Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Семинар № 4 (8). Технологии обучения.
Основные понятия: технология, педагогическая технология, технология критического мышления, технология КСО (коллективных способов обучения), технология развивающего обучения (РО), технология личностно-ориентированного обучения, технология мозгового штурма, ИКТ, и др..
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие педагогической технологии, их критериальность и структура.
2. Творческие отчеты групп «Педагогическая технология...».
Задания для работы в группах:
1гр.– составить карточки диагностики зоны развития. Алгоритм:
ТЕСТ
Вариант № 1 (сразу после объяснения нового материала)
1. Ответить на вопрос причинно-следственного характера (отчего, почему, зачем?) - выявить понимание.
2. Выполнить задание по образцу (гомологи, аналоги).
Вариант № 2 (вторичный урок, обобщение, систематизация, закрепление)
1. Выполни по образцу (гомологи, аналоги)
2. Выполни в измененной ситуации до 3-х (более трех - это уже творчество)
Варианты коррекции:
А) повторное объяснение в сжатом виде (учитель или успешный ученик)
Б) работа лидеров в малых группах 3-4 до 6 чел. (в письм. форме)
В) работа в больших группах 8 чел. с одним лидером.
| | 1гр.– составить карточки диагностики зоны развития. Алгоритм:
2гр. – составить карточку для определения уровня обучаемости, используя уровневую технологию дифференциации обучения. Алгоритм:
ДИАГНОСТИКА ОБУЧЕННОСТИ (ЗУН)
Обученность - это показатель реального усвоения ЗУН.
| 1 уровень
| РАЗЛИЧЕНИЕ
| Когда ребенок свободно различает явления и процессы и их аналогов.
| Репродук-
тивный
уровень
| 2 уровень
| ЗАПОМИНАНИЕ
| Свободный пересказ текста, правила, гипотезы и т.д.
| 3 уровень
| ПОНИМАНИЕ
| Ученик может устанавливать причинно-следственные связи
| Продук-
тивный
уровень
| 4 уровень
| ПРОСТЕЙШИЕ УН
| У - знания закрепленные на практике, Н -умения до автоматизма.
| ДИАГНОСТИКА ОБУЧАЕМОСТИ
Обучаемость - это восприимчивость к обучению. Она определяется по каждому предмету в отдельности. Служит показателем первичной предметной ориентации ребенка, показателем его группы (уровня), в которой он находится. Проверяется при первичной дифференциации, при замене уроков, профильной направленности. Алгоритм самостоятельной работы для ученика (может проводится как письменно, так и устно).
ТЕСТ
1. Повторите, напишите то, что вы услышали, узнали нового (проверяется воспроизведение)
2. Ответить на вопрос причинно-следственного характера (проверяется понимание)
3. Выполнить по образцу.
4. Осуществить перенос в новой ситуации. (На всю работу - 10 мин.)
Как только 3-4 человека справились с заданием, собираются работы у всех. Ранжирование
• Справились со всеми заданиями - 3 (высокий) уровень (уровень профильного направления)
• Справились с тремя заданиями - 2 уровень
• Выполнили меньше 3-х - 1 уровень
| | 5 уровень
| ПЕРЕНОС
| Свободно использует знания в нестандартных ситуациях.
| Творчес-
кий
уровень
|
3 гр. – составить карточку для определения уровня обученности учащихся, используя уровневую технологию дифференциации обучения.
Обученность определяется тестом. ТЕСТ
1. Выбери, отличи, подчеркни, перечисли, выпиши.,,
2. Дай определение, сформулируй, расскажи...
3. Почему? Отчего? С какой с целью? Установи зависимость, установи причину, следствие. Закономерность (в старших классах).
4. Выполни по образцу (гомологи, аналоги).
5. Минисочинение и т.д. Сконструируй. Отрецензируй. Предложи, что будет, если...
Оценивание:
1-2 зад. - базов. "3"
2-3-4 - оценка "4" 4-5 - оценка"5"
Цели урока (при разноуровневом обучении) - это предполагаемый результат Цель формируется через результат обучения, выраженных в действиях учителя.
Формулировка цели:
1• знает... 5• выполняет...
2• понимает... 6• умеет...
3• объясняет... 7• оценивает...
4• использует...
| |
Для работы в группах необходимы учебные пособия. Предмет, класс, тема по выбору студентов.
Задание для самостоятельной творческой работы (по группам):
Выберите любую технологию и расскажите о ней.
Литература:
Гин А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная Связь. - М, 2001.
Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация., - М., 2001.
Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии. /Под ред. С.А.Смирнова. - М., 2001.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М., 1998.
Хуторской А.В. Современная дидактика. - СПб, 2001.
Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. - М., 2001.
