Возрастные особенности использования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возрастные особенности использования



Данная последовательность картинок может предъявляться детям, начиная с 4,5-5-ти лет (с 4,5-летнего возраста при организующей помощи).

Анализируемые показатели:

— доступность задания, возможность установления причинно-следственных и временных связей, полнота понимания смысла;

— особенности речевого развития (объем общей самостоятельной речевой продукции, количество продуктивных и непродуктивных слов в высказывании и т.п.);

— стратегия зрительного восприятия;

— общая стратегия деятельности;

— объем необходимой помощи взрослого при анализе серии картинок.

21. МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ ( Психологическая диагностика отклонений развития детей младшего школьного возраста. / Под ред. Л.М. Шипицыной. – СПб.: Речь, 2004.)

Назначение. Определение мотивов к учению.

Стимульный материал. Семь карт со схематическим изображением фигур. На одной стороне карты изображен вариант для мальчиков, на другой — для девочек.

Карта 1. На улице женская фигура, несколько склоненная в сторону маль­чика (девочки) с указывающим в направлении школы жестом. У ребенка ранец за спиной. Видно здание школы с вывеской «Школа» (внешний мотив). Рис. 10.1-а, 10.1-6.

Карта 2. Мальчик (девочка) за партой, склонившись над раскрытой книгой (учебный мотив} (рис. 10.2-а, 10.2-6).

Карта 3. На картинке двое мальчиков (девочек), играющих в мяч (игровой мотив) (рис. 10.3-а, 10.3-6).

Карта 4. На улице две фигуры двигаются по направлению к школе. Взрос­лый мужчина изображен с портфелем. Рядом мальчик (девочка) с ран­цем. Видна четко написанная вывеска «Школа» (мотив взрослости) (рис. 10.4-а, 10.4-6).

Карта 5. На фоне школы группа детей, идущих по направлению к ней. Один мальчик (девочка) с ранцем за спиной идет в противоположную сторону (отрицание мотива учебы) (рис. 10.5-а, 10.5-6).

Карта 6. Мальчик за столом собирает планер. Девочка в медицинской ша­почке осматривает куклу (социальный мотив) (рис. 10.6-а, 10.6-6).

Карта 7. В классе учительница стоит около парты с двумя мальчиками (де­вочками). У одного ребенка раскрыт дневник с пятеркой (пятерка долж­на быть видна), ребенок улыбается. У другого тетрадь (мотив успеха) (рис. 10.7-а, 10.7-6).

Инструкция. Я тебе буду рассказывать о школе и показывать картинки. Будь внимателен. Затем я тебе задам вопросы.

Процедура. Ребенку в указанной последовательности зачитываются рас­сказы и одновременно выкладываются в ряд карточки, иллюстрирующие их со­держание. В зависимости от пола обследуемого выкладываются карточки со схе­матичным изображением фигур мальчика или девочки.

Мальчики (девочки) разговаривали о школе. Первый мальчик (девочка) сказал: «Я хожу в школу, потому что меня мама заставляет. Если бы не мама, я бы в школу не ходил». При этом на стол перед ребенком выкладывается карта 1.

Второй мальчик (девочка) сказал: «Я хожу в школу, потому что мне нравит­ся узнавать новое, делать уроки, нравится учиться. Если бы не было школы, я все равно учился бы». Выкладывается карта 2.

Третий мальчик (девочка) сказал: «Я хожу в школу, потому что в школе ве­село, там много ребят, с которыми можно играть». Выкладывается карта 3.

Четвертый мальчик (девочка) сказал: «Я хожу в школу, потому что хочу быть взрослым, таким, как папа, мама и брат с сестрой. До школы я был маленький (маленькая)». Выкладывается карта 4.

Пятый мальчик (девочка) сказал: «Да я вообще не хочу ходить в школу, не хочу учиться». Выкладывается карта 5.

Шестой мальчик (девочка) сказал: «Я хожу в школу потому, что нужно учить­ся. Без знаний ничего не сделаешь, а выучишься и можешь стать кем хочешь». Выкладывается карта 6.

