Театр – это жизнь, а жизнь – это театр 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Театр – это жизнь, а жизнь – это театр



Программа

 

Театр – это жизнь, а жизнь – это театр

для детей 12-16 лет

4 года обучения

модифицированная

 

 

Составитель:

педагог дополнительного образования

МБОУДОД «ЦДОД «Радуга» г. Калуги

Киселёва Ольга Вячеславовна

 

 

Калуга


Информационная карта проГРАММЫ

1. ФИО автора программы, должность, квалификационная категория педагог дополнительного образования Киселёва Ольга Вячеславовна
2. Название программы «Театр – это жизнь, а жизнь – это театр»
3. Тип программы модифицированная
4. Направленность программы Художественная
5. Где утверждена На методсовете 05.09.2014г. МБОУ ДОД «ЦДОД «Радуга» г. Калуги
6. Срок реализации 4 года
7. Среднее количество часов реализации в год 144 часа
8. Уровень реализации Основное общее образование, среднее (полное) общее образование,
9. Ориентация на категорию учащихся выявление и развитие одаренных детей,
10. Направление деятельности в рамках реализации программы: Театральное искусство.
11. Уровень усвоения Общекультурный
12. Цель программы и основное содержание Способствовать формированию эстетически развитой, творчески активной личности учащихся, с устойчивой нравственной позицией, свободно адаптирующейся в социальной среде, способной к самовыражению и профессиональному самоопределению, посредством приобщения к искусству театра и актерской деятельности.
13. Основные компетенции, формируемые у детей. Владеют навыками актёрского и режиссёрского мастерства. Умеют сотрудничать в творческой группе. Умеют креативно реализовывать свои творческие идеи. Владеют основами сценического грима. Знают историю возникновения театра и его разновидности.
14. Характеристика детей возраст, социальный статус 12-16 л.
15. Способ освоения содержания образования репродуктивный, эвристический, креативный
16. Место реализации МБОУ ДОД «ЦДОД «Радуга» г. Калуги (МБОУ «Гимназия № 24» г. Калуги).

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В современном мире большинство детей уже в раннем возрасте подвержены сильному влиянию телевидения и виртуальных компьютерных игр. При всей их кажущейся яркости, занимательности, следует осознавать, что ребенок чаще всего остается пассивным зрителем. Эти игры не затрагивают тех психоэмоциональных центров, которые отвечают за работу активного, действенного воображения. А ведь именно воображение становится локомотивом всей творческой деятельности и развития личности.

Компенсировать недостающие знания и потребности в творчестве можно в системе дополнительного образования, занимаясь в театральном коллективе. Занятия в театральном коллективе развивают подростка во всей его психофизической целостности. Обучение актерскому мастерству обеспечивает равномерные физические, интеллектуальные и духовные нагрузки, способствует формированию и физического и духовного здоровья.

Но это не единственная сильная сторона театрального образования. Гораздо важнее, что театр помогает социальной адаптации подростка, их личностному росту. Помогает активизировать затрудненные процессы общения, сделать их радостными и плодотворными. Сценическая деятельность базируется на единстве коллективного взаимодействия и максимальном творческом проявлении каждого исполнителя.

Актуальность программы театра-студии определяется необходимостью успешной социализации подростка в современном обществе, его жизненным и профессиональным самоопределением, продуктивным освоением социальных ролей в широком диапазоне и творческой реализацией. Программа объединяет в себе различные аспекты театрально-творческой деятельности, необходимые как для профессионального становления, так и для практического применения в жизни.

Цель программы: способствовать формированию эстетически развитой, творчески активной личности учащихся, с устойчивой нравственной позицией, свободно адаптирующейся в социальной среде, способной к самовыражению и профессиональному самоопределению, посредством приобщения к искусству театра и актерской деятельности.

