Уровень развития физической культуры учащихся, оканчивающих начальную школу 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Уровень развития физической культуры учащихся, оканчивающих начальную школу



БАЗОВАЯ ЧАСТЬ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА

1.4.1. Основы знаний о физической культуре, умения и навы­ки, приемы закаливания, способы саморегуляции и са­моконтроля

Программный материал по данному разделу можно осваивать как на специально отведенных уроках (1—2 ч в четверти), так и в ходе освоения конкретных технических навыков и умений, раз­вития двигательных способностей.

Основы знаний о физической культуре, умения и навыки. Есте­ственные основы. Здоровье и физическое развитие человека. Строение тела человека, положения тела в пространстве (стой­ки, седы, упоры, висы). Основные формы движений (вращатель­ные, ациклические, циклические), напряжение и расслабление мышц при их выполнении. Работа органов дыхания и сердечно­сосудистой системы, роль зрения и слуха при движениях и пе­редвижениях человека.

Выполнение основных движений с различной скоростью, с предметами из разных исходных положений, на ограниченной площади опоры и с ограниченной пространственной ориентаци-

В школах, имеющих соответствующие условия, приступать к обучению плаванию можно с 1 класса. Время на прохождение этого материала (10—12 ч при двухразовых, 16—18 ч при трехразовых занятиях в неделю) в равных пропорциях выделяется из других разделов, в том числе из вариативной части.

ей. Выявление работающих групп мышц и измерение частоты сердечных сокращений в процессе сюжетно-образных упражне­ний и подвижных игр с использованием основных форм движе­ний. Измерение роста, веса, окружности плеча и силы мышц

(динамометрия).

Социально-психологические основы. Влияние физических уп­ражнений, закаливающих процедур, личной гигиены и режима дня на укрепление здоровья. Физические качества (сила, быст­рота, гибкость, выносливость) и их связь с физическим развити­ем; комплексы упражнений на развитие физических качеств и правила их самостоятельного выполнения; обучение движениям и правила формирования осанки; комплексы упражнений на коррекцию осанки и развитие мышц. Эмоции и их регулирова­ние в процессе занятий физическими упражнениями.

Выполнение жизненно важных навыков и умений (ходьба, бег, прыжки, метание предметов, лазанье, ползание, перелезание, передвижение на лыжах, плавание) различными способами и с изменяющейся амплитудой, траекторией и направлением движе­ния в условиях игровой и соревновательной деятельности. Кон­троль за правильностью выполнения физических упражнений и тестирование физических качеств.

Приемы закаливания. Воздушные ванны. Осенью и зимой при­нимать воздушные ванны 2 раза в день. Сначала по 5—10 мин, постепенно довести до 30—60 мин (температура воздуха от +22 до —16 °С). Воздушные ванны рекомендуются в сочетании с за­нятиями гимнастикой, подвижными и спортивными играми. Ле­том световоздушные ванны — 10—60 мин и дольше. Солнечные ванны. В средней полосе между 9—11 ч от 4 до 60 мин (на все тело). Водные процедуры. Обтирание — рано утром, после заряд­ки или до дневного сна 2—3 мин. Обливание — утром после за­рядки, воздушной и солнечной ванн (летом) 40—120 с (в зависи­мости от возраста, индивидуальных особенностей). Душ — утром перед едой или перед дневным сном, 90—120 с. Купание в реке, водоеме. Первые купания при температуре воздуха +24 °С, воды от +20*С, продолжительность около 2 мин. В дальнейшем пре­бывание в воде может быть постепенно увеличено до 10—15 мин. Хождение босиком. Осенью и зимой начинать с нескольких ми­нут хождения босиком в комнате с постепенным увеличением продолжительности процедуры. Летом хождение по траве и грун­ту. При хорошем состоянии здоровья зимой возможны хождение и бег по снегу в течение 10—40 с.

Способы саморегуляции. Овладение приемами саморегуляции, связанными с умениями учащихся напрягать и расслаблять мыш­цы. Контроль и регуляция движений. Специальные дыхательные

упражнения.

