Симптомокомплекс «Тревожность». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Симптомокомплекс «Тревожность».



Тревожность - это состояние нервно-психического напряжения, когда нейтральная ситуация воспринимается как угрожающая. Определенный уровень тревожности необходим для успеха деятельности. Всем известно, как не­большое волнение повышает результативность. Однако, если тревожность ста­новится чрезмерной, она резко препятствует успешности, тормозит деятель­ность, ухудшает ее результативность.

Наиболее благоприятным для человека является сочетание невысокой тревожности с уверенностью и хорошей результативностью при признании и положительной оценке такой результативности другими людьми. В таких ситуа­циях человек чувствует себя комфортно, готов на дальнейшие достижения. Повышенная тревожность в сочетании с неуверенностью, сопровождаемая низ­кой результативностью и отрицательными оценками других, переживается бо­лезненно, особенно в детском возрасте. Преодоление повышенной тревожнос­ти выступает в качестве актуальной задачи психокоррекционной работы со сто­роны учителя и психолога.[1]

Критерии определения тревожности у ребенка

1. Постоянное беспокойство.

2. Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо.

3. Мышечное напряжение (например, в области лица, шеи).

4. Раздражительность.

5. Нарушения сна.

Можно предположить, что ребенок тревожен, если хотя бы один из критериев, перечисленных выше, постоянно проявляется в его поведении.

Признаки тревожности

Тревожный ребенок

1. Не может долго работать, не уставая.

2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то.

3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.

4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.

5. Смущается чаще других.

6. Часто говорит о напряженных ситуациях.

7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.

8. Жалуется, что ему снятся страшные сны.

9. Руки у него обычно холодные и влажные.

10. У него нередко бывает расстройство стула.

11. Сильно потеет, когда волнуется.

12. Не обладает хорошим аппетитом.

13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.

14. Пуглив, многое вызывает у него страх.

15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.

16. Часто не может сдержать слезы.

17. Плохо переносит ожидание.

18. Не любит браться за новое дело.

19. Не уверен в себе, в своих силах.

20. Боится сталкиваться с трудностями.

Если у конкретного ребенка есть совпадения по 15-20 пунктам, можно говорить о высокой тревожности.[2]

По видам различают ситуативную и личностную тревожность. Ситуативная тревожность проявляется в конкретной ситуации и связана с оценкой слож­ности и значимости деятельности, а также реальной и ожидаемой оценкой. Личностная тревожность - устойчивое образование и характеризует особый тип реакций индивида в самых разнообразных ситуациях. Человек с личност­ной тревожностью будет проявлять ее во многих сферах, особенно там, где необходимо преодолевать трудности (реальные или мнимые). Всякая новая, необычная, соревновательная, оценочная ситуация вызывает тревожность, которая, как правило, оказывает деструктивное влияние на поведение и достиже­ния.

В качестве причин тревожности выступают следующие:

- тревожность обусловлена во многом психодинамическими свойствами, ча­ще тревожность обнаруживают дети с меланхолическим или холерическим ти­пом темперамента;

- тревожность может быть и прижизненным образованием, формировать­ся под влиянием типа семейного воспитания, характера взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, другими словами, неблагоприятная психологическая атмосфера стимулирует появление неуверенности в себе и тревожности;

- тревогу порождает и собственный опыт неудач, это может приводить к тому, что даже успех ребенок расценивает не как результат собственных дей­ствий, а как везение;

- тревожность может возникать и у детей с хорошей результативностью, высоким положением в группе сверстников, здесь тревога обусловливается чрезмерными притязаниями дошкольника и одновременно боязнью оказаться не на высоте собственных требований.

