Исследование динамической координации движений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исследование динамической координации движений



Прием для взрослых и подростков:

• Проделать одновременно асимметричные и противоположные движения руками на четыре счета. Правой: на «раз» — поднять руку вперед, ладонь открыта, «два» — сжать кулак, на «три» разжать кулак, на «четыре» — опустить руку вниз. Задание повторить четыре раза, чтобы испытуемый запомнил движения. Левой: на «раз» — отвести руку в сторону, кулак сжать, на «два» — разжать кулак, на «три» — сжать кулак, на «четыре» — разжать кулак и руку опустить вниз. Задание повторить также четыре раза. Затем предлагается соединить движе ния правой и левой рук.

Отметить: выполняет пробу правильно; с некоторым напряжением со второго-третьего раза; темп замедлен, испытуемый использует зрительный контроль; пробу выполнить не удается.

Прием для школьников и дошкольников:
- Маршировать, чередуя шаг и хлопок ладонями. Хлопок производить в промежутке между шагами.

Отметить: выполняет верно с первого раза; выполняет верно со второго-третьего раза; напрягается, движения рук и ног скованные; чередование шага и хлопка не удается.

Прием для всех возрастных групп:

- Выполнить подряд шесть плавных приседаний. Пола пятками не касаться, выполнять только на носках (для дошкольников — три приседания).

Отметить: выполняет правильно; с напряжением, раскачиваясь, балансируя туловищем и руками; крайне напрягается, становится на всю ступню.

Исследование внимания

Прием для взрослых, подростков, школьников:

- Выполнить за логопедом 15—20любых движений, но на одно движение позже.
Отметить: на каком по счету движение испытуемого ошибочно сольется с движением логопеда.

Прием для исследования переключения внимания у взрослых и подростков:

- Предложить заучить четыре движения для рук в определенной последовательности, например: в стороны, вперед, вверх, вниз, затем мысленно проделывать эти движения, соблюдая определенный темп; по данному сигналу испытуемый показывает движение, на котором он мысленно остановился.

Отметить: есть (нет) нарушение темпа движения; нарушение последовательности в выполнении движения.

Прием для дошкольников:

- Проделать одновременно два движения одной рукой и одно движение другой: правой — в сторону, вверх; левой — вперед. Каждой рукой выполнить движения по два раза, затем соединить движения обеих рук. Отметить: единовременность выполнения, точность, плавность движений.

Исследование координации движений

Прием для всех возрастных групп:

- Выполнить движения: ноги в стороны на ширине плеч, руки вверх; левую ногу выставить вперед на носок, руки.

Отметить: координация сохранна; нарушена.

Исследование переключения движений

Приемы для всех возрастных групп:

Предложить поднять руки в стороны на уровень плеч, согнуть их в локтях, коснуться плеч, разогнуть руки, поставить на пояс, присесть, встать, руки опустить вдоль туловища.
• Пройти по кругу шагом, поскоками, бегом и вновь шагом (характер движения менять по сигналу).

Отметить: переключение движений сохранно; нарушено.

Исследование наличия или отсутствия движения

Приемы для всех возрастных групп:

• Поднять руки вверх, в стороны, поставить на пояс.

• Согнуть руку в локте, сжать пальцы в кулак, раскрыть ладонь.

• Повернуться туловищем влево, вправо, не отрывая ног от пола.

Отметить: по всем параметрам раздела — наличие (отсутствие) движения; выполнение с первого, второго, третьего раза; невыполнение задания.

Исследование пространственной организации движений

Приемы (по подражанию) для всех возрастных групп:

• Пройти по кругу, в обратном направлении, через круг.

• Начать ходьбу от центра круга направо по кругу, пройти круг, вернуться в центр слева.

• Пройти кабинет (зал) из правого угла через центр по диагонали, обойти кабинет (зал) вокруг и вернуться в правый угол по диагонали через центр из противоположного угла.

• Повернуться на месте вокруг себя и поскоками пробежать по кабинету (залу), начиная движение справа.

• То же слева.

По словесной инструкции проделать эти же движения.

Отметить: ошибки в пространственной организации движений незнание сторон тела; ведущей руки; неуверенность выполнения.

