Отношение к другим общественным силам 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отношение к другим общественным силам



- 42 Левые

- 42 Анархисты

- 43 Либералы

- 43 Проправительственные "центристы"

- 44 Националисты

Пролетарии всех стран, соединяйтесь!

Теоретические основы Программы

Программа не может быть произвольной: взятый с потолка набор благих пожеланий просто не будет работать в реальности. Менять мир можно, только опираясь на объективные законы, по которым он существует и развивается, опираясь на научное познание. Философской основой, методом научного познания является диалектический материализм, имеющий несколько главных положений, критически важных и для политики:

1. Материальная действительность не зависит от явлений сознания и первична по отношению к ним. Материи без сознания существует сколько угодно (камень, газ, Земля до зарождения жизни), сознание же – функция только высокоразвитой материи (например, человека).

Сознание отражает материальную действительность, определяется активным взаимодействием носителя сознания с действительностью, данной каждому поколению уже в неком готовом виде. Так, например, развитые науки появились лишь когда человек стал всё быстрее подчинять самые разные силы природы. У ребёнка сознание зарождается только благодаря его активным действиям и включению в социальные связи с самого раннего возраста – и никогда не возникнет в изоляции.

Важнейшие политические следствия из этого:

  • Нельзя изменить общество моральными проповедями и «малыми хорошими делами», ведь грубая и жестокая жизнь имеет куда большее воспитательное влияние. Нельзя «сначала» создать нового замечательного человека, «а потом» строить замечательное общество для него. Всё наоборот: сама жизнь толкает сегодняшних, обычных и несовершенных людей на радикальное преобразование общества. Качеств этих людей достаточно, чтобы дать изменениям старт. И уже материальные, ощутимые изменения в жизни создают новые качества человека.
  • Пропаганда, не объясняющая реальность, перестаёт работать: сегодня большинству активных граждан плевать на рулоны обещаний Кремля. В позднем, уже разлагавшемся СССР, никто не верил обещаниям и морализаторству «партократов», которые сами и не собирались строить коммунизм.
  • Массы людей не могут принять правильных политических решений, пока не займутся политикой сами: по мере развития своей борьбы, люди переходят от доверия конченым лжецам из телевизора к доверию проходимцам более искусным, прикидывающимся оппозицией. Но затем они научаются отличать свои истинные интересы от навязанных.

2. Природа, и общество как её часть, НЕ является случайным набором бессвязных явлений, которые можно произвольно переставлять. Ни одно явление нельзя верно понять, рассматривая в изоляции. Точно так же, нельзя совершить ни одно изменение в обществе, не учитывая всей сложной взаимозависимости. К примеру, нельзя произвольно сочетать социализм и рынок, так как один в перспективе неизбежно уничтожит второй.

3. Ничто ни в природе, ни в обществе не остаётся вечным и неизменным. Любое явление имеет в себе противоположные тенденции, противоречие между которыми ведёт к непрерывному развитию. Сначала чисто количественные изменения, постепенно накапливаясь, всегда ведут к революционному качественному скачку. И, разумеется, капитализм тут не является исключением: «конец истории» попросту невозможен, и капитализм сам порождает внутри себя такие явления, которые делают революционный переход к коммунизму неизбежным. Коммунизм, в свою очередь, также не является «идеальным обществом» и «концом истории» - скорее, её подлинным началом. Коммунизм, избавляя человечество от эксплуатации, войн и тотального отчуждения, от стихийной и кровавой формы развития, сам порождает совершенно новые противоречия и проблемы – которые предстоит решать уже единому, сплочённому и гармонично развивающемуся человечеству.

4. Мир познаваем. Нет такого явления, которое человек не мог бы постичь с помощью науки. В проблемах, которые ставит перед нами реальная жизнь, всегда можно разобраться и решить их. В частности, в политической борьбе это означает, что какие бы трудности ни встречались на пути, сколь бы безнадёжной ситуация ни казалась – с помощью научно поставленной работы всегда можно найти эффективное решение.