Способы самоконтроля. Измерение массы тела. Приемы изме­рения пульса (частоты сердечных сокращений до, во время и по-еле нагрузки). Тестирование физических (двигательных) способ­ностей: скоростных, координационных, силовых, выносливости и гибкости.

Подвижные игры

Подвижные игры в начальной школе являются незаменимым средством решения комплекса взаимосвязанных задач воспитания личности младшего школьника, развития его разнообразных дви­гательных способностей и совершенствования умений. В этом возрасте они направлены на развитие творчества, воображения, внимания, воспитание инициативности, самостоятельности дей­ствий, выработку умения выполнять правила общественного по­рядка. Достижение этих задач в большей мере зависит от умелой организации и соблюдения методических требований к проведе­нию игр, нежели к их собственному содержанию.

Многообразие двигательных действий, входящих в состав по­движных игр, оказывает комплексное воздействие на совершенст­вование координационных и кондиционных способностей (спо­собностей к реакции, ориентированию в пространстве и во вре­мени, перестроению двигательных действий, скоростных и скоростно-силовых способностей и др.).

В этом возрасте закладываются основы игровой деятельности, направленные на совершенствование прежде всего естественных движений (ходьба, бег, прыжки, метания), элементарных игровых умений (ловля мяча, передачи, броски, удары по мячу) и технико-тактические взаимодействия (выбор места, взаимодействие с парт­нером, командой и соперником), необходимые при дальнейшем овладении спортивными играми в средних и старших классах.

В результате обучения ученики должны познакомиться со многими играми, что позволит воспитать у них интерес к игро­вой деятельности, умение самостоятельно подбирать и проводить их с товарищами в свободное время.

Программный материал по подвижным играм (табл. 2) сгруп­пирован по преимущественному воздействию их на соответст-вущие двигательные способности и умения. После освоения базового варианта игры рекомендуется варьировать условия про­ведения, число участников, инвентарь, время проведения игры и др. Система упражнений с большими и малыми мячами состав­ляет своеобразную школу мяча. Очень важно, чтобы этой шко­лой овладел каждый ученик начальных классов. Движения с мя­чом рекомендуется выполнять примерно в равном соотношении для обеих рук и ног.

Плавание

Овладение навыком плавания жизненно необходимо для каж­дого учащегося. За время занятий школьники должны овладеть ос­новами плавания в глубокой воде: научиться нырять, проплывать под водой с закрытыми глазами, правильно дышать и плавать од­ним из способов 25м (табл. 6). Плавание предъявляет высокие требования к координационным способностям занимающегося, равновесию, ориентированию в пространстве, дифференцирова­нию временных, пространственных и силовых параметров движе­ний, чувству ритма. Систематические занятия плаванием содейст­вуют также развитию выносливости, нормальному физическому развитию, улучшению деятельности сердечно-сосудистой, дыха­тельной и нервной систем. Оно является одним из важнейших средств закаливания учащихся.

В школах, имеющих соответствующие условия, можно при­ступать к обучению с 1 класса. Для обучения плаванию следует широко использовать близлежащие бассейны, в теплое время го­да открытые водоемы, занятия плаванием в загородных лагерях. Большую помощь в этом деле могут оказать родители.

Таблица 6 Программный материал по плаванию

Основная направленность Классы
           
На освоение умений пла­вать и разви­тие координа­ционных спо­собностей Специальные плавательные упражнения для осво­ения в водной среде (погружение в воду с откры­тыми глазами, задержка дыхания под водой, «по­плавок», скольжение на груди, спине и др.). Дви­жения ног и рук при плавании способами кроль на груди, кроль на спине или брасс. Проплывание одним из способов 25 м. Прыжки с тумбочки. По­вороты
На совершен­ствование умений пла­вать и разви­тие выносли­вости Повторное проплывание отрезков 10—25 м (2— 6 раз), 100 м (2—3 раза). Игры и развлечения на воде
На знания о физической культуре Названия плавательных упражнений, способов плавания и предметов для обучения. Влияние пла­вания на состояние здоровья, правила гигиены и техники безопасности, поведение в экстремальной ситуации
Самостоятель­ные занятия Выполнение специальных упражнений, рекомен­дованных программой, для освоения умений пла­вать

