Семинар 1. Тема 1. Наука как форма духовного освоения действительности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семинар 1. Тема 1. Наука как форма духовного освоения действительности.



 

Вопросы для самопроверки.

1. Укажите черты, позволяющие отделить науку от других сфер духовного освоения действительности (искусства, религии).

2. Сравните естественнонаучные и гуманитарные дисциплины. Укажите черты сходства и различия.

3. Какие функции выполняет математика по отношению к естествознанию? Укажите основные направления математизации науки? Почему разные отрасли естествознания не удается одинаково хорошо математизировать?

 

Литература к семинару.

1. Брызгалина Е.В. Концепции современного естествознания, 2013 год, гл. 1

2. Моисеев Н.И. Идеи естествознания в гуманитарной науке. // Человек, 1992, №2

3. Огурцов А.П. Дисциплинарная структура науки. М., 1988

4. Философия и методология науки М., 1996 С. 7-30

Задание к семинару.

Проанализируйте статус юриспруденции. Юриспруденция - это наука? Подготовьтесь к обоснованию своей позиции на семинаре.

 

 

Семинар 2. Тема 2. История естествознания: традиции изучения природы.

 

Вопросы для самопроверки.

1. Охарактеризуйте антикваристскую и презентистсткую традиции изучения истории науки. Укажите преимущества и недостатки этих традиций.

4. Почему время от времени происходит радикальное изменение естественнонаучной картины мира? Что такое научная революция?

5. Какие факторы влияют на формирование образа науки в каждый из исторических периодов?

6. Каковы особенности развития науки в ХХ веке и на рубеже ХХ-ХХ1 века?

Литература к семинару.

1. Брызгалина Е.В. Концепции современного естествознания, 2013 год, гл. 2

2. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. М, 1980

3. Кузнецов В.И., Идлис Г.М., Гутина В.Н. Естествознание. М., 1996, гл.1

4. Миронов В.В. Образы науки в современной культуре и философии. М. 1997

Задание к семинару.

Выберите событие из истории науки, которое Вы могли бы назвать «научной революцией». Обоснуйте свой выбор.

Приготовьтесь к изложению результатов своих рассуждений во время семинарского занятия.

 

 

Семинар 3. Тема 3. Современная научная космология.

 

Вопросы для самопроверки.

1. Как соотносятся между собой понятия «мир», «космос», «Вселенная»?

2. Укажите характеристики геоцентрической и гелиоцентрической модели устройства мира?

3. Какие методы используются для исследования космоса в ХХ веке?

4. Опишите концепцию Большого взрыва. Какие проблемы остаются нерешенными в современной научной космогонии?

5. В чем сущность антропного принципа? Почему антропный принцип является предметом острой моды в естествознании ХХ века?

Литература к семинару.

1. Астрономия: век ХХI/ред.-составитель В.Г.Сурдин, Фрязино: «Век 2», 2007

2. Брызгалина Е.В. Концепции современного естествознания, 2013 год, гл. 3

3. Вайнберг С. Первые три минуты: современный взгляд на происхождение Вселенной. М., 1981

4. Вайнберг С. Мечты об окончательной теории: Физика в поисках самых фундаментальных законов природы. М., Изд-во ЛКИ, 2008

5. Фейнман Р. Дюжина лекций: шесть попроще и шесть посложнее. Перевод с англ., М, изд-во «Бином. Лаборатория знаний», М., 2010

6. Хокинг С. Теория всего. Происхождение и судьба Вселенной, пер. с англ., СПб, Амфора, ТИД Амфора, 2009

7. Хокинг С. Краткая история времени: От Большого взрыва до черных дыр, пер. с англ., СПб, Амфора, ТИД Амфора, 2007

8. Хокинг С. Черные дыры и молодые Вселенные, пер. с англ., СПб, Амфора, ТИД Амфора, 2008

9. Шильник Л Космос и хаос. Что должен знать современный человек о прошлом, настоящем и будущем Вселенной, М., ЭНАС, 2008

 

Задание к семинару.

На сайте Постнаука в разделе астрономия (http://postnauka.ru/themes/astronomy) просмотрите интервью ученых по теме семинара. Выделите основные понятия, использованные в интервью. Обратите внимание на факты, ранее Вам не известные, методы получения знаний в данной области науки.

Приготовьтесь к ответам на вопросы по просмотренным интервью на семинаре.

 

 

Семинар 5. Тема 5. Образы мира живого. Проблема происхождение жизни.

Вопросы для самопроверки.

1. Почему представления о сущности жизни связаны с решением вопроса о происхождении живого?

2. Какие варианты постановки и решения проблемы происхождения жизни Вам известны. Опишите естественнонаучное содержание и методологические принципы решения проблемы в каждом из вариантов.

3. В чем причины сохранения в современной культуре креационистских представлений? Возможно ли их исчезновение по мере развития науки?

4. Объясните, почему любая концепция происхождения жизни должна ответить на вопрос: «Случайно или с необходимостью возникла жизнь?»

