По приоритетному направлению 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По приоритетному направлению



Современные технологии в образовании

 

«РЕЧЕВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РАБОТНИКА

ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА: КУЛЬТУРА РУССКОЙ РЕЧИ И

ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ РИТОРИКА»

 

Санкт-Петербург

2010 г.


1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ программы

 

Курс лекций и практических занятий «Речевая компетенция научно-педагогического работника технического вуза: культура русской речи и профессионально ориентированная риторика», читаемый в рамках одного из приоритетных направлений повышения квалификации профессорско-преподавательского состава – «Современные технологии в образовании» (Приказ Федерального агентства по образованию (Рособразования) № 2142 от 23 ноября 2009 г.), адресован научно-педагогическим работникам образовательных учреждений высшего профессионального образования, читающим гуманитарные, в том числе речеведческие, и другие дисциплины в техническом вузе.

Основная цель предлагаемого курса – дать целостное представление о различных аспектах речевой коммуникации и языковой компетенции научно-педагогического работника технического вуза с учетом профиля преподаваемого предмета. В связи с этим в Программе предусмотрены следующие модули: общий модуль и два профильных модуля («нефилологи», «филологи»). Предпочтительное внимание уделено повышению речевой культуры и формированию коммуникативных компетенций в области профессионально ориентированной риторики.

В качестве приоритетных в Программе определены следующие направления:

— обсуждение актуальных проблем реформирования системы высшего образования в России и вопросов универсализации традиций академического красноречия и профессионально ориентированной риторики в технических вузах;

— определение роли русской речевой культуры в формировании коммуникативной компетенции научно-педагогического работника вуза;

— совершенствование методики подготовки публичных выступлений в различных жанрах академического красноречия (лекция, доклад и др.);

— рассмотрение основных положений теории спора, теоретических и практических аспектов научной дискуссии;

— анализ особенностей речевого поведения в деловой сфере общения;

— обмен опытом по использованию инновационных технологий в практике преподавания различных дисциплин в техническом вузе.

Слушатели выполняют итоговую аттестационную работу, которая может иметь форму теоретического доклада или методической разработки по тематике курса.

В результате освоения программы «Речевая компетенция научно-педагогического работника технического вуза: культура русской речи и профессионально ориентированная риторика» слушатели смогут составить представление о последних требованиях к современным формам и видам работ на лекционных и практических занятиях со студентами технических вузов; обобщить самостоятельно накопленные знания в форме аттестационной работы по рекомендуемой тематике или в соответствии с поручением руководителя кафедры, направившей слушателя на ФПК; усовершенствовать навыки спонтанной и подготовленной публичной речи в сфере академического красноречия.

 


2. ВИДЫ ЗАНЯТИЙ, КОЛИЧЕСТВО УЧЕБНЫХ ЧАСОВ

 

Лекции: филологи нефилологи  
Практические занятия: Филологи нефилологи  
Индивидуальные занятия с преподавателем (конс.): филологи нефилологи      
Самостоятельные занятия: филологи нефилологи  
ИТОГО  
Итоговая аттестация  

 

3. НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМ лекций и ИХ СОДЕРЖАНИЕ

 

Раздел 1. Инновации и реформы в системе высшего образования России

(общий модуль)

 

1.1 Основные тенденции реформирования системы высшего образования в России

Образование как отрасль общественного производства. Высшее образование: услуга, товар на рынке и социальный заказ. Роль и место образования в экономической жизни общества. Процессы глобализации в высшем образовании: Washington Accord (1989), Болонская Декларация (1999). Необходимость реформирования высшего образования. Системы управления высшим образованием и механизмы его реформирования. Концепции управления качеством образования. Обеспечение мобильности в образовательном процессе. Проблемы и нерешенные задачи переходного процесса, успешные решения и достижения.

1.2 Перспективы развития высшего образования в России

Инструменты управления качеством высшего образования. Сертификация и конкурентность образовательных программ. Стандартизация как инструмент развития образования. Социальные, технологические и экономические ниши англосаксонской и континентальной систем образования, их взаимопроникновение, сосуществование и развитие. Прикладные аспекты реформы высшего образования в России: результаты и задачи. ГОС ВПО третьего поколения. Концепции СПбГЭТУ и МИСИС. Демографический и масштабный факторы.

 

Раздел 2. Традиции русского академического красноречия и современный образовательный процесс

(общий модуль)

Гуманитарное знание в техническом вузе: традиции и перспективы

История преподавания гуманитарных наук в учебных заведениях технического профиля. Устав учебного заведения как историко-педагогический источник. Профессорско-преподавательский состав и выдающиеся воспитанники Горного института. Перспективы гуманитаризации современного образования.

Речевая компетенция преподавателя – основа профессионально ориентированной коммуникации

Речевое общение как основной способ коммуникации. Вербальная и невербальная коммуникация: связь и взаимодополняемость. Функции речи, их влияние на выбор слов, синтаксических конструкций и использование выразительных средств русского языка. Речевая компетенция как важнейшая составляющая профессионального облика преподавателя. Формирование коммуникативной компетенции в системе профессиональной подготовки специалиста.

Коммуникативная парадигма современности: культурологический аспект

Современное общество в свете культурологической теории. Культурообразующие типы межличностных взаимоотношений. Интегрированные коммуникации как основополагающая стратегия формирования идентичности субъекта культуры массового потребления. «Ориентация на потребителя» как мета-принцип современных коммуникативных технологий. Социокультурные предпосылки рекламного дискурса. Адресная аудитория как объект аксиологических инвестиций. Маркетинговые исследования культурных норм и ценностей. Прикладные методики построения аргументации на основе анализа смыслового поля адресата. Переосмысление принципов и терминов классической риторики в контексте современной коммуникативной ситуации.

Корпоративная культура в современном мире

Определение и основные характеристики корпоративной культуры. Управленческие модели формирования корпоративной культуры. Особенности управленческого общения. Основные уровни корпоративной культуры: артефакты, основные ценности и убеждения, обряды, церемонии, ритуалы, символы, язык. Типология корпоративных культур. Теоретические основы этики корпоративных отношений. Кодексы делового поведения. Развитие глобальной организационной культуры. Особенности отражения национальной культуры в организационной деятельности предприятия.

Русская языковая норма и субстандарт

Природа норм литературного языка (устойчивость и подвижность, стабильность и вариативность). Историческая смена норм литературного языка. Вариативность норм литературного языка. Типы норм. Социальная дифференциация языка. Русский субстандарт и проблема нормы. Словари и справочники как продукт культуры общества, отражение взаимодействия языка и культуры. Современная русская жаргонография.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 105; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.205.154 (0.005 с.)