Задачи программы:

1. Обучающие задачи:

- сформировать целостное представление об искусстве;

- сформировать и расширить представления об общих и специальных понятиях для разных видов искусства;

- сформировать умения и навыки в области актерского мастерства, творческой деятельности;

2. Воспитательные задачи:

- воспитать активную гражданскую позицию, любовь к Родине, уважение и интерес к ее истории и культуре;

- воспитать художественно-эстетический вкус, эстетические потребности и ценности; интерес к театральному искусству;

- воспитать культуру поведения и общения, уважение к старшим и сверстникам, стремление к сотрудничеству, к командной деятельности, дружеские отношения друг к другу, стремление оказывать помощь, терпение к недостаткам других;

- воспитать аккуратность и бережливость, терпеливость, ответственность за порученное дело.

3. Развивающие задачи:

- развить мотивацию познания и творчества;

- развить индивидуальные творческие способности; речь;

- развивать память, произвольное внимание, творческое и пространственное мышление и воображение;

- развить способность самостоятельного освоения художественных ценностей;

- развить координацию движений, пластику тела.

 

ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ

Программа дополнительного образования для детей «Театр – это жизнь, а жизнь – это театр» ориентирована на учащихся 12-16 лет, рассчитана на 4 года обучения и включает в себя 144 часа на каждый год обучения. В объединение принимаются дети, проявляющие интерес к данному виду деятельности. В группе 10-15 человек.

Программа органично соединяет в себе познавательную деятельность учащихся по овладению теорией, историей театра, навыками театрального исполнения с непосредственной творческой деятельностью, организуемой в учебном, репетиционном процессе, театральном показе.

Занятия театральным искусством очень органичны для детей данного возраста, так как общение является ведущим видом деятельности для подростков. Играют подростки тоже с удовольствием. Огромная познавательная и нравственная роль театрального воспитания, развитие фантазии и наблюдательности, памяти и внимания, ассоциативного мышления, культуры чувств, пластики и речи, моделирование в игре жизненных ситуаций способствуют интенсивному формированию личности подростков.

В процессе реализации программы дети научатся взаимодействовать, сотрудничать друг с другом и взрослыми в процессе решения творческих задач, принимать решения и отвечать за собственные действия и поступки. С уважением относится к чужому мнению и отстаивать свое. На занятиях учащиеся работают над повышением уровня исполнительского мастерства, учатся применять на практике полученные знания, которые помогут им организовать свой досуг, реализоваться в творчестве. В процессе занятий дети смогут пережить ситуации успеха, у них формируется адекватная самооценка, стремление творчески разнообразить свою жизнь и жизнь своих близких и друзей. Большое внимание в процессе занятий уделяется воспитательной компоненте. В детях воспитывается патриотизм, ответственное отношение к близким, окружающей среде, формируются основы здорового образа жизни.

Занятия проходят в одновозрастных группах. Планируются групповые и индивидуальные занятия в рамках программы работы с одаренными детьми.

Режим занятий: 4 ч. в неделю (2 занятия по 2 часа).

Применяются следующие методы обучения: репродуктивный, практический, эвристический, креативный. В процессе усвоения знаний используются на 1-ом году обучения репродуктивный метод, 2-4-ый годы добавляются эвристический и креативный методы.

Формы обучения

Теория преподносится в форме беседы, эвристической беседы, виртуального путешествия, презентации, обзора, экскурсии и т.п.

Практические занятия проходят в форме практикума, этюда, репетиции, тренинга, разработки и защиты творческого проекта, мастерской, мастер-класса и т.п.

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Название раздела теория практика всего
  Вводное занятие      
  Основы театральной культуры 2.1. Зарождение искусства. 2.2. Театр как вид искусства. 2.3. Театр Древней Греции. 2.4.Русский народный театр. 2.5. Театр и зритель. 2.6.Театральное закулисье. 2.7. Итоговое занятие.      
  Техника и культура речи 3.1. Речевой тренинг. 3.2. Работа над литературно- художественным произведением. 3.3. Итоговое занятие.        
  Ритмопластика 4.1. Пластический тренинг 4.2. Пластический образ персонажа 4.3. Итоговое занятие      
  Актерское мастерство 5.1. Организация внимания, воображения, памяти 5.2. Сценическое действие 5.3. Творческая мастерская 5.4. Итоговое занятие      
  Работа над экспромт-спектаклем 6.1. Выбор и анализ материала 6.2. Тема, сверхзадача, событийный ряд 6.3. Работа над отдельными эпизодами 6.5. Выразительность речи, мимики, жестов 6.6. Изготовление реквизита, декораций 6.7. Прогонные репетиции 6.8. Показ и обсуждение спектакля      
  ИТОГО      

Содержание программы

Вводное занятие (6 ч.)

