Тема 2.4. Классическая немецкая философия. Понятие и основные направления неклассической философии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2.4. Классическая немецкая философия. Понятие и основные направления неклассической философии



Социально-исторические и культурные предпосылки немецкой классической философии. «Трансцендентальная» философия И. Канта: активность субъекта познания, соотношение явления и сущности, априорные формы чувственности, рассудка и разума. «Вещь в себе». Вопросы диалек тики в философии Канта: критика «рациональной психологии», критика «рациональной космологии», антиномии, критика «рациональной теологии». Этика и эстетика Канта. «Категорический императив». Социально-философские взгляды Канта: общественный прогресс, гражданское общество, соотношение морали и политики.Онтологический субъективизм И. Фихте. «Я» как исходный путь философии. Философия как наукоучение. Проблема субъективности в философии Фихте. Объективный идеализм Ф. Шеллинга. Философия Г.Гегеля как крупнейшего представителя классического рационализма. «Феноменология духа» – исток и тайна гегелевской философии. Основания идеализма. Понятие «абсолютной идеи», тождество мышления и бытия. Система философии Гегеля: логика, философия природы, философия духа. Гегелевская философия истории, государства, права и свободы. Диалектика в философии Гегеля. Кризис гегельянства. Антропологический материализм Л.Фейербаха. Принцип тождества бытия и чувственности: онтологический, гносеологический и «практический» аспекты. Этико-философские взгляды Фейербаха: «новая философия» как «новая религия», учение об «этике любви». Влияние немецкой классической философии на философскую традицию ХIХ–ХХ вв. Философские взгляды К.Маркса и Ф.Энгельса. Марксизм и его место в истории философской мысли.

Основные принципы классической и неклассической философии. Проблема нерационального: А.Шопенгауэр и Ф.Ницше. Примат воли по отношению к разуму. «Воля к власти». «Философия жизни» (А.Бергсон). Прагматизм (И.С.Пирс, У.Джеймс, Дж.Дьюи). Философия науки: от позитивизма к постпозитивизму. Проблема научной истины в позитивизме. «Критический рационализм» К. Поппера. Принцип верификации. Философские воззрения И. Лакатоса и П.Феейрабенда. Концепция научных революций Т. Куна. Понятие парадигмы.

Философия человека: экзистенциализм, персонализм, философская антропология. Существование человека и его сущность. Бытие человека и бытие мира. Учение о пограничных ситуациях. Фрейдизм и неофрейдизм о проблеме человека. Эволюция религиозной философии в ХХ веке. Неотомизм (Ж.Маритен, Г.Марсель, Э.Жильсон). Этическая компонента религиозной философии. Проблема добра и зла. Язык и знание. Проблема понимания. Герменевтика (Г.-Г. Гадамер, П.Рикёр). Структурализм (К.Леви-Стросс) и постструктурализм (Ж.Деррида, М.Фуко). Тенденция к углублению социально-нравственной проблематики в философии ХХ века.

Рационализм и иррационализм в философских концепциях человека. Фрейдистское понимание человека.

Проблема бессознательного и психоанализ (З. рейд, К. нг, А. длер). Проблема «коллективного бессознательного». Понятие нормы в человеческом поведении и психике. Разум и бессознательное. Зигмунд Фрейд и создание психоанализа. Биографии Фрейда /С.Цвейг, Ж-П. Сартр, И.Стоун/ Фрейдизм - рационалистическое учение об иррациональном. Неофрейдизм (В.Райх, Э.Фромм, Г.Маркузе). Гуманистические цели психоанализа, практика психоанализа, психоанализ в современной западной культуре.

 

 

3.2. Темы семинарских занятий.

Семинар 1. Что такое философия. Место и роль философии в современных обществах.

Семинар 2. Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия. Миф и мифологическое сознание.

Семинар 3. Человек, общество, культура.

Семинар 4. Смысл человеческого бытия.

Семинар 5. Сознание и познание.

Семинар 6. Философия Древнего Востока. Религиозные системы Индии, Китая.

Семинар 7. Античная Философия

Семинар 8. Философия в средневековой картине мира. Философия Возрождения. Философия Нового времени. Философия Просвещение.