РАЗДЕЛ 2. 5-9 КЛАССЫ

ЗАДАЧИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ 5-9 КЛАССОВ

Решение задач физического воспитания учащихся направле­но на:

• содействие гармоничному физическому развитию, закрепле­ние навыков правильной осанки, развитие устойчивости ор­ганизма к неблагоприятным условиям внешней среды, воспи­тание ценностных ориентации на здоровый образ жизни и привычки соблюдения личной гигиены;

* обучение основам базовых видов двигательных действий;

• дальнейшее развитие координационных (ориентирование в пространстве, перестроение двигательных действий, быстрота и точность реагирования на сигналы, согласование движений, ритм, равновесие, точность воспроизведения и дифференци­рования основных параметров движений) и кондиционных (скоростно-силовых, скоростных, выносливости, силы и гиб­кости) способностей;

• формирование основ знаний о личной гигиене, о влиянии за­нятий физическими упражнениями на основные системы ор­ганизма, развитие волевых и нравственных качеств;

• выработку представлений о физической культуре личности и приемах самоконтроля;

• углубление представления об основных видах спорта, сорев­нованиях, снарядах и инвентаре, соблюдение правил техники безопасности во время занятий, оказание первой помощи при травмах;

. воспитание привычки к самостоятельным занятиям физичес­кими упражнениями, избранными видами спорта в свободное время;

* выработку организаторских навыков проведения занятий в качестве командира отделения, капитана команды, судьи;

• формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;

* воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопо­мощи, дисциплинированности, чувства ответственности;

* содействие развитию психических процессов и обучение ос­новам психической саморегуляции.

Спортивные игры

С 5 класса начинается обучение технико-тактическим дейст­виям одной из спортивных игр. В качестве базовых игр рекомен­дуются баскетбол, ручной мяч, волейбол или футбол (табл. 9). При наличии в школе, регионе определенных традиций и соот­ветствующих условий вместо указанных спортивных игр в содер­жание программного материала можно включать любую другую спортивную игру (хоккей с мячом, с шайбой, на траве, бадмин­тон, теннис и др.).

В этом случае учитель самостоятельно разрабатывает про­граммы обучения технике и тактике избранной спортивной иг­ры, ориентируясь на предложенную схему распределения про­граммного материала.

Обучение сложной технике игры основывается на приобре­тенных в начальной школе простейших умениях обращения с мячом. По своему воздействию спортивная игра является наибо­лее комплексным и универсальным средством развития ребенка. Специально подобранные игровые упражнения, выполняемые индивидуально, в группах, командах, подвижные игры и задания с мячом создают неограниченные возможности для развития прежде всего координационных (ориентирование в пространстве, быстрота реакции и перестроения двигательных действий, точ­ность дифференцирования и оценивания пространственных, вре­менных и силовых параметров движений, способность к согла­сованию отдельных движений в целостные комбинации) и кон­диционных (силовых, выносливости, скоростных) способностей, а также всевозможных сочетаний этих групп способностей. Од­новременно материал по спортивным играм оказывает многосто­роннее влияние на развитие психических процессов учащегося (восприятие, внимание, память, мышление, воображение и др.), воспитание нравственных и волевых качеств, что обусловлено необходимостью соблюдения правил и условий игровых упраж­нений и самой игры, согласования индивидуальных, групповых и командных взаимодействий партнеров и соперников.

Уже с 5 класса необходимо стремиться учить детей согласо­вывать индивидуальные и простые командные технико-тактиче­ские взаимодействия (с мячом и без мяча) в нападении и в за­щите начиная с применения подобранных для этой цели по­движных игр (типа «Борьба за мяч», «Мяч капитану») и специальных, постепенно усложняющихся игровых упражнении

(форм).