Знакомство с коллективом. Выявление уровня и объема знаний о театре. Обсуждение плана работы на год. Особенности занятий в театральной студии. Требования к знаниям и умениям.

Требования к нормам поведения. Инструктаж по технике безопасности.

Ритмопластика (28 ч.)

4.1 Пластический тренинг.

Разминка, настройка, освобождение мышц, релаксация.

Тренинги на развитие коммуникативных навыков и преодоление комплексов и страха публичного выступления.

Рождение пластического образа.

Музыка и движение. Пластический образ живой и неживой природы.

4.2 Пластический образ персонажа.

Понятие «Пластический образ персонажа». Пластические штампы.

Характер персонажа и пластика тела.

4.3 Итоговое занятие.

Анализ усвоения полученных знаний. Практические задания.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Название раздела теория практика всего
  Вводное занятие      
  Основы театральной культуры 2.1.Виды театрального искусства 2.2.Театральное закулисье 2.3.Театр и зритель 2.4.История русского театра 18 -19 в. 2.5.Итоговое занятие      
  Техника и культура речи 3.1. Речевой тренинг 3.2. Работа над литературно-художественным произведением 3.3. Итоговое занятие        
  Сценическое движение 4.1. Пластический тренинг 4.2. Пластический образ персонажа 4.3. Элементы танцевальных движений 4.4. Итоговое занятие      
  Актерское мастерство 5.1. Организация внимания, воображения, памяти 5.2. Сценическое действие 5.3. Творческая мастерская 5.4. Итоговое занятие      
  Работа над спектаклем 6.1. Выбор и анализ пьесы 6.2. Тема, сверхзадача, событийный ряд 6.3. Работа над отдельными эпизодами 6.4. Выразительность речи, мимики, жестов 6.5. Изготовление реквизита, декораций 6.6. Прогонные и генеральные репетиции 6.7. Показ и обсуждение спектакля        
  ИТОГО      

Содержание программы

Вводное занятие (2 ч.)

Итоги 1 года обучения. Обсуждение плана работы на год.

Требования к знаниям и умениям.

График занятий и репетиций.

Организационные вопросы.

Инструктаж по технике безопасности.

2.Основы театральной культуры (18 ч.)

2.1. Виды театрального искусства.

Опера. Балет. Мюзикл. Эстрада. Театр кукол.

Лучшие театральные постановки.

Самые знаменитые театры мира.

2.2.Театральное закулисье.

Сценография.

Театральные декорации и бутафория.

Грим. Костюмы.

2.3 .Театр и зритель.

Театральный этикет.

Культура восприятия и анализ театральной постановки.

2.4. История русского театра.18 век.- начало 19 века.

Театр 18 века – начала 19 века.

Крепостные театры.

Профессиональные театры.

Провинциальные театры.

2.5.Итоговое занятие.

Анализ усвоения полученных знаний. Практические задания.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ТРЕТЬЕГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Название раздела теория практика всего
  Вводное занятие      
  Основы театральной культуры 2.1.Театр итальянского Возрождения. 2.3. История русского театра 19-20 век. 2.4.Театральные жанры. 2.6. Итоговое занятие.      
  Техника и культура речи 3.1. Речевой тренинг. 3.2. Работа над литературно-художественным произведением. 3.3. Итоговое занятие.        
  Сценическое движение 4.1. Пластический тренинг. 4.2. Пластический образ персонажа. 4.3. Сценическое падение. 4.4. Итоговое занятие.      
  Актерское мастерство 5.1. Организация внимания, воображения, памяти. 5.2. Сценическое действие. 5.3. Самостоятельная творческая работа. 5.4. Итоговое занятие.      
  Работа над пьесой и спектаклем 6.1. Выбор и анализ пьесы. 6.2.Углубленный анализ событий. 6.4. Изготовление декораций, костюмов. 6.5. Репетиции отдельных картин. 6.6. Прогонные и генеральные репетиции. 6.7. Показ и обсуждение спектакля.        
  ИТОГО      

Содержание программы

Вводное занятие (2 ч.)