 

Впервые принципы диалектического материализма, а вместе с тем и коммунистического движения, сформулировал Карл Маркс, а в соответствии с новыми условиями империализма и совершающейся пролетарской революции теорию коммунизма развил Владимир Ленин – поэтому наша идейная платформа также именуется «марксизм-ленинизм».

Диалектическому материализму противостоят идеализм и метафизика. Идеализм – философская концепция, объявляющая сознание первичным по отношению к материи. Например, формами идеализма являются религиозные учения, и он же является корнем большинства политических заблуждений. Метафизика – подход, при котором явления рассматриваются изолированно друг от друга, а также как статичные, неизменные. Например, фанаты рыночной экономики обожают пугать прохожих чучелом «извечно грешной и эгоистичной природы человека» (что называется, «по своему образу и подобию»). Старательно не замечая, что эта природа определяется общественной средой и меняется вместе с ней – и что подлинной сутью человека является, скорее, коллективность, универсальность и потенциально бесконечное всестороннее развитие.

Коммунистическому движению противостоят изнутри ревизионизм и оппортунизм – следствия всепроникающего буржуазного влияния. Ревизионизм – стремление «подправить», «пересмотреть» марксистскую теорию в соответствии с нуждами буржуазии. Ревизионисты часто просто объявляют марксизм «устаревшим», без серьёзной аргументации. Замечательно то, что заменяют его при этом всегда на более древние, сто раз опровергнутые теории, только в новой красивой обёртке. Оппортунизм – приспособление политической борьбы под мелкие и вспомогательные задачи, с замаскированным или явным отказом от задач главных. Самые яркие примеры – забвение классовой борьбы и революции в угоду парламентской возне, или ограничение классовой борьбы только экономическими требованиями, без взятия власти.

 

Ещё несколько ключевых понятий:

Частная собственность – не путать с личной собственностью! В частной собственности при классовом обществе находятся средства производства (земля, недра, заводы, коммуникации, финансы и т.п.). При капитализме это то, что используется в товарном производстве. Личная собственность – предметы индивидуального потребления. Например, личный компьютер или автомобиль не являются частной собственностью, пока они не становятся значимым источником дохода. Для подобных мелких предметов грань между частной и личной собственностью определяется их использованием – «для себя», или для заработка.

Классы – большие группы людей, различающиеся своим местом в общественном разделении труда, отношением к средствам производства, а, следовательно, способом и объёмом получаемых общественных благ. Классы исторически возникли с разложением родоплеменного общества, прошли путь развития от эпохи рабовладения до капитализма, и неизбежно исчезнут, знаменуя этим начало коммунизма. При капитализме есть два основных класса: буржуазия и пролетариат. Буржуазия владеет средствами производства, и потому занимает господствующее положение, эксплуатирует чужой наёмный труд. Пролетариат не имеет средств производства, и, чтобы выжить, вынужден продавать буржуазии свою рабочую силу, способность трудиться. Пролетариат – единственный класс, который способен совершить революцию, т.к. наиболее сплочён, т.к. сам никого не эксплуатирует и заинтересован не в смене форм эксплуатации и классового деления, а в окончательном их уничтожении. Человек, не относящийся к пролетариату, но желающий прогресса общества, должен встать на его точку зрения и бороться за его интересы, которые при взгляде в перспективу являются интересами всего человечества.

Государство – аппарат классового господства. Ряд специальных институтов (чиновничество, армия, полиция), с помощью которых один класс обеспечивает свою безраздельную власть над всеми другими и охраняет свое господство в экономике. Государство, таким образом, всегда является классовой диктатурой – ничем не ограниченной властью одного класса, опирающейся на прямое насилие. Поэтому, например, диктатура и демократия – стороны одной медали, существующие вместе. При капитализме демократия существует только для буржуазии (т.е. для ничтожного меньшинства), для всех остальных – это её диктатура. При социализме действует диктатура пролетариата, и она же – подлинная демократия для подавляющего большинства. Буржуазная демократия = диктатура буржуазии, диктатура пролетариата = пролетарская демократия. Государство исторически возникло вместе с классовым разделением, и вместе с ним исчезнет. Конечно, и буржуазное, и пролетарское государство может вести более или менее жёсткую политику – но это зависит только от текущей исторической обстановки.

