Тема 3. Структура научного знания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3. Структура научного знания



Научное знание как сложная развивающаяся система. Многообразие типов научного знания. Эмпирический и теоретический уровни, крите­рии их различения. Особенности эмпирического и теоретического язы­ка науки.

Структура эмпирического знания.Эксперимент и наблюдение. Слу­чайные и систематические наблюдения. Применение естественных объ­ектов в функции приборов в систематическом наблюдении. Данные на­блюдения как тип эмпирического знания. Эмпирические зависимости и эмпирические факты. Процедуры формирования факта. Проблема тео­ретической нагруженности факта.

Структура теоретического знания.Первичные теоретические моде­ли и законы. Развитая теория. Теоретические модели как элемент внут­ренней организации теории. Ограниченность гипотетико-дедуктивной концепции теоретических знаний. Роль конструктивных методов в де­дуктивном развертывании теории. Развертывание теории как процесс решения задач. Парадигмальные образцы решения задач в составе тео­рии. Проблемы генезиса образцов. Математизация теоретического зна­ния. Виды интерпретации математического аппарата теории.

Основания науки.Структура оснований. Идеалы и нормы исследова­ния и их социокультурная размерность. Система идеалов и норм как схема метода деятельности.

Научная картина мира. Исторические формы научной картины ми­ра. Функции научной картины мира (картина мира как онтология, как форма систематизации знания, как исследовательская программа).

Операциональные основания научной картины мира. Отношение онтологических постулатов науки к мировоззренческим доминантам культуры.

Философские основания науки. Роль философских идей и принци­пов в обосновании научного знания. Философские идеи как эвристика научного поиска. Философское обоснование как условие включения на­учных знаний в культуру. Логика и методология науки. Методы научно­го познания и их классификация.

 

Тема 4. Динамика научного знания. Научные традиции и революции

4.1 Наука как процесс порождения нового знания

Историческая изменчивость механизмов порождения научного зна­ния. Взаимодействие оснований науки и опыта как начальный этап ста­новления новой дисциплины. Проблема классификации. Обратное воз­действие эмпирических фактов на основания науки.

Формирование первичных теоретических моделей и законов. Роль аналогий в теоретическом поиске. Процедуры обоснования теоретичес­ких знаний. Взаимосвязь логики открытия и логики обоснования. Меха­низмы развития научных понятий.

Становление развитой научной теории. Классический и неклассиче­ский варианты формирования теории. Генезис образцов решения задач.

Проблемные ситуации в науке. Перерастание частных задач в про­блемы. Развитие оснований науки под влиянием новых теорий.

Проблема включения новых теоретических представлений в культуру.

4.2 Научные традиции и научные революции. Типы научной

рациональности

Взаимодействие традиций и возникновение нового знания. Науч­ные революции как перестройка оснований науки. Проблемы типоло­гии научных революций. Внутридисциплинарные механизмы научных революций. Междисциплинарные взаимодействия и «парадигмальные прививки» как фактор революционных преобразований в науке. Со­циокультурные предпосылки глобальных научных революций. Пере­стройка оснований науки и изменение смыслов мировоззренческих универсалий культуры. Прогностическая роль философского знания. Философия как генерация категориальных структур, необходимых для освоения новых типов системных объектов.

Научные революции как точки бифуркации в развитии знания. Не­линейность роста знаний. Селективная роль культурных традиций в вы­боре стратегий научного развития. Проблема потенциально возможных историй науки.

Глобальные революции и типы научной рациональности. Историче­ская смена типов научной рациональности: классическая, неклассичес­кая, постнеклассическая наука.

