Взгляды В. И. Ленина на развитие прессы. Октябрьская революция в отечественной публицистике (М. Горький, И. Бунин). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Взгляды В. И. Ленина на развитие прессы. Октябрьская революция в отечественной публицистике (М. Горький, И. Бунин).



1) Взгляды В. И. Ленина на развитие прессы. Основные положения его статей. Реализация тезисов В. И. Ленина в дальнейшей истории советской журналистики.

2) Октябрьская революция в запрещенной в СССР публицистике. Различие и сходство взглядов И. Бунина и М. Горького. Особенности жанров «Окаянных дней» и «Несвоевременных мыслей», основные идеи. История этих текстов.

 

Тексты:

Ленин В. И. О партийной организации и партийной литературе.С чего начать? О характере наших газет.

Бунин И. А. Окаянные дни.

Горький М. Несвоевременные мысли.

 

2. Очерковое творчество Л. Рейснер. Своеобразие публицистики М. Кольцова.

1) Биография Ларисы Рейснер. Периодизация ее творчества. Особенности публицистики времен Гражданской войны и восстания в Германии. Эстетика «железа и бетона» в цикле «Уголь, железо и живые люди».

2) Роль Михаила Кольцова в становлении советской журналистике и публицистике. Жанровое своеобразие его текстов. Новаторские приемы. Образы современников. Судьба Михаила Кольцова.

 

Тексты:

Рейснер Л. Молоко. Гамбург. Казань – Сарапул. Казань. Уголь, железо и живые люди.

Кольцов М. Мертвая петля. Три дня в такси. Семь дней в классе. В загсе. Похвала скромности. Личный стол. Контрреволюция №1. Кинококки. В самоварном чаду. Душа болит.

 

3. Нэпманская стихия в прозе М. Зощенко. Развитие фельетона как жанра в 1930-е гг. (И. Ильф, Е. Петров).

1) Михаил Зощенко как автор юмористических рассказов. Социокультурные особенности нэпа и их отражение в текстах Зощенко. Юмористические образы современников.

2) Становление и развитие фельетона как жанра в 1930-е годы. Значение фельетона в советской журналистике. Проблематика и художественные особенности фельетонов И. Ильфа и Е. Петрова. Отражение действительности в сатирико-юмористических текстах.

 

Тексты:

Зощенко М. Аристократка. Собачий нюх. Баня.

Ильф И., Петров Е.. Отдайте ему курсив. Саванарыло. Лентяй. Веселящаяся единица. Костяная нога.

 

Советская журналистика в годы ВОВ (1941-1945 гг.). Проблематика и художественные особенности военной публицистики А. Толстого, М. Шолохова, И. Эренбурга, К. Симонова, А. Фадеева.

1) Структурные изменения в системе журналистики в годы ВОВ.

2) Разнообразие жанров военной публицистики. Образ врага и героя, тема Родины, понятие «ненависти», различия в трактовке задач СССР в войне с фашистской Германией.

 

Тексты:

Эренбург И. 30 декабря 1941 г. Душа России. 27 апреля 1945 г.

Фадеев А. Дети. Бессмертие.

Симонов К. Июнь-декабрь. Русское сердце. Дни и ночи. Зимой сорок третьего…

Толстой А. Что мы защищаем. Москве угрожает враг. Родина.

Шолохов М. Наука ненависти. По пути к фронту. Гнусность.

 

Содержательная критика недостатков в сельском хозяйстве (В. Овечкин, Ю. Черниченко).

1) Цикл очерков В. Овечкина «Районные будни»: жанр, время написание и соотнесенность с исторической действительностью, противопоставление типов руководителей, лексико-стилистические особенности, основные проблемы.

2) Актуальность проблем цикла очерков «Про картошку» Ю. Черниченко, лексико-стилистические особенности, особенности постановки вопросов.

 

Тексты:

Овечкин В. Районные будни.

Черниченко Ю. Про картошку.

 

Морально-нравственная проблематика в публицистике А. Аграновского. Проблемный очерк в советской журналистике 50-60 гг.

1) Фигура Анатолия Аграновского в советской журналистике. Морально-нравственный подход в публицистике. Особенности композиции очерков Аграновского, аргументация, подчинение текстов законам логики. Человек как основное мерило в разрешении проблемных ситуаций. Смыслы названия очерка «Вишневый сад», его проблематика, художественные особенности и система образов.

