Программы по закону божию для детей младшего и среднего школьного возраста на пять лет обучения, 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Программы по закону божию для детей младшего и среднего школьного возраста на пять лет обучения,



подготовленные в Православной Гимназии имя преподобного Сергия

Радонежского Академгородка Новосибирска по благословению Преосвященнейшего Сергия, Епископа Новосибирского и Бердского

ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

"ЗАКОН БОЖИЙ" — это традиционное для Русской Православной Церкви наименование цикла учебных предметов, составляющих основу церковного образования и воспитания в России.

Если слово "Закон" относить только к Ветхозаветным временам "Закон дан через Моисея" (Ин. 1, 17), а мы, христиане, живем, по явлении Благодати], то наименование "Закон Божий" может показаться устаревшим или неточным. Тогда более подходящим может стать наименование "ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВИЯ". Если же вспомнить святые псалмы/ "Но в Законе Господни воля его и в Законе Его поучится день и нощь" (Пс. 1, 2); "Светильник ногама моима Закон Твой, и свет стезям моим" (Пс. 118, 105)], которые не потеряли своей актуальности, то наименование "Закон Божий" не покажется случайным или неудачным. Лучше согласиться, что оба названия говорят об одном — о начальном образовании в духе православной церковности.

В дореволюционной школе курс "Закона Божия" включал в себя следующие учебные дисциплины: "Обучение молитвам", "Священная история Ветхого и Нового Завета", "Учение о Богослужении Православной Церкви", "Катехизис" и "Церковная история". Иногда в качестве самостоятельных дисциплин изучались церковно-славянский язык и церковное пение. Насколько подробно и тщательно были разработаны все эти дисциплины показывают материалы библиографического справочника "Образовательная деятельность Русской Православной Церкви: проблемы освоения наследия" (Новосибирск, 1996).

В настоящее время преподавание Закона Божия только возрождается. Всего около десяти лет прошло с тех пор, как в России вновь открылись первые воскресные школы, а православным гимназиям и того меньше лет. И сразу же встал вопрос об учебно-методическом обеспечении этих школ. Параллельно возник вопрос о программах для факультативного преподавания Закона Божия или Основ Православия в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

С 1990 года работа над программами и учебно-методическими пособиями для воскресных школ, православных гимназий и факультативов по


Закону Божию ведется в приходе церкви Всех Святых в земле Российской просиявших Академгородка Новосибирска. Учрежденная приходом Православная Гимназия во имя Преподобного Сергия Радонежского, разрабатывая программу непрерывного религиозного образования, уже подготовила ряд программ и учебно-методических пособий, которые проходят апробацию в разных городах и школах. В настоящем выпуске предлагается программа по Основам Православия (Закону Божию) для детей младшего и среднего школьного возраста, рассчитанная на пять лет (или пять циклов) обучения.

* * *

Преподавание Закона Божия в православной традиции всегда преследовало религиозно-познавательные и духовно-нравственные цели. Но если в дореволюционной школе через преподавание Закона Божия оформлялись и закреплялись церковные знания и навыки, полученные в семье и храме, то в современной воскресной школе, православной гимназии и на факультативах по Закону Божию закладываются только основы церковных знаний, и прививаются лишь первоначальные навыки церковной жизни.

Учитывая это обстоятельство и то, что на преподавание Закона Божия в Синодальный период (до 1917 года) наложил значительный отпечаток схоластический метод преподавания церковных дисциплин, присущий духовным академиям и семинариям того времени, составители настоящих программ с самого начала своей церковно-педагогической работы стали искать новые подходы к преподаванию Закона Божия. Эти поиски постепенно привели к тому, что был найден стержень, на котором теперь строится весь новый курс Закона Божия.

Таким стержнем стало Пасхальное Благовестие. Весь библейский, литургический, святоотеческий и церковно-исторический богословский материал свидетельствует о ВЕРЕ ЦЕРКВИ в то, что наше спасение — наша Пасха — пострадавший за нас и Воскресший в третий день Спаситель мира Господь наш Иисус Христос. "Пасха наша — Христос заклан за нас" (1 Кор. 5, 7).

Мы желаем спастись! И потому принимаем Святое Крещение во образ смерти и Воскресения Христова, за каждой Литургией прославляем Воскресшего Христа Бога нашего, причащаемся Святых Христовых Тайн, принимая их как залог нашего воскресения, стараемся жить по заповедям Христовым, ожидаем воскресения мертвых и жизни будущего века с Воскресшим Христом. Поэтому, каких бы вопросов бы мы ни касались при изучении Закона Божия — наше спасение благодатию Воскресшего Спасителя нашего остается главной темой и основой всей учебно-воспитательной методики.