Игровые упражнения и формы занятии создают благоприят­ные условия для самостоятельного выполнения заданий с мячом, реализации на практике индивидуального и дифференцирован­ного подходов к учащимся, имеющим существенные индивиду­альные различия (способности). В этой связи особой заботой следует окружить детей со слабой игровой подготовкой, активно включая их в разнообразные виды игровой деятельности.

Материал игр является прекрасным средством и методом формирования потребностей, интересов и эмоций учеников. В этой связи обучение игровому материалу содействует самосто­ятельным занятиям спортивными играми.

 

 

ПРИМЕРНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО

ВРЕМЕНИ НА РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА (СЕТКА ЧАСОВ) ПРИ ДВУХРАЗОВЫХ (ТРЕХРАЗОВЫХ)* ЗАНЯТИЯХ В НЕДЕЛЮ

№ п/п Вид программного материала Количество часов (уроков)
        Классы
          И
  Базовая часть 58(87) 58(87)
1.1 1.2 Основы знаний о физической культуре В процессе урока
    Спортивные игры 14(21) 14(21)
1.3 Гимнастика с элементами акробатики 12(18) 12(18)
1.4 Легкая атлетика 14(21) 14(21)
1.5 Лыжная подготовка 12(18) 12(18)
1.6 Элементы единоборств 6(9) 6(9)
1.7 Плавание    
  Вариативная часть 10(15) 10(15)
2.1 Связанный с региональными и наци­ональными особенностями 6(4) 6(4)
2.2 По выбору учителя, учащихся, опреде­ляемый самой школой, по углубленно­му изучению одного или нескольких видов спорта 4(6) 4(6)

Спортивные игры

В 10—11 классах продолжается углубленное изучение одной из спортивных игр*, закрепляются и совершенствуются ранее ос­военные элементы техники перемещений, остановок, поворотов, владения мячом (ловля, передачи, ведение, броски и др.), защит­ных действий, усложняется набор технико-тактических взаимо­действий в нападении и защите (табл. 17). Одновременно с тех­ническим и тактическим совершенствованием игры продолжает­ся процесс разностороннего развития координационных и кондиционных способностей, психических процессов, воспитание нравственных и волевых качеств. Учитывая, что к 10 классу уча­щиеся владеют техникой основных приемов (с мячом и без мя­ча), увеличивается значимость упражнений с мячом для сопря­женного воздействия на технику, тактику, развитие способностей. Больший удельный вес приобретают игровой и соревновательный методы.

Наряду с совершенствованием ранее усвоенных приемов и взаимодействий в 10—11 классах продолжается овладение более сложными приемами техники владения мячом, групповыми и ко­мандными тактическими действиями.

В качестве базовых игр рекомендуются баскетбол, ручной мяч, волейбол, футбол (для юношей). Однако, как и в основной школе, учитель имеет право вместо указанных спортивных игр включать в базовую часть программного ма­териала любую другую спортивную игру (хоккей с мячом, с шайбой, на траве, теннис и др.). В этом случае он самостоятельно разрабатывает учебный матери­ал, ориентируясь на предложенную схему распределения материала программы.

В процессе занятий необходимо чаще использовать индиви­дуальные и дополнительные задания с целью устранения отдель­ных недостатков в технике владения основными игровыми при­емами, при развитии тех или других двигательных способностей. Среди способов организации учащихся на занятиях целесообраз­но чаще применять метод круговой тренировки, используя упраж­нения с мячом, направленные на развитие конкретных координа­ционных и кондиционных способностей, совершенствование ос­новных приемов.

В старшем школьном возрасте увеличивается удельный вес игровых заданий и форм, направленных на овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей. Вместе с тем к командным тактическим действиям следует приступать тог­да, когда учащиеся хорошо овладеют групповыми взаимодействи­ями в нападении и защите. В противном случае учащийся мо­жет попросту не освоить требуемое тактическое упражнение.

