Тема 3. Структура базовых отчетных форм 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3. Структура базовых отчетных форм



Главной формой финансовой отчетности во всем мире является бухгалтерский баланс (ББ). Даже беглое его чтение может дать аналитику, имеющему опыт, достаточно полную картину о текущем финансовом положении предприятия и результаты его деятельности.

Каждый заинтересованный пользователь должен понимать экономическое содержание каждой балансовой статьи, способы ее оценки, роль в деятельности коммерческой организации, связь с другими статьями, характер изменений сумм по той или иной статье и значение этих изменений для экономики коммерческой организации. Умение читать баланс дает возможность только на основании изучения балансовых статей получить значительный объем информации о предприятии. Чтение баланса позволяет определить степень обеспеченности коммерческой организации собственными оборотными средствами, установить, за счет каких статей изменилась их величина, выявить факты иммобилизации средств, использования их не по назначению. Уметь читать баланс должны руководитель коммерческой организации, работники экономических и других служб для решения самых разнообразных вопросов.

В плановой работе необходимо учитывать наличие ресурсов, зафиксированное в балансе: при составлении плана снабжения — производственных запасов; при составлении сметы производства — остатков незавершенного производства; при разработке плана реализации — остатков готовой продукции на складах и отгруженной продукции; при составлении финансового плана — наличие собственных оборотных средств, запасов материалов и других ценностей, остатков денежных средств, оптимальность структуры оборотных средств и т.д.

Термин «баланс» в переводе с латинского означает «двухчашечные весы» и употребляется как символ равновесия. Балансовый метод, как способ представления данных в виде двухсторонней таблицы с равными итогами широко используется в планировании, экономическом анализе, учете. Как бухгалтерский термин баланс существует уже 600 лет.

Значение баланса столь велико, что его часто выделяют в самостоятельную отчетную единицу, а все остальные формы являются дополнением. Если в дополнительных отчетных формах отражаются показатели, характеризующие ту или иную сторону деятельности, то в балансе характеризуется состояние всех средств предприятия и конечный результат его деятельности за отчетный период.

ББ построен на основании классификации хозяйственных средств. Состоит из двух равновеликих частей: в одной отражаются средства по их составу, в другой – по источникам их формирования. Соответственно речь идет об активе (А) и пассиве (П) баланса.

Балансовое уравнение имеет вид:

Актив = Капитал + Обязательства

Важнейшей особенностью ББ является равенство итогов А и П. Каждый элемент А и П называют статьей баланса. Статьи в балансе по активу распределены на 2 раздела, в пассиве на 3. Каждая статья имеет свою кодировку, что облегчает работу по анализу статей.

В зависимости от ситуации и времени составления балансы классифицируются на: вступительные, текущие, ликвидационные, разделительные, объединительные.

Вступительный баланс составляется на момент возникновения предприятия. Показывает сумму материальных и денежных средств с которыми предприятие начинает свою деятельность, а также размер зарегистрированного УК.

Текущие балансы составляются периодически в течение всего времени существования предприятия. Заключительный баланс отчетного года является начальным балансом следующего года.

Ликвидационные балансы составляются при ликвидации предприятия. Причем, поскольку ликвидация может занять достаточно большой промежуток времени, то могут составляться вступительный ликвидационный, промежуточный ликвидационный, заключительный ликвидационный ББ.

Разделительные ББ составляют на момент разделения крупного предприятия на несколько более мелких. Если происходит передача структурных единиц предприятия другому, то баланс чаще именуется передаточным.

Объединительный баланс составляется при слиянии нескольких предприятий в одно.

В современных рыночных условиях, крупные предприятия структурно могут иметь дочерние предприятия, которые имеют статус самостоятельного юридического лица и собственную финансовую отчетность, но экономически зависят от головной фирмы через контрольный пакет.

ГК РФ устанавливает принадлежность обществ к дочерним или зависимым:

- общество признается дочерним, если основное предприятие имеет преобладающую долю в его УК и определяет решения, принимаемые таким обществом.

- общество признается зависимым, если другое предприятие имеет более 20% всех голосующих акций АО или 20% складочного капитала ООО.