Обозначим некоторые общие пути преодоления тревожности:

- прежде всего, следует попытаться ликвидировать основные причины возникновения тревожности, т. е. повысить самооценку, вселить уверенность, обу­чить навыкам общения и взаимодействия с другими, обеспечить условия для высоких результатов деятельности;

- важно обучать детей специальным навыкам саморегуляции, которые по­могают справиться с тревожностью;

а) полезно применять рациональную психотерапию, т.е. показать, что тревогу испытывают все люди и дети, что она необходима и помогает спра­виться с поставленной задачей, поэтому пугаться этого состояния не следует;

б) следует настроить ребенка на определенное эмоциональное состояние перед деятельностью, актуализировать для этого “приятные воспоминания”: “Помнишь, прошлый раз, как у тебя хорошо получилось!”;

в) необходимо специально обучать детей контролированию своих жестов, голоса, научить улыбаться для снятия напряжения;

г) медики и психологи рекомендуют учить детей специальному дыханию в ситуации тревоги: вдох вдвое длиннее, чем выход, задержка дыхания;

д) “мысленная тренировка” - научить ребенка мысленно вначале с по­мощью взрослого проигрывать ситуацию тревоги как после совершенного дей­ствия, так и до деятельности;

- в практике коррекционной работы используют и такой прием, как дове­дение до абсурда: ребенку предлагается сыграть сильный страх, тревогу и т. п.;

- большое значение в работе с тревожными детьми имеет позиция взрос­лого, его умение подбодрить ребенка, вселить уверенность: вовремя брошен­ная ободряющая фраза, улыбка, сочувствие, поглаживание по голове, похло­пывание по плечу – все это способствует повышению жизненного тонуса, сня­тию напряжения;

- известно, что для тревожных дошкольников невыносимо ожидание собы­тия, какого-то дела, такое ожидание буквально изводит их, поэтому по воз­можности таких детей нужно избавить от травмирующего ожидания;

- преодолеть тревожность помогают различного рода двигательные упраж­нения, обучение детей двигательным навыкам, культуре движений, владению своим телом и эмоциями - важный фактор в повышении их уверенности в себе и снятии тревожности;

- недопустимо усиливать тревожность ребенка страхом наказания, как само наказание, кроме наказания огорчением самого взрослого, так и пред­чувствие и боязнь его должны быть устранены.[3]

 

КОРРЕКЦИОННАЯ ПРОГРАММА, НАПРАВЛЕННАЯ НА СНИЖЕНИЕ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Диагностический блок.

Цель - выявить индивидуально-типические проявления тревожности у младших школьников, проследить взаимосвязь ее с самооценкой детей, с реальными достижениями ребенка, взаимоотношениями со сверстниками и взрослыми.

Методы:

- наблюдение за детьми в самых различных ситуациях (параметры прояв­ления тревожности: постоянное беспокойство, трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо, мышечное напряжение (например, в области лица, шеи), раздражительность, повышенная чувствительность к критике, часто не может сдержать слезы);

- беседа с учителем о поведении детей в школе, о проявлениях тревожности;

- беседы с родителями о поведении детей дома, проявлениях тревожности в ситуациях вне школы;

- использование методик: опросник для выявления тревожного ребенка[4]; тест школьной тревожности Филипса; для изучения самооценки можно использовать такие методики: А.И.Липкиной «Три оценки»[5], тест «Дерево» Коха, методика «Лесенка».

 

 

Установочный блок.

Цель - создать установку у детей и родителей на активный психокоррекционный процесс, задействовать соответствующие мотивационные ме­ханизмы.

Методы:

- собрание родителей детей, нуждающихся в коррекции. Обсуждение основных направлений работы с такими детьми дома;

- индивидуальные беседы с родителями с целью создания установок на коррекцию у детей уровня тревожности;

- беседы с учителем с целью создания установок на коррекцию у детей уровня тревожности;

- проведение ненавязчивого настроя младших школьников на выполнение определенной деятельности (“предвкушение” деятельности, занятия).

Коррекционный блок.

Цель - постепенное устранение симптомокомплекса «Тревожность», по­вышение уверенности в себе, повышение самооценки.

Методы:

- изменение отношения учителей к детям с высоким уровнем тревожности (создание си­туаций успеха, позитивная оценка малейших положительных сдвигов, при­влечение детей к оценке себя с акцентом на положительные стороны);

- рациональное объединение детей для выполнения определенной дея­тельности, игры и т. п.;

- активизация положительного “общественного мнения”, позитивных оце­нок других детей по отношению к тревожному ребенку;

- обсуждение с родителями конкретной тактики работы с ребенком до­ма, нацеливание их на изменение отношения к ребенку;

- использование специальных психотерапевтических форм, методов и приемов (психогимнастика, релаксация, игротерапия, тренинг и др.).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 453; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.82.23 (0.027 с.)