5.2. Междисциплинарные связи
№ п/п
| Наименование смежных дисциплин
| № тем раздела
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Философия
| х
| х
| х
| | | | | х
| | х
| х
| | | х
| | | | |
| Общая психология
| х
| х
| х
| х
| | | | | | х
| х
| | х
| | х
| | | |
| Возрастная психология
| | | | х
| х
| | | | | | | х
| х
| | | | х
| |
| Социальная психология
| | | | | | х
| | | х
| | | х
| | х
| х
| | | х
|
| Педагогическая психология
| | | х
| х
| | | х
| | | | | | х
| | | х
| | |
| Возрастная анатомия, физиология и гигиена.
| | | | | | | | | х
| | х
| х
| | | | |
| Безопасность жизнедеятельности
| | | | | | | | | | | | | х
| | | х
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | 5.3. Групповые занятия и образовательные технологии модуля «Теория обучения»
№
| Тема группового занятия
| Компе-
тенция
| Образовательные результаты
| Формы
группового занятия
| Образовательные
технологии
| Продукт деятельности
| 1.
| Обновление содержания образования в современной общеобразовательной школе России
|
ОК -1
| Знание основных нормативно-правовых документов по содержанию образования в школе.
Готовность студентов к анализу подходов к отбору содержания образования, основных нормативно-правовых документов, определяющих содержание образования в современной школе.
| семинар
| Технология сотрудничества
|
Письменный анализ одного из нормативно-правовых документов, определяющих содержание образования в совр. школе (Базисный учебный план(федеральный или региональный),, учебный(образовательный) план школы, учебная(образовательная программа)
**См. рекомендации к анализу документов
| 2.
| Из опыта работы современной школы по отбору содержания образования
(Изучение и анализ основных образовательных программ в разных типах школ) и учебных (образовательных) программ, элективных курсов по предмету
| ОК-1
ОП-1,2
ПК-9
| Готовность студентов к изучению и анализу ООП, основных учебных программ и элективных курсов в разных типах школ.
Способность к анализу, разработке и реализации
учебных программ и элективных курсов(в том числе курсов по профессиональному самоопределению) в различных образовательных учреждениях.
|
семинар
|
Конференция однородных групп
|
Доклад и презентация об особенностях ООП в образовательных учреждениях разных типов.
Анализ разработанного элективного курса по профессиональному самоопределению старшеклассников (из опыта работы учителя)
* См.
рекомендации к подготовке доклада презентации, анализу элективного курса.
| 3.
| Сущность и основные характеристики обучения
| ОК-1
ОП-1,2
ПК-9
| Знание сущности и особенностей процесса обучения.
Умение определять образовательные, воспитательные, развивающие задач, готовность выявлять мотивы учения.
Готовность к организации сотрудничества в обучении, к поддержке активности и инициативности, самостоятельности учащихся.
| Семинар
| КОНОП (контрольный опрос с включением игровых элементов
или
Шольц-методика
|
Конспект
| 4.
| Закономерности и принципы процесса обучения
| ОК-1
ОП-1,2
ПК-9
| Знание закономерностей и принципов обучения,
осознание студентами социальной значимости профессии учителя.
Готовность к организации сотрудничества в обучении.
| семинар
| Технология: взаимо-
контроль
|
Карточки индивидуального учета
*См. рекомендации к составлению карточек индивидуального учета
| 5.
| Методы обучения учащихся на уроке
| ОК-1
ОП-1,2
ПК-9
| Знания о методах обучения, их классификации.
Готовность наблюдать, выявлять и анализировать применяемые учителем методы обучения на уроке. Способность нести ответственность за результаты своей деятельности
| Лабораторно-практическая занятие
| Лабораторно-практическая работа
| материалы проблемно-
го анализа урока
*См. рекомендации к анализу урока
| 6.
| Урок - основная форма обучения учащихся в современной школе
| ОК-1
ОП-1,2
ПК-9
| Знание теоретических основ урока, как основной формы обучения.
Умение выступать, мыслить быстро, конспективно набрасывать свое предстоящее выступление по предложенной теме.
Готовность к анализу и оценке выступления.
Готовность применять современные формы организации обучения для обеспечения качества учебного процесса.
Готовность к организации сотрудничества в обучении
| семинар
| Семинар с элементами диспута
| Кроссворд
*см. рекомендации к составлению кроссвордов
| 7.
| Урок - основная форма обучения учащихся в школе
| ОК-1
ОП-1,2
ПК-9
| Умение анализировать деятельность учителя и учащихся на уроке, определять тип и вид урока, выявлять положительные и отрицательные стороны урока
| Лабораторно-практическая занятие
| Лабораторно-практическая работа
| Письменный общепедагогический анализ одного урока
| 8.
| Нетрадиционные формы организации современного урока
|
ОК-1
ОП-1,2
ПК-9
| Знание об особенностях нетрадиционных форм организации обучения.
Готовность отбирать и применять разнообразные нетрадиционные формы организации урока.