Исследование произвольной моторики пальцев рук

Приемы (по подражанию) для всех возрастных групп (выполнить под счет):

• Пальцы сжать в кулак — разжать.

• Держа ладони на поверхности стола, разъединить пальцы, соединить вместе (5—6 раз).

• Сложить пальцы в кольцо - раскрыть ладонь (5—6 раз).

• Попеременно соединять все пальцы руки с большим, сначала правой руки, затем левой, затем обеих рук одновременно (для дошкольников провести в виде игрового упражнения «Здравствуй, пальчик»).

• На обеих руках одновременно показать второй и третий пальцы (5—6 раз).

• На обеих руках одновременно показать второй и пятый пальцы (5—6 раз).

• На обеих руках одновременно положить вторые пальцы на третьи (5—6 раз).

• На обеих руках одновременно положить третьи пальцы на вторые (5—6 раз).

То же по словесной инструкции.

Отметить: плавное, точное и одновременное выполнение проб; напряженность, скованность движений; нарушение темпа выполнения движений (не под счет логопеда); невыполнение; наличие леворукости.

Методика исследования орального праксиса

Исследование объема и качества движения губ

Приемы (по словесной инструкции) для всех возрастных групп:

• Вытянуть губы вперед («трубочкой»), удержать позу.

• Растянуть губы в «улыбке» (зубов не видно), удержать 1 позу.

• Поднять верхнюю губу вверх, видны верхние зубы.

• Опустить нижнюю губу вниз, видны нижние зубы.

• Одновременно поднять верхнюю губу вверх и опустить нижнюю губу вниз.

• Надуть обе щеки, затем втянуть их, губы вытягиваются вперед.

Отметить: выполнение правильное; диапазон движений невелик; наличие содружественных движений, чрезмерное напряжение мышц, истощаемость движений.

Исследование объема и качества движений мышц щек

Приемы (по словесной инструкции) для всех возрастных групп:

• Надуть левую щеку, удержать позу в течение З секунд.

• Надуть правую щеку, удержать позу в течение З секунд.

• Надуть обе щеки одновременно, удержать позу в течение З секунд.

Отметить: выполнение правильное; сильно напрягается противоположная выпяченная щека; изолированное надувание одной щеки не удается.

Исследование объема и качества движений языка –

Приемы (по подражанию) для всех возрастных групп:

Показать узкий язык вперед «жалом», удержать на три счета.

Показать широкий язык «лопаточкой», удержать на три счета.

• Переводить кончик языка поочередно из правого угла рта в левый угол рта.

• Показать язык, поднять его к верхней губе («достать кончик носа»).

• Показать язык, положить его на нижнюю губу и опустить вниз к подбородку.

• Открыть рот, пощелкать (поцокать) языком: присосать широкий язык к твердому небу так, чтобы кончик языка был у верхних альвеол, подъязычная связка натянута, затем свободно опустить язык с характерным щелчком. Отметить: выполнение правильное; движения языка недостаточного диапазона; в мышцах появляются содружественные движения; язык движется неуклюже, неточно, всей массой, медленно; движение не удается.

Методика исследования произвольной мимической моторики

Исследование объема и качества движений мышц лба

Нахмурить брови, удержать позу.

Поднять брови вверх, удержать позу.

Наморщить лоб, удержать позу.

Исследование объема и качества движений мышц глаз

Легко сомкнуть веки, удержать позу.

Плотно сомкнуть веки, удержать позу.

Прищурить глаза, удержать позу.

Закрыть поочередно правый и левый глаз.

Исследование возможности произвольного формирования определенных мимических поз

Объяснения логопеда: удивление брови подняты вверх, глаза широко открыты, рот приоткрыт, губы слегка вытянуты вперед; печаль — брови слегка сводятся к переносице, углы бровей слегка опускаются, губы сжаты; ужас — брови поднимаются вверх до предела, глаза максимально раскрываются, рот приоткрыт; радость — губы растянуты в улыбку, глаза слегка прищурены; сомнение — брови подняты вверх, губы сжаты, нижняя губа поджата, углы рта опущены; подозрительность — губы сжаты, один или оба глаза прищурены.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1207; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.128.129 (0.009 с.)