Настоящая программа рассчитана на пять лет и построена по концентрическому принципу, суть которого в том, что основная идея, или


тема, являющаяся стержнем всего пятилетнего курса, раскрывается каждый год в новом аспекте. Эта тема — спасение человечества и каждого из нас через искупительную жертву и Воскресение Господа нашего Иисуса Христа. Каждый год имеет свою тематику, но она обязательно связана с этой заглавной темой.

пятилетний курс закона Божия:

Й год. Первые шаги в церковной жизни (ознакомительный цикл).

Й год. Евангелие в нашей жизни.

Й год. Святые Православной Церкви.

Й год. Богослужение Православной Церкви.

Й год. Церковная история.

Итак, общая тема всего курса Закона Божия — наше спасение по благодати Воскресшего Христа (Пасхальное Благовестие).

Задача современной православной духовной школы — приблизить своих воспитанников к литургической жизни Церкви и ее благодатному святоотеческому наследию. Эту же задачу в начальной стадии ставит и настоящий курс Закона Божия.

Наилучшее содействие такому обучению оказывает непосредственное участие детей в церковных службах. Каждая новая церковная служба — это тоже урок, священный урок, который освящает и запечатлевает в душе ребенка знания, полученные на занятиях по Закону Божию. Церковная молитва и причащение Святых Христовых Таин благодатно влияют на душу ребенка и помогают правильному духовному росту маленького человека.

На Божественной Литургии детям следует поручать спеть или прочитать отдельные молитвы, выполнить отдельные поручения (следить за свечами, помогать раздавать причастникам теплоту, старшим поручать смотреть за младшими и подводить их ко причащению).

Особенное внимание должно уделяться подготовке к церковным праздникам: Пасхе, Рождеству Христову, престольному празднику прихода, Дню славянской письменности и культуры (память святых равноапостольных Кирилла и Мефодия).

Для старших детей очень важно организовывать паломнические поездки, хотя бы в соседний приход. Занятия в летнем лагере помогут закрепить то, что было изучено в течение года.

Перед Пасхой дети могут заниматься раскрашиванием пасхальных яиц, подготовкой альбомов, открыток и т. д. К Рождеству Христову можно подготовить праздничный концерт с церковными песнопениями, колядками, стихами и сценическими действиями. Ко Дню славянской письменнос-


ти и культуры можно также подготовить концерт с чтением гимнов в честь славянских первоучителей, чтением азбучных молитв, сценами из жизни святых братьев. К престольному празднику прихода можно подготовить праздничный стенд или стенную газету.

Начинать и заканчивать учебный год в воскресной школе следует молебном. Перед началом учения служится молебен, специально предназначенный для этого, а по окончании учебного года — благодарственный. Хорошо провести чаепитие и с участием родителей сделать эти дни особенно радостными для детей.

В течение учебного года следует провести несколько уроков-повторений или опросов. Опросы можно проводить в виде викторин, кроссвордов, соревнований. Детям, показавшим усердие и хорошие познания, можно вручать иконы, церковные книги и другие подарки.

Молитвы должны повторяться на каждом уроке.

Желательно, чтобы на каждом уроке звучало Евангельское слово (притча, заповедь, отдельный стих или изречение Иисуса Христа).

Очень важно на каждом уроке привести хотя бы один яркий назидательный пример из жизни Святых или запоминающееся изречение Святых людей и подвижников благочестия.

Очень большое значение в деле церковного обучения имеет церковное пение. Если нет возможности устраивать отдельные уроки но церковному пению, то тем более надо заботиться о том, чтобы молитвенному пению уделять часть времени от каждого урока.

Для младших детей можно организовывать уроки рисования и раскрашивания картин с церковными сюжетами. Можно использовать книжки-раскраски. (Есть, например, такая книжка с названием "Литургия").

Показ на занятиях священных книг, икон, церковное пение и рисование, просмотр слайдов и видеофильмов на церковные темы, прослушивание церковных записей — все это также содействует усвоению Закона Божия.

Тема каждого урока раскрывается через отдельные элементы, которые могут быть использованы для проведения любого занятия.

систематический перечень элементов урока:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 310; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.36.249 (0.011 с.)