Седьмой мальчик (девочка) сказал: «Я хожу в школу, потому что в школе хвалят, ставят хорошие, отличные отметки». Выкладывается карта 7.

После прочтения всех рассказов, сопровождаемых показом соответствующих карточек, ребенку задается четыре вопроса:

1. Как, по-твоему, кто из них прав? Почему?

2. С кем из них ты хотел бы играть в школе? Почему?

3. С кем из них ты хотел бы учиться? Почему?

4. На какой картинке нарисован ты? Почему? Ответы ребенка записываются в протоколе. Обработка. Мотив определяется па основе выбора карты.

1 карта — внешний мотив

2 карта — учебный мотив

3 карта — игровой мотив

4 карта — мотив взрослости

5 карта — отрицание мотива учения

6 карта — социальный мотив

7 карта — мотив успеха

Анализируются содержание и обоснование мотивов каждого выбора. Определяются осознанность мотивов и выделяется ведущий мотив. Устойчивость мотива определяется количеством его выборов. Устойчивым, считается мотив, выбранный 4(3) раза, неустойчивым 1(2) раз.

Протокол обследования

Вопросы Ответы ребенка
1. Как, по-твоему, кто из них прав? Почему?  
2. С кем из них ты хотел бы играть в школе? Почему?  
3. С кем из них ты хотел бы учиться? Почему?  
4. На какой картинке нарисован ты? Почему?  

 

Ведущий мотив___________ Устойчивость _____________ Неустойчивость ____________

Интерпретация результатов

1 уровень — отражает высокую мотивацию к школьному обучению. Ребенок положительно относится к обучению в школе, активно стремится как можно скорее пойти в школу, ориентируясь при этом на успех. Среди мотивов обучения преобладает познавательный: «хочу много знать», «хочу быть грамотным», «хочу знать все» т. п. Ребенок осознает специ­фику школьных форм обучения и их отличие от игры. Знание содержа­ния учебных занятий сочетается с отчетливым представлением о дисциплине и с пониманием необходимости следовать дисциплинарным требо­ваниям. Признает авторитет учителя, отводит учителю особое место в системе отношений с окружающими людьми.

2 уровень — отражает достаточно высокую мотивацию к школьному обучению. Ребенок в основном положительно относится к обучению в школе. Среди мотивов обучения преобладает познавательный. Осознает специфику школьных форм обучения и их отличие от игры. Знание содержа­ния учебных занятий сочетается с представлением о дисциплине и с по­ниманием необходимости следовать дисциплинарным требованиям. Признает авторитет учителя.

3уровень — отражает достаточную мотивацию к школьному обучению. Ребенок положительно относится к посещению школы, хотя не всегда ак­тивно стремится начать обучение. Среди мотивов обучения преобладает мотив получения новых знаний. В то же время встречаются и игровые мотивы. Ребенок ориентируется в содержании школьной деятельности, осознает специфику обучения и его отличие от игры, знает содержания учебных занятий. Свой успех в обучении связывает как с необходимос­тью овладения знаниями и подчинения дисциплине, так и со случайными моментами. Дисциплинарные требования осознаются не в полной мере, авторитет учителя признает частично.

4уровень — отражает в основном положительное отношение к обучению. Однако степень осознания мотивов обучения низкая. Преобладают мо­тивы подражания или случайные мотивы. Дисциплинарные требования осознаются далеко не в полной мере. Ориентация на успех в обучении связывается с необходимостью заниматься и соблюдать дисциплину.

5 уровень — отражает негативное отношение к обучению в школе или от­сутствие сформированности какого-либо отношения. Ребенок может не выражать своего отношения. Не видит существенных различий между игрой и школьными занятиями, не осознает требований учителя, его особой роли.

 

22. НЕЗАКОНЧЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ УЧЕНИЯ ( Психологическая диагностика отклонений развития детей младшего школьного возраста. / Под ред. Л.М. Шипицыной. – СПб.: Речь, 2004.)