Революция (социальная) – смена власти старого господствующего класса на власть нового. Происходит с полным сломом прежнего государственного аппарата. Например, при пролетарской революции уничтожается буржуазное государство, т.к. его устройство, предназначенное для подавления пролетариата, невозможно приспособить для его же освобождения и развития. Смена правящей элиты при сохранении господства буржуазии революцией не является. В принципе, революция может происходить как военным, так и мирным путём, но последний возможен только при очевидном, подавляющем превосходстве сил пролетариата над буржуазией – когда она не осмелится даже пискнуть против новой власти. Буржуазия никогда не отдаст награбленное добровольно. Но и военный путь революции заведомо лучше и несёт на порядки меньше жертв, чем сохранение капитализма – с его кризисами, войнами и всеобщей грызнёй.

Пролетарский интернационализм – принцип, в основу всей политики ставящий равенство наций и единство интересов пролетариата всех наций. Ключевой и обязательный принцип коммунистического движения, не разделяющие его – не коммунисты, сколько бы красных флагов они на себя ни намотали. Буржуазия старательно стравливает рабочих разных наций, чтобы их руками бороться со своими конкурентами, чтобы ослабить пролетарское движение межнациональными распрями, чтобы отвлечь гнев рабочих от своих преступлений на лёгкий и доступный «образ врага». Пролетариям же, несмотря на разные языки, несмотря на разделяющие их километры колючей проволоки – нечего делить между собой. Коммунист обязан всегда и везде разоблачать ложь о целых, будто бы, враждебных нациях и указывать на настоящую причину вражды – на капиталистическую конкуренцию и политику буржуазных «элит».

Эксплуатация – присвоение владельцем средств производства той прибавочной стоимости, что производится трудом работника. При капитализме, например, наёмный работник (пролетарий) большую часть произведённого «дарит» буржую. Зарплата является не «оплатой труда», а ценой нескольких часов способности к труду, средством поддержания работоспособности «наёмного раба». Работник производит больше, чем стоит сам – именно в этом источник прибыли всех частных собственников.

Отчуждение – многогранное и всеобъемлющее явление в классовом обществе. Его основа отчуждение работника от средств производства (находящихся в собственности частника), как следствие - от результатов труда (см. эксплуатация) и от управления трудом, от принятия значимых решений. Рабочие, каждодневным трудом создавая весь окружающий их мир, не владеют им и не имеют права решать, как этому миру развиваться, какая работа важнее, а какая – и вовсе вредна, часто не имеют права даже выбрать дело себе по нраву. Отчуждение, являясь следствием частной собственности, в конечном итоге подрывает мотивацию в работе и учёбе. Всё это создаёт благодатную почву и для всех форм эскапизма (ухода от реальности – в религию, в игры, в наркотики), и для апатии, подавленности, озлобленности – для отчуждения и рядовых трудящихся друг от друга. Господство капитала нередко отчуждает от нормальной жизни даже саму буржуазию, вынуждая заботиться о банковских счетах больше, чем о человеческих отношениях. Всё общество оказывается во власти тупого роста капитала ради роста капитала.

 

 

Современный российский капитализм

1990-е запомнились нам как годы бардака, развала и унижения, но для крупного бизнеса, хозяев сегодняшней жизни – это «заря рыночной свободы». То был период первоначального накопления капитала. Притом, бОльшая доля его «накопилась» по принципу «отобрать и поделить»: господа предприниматели отобрали у нас общественное советское производство и поделили его между собой. Население России расслоилось на кучку всесильных олигархов, несколько тонких слоёв бизнеса помельче и подавляющее большинство пролетариев.