Таблица 17 Программный материал по спортивным играм

Основная направ­ленность 10—11 классы
Баскетбол На совершенство­вание техники пе­редвижений, оста­новок, поворотов, стоек Комбинации из освоенных элементов техники передвижений
На совершенство­вание ловли и пе­редач мяча Варианты ловли и передач мяча без сопротивле­ния и с сопротивлением защитника (в различных построениях)
На совершенство­вание техники ве­дения мяча Варианты ведения мяча без сопротивления и с сопротивлением защитника
На совершенство­вание техники бросков мяча Варианты бросков мяча без сопротивления и с сопротивлением защитника
На совершенство­вание техники за­щитных действий Действия против игрока без мяча и с мячом (вы­рывание, выбивание, перехват, накрывание)
На совершенство­вание техники пе­ремещений, владе- Комбинация из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом

 

Продолжение

Основная направ­ленность 10—11 классы
ния мячом и раз­витие кондицион­ных и координа­ционных способ­ностей  
На совершенство­вание тактики иг­ры Индивидуальные, групповые и командные так­тические действия в нападении и защите
На овладение иг­рой и комплекс­ное развитие пси­хомоторных спо­собностей Игра по упрощенным правилам баскетбола. Игра по правилам
Гандбол. На совершенство­вание техники пе­редвижений, оста­новок, поворотов, стоек Комбинации из освоенных элементов техники передвижений
На совершенство­вание ловли и пе­редач мяча Варианты ловли и передач мяча без сопротив­ления и с сопротивлением защитника (в раз­личных построениях)
На совершенство­вание техники ве­дения мяча Варианты ведения мяча без сопротивления и с сопротивлением защитника
На совершенство­вание техники бросков мяча Варианты бросков мяча без сопротивления и с сопротивлением защитника
На совершенство­вание техники за­щитных действий Действия против игрока без мяча и с мячом (вырывание, выбивание, перехват)
На совершенство­вание техники пе­ремещений, владе­ния мячом и раз­витие кондицион­ных и координа- Комбинация из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом

Продолжение

Основная направ­ленность 10—11 классы
ционных способ­ностей  
На совершенство­вание тактики иг­ры Индивидуальные, групповые и командные так­тические действия в нападении и защите
На овладение иг­рой и комплекс­ное развитие пси­хомоторных спо­собностей Игра по упрощенным правилам ручного мяча. Игра по правилам
Волейбол На совершенство­вание техники пе­редвижений, оста­новок, поворотов и стоек Комбинации из освоенных элементов техники передвижений
На совершенство­вание техники приема и передач мяча Варианты техники приема и передач мяча
На совершенство­вание техники по­дач мяча Варианты подач мяча
На совершенство­вание техники на­падающего удара Варианты нападающего удара через сетку
На совершенство­вание техники за­щитных действий Варианты блокирования нападающих ударов (одиночное и вдвоем), страховка
На совершенство­вание тактики иг­ры Индивидуальные, групповые и командные так­тические действия в нападении и защите
На овладение иг­рой и комплекс­ное развитие пси­хомоторных спо­собностей Игра по упрощенным правилам волейбола. Игра по правилам

 

Продолжение

Основная направ­ленность 10—11 классы
Футбол На совершенство­вание техники пе­редвижений, оста­новок, поворотов и стоек Комбинации из освоенных элементов техники передвижений
На совершенство­вание техники ударов по мячу и остановок мяча Варианты ударов по мячу ногой и головой без сопротивления и с сопротивлением защитника. Варианты остановок мяча ногой, грудью
На совершен­ствование техни­ки ведения мяча Варианты ведения мяча без сопротивления и с сопротивлением защитника
На совершенство­вание техники пе­ремещений, вла­дения мячом и развитие конди­ционных и коор­динационных способностей Комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом
На совершенство­вание техники за­щитных действий Действия против игрока без мяча и с мячом (выбивание, отбор, перехват)
На совершенство­вание тактики иг­ры Индивидуальные, групповые и командные так­тические действия в нападении и защите
На овладение иг­рой и комплекс­ное развитие пси­хомоторных спо­собностей Игра по упрощенным правилам на площадках разных размеров. Игра по правилам
На совершенство­вание координаци- Упражнения* по овладению и совершенствованию в технике перемещений и владения мячом, мета-

'Материал для развития названных способностей относится ко всем спор­тивным играм. Координационная сложность упражнений, объем и интенсив­ность, условия их выполнения определяются учителем в соответствии с методи­ческими требованиями и индивидуальными различиями девушек и юношей.

