Тема 8. Английский театр эпохи Возрождения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 8. Английский театр эпохи Возрождения.



Особенности социально-политического положения страны. Формирование английского профессионального театра. Англиканская церковь и пуритане против театра. Театр в эпоху правления Елизаветы Тюдор (1558 – 1603).

Возникновение гуманистической драмы в Англии в XVI в. Предшественники Шекспира.

Гуманисты и театр. «Университетские умы» и театр.

Драматургия Кристофера Марло (1564 – 1593) – предшественника Шекспира.

Общая характеристика творчества Уильяма Шекспира (1564-1616). Периодизация его творчества. Первый период творчества (1590 – 1600). Второй период (1601- 1608). Третий период (1609– 1613).

Исторические хроники Шекспира. Общая характеристика. Цикл пьес-хроник из истории Англии.«Ричард III»,«Генрих IV». Проблематика и поэтика. Образ Фальстафа в творчестве Шекспира.

Основная проблематика ранних комедий Шекспира. «Укрощение строптивой».

Зрелые комедии Шекспира 1595-1600 гг.«Сон в летнюю ночь», «Как вам это понравится». «Двенадцатая ночь».

Ранние трагедии. «Ромео и Джульетта».

«Мрачные комедии» Шекспира. «Мера за меру».

Второй период (1601- 1608). Мрачные комедии. «Мера за меру».

Великие трагедии. Особенности трагического мироощущения. «Гамлет». «Отелло». «Король Лир». «Макбет». «Антоний и Клеопатра». Проблематика и поэтика.

Герой и народ в «римских» трагедиях. «Юлий Цезарь», «Кориолан.

Последние пьесы Шекспира. Общая характеристика третьего периода творчества драматурга. (1609– 1613). Драмы. «Буря».

Младшие современники Шекспира. Бен Джонсон (1573 – 1637).

Театры и актеры. Типы театров, устройство сцены общедоступного театра («елизаветинская сцена»), декорации и постановочная техника XVI – начала XVII в. Театр Земного шара (Глобус). Его труппа.

Актерское искусство английского театра эпохи Шекспира. Общая характеристика.

Творчество Ричарда Бербеджа.

Английские пуритане против театра. Парламентский указ 1642 г. о запрете театра и его последствия.

Парламентский указ 1642 г. о запрете театра и его последствия.

Раздел 4. Театр XVII века.

Тема 9. Французский театр.

Особенности социально-исторического развития страны. Религиозно-политические конфликты и абсолютизм. Основные тенденции культуры. Взаимодействие традиций ренессанса и барокко и формирование французского профессионального театра. Бургундский отель XVI – начала XVII вв.

Рационализм в философии и эстетике. Культурная политика кардинала Ришелье (основание Французской Академии 1635 г.) и театр. Метод классицизма как основа «правильного» искусства. Крупнейшие теоретики классицизма и театр. Никола Буало (1636 – 1711). Его трактат «Поэтическое искусство» 1674.

Поэтика классицизма и творчество Пьера Корнеля (1606 – 1684). Премьера спектакля «Сид» (театр Маре 1636 г.).

Творчество Жана Расина (1639-1699). Спектакль «Федра» (Бургундский отель 1677 г.). Расин как теоретик, постановщик и педагог. Трагедия «Аталия» («Гофолия») 1690. Ее проблематика и поэтика как итоговые концепции театра Расина. Ведущие актеры Бургундского отеля конца XVII в.

Театральная деятельность Мольера (Жан-Батист Поклен, 1622 – 1673).

Ранний период творчества: Блистательный театр (1644) и 13 лет работы в провинциях(1645 – 1658). Формирование жанра высокой комедии в творчестве Мольера и основные сочинения этого жанра. Борьба за постановку «Тартюфа» 1664 – 1669. Мольеровские шедевры в жанрах комедии балета и фарса. Мольер как актер, режиссер, руководитель труппы.

Ведущие актеры театра Мольера. Последний спектакль Мольера: «Мнимый больной» 1673 г.

