Доцент, канд.физ.-мат.наук Юнусов Наиль Биляловия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Доцент, канд.физ.-мат.наук Юнусов Наиль Биляловия



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ

КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ»

Для студентов заочной формы обучения ИНЭКА


I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Автор комплекса:

Доцент, канд.физ.-мат.наук Юнусов Наиль Биляловия

Изучение дисциплины «Концепции современного естествознания» преследует цель ознакомления студентов, обучающихся по гуманитарным направлениям, с дополнительным для них неотъемлемым компонентом единой культуры - естествознанием, и формирования целостного взгляда на окружающий мир. Это тем более необходимо, что сейчас рациональный естественнонаучный метод проникает и в гуманитарную сферу, участвуя в формировании сознания общества, и вместе с тем приобретает все более универсальный язык, адекватный философии, психологии, социальным наукам и даже искусству. Возникающая сегодня тенденции к гармоничному синтезу двух традиционно противостоящих компонентов культуры созвучна потребности общества в целостном мировидении и подчеркивает актуальность предлагаемой дисциплины.

Общий замысел программы состоит в том, чтобы представить естествознание как феномен мировой культуры. Эта цель подразумевает изложение не только технических и технологических приложений естественных наук, но, прежде всего, представлений о классической и неклассической стратегиях мышления. Эти стратегии исторически формировались благодаря изучению природы, но сейчас их следует рассматривать как достояние единой мировой культуры. Оно состоит в том, что благодаря становлению стратегий естественнонаучного мышления человечество обрело дар понимания природы и одновременного осознания значимости мысленной позиции исследователя для получения того или иного знания.

Основной массив содержания программы подразделяется на классическую и неклассическую версии естественнонаучной картины мира. В каждую из них включены ведущие частнодисциплинарные концептуальные представления отдельных естественных наук, упорядоченные в соответствии с общепринятой иерархией уровней фундаментальности данных наук (физика – химия – биология). При этом по возможности прослеживается генезис данных концепций, т.е. обращается внимание на их происхождение из одной или нескольких исход­ных трансдисциплинарных идей. Наиболее разработанной в этом плане являет­ся физика, поэтому соответствующий материал представлен достаточно детально.

В отдельный раздел выделено эволюционное естествознание.


Требования к студентам

В соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, студент после изучения курса «Концепции современного естествознания» должен иметь представление:

Об основных этапах развития естествознания и особенностях современного естествознания;

О динамических и статистических закономерностях в естествознании;

О соотношении порядка и беспорядка в природе, упорядоченности строения физических объектов;

О взаимодействии организма и среды, сообществах организмов- экосистемах, принципах охраны природы и рационального природопользования;

Об эволюции человека в мировой истории и ноосфере;

О физиологических основах психики, социального поведения, экологии и здоровья человека;

О сложившейся экологической ситуации в мире, в отдельных регионах России и странах СНГ;

О формах и степени влияния техники и технологий на окружающую среду.

Аннотация

Изучение дисциплины КСЕ преследует цель ознакомления студентов; обучающихся по гуманитарным направлениям, с дополнительным дня них неотъемлемым компонентом единой культуры – естествознанием, и формирования целостного взгляда на окружающиймир.

Основу данной программы составляют фундаментальные естественно научные идеи и модели, а также результаты описания природы в рамках классической и неклассической стратегии мышления. Большое внимание уделено современным физическим концепциям, обеспечивающим целостность естественнонаучной картины мира и дальнейшее ее развитие.

Учебная задача курса

Задачами курса являются:

– изучение и понимание сущности фундаментальных законов природы, определяющих облик современного естествознания, к которым сводится множество частных закономерностей физики, химии и биологии, а также ознакомление с принципами научного моделирования природных явлений;

– Формирование ясного представления о физической картине мира как основе целостности и многообразия природы;

– понимание принципов преемственности и непрерывности в изучении природы, а также необходимости смены языка описания по мере усложнения природных систем: от квантовой и статистической физики к химии и молекулярной биологии, от неживых систем к клетке, живым организмам, человека, биосфере, обществу;

– осознание проблем экологии и общества в их связи с основными концепциями и законами естествознания;

– формирование представлений о смене типов научной рациональности, о революциях в естествознании и смене научных парадигм как ключевых этапах развития естествознания;

– формирование представлений о принципах универсального эволюционизма к синергетики как диалектических принципах развития в приложении к неживой и живой природе, человеку и обществу;

– понимание роли исторических и соцкультурных факторов и законов самоорганизации в процессе развития естествознания и техники, в процессе диалога науки и общества.

Формы контроля

1. Обязательное выполнение контрольной работы

2. Зачет или экзамен после прохождения курса КСЕ.

II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КУРСА «КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ»

Две культуры как отражение двух типов мышления.

Проблема двух культур: от конфронтации к сотрудничеству. Развитие личности и потребность в гармонии. Рациональный естественнонаучный метод: причины возникновения, возможности, ограничения. Специфика естественнонаучного метода и его дополнительность к художественному методу освоения действительности. Моделирование действительности: взгляд естестественника и гуманитария.

