Форма отчетности: курсовой экзамен. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Форма отчетности: курсовой экзамен.



 

Программу и план разработал профессор Сабиров А.Г.,

утверждены на заседании кафедры философии и социологии

() _____________ 20__ г. (протокол № __)

 

ЕЛАБУЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

кафедра философии и социологии

 

УТВЕРЖДАЮ,

зав. каф. философии и социологии,

проф. Сабиров А.Г. ()____________ 20__ г.

 

 

ПРОГРАММА И УЧЕБНЫЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ

“ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ”

(ДЛЯ АСПИРАНТОВ ФИЛОСОФСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ)

 

 

Елабуга 2010

 

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Вид занятий Всего час.
Аудиторные занятия  
Лекции  
Семинары  
Самостоятельная работа  
Формы итогового контроля курсовой экзамен

 

II. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Объяснительная записка.

Каждый аспирант, не имеющий базового философского образования, в соответствии с временными требованиями к основной образовательной программе послевузовского профессионального образования по отрасли 09.00.00. Философские науки и инструктивным письмом министра образования от 30.10.02 г. должен изучить и сдать курсовой экзамен по дисциплине «История философии». Основными целями сдачи данного экзамена являются: понимание проблем генезиса, развития и современного состояния философского знания как постоянной составляющей в эволюции духовной культуры человечества; определение социального, познавательного и ценностного статуса философии в контексте исторической и социокультурной жизни; выявление и квалификация исторически конкретных форм философской рефлексии и их отражений в соответствующих формах культуры, в традициях естественнонаучного и гуманитарного знания, в опыте становления и совершенствования теоретических представлений о мире и месте в нем человека; распознавание и описание первичных предпосылок, инициирующих философский дискурс от древнейших умозрительных построений до современных моделей философствования; прогнозирование перспектив философии будущего в условиях господствующего интеллектуального либерализма и постмодернистских установок на радикальный пересмотр и преодоление теоретических и ценностных заветов мировой философской классики. Исследование проблем историко-философской специальности предполагает освоение и оценку философских традиций в их исторической преемственности и узловых концентрациях, обобщение достижений мировой и отечественной историко-философской мысли, использование материалов дискуссий и результатов международных философских симпозиумов, а также учет философско-образовательной практики ведущих высших учебных заведений России и зарубежных стран.

 

Содержание разделов дисциплины.

1. ПРЕДМЕТ И ФУНКЦИИ ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ

История философии как наука, ее предмет и основные функции. Феномен философского знания в истории культуры и цивилизации; истоки его зарождения и генезиса; мифогенная, гносеогенная и провиденцианалистская концепции происхождения философии; западно-восточный синхронизм становления философского знания; "осевое время" как предпосылка самоопределения философии; философия "осевого времени" и ее рудименты в мыслительных традициях Запада и Востока; "осевое время" и современный проект вселенского "философского евангелия". Философия как отражение исторической эпохи, основные этапы в ее развитии. Философия как отражение типа цивилизации, особенности философии восточной и западной цивилизаций. Дифференциация, дивергенция, поляризация, конвергенция философских школ в истории философии. Европоцентризм и азиатоцентризм в истории философии. Космоцентризм, теоцентризм, логоцентризм, социоцентризм, антропоцентризм в истории философии. Классики философии об истории философии (Диоген Лаэртский, Л.Фейербах, Г.Гегель). Предназначение истории философии в обществе, в жизнедеятельности человека.

2. МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.

Понятие историко-философского метода; его отличие от общефилософского метода; пределы и возможности его применения; условное и безусловное в историко-философском суждении. Философская рефлексия в режиме историко-философского исследования; ее функции, границы применимости и способы развертывания в историко-философском дискурсе. Понятие историко-философской истины; вероятностное и достоверное в историко-философском знании; критерий ценности историко-философского суждения. Способы и приемы историко-философского исследования; тематизация и проблематизация объектов историко-философской рефлексии; аналитический и оценочный подход к реконструкции философских идей; символическая компонента предметов историко-философского познания; лингвистические, герменевтические и феноменологические приемы историко-философского исследования. Философская компаративистика как отрасль историко-философской науки и методологический прием исследования; природа и мотивы философского плюрализма; индивидуальные и групповые, национальные и континентальные предпосылки плюрализма; утопия монистической философии и феномен ее периодического возрождения; несовместимость идеи универсальной философии и свободы философского мыслеизъявления; сравнительный анализ разнородных философских систем и убеждений как пролегомена к диалогу и взаимопониманию философских культур.

3. ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ

Западная философская мысль: парадигма западноевропейской философии и ее исторические вариации; истоки и сущностные признаки этой парадигмы; основные фазы и ключевые моменты в эволюции западной философии; базовые антиномии западноевропейской мысли: мистицизм – рационализм, натурализм – спиритуализм; языческие и христианские составляющие в философской традиции Запада; европейская мысль и ее отношение к религии, науке и долгу общественного домостроительства; классические и маргинальные типы философствования; симптомы и признаки распада философской парадигмы Запада: постмодернистская реакция на философскую классику, утрата философского пафоса разыскания истины; соблазн ориентации на "свет с Востока". Происхождение и особенности античной философии, космоцентризм древнегреческой философии. "Отцы" философии: Пифагор, Гераклит, Платон, основная проблематика их философии. Линия материализма в древнегреческой философии (Фалес, Гераклит, Демокрит, Эпикур). Линия идеализма в древнегреческой философии (Пифагор, Сократ, Платон и Зенон). Философия дуализма Аристотеля, основные идеи его философии. Особенности эллинистической и римской философии (кинизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм). Неоплатоническая философия Плотина, взаимоотношения философии и христианства в начале первого тысячелетия. Своеобразие и особенности средневековой философии, ее теоцентрический характер. Философские основания мировых религий (христианство и ислам). Проблема универсалий в школах номинализма и реализма, их схоластический характер. Проблема Бога, человека и мира в средневековой философии (философия как служанка богословия). Философский смысл заповедей Христа. Теория Августина о "двух градах". Философия гармонии веры и разума Ф. Аквинского. Борьба школ Р.Бэкона и У.Оккама со схоластикой. Теология и философия, проблемы их взаимоотношений в средние века. Своеобразие и особенности философии Нового времени, ее логоцентрический хараткер. Опытная - индуктивная философия Ф.Бэкона (философия как служанка науки). Рационалистическая философия Р.Декарта, его учение о методе познания. Социально-философские воззрения Т.Гоббса. Материалистическая философия Б.Спинозы, его учение о субстанции и свободе. Эмпирическая философия Д.Локка, его сенсуализм. Субъективный идеализм Д.Беркли. Агностицизм и скептицизм Д.Юма. Объективный идеализм Г.Лейбница, его учение о монаде. Философия французского (Вольтер, Руссо) и немецкого (Вольф, Лессинг) просвещения. Французский материализм XVIII века (Ламетри, Гельвеций, Дидро, Гольбах). Проблематика классической немецкой философии (Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель, Фейербах). Классическая философия И.Канта. Тождество объекта и субъекта в философии Фихте. Трансцендентальная философия Шеллинга. Абсолютный идеализм Гегеля. Антропологический материализм Фейербаха. Немецкая классическая философия как завершение новоевропейской философии, ее разложение в середине 19 в. Диалектический и исторический материализм К.Маркса и Ф.Энгельса. Марксистская философия в России (Плеханов, Ленин). Позитивные и негативные черты марксистской философии, ее будущее. Неомарксизм в современном мире (Лукач, Корш, Блох, Грамши). Социоцентрический характер марксистской философии (философия как служанка политики).

4. ВОСТОЧНАЯ ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ

Восточная философская мысль: ее ментальное своеобразие, специфика эволюции и преемственности; религиозно-магический и мифопоэтический комплексы в традиции восточного мышления; неприменимость к восточной философии стандартной (европейской) периодизации; преобладание медитативной мыслительной практики над системно-рациональным дискурсом; ценностное измерение восточной философии; миросозерцательный консерватизм в его отношении к прогрессу культуры и цивилизации; современная философия Востока: традиционализм в ситуации искушения Западом. Происхождение и особенности восточной философии (древнеиндийской, древнекитайской философии). Основные школы в древнеиндийской философии (Джайнизм, буддизм, философия Локаята, мимансы, веданты, санкхья, ньяя, вайшешика, чарвака). Основные школы в древнекитайской философии (даосизм, конфуцианство).

