Тема 4. Анализ внешней деловой окружающей среды 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4. Анализ внешней деловой окружающей среды



 

Понятие внешней деловой окружающей среды. Основные составляющие внешней среды. Цели анализа внешней среды. Методы реагирования на изменения внешней среды. Основные типы внешнего окружения. Анализ динамизма и сложности внешней деловой окружающей среды. Неопределенность внешней среды. Анализ общей (дальней) окружающей среды (макроокружения). Система PEST (экономические, социальные, политические и технологические прогнозы).

Экономическая среда. Циклы деловой активности. Государственная экономическая политика. Прогнозы экономической среды.

Социополитическая среда. Законодательная база государства. Прогнозы политической обстановки. Государственное регулирование национальной экономики. Социокультурные факторы, воздействующие на эффективность функционирования предприятия.

Технологическая среда. Цели научно-технического прогноза. Характеристики, используемые при проведении технологического анализа и составлении прогноза общей (дальней) окружающей среды.

Методы прогнозирования, применяемые при анализе общей деловой окружающей среды.

 

Тема 5. Анализ специфической (ближней) окружающей среды

Структура специфической (ближней) окружающей среды (рыночного окружения (микросреды)). Изучение производственных трендов. Производственный прогноз. Изучение и прогнозирование структурных сдвигов в экономике. Анализ цикла отраслевого развития. Основные показатели анализа отрасли. Конкурентный анализ специфической окружающей среды. Структурный анализ конкурентного окружения. Пять сил конкуренции по М. Портеру. Угроза появления новых конкурентов. Конкуренция товаров-заменителей. Возможности потребителей. Власть поставщиков. Соперничество между действующими конкурентами.

Понятие стратегических групп. Определение конкурентных позиций (анализ стратегических групп). Показатели, используемые при анализе стратегических групп. Анализ структуры рынка (позиций на рынке). Доля рынка.

 

Тема 6. Анализ ресурсного потенциала предприятия (внутренних возможностей)

 

Определение ресурсного потенциала. Анализ ресурсного потенциала предприятия. Система ценностей (цепочка ценностей по М. Портеру). Принципы создания конкурентных преимуществ. Основные этапы хозяйственной деятельности, создающие главные ценности.

Оценка ресурсов и эффективности предприятия (физические, человеческие, финансовые ресурсы, нематериальные активы). Продуктивность ресурсов. Эффективность ресурсов.

Финансовый анализ деятельности предприятия. Анализ ликвидности. Анализ деятельности. Анализ структуры капитала. Анализ рентабельности. Анализ рыночной активности. Последовательность анализа финансовой деятельности предприятия. Совместимость показателей, применяемых при различных подходах к финансовому анализу деятельности предприятия.

Сравнительный анализ ресурсного потенциала предприятия. Исторический анализ предприятия. Сравнение с отраслевыми нормативами. Использование «кривой опыта». Система контроля. База стратегических данных. Методические подходы к анализу ресурсного потенциала российских предприятий. Анализ основных технико-экономических показателей. Анализ производственной программы предприятия и её рентабельности. Анализ имущественного комплекса. Стратегический потенциал предприятия.

 

Тема 7. Основные методы стратегического анализа

 

Портфельный анализ – сущность и цели. Понятие, суть и основные цели проведения SWOT-анализа. Процедура проведения SWOT-анализа.

Оценка возможностей и угроз, исходящих из внешней окружающей среды предприятия. Идентификация. Определение силы (мощности) конкретных возможностей и угроз. Оценка вероятности возникновения конкретных возможностей и угроз. Классификация конкретных возможностей и угроз, определяемых внешней окружающей средой.

Оценка силы и слабостей, определяемых ресурсным потенциалом предприятия. Оценка собственно ресурсного потенциала. Оценка операционного потенциала. Подход Г. Гринли к оценке операционного потенциала. Маркетинг. НИОКР. Производство. Финансы (финансовая структура капитала). Персонал. Оценка управленческого потенциала. Управленческий профиль предприятия по И. Ансоффу. Анализ конкурентного окружения. Классификация конкурентной силы по Ф. Котлеру. Модель PIMS (воздействие маркетинговой стратегии на прибыль).

РАЗДЕЛ 3. Процесс целеполагания как этап стратегического планирования

Тема 8. Определение миссии предприятия

 

Понятие миссии предприятия. Определение миссии предприятия и ценностей высшего руководства. Экономическая, социальная и управленческая «философия» предприятия. «Имидж» предприятия. Миссия предприятия как инструмент улучшения качества стратегических решений. Процедура выработки миссии предприятия. Элементы миссии предприятия: базовые направления по системе «продукт/услуга», «покупатели/рынок», базовые направления технологических усилий. Рост и прибыльность, как составляющие миссии предприятия. Уровень и структура предпринимательства. Структура экономической и производственной деятельности предприятия. Социальная ответственность. Классификация сфер социальной ответственности. Формы реализации социальной ответственности. Понятие стейкхолдеров. Теория стейкхолдеров. Факторы, влияющие на выработку миссии предприятия.

 

Тема 9. Ценности высшего руководства и организационная культура

 

Понятие ценностей высшего руководства. Система ценностей высшего руководства. Факторы, определяющие ценности высшего руководства. Последовательность формирования ценностей высшего руководства. Соотношение ценностей высшего руководства с миссией и целями предприятия. Внутренняя система ценностей высшего руководства. Внешняя система ценностей высшего руководства. Экономическая и социальная ориентация ценностей высшего руководства. Личные цели менеджера.

Понятие организационной культуры предприятия и её основные функции. Процесс формирования организационной культуры на предприятии. Коммуникативное поведение предприятия. Внешняя коммуникация. Внутренняя коммуникация и её основные элементы.

Влияние ценностей и организационной культуры предприятия на выбор стратегии.

 

Тема 10. Определение целей развития предприятия

 

Понятие целей развития предприятия. Формулирование целей. Анализ полной иерархии целей. Цели системы. Цели участников. Принципы построения полной иерархии целей развития предприятия. Характеристика целей развития предприятия. Цели направления развития. Цели, характеризующие эффективность функционирования системы. Внутренние и внешние цели. Показатели целеполагания. Восемь ключевых пространств определения целей предприятия. Временный горизонт целей. Цели долгосрочного планирования.

Требования, предъявляемые к формулированию целей развития предприятия (критерии качества поставленных целей). Принципиальная схема процедуры формулирования целей развития предприятия. Конкурентный подход в определении целей предприятия. Анализ пробелов. Корректировка и переформулирование целей.

 

Тема 11. Учет цикличности развития экономических систем в стратегическом анализе и при целеполагании

Циклы деловой активности. Понятие отраслевого цикла. Модель отраслевого цикла М. Портера. Критерии, характеризующие фазы отраслевого цикла (поведение покупателя, изменение продукции, производство, конкуренция, риск, доходы). Модель отраслевого цикла «спрос-технология» по И. Ансоффу. Цикл развития предприятия. Формы и стадии циклического развития предприятия. Внешние и внутренние причины цикличности развития предприятия. Особенности стратегического планирования на различных стадиях цикла развития предприятия.

 

РАЗДЕЛ 4. Модели стратегического выбора

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 259; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.131.238 (0.007 с.)