Повышение устойчивости демографического развития 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Повышение устойчивости демографического развития



Анализ динамики характеристик демографического потенциала Забайкальского края высвечивает как проблемы, так и позитивные тенденции.

В динамике численности, половозрастной структуры и здоровья населения явно обозначились следующие проблемы:

1. Абсолютное со­кращение численности населения. Наряду с большим отрицательным сальдо миграции в Забайкальском крае, как и в России в целом, происходило абсолютное со­кращение численности населения в результате ухудшения здо­ровья, высокой смертности и низкого уровня рождаемости при резком снижении качества воспроизводства населения. По данным за 2000-2005 гг. естественная убыль в крае увеличились в 1,4 раза. В 2007 г. впервые за многие годы произошел переход к небольшому (0,5 промилле), но все же положительному естественному приросту населения, в то время как в России и СФО население продолжает сокращаться за счет естественного фактора. Однако продолжается уменьшение численности населения за счет миграции. Отрицательное сальдо миграции хотя и сократилось в 1,8 раза, начиная с 2003 г., но остается на очень высоком уровне, составляющем -32 на 10 тыс. населения, т.е. за счет миграции край в 2007 г. потерял 3,6 тыс. человек (в 2006 г. – 4,3 тыс. человек). Это преимущественно население трудоспособного возраста и высокого уровня квалификации.

По смертности от внешних причин Забайкальский край занимает второе место в СФО после республики Тыва. В 2007 г. показатель смертности от внешних причин составил 316,6 случаев на 100 тыс. населения, что в 1,25 раза больше, чем в среднем по СФО и в 1,6 раза превышает показатели РФ. Среди внешних причин смерти в настоящее время 25,3 % занимает смертность от самоубийств и 15,5 % – от убийств.

2. Сверхсмертность населения трудоспособного возраста. При значительном росте до 2005 г. общего уровня смертности 1-ое место в структуре смертности у данной категории населения устойчиво занимает смертность в результате внешних причин. В 2007 г. она составляла в крае около44% в структуре смертности, что в 1,6 раза превышает смертность по причине сердечно-сосудистых заболеваний. Около 77 % всех умерших в трудоспособном возрасте мужчины.

3. Низкая ожидаемая продолжительность жизни (ОПЖ). В настоящее время ОПЖ по краю ниже соответствующих средне-российских и средне-сибирских показателей на 4,5 и 2,7 года. Сформировался значительный разрыв в уровне ОПЖ у мужчин и женщин. Мужчины в крае в среднем живут на 13,5 лет меньше женщин.

4. Алкоголизация и наркотизация как важнейшие факторы демографического кризиса. Темпы роста первичной заболеваемости алкоголизмом и токсикоманией населения в крае выше, чем в СФО и РФ. В 2006 г. по сравнению с 2000 г. число взятых под наблюдение больных с диагнозом, установленным впервые в жизни, увеличилось в Забайкальском крае по алкогольной зависимости почти в 2 раза (РФ – на 3,6%, СФО – на 10%). Первичная заболеваемость алкоголизмом на 7% превышает в крае уровень СФО.

За период 2000-2006 гг. число взятых на учет больных психическими расстройствами, связанными с употреблением алкоголя, увеличилось в крае в 2,7 раза, наркотических веществ – в 2,8 раза, других вредных веществ – в 1,5 раза.

Эти факторы объясняют огромный разрыв в смертности мужчин и женщин, а также высокую смертность мужчин трудоспособного возраста; влияют не только на смертность, но и на уровень рождаемости, а также на здоровье населения, в том числе и будущих поколений; способствуют разрушению семей и появлению большого числа социальных сирот и безнадзорных детей; снижению трудового потенциала края. Таким образом, по целому ряду направлений подрываются основы национальной безопасности.

5. Ухудшение репродуктивного здоровья населения.

6. Низкий уровень рождаемости. Уровень рождаемости в крае, несмотря на увеличение в последние годы, остается низким, не обеспечивая простого воспроизводства населения (1,7 родившихся детей в среднем на одну женщину в течение жизни вместо необходимых 2,14-2,15).

Высоким, несмотря на сокращение, остается число абортов в Забайкальском крае – 81 на 100 родов.

7. Трансформация брачно-семейных отношений и традици­онных ценностей семьи. Растут число и доля однодетных и бездетных семей, число неполных семей в результате разводов, овдовения и внебрачных рождений. Высока доля детей, рожденных матерями, не состоящими в браке – 41,2%.