Семинар 9. Немецкая классическая философия Неклассическая философия ХХ век: Рационализм и иррационализм в философских концепциях человека. Фрейдистское понимание человека

 

3.3. Тематика заданий для самостоятельной работы.

 

Темы рефератов

 

1. Философские школы Древней Индии.

2. Древнекитайская философия.

3. Человек и общество в философской культуре Древнего Востока.

4. Философские школы в досократический период.

5. Этическое учение Сократа. Сократические школы.

6. Философская система Платона.

7. Энциклопедический характер философии Аристотеля.

8. Философия эллинизма: этическое учение Эпикура.

9. Сущность философских учений: стоицизм, скептицизм, неоплатонизм.

10. Философия Августина Блаженного.

11. Философские взгляды Фомы Аквинского.

12. Философия красоты Леонардо де Винчи.

13. Традиции арабо-испанской философской школы.

14. Философия Природы Джордано Бруно.

15. Новая научная картина мира в трудах Н. Коперника и Г. Галелея

16. Философские взгляды Ф.Бэкона.

17. Философия Т.Гоббса: учение о единой материальной субстанции; теория познания; учение о государстве.

18. Дуалистическая философия Р.Декарта. Картезианское сомнение.

19. Монизм Б.Спинозы.

20. Теория познания Дж.Локка.

21. Деизм философии французского Просвещения: Вольтер, Монтескье,

22. Ж-Ж. Руссо.

23. Атеистическо-материалистические взгляды французских просветителей: Д.Дидро, П.Гельвеций, П.Гольбах.

24. Утопическо-социалистическая философия Морелли и Сен-Симона.

25. И.Кант – родоначальник классической немецкой философии.

26. Этическое учение И.Канта.

27. Система объективного идеализма Г.Гегеля.

28. Идеалистическая диалектика Г.Гегеля.

29. Атеистическое учение Л.Фейербаха.

30. Философские учения о рационализме и иррационализме.

31. Логический позитивизм и лингвистическая философия О.Конта и Э.Маха.

32. Философские концепции научно-технического прогресса и процессов глобализации.

33. Иррационализм и волюнтаризм Ф.Ницше.

34. Проблема истины и ее критерии в философии прагматизма.

35. Э.Фромм: социальное бессознательное.

36. Фрейдизм и неофрейдизм.

37. Философия А.Шопенгауэра: учение о мире как воле и представлении.

38. Бергсон: учение о «жизненном порыве» и сверхразумной интуиции.

39. Сущность неотомизма и персонализма.

40. Философские идеи М.В.Ломоносова.

41. Критика славянофилами культуры Запада и обоснование особого исторического пути России.

42. Два направления западничества: либеральное и радикально-демократическое.

43. Религиозный экзистенциализм Н.А.Бердяева: разработка проблемы свободы и творчества.

44. Русский космизм в учении Н.Ф.Федорова.

45. Философское учение Гюрджиева и Блаватской.

46. Философия всеединства В.Соловьева.

47. Павел Флоренский как человек, богослов и мыслитель.

48. Современные научные концепции пространства и времени.

49. Философское мировоззрение и философская картина мира.

50. Единство материи, движения, пространства и времени в свете современного естествознания.

51. Основные принципы диалектики.

52. Диалектика и метафизика.

53. Парадигмы развития: эволюционная, религиозная, циклическая, конкретно-всеобщая.

54. Человек как индивид и личность.

55. Человек и история. Исторический процесс: свобода и необходимость.

56. Кризис культуры как кризис ценностей.

57. Социальная детерминация человека.

58. Многообразие видов человеческой деятельности: преобразовательная; познавательная; ценностно-ориентационная; коммуникативная.

59. Основные философские парадигмы сознания.

60. Психофизиологическая основа сознания.

61. Роль идеального в творчестве человека.

62. Роль субъективного в познании мира.

63. Общественная природа и активность сознания.

64. Роль труда, языка и общения в формировании сознания.

65. Человек в системе социальных связей.

66. Ценности и идеалы как основа общественных норм.

67. Общество как система. Важнейшие подсистемы общества: экономическая, социальная, политическая, духовная и их взаимосвязь.

68. Общество как исторический процесс. Понятие социальной динамики.

69. Проблема направленности общественного развития.

