Физическая культура в профессиональной деятельности бакалавра и специалиста. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Физическая культура в профессиональной деятельности бакалавра и специалиста.



Производственная физическая культура. Производственная гимнастика. Особенности выбора форм, методов и средств физической культуры и спорта в рабочее и свободное время специалистов. Профилактика профессиональных заболеваний и травматизма средствами физической культуры. Дополнительные средства повышения общей и профессиональной работоспособности. Влияние индивидуальных особенностей, географо-климатических условий и других факторов на содержание физической культуры специалистов, работающих на производстве. Роль будущих специалистов по внедрению физической культуры в производственном коллективе.

*Примечание. Темы в специальном медицинском отделении излагаются с учетом имеющихся материалов по адаптивной физической культуре.

Практический раздел (обязательная часть)

Учебный материал раздела направлен на повышение уровня функциональных и двигательных способностей, формирование необходимых качеств и свойств личности, на овладение методами и средствами физкультурно-спортивной деятельности, на приобретение личного опыта направленного использования средств физической культуры и спорта.

Практический раздел программы реализуется на методико-практических и учебно-тренировочных занятиях в учебных группах.

Методико-практические занятия предусматривают освоение основных методов и способов формирования учебных, профессиональных и жизненных умений и навыков средствами физической культуры и спорта.

Программой предусматривается следующий перечень обязательных методико-практические занятий, связанных с лекционным курсом.

1. Методики эффективных и экономичных способов овладения жизненно важными умениями и навыками (ходьба, передвижение на лыжах, плавание).

2. Простейшие методики самооценки работоспособности, усталости, утомления и применения средств физической культуры для их направленной коррекции.

3. Методика составления индивидуальных программ физического самовоспитания и занятия с оздоровительной, рекреационной и восстановительной направленностью (медленный бег, плавание, прогулка на лыжах и т.д.).

4. Основы методики самомассажа

5. Методика коррегирующей гимнастики для глаз.

6. Методика составления и проведения простейших самостоятельных занятий физическими упражнениями гигиенической или тренировочной направленности.

7. Методы оценки и коррекции осанки и телосложения.

8. Методы самоконтроля состояния здоровья и физического развития (стандарты, индексы, программы, формулы и др.).

9. Методы самоконтроля за функциональным состоянием организма (функциональные пробы).

10. Методика проведения учебно-тренировочного занятия.

11. Методы самооценки специальной физической и спортивной подготовленности по избранному виду спорта (тесты, контрольные задания).

12. Методика индивидуального подхода и применение средств для направленного развития отдельных физических качеств.

13. Основы методики организации судейства по избранному виду спорта.

14. Методы регулирования психоэмоционального состояния, применяемые при занятиях физической культурой и спортом.

15. Средства и методы мышечной релаксации в спорте.

16. Методика самостоятельного освоения отдельных элементов профессионально-прикладной физической подготовки.

17. Методика проведения производственной гимнастики с учетом заданных условий и характера труда.

Учебно-тренировочные занятиябазируются на широком использовании теоретических знаний и методических умений, на применении разнообразных средств физической культуры, спортивной и профессионально-прикладной физической подготовки студентов.

Их направленность связана с обеспечением необходимой двигательной активности достижением и поддержанием оптимального уровня физической и функциональной подготовленности в период обучения; приобретением личного опыта совершенствования и коррекции индивидуального физического развития, функциональных и двигательных возможностей; с освоением жизненно и профессионально необходимых навыков, психофизических качеств.

Средства практического раздела занятий по учебной дисциплине <Физическая культура> в рабочей программе кафедры физического воспитания определяются каждым преподавателем самостоятельно.

Обязательными видами физических упражнений для включения в рабочую программу по физической культуре для студентов основного отделения являются: отдельные дисциплины легкой атлетики (бег 100 м - мужчины, женщины; бег 2000 м - женщины; бег 3000 м - мужчины), спортивные игры, упражнения профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП).

Средства ППФП, подобранные в соответствии с задачами ППФП будущих специалистов, включают специально направленные физические упражнения, естественные факторы природы, гигиенические факторы.

