Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 3. Структура научного знания ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Научное знание как сложная развивающаяся система. Многообразие типов научного знания. Эмпирический и теоретический уровни, критерии их различения. Особенности эмпирического и теоретического языка науки. Структура эмпирического знания.Эксперимент и наблюдение. Случайные и систематические наблюдения. Применение естественных объектов в функции приборов в систематическом наблюдении. Данные наблюдения как тип эмпирического знания. Эмпирические зависимости и эмпирические факты. Процедуры формирования факта. Проблема теоретической нагруженности факта. Структура теоретического знания.Первичные теоретические модели и законы. Развитая теория. Теоретические модели как элемент внутренней организации теории. Ограниченность гипотетико-дедуктивной концепции теоретических знаний. Роль конструктивных методов в дедуктивном развертывании теории. Развертывание теории как процесс решения задач. Парадигмальные образцы решения задач в составе теории. Проблемы генезиса образцов. Математизация теоретического знания. Виды интерпретации математического аппарата теории. Основания науки.Структура оснований. Идеалы и нормы исследования и их социокультурная размерность. Система идеалов и норм как схема метода деятельности. Научная картина мира. Исторические формы научной картины мира. Функции научной картины мира (картина мира как онтология, как форма систематизации знания, как исследовательская программа). Операциональные основания научной картины мира. Отношение онтологических постулатов науки к мировоззренческим доминантам культуры. Философские основания науки. Роль философских идей и принципов в обосновании научного знания. Философские идеи как эвристика научного поиска. Философское обоснование как условие включения научных знаний в культуру. Логика и методология науки. Методы научного познания и их классификация.
Тема 4. Динамика научного знания. Научные традиции и революции 4.1 Наука как процесс порождения нового знания Историческая изменчивость механизмов порождения научного знания. Взаимодействие оснований науки и опыта как начальный этап становления новой дисциплины. Проблема классификации. Обратное воздействие эмпирических фактов на основания науки.
Формирование первичных теоретических моделей и законов. Роль аналогий в теоретическом поиске. Процедуры обоснования теоретических знаний. Взаимосвязь логики открытия и логики обоснования. Механизмы развития научных понятий. Становление развитой научной теории. Классический и неклассический варианты формирования теории. Генезис образцов решения задач. Проблемные ситуации в науке. Перерастание частных задач в проблемы. Развитие оснований науки под влиянием новых теорий. Проблема включения новых теоретических представлений в культуру. 4.2 Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности Взаимодействие традиций и возникновение нового знания. Научные революции как перестройка оснований науки. Проблемы типологии научных революций. Внутридисциплинарные механизмы научных революций. Междисциплинарные взаимодействия и «парадигмальные прививки» как фактор революционных преобразований в науке. Социокультурные предпосылки глобальных научных революций. Перестройка оснований науки и изменение смыслов мировоззренческих универсалий культуры. Прогностическая роль философского знания. Философия как генерация категориальных структур, необходимых для освоения новых типов системных объектов. Научные революции как точки бифуркации в развитии знания. Нелинейность роста знаний. Селективная роль культурных традиций в выборе стратегий научного развития. Проблема потенциально возможных историй науки. Глобальные революции и типы научной рациональности. Историческая смена типов научной рациональности: классическая, неклассическая, постнеклассическая наука.
Тема 5. Особенности современного этапа развития науки Главные характеристики современной, постнеклассической науки. Современные процессы дифференциации и интеграции наук. Связь дисциплинарных и проблемно-ориентированных исследований. Освоение саморазвивающихся «синергетических» систем и новые стратегии научного поиска. Роль нелинейной динамики и синергетики в развитии современных представлений об исторически развивающихся системах. Глобальный эволюционизм как синтез эволюционного и системного подходов. Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира. Сближение идеалов естественно-научного и социально-гуманитарного познания. Осмысление связей социальных и внутринаучных ценностей как условие современного развития науки. Включение социальных ценностей в процесс выбора стратегий исследовательской деятельности. Расширение этоса науки. Новые этические проблемы науки в конце XX столетия. Проблема гуманитарного контроля в науке и высоких технологиях. Экологическая и социально-гуманитарная экспертиза научно-технических проектов. Кризис идеала ценностно-нейтрального исследования и проблема идеологизированной науки. Экологическая этика и ее философские основания. Философия русского космизма и учение В.И. Вернадского о биосфере, техносфере и ноосфере. Проблемы экологической этики в современной западной философии (Б. Калликот, О. Леопольд, Р. Аттфильд).
Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих установок техногенной цивилизации. Сциентизм и антисциентизм. Наука и паранаука. Поиск нового типа цивилизационного развития и новые функции науки в культуре. Научная рациональность и проблема диалога культур. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов. Рекомендуемая основная литература 1. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. 2. Вернадский В.И. Размышления натуралиста. Научная мысль как планетарное явление. М., 1978. 3. Войтов А.Г. История и философия науки. М., 2005. 4. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990. 5. Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки. М., 2004. 6. Койре А. Очерки истории философской мысли. О влиянии философских концепций на развитие научных теорий. М., 1985. 7. Кохановский В.П., Лешкевич Т.Г., Матяш Т.П., Фатхи Т.Б. Основы философии науки. Ростов н/Дону, 2004. 8. Кун Т. Структура научных революций. М., 2001. 9. Лебедев С.А., Ильин В.В., Лазарев Ф.В., Лесков Л.В. Введение в историю и философию науки. М., 2005. 10. Лешкевич Т.Г. Философия науки. М., 2005. 11. Лось В.А. История и философия науки. М., 2004. 12. Малкей М. Наука и социология знания. М., 1983. 13. Микешина Л.А. Философия науки. М., 2005. 14. Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. М., 1998. 15. Огурцов А.П. Дисциплинарная структура науки. М., 1988. 16. Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983. 17. Рузавин Г.И. Философия науки. М., 2005. 18. Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. М., 2006. 19. Томпсон М. Философия науки. М., 2003. 20. Традиции и революции в развитии науки. М., 1991. 21. Философия и методология науки / Под ред. В.И. Купцова. М., 1996. 22. Философия науки / Под ред. С.А.Лебедева. М., 2005. 23. Шаповалов В.Ф. Философия науки и техники. М., 2004. Дополнительная литература 1. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (ХVII – ХIII вв.). М., 1987. 2. Зотов А.Ф. Современная западная философия. М., 2005. 3. Кезин А.В. Наука в зеркале философии. М., 1990. 4. Келле В.Ж. Наука как компонент социальной системы. М., 1988. 5. Косарева Л.Н. Социокультурный генезис науки: философский аспект проблемы. М., 1989. 6. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2000. 7. Мамчур Е.А. Проблемы социокультурной детерминации научного знания. М., 1987. 8. Моисеев Н.Н. Современный рационализм. М., 1995. 9. Наука в культуре. М., 1998. 10. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. 11. Программы кандидатских экзаменов «История и философия науки» («Философия науки). М., 2004. 12. Разум и экзистенция / Под ред. И.Т. Касавина и В.Н. Поруса. СПб., 1999. 13. Современная философия науки: Хрестоматия / Сост. А.А. Печенкин. М., 1996. 14. Степин В.С. Теоретическое знание. М., 2003. 15. Фейерабент П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986. 16. Философия / Под. Ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. М., 2004. 17. Хюбнер К. Истина мифа. М., 1996. РАЗДЕЛ 2. Философские проблемы социально – гуманитарных Наук
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 280; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.147.124 (0.013 с.) |