 

5. БЛИЖНЕВОСТОЧНАЯ ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ

Ближневосточная философия: цивилизационные предпосылки ее формирования; средиземноморская культура и ее исторические производные; самоопределение арабо-мусульманской философии: специфика и границы оригинальности; эллинистическая философия и ее преломление в арабо-мусульманском умозрении; эллинистический гносис и мусульманская мистика; классическая арабо-мусульманская философия: проблемный состав, стиль мышления, влияние на опыт западноевропейского философствования; кораническая религия: ортодоксальный и неортодоксальный способы ее истолкования; теологический и философский дискурсы: условность и безусловность их демаркации; наследие арабо-мусульманской философии о современности. Философский смысл заповедей Мухаммеда. Своеобразие арабо-мусульманских философских школ (Ибн-Сина, Ибн-Рушд).

6. АМЕРИКАНСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ

Философия Нового Света: проблематичность ее однозначной аттестации: автохтонные и гетерохтонные начала философии Нового Света; ее основные вехи и исторические судьбы; латиноамериканская мысль в поисках самобытности: "магический реализм" в литературе и философии; "свое" и "чужое" в философии США; философский аналог цивилизационных претензий американизма; истоки, своеобразие и сфера самоутверждения американского трансцендентализма; "золотой век" американской философии; ее модификации в эпоху модерна и постмодерна. Американский прагматизм Ч.Пирса, У.Джеймса, Д.Дьюи.

7. ПОСТКЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ХIХ - НАЧАЛА ХХI вв.

Сциентистские и антисциентистские направления в философии. Программа "позитивной философии" О.Конта. Иррационализм и философия жизни (Шопенгауэр, Кьеркегор, Ницше). Пессимизм философии истории О.Шпенглера. Философия интуитивизма А.Бергсона. Классическое и неклассическое направления развития в философии ХХ века, сциентизм и антисциентизм. Аналитическая философия (позитивизм - неопозитивизм - постпозитивизм: Л.Витгенштейн, Б.Рассел, Р.Карнап, К.Поппер, Т.Кун). Прагматизм американской философии (Ч.Пирс, У.Джемс, Д.Дьюн). Структурная антропология К.Леви-Стросса. Философская антропология М.Шелера. Философская герменевтика М.Хайдеггера, Г.Гадамера. Религиозная философия Ж.Маритена и Т.де Шардена. Экзистенциональная философия (М.Хайдеггер, К.Ясперс, Ж.П. Сартр, А.Камю). Феноменология Э.Гуссерля. Психоанализ и философия фрейдизма (З.Фрейд, К.Юнг, Э.Фромм). Антропоцентризм философии ХХ века, его позитивные и негативные черты. Будущее философии, моменты конвергенции в ее развитии.

8. РУССКАЯ И ТАТАРСКАЯ ФИЛОСОФИЯ.

Отечественная философская мысль: философия России как историко-философская универсалия; русская, российская и всемирная слагаемые отечественной философии; соблазны и противоречия ее однозначной идентификации; проблематичность ее исторического начала; самоопределение русской философии в контексте национального самосознания России; место русской философии между парадигмальным различием философии Востока и Запада; геополитические и национально-бытовые мотивы духовного самовыражения; идеологема "Россия – Евразия" и опыт конструирования евразийской философии; рационалистические (европейские), христианские (византийские) и медитативные (восточные) элементы в составе русской философии; проблемные доминанты русского умозрения: метафизика бытия, метафизика социального домостроительства, эсхатология; стилевые характеристики ментальности. Русская философия ХI-XYII веков. Естественнонаучная философия Ломоносова. Социально-демократическая философия Радищева. Религиозная историософия П.Чаадаева. Борьба западничества и славянофильства в русской философии. Революционно-демократическая философия в России (Герцен, Чернышевский, Плеханов). Ленинская философия в России. Философия всеединства В.Соловьева. Религиозно-экзистенциональная философия Н. Бердяева. Русский космизм (Федоров, Циолковский, Вернадский). Философия в СССР (ее позитивные и негативные черты).

Своеобразие и особенности татарской философии. Борьба джадидизма и кадимизма в татарской философии. Основные представители татарской философии (Ш.Марджани, К.Насыри, Ш.Культяси, Г.Кулахметов). Философия в советской Татарии (ее позитивные и негативные черты).

Разделы и темы дисциплины:

Раздел 1. ПРЕДМЕТ И ФУНКЦИИ ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ

1.1. История философии как наука, ее предмет и основные функции.

1.2.Феномен философского знания в истории культуры и цивилизации.