Организации, имеющие в своей структуре дочерние предприятия, составляют консолидированную отчетность, получившую в нашей стране название сводной.

Консолидированные отчеты показывают, какими бы были отчеты организации, если бы она закрыла все «дочки» и осуществляла непосредственное управление их деятельностью в рамках одного юридического лица.

Консолидированная отчетность адресована руководству и наблюдательным советам, учредителям, а также внешним потребителям информации: существующие и потенциальные инвесторы, кредиторы, контрагенты, государство. Тем самым такая отчетность замыкается на информационной функции. Для внешних пользователей она выступает в качестве дополнительной информации, которая устраняет ограниченность частных балансов.

При консолидации возникают дополнительные трудности, связанные с необходимостью элиминирования некоторых статей, отражающих взаимные внутрифирменные операции, во избежание повторного счета и искусственного завышения величины собственного капитала.

Статьи, подлежащие элиминированию – это статьи, исключающиеся из консолидированной отчетности: задолженность по еще не внесенным вкладам в УК, авансы полученные и выданные, займы компаний, входящих в группу, взаимная Д и К задолженность, расходы и доходы будущих периодов.

Способ включения зависимых обществ в консолидированную отчетность отличается. Здесь используется метод «доли в капитале». Согласно этому методу, участие в зависимых компаниях отражается особой статьей в разделе «Внеоборотные активы».

Требования, предъявляемые к тем или иным ББ единые:

- правдивость, т.е. обоснованность его показателей документами, записями в текущем учете, бухгалтерскими расчетами и данными инвентаризации.

- преемственность, т.е. каждый последующий баланс должен вытекать из предыдущего.

- единство, т.е. баланс должен быть составлен на основе единых принципов учета и оценки, что определяется ПБУ и Приказом об учетной политике.

Традиционно все имущество, именуемое активами предприятия, делится на 2 базовые группы статей: внеоборотные и оборотные активы. Базовый классификационный признак градации – степень ликвидности имущества.

Источники образования имущества (собственно пассивы), делятся условно также на 2 группы: капитал и обязательства. Для термина «Капитал» в данном случае логично использовать приложение «Собственный», поскольку именно о нем и идет речь.

Обязательства же в балансе классифицируются по срочности погашения на долгосрочные и краткосрочные. По факту это есть заемный капитал, но во избежание смысловой путаницы в учете данный термин не используется. Отсюда следует, что фактически пассив состоит из 3 групп статей: капитала (собственного), долгосрочных и краткосрочных обязательств.

В соответствии с приказом Минфина России № 66н состав статей бухгалтерского баланса сократился по сравнению с бухгалтерским балансом 2010 г., дополнительной расшифровки (запасы, дебиторская и кредиторская задолженность, резервный капитал) исчезли. Однако информация к строке бухгалтерского баланса (отчета о прибылях и убытках), которая является существенной для оценки заинтересованными пользователями финансового положения организации, должна раскрываться в Пояснениях. Номер таких Пояснений должен указываться в специально отведенной графе.

Если анализ проводится только на основании баланса, то те или иные вопросы могут быть рассмотрены лишь в самых общих чертах. Значительно расширяется круг изучаемых вопросов и, главное, углубляется анализ при использовании помимо баланса остальных форм отчетности и данных текущего бухгалтерского учета.

Особое место в совокупности форм финансовой отчетности занимает отчет о прибылях и убытках. На основании отчета можно сделать вывод о структуре доходов и расходов компании, уровне налоговой нагрузки на прибыль, суммовом значении чистой прибыли. Также статьи формы необходимы для расчета показателей доходности и рентабельности.

Структурно в отчете о прибылях и убытках можно выделить три блока:

- доходы и расходы по обычным видам деятельности;

- прочие доходы и расходы;

- расчет налога на прибыль в соответствии с ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль» и чистой прибыли.

Форма имеет строгий арифметический порядок расчета. Доходные статьи указываются без скобок, вычитаемые статьи (расход) в скобках для визуального упрощения арифметических расчетов.