2000-е преподносятся Кремлём как совершенно другие времена, как «долгожданная стабильность, сменившая лихие 90-е». На деле это та же самая политика на новом этапе: к задаче «растащить и закабалить» добавилась «стеречь рабов и награбленное». Вся политика «укрепления вертикали», ужесточение порядков в публичной политике и пресловутая «борьба с экстремизмом» – всё это нужно олигархии для сохранения своей безраздельной власти и для дальнейшего усиления эксплуатации трудящихся. Приватизация и коммерциализация продолжаются: проводится акционирование и продажа крупных государственных предприятий, урезание и перевод на рыночные рельсы всей социальной сферы.

Нарастает экономический, а вслед за ним и политический кризис. 2011 год закончился крупными протестами. Кремлёвская пропаганда при этом забрызгала слюной всё медийное пространство, от ТВ до Интернета, убеждая, что нельзя раскачивать «нашу общую яхту». Сами же протесты ожидаемо оказались в руках беззубой либеральной оппозиции – с требованием «правильных» перевыборов. Нужно лишь ставить галочки в бюллетенях – и жизнь наладится! Главное, что объединяет господ с бюллетенями и господ с дубинками – яростное противостояние революционным настроениям. Однако с развитием кризиса и получением прямого политического опыта массы участников акций всё более поляризуются. Это пока протест интеллигенции и мелкобуржуазных слоёв, рабочий класс затронут им очень слабо – рабочий класс не видит серьёзной силы, выражающей его интересы. Стать таковой – главная обязанность коммунистов.

Пагубность кремлёвской политики часто причудливо отражается в сознании: конспирология и прочие мифы буйно цветут на почве «надклассового» патриотизма, ущемлённого чувства достоинства, которому не достаёт научного взгляда на общество. Пренебрежение интересами большинства в ходе реформ трактуется как предательство властями якобы «общих» интересов – следовательно, как разрушение страны и даже государства (тоже «общего»). Капитализм РФ рисуется «недоразвитым», «неправильным», «бандитским», Россия представляется «колонией Запада». Эти идеи направляют народный гнев в тупик борьбы за «более правильный» капитализм, втягивают пролетариат в разборки конкурирующих групп буржуазии.

Замена научного взгляда моральным клеймом мешает борьбе, а не помогает, не давая и намёка на понимание действительности. На самом же деле сложившуюся в России экономическую систему следует охарактеризовать как империализм – высшую стадию развития капитализма, отличающуюся огромной концентрацией капиталов, растущей ролью финансового капитала. Показательно, что к сырьевым монстрам вроде «Газпрома» в рейтингах крупнейших компаний всё ближе подбираются монополии из других отраслей, включая машиностроение, информационные технологии и розничную торговлю. Монополизм прочно охватил всю экономику, он быстро захватывает любые новые рынки и ответвления производства. Государство же, находясь «на содержании» крупнейших монополистов, ретиво обслуживает их интересы.

Монополии безраздельно господствуют в России и протягивают свои загребущие лапы к соседним странам и в дальнее зарубежье. Эпичное противостояние российского бизнеса и белорусского правительства закончилось поглощением сразу нескольких крупнейших белорусских компаний. Российская Федерация начала огрызаться на соседей даже открытым вооружённым путём, как это было в Грузии. Практически во всех странах СНГ есть крупные, иногда господствующие в своей отрасли фирмы, принадлежащие российскому капиталу. Российский капитал каждый год покупает всё новые активы по всему миру, будь то украинские и итальянские телекоммуникационные компании, металлургические в США, рудники в западной Африке или автопром в Индии.

Конечно, по своей мощи российскому империализму далеко до США, Китая и Евросоюза, но разница эта только количественная. По своей сути доморощенные монополисты столь же агрессивны, столь же решительны и наглы в эксплуатации и подавлении трудящихся. Зависимость их от более сильных империалистических центров – норма неравномерного капиталистического развития, это в той же мере было свойственно и Российской Империи. «Бандитским» же, жестоким и наглым, попирающим любые писаные законы, включая свои собственные – таким капитализм был и будет всегда, во всех странах, это для него – тоже норма.

