Изображать можно и то, что невидимо (настроение) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Изображать можно и то, что невидимо (настроение)



НЕМЕНСКИЙ Б.М.,

народный художник России,

действительный член РАО,

лауреат Государственных премий,

директор Центра НХО

 

Внимание!
По всем вопросам, связанным с содержанием программы "Изо- бразительное искусство и художественный труд" и методикой ее пре- подавания, обращаться в Научно-практический Центр непрерывного художественного образования по тел. 283-74-21
Начальная школа - Неменская Л. А. Горяева Н.А.
5 кл. Горяева Н.А.
6-7 кл. Немнская Л.А.
8кл. Питерских А.С. Гуров Г.Е.
9кл. Питерских А.С. Кобозев А.А.
По вопросам обучения на ращаться к Ломоносовой М.Т. курсах повышения квалификации об-

ПРОГРАММА

"ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТРУД"

Пояснительная записка

Программа "Изобразительное искусство и художественный труд" явля-
ется целостным интегрированным курсом, который включает в себя все
основные виды: живопись, графику, скульптуру, народные декоративные
искусства, архитектуру, дизайн, зрелищные и экранные искусства. Они
изучаются в контексте взаимодействия с другими видами искусств и их
конкретными связями с жизнью общества и человека.

Систематизирующим методом является выделение трех основных ви-
дов художественной деятельности для визуальных пространственных ис-
кусств: конструктивной, изобразительной, декоративной.

Эти три художественные деятельности являются основанием деления
визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные - живо-
пись, графика, скульптура; конструктивные - архитектура, дизайн; различ-
ные декоративно-прикладные искусства. Но, одновременно, каждая эта
форма деятельности присуща созданию любого произведения искусства,
и поэтому является необходимой основой для интеграции всего многооб-
разия видов искусства в единую систему, не по принципу перечисления
видов, а по принципу вида художественной деятельности. Выделение
принципа художественной деятельности акцентирует перенос внимания
не только на произведения искусства, но и на деятельность человека, на
выявление его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном
его бытии, роль искусства в жизни общества, значение искусства в разви-
тии каждого ребенка - главный смысловой стержень программы. Поэтому
при выделении видов художественной деятельности очень важной явля-
ется задача показать разницу их социальных функций.

Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представле-
ния о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается
широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей
действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического пере-
живания окружающей реальности является важным условием освоения
детьми программного материала. Стремление к выражению своего отно-
шения к действительности должно служить источником развития образно-
го мышления.


Одной из главных целей преподавания искусства становится задача
развития у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности
"углубления в себя", осознания своих внутренних переживаний. Это явля-
ется залогом развития способности сопереживания.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разно-
образные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (на-
туры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная ра-
бота; восприятие явлений действительности и произведений искусства;
обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и
индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия;
подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание
музыкальных и литературных произведений (народных, классических, со-
временных).

На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, просле-
живаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом. С целью опы-
та творческого общения в программу вводятся коллективные задания.
Очень важно, чтобы коллективное художественное творчество учащихся
нашло применение в оформлении школьных интерьеров.

Систематическое освоение художественного наследия помогает осоз-
навать искусство как духовную летопись человечества, как познание че-
ловеком отношения к природе, обществу, поиску истины. На протяжении
всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведе-
ниями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-
прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство раз-
ных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной
культуры своего народа.

Тематическая цельность и последовательность развития программы
помогает обеспечить прочные эмоциональные контакты с искусством на
каждом этапе обучения, не допуская механических повторов, поднимаясь
год за годом, от урока к уроку, по ступенькам познания ребенком личных
человеческих связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.

Художественные знания, умения и навыки являются основным средст-
вом приобщения к художественной культуре. Форма, пропорции, про-
странство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала,
ритм, композиция группируются вокруг общих закономерностей художест-
венно-образных языков изобразительных, декоративных, конструктивных
искусств. Эти средства художественной выразительности учащиеся ос-
ваивают на всем протяжении обучения.