1.3. Предназначение истории философии в обществе, в жизнедеятельности человека.

Раздел 2. МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.

2.1. Понятие историко-философского метода

2.2. Философская рефлексия в режиме историко-философского исследования; ее функции.

2.3. Способы и приемы историко-философского исследования.

Раздел 3. ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ

3.1. Западная философская мысль: парадигма западноевропейской философии и ее исторические вариации.

3.2. Происхождение и особенности античной философии, космоцентризм древнегреческой философии.

3.3. Своеобразие и особенности средневековой философии, ее теоцентрический характер.

3.4.Своеобразие и особенности философии Нового времени, ее логоцентрический хараткер.

3.5. Проблематика классической немецкой философии (Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель, Фейербах).

3.6. Диалектический и исторический материализм К.Маркса и Ф.Энгельса.

Раздел 4. ВОСТОЧНАЯ ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ

4.1. Восточная философская мысль: ее ментальное своеобразие.

4.2. Основные школы в древнеиндийской философии (Джайнизм, буддизм, философия Локаята, мимансы, веданты, санкхья, ньяя, вайшешика, чарвака).

4.3. Основные школы в древнекитайской философии (даосизм, конфуцианство).

 

Раздел 5. БЛИЖНЕВОСТОЧНАЯ ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ

5.1. Ближневосточная философия и ее особенности.

5.2. Философский смысл заповедей Мухаммеда. Своеобразие арабо-мусульманских философских школ (Ибн-Сина, Ибн-Рушд).

Раздел 6. АМЕРИКАНСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ

6.1. Философия Нового Света и ее особенности

6.2. Американский прагматизм Ч.Пирса, У.Джеймса, Д.Дьюи.

Раздел 7. ПОСТКЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ХIХ - НАЧАЛА ХХI вв.

7.1. Постклассическая философия и ее особенности.

7.2. Сциентистские и антисциентистские направления в философии.

Раздел 8. РУССКАЯ И ТАТАРСКАЯ ФИЛОСОФИЯ.

8.1. Особенности отечественной философской мысли.

8.2. Основные школы в русской философии.

8.3. Особенности татарской философской мысли.

 

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

ОСНОВНАЯ:

1. Алексеев П.В. История философии. – М., 2008

2. История философии (Россия, Запад, Восток). В 2-х книгах. – М., 1995, 1996.

3. Кохановский В.П. История философии. – Ростов-на-Дону, 2007

  1. Мамзин А.С. История и философия науки. – М., 2008
  2. Мир философии. Книга для чтения. В 2-х частях. - М., 1991.
  3. Новая философская энциклопедия в 4-х томах. – М., 2000, 2001.
  4. Русская философия. Малый энциклопедический словарь. – М., 1995.
  5. Философия: энциклопедический словарь. - М., 2006.
  6. Хрестоматия по истории философии в 3 т.-М.,1997.
  7. Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. ХIХ в. Под ред. И.Т.Фролова. - М., 1995.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:

1. Абдуллин Я.Г. Татарская просветительская мысль. - Казань,1976.

2. Амирханов Р. Татарская социально-философская мысль.-Татарстан, 1993-1994.

3. Августин А. Исповедь.- М., 1992.

4. Антология кинизма.-М., 1992.

5. Антология мировой флософии в 4т.- М., 1969-71.

6. Аристотель. Соч. в 4т.-М.,1976-83.

7. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. - М.,1989.

8. Беркли Д. Соч. в 2т. М., 1978.

9. Блинников Л.В. Краткий словарь философов. М.,1994.

10. Богомолов А.С. Античная философия.-М.,1985.

11. Богомолов А.В., Ойзерман Т.И. Основы теории историко-философского процесса.- М.,1983.

12.Бэкон Ф. Соч. в 2 т.-М.,1971.

13. Гегель Г. Энциклопедия философских наук в 3 т.-М.,1977.

14. Гегель Г. Лекции по истории философии.- 1993-94.

15. Горелов А.А. Древо духовной жизни.-М., 1994.

16. Горфункель А.Х. Философия эпохи возрождения.-М.1980.

17. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия.-М.,1982.

18. Данилевский Н.Я. РОссия и Европа.- М., 1991.

19. Декарт Р. Соч. в 2 т.- М., 1989.

20. Диоген Л. О жизни, учителях и изречениях знаменитых философов.– М., 1979.

21. Емельянов Б.В., Любутин К.Н. Введение в историю философии. – М.,1987.