Подбор упражнений на практических занятиях должен предусматривать совершенствование ранее изученных и обучение новым двигательным действиям (умениям и навыкам), а также развитие качеств выносливости, силы, быстроты движений, ловкости и гибкости. Используются физические упражнения из различных видов спорта, упражнения профессионально-прикладной направленности оздоровительных систем физических упражнений. На занятиях могут использоваться тренажеры.

Практический учебный материал для специального учебного отделения имеет корригирующую и оздоровительно-профилактическую направленность с учетом показаний и противопоказаний для каждого студента. При его реализации необходим индивидуально-дифференцированный подход в зависимости от уровня функциональной и физической подготовленности, характера и выраженности структурных и функциональных нарушений в организме, вызванных временными или постоянными патологическими факторами. Коррекционные задачи обусловливаются наличием у студентов разнообразных дефектов физического и моторного развития. Программа по физ.воспитанию изменена по сравнению с принятой для студентов ВУЗов.

· В раздел общеразвивающих упражнений введены коррекционные. Они систематизированы по характеру воздействия на организм учащихся.

· Гимнастика, легкая атлетика, спортивные игры не выделяются в отдельные разделы. Используются доступные виды занятий и их элементы.

· Включены упражнения по развитию зрительно-моторной координации.

· Большое внимание уделяется формированию мышечного корсета.

· Совершенствуется кардио-респираторные функции, путем включения большого количества дыхательных упражнений и упражнений на развитие выносливости.

· Широко используются индивидуальные занятия и консультации.

Содержание и конкретные средства каждого практического занятия в основном, специальном и спортивном отделениях определяются преподавателями учебных групп с учетом графика учебных занятий на каждом факультете и рабочего плана кафедры физического воспитания для каждого учебного отделения.

Практический раздел (вариативная часть)

Вариативная часть программного материала предоставляет возможность преподавателю подбирать содержание учебного материала в соответствии с возрастно-половыми особенностями студентов, материально-технической оснащенностью учебного процесса (спортивный зал, открытые спортивные площадки, стадион, бассейн) и климатическими условиями.

Контрольный раздел

Контрольные занятия, зачеты обеспечивают оперативную, текущую и итоговую дифференцированную информацию о степени освоения теоретических и методических знаний-умений, о состоянии и динамике физического развития, физической и профессионально-прикладной подготовленности каждого студента.

В качестве критериев результативности учебно-тренировочных занятий выступают требования и показатели, основанные на использовании двигательной активности не ниже определенного минимума - регулярности посещения обязательных занятий; обязательных и дополнительных тестов, разрабатываемых кафедрой физического воспитания для студентов разных учебных групп по видам спорта (элективных курсов и групп спортивного отделения), по профессионально-прикладной физической подготовке с учетом специфики.

Оперативный контроль обеспечивает информацию о ходе выполнения студентами конкретного раздела, вида учебной работы. Текущий - позволяет оценить степень освоения раздела, темы, вида учебной работы. Итоговый контроль (зачеты) дает возможность выявить уровень сформированности физической культуры студента и самоопределения в ней через комплексную проверку знаний, методических и практических умений, характеристику общей физической, спортивно-технической подготовленности студента, его психофизической готовности к профессиональной деятельности.

2.3.1 Оценка освоения студентами учебного материала программы

Студенты всех учебных отделений, выполнившие рабочую учебную программу в каждом семестре сдают зачет по физической культуре. Условием допуска к зачетным упражнениям является регулярность посещения учебных занятий, обеспечивающая физиологически и методически оправданное повышение функциональной и двигательной подготовленности.

Критерием успешности освоения учебного материала студентом является экспертная оценка преподавателя регулярности посещения обязательных учебных занятий и результатов соответствующих тестов (см. табл. 1 и 3). По каждому из нижеуказанных трех подразделов выставляется отдельная оценка. Общая оценка за семестр определяется как среднее арифметическое положительных оценок по всем трем разделам учебной деятельности.

Первый подраздел. Теоретические и методические знания, овладение методическими умениями и навыками

Усвоение материала раздела определяется по уровню овладения теоретическими и методическими знаниями, соответствующими практическими умениями и навыками их использования на оценку не ниже "удовлетворительно".

Второй подраздел. Общая физическая и спортивно-техническая подготовка.