Продолжение

Основная направ­ленность 10-11 классы
онных способнос­тей (ориентирова­ние в прост­ранстве, быстрота перестроения двигательных дей­ствий и реакций, дифференцирова­ние силовых, про­странственных и временных пара­метров движений, способностей к согласованию и ритму) ния в цель различными мячами, жонглирование (индивидуально, в парах, у стенки), упражнения на быстроту и точность реакций, прыжки в за­данном ритме; комбинации из освоенных эле­ментов техники перемещений и владения мя­чом, выполняемые также в сочетании с акроба­тическими упражнениями и др.; варианты круговой тренировки, комбинированные упраж­нения и эстафеты с разнообразными предмета­ми (мячами, шайбой, теннисными ракетками, бадминтонной ракеткой, воздушными шарами). Подвижные игры с мячом, приближенные к спортивным
На развитие вы­носливости Всевозможные эстафеты, круговая тренировка, подвижные игры, двусторонние игры и игровые задания с акцентом на анаэробный или аэробный механизм длительностью от 20 с до 18 мин
На развитие ско­ростных и скоро-стно-силовых спо­собностей Бег с ускорением, изменением направления, темпа, ритма, из различных положений на рас­стояние от 10 до 25 м, ведение мяча в разных стойках, с максимальной частотой 10—13 с, подвижные игры и эстафеты с мячом в сочета­нии с прыжками, метаниями и бросками мячей разного веса в цель и на дальность
На знания о физи­ческой культуре Терминология избранной спортивной игры, тех­ника владения мячом, техника перемещений, индивидуальные, групповые и командные атаку­ющие и защитные тактические действия. Влия­ние игровых упражнений на развитие координа­ционных и кондиционных способностей, психи­ческие процессы, воспитание нравственных и волевых качеств. Правила игры. Техника без­опасности при занятиях спортивными играми
На овладение ор­ганизаторскими умениями Организация и проведение спортивной игры с учащимися младших классов и сверстниками, судейство и комплектование команды, подго­товка мест для проведения занятий

 

Продолжение

Основная направ­ленность 10—11 классы
Самостоятельные занятия Упражнения по совершенствованию координаци­онных, скоростно-силовых, скоростных способ­ностей и выносливости; игровые упражнения по совершенствованию технических приемов; под­вижные игры, игровые задания, приближенные к содержанию разучиваемых спортивных игр; спортивные игры. Самоконтроль и дозирование нагрузки при занятиях спортивными играми

Легкая атлетика

В 10-11классах продолжается работа по совершенствованию техники спринтерского и длительного бега, прыжков в длину и высоту с разбега, метаний (табл. 19). Усиливается акцент на даль­нейшее развитие кондиционных (выносливости, скоростно-сило-вых, скоростных) и координационных (ориентирование в прост­ранстве, ритм, способность к согласованию движений и реакции, точность дифференцирования основных параметров движений) способностей. Увеличивается процент упражнений, сопряженно воздействующих на совершенствование техники и развитие кон­диционных и координационных способностей. Уроки в этих клас­сах в значительной мере приобретают черты тренировки.

По сравнению с основной школой увеличивается длина спринтерских дистанций, время длительного бега, длина разбега и количество способов в прыжках и метаниях. С юношами и де­вушками продолжается углубленное изучение освоенных в 8—9 классах различных спортивных способов прыжков. При наличии условий и обеспечении техники безопасности воз­можно ознакомление старшеклассников с техникой прыжка с шестом, тройного прыжка, метания копья, диска, молота, толка­ния ядра.