8. Продолжающееся старение населения. Это объясняется главным образом низким уровнем рождаемости и уменьшением удельного веса детей в общей численности населения. Если в 1990 г. доля детей и подростков до 15 лет в Забайкальском крае составляла 30%, то к 2000 г она снизилась до 24%, а к 2007 г. – до 20,4%.

9. Гендерная асимметрия в составе населения. В крае сложилась парадоксальная гендерная ситуация: при численном большинстве женщин в составе населения их заметно меньше в молодежном и репродуктивном возрасте, особенно на селе. Это оказывает значительное влияние на процесс формирование брачных пар молодого населения, и как итог, на процесс воспроизводства населения.

В то же время в крае в сфере демографии наблюдаются и положительные тенденции:

1. В 2006-2007 гг. в Забайкальском крае произошло улучшение демографической ситуации по ряду показателей: снизилась естественная убыль населения, а затем произошел переход к положительному естественному приросту населения, уменьшилась смертность в целом (в том числе населения трудоспособного возраста), увеличился общий и суммарный коэффициент рождаемости, возросла продолжительность жизни.

2. Младенческая смертность продолжает сокращаться. Если в 2000 г. она составляла 18,4 чел. на тысячу новорожденных, то в 2007 г. – 8,5.

3. Снизилась первичная заболеваемостьнаселения Забайкальского края за период 2000-2006 гг. по некоторым группам болезней.

4. Сократилось число осложненных беременностей, родов и послеродового периода. За 2000-2006 гг. в полтора раза сократилось число абортов.

5. Сокращение демографической нагрузки на экономически активное население. Произошло сокращение демографической нагрузки на трудоспособное население детьми и лицами пенсионного возраста в Забайкальском крае с 645 чел. в 2000 г. до 558 чел. на тысячу трудоспособного населения в 2007 г. Сокращение общего показателя, характеризующего демографическую нагрузку на экономически активное население, явление позитивное. Однако сокращение этого показателя в Забайкальском крае происходит преимущественно из-за снижения во всем населении доли детей и подростков. Сохранение такой тенденции на длительное время чревато негативными последствиями в изменении половозрастной структуры населения в будущем и значительным сокращением численности населения трудоспособного возраста.

6. Более молодая возрастная структура населения края по сравнению со средней по СФО и общероссийской за счет относительно более высокой рождаемости. Средний возраст населения в Забайкальском крае на 1 января 2008 г. составил 34,6 года, в РФ – 38,7 года. Таким образом,Забайкальский край имеет относительно высокий репродуктивный и трудовой потенциал на перспективу.

В последние 2-3 года в крае произошло существенное улучшение демографических показателей, что связано как с общим улучшением в результате оживления экономики, так и с повышенным вниманием, оказанным демографической и социальной сфере, а также со структурными факторами. Однако достигнутые результаты еще очень далеки от оптимальных, а, кроме того, весьма неустойчивы. Впереди вступление в репродуктивный период относительно малочисленных поколений 90-ых годов рождения, что может негативно повлиять на численность родившихся. Кроме того, как показывает опыт, демографическая ситуация в сильной степени зависит от социально-экономических условий, которые могут быстро меняться как в положительную, так и в отрицательную стороны.

Наиболее значимые из долгосрочных вызовов проявляются в таких характеристиках воспроизводства и формирования населения как: высокая смертность, особенно среди мужчин; снижение количественного и качественного потенциалов воспроизводства населения; плохое здоровье населения, в том числе репродуктивное и детское; разрушение семьи, высокая доля детей, рожденных вне брака; нарушение половозрастной структуры населения, и в том числе гендерная асимметрия в составе населения; длительный миграционный отток.

На фоне текущих долговременных негативных тенденций в демографической сфере, как показывает опыт 90-ых годов прошлого века, глобальный экономический кризис может значительно усилить негативный характер демографической ситуации. Это может привести к сокращению рождаемости, перенесению рождений на более поздний возраст, к росту смертности и заболеваемости населения.

С другой стороны необходимость выработки в связи с кризисом новых подходов и продуманная политика по изменению уклада жизни могут дать положительные результаты, способствовать нейтрализации сложившихся долговременных негативных тенденций и усилению положительных влияний.