Три способа художественного освоения действительности - изобрази-
тельный, декоративный и конструктивный - в начальной школе выступают
для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов
художественной деятельности: изображения, украшения, постройки. По-


стоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельно-
сти позволяет систематически приобщать их к миру искусства. Необходи-
мо иметь в виду, что, будучи представлены в начальной школе в игровой
форме как "Братья-мастера" изображения, украшения, постройки, эти три
вида художественной деятельности должны сопутствовать учащимся все
годы обучения. Они помогают сначала структурно членить, а значит, и
понимать деятельность искусств в окружающей жизни, а затем помогать и
в более сложном осознании искусства.

При всей предполагаемой свободе педагогического творчества необ-
ходимо постоянно иметь в виду ясную структурную цельность данной про-
граммы, основные цели и задачи каждого года и четверти, обеспечиваю-
щие непрерывность поступательного развития учащихся
.


Этап обучения (1-4 классы)

ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
(программа начальной школы)

1 класс (30-60 ч)
ТЫ ИЗОБРАЖАЕШЬ, УКРАШАЕШЬ И СТРОИШЬ

Три вида художественной деятельности, определяющие все многооб-
разие визуальных пространственных искусств, положены в основу перво-
го, вступительного класса.

На помощь детям (и учителю) приходит игровая, образная форма при-
общения: "Три брата-мастера - Мастер Изображения, Мастер Украшения
и Мастер Постройки". Открытием для детей должно стать, что многие их
повседневные бытовые игры являются художественной деятельностью -
тем же, чем занимаются взрослые художники (пока еще не искусство).
Увидеть в окружающей жизни работу того или иного брата-мастера - ин-
тересная игра. С нее и начинается познание связей искусства с жизнью.
Здесь учитель закладывает фундамент в познании огромного, сложного
мира пластических искусств. В задачу этого года также входит осознание
того, что "Мастера" работают определенными материалами, входит и пер-
вичное освоение этих материалов.

Но "Мастера" предстают перед детьми не все сразу. Сначала они под
"шапкой-невидимкой". В первой четверти снимает с себя "шапку" и начи-
нает открыто играть с детьми "Мастер Изображения". Во второй четверти
он поможет снять "шапку-невидимку" с "Мастера Украшения", в третьей - с
"Мастера Постройки". А в четвертой они показывают детям, что друг без
друга жить не могут и всегда работают вместе. Нужно иметь в виду и осо-
бый смысл обобщающих уроков: в них через работу каждого "Мастера"
связывается детская художественная работа со взрослым искусством, с
окружающей действительностью.

 

Тема 1: "ТЫ ИЗОБРАЖАЕШЬ"
Знакомство с "Мастером Изображения"
(8-16 ч)
"Мастер Изображения" учит видеть и изображать. И все последующие
годы обучения будет помогать в этом детям - помогать видеть, рассмат-
ривать мир. Чтобы видеть надо не только смотреть, но и рисовать само-
му. Этому надо учиться. Здесь закладываются только основы понимания


огромной роли деятельности изображения в жизни людей, в дальнейшие
годы учитель будет развивать это понимание. В открытия четверти входит
и то, что в искусстве существует не только Художник, но и Зритель. Быть
хорошим зрителем - тоже нужно учиться и "Мастер Изображения" учит нас
этому.

Задачей "Мастера" является и обучение детей первичному опыту вла-
дения доступными начальной школе материалами. Опыт этот будет уг-
лубляться и расширяться во всей дальнейшей работе.

"Мастер Изображения" помогает увидеть, учит рассматривать

Развитие наблюдательности и аналитических возможностей глаза.
Фрагменты природы. Животные - чем они похожи и чем отличаются друг
от друга.

Материалы: бумага, фломастеры, или цветные карандаши, или мелки.

Зрительный ряд: слайды с изображением рисунков животных или жи-
вых зверей.

Музыкальный ряд: сюита К. Сен-Санса "Карнавал животных".

Литературный ряд: стихи про зверей; про носы и хвосты.

Изображать можно пятном

Присмотреться к разным пятнам - мох на камне, осыпь на стене, узо-
ры на мраморе в метро и постараться увидеть в них какие-либо изобра-
жения. Превратить пятно в изображение зверушки. Пятно, наклеенное или
нарисованное, подготовлено учителем.

Материалы: карандаш, мелки, черная тушь, черный фломастер.