Для усиления прикладной роли занятий и разностороннего воздействия на кондиционные и координационные способности рекомендуется чаще проводить занятия на местности в условиях преодоления естественных и искусственных препятствий. К тому же занятия на открытом воздухе обеспечивают выраженный оздоровительный эффект, способствуют закаливанию организма, укреплению здоровья.

На уроках по легкой атлетике следует создавать условия для воспитания у учащихся стремления к объективной оценке своих возможностей, самоопределению и самосовершенствованию. Вы­полнение трудных, но посильных заданий по развитию физичес­ких способностей, особенно выносливости, создает благоприят­ные условия для воспитания нравственных и волевых качеств.

На уроках физической культуры следует давать знания и вы­рабатывать умения творчески применять освоенные легкоатлети­ческие упражнения в беге, прыжках и метаниях с тем расчетом, чтобы учащиеся могли использовать их во время самостоятель­ных тренировок, внеклассных занятий в школе и дома. В заня­тиях с юношами следует предусмотреть необходимость использо­вания материала по легкой атлетике для подготовки их к служ­бе в армии.

 

 

Таблица 19 Программный материал по легкой атлетике

Основная направ­ленность 10—11 классы
    Юноши Девушки
На совершенство­вание техники спринтерского бега Высокий и низкий старт до 40 м. Стартовый разгон. Бег на результат на 100 м. Эстафетный бег
На совершенство­вание техники дли­тельного бега Бег в равномерном и переменном темпе 20—25 мин. Бег на 3000 м Бег в равномерном и переменном темпе 15-20 мин. Бег на 2000 м
На совершенство­вание техники прыжка в длину с разбега Прыжки в длину с 13—15 шагов разбега

 

Продолжение

Основная направ­ленность 10-11 классы
    Юноши Девушки
На совершенство- Прыжки в высоту с 9— 11 шагов разбега
вание техники    
прыжка в высоту    
с разбега    
На совершен- Метание мяча 150 г Метание теннисного
ствование техни- с 4—5 бросковых ша- мяча и мяча 150 г
ки метания в гов с полного разбега с места на дальность,
цель и на даль- на дальность в кори- с 4—5 бросковых ша-
ность дор 10 м и заданное гов с укороченного и
  расстояние; в горизон- полного разбега на
  тальную и вертикаль- дальность и заданное
  ную цель (1X1 м) с расстояние в коридор
  расстояния до 20 м. 10 м; в горизонталь­ную и вертикальную цель (1х1 м) с рассто­яния 12—14 м.
  Метание гранаты 500— Метание гранаты
  700 г с места на даль- 300—500 г с места на
  ность, с колена, лежа; с дальность, с 4—5 брос-
  4—5 бросковых шагов с ковых шагов с укоро-
  укороченного и полно- ченного и полного
  го разбега на дальность разбега на дальность в
  в коридор 10 м и за- коридор 10 м и задан-
  данное расстояние; в ное расстояние.
  горизонтальную цель  
  (2x2 м) с расстояния  
  12—15 м, по движу-  
  щейся цели (2x2 м) с  
  расстояния 10—12 м.  
  Бросок набивного мяча Бросок набивного мя-
  (3 кг) двумя руками из ча (2 кг) двумя руками
  различных исходных из различных исход-
  положений с места, с ных положений с мес-
  одного — четырех ша- та, с одного — четырех
  гов вперед-вверх на шагов вперед-вверх на
  дальность и заданное дальность и заданное
  расстояние расстояние
На развитие вы- Длительный бег до Длительный бег до
носливости 25 мин, кросс, бег с препятствиями, бег с 20 мин

 