В Справочной информации отчета о прибылях и убытках теперь указывается «Совокупный финансовый результат периода», который складывается из суммы вновь введенных показателей по строкам «Чистая прибыль (убыток)», «Результат от переоценки внеоборотных активов, не включаемый в чистую прибыль (убыток) периода» и «Результат от прочих операций, не включаемый в чистую прибыль (убыток) отчетного периода».

Отчет об изменениях капитала, по сути, являет собой чистую расшифровку третьего раздела бухгалтерского баланса «Капитал и резервы». Поскольку баланс содержит только абсолютные показатели статей на начало и конец отчетного периода, то для анализа изменений этих данных явно недостаточно. Отчет дает четное представление об источниках увеличения и направлениях использования капитала предприятия за период.

В отличие от отчета 2010 года новый формат содержит следующие изменения:

1. В отчете об изменениях капитала поменялась структура показателей: расшифровка строки «Изменения в Учетной политике» выведена в отдельный раздел «Корректировки в связи с изменением учетной политики и исправлением ошибок».

2. Раздел «Резервы» - исключен.

3. Показатель «Чистые активы» переведен из Справки в отдельный раздел и данные по нему приводятся аналогично данным баланса, в сопоставимости за три отчетных периода.

4. Кроме того, в форму добавлена еще одна графа «Собственные акции, выкупленные у акционеров».

Отчет о движении денежных средств является расшифровкой статьи бухгалтерского баланса «Денежные средства».

В соответствии с отчетной формой весь денежный поток (как наличный, так и безналичный) группируется по трем видам деятельности: текущей, инвестиционной и финансовой.

В соответствии с приказом Минфина России № 66н претерпела незначительные изменения структура показателей отчета о движении денежных средств: остаток денежных средств на начало и конец периода, результат движения денежных средств выведены в конец формы. Строки «Чистые денежные средства от _____ деятельности» переименован в «Результат движения денежных средств от ______ деятельности».

Как указывалось выше, стандартный состав отчетности более не содержит Приложения к бухгалтерскому балансу. На смену этой форме приходят Пояснения к бухгалтерскомубалансу, необходимые для понимания сущности изменений статей бухгалтерского баланса, не подвергнутых расшифровке.

Примерная форма Пояснений в виде таблицы приведена в Приложении 5 к данному методическому пособию, при этом организация может выбрать рекомендованный вариант формы или разработать свою форму, но с обязательным условием, чтобы в Пояснениях была раскрыта вся существенная информация для заинтересованных пользователей.

Повторюсь, Пояснения, это, по сути, ныне действующая «пятая» форма. Однако различия в них все же есть:

1. В формах Пояснений кроме показателей на начало и конец отчетного периода и изменений за период, для сопоставимости показателей данные по строкам приводятся также и за предыдущий год.

2. Информация по наличию и движению НИОКР по объектам (группам объектов) объединена в одном разделе «Нематериальные активы и расходы на НИОКР».
3. В раздел «Основные средства» Пояснений включен новый подраздел «Незавершенные капитальные вложения» с указанием понесенных затрат, списанием затрат и принятием капитальных вложений к учету в качестве основных средств.

4. Из справочной информации в отдельный раздел выведены показатели «Изменения стоимости основных средств в результате достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации» с указанием конкретных объектов основных средств, подвергшихся модернизации.

5. В разделе «Финансовые вложения» необходимо указывать дополнительную информацию: изменения финансовых вложений за период (выбытие, начисление процентов и т.д.), их иное использование.

6. Пояснения дополнены разделом «Запасы», где должна раскрываться информация по группам запасов: остатки на начало и конец года, изменения за период (поступило, выбыло, резерв под снижение стоимости, в залоге и т.д.).

7. В разделе «Дебиторская и кредиторская задолженности» информацию необходимо будет раскрыть в разрезе изменений за период (поступление, причитающиеся проценты, погашение, восстановление резерва, перевод из долгосрочной в краткосрочную и т.д.) и отдельно выделить просроченную дебиторскую и кредиторскую задолженности.

8. Пояснения дополнены разделом «Резервы под условные обязательства».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 263; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.108.9 (0.018 с.)