Раздел 9. Психология непосредственно-чувственного познания мира. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 9. Психология непосредственно-чувственного познания мира.



Тема 9.1. Ощущение как первичный уровень непосредственно-чувственного познания.

Виды и формы познавательной психической деятельности. Непосредственно-чувственное познание. Понятие ощущения и чувственной модальности. Принципы строения анализатора. Варианты классификации ощущений: по модальности, по месту расположения рецептора, по эволюционному возрасту. Свойства ощущения: интенсивность, длительность, пространственная отнесенность. Адаптация и сенсисибилизация органов чувств.

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме 9.1.

1. Проведите сравнительный анализ разных вариантов классификации ощущений.

2. Как соотносятся протопатическая и эпикритическая чувствительность в разных видах модальности?

3. Какое значение может иметь пространственная отнесенность ощущения для дальнейшего анализа раздражителя?

4. В чем биологический смысл адаптации и сенсибилизации?

Основная литература: 1,2, 4, 5

Дополнительная литература: 2,13.

Тема 9.2. Понятие образа. Виды образных явлений.

Определение образа. Чувственные и рациональные образы. Образ как продукт ощущения и восприятия. Образ как квазисенсорное явление. Образ как продукт представления, воображения и памяти. Феноменология образов. Критерии различения образа-ощущения и образа-восприятия. Рефлекторная природа ощущений и активная природа восприятия. Соотношение образа сознания и образа восприятия. Предметный образ и его семантическая многоуровневость. Роль образа в регуляции деятельности и поведения. Восприятие как процесс и как деятельность. Свойства восприятия. Объективированность, предметность, константность, целостность и категориальность восприятия.

Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме 9.2.

1. Почему восприятие в отличие от ощущения имеет активный характер?

2. Как соотносятся образ ощущения, образ восприятия и образ сознания?

3. Охарактеризуйте значение основных свойств восприятия.

4. Каким представлялся бы человеку окружающий мир, если бы его восприятие не обладало константностью?

Основная литература: 1, 2, 4, 5

Дополнительная литература: 2,13.

 

Тема 9.3 Психофизика ощущений.

Тема 9.3.1. Пороги чувствительности.

Понятие проксимального и дистального стимула. Основные параметры зрительных и слуховых ощущений. Зона доступных значений. Пороги чувствительности. Абсолютная и разностная чувствительность. Объективные и субъективные методы измерения порогов. Классические методы измерения порогов. Метод границ. Метод постоянных стимулов. Психофизическая зависимость и психофизическая функция.

Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме 9.3.1.

1. Как соотносятся абсолютная и разностная чувствительность?

2. Что такое порог и как его можно измерить?

3. Как определяется порог с помощью психофизической функции?

Основная литература: 3, 4, 5

Дополнительная литература: 2, 13

Тема 9.3.2. Основные законы сенсорной психофизики.

Дифференциальная чувствительность. Правило Бугера и закон Вебера. Константа Вебера и ее значение. Сенсорные шкалы и шкалирование субъективных оценок стимула. Закон Фехнера. Закон Стивенса. Современные представления о сенсорном пороге и основные понятия теории обнаружения сигнала.

Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме 9.3.2.

1. О чем свидетельствуют разные для различных модальностей значения константы Вебера?

2. В чем принципиальное различие законов Фехнера и Стивенса?

3. Охарактеризуйте основные понятия теории обнаружения сигнала.

Основная литература: 3.4, 5.

Дополнительная литература: 2, 13, 14

Тема 9.4. Феноменология восприятия.

Тема 9.4.1. Восприятие цвета.

Понятие основных цветов; Компоненты цветового ощущения: видимая яркость, цветовой тон и насыщенность. Законы смешения цветов. Цветовое тело. Цветовой треугольник. Теории восприятия цвета. Трехкомпонентная теория Гельмгольца. Теория оппонентных цветов Геринга. Детекторная концепция восприятия цвета Соколова – Измайлова. Аномалии восприятия цвета. Константность восприятия цвета.

Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме 9.4.1.

1. Что такое дополнительный цветовой тон?

2. Объясните основные параметры цветового тела?

3. Почему константность восприятия цвета может существенно варьировать?

Основная литература: 3.4, 5.

Дополнительная литература: 2, 13,14

Тема 9.4.2. Восприятие формы.

Восприятие контура и контраста. Характерные признаки фигуры и фона. Факторы, определяющие выделение фигуры из фона в гештальтпсихологии. Правила группировки, выделенные Вертхаймером. Принцип прегнантности. Перцептивная установка и ее роль в организации восприятия. Современные теории восприятия объекта. Теория интеграции отличительных признаков. Идентификация объектов путем распознания по компонентам. Информационный подход Марра.

Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме 9.4.2.

1. Каковы перцептивные различия между фигурой и фоном?

2. Охарактеризуйте основные факторы, способствующие выделению фигуры из фона.

3. Что такое хорошая форма с точки зрения гештальтпсихологии?

4. Охарактеризуйте основные этапы восприятия объектов в теории Марра?

Основная литература: 3.4, 5.

Дополнительная литература: 2, 13,14

Тема 9.4.3. Восприятие пространства.

Основные закономерности восприятия пространства и глубины. Признаки удаленности: окуломоторные, монокулярные и бинокулярные признаки глубины. Отношения между величиной и расстоянием. Опыты Эймса. Механизмы стереозрения. Теоретический и эмпирический гороптер. Бинокулярная диспаратность. Зона Панума. Стереопсис. Стереограммы Юлеша.

Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме 9.4.3.

1. Перечислите монокулярные и бинокулярные признаки глубины.

2. При каких условиях видимое изображение начинает двоиться?

3. Почему возникает двигательный параллакс?

Основная литература: 3.4, 5.

Дополнительная литература: 2, 13,14

Тема 9.4.4. Восприятие движения.

Зрительное восприятие движения. Морфофункциональные системы, обеспечивающие восприятие движения. Оптическая стимуляция как источник восприятия движения. Теория упреждения сигнала. Пороги восприятия движения. Иллюзии и последействия движения. Индуцированное движение. Кажущееся движение. Автокинетическое движение.

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме 9.4.4.

1. Какую роль играет восприятие движения в эволюции поведения и психики?

2. Какую роль играют глазные мышцы в обеспечении восприятия движения?

3. Где используется стробоскопическое движение?

Основная литература: 3,4, 5.

Дополнительная литература: 2, 13,14

Тема 9.4.5. Восприятие времени.

Биологические основы восприятия времени. Биологические часы. Когнитивные теории восприятие времени. Влияние сложности стимула, организации информации, памяти на оценивание временных интервалов. Когнитивно—аттенционная теория.

Восприятие времени и величина окружающего пространства. Понятие хронотопа.

Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме 9.4.5.

1. Какую роль в восприятии времени играют биологические часы?

3. Как влияет внимание на восприятие времени?

4. Объясните, что означает утверждение: хронотоп – интеграция пространства и времени.

Основная литература: 3.4, 5.

Дополнительная литература: 13,14

Тема 9.4.6. Теории восприятия.

Ассоцианизм. Гештальтпсихология. Теория перцептивных действий. Когнитивные теории восприятия. Теория перцептивного цикла У.Найсера. Восприятие как процесс категоризации в трудах Дж.Брунера. Экологический подход к восприятию Дж.Гибсона. Теория фазности восприятия Н.Ланге. Микрогенез зрительного образа. Симультанное и сукцессивное опознание.

Вопросы и задания для самостоятельной работы по 9.4.6.

1. Почему позиции ассоцианизма и гештальтпсихологии в оценке феноменов восприятия являются альтернативными?

2. Какую функцию выполняет перцептивное действие?

3. Какую роль играет схема в перцептивном цикле?

4. Как связаны симультанное и сукцессивное опознание?

Основная литература: 3,4, 5.

Дополнительная литература: 2, 13,14

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 179; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.0.192 (0.009 с.)