Обучения грамоте (уроки чтения) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обучения грамоте (уроки чтения)



Литература

1. Бондаренко А.А. Фонетика по Вральману?// Начальная школа. - 1996, №1. - С.18-22.

2. Горецкий В.Г., Федосова Н.А. Методическое пособие по обучению грамоте и письму. - М.: Просвещение, 1996. - С.4-8.

3. Кулюкина Т.В., Шестакова Н.А. Фонетической ошибке – нет!//Начальная школа. - 2002, №4. - С.45.

4. М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева, Н.Н. Светловская. Методика обучения русскому языку в начальных классах. - М.: Просвещение, 1987. - С.46-49.

5. Львов М.Р. и др. Методика преподавания русского языка в начальных классах. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - С.48-61.

6. Мартьянова Л.Р. Один из способов проверки ЗУНов у учащихся-шестилеток в подготовительный период обучения грамоте.//Начальная школа. - 1987, №7. - С.32-34.

7. М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко, О.Е. Курлыгина. Русский язык в начальных классах. Сборник методических задач. – М.: Академия, 2002 и послед.

Вопросы и задания для самостоятельной работы (4 часа)

1. Задачи подготовительного периода.

2. Круг знаний, умений и навыков, усваиваемых детьми в подготовительный период (Программа «Обучение грамоте и развитие речи» В.Г. Горецкого и др., учебник «Русская азбука»).

3. Виды работ учащихся в подготовительный период обучения грамоте.

4. Требования к уроку обучения грамоте в подготовительный период.

5. Работа с читающими детьми в подготовительный период обу­чения грамоте.

6. Обзор статей журнала «Начальная школа» по данной теме (Литература 1,3,6).

7. Методические задачи 1.1.14, 1.2.33, 1.2.34, 1.2.35, 1.2.37.

8. Индивидуальное задание: Сообщение на тему «Подготовка ребенка к освоению чтения и письма» (по материалам статей ж-ла «Начальная школа»: Симановский А.Э. Подготовка ребенка к освоению чтения и письма. - 1994, №3 и Шляхтина Т.Ю. Полнее использовать речевую подготовку детей дошкольного возраста. - 1988, №1).

Вопросы и задания для самопроверки:

· Сформированность каких умений необходимо выявить в первые дни ребенка в школе?

· Какая работа со словом ведется в подготовительный период обучения грамоте?

· Какие виды чтения присутствуют на уроках в подготовительный период?

· Какие фонетические упражнения выполняются на уроках в подготовительный период?

· Как ведется работа по развитию речи в подготовительный период?

· Составьте список терминов и понятий, которыми овладевают учащиеся в подготовительный период («Русская азбука» В.Г. Горецкого и др.).

· Как предупреждается переутомление первоклассников на уроках?

Тема: Работа над понятием слог в период обучения грамоте

 

Литература

1. Бондаренко А.А. Открываем секреты слога.//Начальная школа. - 1991, №10. - С.11-14.

2. Горецкий В.Г., Федосова Н.А.Методическое пособие по обучению грамоте и письму. - М.: Просвещение, 2004

3. Касаткин Л.Л. Слог // Начальная школа. - 2001, №9. - С.27.

4. Львов М.Р. и др. Методика преподавания русского языка в начальных классах. - М.: Академия, 2000. - С.52-55.

5. Фонин Д.С. Слог и обучение слоговому чтению.//Начальная школа. - 1999, №10. - С.52.

6. Усова Н.К. Некоторые вопросы анализа звуковых структур слога, слова.//Начальная школа. - 1990, №2. - С.61.

Вопросы и задания для самостоятельной работы (4 часа)

1. Работа со слогом в подготовительный период. Проблема слогоделения (теории слога и их отражение в методике обучения грамоте). Каковы пути решения проблемы звукослияния? Основные структурные типы слогов.

2. Подготовьте к демонстрации фрагмент урока по учебнику В.Г. Горецкого и др. «Русская азбука», на котором вводится понятие «слог» (Литература 2, с.13 – 14). Оснастите фрагмент необходимой наглядностью и проведите его на занятии. При подготовке фрагмента используйте методическую задачу 1.2.16.