Зрительный ряд: иллюстрации к книгам о животных Е. Чарушина,
В. Лебедева, Т. Мавриной, М. Митурича и других художников, работающих
пятном.

Изображать можно в объеме

Превратим комок пластилина в птицу. Лепка. Посмотреть и подумать,
какие объемные предметы на что-нибудь похожи, например, картофелины
и другие овощи, коряги в лесу или парке.

Материалы: пластилин, стеки, дощечка.

Зрительный ряд: слайды с природных объемов выразительных форм
или настоящие камешки, форма которых что-нибудь напоминает.

Изображать можно линией

Линией можно рассказывать. "Расскажи нам о себе" - рисунок или ряд
последовательных рисунков.

Материалы: бумага, черный фломастер или карандаш.


Зрительный ряд: линейные иллюстрации детских книг, рисунки на те-
мы стихов С. Маршака, А. Барто, Д. Хармса с веселым, озорным развити-
ем сюжета.

Музыкальный ряд: детские песенки о жизни в семье.

Литературный ряд: веселые стихи про жизнь дома.

Наши краски

Проба красок. Радость общения с красками. Овладение навыками ор-
ганизации рабочего места и пользования красками. Название цвета. Что в
жизни напоминает каждый цвет. Игровое изображение красочного много-
цветного коврика.

Материалы: краски, гуашь, широкая и тонкая кисти, белая бумага.

Художники и зрители (обобщение темы)

Быть зрителем интересно и непросто. Этому надо учиться. Знакомст-
во с понятием "произведение искусства". Картина. Скульптура. Цвет и
краски в картинах художников. Развитие навыков восприятия. Беседа.

Зрительный ряд: В. Ван Гог "Подсолнухи", Н. Рерих "Заморские гос-
ти", В. Васнецов "Три богатыря", С. Кончаловский "Сирень", М. Врубель
"Царевна Лебедь".

Тема 2. "ТЫ УКРАШАЕШЬ"

Знакомство с "Мастером Украшения" (7-14 ч)

"Мастер Изображения", с которым дети познакомились в первой чет-
верти, - "Мастер Познания", внимательного вглядывания в жизнь. "Мастер
Украшения" делает в жизни совсем иное - это "Мастер Общения". Он ор-
ганизует общение людей, помогая им открыто выявлять свои роли. Сего-
дня мы идем в поход, завтра на работу, потом на бал - и одеждой гово-
рим об этих своих ролях, о том, кто мы сегодня, что будем делать. На-
гляднее, конечно, эта работа "Мастера Украшения" проявляется на балах,
карнавалах, в театральных постановках.

Да и в природе мы отличаем одних птиц или бабочек от других по их
украшениям.

 


Мир природы полон украшений

Развитие наблюдательности. Опыт эстетических впечатлений. Укра-
шение крыльев бабочки. Бабочка украшается по вырезанной учителем
заготовке или может быть нарисована (крупно на весь лист) детьми на
уроке. Многообразие и красота узоров в природе.

Материалы: гуашь, крупная и тонкая кисти, цветная или белая бумага.

Зрительный ряд: слайды "Бабочки", коллекции бабочек, книги с их
изображением.

Изображение нарядной птицы в технике объемной аппликации, колла-
жа. Развитие декоративного чувства совмещения материалов, их цвета и
фактуры.

Материалы: разноцветная и разнофактурная бумага, ножницы, клей.

Зрительный ряд: слайды и книги с изображением различных птиц.

Музыкальный ряд: детские или народные песни с ярко выраженным игро-
вым, декоративным моментом (звон колокольчика, имитация птичьего пения).

Красоту надо уметь замечать

Неброская и "неожиданная" красота в природе. Рассматривание раз-
личных поверхностей: кора дерева, пена волны, капли на ветках и т.д.
Развитие декоративного чувства фактуры. Опыт зрительных поэтических
впечатлений.

Изображение спинки ящерки или коры дерева. Красота фактуры и ри-
сунка. Знакомство с техникой одноцветной монотипии.

Материалы: для учителя - валик для накатки, разведенная водой гу-
ашь или типографская краска; для детей - дощечка из пластмассы, лино-
леума или кафельная плитка, листки бумаги, карандаш.