Сегодня в России марксизму противостоят не только идеи «общенародности» государства, в которых трогательно слились и Кремль, и радикальные патриоты, считающие, что Кремль «целенаправленно уничтожает страну». Многие пропагандисты объявляют, что «исчез» аж сам пролетариат! Но ни эксгумация мумифицированных теорий, ни заклинания об «исчезновении» пролетариата действительности не меняют. Пусть такие «заклинатели» сходят за хлебом и подумают, через сколько рабочих рук он должен был пройти, прежде чем попасть к ним в пакет! А затем так же подумают обо всём, что их окружает. Всероссийская перепись 2010 года приводит цифры, которые говорят сами за себя: из всего экономически активного населения 61,6 млн. человек (94%) – наёмные работники, 6,3 млн. – безработные (из них 44% - молодёжь) и 1,4 млн. – наниматели. Страна из мелкобуржуазной (крестьянской) стала преимущественно рабочей за годы СССР; капитализм сначала подорвал силу рабочего класса (деиндустриализация 90-х), но теперь всё больше пролетаризует «средние» слои. Даже на селе пролетариат стал основным классом.

В России действительно уничтожено и продолжает уничтожаться многое – то, что ценно для трудящихся слоёв, но не приносит достаточной прибыли. В жалком состоянии масса предприятий, закрываются школы и больницы, сокращена армия – страдающая, к тому же, от ужасающего развала своей материальной базы. Но всё это не потому, что капитал злобно мечтает развалить страну «и сбежать на Запад» (кому он там нужен?). А потому, что ему совершенно наплевать, и он занят реорганизацией экономики, социальной сферы и силовых структур под свои, капитала, нужды – которые в корне отличаются от наших.

Капиталу нужны заводы – но не чтобы «обеспечить население продуктами, транспортом, жильём и рабочими местами» - а чтобы драть три шкуры с работников и наращивать прибыль. Заводы, неудобные для этого, будут разрушены и заменены новыми – и это уже происходит. Школы и вузы тоже нужны капиталу – но не затем, чтобы «учить и воспитывать всесторонне развитые самостоятельные личности» – а чтобы, с одной стороны, штамповать дешёвую и покорную рабочую силу, а с другой – наживаться на «образовательных услугах». И этим целям служат все образовательные реформы капиталистов, будь то в США, в ЕС или в РФ. Армия также необходима буржуазии – и не затем, чтобы «защищать народ и отечество», а чтобы охранять свой большой рынок под названием «Российская Федерация» от конкурентов и народных волнений, и иногда совершать разбойные набеги на соседние рынки.

С позиций буржуазного патриотизма не предъявишь капиталу иных «ужасных и несмываемых» (в глазах буржуазно мыслящей общественности) обвинений, кроме разрушения и унижения страны, кроме «измены патриотизму». Ради сохранения «морального права» обвинять буржуазию, в этом случае приходится закрывать глаза на образование и укрепление российского империализма, на усиление государства, на то, что Россия сама превращает другие страны в свои полуколонии.

Коммунисты же должны видеть реальные неразрешимые противоречия капитализма, как и порождаемые им самим предпосылки перехода к коммунизму.

Главные и неразрешимые противоречия капитализма:

· Между общественным характером производства и частным присвоением;

· Между трудом и капиталом (капиталу нужно как можно больше бесплатной работы, увеличивать норму эксплуатации – трудящиеся, напротив, стремятся её сократить);

· Неравномерность развития (фирм, отраслей, регионов, стран, блоков из нескольких стран);

· Отчуждение, охватывающее все сферы жизни (см. «Теоретические основы программы»).

Предпосылки перехода к коммунизму:

· Централизация, монополия. Монополия уже организует более эффективное производство, нам достаточно взять его под свой контроль;

· Развитие пролетариата вместе с развитием промышленности и расслоением мелкой буржуазии (каждый новый завод, которым хвалится власть – это новый отряд пролетариата, это шаг к революции, а не предотвращение её);

· Общественный характер труда усиливается благодаря включению всё больших масс трудящихся в связанные между собой производственные процессы;

· Технический прогресс.