22. Зотов А.Ф. Мельвиль Ю.К. Западная философия ХХ в.- М.,1994.

23. Зеньковский В.В. История русской философии. Л.,1991

24. Ильин И.О. О России. - М.,1993.

25. Камю А. Бунтующий человек.- М., 1990.

26. Кант И. Соч. в 6 т. - М., 1964–66.

27. Конфуций. Я верю в древность - М., 1995.

28. Краткий очерк истории философии - М., 1975

29. Ленин В.И. Три источника и три составных части марксизма - Полн.собр.соч., т.23

1. Ленин В.И. Философские тетради.- ПСС, т.29.

2. Локк Д. Соч. в 3 т.-М., 1985-88

3. Лосев А.Ф. История античной философии. – М., 1989.

4. Лосский Н.О. История русской философии. - М.,1991.

5. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии.- М., 1979.

6. Маркс К. Тезисы о Фейербахе.- Соч., т.3.

7. Маркс К. Экономическо-философские рукописи. 1844 г.,Соч.т.42.

8. Мир философии. Хрестоматия в 2 ч.-М., 1989,1990.

9. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей.- М.,1991.

10. Ницше Ф.Соч. в 2 т.- М.,1990.

11. Ойзерман Т.И. Формирование философии марксизма.- М.,1974.

12. Очерки истории татарской общественной мысли. – Казань, 2000.

13. Платон. Соч. в 4 т. - М., 1990-1995.

14. Рассел Б. История западной философии. – М.,1959.

15. Римские стоики. - М., 1998.

16. Русс Я. История философии в кратком изложении. – М., 1991.

17. Сабиров А.Г. Максимы и притчи великих философов о смысле жизни человека. - Елабуга, 1998.

18. Сабиров А.Г. Биографическая история философии. – Елабуга, 2003.

19. Сартр Ж. Экзистенциализм - это гуманизм.-В кн.: Сумерки богов. - М.,1989.

20. Современная западная философия: Словарь.-М., 1991.

21. Соловьев В.С. Соч. в 2 т. - М., 1988.

22. Табачкова Е.В. Философы. Краткий биографический словарь.– М., 2002.

23. Спиноза Б. Избр.произ. -М., 1957.

24. Тойнби А. Постижение истории.- М.,1991.

25. Тоффлер А. Третья волна.- М., 1992.

26. Фейербах Л. История философии в 3 т.-М.,1967.

27. Фромм Э. Иметь или быть.- М., 1990.

28. Хайдеггер И. Время и бытие.- М., 1993.

29. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. – М.,1951.

30. Чаттерджи С., Датта Д. Индийская философия.-М., 1994.

31. Человек. Хрестоматия в 2 т.-М., 1991, 1995.

32. Шелер М. Избр.произмедения.-М., 1993.

33. Энгельс Ф. Л.Фейербах и конец классической немецкой философии. – Соч.т.21.

34. Юзеев А.Н. Татарская философская мысль конца XVIII-XIX вв. – Казань, 2001.

35. Юм Д. Соч в 2 т.- М., 1965-1966.

36. Ясперс К. Смысл и назначение истории.- М.,1991.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Содержание Лек-ции, ч. Семи-нары, ч.
Раздел 1. ПРЕДМЕТ И ФУНКЦИИ ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ 1.1. История философии как наука, ее предмет и основные функции. 1.2.Феномен философского знания в истории культуры и цивилизации. 1.3. Предназначение истории философии в обществе, в жизнедеятельности человека.      
Раздел 2. МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. 2.1. Понятие историко-философского метода 2.2. Философская рефлексия в режиме историко-философского исследования; ее функции. 2.3. Способы и приемы историко-философского исследования.    
Раздел 3. ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ 3.1. Западная философская мысль: парадигма западноевропейской философии и ее исторические вариации. 3.2. Происхождение и особенности античной философии, космоцентризм древнегреческой философии. 3.3. Своеобразие и особенности средневековой философии, ее теоцентрический характер. 3.4.Своеобразие и особенности философии Нового времени, ее логоцентрический хараткер. 3.5. Проблематика классической немецкой философии (Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель, Фейербах). 3.6. Диалектический и исторический материализм К.Маркса и Ф.Энгельса.      
Раздел 4. ВОСТОЧНАЯ ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ 4.1. Восточная философская мысль: ее ментальное своеобразие. 4.2. Основные школы в древнеиндийской философии (Джайнизм, буддизм, философия Локаята, мимансы, веданты, санкхья, ньяя, вайшешика, чарвака). 4.3. Основные школы в древнекитайской философии (даосизм, конфуцианство).      
Раздел 5. БЛИЖНЕВОСТОЧНАЯ ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ 5.1. Ближневосточная философия и ее особенности. 5.2. Философский смысл заповедей Мухаммеда. Своеобразие арабо-мусульманских философских школ (Ибн-Сина, Ибн-Рушд).    
Раздел 6. АМЕРИКАНСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ 6.1. Философия Нового Света и ее особенности 6.2. Американский прагматизм Ч.Пирса, У.Джеймса, Д.Дьюи.    
Раздел 7. ПОСТКЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ХIХ - НАЧАЛА ХХI вв. 7.1. Постклассическая философия и ее особенности. 7.2. Сциентистские и антисциентистские направления в философии.    
Раздел 8. РУССКАЯ И ТАТАРСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. 8.1. Особенности отечественной философской мысли. 8.2. Основные школы в русской философии. 8.3. Особенности татарской философской мысли.    
Итого    