Зрительный ряд: слайды с различных поверхностей: кора, мох, рябь
на воде, а также слайды, показывающие ящериц, змей, лягушек. При воз-
можности - подлинная кора, спилы дерева, камни.

Дом для себя

Изображение придуманного для себя дома. Развитие воображения.
Придумай себе дом. Разные дома у разных сказочных персонажей. Как
можно догадаться: кто в доме живет. Разные дома для разных дел.

Материалы: цветная бумага, гуашь, кисти; или фломастеры, или
цветные карандаши.

Зрительный ряд: иллюстрации детских книг с изображением жилищ.

Музыкальный ряд: детские песенки о строителях-фантазерах.

Какие можно придумать дома

Лепка сказочных домиков в форме овощей и фруктов. Постройка из
коробочек и бумаги удобных домиков для слона, жирафа и крокодила.
Слон большой и почти квадратный, у жирафа - длинная шея, а крокодил
очень длинный. Дети учатся понимать выразительность пропорций и кон-
струкцию формы.

Материалы: пластилин, стеки, тряпочка, дощечка.

Зрительный ряд: илл. к сказкам "Винни-Пух", Н. Носова "Незнайка в
Цветочном городе", Дж. Родари "Чиполлино", А. Волкова "Волшебник
Изумрудного города".


Литературный ряд: описания сказочных городков.
Музыкальный ряд: музыка к мультфильму и балету "Чиполлино".

"Мастер Постройки" помогает придумать город

"Сказочный город". Изображение образа города для конкретной сказ-
ки. Конструирование игрового города. Игра в архитекторов.

Материалы: гуашь, цветная или белая бумага, широкая и тонкая кис-
ти, коробки разных форм, плотная бумага, ножницы, клей.

Зрительный ряд: иллюстрации детских книг.

Литературный ряд: описания сказочного города из литературного
произведения.

Дом снаружи и внутри

Дом "смотрит" на улицу, но живут - внутри дома. "Внутри" и "снаружи"
очень взаимосвязаны. Изображение дома в виде букв алфавита так, как
будто у них прозрачные стены. Как бы могли жить в домах-буквах малень-
кие алфавитные человечки, как расположены там комнаты, лестницы, окна.

Материалы: бумага (белая или цветная), карандаши или цветные
мелки.

Зрительный ряд: иллюстрации детских книг.

Город, где мы живем

Задание: "Я рисую любимый город". Изображение "по впечатлению"
после экскурсии.

Материалы: бумага, гуашь, кисти или мелки (по выбору учителя).


Литературный ряд: стихи о своем городе.
Музыкальный ряд: песни о своем городе.

Обобщение темы четверти

Задание: выставка работ, сделанных за четверть. Дети учатся смот-
реть и обсуждать работы друг друга. Игра в художников и зрителей. Мож-
но сделать обобщающее панно: "Наш город" или "Москва".

Тема 4. "МАСТЕРА ИЗОБРАЖЕНИЯ, УКРАШЕНИЯ, ПОСТРОЙКИ"
всегда работают вместе
(5-10 ч)

Узнаем совместную работу "Мастеров" в своих работах прошлых чет-
вертей и в произведениях искусства.

Обобщением здесь является 1 урок. Его цель - показать детям, что на
самом деле наши три "Мастера" неразлучны. Они постоянно помогают
друг другу. Но у каждого "Мастера" своя работа, свое назначение. И в кон-
кретной работе один из "Мастеров" всегда главный. Вот, например, наши
рисунки-изображения: где тут работа "Мастера Постройки"? А сейчас эти
работы украшают класс. А в работах, где главным был "Мастер Украше-
ния", как ему помогали "Мастер Изображения", "Мастер Постройки"? Глав-
ное, это вспомнить с ребятами, в чем именно состоит роль каждого
"Мастера" и чему он помог научиться. В классе должны быть выставлены
лучшие работы детей за период всего года. Своего рода отчетная выстав-
ка. Желательно, чтобы каждый ребенок имел какую-то выставленную ра-
боту. Дети учатся рассказывать о своих произведениях и о рисунках своих
товарищей. В конце урока демонстрируются слайды произведений взрос-
лого искусства, и дети должны выделить "участие" каждого "Мастера" в
этих работах: ваза с фигуративным рисунком; ваза, форма которой что-то
изображает; картина с архитектурной постройкой; фонтан со скульптурой;
дворцовый интерьер с ярким декором, скульптурой и картинами; интерьер
современного здания с монументальной росписью.