70. Гражданское общество и правовое государство.

71. Концепция «открытого» и «закрытого» общества.

 

3.4. Примерный список вопросов к зачету.

 

1. Миф и его отношение к познанию. Современное мифотворчество.

2. Философские школы Древней Индии.

3. Древнекитайская философия.

4. Человек и общество в философской культуре Древнего Востока.

5. Философские школы в досократический период.

6. Этическое учение Сократа. Сократические школы.

7. Философская система Платона.

8. Энциклопедический характер философии Аристотеля.

9. Философия эллинизма: этическое учение Эпикура.

10. Сущность философских учений: стоицизм, скептицизм.

11. Философия Августина Блаженного.

12. Философские взгляды Фомы Аквинского.

13. Философия красоты Леонардо де Винчи.

14. Философия Природы Джордано Бруно.

15. Новая научная картина мира в трудах Н. Коперника и Г. Галелея

16. Философские взгляды Ф.Бэкона.

17. Философия Т.Гоббса: учение о единой материальной субстанции; теория познания; учение о государстве.

18. Дуалистическая философия Р.Декарта. Картезианское сомнение.

19. Монизм Б.Спинозы.

20. Теория познания Дж.Локка.

21. Деизм философии французского Просвещения: Вольтер, Монтескье, Ж-Ж.. Руссо.

22. Атеистическо-материалистические взгляды французских просветителей: Д.Дидро, П.Гельвеций, П.Гольбах.

23. Утопическо-социалистическая философия Морелли и Сен-Симона.

24. И.Кант – родоначальник классической немецкой философии.

25. Этическое учение И.Канта.

26. Система объективного идеализма Г.Гегеля.

27. Идеалистическая диалектика Г.Гегеля.

28. Атеистическое учение Л.Фейербаха.

29. Философские учения о рационализме и иррационализме.

30. Логический позитивизм и лингвистическая философия О.Конта и Э.Маха.

31. Философские концепции научно-технического прогресса и процессов глобализации.

32. Иррационализм и волюнтаризм Ф.Ницше.

33. Проблема истины и ее критерии в философии прагматизма.

34. Э.Фромм: социальное бессознательное.

35. Фрейдизм и неофрейдизм.

36. Философия А.Шопенгауэра: учение о мире как воле и представлении.

37. Бергсон: учение о «жизненном порыве» и сверхразумной интуиции.

38. Сущность неотомизма и персонализма.

 

 

4. ФОРМЫ ПРОМЕЖУТОЧНОГО И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ

 

Данный курс предусматривает проведение семинарских занятий, количество и содержание которых соответствует количеству и содержанию лекционных занятий.

В рамках курса студенты пишут один тест и два эссе. Контрольная работа и доклад (домашнее задание) являются текущим контролем, а оба эссе – промежуточным. В качестве итогового контроля предусмотрено собеседование-зачет.

 

Самостоятельная внеаудиторная работа студентов в рамках курса складывается из чтения и анализа первоисточников и современных философских текстов и комментарий и подготовки докладов для выступления на семинарах (домашнее задание), написания эссе, чтения дополнительной литературы.

 

В конце курса в качестве итогового контроля проводится зачет.

 

Итоговая оценка за курс, складывается из следующих составляющих:

10% - оценка тестирования

10% - оценка доклада (домашнее задание)

20% - оценка первого эссе

20% - оценка второго эссе

10% - оценка работы на семинарах (участие в обсуждениях и дискуссиях)

30% - оценка экзамена.

 

В качестве домашнего задания студенты должны подготовить доклад по любой из тем, указанных в лекционном курсе, по договоренности с преподавателем.

 

На тестировании проверяются знания философских текстов, обсужденных на семинарах. Контрольная состоит как из закрытых, так и открытых вопросов.

Пример закрытого вопроса:

Платоновская «идея» это:

1. Совокупность всех формальных определений вещи

2. Совокупность чувственных представлений человека о данной вещи

3. Сумма всех мыслимых аспектов вещи

4. Условие существования и единства вещи

 

Пример открытого вопроса:

С точки зрения Декарта, у здания должен быть один архитектор, у государства — один законодатель, а у вселенной — один творец. Почему это важно?

