Тема 11. Философское учение о человеке. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 11. Философское учение о человеке.



План:

1. Человек – особый род сущего.

2. Характеристики человека.

3. Тайны человеческого бытия:

3.1.Происхождение человека;

3.2. Свобода личности и ответственность;

3.3. Проблема смысла жизни;

3.4. Ценности человека.

4. Этика и ее проблемы.

1. Человек как проблема и тайна. Человек не есть что-то заданное исключительно природным, социальным или духовным мирами. Невозможность изучения человека как объекта. Попытка выявить природу и сущность человека в философской антропологии. Отсутствие единого взгляда на проблему, что есть человек. Философская антропология о своеобразии человека как земного творения. Проблематичность описания человека только через одну из таких характеристик. Невозможность выразить всю меру самобытности человека через какое-то человеческое качество. Раскрытие своеобразие человека через нестандартные формы его бытия. Невыводимость высшего самосознания человека из природного мира. Открытость человека, незавершенность, способность преодолевать видовую ограниченность как возможный подход к проблеме уникальности человека. Двойственность самосознания человека. Человек как «точка пересечения двух миров». Человек как особый род сущего. Античность. Человек как микрокосмос, актер и герой. Тело и душа. Ум как высшая часть души и подлинное человеческое «Я». Кардинальные добродетели. Сократ как идеал человека в античности. Синтез античных философских и христианских идей в представлении человека в средние века. Библейская картина мира. Человек как венец творения. Свобода и грехопадение. Тело, душа и дух. Любовь как бескорыстное желание блага другому и исполнение воли Бога. Вера, надежда, смирение. Иисус Христос как идеал человека в христианстве. Представление о святости в средние века. Противопоставление видимого, дольнего и невидимого, горнего. Мнимый возврат к античности и мнимый разрыв со средневековьем в эпоху Возрождения. Рождение представлений о могуществе человека и божественной силе его интеллекта. Титанизм. Рождение индивидуальности. Человек как царь природы в философии Нового времени. Эволюция европейского понимания человека: деизм, натурализм, нигилизм. Разум, культура и природа. Гений как идеал новоевропейского человека. Критика ненаучного мышления и исчезновение единства в понимании человека. Философия ХХ века и осознание проблемы человека. Смысл жизни и абсурд. Сизиф как образ совершенного человека в экзистенциализме.

2. Природа и сущность человека. Природа человека как стойкие неизменные черты, выражающие его особенности как живого существа. Сущность человека как то, что верховенствует в его природе. Зависимость определения сущности от мировоззренческой позиции философа. Возможность превосходить природную данность в сущности человека. Биологическое и социальное в человеке. Две программы человека: инстинктуальная и социально-культурная. Принадлежность человека к природному миру по телесной организации и физиологическим функциям. Обусловленность поведения человека социальными и культурными стандартами. Двойственность детерминации человека. Телесность и духовность человека. Тело как природная основа человека. Значение телесного начала в человеке. Социальность и духовность человека. Понятие духа и души в религиозной и научной трактовке. Индивид, индивидуальность, личность человека. Индивид как единичный представитель биологического вида homo sapiens. Личность как социологическая трактовка индивида, включающая набор социокультурных ролей и вызревание во внутреннем мире ценностных ориентаций. Индивидуальность как культурологическая трактовка индивида, его неповторимость, оригинальность, самобытность.

3.1. Тайна происхождения человека. Различные концепции происхождения человека: религиозная концепция, концепция внеземного происхождения человека, научная концепция. Теория Ч.Дарвина и данные наук. Понятие антропогенеза. Теория Ф.Энгельса, объясняющая, что послужило причиной выделения человека из природного мира. Роль труда, мышления и речи в становлении человека. Понятие социогенеза. Развитие науки в ХХ в.: роль мутационного скачка и изменений в механизме наследственности в появлении человека. Основные факторы и компоненты антропосоциогенеза: природный, анатомо-морфологический и социальный. Перестройка жизнедеятельности высших антропоидов как связующее звено между социальными и антропологическими процессами. Трудности научного объяснения происхождения человека: проблема недостающего звена; проблема сверхвозможностей мозга.