Самостоятельная работа:

1. Эмпирические, логические и гипотетические предпосылки идентификации философских систем и направлений.

2. Лингвистические, герменевтические и феноменологические приемы историко-философского исследования.

3. Философская компаративистика как отрасль историко-философской науки и методологический прием исследования.

4. Синтез концептуального многообразия и единораздельное существование различных философских конфессий.

5. "Осевое время" как предпосылка самоопределения философии.

6. Философия "осевого времени" и ее рудименты в мыслительных традициях Запада и Востока.

7. Европейская мысль и ее отношение к религии, науке и долгу общественного домостроительства.

8. Классические и маргинальные типы философствования.

9. Современная философия Востока: традиционализм в ситуации искушения Западом.

10. Кораническая религия: ортодоксальный и неортодоксальный способы ее истолкования.

11. Теологический и философский дискурсы: условность и безусловность их демаркации.

12. Место русской философии между парадигмальным различием философии Востока и Запада.

13. Рационалистические (европейские), христианские (византийские) и медитативные (восточные) элементы в составе русской философии.

14. Борьба джадидизма и кадимизма в татарской философии.

 

 

Форма отчетности: курсовой экзамен.

 

Программу и план разработал профессор Сабиров А.Г.,

утверждены на заседании кафедры философии и социологии

() _____________ 20__ г. (протокол № __)

 

 

ЕЛАБУЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

кафедра философии и социологии

 

УТВЕРЖДАЮ,

зав. каф. философии и социологии,

проф. Сабиров А.Г. ()____________ 20__ г.

 

ПРОГРАММА И УЧЕБНЫЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ

«ОНТОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ»

(ДЛЯ АСПИРАНТОВ ФИЛОСОФСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ)

 

 

Елабуга 2010

 

I. УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Вид занятий Всего час.
Аудиторные занятия  
Лекции  
Семинары  
Самостоятельная работа  
Формы итогового контроля Реферат, кандидатский экзамен для аспирантов, обучающихся по специальности «онтология и теория познания», курсовой экзамен для аспирантов, обучающихся по специальности «социальная философия»

 

 

II. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Объяснительная записка.

Каждый аспирант в соответствии с требованиями к основной образовательной программе послевузовского профессионального образования по отрасли 09.00.00 – философские науки и инструктивным письмом министра образования от 30.10.02 г. должен изучить дисциплину «Онтология и теория познания». Целями изучения дисциплины «Онтология и теория познания» являются выработка современного научно-философского миропонимания и методологии познания, имеющего важное мировоззренческое значение для развития науки и всей культуры, повышение теоретического уровня преподавания философии в высших учебных заведениях, понимание аспирантами современной научной картины мира и методологии познания, в конечном счете, совершенствование преподавания философии в вузах и ее развитие в научных философских институтах.

 

Содержание разделов дисциплины.