Итоги 2 года обучения. План работы на год.

Требования к знаниям и умениям.

Инструктаж по технике безопасности.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЧЕТВЁРТОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Название раздела теория практика всего
  Вводное занятие      
  Сценический грим 2.1. Вводное занятие 2.2. Анатомические основы грима. Грим «Череп» 2.3. Анализ мимики своего лица. Старческий грим. 2.4. Расовый, национальный грим 2.5. Сказочный грим 2.6. Грим зверей 2.7. Концертный грим 2.8. Итоговое занятие      
  Техника и культура речи 3.1. К. Станиславский о логике речи. 3.2. Темпо-ритм речи 3.3. Логический разбор как первый этап работы над освоением авторского текста      
  Сценическое движение 4.1. Этикет и манеры поведения в различные эпохи. Поклоны. 4.2. Трюковая пластика. Приёмы падений. 4.3. Сценическое пощёчина. 4.4 Приёмы жонглирования 4.5. Итоговое занятие        
  Актерское мастерство 5.1. Работа над ролью 5.2. Коллективный актёрский тренинг 5.3. Итоговое занятие        
  Работа над пьесой и спектаклем 6.1. Выбор и анализ пьесы. 6.2. Углубленный анализ событий. 6.4. Изготовление декораций, костюмов. 6.5. Репетиции отдельных картин. 6.6. Прогонные и генеральные репетиции. 6.7. Показ и обсуждение спектакля.        
  ИТОГО      

Содержание программы

Вводное занятие (2 ч.)

Итоги 3 года обучения. План работы на год.

Требования к знаниям и умениям.

Инструктаж по технике безопасности.

Сценический грим (20 ч.)

2.1. Вводное занятие.

К.С. Станиславский о значении грима в театре. Влияние на грим расстояния и глубины зрительного зала, а также сценического освещения.
Происхождение грима. Ознакомление с принадлежностями для создания сценического грима и правилами их использования.

2.2 Анатгомические основы грима. Грим «Череп»

Приемы нанесения общего тона.

Анатомии лица. Строение черепа.

Основные выпуклости: лобные бугры, надбровные дуги, скуловые кости, носовая выпуклость, подбородочный бугор и два заовальных угла нижней челюсти. Основные впадины: лобная, височные, глазные, носовая, скуловые, подчелюстные и подбородочное углубление черепа.
2.3. Анализ мимики своего лица. Старческий грим.

Понятие основных мимических морщин.

Зависимость выражения лица от состояния мышц.

Жевательные и мимические мышцы. Их значение.

Основные мимические выражения: гнев, печаль, радость.

Выявление элементов возрастного грима.

Основные морщины.

Грим старческого лица.

2.4.Рассовый, национальный грим

Объяснение темы.

Грим, подчеркивающий расовые и национальные признаки.

Типы и особенности национального грима.

Грим европейского лица.

Грим монголоидного типа.

Грим негроидного типа.
2.5.Сказочный грим

Специфика сказочного грима.

Преувеличенность форм и яркость красок.

Необычность и фантастичность внешности сказочных персонажей.

Фантазия в работе над сказочным гримом и разнообразия средств гримирования.

Грим Бабы-Яги, Кикиморы, Лешего, Домового, Кощея Бессмертного.

2.6.Грим зверей

Специфика грима зверей.

Грим Лисы, Собаки, Зайца, Кота, Обезьяны.

2.7.Концертный грим

Средства и приемы театрального грима и декоративной косметики.

Нахождение стиля, образа.

Достоинства и недостатки лица.