"Мастера" помогут нам увидеть мир сказки и нарисовать его

Коллективное панно и индивидуальные изображения по сказке.

Материалы: бумага, гуашь, кисти, ножницы, клей, цветная бумага,
фольга.

Зрительный ряд: музыка из мультфильмов, фильма или балета по
этой сказке.

Литературный ряд: сказка, выбранная учителем.

ТЫ И ИСКУССТВО

Тема "Ты и искусство" - важнейшая для данной концепции, она со-
держит основополагающие подтемы, необходимые для первичного при-
общения к искусству как культуре.
Здесь и первоэлементы языка (образ-
ного строя) пластических искусств, здесь и основы понимания их связей с
окружающей жизнью ребенка. Понимание языка и связей с жизнью вы-
строены в четкой методической последовательности. Нарушение ее не-
желательно.

Задача всех этих тем - введение ребят в мир искусства, эмоциональ-
но связанный с миром их личных наблюдений, переживаний, раздумий.

Тема 1. ЧЕМ И КАК РАБОТАЮТ ХУДОЖНИКИ (8-16 ч)

Здесь основная задача - знакомство с выразительными возможностя-
ми художественных материалов. Открытие их своеобразия, красоты и ха-
рактера материала.

Изображение и реальность

Умение всматриваться, видеть, быть наблюдательным. "Мастер Изо-
бражения" учит видеть мир вокруг нас. Изображения животных или зве-
рей, увиденных в зоопарке, в деревне.

Материалы: гуашь (одна или две краски), цветная бумага, кисть.

Зрительный ряд: произведения искусства, фотографии с изображе-
нием зверей или друзей, родных.

Изображение и фантазия

Умение фантазировать. Фантазия в жизни людей. Изображение ска-
зочных, несуществующих животных и птиц, соединяя воедино элементы
разных животных и даже растений. Сказочные персонажи: драконы, кен-
тавры и т. д.

Материалы: гуашь, кисти, большой лист бумаги, желательно цветной,
тонированной.

Зрительный ряд: слайды реальных и фантастических животных в
русской деревянной и каменной резьбе, в европейском и восточном ис-
кусстве.

Музыкальный ряд: фантастические образы из музыкальных произведений.

Украшение и реальность

Развитие наблюдательности. Умение видеть красоты в природе.
"Мастер Украшения" учится у природы. Изображение паутинок с росой и


веточками деревьев, снежинок и других прообразов украшений при помо-
щи линий (индивидуально, по памяти).

Материалы: уголь, мел, кисть тонкая, тушь или гуашь (один цвет), бумага.

Зрительный ряд: слайды фрагментов природы, увиденные глазами
художника

Украшение и фантазия

Без фантазии невозможно создать ни одного украшения. Украшение
заданной формы (воротничок, подзор, кокошник, закладка).

Материалы: любой графический материал (один - два цвета).

Зрительный ряд: слайды кружев, бижутерии, бисерного шитья, выши-
вок и др.

Музыкальный ряд: ритмические сочетания с преобладанием повто-
ряющегося ритма.

Постройка и реальность

"Мастер Постройки" учится у природы. Красота и смысл природных
конструкций - сот пчел, головки мака и форм подводного мира - медуз,
водорослей. Индивидуально-коллективная работа. Конструирование из
бумаги подводного мира.

Зрительный ряд: слайды самых различных построек (дома, вещи),
природных конструкций и форм.

Материалы: бумага, ножницы, клей.

Постройка и фантазия

"Мастер Постройки" показывает возможности фантазии человека в
создании предметов.

Создание макетов фантастических зданий, конструкций: фантастиче-
ский город. Индивидуальная, групповая работа по воображению.

Материалы: бумага, ножницы, клей.

Зрительный ряд: слайды построек, способных пробуждать детскую
фантазию, работ и проектов архитекторов (Корбюзье, Гауди), ученические
работы прошлых лет.

"Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки" всегда
работают вместе
(обобщение темы)

Взаимодействие трех видов художественной деятельности. Конструи-
рование (моделирование) в украшении елочных игрушек, изображающих
людей, зверей, растения. Коллективное панно.

Материалы: бумага, ножницы, клей, гуашь, маленькие кисти.

Зрительный ряд: детские работы за четверть, слайды и оригинальные
произведения.


Тема 3. О ЧЕМ ГОВОРИТ ИСКУССТВО (11-22 ч)

Это - центральная и важнейшая тема года. Две предыдущие подводят
к ней. Основной задачей является освоение того, что в искусстве ничего и
никогда не изображается, не украшается, не строится просто так, только
ради искусности. "Братья - Мастера", т.е. искусство, выражает человече-
ские чувства и мысли, понимание, т.е. отношение к тому, что люди изо-
бражают, к тому, кого или что украшают, постройкой выражают отноше-
ние к тому, для кого и для чего строят.
До этого вопрос выражения должен
был ощущаться детьми в работах только на эмоциональном уровне. Те-
перь для детей должно все это перейти на уровень осознания, стать оче-
редным и важнейшим открытием. Все последующие четверти и годы обу-
чения по программе эта тема постоянно, в каждой четверти, каждом зада-
нии должна акцентироваться, закрепляться через процесс восприятия и
процесс созидания.
Каждое задание должно иметь эмоциональную на-
правленность, развивать способность воспринимать оттенки чувств и вы-
ражать их в практической работе.

Твои игрушки

Игрушки - какими им быть придумал художник. Детские игрушки, на-
родные игрушки, самодельные игрушки. Лепка игрушки из пластилина или
глины.

Материалы: пластилин или глина, солома, заготовки из дерева, бума-
га, гуашь, водно-эмульсионная краска для грунта; кисти маленького раз-
мера, тампоны.

Зрительный ряд: народная игрушка (слайды): Дымка, Городец, Фили-
моново, Богородская резная игрушка, игрушки из подручного материала:
упаковок, ткани, меха.

Музыкальный ряд: русская народная музыка, П. Чайковский "Детский
альбом".

Литературный ряд: пословицы, поговорки, фольклор, русские народ-
ные сказки.

Посуда у тебя дома

Повседневная и праздничная посуда. Конструкция, форма предметов
и роспись и украшение посуды. Работа "Мастеров Постройки, Украшения
и Изображения" в изготовлении посуды. Изображение на бумаге. Лепка
посуды из пластилина с росписью по белой грунтовке.

При этом обязательно подчеркивается назначение посуды: для кого
она, для какого случая.

 

Материалы: тонированная бумага, гуашь, пластилин, глина, водно-
эмульсионная краска.


Зрительный ряд: образцы посуды из натурного фонда, слайды на-
родной посуды, посуда из разных материалов: металла, дерева, пласт-
массы.

Мамин платок

Эскиз платка: для девочки, для бабушки, т.е. разных по содержанию,
ритмики рисунка, колорит как средство выражения.

Материалы: гуашь, кисти, белая и цветная бумага.

Зрительный ряд: слайды природных мотивов платков, платки и ткани,
образцы детских работ по этой теме.

Музыкальный ряд: русская народная музыка (как фон).

Обои и шторы в твоем доме

Эскизы обоев или штор для комнаты, имеющей четкое назначение:
спальня, гостиная, детская. Можно выполнить и в технике набойки.

Материалы: гуашь, кисти, клише, бумага или ткань.

Зрительный ряд: отрывки из какой-нибудь сказки, где приводится
словесная характеристика комнат сказочного дворца.

Музыкальный ряд: музыкальные отрывки, характеризующие разные
состояния: бурное (Ф. Шопен. "Полонез" ля-бемоль мажор, соч. 53), спо-
койное, лирически-нежное (Ф. Шопен, "Мазурка" ля-минор, соч. 17).

Твои книжки

Художник и книга. Иллюстрации. Форма книги. Шрифт, Буквица. Иллю-
стрирование выбранной сказки или конструирование книжки-игрушки.

Материалы: гуашь, кисти, белая или цветная бумага, мелки.

Зрительный ряд: обложки и иллюстрации к хорошо знакомым сказкам
(иллюстрации разных авторов к одной и той же сказке), слайды, книжки-
игрушки, детские книжки.