Пояснение к понятию «эссе»

В эссе, которые студенты пишут в рамках данного курса, должно быть продемонстрировано:

· знание первоисточников и умение их сопоставлять

· умение пользоваться необходимым понятийным аппаратом

· умение мыслить самостоятельно, творчески работать с имеющимся материалом, внятно выражать и аргументировать собственную точку зрения

· аналитическая работа по раскрытию заданной темы.

Примерные темы эссе

 

1. «Человек имеет свободу выбора, ибо в противном случае советы, увещева­ния, назидания, награды и наказания были бы бессмысленны».

Ф. Аквинский

2. «Создает человека природа, но развивает и образует его общество».

В. Белинский

3. «Иногда для того, чтобы стать бессмертным, надо заплатить ценою целой жизни».

Ф. Ницше

4. «Но если неизбежность смерти несовместима с истинной любовью, то бес­смертие совершенно несовместимо с пустотой нашей жизни».

В. Соловьев

5. «Волю и желание нельзя смешивать... Я хочу действия, которое тянет в одну сторону, в то время как мое желание тянет в другую, прямо противо­положную».

Дж. Локк

6. «Те сомнения, которые не разрешает теория, разрешит тебе практика».

Л. Фейербах

7. «Будьте внимательны к своим мыслям — они начало поступков».

Лао-Цзы

8. «Нравственный закон, который человек должен свободно открыть в себе, автоматически дает свои предписания, одинаковые для всех людей и для всех случаев жизни».

Н. Бердяев

9. «Наука — это истина, помноженная на сомнение».

Валери

10. «Мы не должны дозволить никому переделывать историческую истину».

Н. Пирогов

11. «Зверь никогда не доходит до такого страшного падения, до какого доходит человек».

И. Бердяев

12. «Нужды растут не столько от насущной необходимости, сколько от каприз­ных желаний».

Ж.-Ж. Руссо

13. «Всякое познание берет начало от разума и исходит от чувств».

Ф. Патрици

14. «Человек— не вещь, а живое существо, которое можно понять только в длительном процессе развития. В любой миг своей жизни он еще не являет­ся тем, чем может стать и чем он, возможно, еще станет».

Э. Фромм

15. «Без общества человек был бы жалок, испытывая недостаток в побуждени­ях к совершенствованию».

У. Годвин

16. «Говорят, мир возник из хаоса. Мы должны позаботиться, чтобы он не кон­чил тем, с чего начал».

В. Жемчужников

17. «Все было встарь, все повторится снова».

О. Мандельштам

18. «У нас нет времени, чтобы стать самим собой».

А. Камю

19. «Люди не рождаются, а становятся теми, кто они есть».

К. Гельвеции

20. «Свобода сопряжена с ответственностью. Поэтому-то многие и боятся ее».

Б. Шоу

21. «Деятельность — единственный путь к знанию».

Б. Шоу

22. «Гораздо легче узнать человека вообще, чем какого-либо человека в част­ности».

Ф. Ларошфуко

Возможно, ли построить идеальный мир? Нужно ли стремиться к его построению? Как бы ответили на эти вопросы Платон, Й. Берлин, К. Поппер, Ф. Ницше, М. Монтень?

 

Почему, с Вашей точки зрения, над входом в платоновскую Академию была сделана надпись: «Незнающим геометрии вход воспрещен»? Как этот лозунг связан с политическим проектом Платона?

 

Для чего грекам нужен был полис? Сравните точки зрения Платона, Аристотеля и Х. Арендт.

 

Для чего, с Вашей точки зрения, Платон включил в диалог «Пир» речь Алкивиада?

 

В диалоге Платона «Горгий» точки зрения Сократа и Калликла окончательно разошлись в вопросе о том, должен ли подлинный властитель «властвовать над самим собой» (491 d). Что для греческих мыслителей классической эпохи означает эта формула? Какую позицию в этом споре занял бы Аристотель? Какую позицию занял бы Алкивиад?

 

Что является общим для стилей жизни, практиковавшихся в рамках различных философских школ (Академия, Ликей, киренаики, киники, …). Каковы основные отличия? Почему философские школы часто основывались в бывших гимназиях?