3.2. Вопрос о смысле жизни как проблема философии. Подходы к решению проблемы: смысл жизни изначально присущ жизни в ее глубинных основаниях: единственное, что делает жизнь осмысленной – это соучастие в богочеловеческой жизни; смысл жизни за пределами жизни: прогресс предполагает цель, а цель придает смысл; смысл жизни созидается самим субъектом: жизнь не имеет смысла проистекающего из прошлого или будущего или потустороннего мира, в ней нет раз и навсегда заданного смысла, только мы сами придаем ей смысл. Решение вопроса о смысле жизни в истории философии: гедонизм, эвдемонизм, утилитаризм, прагматизм, христианская православная традиция, материализм. Категория смысл жизни как регулятивное понятие присущее всякой развитой мировоззренческой системе. Смысл жизни как философская категория, отражающая долговременную, устойчивую, ставшую внутренним убеждением личности задачу, реализующуюся в социальной деятельности. Невозможность однозначного ответа на вопрос о смысле жизни. Применимость этой категории к жизни конкретного человека. Зависимость определения смысла жизни от мировоззрения, возраста, исторических условий и т.д. Необходимость ответа на этот вопрос. Связь проблемы смысла жизни и проблемы смерти. Танатология как учение о смерти. Философский аспект осмысления феномена смерти.

3.3. Свобода как характеристика сущности человека, состоящая в возможности личности мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а не в следствие принуждения. Эволюция понятия от отрицательной свободы (свобода от …) до положительной (свобода для …). Диапазон понимания свободы: от полного отрицания свободы до признания безграничности, субстанциональности свободы. Соотнесенность понятия свобода с понятием воля в русской философии. Свобода воли как возможность беспрепятственного самоопределения человека в осуществлении задач и выбора. Воля как сознательное и свободное устремление человека к осуществлению своей цели. Духовный характер волевого устремления. Зрелость личности - необходимое условие свободы воли. Условия свободы: отсутствие внешнего принуждения и запрета; наличие сознательности и рефлексии, способность видеть наличные варианты и остановится на одном из них; наличие ориентиров свободной воли – ценностей, целей, идеалов – для возможности позитивной свободы. Предмет свободного выбора: исходные эмоционально-нравственные ориентиры, конкретные цели, решения, средства достижения целей. Связь свободы и ответственности. Позиция экзистенциализма. Ответственность как способность принять последствия совершаемых поступков. Условия полноты ответственности: свобода совершаемого действия; преднамеренность поступков; вменяемость человека. Различия в позициях относительно того, перед кем ответственен человек: перед другими людьми, перед Богом, перед собой, перед собой и перед другими – человек в ответе перед собственной совестью, которая соединяет с остальным миром и обязывает к бесконечному благожелательству. Специфика понимания свободы и ответственности в ХХI веке.

3.4. Ценности как исходный пункт поведения и принятия решений. Ценностные ориентиры как одна из важнейших потребностей человека. Деление ценностей по содержанию, по знаку, на практические и духовные, на высшие и низменные. Учение Аристотеля о благах, понятие высшего блага как того, что ценно само по себе. Безусловность высшего блага. Высшее благо как идеал. Значения понятия идеал: высшая степень наилучшего; завершенное состояние какого-либо явления; индивидуально принятый стандарт. Идеал как стандарт для определения добра и зла. Наиболее известные комплексы добродетелей: античность, христианство, этика ненасилия. Эстетические ценности как синтез трех основных значений: вещественно-предметного, психологического, социального. Эстетика и эстетические ценности. Эстетические представления и художественные идеалы в истории культуры. Категории эстетики: прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое.

4. Происхождение термина этика. Характеристика этических добродетелей у Аристотеля. Понятие этика в философии Аристотеля. Попытки различения терминов этика, мораль, нравственность. Предпосылки появления этики: свобода, ответственность и способность совершать действия, ориентируясь не только на биологические и материальные потребности. Роль этики в выработке ценностных ориентиров, позволяющих различать добро и зло. Различие в понимании добра и зла в различных культурах. Этика как нормативная дисциплина, открывающая то, чего в окружающем природном и социальном мире еще нет. Существование морали как попытка описать не то, что есть, а то, что должно быть. Моральное измерение человека: разумность, ориентация на высшее благо, добрая воля. Моральное измерение общества: социальность, всеобщность, автономия воли, взаимность отношений. Золотое правило нравственности. Особенности функционирования морали. Мораль как практическое, деятельное сознание; вездесущность морали; абсолютность, негативизм и недостижимость моральных требований.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 353; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.33.41 (0.005 с.)