Литературный ряд: текст выбранной сказки.

Поздравительная открытка

Эскиз открытки или декоративной закладки (по растительным моти-
вам). Возможно исполнение в технике граттажа, гравюры наклейками или
графической монотипии.

Материалы: бумага маленького формата, тушь, перо, палочка. I
Зрительный ряд: слайды с гравюр по дереву, линолеуму, офортов, лито
графий; образцы детских работ в разных техниках.

Что сделал художник в нашем доме (обобщение темы)
В создании всех предметов в доме принял участие художник. Ему по
могали наши "Мастера Изображения, Украшения и Постройки". Понима
ние роли каждого из них. Форма предмета и ее украшение. На обобщаю


щем уроке можно организовать игру в художников и зрителей или игру в
экскурсоводов на выставке работ детей, выполненных в течение четверти.
"Ведут беседу" три "Мастера". Они рассказывают и показывают, какие
предметы окружают людей дома в повседневной жизни. Есть ли вообще
дома предметы, над которыми не работали художники? Понимание, что
все, что связано с нашей жизнью, не существовало бы без труда художни-
ков, без изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитек-
туры, дизайна - это должно быть итогом и одновременно открытием.

Тема 2. ИСКУССТВО НА УЛИЦАХ ТВОЕГО ГОРОДА (7-14 ч)

Все начинается "с порога родного дома". Эта четверть и посвящена
этому "порогу". И Родины нет без него. Не просто Москва или Тула - но
именно родная улица, идущая "у лица" твоего дома, исхоженная ногами.

Парки, скверы, бульвары

Архитектура, постройка парков. Образ парка. Парки для отдыха, пар-
ки-музеи, детские парки. Изображение парка, сквера, возможен коллаж.

Материалы: цветная, белая бумага, гуашь или восковые мелки, нож-
ницы, клей.

Зрительный ряд: видовые слайды; репродукции картин.

Ажурные ограды

Чугунные ограды в Санкт-Петербурге и в Москве, в родном городе,
деревянный ажур наличников. Проект ажурной решетки или ворот, выре-
зание из сложенной цветной бумаги и вклеивание их в композицию на те-
му "Парки, скверы, бульвары".

Материалы: цветная бумага, ножницы, клей.

Зрительный ряд: слайды: старинные ограды в Москве и С.-Петер-
бурге. Современные декоративные решетки и ограды в наших городах.

Фонари на улицах и в парках

Какими бывают фонари? Форму фонарей тоже создает художник;
праздничный, торжественный фонарь, лирический фонарь. Фонари на
улицах городов. Фонари - украшение города. Изображение или конструи-
рование формы фонаря из бумаги.


Материалы: белая и цветная бумага, ножницы, клей.

Витрины магазинов

Роль художника в создании витрин. Реклама. Проект оформления
витрины любого магазина (по выбору детей).

При дополнительном времени можно сделать групповые объемные
макеты.

Материалы: белая и цветная бумага, ножницы, клей.

Зрительный ряд: слайды с оформленными витринами. Детские рабо-
ты предыдущих лет.

Транспорт в городе

В создании формы машин тоже участвует художник. Машины разных
времен. Умение видеть образ в форме машин. Придумать, нарисовать
или построить из бумаги образы фантастических машин (наземных, вод-
ных, воздушных).

Материалы: белая и цветная бумага, ножницы, клей, графические
материалы.

Зрительный ряд: фотографии транспорта. Слайды старинного транс-
порта. Репродукции из журналов.

Что сделал художник на улицах моего города (в моем селе)

Опять должен возникнуть вопрос: что было бы, если бы наши "Братья-
Мастера" ни к чему не прикасались на улицах нашего города? На этом
уроке из отдельных работ создается одно или несколько коллективных
панно. Это может быть панорама улицы района из нескольких склеенных
в полосу рисунков в виде диорамы. Здесь можно разместить ограды и
фонари, транспорт. Дополняется диорама фигурами людей, плоскими
вырезками деревьев и кустов. Можно играть в "экскурсоводов" и
"журналистов". Экскурсоводы рассказывают о своем городе, о роли ху-
дожников, которые создают художественный облик города.