 

Как в философии Платона связаны тема Эроса и сократовский принцип «заботы о себе»?

 

Возможно ли «познать самого себя»? Нужно ли это делать? Что мы, в итоге, познаём, познавая себя? И кто именно при этом познаёт? Сравните точки зрения Декарта, Юма, Ницше.

 

Какие элементы античной «культуры себя» и античных типов философствования можно обнаружить в философии Декарта?

 

Существует ли такая вещь, как «я»? Что она собой представляет, с точки зрения Декарта, британских эмпиристов, Ницше, с Вашей собственной точки зрения? Зачем она нужна?

 

Почему, по мнению Декарта, философу необходимо путешествовать? Кто из философов, изучавшихся в нашем курсе, согласился бы с Декартом (полностью или с оговорками)? Кто не согласился бы в самом принципе? Почему? (Приведите несколько примеров).

 

Сравните ответы, которые дают на вопрос «Что такое просвещение» И. Кант и М. Фуко. Что нового добавляет Фуко к ответу Канта?

 

Можно ли считать убедительными аргументы Дж. Мура в пользу существования «внешнего мира»? Нужно ли вообще доказывать его существование?

 


5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

 

Интернет-источники.

Электронные библиотеки

Режим доступа: http://www.philosophy.ru/main/resources Сайт института философии Российской Академии наук. На нем представлены электронная библиотека и другие философские ресурсы.

Режим доступа: http://www.philosophy.nsc.ru/ Сайт Сибирского отделения института философии РАН. На нем представлена электронная библиотека, материалы различных семинаров, конференций и др.

Режим доступа: http://www.philosophy.ru/library/vopros/00.html Страница журнала «Вопросы философии». На нем представлено содержание журнала с 1947г.

Режим доступа: http://antology.rchgi.spb.ru/ На сайте представлена библиотека по философии Средневековья.

Режим доступа: http://filosof.historic.ru/books Электронная библиотека по философии

Режим доступа: http://psylib.org.ua/books Психологическая библиотека Киевского Фонда cодействия развитию психической культуры

Режим доступа: http://www.gumer.info Библиотека Гумер – электронная библиотека для студентов и преподавателей

Режим доступа: http://www.ihtik.lib.ru Электронная полнотекстовая «Библиотека Ихтика (г. Уфа)

Режим доступа: http://humanities.edu.ru Российское Образование. Портал социально-гуманитарного и политологического образования.

Режим доступа: http://www.ufa.muh.ru/external.php Электронная библиотека Уфимского филиала СГИ.

Режим доступа: http://www.vusnet.ru/biblio Библиотека учебной и научной литературы Русского Гуманитарного интернет-университета.

abovo.net.ru сайт под названием "Научная библиотека" - содержит много книг по Религиоведению (1821) и немного по Философии (427). Раздел "Философия" состоит из Античной Греческой (Аристотель, Платон), Русской (Соловьев, Шестов, Бердяев, Лосев, Федоров и др.) и Антропология.

abuss.narod.ru - сайт "Abuss". На сайте размещены как работы самого автора (Шильман М.И.), посвященные философии Истории, так и другие тексты.

academtext.com - библиотека "AcademText", раздел "Философия": в Учебниках - 21 книга, Дополнительная лит-ра.

anthropology.ru - Кафедра философской антропологии философского факультета СПбГУ. Очень большое кол-во статей по философской антропологии и культурологии (в основном отечественных авторов).

auditorium.ru - гуманитарная библиотека.

books.atheism.ru - библиотека "Философия и атеизм". Радел "Философия", открывается весь список. Кроме того можно выбрать "Архив сайта", тогда откроются все тексты (более 500). В разделе Учебка - десяток учебников, в основном по философии.

gumfak.ru - электронная библиотека для студентов Гуманитарных специальностей. В разделе Философия 101 работа (учебники, учебные пособия, лекции, хрестоматии, словари, дополнительные материалы).

lib.chistopol.ru (=lib.prometey.org) - библиотека гор. Чистополя, раздел "Философия" - 442 книги. Удобнее выбрать "Все названия книг на одной стр." (по автору или по названию). Книги в формате txt.

lib.ru - раздел "Философия" в библиотеке М. Мошкова. Античная философия, Западные философы, Русские философы. Ссылки.