2) Проблемный очерк в советской журналистике 50-60 гг.

 

Тексты:

Аграновский А. Письма из Казанского университета. Вашу руку, Иван Иванович. Сержанты индустрии. Однолюб. Вишневый сад. Хозяева. Труба.

 

Тема «простого человека» в творчестве Т. Тэсс. Философская проблематика публицистика Е. Богата.

1) «Простой человек» в очерках Татьяны Тэсс. Человек в переломные моменты своей жизни, «подвиги» героев ее текстов. Голос автора в очерках Татьяны Тэсс. Портретные очерки.

2) Евгений Богат – философ-публицист. Жанровое своеобразие его текстов. Философское эссе «Рембрандт»: несколько уровней толкования текста, универсальность идей, образы героев.

 

Тексты:

Тэсс Т. Самая долгая ночь. Михаил Кольцов, каким я его знала. В тот день шел дождь. Живет на свете девочка. Встреча с Джокондой. Задача души.

Богат Е. Рембрандт. Чувства и вещи. Молодые люди с собаками. Бестужевка. Часы над книгой.

 

Публицистика перестройки: Ч. Айтматов, С. Залыгин, В. Распутин, И. Васильев. Публицистические сборники этого периода («Иного не дано», «Если по совести», «Зависит от нас. Перестройка в зеркале прессы»).

1) Публицистика как наиболее востребованная форма журналистики в период перестройки и гласности. Значение и актуальность публицистических сборников 1986-1990 гг.: «Иного не дано», «Если по совести», «Зависит от нас. Перестройка в зеркале прессы».

2) Появление новых тем в публицистике и переосмысление прежних. Новый подход к советскому прошлому. Поиск морально-нравственных ценностей и пути развития.

 

Тексты:

Ч. Айтматов. Подрываются ли основы?

С. Залыгин. Наступаем или отступаем?

В. Распутин. Если по совести.

И. Васильев. Персональное дело.

 

 


Лабораторные занятия

Учебным планом не предусмотрено.

 

3.5 Самостоятельная работа

Самостоятельно студенты изучают следующие темы:

1. Проблематика публицистики А. П. Сумарокова.

2. Круг тем и авторов журнала «Праздное время, в пользу употребленное» (1759-1760).

3. Отечественная война 1812 года и развитие отечественной журналистики.

4. Журналы любомудров в 1830е годы.

5. Письмо к Гоголю – духовное завещание Белинского и рецензия на «Выбранные места из переписки с друзьями» Гоголя.

6. Публицистика Салтыкова-Щедрина 1870-80-х гг. – революционная летопись пореформенной России. Мир либерально-буржуазной журналистики в сатире Салтыкова-Щедрина.

7. Цензурный террор 1848-1855 гг.

8. В. Гиляровский – первый русский репортер.

9. Газета «Голос» А. Краевского.

10. Газета «Новое время» А. М. Суворина.

11. Развитие провинциальной прессы в XIX веке.

12. Сатирическая журналистика начала XX века: В. Дорошевич («Дело о людоедстве», «В Татьянин день», «Декадент», «Поэтесса», «Писательница»), А. Амфитеатров («Господа Обмановы»), А. Аверченко («Мужчины», «Волчья шуба», «Рыцарь индустрии»).

13. Публицистика эмиграции: С. Довлатов «Марш одиноких».

 

В 3 семестре предусмотрено выполнение самостоятельной работы «Обзор периодического издания XVIII-XIX веков».

Работа представляет собой анализ одного (журнал, альманах, сборник) или пяти (газета) номеров периодического издания, выходившего с 1840 по 1900й год, в Москве или в Санкт-Петербурге.

Объем работы – не менее 10 листов формата А4 (14 пт, интервал одинарный, выравнивание по ширине). В оформлении титульного листа должно присутствовать название вуза, факультета, кафедры, работы, имя преподавателя и автора работы, год и место ее подготовки.

Обзор должен состоять из двух частей. Первая (не более 30% от общего объема) содержит общую характеристику издания:

- название;

- время и место выхода;

- имена издателей и ведущих сотрудников;

- структура;

- программа.