Тема 3. ХУДОЖНИК И ЗРЕЛИЩЕ (10-20 ч)

В зрелищных искусствах "Братья-Мастера" принимали участие с древ-
них времен. Но и сегодня их роль незаменима. По усмотрению педагога
можно объединить большинство уроков темы идеей создания кукольного
спектакля, к которому последовательно выполняются занавес, декорации,
костюмы, куклы, афиша. В конце на обобщающем уроке можно устроить
театрализованное представление.

Театральные маски

Маски разных времен и народов. Маски в древних образах, в театре,
на празднике. Конструирование выразительных острохарактерных масок.


Материалы: цветная бумага, ножницы, клей.
Зрительный ряд: фотографии масок разных народов и масок теат-
ральных.

Художник в театре

Вымысел и правда театра. Праздник театра. Декорации и костюмы
персонажей. Театр на столе. Создание макета декораций спектакля.

Материалы: картонная коробка, разноцветная бумага, краски, клей,
ножницы.

Зрительный ряд: слайды с эскизов театральных художников.

Литературный ряд: выбранная сказка.

Театр кукол

Театральные куклы. Театр Петрушки. Перчаточные куклы, тростевые,
марионетки. Работа художника над куклой. Персонажи. Образ куклы, ее
конструкция и украшение. Создание куклы на уроке.

Материалы: пластилин, бумага, ножницы, клей, ткань, нитки, мелкие
пуговицы.

Зрительный ряд: слайды с изображением театральных кукол, репро-
дукции из книг о кукольном театре, диафильм.

Театральный занавес

Роль занавеса в театре. Занавес и образ спектакля. Эскиз занавеса к
спектаклю (коллективная работа, 2-4 человека).

Материалы: гуашь, кисти, бумага большого размера (можно от обоев).

Зрительный ряд: слайды театральных занавесов, репродукции из
книг о кукольном театре.

Афиша; плакат

Значение афиши. Образ спектакля, его выражение в афише. Шрифт.
Изображение.

Эскиз плаката-афиши к спектаклю.

Материалы: цветная бумага большого формата, гуашь, кисти, клей.

Зрительный ряд: театральные и цирковые афиши.

Художник и цирк

Роль художника в цирке. Образ радостного и таинственного зрелища.
Изображение циркового представления и его персонажей.
Материалы: цветная бумага, мелки, гуашь.


Музеи в жизни города

Разнообразные музеи. Роль художника в организации экспозиции.
Крупнейшие художественные музеи: "Третьяковская галерея", "Музей изо-
бразительных искусств им. А.С. Пушкина", "Эрмитаж", "Русский музей",
музеи родного города.

Картина - портрет

Знакомство с жанром портрета. Портрет по памяти или по представ-
лению (портрет подруги, друга).

Материалы: бумага, гуашь, кисти (или пастель).

Зрительный ряд: слайды: живописные портреты Ф. Рокотова,
В. Серова, В. Ван Гога, И. Репина.

КАЖДЫЙ НАРОД - ХУДОЖНИК

(ИЗОБРАЖЕНИЕ, УКРАШЕНИЕ, ПОСТРОЙКА

Пейзаж родной земли

Характерные черты, своеобразие родного пейзажа. Изображение пей-
зажа своей родной стороны. Выявление его особой красоты.

Материалы: гуашь, мелки.

Зрительный ряд: слайды природы, репродукции картин русских ху-
дожников.

Музыкальный ряд: русские народные песни.

Деревня - деревянный мир

Знакомство с русской деревянной архитектурой: избы, ворота, амба-
ры, колодцы... Деревянное церковное зодчество. Изображение деревни.
Коллективное панно или индивидуальная работа.

Материалы: гуашь, бумага, клей, ножницы.

Образ красоты человека

У каждого народа складывается свой образ женской и мужской красо-
ты. Традиционная одежда это выражает. Образ мужчины неотделим от
его труда. В нем соединены представления о единстве могучей силы и
доброты - Добрый молодец. В образе женщины, понимание ее красоты
всегда выражает способность людей мечтать, стремление преодолеть
повседневность. Красота - тоже оберег. Женские образы глубоко связаны
с образом птицы - счастья (лебедушка).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 593; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.107.90 (0.189 с.)