Умение подчеркнуть первые и замаскировать последние.

Соответствие грима жанру концерта.

Концертный грим в соответствии с жанром концерта.

Грим клоуна.

2.8.Итоговое занятие

Анализ усвоения полученных знаний. Практические задания.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Программа модифицированная. В своей теоретической основе программа опирается на учение К.С. Станиславского, а так же образовательную программу Бакалец О. В. «Основы театральной культуры» (2009 год), адаптированное для работы с детьми и подростками. В программе учитывается педагогический опыт педагога в области театрального искусства.

Интеграция социальной, профессиональной и общей педагогики позволяет учащимся, в процессе реализации настоящей программы, одновременно получать комплексные знания, развивать синтетические способности и совершенствовать навыки социального взаимодействия через репетиции, театральную деятельность (отчетные спектакли, конкурсы, фестивали). Такой комплексно-целевой подход к обучению интенсифицирует развитие подростков, формирует устойчивую мотивацию к познанию, активизирует их творческую деятельность, способствует успешной социализации.

Реализация программы в режиме сотрудничества и демократического стиля общения позволяет создать личностно значимый для каждого воспитанника индивидуальный или коллективный духовный продукт (в виде спектакля).

В основу данной программы положены следующие педагогические принципы:

-принцип гуманизации;
- принцип культуросообразности;
-принцип самоценности личности;
-принцип увлекательности;
-принцип креативности;

- принцип системности;

- принцип результативности.

Программа театральной студии «Театр – это жизнь, а жизнь – это театр» строится на основе классической школы актёрского мастерства, адаптированной данной возрастной категории учащихся. Данная программа даёт возможность учащимся получать знания и умения, как и в групповом, так и в индивидуальном порядке, что даёт широкие возможности для максимальной интеграции теоретических знаний в практические навыки. В программе предпочтение отдаётся эвристическому методу обучения, а так же возможности активному обмену между обучающимися и педагогом творческими идеями и креативными решениями.

Занятия должны проходить в специально оборудованном, просторном, хорошо проветриваемом помещении. Для сводных, постановочных репетиционных занятий необходима сценическая площадка со специальным техническим оборудованием и материалом

Методы обучения, используемые в программе, осуществляют три основные функции: функцию сообщения информации; функцию обучения воспитанников практическим умениям и навыкам; функцию руководства познавательной деятельностью учащихся. Постоянный поиск новых форм и методов организации образовательного процесса в театре-студии позволяет осуществлять работу с детьми, делая ее более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной.

Работа над голосовым аппаратом строится по плану текущего момента. Тренинг проводится на каждом занятии.

Основные формы проведения занятий:

- диалог;

- различные виды тренингов (дыхательные, психологические и т. д.)

- слушание;

- созерцание;

- импровизация.

Предусмотрены индивидуальные занятия и занятия малыми группами (по 3-5 человек), а так же коллективные беседы, тренинги, репетиции и т.д.

Работа строится вокруг целостного художественного произведения:

- спектакля;

- праздника.

Большую роль в формировании творческих способностей учащихся отводится тренингу, который проводится с учетом возрастных особенностей.

Задача тренинга - пробудить творческую фантазию ребят, развить пластические качества психики и отзывчивости нервной системы на любой условный раздражитель.

Так же большую роль в образовательном процессе играет работа над ролью. Главной задачей здесь является создание индивидуального, неповторимого сценического образа и практической адаптации ученика к ней.

Педагогический мониторинг

Методами мониторинга являются анкетирование, интервьюирование, тестирование, наблюдение, социометрия. К диагностике привлекается психолог.

Программой предусмотрены наблюдение и контроль за развитием личности учеников, осуществляемые в ходе проведения анкетирования и диагностики (рекомендации по использованию диагностических методик, анкет даны в приложении).

Результаты диагностики, анкетные данные позволяют педагогам театральной студии лучше узнать детей, проанализировать межличностные отношения в группе, выбрать эффективные направления деятельности по сплочению коллектива воспитанников.