Сценическая практика второй половины XVII в. Организация театра Комеди Франсез.

Его деятельность в конце XVII – начале XVIII вв.

Тема 10. Истоки русского театра. Придворный театр Алексея Михайловича.

Исторические предпосылки возникновения придворного театра. Развлечения и зрелища при дворе. Потешные палаты. Знакомство с западноевропейской театральной культурой по донесениям русских посланников. Неудачные попытки приглашения иностранных трупп. Роль Посольского приказа и его главы — А. С. Матвеева в создании придворного театра. Строительство «Комедийной хоромины» в селе Преображенском.

Деятельность И.‑Г. Грегори — автора и постановщика «Артаксерксова действа» (1672 г.). Сюжет и структурные особенности пьесы. Сведения о первом представлении «Артаксерксова действа». Репертуар придворного театра. Библейские, «исторические» и мифологические сюжеты. Жанры. Деятельность С. Чижинского.

Указ об обучении русских актеров.

Раздел 5. Театр XVIII века.

Тема 11. Французский театр.

Основные идейно-художественные тенденции французского театра эпохи Просвещения.

Мольеровские традиции и комедийная драматургия: Ж.-Ф. Реньяр (1655 – 1709).Театральное творчество Алена-Рене Лесажа (1668 – 1747) и его деятельность в ярмарочных театрах. Новые формы во французской комедии первой половины XVIII в. (слезная комедия, серьезная комедия). Рококо и «мариводаж»: драматургия Пьера Мариво (1688 – 1763).

Вольтер (1694– 778) и театр. Художественное своеобразие театрального метода Вольтера (просветительский классицизм). Проблематика его драматургии и ее эволюция. Вольтер – реформатор спектакля (его работа с актерами и его постановочные новшества).

Дени Дидро (1713 – 1784) и театр. «Энциклопедия» и мировоззренческие позиции зрелого Просвещения. Театр как учреждение воспитания и просвещения граждан. Критика Дидро классицизма в драматургии. Теоретическая разработка новых драматических жанров и практические опыты по созданию «мещанской драмы». Теория актерского творчества: «Парадокс об актере» как обоснование сценического классицизма.

Жан-Жак Руссо (1712 – 1778) и его оппозиция по отношению к театральным концепциям и реформам просветителей на привилегированной сцене. Его опыты в «неправильном» жанре (пастораль, комическая опера).

Театральная деятельность Пьера - Огюстена Карона де Бомарше (1732 – 1799). Проблематика и поэтика его трилогии о Фигаро.

Актерское искусство Франции XVIII в. Основные тенденции. Традиции расиновской и мольеровской школы в искусстве актеров Комеди Франсез. Характеристика творческого почерка Мишеля Барона, Адриенны Лекуврёр, Мари Дюкло и др. Вольтеровская школа актерского искусства. Творчество Мари Дюмениль (1713 – 1803), Ипполиты Клерон (1723 – 1803), Анри-Луи Лекена (1729 – 1778). Крупнейшие комедийные актеры. Пьер-Луи Превиль (1721– 1799).

Парижский Театр Итальянской Комедии в XVIII в.

Ярмарочные и бульварные театры Парижа в XVIII в.

 

Тема 12. Английский театр.

Англия периода Реставрации и после «славной революции» 1688 г. Театральная практика в эпоху Реставрации. Комедия Реставрации и ее образцы. Особенности идеологии и театральной эстетики английского Просвещения.

Новые жанры драматургии: нравоучительная комедия, сатирическая комедия, балладная опера, мещанская драма. Джон Гей (1685 – 1732) и постановка «Оперы нищего» 1728 г.

Генри Филдинг (1707 – 1754) и театр. Закон о театральных лицензиях (1737) и его последствия.

Драматургия второй половины XVIII в. Ричард Бринсли Шеридан (1751 – 1816) и театр.

Развитие сценического искусства. Театры: привилегированные (Дрюри Лейн, открыт в 1682 г. и Ковент Гарде,: открыт в 1732 г.) и «малые» (Хеймаркет и другие). Ведущие актеры: Томас Беттертон. Джеймс Куин. Чарльз Маклин. Актрисы как новое явление английской сцены.