3. Подготовьте сообщение по методике работы над слогом на основе одной-двух статей, указанных в литературе к данной теме (Литература 1,3,5,6). Обязательно познакомьтесь со статьей А.А. Бондаренко. О каких трудностях введения понятия «слог» говорит автор статьи? Как их преодолеть? Для чего нужно знакомство с этимологией слова «слог»?

4. Решение методических задач 1.2.3. - 1.2.18. Письменно выполняется задача 1.2.10, индивидуальное задание - фрагмент урока из задачи 1.2.17.

5. Обобщите: какими знаниями и умениями, связанными с понятием слог, должны владеть первоклассники к концу периода обучения грамоте. Не забудьте воспользоваться программой В.Г. Горецкого «Обучение грамоте и развитие речи». Запишите данное обобщение в тетрадь.

Тема: Работа над понятием ударение в период обучения грамоте.

Обучение выделению ударного слога

 

Литература

1. Бондаренко А.А. В летней школе ударения.//Начальная школа. - 1992, №11-12. - C.12-14.

2. Бондаренко А.А. Интересен ли знак ударения?//Начальная школа. - 1989, №12. - С.20-24.

3. Бондаренко А.А. Работа над ударением в начальных классах. //Начальная школа. - 1989, №12. - С.20-23.

4. Горецкий В.Г., Федосова Н.А.Методическое пособие по обучению грамоте и письму. - М.: Просвещение, 2004.

5. Львов М.Р. и др. Методика преподавания русского языка в начальных классах. - М.: Академия, 2000. - С.55-56.

Вопросы и задания для самостоятельной работы (4 часа)

1. Работа над ударением в период обучения грамоте.

· Чем интересен знак ударения? (Литература 2) Какие три направления в работе над ударением в начальной школе выделяет А.А. Бондаренко? (См.: Литература 3).

· Способы формирования умения выделять в слове ударный слог. (Литература 5, с.55-56, методические задачи 1.2.24, 1.2.25, 1.2.26). Пополните свою методическую картотеку приемами выделения ударного слога, решив методическую задачу 1.2.26.

2. Познакомьтесь с конспектами уроков введения и закрепления понятия "ударение" (Литература 4, с.14 – 17). Подготовьте к демонстрации фрагмент урока, на котором происходит нахождение ударного слога в слове (с.15 – 16). Какие из приемов определения ударения в словах, помимо использованного в данном фрагменте, можно предложить учащимся? Подготовьте необходимую наглядность и проведите фрагмент на занятии.

3. Познакомьтесь со статьей А.А. Бондаренко "В летней школе ударения" или с одноименной книгой. Какие занимательные приемы работы над ударением вам понравились?

4. Решение методических задач 1.2.20 – 1.2.29.

5. Подберите и запишите в тетрадь дидактический материал для организации наблюдения первоклассников над смыслоразличительной функцией ударения. Есть ли подобные упражнения в "Русской азбуке" В.Г. Горецкого и др.? Предложите упражнения, направленные на работу с омографами.

 

Тема: Организация и содержание работы в основной период обучения

Грамоте (уроки чтения)

Литература

1. Бессчастная Е.И. Рекомендации к проведению фонетических и речевых зарядок на уроках чтения и письма в букварный период // Начальная школа. - 1994, №8. - С.14 – 19.

2. В.Г.Горецкий, Н.А.Федосова. Методическое пособие по обучению грамоте и письму. – М.: Просвещение, 1996.

3. Кирюшкин В.В. Работа со схемами при обучении грамоте.//Начальная школа. - 2000, №7. - С.47.

4. Луковникова Л.В. Совершенствованию техники чтения помо­гает подвижная слоговая таблица//Начальная школа. - 1993, №8. - С.55-57.

5. Львов М.Р. и др. Методика преподавания русского языка в начальных классах. - М.: "Академия", 2000. - С.56-69.