Этапы развития естественнонаучного мышления и смена типов научной рационально­сти: предтечи и творцы. Античность, классика, неклассика и постнеклассика. Типы времени и фундаментальные парадигмы естествознания. Ньютон и Дарвин. История естествознания до начала XX века. Необходимость пересмотра классических представлений в свете открытия Планка. Панорама современного естествознания и его незавершенность.

 

Физическая картина мира (ФКМ). От механистической (XVIIв.) через электромагнитную (конец XIXв.) к современной ФКМ

Мир дискретных объектов - физика частиц. Модель частицы (корпус-кула). От физики Аристотеля к физике Ньютона. Состояние физической системы и его изменение со време­нем. Законы динамики и детерминизм Лапласа. Несостоятельность социального физикализма. Импульс, энергия и момент системы как меры движения. Фотоны. Взаимопревращения энергии в системах частиц. Взаимодействие и описание движения в системах частиц.

Мир непрерывных объектов - физика полей. Модель сплошной Среды (континуум). От физики Декарта к физике Максвелла. Сплошная среда и упругие волны. Взаимодействие: концепции близкодействия и дальнодействия. Электромагнитное поле и электромагнитные волны. Многообразие диапазонов электромагнитного излучения. Интерференция, дифракция и поляризация света. Идея голографии.

Двойственный (непрерывный и дискретный) мир классической физики. Две альтернативные сущности: вещество (газ, плазма, жидкость, кристалл) и электромагнитное поле, их взаимодействие. Классические представления об объективности познания природы; концепция независимости результатов познания от средств наблюдения.

 

Живые системы.

Принципы воспроизводства и развития живых систем. Термодинами-ческие особенности живых систем.

Клеточное строение организмов. Принципы структурной организации и регуляции метаболизма. Жизненный цикл клетки. Единство и многообразие клеточных типов. Диффе­ренциация и интеграция функций в организме. Целостность, гомеостаз. Размножение и раз­витие организмов.

Многообразие биологических видов – основа организации и устойчивости биосферы. Принципы систематики и таксономии. Планы строения и принципы функционирования представителей основных таксонов.

Эволюционное и индивидуальное развитие. Роль живых организмов в эволюции Зем­ли. Генетика и эволюция. Основные проблемы эмбриогенеза. Жизненные циклы. Биологиче­ское время. Онтогенез и филогенез. Смерть и ее биологический смысл.

 

Человек, биосфера, космос.

Биосфера. Живое вещество: его функции и роль в геологических процессах. Человек и космос. Космизация современной науки. Антропный принцип. Концепции биосферы И.В. Вернадский. Гелиобиология А.Л. Чижевского.

 

Эволюция Вселенной.

Рождение вселенной. Ранний этап эволюции Веленной. Структурная самоорганизация Вселенной. Происхождение галактик и солнечной системы. Земля – происхождение и динамика геосфер.

 

На пути к ноосфере.

Концепции ноосферы и устойчивость развития. Современные концепции экологии. Экологическая проблема сегодня. Пути преодоления глобальной экологической катастрофы. К «чистым» источникам энергии. Энергетика будущего.

 

III. ЛИТЕРАТУРА

Основная

1. Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Концепции современного естествознания.-М., ЮНИТИ, 2005.

2. Дубнищева Т.Я. КСЕ, М.:ИКЦ, «МАРКЕТИНГ», Новосибирск.: ООО «ЮКЭА», 2001.

3. Мотылева Л.С., Скоробогатов В.А., Судариков А.М., КСЕ, Спб.: «СОЮЗ», 2000.

4. Суханов А.Д., Голубева О.Н. КСЕ - М.: Агар, 2000.

5. Карпенков С.Х. КСЕ, - М.: ЮНИТИ, 2000.

6. Горбачев В.В. КСЕ. – М.: ОНИКС 21 век, 2005

Дополнительная

7. Вайскопф В. Наука и удивительное. М., Наука, 1965.

8. Йнфельд Л., Эйнштейн А. Эволюция физики. М., Наука, 1965.

9. Кемп П., Арме К. Введение в биологию. М., Мир, 1986.

10. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. М., Наука, 1994.

11. Медников Б.М. Аксиомы биологии. М., Знание, 1986.

12. Новиков И.Д. Эволюция Вселенной. М., Наука, 1991.

13. Пригожин И. От существующего к возникающему. М., Мир, 1985.

14. Пригожин И.Р., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986.

15. Фейнберг Е.Л. Две культуры. Интуиция и логика в искусстве и науке. М., Наука, 1992.

16. Щредингер Э. Что такое жизнь с точки зрения физики. М., Наука, 1972.

17. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М., Наука, 1965.

18. Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое. М., Наука, 1989.

19. Добротина Н.А. Биология человека, экология и здоровье. Н. Новгород, ННГУ, 1999.