В условиях кризиса для повышения устойчивости демографического развития необходима реализация курса на независимость и максимальное самообеспечение, начиная с уровня семьи. Производство в регионе должно быть ориентированным, в первую очередь, на местные и внутренние потребности (прежде всего строительство жилья и производство продовольствия), которые в настоящее время весьма далеки даже от элементарного удовлетворения. Это позволит значительно сократить транспортные издержки, насытить рынок качественными местными товарами, снизить безработицу, наполнить местные бюджеты и т.д.

В соответствии с Концепцией долгосрочного развития РФ важной целью Программы социально-экономического развития Забайкальского края на 2010-2014 гг. должно стать повышение устойчивости демографического развития на основе объединения усилий всех подсистем жизнеобеспечения региона:стабилизация численности населения, создание условий для ее роста и увеличение продолжительности активной жизни, укрепление здоровья населения.

Стратегические приоритеты демографического развития региона:

Ø снижение уровня смертности населения, в особенности у мужчин, в первую очередь от болезней системы кровообращения и внешних причин;

Ø укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений, формирование установок на долговременный легитимный брак (особенно среди молодежи), создание семьи с двумя и более детьми;

Ø формирование устойчивой положительной динамики состояния здоровья населения, укрепление репродуктивного здоровья, а также здоровья детей и подростков;

Ø преодоление высокого уровня заболеваемости и смертности по социально значимыми и представляющими опасность для окружающих заболеваниям (туберкулеза, алкоголизма, наркомании, токсикомании, венерических заболеваний), особенно у молодого населения;

Ø закрепление населения края, значительное снижение миграционного оттока, повышение миграционной привлекательности территории в первую очередь для соотечественников, русскоязычного населения;

Ø обеспечение защиты населения от чрезвычайных ситуаций.

Основные направления повышения устойчивости демографического развития, включающие меры по увеличению рождаемости, снижению смертности, оздоровлению населения и привлечению мигрантов, должны включать следующие компоненты:

1. Осуществление систематической деятельности по созданию и поддержанию здоровой окружающей физической, социальной, психологической среды жизнедеятельности населения.

2. Распространение идеологии образа жизни, базирующегося на доминировании в сознании людей ценности семьи, рождения и воспитания детей, неразрывности связи поколений, здоровья и личностного развития всех членов семьи, через системы образования, социальной защиты, структуры сферы культуры и спорта, СМИ.

3. Оптимизация расселения населения путем оказания институциональной и экономической поддержки в строительстве домов усадебного типа с предоставлением больших участков земли в пригородах и в сельской местности, пространственное освоение территорий, в первую очередь наиболее благоприятных для проживания, а также приграничных районов.

4. Укрепление экономического базиса семьи. Создание условий, при которых семья жила бы не на различные пособия, а могла сама обеспечить достойный уровень своего существования, в том числе содействие женщинам в успешном сочетании материнства с трудовой деятельность путем развития гибких форм занятости: неполной, сезонной, дистанционной и т.п.

5. Обеспечение возможности сохранения культуры народов, населяющих Забайкальский край, сохранение традиционного уклада жизни и занятости коренных народов Сибири.

6. Проведение демографической экспертизы всех краевых законопроектов на предмет непротиворечия цели повышения устойчивости демографического развития.

7. Разработка и реализация целевых региональных социально-демографических программ и программ приема мигрантов, в первую очередь соотечественников, с целью стабилизации численности населения в стратегически важном пограничном регионе.

Система целевых индикаторов:

Наименование индикаторов Единицы измерения Фактические данные 2008 год 2010 год 2014 год
Коэффициент естественного прироста населения чел./1000 населения 1,6 2,0 2,8
Суммарный коэффициент рождаемости чел./на одну женщину 1,725 1, 75 1,8
Ожидаемая продолжитель-ность жизни (при рождении) лет предстоящей жизни 63,69 64,16 65,64
Коэффициент смертности по внешним причинам смерти населения трудоспособного возраста чел./100 000 лиц трудоспособного возраста 405,9* 315,0 250,0
Коэффициент миграцион-ного прироста (убыли) чел./1000 постоян-ного населения -3,2 -2,9 -2,0

* данные 2007 г.

Эти индикаторы позволяют осуществлять диагностику демографической сферы Забайкальского края и рассматриваются в качестве ориентиров при реализации региональной демографической политики.