magister.msk.ru - раздел Философия в библиотеке Магистра. В основном множество статей. Авторы: Булгаков, Флоренский, Шестов, Соловьев, Розанов, Бердяев, Федоров, Устрялов, Рерих, Платон и др.

philos.omsk.edu - библиотека Философского факультета Омского Госпедуниверситета. Всего около 700 книг в rar-архивах. Поиск по алфавиту и по разделам: Западная философия, Философское наследие, Античность, Русская философия, Мифология, Учебники (46), Психология, Религиоведение и др.

philosophy.allru.net - сайт "Золотая Философия" - 347 работ известных авторов, чаще не большие; их можно как читать, так и скачать.

uchcom.botik.ru - виртуальная библиотека "Философия для всех". Систематизированный (по хронологическому и тематическому принципам) каталог книг и статей по философии, имеющихся в Рунете, аннотированный обзор сайтов и ресурсов по философии. Разделы: История философии, Теория философии. (Хорошие подборки материалов по Античной философии. Есть и устаревшие ссылки, но в целом весьма полезный ресурс по этой тематике.)

intencia.ru - сайт "Все о философии". Разделы: История философии, Философы, Философия стран; Философия религии, Философия истории, Политическая философия, Рефераты, Книги.

anthropology.ru - "Антропология" Веб-кафедра философской антропологии: тексты, материалы семинаров, дискуссии, научная жизнь, программы курсов. (Большая подборка текстов по тематике сайта.)

ido.rudn.ru (Философия) - электронный учебник по курсу "Философия" (авт.: Гречко П.К., Вержбицкий В.В.) от Федерального фонда учебных курсов на портале Института Дистанц. Образования. Учебник рассчитан на всех тех, кто изучает философию в высших учебных заведениях Российской Федерации, а также на тех, кто интересуется философией в порядке самообразования. По объему и характеру изложения структура текста учебника приближена к традиционным лекциям и семинарским занятиям в ВУЗе. (Читать на месте, скачать нельзя.) Плюс: Дополнительный материал (тематические подборки фрагментов из статей и книг) и Хрестоматия (подборки статей и книг по темам).

 

 

Литература

 

Основная

 

1. Гриненко Г.В. История философии.-М.: Юрайт, 2007

2. Кармин А.С. Философия – М., 2007

3. Спиркин А.Г. Философия. – М., 2005.

4. Философия. Энциклопедический словарь. – М., 2006.

Дополнительная литература (по всей программе)

 

1. Философский энциклопедический словарь, М., 1983 г.

2. Краткая философская энциклопедия, М., 1994 г.

3. Антология мировой философии в 4 тт.,М,1969-1973.

4. Мир философии. Сборник текстов в 2-х томах, М., 1991 г.

5. Реале Дж., Антисери Дж. Западная философия от истоков до наших дней. т.1-4,СПб., 1994-98 гг.

6. Ксенофонт, Воспоминания о Сократе. М.: Наука, 1993.

7. Платон, Собрание сочинений. В 4 т., под общ. ред. А. Ф. Лосева и др. М.: Мысль, 1990-1994.

8. Аристотель. Сочинения. В 4 т., под общ. ред. А. И. Доватура. М.: Мысль, 1975-1983.

9. Диоген Лаэртский, О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов, М.: Мысль, 1986.

10. Луций Анней Сенека, Нравственные письма к Луцилию, М.: Наука, 1977.

11. М. Монтень, Опыты. М.: Наука, 1981.

12. Р. Декарт, Собрание сочинений в двух томах. М.: Мысль, 1989, 1994.

13. Т. Гоббс, Сочинения в двух томах, М: Мысль, 1989, 1991.

14. Дж. Локк, Сочинения в трех томах, М.: Мысль, 1985, 1988.

15. Ж.Ж. Руссо, Об общественном договоре, М.: Канон пресс; Кучково поле, 1998.

16. Кант И. Критика чистого разума. – М., 1999

17. Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. – М., 1999

18. Кассирер Э. Жизнь и учение Канта. – СПб. – 1997.

19. М. Лунин, Письма из Сибири. М.: Наука, 1987.