6. Мироненко Т.В. Работа со слогами при обучении детей грамоте.//Начальная школа. - 1996, №8. - С.23-26.

7. Плеханова К.А. Блоковое изучение звуков и букв // Начальная школа. - 1993, №2. - С.38-40.

8. Яшина Н.П. Учить читать трудно, но интересно...// Начальная школа. - 2001, №6. - С.24.

Вопросы и задания для самостоятельной работы (4 часа)

1. Продолжительность и задачи основного периода обучения чтению.

2. Виды работ в основной период (анализ, синтез, аналити­ко-синтетические упражнения):

· работа по выделению нового звука (-ов) (Литература 5, с.59);

· знакомство с буквами (Литература 5, с.61) и приемы, способствующие запоминанию зрительного образа буквы; виды работ с "лентой букв" (Бабина Л.С. Цветовая гамма "Ленты букв".//НШ. - 1995, №11); решение методических задач 1.3.3, 1.3.7, 1.3.9,1.3.10, 1.3.12, 1.3.14;

· механизм чтения и его составляющие (Литература 5, с.62-65);

· чтение слогов в букварных "столбиках" (Литература 5, с.65-66), методические задачи 1.4.5, 1.4.6, 1.4.7;

· виды слоговых таблиц и работа с ними в основной период (Литература 4,6);

· чтение и разбор букварных текстов (Литература 5, с.66-69).

3. Возможные пути сокращения периода обучения грамоте (Литература 7,8).

4. Решение методических задач 1.2.36, 1.2.37 (тему приведенного фрагмента, его задачи и основные приемы записать в тетрадь), 1.2.38, 1.2.42, 1.2.45.

Тема для самостоятельного освоения (2 часа)

Проектирование урока чтения основного периода. Работа над освоением твёрдости-мягкости согласных. Фонетический анализ на уроках чтения.

Задание для студентов: Изучите рекомендованную литературу и выполните предложенные задания.

 

Литература

1. Жильцова Т.В. Конспект урока обучения грамоте // Начальная школа. - 2002, №6. - С.82.

2. Усова Н.К. Некоторые вопросы анализа звуковых структур слога, слова.//Начальная школа. - 1990, №2. - С.61-64.

3. Шпунтов А.И. Вариативность учебно-воспитательных заданий на разных этапах урока обучения грамоте как средство повышения эффективности обучения.//Начальная школа. - 1994, №1. - С.18-23.

4. Шпунтов А.И. Роль учебно-воспитательных задач на уроках обучения грамоте.//Начальная школа. - 1993, №10. - С.13-18.

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Методические задачи 1.2.56, 1.2.57, 1.2.60 (требования к отбору слов для фонетического разбора в период обучения грамоте запишите в тетрадь); 1.2.61, 1.2.62, 1.2.63, 1.2.66, 1.2.69 (письменно), 1..3.20, 1.3.23, 1.3.26, 1.3.27, 1.3.29, 1.3.34.

2. Познакомьтесь со статьей Н.К. Усовой (Литература 2). Со всеми ли предложениями автора по совершенствованию методики обучения грамоте можно согласиться? Как вы относитесь к предложению о введении терминов "мягкое слияние", "йотированное слияние" и т.п.?

3. Внимательно изучите и законспектируйте статьи А.И. Шпунтова. Они помогут вам научиться верно формулировать цели урока и его отдельных фрагментов.

4. Составьте конспект урока обучения чтению в основной период по учебнику В.Г. Горецкого и др. "Русская азбука" (темы уроков распределяет преподаватель). При необходимости воспользуйтесь методическими разработками к данному учебнику (В.Г. Горецкий, Н.А. Федосова) и конспектом урока изучения звуков [д], [д’], представленным в статье Т.В. Жильцовой. Подготовьте необходимые наглядные пособия и дидактический материал, используйте при составлении конспекта уже известные вам виды работ в основной период обучения грамоте. Не забудьте подобрать дидактический материал для читающих детей и тексты для проведения физкультминуток. Подготовьтесь провести данный урок на занятии.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 686; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.64.128 (0.013 с.)