 

При сохранении капитализма неизбежны:

· Экономические кризисы. Они увеличивают политическое и социальное напряжение; хотя и мешают количественному росту пролетариата – но качественно меняют его сознание;

· Усугубление проблем с окружающей средой. Несогласованность действий и неравномерность развития моря частных фирм не позволяет принимать эффективные меры охраны природы, а стремление сократить издержки противоречит финансовым вложениям в такие меры;

· Фашизация власти как единственное средство подавления растущего рабочего движения;

· Новые мировые войны за передел рынков. Соотношение сил империалистических центров постоянно меняется. Но прежние господствующие центры ни за что не отдадут рынки и иные сферы влияния без боя, а новые постепенно набираются достаточных сил и наглости, чтобы открыто выступить против них.

 

В общем, капитализм необходимо уничтожить. «Но ведь СССР развалился, следовательно, коммунизм – утопия, а марксизм – устарел!» Это неправда. Буржуазные революции в Европе точно так же терпели поражения от феодализма. И где теперь европейский феодализм?

Развал СССР – такое же временное поражение пролетарской революции.

СССР и Соцлагерь

СССР возник из условий прежнего российского империализма, при огромных пережитках феодализма, с нищетой и неграмотностью, с крайне неравномерным развитием промышленности по отраслям и регионам, с крестьянским большинством населения, занятым тяжёлой ежедневной борьбой за выживание. Российская Империя, как и РФ сегодня, была империалистическим центром не первого порядка, с зависимостью от более сильных хищников. Октябрьской Революции предшествовали века политической диктатуры царизма и несколько лет войны и разрухи.

Именно это во многом определило специфические проблемы СССР: необходимость срочного сноса ветхого общественного здания и самых натуральных руин – и создания совершенно новой экономики вместо них, переход из аграрного состояния в индустриальное. Необходимо было совершить этот переход в немыслимо сжатые по сравнению с капстранами сроки – под угрозой военного вторжения, которое в итоге состоялось, и было отбито только благодаря высочайшей мобилизации сил, достигнутой СССР за 1920-30 гг.

СССР вообще многого достиг, несмотря на все проблемы. Многие из них удалось решить оптимальным для тех условий путём: например, проблема измельчания и снижения товарности крестьянских хозяйств, решаемая в капстранах повальным обнищанием, у нас была решена добровольной кооперацией и плановым внедрением новейшей техники. СССР достиг небывалых в то время (и недостижимых теперь, при капитализме) высот в образовании, науке, культуре.

Классовая борьба в СССР не прекращалась никогда. И после подавления буржуазии и разгрома фашизма продолжалась борьба пролетарских и мелкобуржуазных тенденций в социализме. Именно невнимание к этой борьбе, идейная и политическая демобилизация пролетариата в самый разгар борьбы привела к его поражению.

Главные шаги советского государства к поражению:

· Реформа системы Советов 1936-го: производственные избирательные округа (по трудовым коллективам) заменены территориальными, что было шагом в сторону парламентаризма, отрыва власти от реальных коллективов;

· 20-й Съезд, с протаскиванием ревизионизма под прикрытием «борьбы с культом личности». Отмена диктатуры пролетариата, провозглашение «общенародного государства» – т.е. легализация и укрепление мелкобуржуазного влияния во власти;

· Передача МТС (машинно-тракторных станций) колхозам, что разрушило связь групповой собственности колхозов с государством через техническую помощь. Это был шаг к обособлению групповой собственности, к усилению частнособственнических тенденций;

· «Косыгинская реформа», увеличившая роль прибыли как показателя эффективности предприятий, развязавшая конкуренцию между предприятиями и ведомствами, дезорганизовавшая единую систему экономики;

· «Перестройка» – прямое движение к капитализму под прикрытием красивых лозунгов о демократии. Завершилась открытым контрреволюционным переворотом.