В каждом семестре студенты выполняют не более 5 тестов, включая три обязательных теста контроля за физической подготовленностью в каждом втором полугодии (табл.1). Примерные тесты по общей физической подготовленности для студентов учебных отделений представлены в таблице 3. Суммарная оценка выполнения тестов общей физической и спортивно-технической подготовленности определяется по среднему количеству очков, набранных во всех тестах, при условии выполнения каждого из них не ниже чем на одно очко (таблица 1 и 3).

 

 

Таблица 1. Обязательные тесты определения физической подготовленности студентов основного учебного отделения

Тесты Оценка в очках
         
Мужчины
Бег 100 м (с) 113,2 113,6 114,0 114,3 114,6
Подтягивание на перекладине (число раз)          
Бег 3000 м (мин, с) 112.00 112.35 113.10 113.50 114.30
Женщины
Бег 100 м (с) 15,7 16,0 17,0 17,9 18,7
Поднимание туловища из положения <лёжа на спине>, руки за головой, ноги закреплены (число раз)          
Бег 2000 м (мин, с) 10,15 10,50 11,15 11,50 12,10

Обязательные тесты проводятся в конце учебного года - как определяющие сдвиг за прошедший учебный период.

Оценки результатов учебно-тренировочных занятий определяются по таблице 2 при условии выполнения каждого из запланированных тестов (таблица 1 и 3) не ниже чем на очко.

Зачетный уровень средней суммарной оценки в очках устанавливается для каждого семестра кафедрой физического воспитания.

Таблица 2. Средняя оценка результатов учебно-тренировочных занятий

Оценка тестов физической подготовленности Удовлетворительно Хорошо Отлично
Средняя оценка тестов в очках I-II семестры 2,0 3,0 3,5
III-IV семестры 2,5 3,0 4,0
V-VIII семестры 3,0 3,5 4,0

 

Таблица 3. Контрольные тесты для оценки физической подготовленности студентов основного учебного отделения.

Тесты Оценка в очках
         
Мужчины
Бег 30 м. 4,3 4,7 5.0 5.2 5.5
Челночный бег 3x10 м (с) 7,2 7,5 8,0 8,3 8,5
6-минутный бег, м          
Прыжок в длину с места          
Подтягивание в висе          
Поднимание ног в висе до касания перекладины (кол-во раз)          
Приседания за 20 сек.          
Женщины
Бег 30 м (с) 4,8 5,3 6,0 6,5 7,0
Челночный бег 3×10 м (с) 8,4 8,7 9,0 9,3 9,5
6-минутный бег, м          
Прыжок в длину с места          
Подтягивание в висе лёжа (перекладина на высоте 90-100 см)          
Поднимание туловища из положения лёжа на спине или то же за 1 мин (кол-во раз)          
Сгибание и разгибание рук в упоре о скамейку (кол-во раз)          

Примечание: в исключительных случаях, по представлению преподавателя учебной группы, решением кафедры студентам, не выполнившим отдельные практические зачетные нормативы может быть поставлен семестровый зачет. Это положение может быть использовано только на первых трех семестрах при условии регулярного посещения студентом учебных занятий и при существенных положительных сдвигах в физической подготовленности в зачетных упражнениях.

2.3.2. Требования к сдаче зачета по предмету «Физическое воспитание» для студентов специального медицинского отделения.

· Посещение учебных занятий в спортивной обуви и спортивной форме, а также активное участие в выполнении заданий преподавателя.

· Самостоятельное проведение части занятия во адаптивному физическому воспитанию (разминки или комплекса упражнений на укрепление мышечного корсета).

· Студенты I курса составляют и сдают в письменном виде комплекс упражнений на укрепление мышечного корсета или индивидуальный комплекс упражнений при своем заболевании.(приложение 4)

· Ответы на теоретические вопросы. (приложение2).

· Выполнение контрольных тестов в I, II, IV, VI, VIII семестрах.(приложение 3)

 

 

Студенты по состоянию здоровья временно освобожденные от практических занятий по физическому воспитанию получают «зачет» на основании посещения занятий по ЛФК и написании реферата по предложенным темам (приложение 5)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 276; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.162.179 (0.02 с.)