Назначение. Выявление проблемных зон в системе личностных отношений ребенка, в том числе к семье, к отцу, к матери, к самому себе, к друзьям.

Стимульный материал. Бланк с незаконченными предложениями.

Инструкция. Сейчас я назову тебе начало предложения, а ты придумай его окончание.

Процедура. Ребенку называют последовательно предложения, напечатанные на бланке. Ребенок заканчивает предложения, что фиксируется в протоколе.

Обработка. Для каждой группы предложений выводится характеристика, определяющая данную систему отношений как положительную, отрицательную или безразличную.

Примеры предложений и варианты ответов с оценкой.

Большинство знакомых мне семей.......

1. Несчастливы, не дружные, разошлись: «—2»

2. Не очень дружные, нервные: «— 1»

3. Все одинаковые: «О»

4. Нормальные: «+1»

5. Очень дружные, счастливы: «+2»

Затем, в соответствии с ключом определяется суммарная оценка по каждой зоне отношений.

 

Ключ
Зоны отношений Номера предложений
I Отношение к отцу 1 7 13 19
II Отношение к себе 2 8 14 20
III Отношение к среде (страхи и опасения) 3 9 15 21
IV Отношение к друзьям 4 10 17 22
V Отношение к семье 5 11 17 23
VI Отношение к матери 6 12 18 24

 

 

По итогам обследования составляется сводная таблица результатов, куда заносятся баллы, полученные по разным зонам отношений.

Протокол обследования

 

Зоны отношений Система отношений ребенка (баллы) Ответы ребенка
Отношение к отцу    
Отношение к себе    
Отношение к среде    
Отношение к друзьям    
Отношение к семье    
Отношение к матери    

 

Прилагается бланк с выполненным заданием

Незаконченные предложения:

1. Думаю, что мой папа редко______________________________________

2. Если все против меня, то_________________________________________

3. Знаю, что глупо, но боюсь ______________________________________

4. Думаю, что настоящий друг ____________________________________

5. По сравнению с другими семьями моя семья________________________

6. Моя мать и я___________________________________________________

7. Если бы мой папа только захотел _________________________________

8. Думаю, что я достаточно большой, чтобы__________________________

9. Мои одноклассники не знают, что я боюсь _________________________

10. Не люблю ребят, которые________________________________________

11. Моя семья обращается со мной, как с______________________________

12. Моя мама_____________________________________________________

13. Я бы хотел, чтобы мой папа _____________________________________

14. Мне не нравится в себе то___________________________________

15. Хотелось бы мне перестать бояться _______________________________

16. Больше всего люблю тех ребят, которые ___________________________

17. Большинство знакомых мне семей ________________________________

18. Считаю, что все мамы___________________________________________

19. Думаю, что мой папа____________________________________________

20. Когда мне не везет, я ___________________________________________

21. Когда мне страшно, мне приходится_______________________________

22. Когда меня нет, мои друзья______________________________________

23. Когда я был маленький, моя семья________________________________

24. Я люблю свою маму, но _________________________________________

Интерпретация результатов

Проблемными зонами считаются те зоны отношений ребенка, которые получили отрицательные оценки.

 

 

ТРЕТЬЯ КОМПЛЕКСНАЯ ПРАКТИКА

Третья комплексная практика направлена на формирование навыков психологического консультирования и психологической коррекции применительно к различным категориям детей с отклонениями в развитии и ближайшему социальному окружению. Данная практика проходит на пятом курсе и выполняется по теме выпускной квалификационной работы, под руководством научного руководителя. В течении 6-ти недель (с 30 марта – по 10 мая на очном отделении) студенты проводят психологическую коррекцию (консультирование).

Цель третьей комплексной практики - проведение экспериментального психологического исследования по избранной теме выпускной квалификационной работы. Тема работы выбирается студентом самостоятельно, исходя из специфики предстоящей профессиональной деятельности, избранной специализации и научно-практических интересов. Соответственно избранной теме студент выбирает место прохождения практики и сообщает об этом на кафедру и, в частности, своему научному руководителю.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 235; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.66.13 (0.023 с.)