Творчество Дэвида Гаррика (1717–1779). Гаррик как «абсолютный актер» (характеристика Лессинга). Особенности его метода. Интерпретация шекспировских ролей. Гаррик как руководитель театра и режиссер. Традиции школы Гаррика.

Тема 13. Немецкий театр.

Особенности общественно-политического развития Германии и специфика немецкой просветительской идеологии. Основные этапы формирования просветительского театра.

Период 1720-х – 1730-х годов и восприятие классицистских традиций французского и английского образца. Творческая деятельность Каролины Нойбер (1692 – 1760), ее лейпцигская антреприза (с 1727 г.) и школа.

Театральная деятельность Готхольда-Эфраима Лессинга (1729 – 1781). Лессинг как критик, противник классицизма («Гамбургская драматургия» 1765). Лессинг как эстетик и теоретик, создатель просветительской поэтики драматического искусства (трактат «Лаокоон» 1766 г.). Разработка новых жанров в драматурги Лессинга. «Эмилия Галотти» 1772 г. как образец «мещанской трагедии». Лессинг о Шекспире.

Иоганн Готфрид Гердер (1744 – 1803) и развитие немецкого просветительского «шекспиризма».

Театральное движение «бури и натиска». (1770-е – 1780-е годы)

Театральная деятельность Иоганна Вольфганга Гёте (1749 – 1832) в период «бури и натиска». «Гёц фон Берлихинген» 1771г. как опыт исторической хроники. Концепция Шекспира в творчестве Гете («Театральное призвание Вильгельма Майстера»).

Театральная деятельность Гёте в «Веймарский период»(«веймарский классицизм»). Драматургия. Театральная практика.

Театральная деятельность Фридриха Шиллера (1759 – 1805) в период «бури и натиска». Постановка драмы «Разбойники» 1781. и «мещанской трагедии» «Коварство и любовь» 1783. Проблематика и поэтика трагедии «Дон Карлос» и переход на позиции «веймарского классицизма». Шедевры «веймарского периода» (трилогия «Валленштейн»). Теоретические труды Шиллера о театре.

Сценическая практика веймарского периода. Основные тенденции актерского искусства Германии середины и второй половины XVIII в.

Творчество Конрада Экгофа (1720 – 1778), Конрада Аккермана (1710 – 1771), Софии Шрёдер (1714 – 1793). Актерская и режиссерская деятельность Фридриха Людвига Шрёдера (1744 – 1816). Его постановка «Гамлета» (Иоганн Брокман в роли Гамлета. 1777 г.)

Актерская и режиссерская деятельность Августа-Вильгельма Иффланда (1759 – 1814).

Драматургия Августа фон Коцебу (1761-1819).

 

 

Тема 14. Итальянский театр.

Основные направления просветительской реформы в итальянском театре XVIII в.

Реформа комедии Карло Гольдони (1707 – 1793). Творческий путь Гольдони. «Слуга двух господ» и начало реформы. Сезон шестнадцати новых комедий. 1750/1751. «Хозяйка гостиницы» («Трактирщица») 1753 г. как опыт комедии характеров. «Коллективные» комедии Гольдони («Кьоджинские перепалки» 1762 г.). Эмиграция Гольдони и тридцатилетие творческой деятельности во Франции. «Мемуары» 1787 г. как документ театральной истории.

Полемика Карло Гоцци (1720 – 1806) с Гольдони и Кьяри. Театральные сказки (фьябы) Гоцци. Особенности их поэтики. Фьябы Гоцци как источник романтической трактовки традиций комедии дель арте.

Мелодрамы, оперы и трагедии в итальянском театре XVIII в.

Витторио Альфиери (1749 – 1803) и реформа трагедии. «Филипп».1777 г.Особенности структуры действия и диалога.

Актерское искусство Италии XVIII в. Ведущие антрепризы. Творчество Антонио Сакки.