На начальном этапе обучения программой предусмотрено обязательное выявление интересов, склонностей, потребностей воспитанников, уровень мотивации, а также уровень творческой активности.

В конце каждого учебного года проводится повторная диагностика с использованием вышеуказанных методик с целью отслеживания динамики развития личности учеников.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

1. Андрачников С.Г. Теория и практика сценической школы. - М., 2006.
2. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2004.
3. Бондарева В. Записки помрежа. - М.: Искусство, 1985.
4. Брянцев А.А. Воспоминания/ Статьи. - М., 1979.
5. Горчаков Н.М. Режиссерские уроки Станиславского. - М., 2001.
6. Гиппнус С.В. Гимнастика чувств. Тренинг творческой психотехники. - Л.-М.: Искусство, 2002.
7. Захава Б. Е. Мастерство актера и режиссера. - М.: Просвещение, 1978.
8. Когтев Г. В. Грим и сценический образ. - М.: Советская Россия, 2006.
9. Корогодский З.Я. Начало, СПб, 2005.
10. Косарецкий С. Г. П.П.М.С. – центры России: современное положения и тенденции. // Школа здоровья. – 2007.- № 3.- с. 52-57.
11. Курбатов М. Несколько слов о психотехнике актера. М., 2004.
12. Логинова В. Заметки художника-гримера. - М.: Искусство, 1994.
13. Новицкая Л.П. Тренинг и муштра. - М., 2002.
14. Поламишев А. М. Мастерство режиссера. Действенный анализ пьесы. -
М. Просвещение, 2006.
15. Станиславский К. С. Собрание сочинений (I – II том). - М.: Искусство, 1988.
16.Станиславский К. Работа актера над собой. М., 1989, с. 151.
17. Смирнов Н. В. Философия и образование. Проблемы философской культуры педагога.- М.: Социум, 2000.
18. Суркова М. Ю. Игровой артикуляционно-дикционный тренинг. Методическая разработка.- С.: СГАКИ, 2009.
19. Товстоногов Т.А. Зеркало сцены. - Т.1-2.-Л., 1980.
20. Щуркова Н. Е. Воспитание: Новый взгляд с позиции культуры. - М.: Педагогический поиск, 2005.
21. Чистякова М.И. Психогимнастика.-М: Просвещение, 2004.
22. Эфрос А.В. Профессия: режиссер. - М., 2000.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ

1. Вархолов Ф. М. Грим. - М.: 2005.
2. Васильева Т. И. Упражнения по дикции (согласные звуки). Учебное пособие по курсу «Сценическая речь». - М.: ГИТИС, 2004.
3. Генералова И.А. Мастерская чувств. – М., 2006.

4.Кемпбелл Ф. Как по-настоящему любить детей. М.: Белфаксиздатгрупп, 1996
5. Козлянинова И. П. Орфоэпия в театральной школе. Учебное пособие для театральных и культурно-просветительных училищ. - М.: Просвещение, 2003.
6. Невский Л. А. Ступени мастерства. - М.: Искусство, 2005.
7. Петрова А. Н. Сценическая речь. - М.: 2002.
8. Рубина Ю. Театральная самодеятельность школьников.- М.: Просвещение, 1994.
9. Школьников С. Основы сценического грима. - Минск: Высшая школа, 2004.
10. Эфрос А.В. Репетиция-Любовь моя. - М.: 2001.

11. Байард Р.Г и Байард Д. Ваш беспокойный подросток. – М.: Академический Проект, 2011.

 


ПРИЛОЖЕНИЯ

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ ЛИСТ

Название команды 1 ТУР 2 ТУР 3 ТУР итого
№ вопросов № вопросов № вопросов
                     
                         
                         

 

Программа

 

Театр – это жизнь, а жизнь – это театр

для детей 12-16 лет

4 года обучения

модифицированная

 

 

Составитель:

педагог дополнительного образования

МБОУДОД «ЦДОД «Радуга» г. Калуги

Киселёва Ольга Вячеславовна

 

 

Калуга



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 291; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.90.54 (0.097 с.)