Эта часть должна дать рамочное представление о газете или журнале. Главное внимание студентам следует уделить программе издания: какие взгляды отстаивала редакция, какую позицию имела, чему хотела научить своих читателей.

Во второй части работы необходимо проанализировать содержание одного номера. Необходимо указать формальные признаки: дату выхода, тираж (если возможно установить), круг авторов номера, названия отделов; и подробно проанализировать каждый материал, опубликованный в номере:

- название и автор;

- отдел, в котором помещен;

- тема;

- проблематика;

- идея текста;

- стилистические особенности.

Задача студента — объяснить, как каждый из опубликованных в журнале текстов (как литературных, так и публицистических) соотносится с его программой, с позицией редакции.

В конце работы должен содержаться список использованной литературы, оформленный по стандартным правилам. Ссылки на источники также оформляются соответствующим образом.

К обзору могут быть приложены ксерокопии титульного листа, отрывков статей, иллюстраций и т.п.

Срок сдачи работы: 1 декабря.

 

В четвертом семестре студенты выполняют самостоятельную письменную работу «Анализ работы с материалов в средствах массовой информации СССР».

Для выполнения данной работы студенту необходимо выбрать одно СМИ (несколько номеров, теле- или радиовыпусков за один период), одно значимое историческое событие в период с 1960 г. по 1990 г. и проанализировать его по следующим параметрам:

- жанры, использованные для освещения темы;

- проблематика материалов;

- круг авторов;

- лексико-стилистические особенности;

- роль иллюстраций;

- особенности верстки.

Задача студента — объяснить, как каждый из опубликованных в издании текстов или каждая из размещенных фотографий, характеризует выбранное событие и соотносится с советскими принципами журналистики.

В конце работы должен содержаться список использованной литературы, оформленный по стандартным правилам. Ссылки на источники также оформляются соответствующим образом.

К обзору могут быть приложены ксерокопии титульного листа, отрывков статей, иллюстраций и т.п.

Объем работы – не менее 7 листов А4 (14 пт, интервал одинарный, выравнивание по ширине). В оформлении титульного листа должно присутствовать название вуза, факультета, кафедры, работы, имя преподавателя и автора работы, год и место ее подготовки.

Историческое событие для анализа студент выбирает самостоятельно, при этом в одной группе темы не должны совпадать.

Срок сдачи работы – не позднее последнего занятия в семестре.

 

3.6 Содержание модулей дисциплин при использовании системы зачетных единиц

Табл. 3.6.

 

 

4 Учебно-методические материалы по дисциплине

4.1 Основная и дополнительная литература, информационные

ресурсы

Список учебной литературы

1. Берков П. Н. История русской журналистики XVIII века. М., 1964.

2. Грабельников А. А. Массовая информация в России от первой газеты до информационного общества. М.: Изд-во РУДН, 2001. – 330 с.

3. Есин Б.И. История русской журналистики (1703-1917). Учебное пособие; Хрестоматия. М.: Флинта: Наука, 2000. – 463 с.

4. Жирков Г.В. История цензуры в России XIX-XX вв. – М. – 368 с.

5. История отечественной журналистики (1917–1945): Хрестоматия. Уч. пособие / Сост.: И. В. Кузнецов, Р. П. Овсепян, Р. А. Иванова. — М.: Изд-во МГУ, 1999.

6. История русской журналистики XVIII века / Есин, Борис Иванович, М. 1989.

7. История русской журналистики XVIII-XIX веков / под ред. проф. А. В. Западова. М., 1973.

8. История русской журналистики XVIII-XVIII веков / Громова, Л. П., 2005.

9. История русской журналистики, (1703-1917). Методический комплект / Есин, Борис Иванович, М., 2001.

10. Кузнецов И.В. История отечественной журналистики (1917–2000). М.: Флинта: Наука, 2006.

11. Махонина С.Я. История русской журналистики начала XX века. – М.: Флинта: Наука, 2006. – 368 с.

12. Овсепян Р.П. История новейшей отечественной журналистики. - М.: Изд. МГУ: Наука, 2005. – 352 с.

13. Татаринова Л. Е. Русская литература и журналистика XVIII века. М., 2001.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 534; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.145.114 (0.024 с.)