I. ПРЕДМЕТ И ФУНКЦИИ ОНТОЛОГИИ И ТЕОРИИ ПОЗНАНИЯ.

Философия как способ духовного освоения мира, предназначение философии. Философия как мировоззрение, ее мировоззренческая функция. Специфика философского знания (всеобщность, интегративность, гуманитарность). Философия и естественно-технические науки, их взаимосвязь. Философия и гуманитарные науки, их взаимосвязь. Онтология как учение о бытии, о соотношении материального и идеального в мире. Гносеология как учение о позитивном отношении человека к миру. Аксиология как учение о ценностном отношении человека к миру. Основные функции философии, философия как рефлексия, как метод познания и действия. Изменение соотношения онтологии, гносеологии и методологии познания с прогрессом научно-философского миропонимания и разработкой философско-методологических и социальных оснований современной науки и техники.

 

2. ОНТОЛОГИЯ КАК УЧЕНИЕ О БЫТИИ

Бытие как реальность, существование. Структура бытия, реальности, существования и его онтологические критерии; соотношение объективной, субъективной и виртуальной реальности. Бытие и ничто. Сущность и существование. Субстанция и акциденции. Основные формы бытия. Материальное и идеальное, их соотношение. Бытие природного. Естественная и очеловеченная природа. Бытие социального. Общество как мир людей. Социальная онтология человеческого бытия и общественного развития, ее соотношение со структурой, проблемами и достижениями в области социальной философии и теоретической социологии. Бытие духовного. Знаковая выраженность духовного. Бытие человека. Жизнь и смерть. Тело и душа. Единство мира и его многообразие.

3. МАТЕРИАЛЬНОЕ В МИРЕ

Материя как объективная реальность, ее основные формы существования. Современная наука о материи, ее строении и формах существования. Мир вещей, мир идей, мир человека, их соотношение. Движение как атрибут материи. Движение и развитие. Пространство как форма существования материи, его основные черты. Время как форма существования материи, его основные черты. Природа как объективная реальность. Теория географического детерминизма. Теория технологического детерминизма. Теория ноосферы. Глобальная экологическая проблема, основные пути ее решения. Человек и его основные формы взаимоотношений с природой.

4. ИДЕАЛЬНОЕ В МИРЕ

Идеальное как реальность. Идеальное и материальное. Психика, ее сущность, уровни, структура. Сознание как идеальное, уровни сознания. Сознание и самосознание, основные этапы рефлексии. Структура сознания. Творчество как момент сознания. Сознание и язык, естественный и искусственный языки. Эмоция как момент сознания. Воля как момент сознания. Общественное и индивидуальное сознание. Сознательность человека. Уровни, структура, формы общественного сознания. Обыденное, художественно-образное и теоретическое сознание. Мифологическое сознание, его основные особенности. Эстетическое сознание, его основные особенности. Идеологическое сознание, его основные особенности. Нравственное сознание, его основные особенности. Философское сознание, Всеобщность, интегративность, гуманистичность философского сознания.

5. ДИАЛЕКТИКА КАК НАУКА О РАЗВИТИИ И МЕТОДЕ ПОЗНАНИЯ

Детерминизм и индетерминизм в мире. Необходимость и случайность в мире. Формы самоорганизации и развития материи, возникновения жизни во Вселенной с учетом достижений астрофизики, синергетики, теории систем, биохимической эволюции и концепции внеземных цивилизаций, развития биосферы и формирования ноосферы. Взаимоотношение научной онтологии и теории объективной диалектики в исследовании всеобщих законов сохранения, превращений, изменения и развития в мире на основе обобщения достижений современной науки. Системный характер различных форм развития в мире, их специфических законов в неорганической и живой природе, а также в обществе, особенностей и результатов развития на разных структурных уровнях. Соотношение восходящих и нисходящих форм развития в мире, их различных направлений, внутренних законов, движущих факторов и внешних условий их реализации. Полярная диалектика оппозиций и системная диалектика как новый этап в понимании всеобщих законов в природных и социальных системах, во взаимоотношении универсальных и специфических законов. Перспективы развития техногенной и информационной цивилизации в поисках решений обостряющихся глобальных проблем человечества. Основные формы и законы детерминации в развитии систем; взаимоотношение причинной, структурной, системной, функциональной, информационной и других форм детерминации, динамических и вероятностно-статистических законов. Закономерности формирования и обновления философских категорий и общенаучных понятий в сфере онтологии и гносеологии, в процессах дифференциации и интеграции фундаментальных и прикладных наук.