Продолжение

Основная направ­ленность 10—11 классы
    Юноши Девушки
  гандикапом, в парах, группой, эстафеты, кру­говая тренировка  
На развитие ско- ростно-силовых способностей Прыжки и многоскоки, метания в цель и на дальность разных снарядов из разных и. п., тол­кание ядра, набивных мячей, круговая трени­ровка
На развитие ско­ростных способ­ностей Эстафеты, старты из различных и. п., бег с ус­корением, с максимальной скоростью, измене­нием темпа и ритма шагов
На развитие ко­ординационных способностей Варианты челночного бега, бега с изменением направления, скорости, способа перемещения; бег с преодолением препятствий и на местнос­ти; барьерный бег; прыжки через препятствия и на точность приземления; метание различных предметов из различных и. п. в цель и на даль­ность обеими руками
На знания о фи­зической культуре Биомеханические основы техники бега, прыжков и метаний. Основные механизмы энергообеспе­чения легкоатлетических упражнений. Виды со­ревнований по легкой атлетике и рекорды. До­зирование нагрузки при занятиях бегом, прыж­ками и метанием. Прикладное значение легкоатлетических упражнений. Техника без­опасности при занятиях легкой атлетикой. Дов­рачебная помощь при травмах. Правила сорев­нований
На совершенство­вание организа­торских умений Выполнение обязанностей судьи по видам лег­коатлетических соревнований и инструктора в занятиях с младшими школьниками
Самостоятельные занятия Тренировка в оздоровительном беге для разви­тия и совершенствования основных двигатель­ных способностей. Самоконтроль при занятиях легкой атлетикой

1.4.5. Лыжная подготовка

Общая схема проведения занятий по лыжной подготовке ос­тается такой же, что и в предыдущих классах. Обучение элемен­там лыжной подготовки должно строиться с учетом возросших функциональных возможностей организма учащихся. Для этого постепенно увеличивается длина дистанций, проходимых с рав­номерной и переменной интенсивностью преимущественно на среднепересеченной местности. Чаще, чем в средних классах, применяются эстафеты и различные соревнования (табл. 20).

Паузы, возникающие во время отдыха, нужно заполнять ма­лоинтенсивными упражнениями, желательно с закреплением ра­нее изученной техники передвижения на лыжах. Для этого мож­но использовать спуски с гор, отработку элементов техники лыж­ных ходов в медленном темпе, обращая особое внимание на координацию движений и правильность их выполнения.

Интервалы отдыха после интенсивной работы устанавливают­ся таким образом, чтобы частота пульса снизилась примерно до 130 уд./мин. Не следует резко увеличивать скорость, ее нужно повышать постепенно от урока к уроку. Учитель должен указать учащимся на конкретные участки дистанции, где необходимо повысить скорость.

Нужно научить учащихся равномерно распределять силы для прохождения всей дистанции, что позволит улучшить функциональные возможности их организма.

Таблица 20 Программный материал по лыжной подготовке

Основная направ­ленность Классы
       
На освоение тех­ники лыжных хо­дов Переход с одновре­менных ходов на по­переменные. Преодо­ление подъемов и препятствий. Про­хождение дистанции до 5 км (девушки) и до 6 км (юноши) Переход с хода на ход в зависимости от ус­ловий дистанции и состояния лыжни. Элементы тактики лыжных гонок: рас­пределение сил, лиди­рование, обгон, фини­ширование и др. Про­хождение дистанции до 5 км (девушки) и до 8 км (юноши)

 

УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ, ОКАНЧИВАЮЩИХ НАЧАЛЬНУЮ ШКОЛУ

В результате освоения Обязательного минимума содержания учебного предмета «физическая культура» учащиеся по оконча­нии начальной школы должны достигнуть следующею уровня развития физической культуры.

Знать и иметь представление:

• об особенностях зарождения физической культуры, истории первых Олимпийских игр;

• о способах и особенностях движений и передвижений чело­века, роли и значении психических и биологических процес­сов в осуществлении двигательных актов;

. о работе скелетных мышц, систем дыхания и кровообраще­ния при выполнении физических упражнений, о способах простейшего контроля за деятельностью этих систем;

. об обучении движениям, роли зрительного и слухового ана­лизаторов при их освоении и выполнении;

. о терминологии разучиваемых упражнений, об их функцио­нальном смысле и направленности воздействия на организм;

. о физических качествах и общих правилах их тестирования;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 104; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.25.32 (0.077 с.)