Готовность к организации сотрудничества обучающихся, к поддержанию их инициативности, самостоятельности, к развитию творческих способностей в условиях применения разнообразных нетрадиционных форм организации урока.
| Телемост
Или
Встреча за круглым столом
| Телемост
или
Круглый стол
или
Технология взаимообучения
| Методическая разработка 1 нетрадицио-нного урока
направленного на поддержание инициативности, самостоятельности, и развитие творческих способностей учащихся
*См. рекомендации к составлению методич. разработки
| 9.
| Современные подходы к проверке и оценке образовательных результатов. Диагностика эффективности процесса обучения
или
| ОК-1
ОП-1,2
ПК-9
| Знание о современных подходах к проверке и оценке образовательных результатов.
Готовность нести ответственность за результаты своей деятельности. Умение отбирать и применять современные методики и технологии, методы диагностирования достижений обучающихся.
Готовность к организации сотрудничества обучающихся, поддержанию их инициативности, самостоятельности, творческих способностей
| семинар
| Консультанты на опросе
| Тест по теме
|
| Особенности развития современной школы как инновационного процесса
| ОК-1
ОП-1,2
ПК-9
| Знание основных инновационных процессов в современной школе.
Готовность к выявлению, распознаванию, анализу ннновационных процессов в школе, умение описать инновации, внедряемые в школе, в работе учителя –предметника.
Готовность к взаимодействию с учениками, родителями, коллегами, социальными партнерами
по внедрению инноваций в УВП школы.
| семинар
| Пресс-конференция
|
Презентация
об инновациях в
современных школах
| 11.
| Защита проекта: «Моя авторская школа»
| ОК-1
ОП-1,2
ПК-9
| Готовность к описанию ООП (основной образовательной программы) школы. Способность к определению типа школы, ее целей, задач, к описанию особенностей образовательного процесса школы на 1, 2, 3 ступенях.
Способность к организации сотрудничества обучающихся, поддержке инициативности,
самостоятельности, к развитию творческих способностей.
| Проектная деятельность
| Технология метода проектов
| Проект «Моя авторская школа
* См. метод. указания к оформлению проекта.
| 5.4. Содержание самостоятельной работы студентов по темам дисциплины:
Содержание обязательной самостоятельной работы студентов по темам:
№ п/п
| Темы дисциплины
| Содержание самостоятельной работы студентов
| Продукты
деятельности[3]
| 1.
| Система развивающего обучения Л.В. Занкова
| Изучить концептуальные дидактические положения технологии, структуру урока по данной технологии.
| Конспект
| 2.
| Технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова
| Изучить особенности содержания данной технологии и особенности методики. Овладеть моделированием как одним из способов решения педагогической задачи.
| Конспект.
| 3.
| Личностно-ориентированное развивающее обучение (И.С. Якиманская, В.В.Сериков)
| Изучить классификационные характеристики и особенности методики данной технологии. Овладеть основными требованиями к разработке дидактического обеспечения личностно ориентированного процесса.
| Конспект.
| Содержание самостоятельной работы по дисциплине на выбор студента:
№ п/п
| Темы дисциплины
| Содержание самостоятельной работы студентов
| Продукты
деятельности
| 1.
| Альтернативные технологии
| Изучить технологию продуктивного образования, вероятностного образования, технологию мастерских, технологию эвристического образования А.В. Хуторского
| Реферат
| 2.
| Природосообразные технологии
| Изучить технологию обучения детей с признаками одаренности
| Реферат
| 3.
| Технологии свободного образования
| Изучить технологию саморазвития М. Монтессори, педагогику свободы Л.Н. Толстого, вальдорфскую педагогику Р. Штейнера, технологию свободного труда С.Френе
| Сообщение на итоговом занятии
| 4.
| Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала.
| Изучить технологию «диалог культур» (В.С. Библер), УДЕ (П.М. Эрдниев), теорию поэтапного формирования умственны действий (И.Я.Гальперин)
| Реферат
| 5.
| Технология гуманной педагогики Ш.А. Амонашвили
| Изучить концептуальные положения данной технологии, особенности содержания и методики. Уникальность оценивания деятельности детей.
| Сообщение к семинару №4
| 6.
| Коллективные технологии обучения
| Изучить организационную структуру учебного процесса и стадии ее развития в рамках данной технологии.
| Фрагмент урока с использованием данной технологии.
| 7.
| Педагогические технологии авторских школ.
| Изучить авторские педагогические технологии «Учителей года России», школу адаптирующей педагогики (Е.А. Ямбург)
| Реферат
| 8.
| Технология саморазвивающего обучения.
| Изучить особенности содержания данной технологии.
| Реферат
| 9.
| Технология «Знаем», «Хотим узнать», «Узнали».
| Изучит особенности содержания и применения данной технологии в образовательном процессе.
| Фрагмент урока с использованием данной технологии.
|
|