Устойчивость демографического развития будет обеспечиваться реализацией мероприятий федеральных и региональных программ социально-экономического и демографического развития, при этом необходимы:

- учет задач демографической политики при формировании бюджетов,

- постоянный мониторинг демографической ситуации,

- осуществление по его результатам корректирующих оперативных управленческих воздействий.

5.1.2. Развитие образования

На всех ступенях системы образования в Забайкальском крае в последние пять лет наблюдались позитивные изменения: ввод в действие новых образовательных учреждений, интернетизация и модернизация учебного процесса, расширение ассортимента и повышение качества образовательных услуг.

В дошкольном образовании отмечается положительная динамика охвата детей соответствующего возраста дошкольными учреждениями при сохраняющемся отставании от среднероссийских показателей: в 2003 году этот показатель составлял 48,1%, в 2007 г. – 52%. В течение 1999-2007 гг. на территории Читинской области не вводилось новых мест в детских садах. Но в 2008 г. за счет возврата ранее перепрофилированных помещений и строительства новых детских садов число мест в дошкольных учреждениях увеличилось на 2252. В результате открытия новых и реконструкции старых зданий детских садов на территории Агинского Бурятского автономного округа в этот период введено 960 мест, в том числе в сельской местности – 275.

На 2007/08 учебный год в крае насчитывалось 731 дневное общеобразовательное учреждение, 8 из них имели статус негосударственных. За 2003-2008 гг. улучшились показатели, отражающие состояние материальной базы учреждений общего образования и кадровое обеспечение образовательного процесса. Строительство школ позволило ввести на территории края 5658 новых ученических мест, в том числе, 3184 в сельской местности. Между тем, проблема состояния зданий государственных (муниципальных) школ продолжает быть острой. Так, на начало 2008/09 учебного года 242 дневных общеобразовательных учреждения (33% от общего числа) нуждалось в капитальном ремонте, здания 48 школ имели деформации несущих элементов, т.е. находились в аварийном состоянии.

Общая сумма средств, поступивших в систему образования для реализации мероприятий национального проекта «Образование» в 2006-2008 гг., составила 1189,6 млн. рублей. Осуществление приоритетного национального проекта «Образование» позволило на основе софинансирования из федерального и консолидированного бюджета Забайкальского края приобрести в 2006-2008 гг. 113 школьных автобусов (неудовлетворенная потребность в них снизилась со 130 до 84), 539 комплектов учебного, учебно-наглядного оборудования для специализированных учебных кабинетов и интерактивно-программных комплексов. С 2003/04 до 2008/09 учебного года доля дневных общеобразовательных учреждений, оснащенных кабинетами информатики и вычислительной техники, увеличилась среди городских школ с 60,6% до 99,3%, среди сельских школ – с 50,2% до 93,0%.

В 2007 г. завершены работы по подключению всех общеобразовательных школ края к сети Интернет. Эффектом модернизации школьного оборудования стало расширение возможностей участников образовательного процесса по использованию современных образовательных технологий, повышение мотивации учащихся, увеличение результативности учебного процесса. При реализации проекта определены и поддержаны лучшие образцы забайкальского образования, инновационный педагогический опыт передовых школ и учителей, обозначены «точки роста».

В 2003-2008 гг. в крае наблюдался процесс диверсификации образовательных услуг, в частности, увеличилось число негосударственных общеобразовательных учреждений (с двух до восьми) и численность учащихся в них (с 244 до 702 человек).

Сокращение младших возрастных когорт в населении края в последние годы привело к тому, что большое количество сельских школ стали малокомплектными: на начало 2007 г. в крае было 172 школы (32% от общего количества школ) с численностью учащихся менее 100 человек. Из-за значительной территориальной удаленности населенных пунктов и чабанских стоянок от школ в 2008 г. в крае организован подвоз 8348 учащихся, из них 7089 детей подвозились ежедневно, 1141 – еженедельно, 91 – раз в четверть, 27 – раз в год. В ближайшие годы число школьных маршрутов и число детей, которых необходимо подвозить к школам или размещать в пришкольных интернатах будет расти, так как осуществляемая при переходе на нормативное подушевое финансирование реструктуризация малокомплектных школ приведет к сокращению числа общеобразовательных учреждений.