20. Дэвис П. Случайная Вселенная. М., Мир, 1985.

21. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. М., Прогресс, 1990.

22. Планк М. Единство физической картины мира. М.: Наука, 1966.

23. ШарденП. Феномен человека. М., Прогресс, 1987.

24. Кузнецов В.И., Идлис Г.М., Гутина В.Н., Естествознание, М.: «АГАР», 1996.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ

КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ»

Для студентов заочной формы обучения ИНЭКА


I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Автор комплекса:

доцент, канд.физ.-мат.наук Юнусов Наиль Биляловия

Изучение дисциплины «Концепции современного естествознания» преследует цель ознакомления студентов, обучающихся по гуманитарным направлениям, с дополнительным для них неотъемлемым компонентом единой культуры - естествознанием, и формирования целостного взгляда на окружающий мир. Это тем более необходимо, что сейчас рациональный естественнонаучный метод проникает и в гуманитарную сферу, участвуя в формировании сознания общества, и вместе с тем приобретает все более универсальный язык, адекватный философии, психологии, социальным наукам и даже искусству. Возникающая сегодня тенденции к гармоничному синтезу двух традиционно противостоящих компонентов культуры созвучна потребности общества в целостном мировидении и подчеркивает актуальность предлагаемой дисциплины.

Общий замысел программы состоит в том, чтобы представить естествознание как феномен мировой культуры. Эта цель подразумевает изложение не только технических и технологических приложений естественных наук, но, прежде всего, представлений о классической и неклассической стратегиях мышления. Эти стратегии исторически формировались благодаря изучению природы, но сейчас их следует рассматривать как достояние единой мировой культуры. Оно состоит в том, что благодаря становлению стратегий естественнонаучного мышления человечество обрело дар понимания природы и одновременного осознания значимости мысленной позиции исследователя для получения того или иного знания.

Основной массив содержания программы подразделяется на классическую и неклассическую версии естественнонаучной картины мира. В каждую из них включены ведущие частнодисциплинарные концептуальные представления отдельных естественных наук, упорядоченные в соответствии с общепринятой иерархией уровней фундаментальности данных наук (физика – химия – биология). При этом по возможности прослеживается генезис данных концепций, т.е. обращается внимание на их происхождение из одной или нескольких исход­ных трансдисциплинарных идей. Наиболее разработанной в этом плане являет­ся физика, поэтому соответствующий материал представлен достаточно детально.

В отдельный раздел выделено эволюционное естествознание.


Требования к студентам

В соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, студент после изучения курса «Концепции современного естествознания» должен иметь представление:

Об основных этапах развития естествознания и особенностях современного естествознания;

О динамических и статистических закономерностях в естествознании;

О соотношении порядка и беспорядка в природе, упорядоченности строения физических объектов;

О взаимодействии организма и среды, сообществах организмов- экосистемах, принципах охраны природы и рационального природопользования;

Об эволюции человека в мировой истории и ноосфере;

О физиологических основах психики, социального поведения, экологии и здоровья человека;

О сложившейся экологической ситуации в мире, в отдельных регионах России и странах СНГ;

О формах и степени влияния техники и технологий на окружающую среду.

Аннотация

Изучение дисциплины КСЕ преследует цель ознакомления студентов; обучающихся по гуманитарным направлениям, с дополнительным дня них неотъемлемым компонентом единой культуры – естествознанием, и формирования целостного взгляда на окружающиймир.

Основу данной программы составляют фундаментальные естественно научные идеи и модели, а также результаты описания природы в рамках классической и неклассической стратегии мышления. Большое внимание уделено современным физическим концепциям, обеспечивающим целостность естественнонаучной картины мира и дальнейшее ее развитие.

Учебная задача курса

Задачами курса являются:

– изучение и понимание сущности фундаментальных законов природы, определяющих облик современного естествознания, к которым сводится множество частных закономерностей физики, химии и биологии, а также ознакомление с принципами научного моделирования природных явлений;

– Формирование ясного представления о физической картине мира как основе целостности и многообразия природы;

– понимание принципов преемственности и непрерывности в изучении природы, а также необходимости смены языка описания по мере усложнения природных систем: от квантовой и статистической физики к химии и молекулярной биологии, от неживых систем к клетке, живым организмам, человека, биосфере, обществу;

– осознание проблем экологии и общества в их связи с основными концепциями и законами естествознания;

– формирование представлений о смене типов научной рациональности, о революциях в естествознании и смене научных парадигм как ключевых этапах развития естествознания;

– формирование представлений о принципах универсального эволюционизма к синергетики как диалектических принципах развития в приложении к неживой и живой природе, человеку и обществу;

– понимание роли исторических и соцкультурных факторов и законов самоорганизации в процессе развития естествознания и техники, в процессе диалога науки и общества.

Формы контроля

1. Обязательное выполнение контрольной работы

2. Зачет или экзамен после прохождения курса КСЕ.

II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КУРСА «КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 206; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.159.10 (0.065 с.)