектирования системы управления и технологий формирования, развития и использования, управления поведением персоналом организаций;

- изучение принятой терминологии, овладение практическими методами системы управления персоналом организации, ее организационной структуры;

- методик оценки эффективности кадровых технологий и управления персоналом в организациях.

В результате изучения дисциплины студенты должны:

а) знать:

- основные понятия и термины, методы организационного проектирования и построения системы управления персоналом;

- методы разработки кадровой стратегии и политики;

- нормативно – правовое, информационно – техническое, делопроизводственное обеспечение системы управления персоналом, законодательные акты, регулирующие трудовые отношения.

б) уметь:

- анализировать потенциал работника и организации;

- проводить исследовательскую, аналитическую, расчетную и организационную работу;

- принимать обоснованные кадровые решения по совершенствованию работы с персоналом, оценке экономической эффективности;

- применять современные кадровые технологии по формированию, развитию и использованию персонала;

- оценить и разработать кадровую политику и стратегии, соответствующие стратегии организации.

 

 

Место дисциплины в структуре ООП.

Теоретический курс «Управление персоналом» выступает……. в формировании основных общекультурных, мировоззренческих и профессиональных компетенций специалиста.

Для его изучения необходимо владение знаниями, умениями и компетенциями, которые студент получает в теоретических курсах: «Менеджмент», «Стратегический менеджмент», «Экономическая теория» и др.

Его изучение позволит студенту определить методологические и теоретические аспекты курсовой или дипломной (учебно-квалификационной) работы, провести практические исследования с помощью изученных методик, сформулировать возможные выводы и рекомендации.

Дисциплины, которые должны предшествовать изучению данного курса: «Теория организации» и «Организационное поведение», «Экономика предприятия» и другие; дисциплины которые могут осваиваться одновременно с данной дисциплиной: «Организация, нормирование и оплата труда», «Маркетинг», и др.

 

Требования к результатам освоения дисциплины.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных и профессиональных компетенций:

умением использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-9);

стремлением к личностному и профессиональному саморазвитию (ОК-10);

пониманием роли и значения информации и информационных технологий в развитии современного общества и экономических знаний (ОК-16);

владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-17);

организационно-управленческая деятельность:

способностью проектировать организационную структуру, осуществлять распределение полномочий и ответственности на основе их делегирования (ПК-2);

готовностью к разработке процедур и методов контроля (ПК-3);

способностью использовать основные теории мотивации, лидерства и власти для решения управленческих задач (ПК-4);

владеть различными способами разрешения конфликтных ситуаций (ПК-6);

способностью участвовать в разработке стратегии управления человеческими ресурсами организаций, планировать и осуществлять мероприятия, направленные на ее реализацию (ПК-13);

владеть современными технологиями управления персоналом (ПК-14);

информационно-аналитическая деятельность:

эффективно использовать корпоративные информационные системы (ПК-34);

 

Краткое дидактическое описание дисциплины

Настоящий учебный курс представляет собой дисциплину, которая читается на 4 курсе экономического факультета института в течение одного семестра. Курсрассчитан на профессионально ориентированных студентов и направлен на совершенствование имеющихся у них навыков. Курс «Управление персоналом» одновременно формирует у студентов два вида компетенции: профессиональную и общекультурную – с акцентом на профессиональной компетенции.

Структура учебной дисциплины характеризуется как комплексным подходом к пониманию общих процессов формирования и развития трудового потенциала организации на современном этапе, так и прагматической направленностью курса на анализ конкретных проблем управления персоналом.

Содержание дисциплины включает 7 разделов. Освоение учебной программы осуществляется в форме лекций, практических занятий, проведении практических и теоретических исследований. Самостоятельная работа студентов направлена на усвоение основных понятий курса; на умение применить полученные знания при подготовке домашних заданий, подготовке дипломной (квалификационной) работы

Трудоемкость дисциплины 4 зачетные единицы (144 часа)

1.2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ *

Наименование разделов и тем дисциплины Содержание тем Содержание тем в дидактических единицах**
Раздел 1. Концептуальные основы управления персоналом Персонал, как объект управления. Концепция управления персоналом, виды технологий. Социальное партнерство. 0,5
Раздел 2. Системы управления персоналом организации Цели, задачи и функции управления персоналом. Система управления персоналом. Принципы и методы управления персоналом. Функции управления персоналом. Организационная структура управления персоналом. Кадровое, документационное, информационное, техническое, нормативно-методическое и правовое обеспечение системы управления персоналом. 0,?5
Раздел 3. Стратегическое управление персоналом организации Стратегическое управление персоналом. Стратегии управления персоналом. Кадровая политика. Маркетинг персонала. Кадровое планирование Планирование потребностей в персонале. Расчет кадровых издержек. 0,6
Раздел 4. Технологии управления формированием персонала Источники найма. Отбор персонала, расстановка и адаптация кадров. 0,7
Раздел 5. Технологии управления развитием персонала Обучение персонала. Деловая карьера. Система служебно-профессионального продвижения. Формирование кадрового резерва. 0,62
Раздел 6. Технологии управления использованием персонала Понятие деловая оценка, ее цели и функции. Виды и методы оценки, аттестация персонала. Комплексная система мотивации и стимулирования труда. 0,62
Раздел 7. Социально-экономическая эффективность управления персоналом Кадровый аудит. Система показателей оценки эффективности, виды оценок 0,2

Тема 1.Концептуальные основы управления персоналом

Персонал как объект управления. Основные признаки и характеристики персонала. Виды структуры: статистическая и аналитическая. Критерии оптимальной структуры персонала. Структура персонала с позиции системного подхода: штатная, организационная, ролевая, социальная. Трудовой потенциал работника и организации; система показателей.

Понятие и сущность философии управления персоналом. Взаимосвязь философии управления персоналом и философии организации. Особенности и характеристика американской, английской, японской и российской философии управления персоналом.

Концепция управления персоналом и ее структура: методология, система управления персоналом, технология.

Виды технологий управления персоналом. Подходы и этапы развития концепции управления персоналом. Значение концепции управления персоналом.

Концепции: использование трудовых ресурсов, управления человеческими ресурсами, управление человеком. Модели управления персоналом. Социальное партнерство как основная модель регулирования отношений в сфере наемного труда. Субъекты, виды, цели, задачи, принципы социального партнерства. Типы социально – трудовых отношений. Механизм реализации социального партнерства. Локальное правовое регулирование социально – трудовых отношений в организации. Трудовой договор. Порядок заключения и расторжения трудового договора.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 142; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.97.189 (0.08 с.)