 

Тема 5. Особенности современного этапа развития науки

Главные характеристики современной, постнеклассической науки. Современные процессы дифференциации и интеграции наук. Связь дисциплинарных и проблемно-ориентированных исследований. Осво­ение саморазвивающихся «синергетических» систем и новые страте­гии научного поиска. Роль нелинейной динамики и синергетики в раз­витии современных представлений об исторически развивающихся системах. Глобальный эволюционизм как синтез эволюционного и си­стемного подходов. Глобальный эволюционизм и современная науч­ная картина мира. Сближение идеалов естественно-научного и соци­ально-гуманитарного познания. Осмысление связей социальных и внутринаучных ценностей как условие современного развития науки. Включение социальных ценностей в процесс выбора стратегий иссле­довательской деятельности. Расширение этоса науки. Новые этичес­кие проблемы науки в конце XX столетия. Проблема гуманитарного контроля в науке и высоких технологиях. Экологическая и социально-гуманитарная экспертиза научно-технических проектов. Кризис идеа­ла ценностно-нейтрального исследования и проблема идеологизиро­ванной науки. Экологическая этика и ее философские основания. Философия русского космизма и учение В.И. Вернадского о биосфере, техносфере и ноосфере. Проблемы экологической этики в современ­ной западной философии (Б. Калликот, О. Леопольд, Р. Аттфильд).

Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих устано­вок техногенной цивилизации. Сциентизм и антисциентизм. Наука и паранаука. Поиск нового типа цивилизационного развития и новые функции науки в культуре. Научная рациональность и проблема диалога культур. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов.

Рекомендуемая основная литература

1. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

2. Вернадский В.И. Размышления натуралиста. Научная мысль как планетарное явление. М., 1978.

3. Войтов А.Г. История и философия науки. М., 2005.

4. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990.

5. Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки. М., 2004.

6. Койре А. Очерки истории философской мысли. О влиянии философских концепций на развитие научных теорий. М., 1985.

7. Кохановский В.П., Лешкевич Т.Г., Матяш Т.П., Фатхи Т.Б. Основы философии науки. Ростов н/Дону, 2004.

8. Кун Т. Структура научных революций. М., 2001.

9. Лебедев С.А., Ильин В.В., Лазарев Ф.В., Лесков Л.В. Введение в историю и философию науки. М., 2005.

10. Лешкевич Т.Г. Философия науки. М., 2005.

11. Лось В.А. История и философия науки. М., 2004.

12. Малкей М. Наука и социология знания. М., 1983.

13. Микешина Л.А. Философия науки. М., 2005.

14. Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. М., 1998.

15. Огурцов А.П. Дисциплинарная структура науки. М., 1988.

16. Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983.

17. Рузавин Г.И. Философия науки. М., 2005.

18. Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. М., 2006.

19. Томпсон М. Философия науки. М., 2003.

20. Традиции и революции в развитии науки. М., 1991.

21. Философия и методология науки / Под ред. В.И. Купцова. М., 1996.

22. Философия науки / Под ред. С.А.Лебедева. М., 2005.

23. Шаповалов В.Ф. Философия науки и техники. М., 2004.

Дополнительная литература

1. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (ХVII – ХIII вв.). М., 1987.

2. Зотов А.Ф. Современная западная философия. М., 2005.

3. Кезин А.В. Наука в зеркале философии. М., 1990.

4. Келле В.Ж. Наука как компонент социальной системы. М., 1988.

5. Косарева Л.Н. Социокультурный генезис науки: философский аспект проблемы. М., 1989.

6. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2000.

7. Мамчур Е.А. Проблемы социокультурной детерминации научного знания. М., 1987.

8. Моисеев Н.Н. Современный рационализм. М., 1995.

9. Наука в культуре. М., 1998.

10. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса.

11. Программы кандидатских экзаменов «История и философия науки» («Философия науки). М., 2004.

12. Разум и экзистенция / Под ред. И.Т. Касавина и В.Н. Поруса. СПб., 1999.

13. Современная философия науки: Хрестоматия / Сост. А.А. Печенкин. М., 1996.

14. Степин В.С. Теоретическое знание. М., 2003.

15. Фейерабент П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986.

16. Философия / Под. Ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. М., 2004.

17. Хюбнер К. Истина мифа. М., 1996.

РАЗДЕЛ 2. Философские проблемы социально – гуманитарных

Наук



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 280; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.147.124 (0.013 с.)