5. Сформулируйте трудности, которые испытывает современное естествознание, пытаясь описать происхождение жизни.

Литература к семинару.

1. Брызгалина Е.В. Концепции современного естествознания, 2013 год, гл. 5

2. Галимов Э.М. Феномен жизни: между равновесием и нелинейностью. Происхождение и принципы эволюции. М., Едиториал УРСС, 2006

3. Серебровская К. Сущность жизни. История поиска. М. 1994

4. Шредингер Э. Что такое жизнь с точки зрения физика. М., Наука, 1972

Задание к семинару.

Составьте кроссворд по теме семинара. При составлении кроссворда используйте имена ученых, понятия, термины, относящиеся к теме. Используйте не менее 20 слов.

На семинар необходимо принести кроссворд в распечатанном виде, в двух экземплярах. Один экземпляр с полностью заполненными графами, второй экземпляр – с чистыми графами.

 

Семинар 6. Тема 6. Мир как система. Системный подход в современной науке.

 

Вопросы для самопроверки.

1. В чем специфика системного подхода или системного метода? Каковы его основные признаки? Чем он отличается от других методов научного исследования?

2. Какими признаками обладают пространство и время во Вселенной?

3. В чем суть гипотезы «тепловой смерти Вселенной»?

4. Что является предметом исследования кибернетики и синергетики? Каким характеристиками обязательно должен обладать объект изучения синергетики?

Литература к семинару.

1. Брызгалина Е.В. Концепции современного естествознания, 2013 год, гл. 6

2. Винер Н., Человек управляющий. СПб, Питер, 2011

3. Гриффитс Дж., Тик-так: Взгляд на время со стороны. Пер. с англ., СПб.: Амфора, ТИД Амфора, 2006

4. Концепции самоорганизации: становление образа нового образа научного мышления. М., Наука, 1994

5. Николис Г., Пригожин И. Познание сложного. М., Мир, 1990

6. Хокинг С., Пенроуз Р. Природа пространства и времени, пер. с англ., СПб, Амфора, ТИД Амфора, 2007

7. Хокинг С. и др. Будущее пространства-времени, пер. с англ., СПб, Амфора, ТИД Амфора, 2009

Задание к семинару.

Проведите анализ современных интернет-публикаций по теме семинара и подготовьте интернет-реферат (краткое изложение в письменном виде результатов изучения проблемы, содержащее обзор соответствующих интернет-ресурсов).

 

Структура интернет-реферата:

Раздел 1. Формулировка темы, краткое обоснование ее выбора.

Раздел 2

1. Общий обзор результатов поиска (сколько было найдено сайтов, какого рода в основном представлена информация и т.п.).

2. Описание процедуры поиска в поисковых системах (какими поисковыми системами пользовались, ключевые слова, синтаксис запросов).

3. Результаты поиска (аннотация 1 сайта со ссылкой на соответствующий ресурс).

Структура анализа сайта

А) адрес сайта, его название, дата обращения

ü частота ссылок (релевантность)

ü автор (имеется ли)

ü тип ресурса: справочно-информационный, коммуникативный, исследовательский, образовательный, нормативный и т.п.

ü наличие и качество рекламы

Б) Главная идея сайта

ü сайт посвящен определенной тематике или представленная информация разноплановая и точная специализация сайта не определена

В) Анализ аргументации авторов найденных материалов

ü сопоставление с официальными источниками (если с таковыми знаком автор реферата)

ü сопоставление с иными имеющимися знаниями и другими источниками по теме (смотри список литературы).

Объем интернет-реферата не более 2 страниц А4. Реферат сдается в распечатанном виде в день семинара.

 

Семинар 7. Тема 7. Концепция эволюционизма.

Вопросы для самопроверки.

1. Почему создание эволюционной теории кардинально изменило образ науки?

2. В чем сходство и различие эволюционных теорий Ж.-Б.Ламарка и Ч.Дарвина?

3. Проанализируйте, каким образом, в дискуссиях по проблеме эволюции живого обсуждается соотношение необходимости и случайности в развитии природы.

Литература к семинару.

1. Бердников В.А. Эволюция и прогресс. Новосибирск, 1991, гл. 1

2. Брызгалина Е.В. Концепции современного естествознания, 2013 год, гл. 7

3. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. М., Наука, 1994

4. Крисаченко В.С. Философский анализ эволюционизма. Киев. 1990, С. 83-1О8

5. Яблоков А.В., Юсуфов А.Г. Эволюционное учение. М., Высшая школа, 1988

Задание к семинару.

Найдите в открытых источниках информации материалы о судебном иске несовершеннолетней Марии Шрайбер и её отца Кирилла Шрайбера к министерству образования РФ и Комитету по образованию Санкт-Петербурга за нарушение прав человека путём «безальтернативного навязывания теории Дарвина» об эволюции видов в общеобразовательных школах (2006 год).

Приготовьтесь к обсуждению данного процесса на семинаре. Проанализируйте аргументы истцов и ответчиков, судебное решение.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 432; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.163.58 (0.019 с.)