Начальное профессиональное обучение осуществляется в 24-х учебных учреждениях (21 краевого и 3 федерального подчинения). Ежегодно они подготавливают около 6 тыс. выпускников. Доля выпускников трудоустроившихся в первый год после окончания образовательных учреждений составляет 65-68%. Подготовкой специалистов занимаются 24 государственных средних специальных учебных заведения (ССУЗ) (16 краевого подчинения, 6 федерального и 2 филиала образовательных учреждений СПО других регионов), выпускающих ежегодно около 5 тыс. дипломированных специалистов. Направление на работу получает половина выпускников очных отделений ССУЗов.

В 2007-2008 гг. три учреждения начального и среднего профессионального образования стали победителями конкурсов государственной поддержки подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологических производств, проводимого Министерством образования и науки РФ. Государственные образовательные учреждения начального профессионального образования «Профессиональное училище № 11», «Профессиональное училище № 1» и федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Читинский техникум отраслевых технологий и бизнеса» получили средства на приобретение современного учебно-лабораторного и учебно-производственного оборудования, программного и методического обеспечения учебного процесса. На базе этих образовательных учреждений созданы ресурсные центры для подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров и специалистов.

Высшее образование в Забайкальском крае представлено тремя вузами – Читинским государственным университетом, Забайкальским государственным гуманитарно-педагогическим университетом и Читинской государственной медицинской академией, – а также филиалами других вузов. Численность студентов вузов на 10 тыс. населения в Забайкальском крае почти вдвое ниже средних по СФО и РФ.

Основными проблемами в сфере образования края являются: низкая степень удовлетворенности потребности в местах и переполненность групп в детских дошкольных учреждениях; отставание системы дошкольного образования от темпов развития общего образования; высокая доля школ с неудовлетворительным состоянием зданий; ограничения в доступности качественного общего образования для жителей сельской местности, низкая доля учителей с высшим образованием в сельских школах (67%); низкий уровень материально-учебной обеспеченности учреждений профессионального образования, слабая согласованность их деятельности с потребностями регионального рынка труда; недостаточно широкое взаимодействие высших учебных заведений с научными и образовательными учреждениями за пределами региона, их слабая связь с предприятиями промышленности, опытными и экспериментальными базами, что приводит к снижению качества учебного процесса, отсутствию практической подготовки будущих специалистов и пр.

Преодоление ряда проблем выходит за рамки компетенции органов управления системой образования и требует комплексного подхода или пересмотра организационных функций. Отметим две проблемы такого рода.

Реструктуризация малокомплектных школ предполагает, по замыслу реформаторов образования, оптимизацию затрат на образование при повышении его качества. Этот процесс затронет большое количество сельских школ края, многие из них будут закрыты. Чтобы обеспечить доступность качественного общего образования для сельских жителей потребуется масштабная реконструкция имеющихся и строительство новых пришкольных интернатов, закупка школьных автобусов, увеличение расходов на их содержание и обслуживание. Кроме того, рост численности детей на подвозе делает необходимым срочное приведение внутримуниципальной дорожной сети в соответствие с требованиями надзорных органов для обеспечения безопасности перевозок.

Актуальная для края проблема – техническое обслуживание, ремонт и реконструкция зданий и объектов образовательных учреждений; это комплекс взаимосвязанных организационных и технических мероприятий, обеспечить которые в полном объеме и на должном уровне Министерство образования Забайкальского края, как и любого другого субъекта Российской Федерации, не в состоянии. Для повышения эффективности и адресности контроля за безопасным состоянием зданий и сооружений образовательных учреждений при региональных и муниципальных органах управления образования важно:

- создать службы, обеспечивающие нормативное регулирование и организацию системы технического обслуживания зданий образовательных учреждений, включающей в себя компетентное обследование технического состояния объектов;

- на региональном уровне проработать вопрос о снятии с отрасли «Образование» несвойственных ей функций по содержанию и обслуживанию объектов и наружных инженерных сетей коммунального хозяйства и передачи их специализированным организациям, имеющим для этого материальные, финансовые и кадровые ресурсы.

Преодоление перечисленных проблем возможно в контексте динамичного социально-экономического развития края и предполагает, что политика в сфере образования в планируемый период будет направлена на создание условий для безопасной социализации детей; обеспечение современного качества образования всех уровней, в том числе профессионального, которое должно быть ориентированно на потребности региональной экономики; обеспечение прав граждан на получение общедоступного и бесплатного образования в общеобразовательных школах, учреждениях начального профессионального образования и финансовое обеспечение этих гарантий в рамках регулирования межбюджетных отношений.