Театрально-декорационное искусство Италии VIII в. Деятельность семейства Галли-Бибиена.

Тема 15. Русский театр.

Западноевропейский школьный театр и пути его проникновения в Россию. Школьный театр при Киево-могилянской духовной академии. Драматургия Симеона Полоцкого (1629–1680). Театр Славяно-греко-латинской академии и Хирургической школы. Светские сюжеты драматургии, их актуальность. Система аллегорий. Интермедии. Постановочные приемы. Трагедо-комедия «Владимир» (1705) Феофана Прокоповича (1681–1736) и его теория школьного театра. Распространение школьного театра в России. Его значение.

Знакомство с западноевропейскими театральными традициями. Деятельность немецкой труппы И.‑Х. Кунста — О. Фюрста в Москве (1702–1706). Представления компании И. Эккенберга (1719, 1723–1724), французской ярмарочной труппы (1727) в Петербурге. Итальянская опера, балет (с 1731 г.), комедия дель арте (1733–1735) при дворе Анны Иоанновны. Гастроли труппы К. Нейбер (1741 г.). Открытие танцевальной и музыкальной школ. Материалы о театре в «Санкт-Петербургских ведомостях».

Формирование драматургии классицизма. А. П. Сумароков. Западноевропейский и русский классицизм. Влияние просветительского классицизма на А. П. Сумарокова (1717–1777). «Эпистола о стихотворстве» (1747). Драматургия Сумарокова, ее жанровые доминанты. Ранние трагедии: «Хорев» (1747), «Гамлет» (1748), «Синав и Трувор» (1750), «Димитрий Самозванец» (1770). Представления пьес Сумарокова кадетами Сухопутного шляхетного корпуса.

Создание русского национального театра. Ф. Г. Волков. Организация труппы «охочих комедиантов» в Ярославле (1750). Указ об учреждении российского публичного театра, под дирекцией А. П. Сумарокова (1756).

Создание публичного театра при Московском университете. Появление частных театров в Москве и Петербурге. Строительство театральных помещений для придворных спектаклей. Крепостные театры.

Кризис театральной эстетики классицизма. Теоретические взгляды и драматургия В. И. Лукина (1737–1794)..

Драматургия Д. И. Фонвизина (1745–1792). Начало творческого пути: перевод трагедии Вольтера «Альзира, или Американцы» (1762). Комедия «Корион» (1764). «Бригадир» (1769) и «Недоросль» (1781). Замысел и воплощение. Образы комедий, их типажность. Особенности конфликта. Постановки «Недоросля» в Петербурге (1782) и Москве (1783).

Усиление политической проблематики в драматургии конца XVIII в. Антитираническая направленность трагедий «Сорена и Замир» (1784) Н. П. Николева (1758–1815), «Владимир и Ярополк» (1772), «Росслав» (1783) Я. Б. Княжнина (1740–1791). Драматургическая полемика Княжнина с Екатериной II в трагедии «Вадим Новгородский» (1789). Сатирическое изображение института государственного судопроизводства в комедии В. В. Капниста (1757–1823) «Ябеда» (1796).

Комическая опера. «Анюта» (1772) М. И. Попова (1741–1790). Руссоистские мотивы. Комические оперы А. О. Аблесимова (1742–1783), Н. П. Николева, М. А. Матинского (1750–1820?), Я. Б. Княжнина.

Сентиментальная драма рубежа XVIII – XIX вв. Н. М. Карамзин. Отражение сентименталистских тенденций в драматургии П. А. Плавильщикова (1760–1812) и Н. И. Ильина (1777–1823). Драматургия А. Коцебу в репертуаре русского театра. Творчество актеров И. А. Дмитревского (1734–1821), Я. Д. Шуйского (?–1806), П. А. Плавильщикова (1760–1812), Я. Е. Шушерина (1753–1813). Решение сценического пространства и создание сценической атмосферы в декорационном оформлении П. Г. Гонзаго (1751–1831). Архитектура театральных зданий.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 349; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.196.182 (0.022 с.)