6. ГНОСЕОЛОГИЯ КАК УЧЕНИЕ О ПОЗНАНИИ

Познание как предмет философии. Гносеология как учение о познании. Принципы познания, его основные формы и уровни. Агностицизм, его формы и основания. Сенсуализм и рационализм, их взаимоотношения. Эмпирическое и теоретическое в познании. Знание как информация. Формы знаний: истина, заблуждение, ложь. Интуитивное и дискурсивное в познании. Знание как алгоритм действия. Субъект и объект познания. Диалектический путь познания. Истина как цель познания. Истина и ценность. Критерии истинности и полезности. Новые подходы в решении проблем познаваемости мира, его доступных и недоступных областей, в осуществлении преемственности, объективности и адекватности знания, его расширяющихся практических применений. Дилемма принципов потенциальной познаваемости мира и его структурной неоднородности, количественной и качественной бесконечности, неопределенности будущего и необъятных массивов утраченной информации о прошлом на Земле и в других внеземных цивилизациях. Закономерности развития коммуникативных аспектов отражения и обмена информацией в живой природе и обществе, формирование естественных и искусственных языков, а также их влияние на индивидуальное и общественное сознание.

7. НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ, ЕГО СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ

Сущность, структура и основные этапы научного исследования. Наука как система знаний и социальный институт. Научные школы, их роль в познании мира. Философия и наука, основные формы их взаимоотношений. Технократизм и гуманитаризм в науке. Этика науки. Кодекс чести ученого. Научные революции, их значение в развитии общества. Роль творчества и интуиции в познании. Научные критерии рациональности в оппозиции с нерациональными и иррационально-мистическими концепциями; историческая эволюция форм и реальности и их перспективы. Особенности социального познания. Теоретическое знание, его особенности. Сциентизм и антисциентизм. Методология как учение о методах познания. Всеобщие методы познания, их особенности и взаимоотношения. Общенаучные методы познания, их классификация и характеристика. Формы научного познания: проблема, факт, гипотеза, идея, теория. Закономерности, движущие силы и возможные пределы дифференциации и интеграции наук; перспективы методологической интеграции через развитие онтологических и гносеологических оснований наук, развитие информационных социальных систем. Специфика критериев истинности знания в естественных, гуманитарных и технических науках, соотношение истины, ценности и практической эффективности знания, правдоподобного, вероятного и достоверного объяснения сложных процессов и систем. Механизмы и последовательные этапы творчества в достижении принципиально новых решений в науке, технике и в искусстве; соотношение художественного отражения и творчества в литературе и различных жанрах искусства.

Разделы и темы дисциплины:

Раздел I. ПРЕДМЕТ И ФУНКЦИИ ОНТОЛОГИИ И ТЕОРИИ ПОЗНАНИЯ.

1.1.Онтология как учение о бытии, о соотношении материального и идеального в мире.

1.2. Гносеология как учение о позитивном отношении человека к миру.

1.3. Основные функции и изменение соотношения онтологии, гносеологии и методологии познания с прогрессом научно-философского миропонимания и разработкой философско-методологических и социальных оснований современной науки и техники.

Раздел 2. ОНТОЛОГИЯ КАК УЧЕНИЕ О БЫТИИ

2.1. Бытие как реальность, существование. Структура бытия, реальности, существования и его онтологические критерии; соотношение объективной, субъективной и виртуальной реальности.

2.2. Основные формы бытия. Материальное и идеальное, их соотношение.

2.3. Единство мира и его многообразие.

Раздел 3. МАТЕРИАЛЬНОЕ В МИРЕ

3.1. Материя как объективная реальность, ее основные формы существования. Современная наука о материи, ее строении и формах существования.

3.2. Природа как объективная реальность. Глобальная экологическая проблема, основные пути ее решения.

Раздел 4. ИДЕАЛЬНОЕ В МИРЕ

4.1.Идеальное как реальность. Идеальное и материальное.

4.2.Психика, ее сущность, уровни, структура. Сознание как идеальное, уровни сознания. Сознание и самосознание, основные этапы рефлексии.

4.3.Уровни, структура, формы общественного сознания.

Раздел 5. ДИАЛЕКТИКА КАК НАУКА О РАЗВИТИИ И МЕТОДЕ ПОЗНАНИЯ

5.1. Диалектика как наука о развитии. Формы самоорганизации и развития материи.

5.2. Полярная диалектика оппозиций и системная диалектика как новый этап в понимании всеобщих законов в природных и социальных системах, во взаимоотношении универсальных и специфических законов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 153; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.206.73 (0.208 с.)