20. Ф. Ницше, Собрание сочинений в двух томах, М.: Мысль, 1990 и интернет-ресурс: www.nietzsche.ru.

21. Интернет-ресурс http://www.philosophy.ru/library/library.html

22. Бердяев Н.А. О назначении человека. – М., 1993.

23. Вернадский В.И. Начало и вечность жизни. – М., 1969.

24. Виндельбанд В. Избранное. М., 1995

25. Витгенштейн Л. Философские исследования

26. Гадамер Г.-Х. Истина и метод. — М., 1988.

27. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия". М., 1986 г.

28. Горфункель А.Х.Философия эпохи Возрождения.-М: Высшая школа,1980;

29. Зеньковский В.В. История русской философии. В 2 тт.М:Прометей,1991.

30. Капица С.П., Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г. Синергетика и прогнозы будущего. – М., 1997.

31. Камю А. Бунтующий человек. – М., 1990.

32. Кузнецов В., Мееровский Б., Грязнов А. Западно-европейская философия XYIII в.-М: Высшая школа,1986;

33. Лоренц К. Восемь смертных грехов цивилизованного человечества // Лоренц К. Оборотная сторона

34. зеркала. – М.: Республика, 1998.

35. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура.

36. Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991 г.

37. Мамардашвили М. Лекции по античной философии. – М.: АГРАФ, 1999

38. Мамардашвили М.К. Сознание как философская проблема // Мамардашвили М.К. Необходимость себя / Лекции. Статьи. Философские заметки. — М.: «Лабиринт», 1996.

39. Мамардашвили М.К. О психоанализе // Мамардашвили М.К. Необходимость себя / Лекции. Статьи. Философские заметки. — М.: «Лабиринт», 1996.

40. Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие // Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения. Т. 13.

41. Маркс К. Тезисы о Фейербахе //. Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения. Т. 3.

42. Маркс К. Экономически-философские рукописи // Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения. Т. 3.

43. Маркс К. Немецкая идеология // Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения. Т. 3 (разд. "Фейербах").

44. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. – М., 1986.

45. Русская философия. Словарь. М., 1995 г

46. Соколов В.В. Средневековая философия.-М: Высшая школа,1979.

47. Современная западная философия /словарь-справочник/.М,1990;

48. Сорокин П. Человек. Цивилизация, общество. – М.: Политиздат, 1992.

49. Спиноза Б. Трактаты – М., 1998

50. Ницше Ф. Сочинения: в 2 т. – М., 1998

51. Ницше Ф. pro et contra Антология. СПб, 2001

52. Данто А. Ницше как философ. – М., 2000

53. Кьеркегор С. Страх и трепет. – М., 1998

54. Фуко М. История безумия в классическую эпоху. СПб, 1997

55. Философы двадцатого века. – М., 1999

56. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. – М., 1987.

57. Тойнби Дж. Постижение истории. – М., 1992.

58. Хайдеггер М. Время и бытие. — М., 1993.

59. Хаксли О. Вечная философия. – М., 1997.

60. Христианство. Энциклопедический словарь: В 3 т. - М., 1993-1995.

61. Хюбшер Артур Мыслители нашего времени (справочник философии

62. Запада ХХ в.. М., 1991 г.

63. Чанышев А.Н.Курс лекций по древней философии.-М:Высшая школа,1981

64. Чанышев А.Н.Курс лекций по древней и средневековой философии.-М:Высшая школа,1991

65. Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. — М., 1992.

66. Фромм Э. Бегство от свободы. — М., 1990

67. Фромм Э. Иметь или быть? — М., 1990.

68. Фуко М. Слова и вещи. — М., 1977.

69. Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993. Т. 1.

70. Юнг К.Г. Архетип и символ. — М., 1991.

71. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.

 

Периодические издания

· Вопросы философии.

· Историко-философский ежегодник.

· Общественные науки и современность.

· Социс.

· Философские науки.

· Отечественные записки

· Логос

· Неприкосновенный запас

· Человек в социальном мире: проблемы, исследования, перспекти-

вы.

 

Программу составила Торопова И.Ю., доцент кафедры реклама.

 

 

Программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры рекламы.

 

Зав. кафедрой

 

Рабинович В.Ю.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 229; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.27.232 (0.195 с.)