 

Постепенное усиление рыночных тенденций вело к росту влияния мелкой буржуазии, её идеологии, затем к появлению настоящей подпольной буржуазии, связанной с наиболее коррумпированными группами чиновничества (всё более отрывающегося от пролетарского контроля).

Вопреки расхожим мифам, внешнее влияние и поступки отдельных личностей имели лишь второстепенное значение в процессе развала социализма. Такие же факторы не смогли ни сломить, ни хотя бы воспрепятствовать развитию СССР, пока он оставался диктатурой пролетариата, пока компартия и государство руководствовались марксистской теорией. СССР рухнул лишь тогда, когда основательно разложился изнутри.

Контрреволюция привела к локальным войнам сразу в нескольких республиках бывшего Союза, к массовому расстрелу защитников Дома Советов в Москве, к тотальной дезорганизации и отступлению пролетариата, к сильнейшему осложнению условий его борьбы во всем мире, к наступлению капитала по всему фронту противостояния, к резкому падению качества жизни.

В странах Соцлагеря шли похожие процессы. Как правило, в них была меньшая база коммунистических отношений, которые без самостоятельных революций были принесены туда победой Красной Армии над фашизмом. Копирование ревизионистского опыта позднего СССР усугубляло ситуацию. Тем не менее, Соцлагерь сыграл чрезвычайно прогрессивную роль в мировой истории: не только дал богатый опыт строительства социализма в разных странах, не только дал лучшую жизнь нескольким поколениями, но и разрушил мировую систему колониализма, помог национальному освобождению множества народов.

В нескольких странах произошли самостоятельные социалистические революции уже «на излёте» общемирового движения, уже при господстве ревизионизма в массе компартий. Увы, большинство таких революций потерпело поражение, и не без помощи ревизионизма. Но несколько небольших социалистических стран до сих пор держат оборону от мирового наступления империализма, а такая страна как Куба, несмотря на опасное соседство с империалистическим центром и экономические трудности, и в начале нового века служит образцом свободы и заботы о развитии человека, маяком для коммунистов всего мира.

У СССР и Соцлагеря был путь, альтернативный рыночному – путь дальнейшей централизации и автоматизации экономики, внедрения в планирование новейших вычислительных средств и информационных технологий. В Советском Союзе такой проект (ОГАС) развивал академик В.М. Глушков. Затем подобная система (Киберсин) была на практике внедрена в Чили при президентстве Сальвадора Альенде – и дала отличные результаты. Теперь же, благодаря техническому прогрессу, наши возможности на многие порядки выше, и плановая экономика могла бы работать чрезвычайно эффективно.

В целом СССР и Соцлагерь дали и тот ценнейший опыт, на основе которого определяется и положительная, созидательная коммунистическая Программа – возможность, которой не было у коммунистов прошлого. Мы можем теперь на научной основе говорить о том, какой будет первая фаза коммунистического общества. И мы знаем цену прежним ошибкам.

 

 

Последовательность этапов борьбы

Борьба за коммунизм должна пройти следующие этапы:

1. Подготовка социалистической революции. Этап «от сегодня до взятия власти».

2. Революция. Единственный способ перехода от капитализма к социализму.

3. Диктатура пролетариата – государство, установившееся в результате революции. От самой революции и до коммунизма государство может быть только диктатурой пролетариата, иначе всё идёт к реставрации капитализма, несмотря ни на какую абсолютную развитость собственной базы социализма. Опыт СССР доказал нам это неопровержимо и слишком дорогой ценой.

Прошлый революционный опыт дал отличную форму для пролетарского государства – советскую республику. Основа государственного аппарата – советы, куда избираются депутаты от трудовых коллективов, известные своим избирателям в реальной работе, сменяемые ими в любое время, имеющие зарплату не выше квалифицированного рабочего. Хотя новая революционная волна может дать и новые государственные формы.

Диктатура пролетариата выполняет особые задачи, необходимые для перехода к коммунизму:

· Полное уничтожение старой буржуазной государственной машины;

· Преодоление многоукладности экономики, ликвидация частной собственности на средства производства;

· Создание новой экономической базы, организация планомерного роста производительных сил;

· Подавление бюрократизма; развитие всего пролетариата как субъекта политической власти;

· Формирование нового сознания на основе новых реалий материальной жизни. Всестороннее развитие каждого человека – не благое моральное пожелание, а абсолютная экономическая необходимость, важнейшее условие становления коммунизма;

· Преодоление на этой основе общественного разделения труда (пожизненной фиксированности рода занятий для каждого человека, особенно «приговорённости» только к умственному или только к физическому труду);

· Преодоление товарности экономики – на основе растущих производственных мощностей;

· Преодоление всех форм отчуждения (см. «Теоретические основы Программы»).

 

4. Социализм – этап борьбы старого и нового; коммунизм в своей первой, ещё неразвитой фазе, вырастающий из капитализма. Политическая власть пролетариата устанавливается сразу в результате революции, в то время как экономика некоторое время ещё остаётся прежней. Поэтому социализм мы выделяем особо, как общество, освободившееся от эксплуатации и антагонистических классов (т.е. классы ещё остаются, но уже не имеющие непримиримо противоположных интересов). Государство на всём этом этапе обязательно остаётся диктатурой пролетариата.

5. Коммунизм. Это не «утопия», а естественная и закономерная ступень развития общества, характеризующаяся следующим:

· Уничтожено общественное разделение труда. Т.е. человек развит всесторонне и гармонично, имеет такую базу в своем развитии, с которой можно освоить абсолютно любое дело; становится правилом естественная, безболезненная и даже воодушевляющая смена деятельности на протяжении всей жизни. Опять же, это не благое пожелание, а насущная экономическая необходимость: всё ускоряющееся развитие науки и техники, всё ускоряющееся обновление средств производства не может долго терпеть профессиональную узость мышления и косность навыков;

· Рост производства, его автоматизация, лёгкое перенаправление трудовых ресурсов в нуждающиеся и новые отрасли – всё это обеспечивает удовлетворение разных жизненных потребностей и делает труд всё более творческим. Это, наряду с преодолением отчуждения от управления трудом и от его результатов, делает созидательный труд потребностью, главной формой самореализации личности. На этом основывается принцип «Каждый – по способностям, каждому – по потребностям!». Кстати, уже современный уровень развития производительных сил делает это возможным в некоторых сферах, если бы не мешали отсталые общественные отношения (самый вопиющий пример – искусственное ограничение творчества и распространения информации институтом «интеллектуальной собственности»);

· Экономика едина, собственность на средства производства только общественная, нет отдельных товаропроизводителей – следовательно, нет товарно-денежных отношений и всего их развращающего влияния;

· Отсюда же и отсутствие классов, а, следовательно, и государства как аппарата классовой диктатуры. Нет границ, разделяющих народы;

· Не «хорошая команда управленцев», а управление как дело всех и каждого – именно это является целью коммунистов и осуществляется благодаря всестороннему развитию личности, единой общественной экономике и отсутствию государства;

· Формируется принципиально новая психология на основе коллективизма и равенства в производственных отношениях. Уничтожение конкуренции избавляет от самых тяжёлых нравственных пороков;

· Коммунизм – не «конец истории», а её подлинное начало как истории человеческой. Преодоление классовых противоречий ставит перед человечеством массу новых противоречий – но уже перед единым человечеством, действующим осознанно. Из стихийной предыстории мы переходим к сознательному развитию.

 

Далее Программа излагается в «обратной хронологии». Про коммунизм мы сегодня не можем сказать точнее, чем уже сказано выше, поэтому начнём с созидательной программы социализма.

Обратный хронологическому порядок изложения связан с тем, что, хотя каждый этап борьбы опирается на предыдущий, но исходит он из своей конечной цели, т.е. из следующего этапа. Логика всякого менее развитого этапа борьбы ясна только исходя из более развитого. В этом коренное отличие сознательной человеческой деятельности от бесцельных стихийных процессов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 115; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.48.212 (0.091 с.)