Это предполагает решение следующих задач:

создание оптимальных условий для обеспечения доступности дошкольного образования, для воспитания и образования детей дошкольного возраста, обеспечивающих раннее развитие;

сохранение в учреждениях образования кадрового потенциала, повышение его образовательного и профессионального уровня;

дальнейшее развитие материально-учебной базы и транспортного обеспечения учреждений общего образования, строительство и оснащение пришкольных интернатов, модернизация материально-технической базы учреждений начального и среднего профессионального образования;

совершенствование системы питания в образовательных учреждениях;

разработку нормативной и методической базы функционирования пришкольных интернатов;

развитие дистанционных форм обучения с использованием образовательных ресурсов сети интернет, поддержку и распространение инновационных учебных программ и методов обучения в образовательных учреждениях всех уровней;

модернизацию учебных программ учреждений начального и среднего образования;

взаимодействие между работодателями и образовательными учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования на принципах частно-государственного партнерства; осуществление благодаря этому более глубокого мониторинга потребностей регионального рынка труда в профессиональных кадрах;

обновление и укрепление материально-технической базы образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования; создание ресурсных центров по приоритетным направлениям подготовки квалифицированных рабочих и специалистов;

приведение содержания и структуры подготовки кадров с начальным и средним профессиональным образованием в соответствие современным потребностям рынка труда и повышение доступности качественных образовательных услуг.

Целевые индикаторы на 2014 г.: охват дошкольными образовательными учреждениями детей в возрасте 1-6 лет (скорректированный на численность детей в возрасте 5-6 лет, обучающихся в школе) не менее 70%; количество автономных учреждений в системе дошкольного образования не менее 10 единиц; доля выпускников, сдавших единый государственный экзамен от общего числа сдававших экзамен, в среднем по предметам – 90%; средняя заработная плата в сфере образования не ниже средней заработной платы в экономике Забайкальского края; доля привлеченных внебюджетных средств в общем объеме средств учреждений начального и среднего профессионального образования – 15%; доля выпускников государственных учреждений начального и среднего профессионального образования, трудоустроившихся по профессии в первый год после выпуска, в среднем по каждому уровню образования не менее 63%; доля государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждений, переведенных на нормативно-подушевое финансирование - 100%.

Развитие системы образования Забайкальского края будет осуществляться реализацией мероприятий Приоритетного национального проекта «Образование» в 2009-2012 гг., целевой программы «Обеспечение комплексной безопасности учреждений системы образования Читинской области (2008-2010 гг.), краевых целевых программ «Образование» (2009-2011 гг.) и «Развитие начального и среднего профессионального образования 2010-2012 гг.», включающей помимо прочего совершенствование и развитие нормативно-правовой базы, стимулирующей инновационное развитие всей сферы образования в крае.

Развитие здравоохранения

За 2003-2007 гг. обеспеченность населения Забайкальского края врачами выросла с 50,2 до 55,5, обеспеченность средним медицинским персоналом – с 113,7 до 119,8 на 10000 населения. Причем темпы роста обоих показателей опережали темпы роста обеспеченности населения медицинскими работниками в Российской Федерации и Сибирском федеральном округе и превысили в 2007 г. запланированные в соответствие с Программой социально-экономического развития Читинской области на 2006-2010 годы.

С 2003 по 2007 гг. в Забайкальском крае введено в действие больничных учреждений на 714 коек; амбулаторно-поликлинических учреждений на 1450 посещений/смену. В 2007 г. на территории АБАО введен в действие санаторий на 51 койко/место. В результате осуществления мероприятий по оснащению диагностическим оборудованием и автомобилями скорой медицинской помощи муниципальных учреждений здравоохранения уровень оснащения диагностическим оборудованием амбулаторно-поликлинических учреждений вырос от 83% до 100%, оснащение санитарным автотранспортом увеличилось от 37% до 100%. Увеличение оснащенности лечебных учреждений современным медицинским оборудованием позволяет диагностировать практически все заболевания без выезда за пределы края, а также обеспечить внедрение и дальнейшее развитие самых современных высокотехнологичных методов лечения различных заболеваний.

В 2007 году обучено 116 врачей, в том числе 54 участковых терапевта, 42 участковых педиатров, 20 врачей общей практики. За счет средств федерального бюджета на организацию обучения врачей первичного звена ГОУ ВПО «Читинская государственная медицинская академия» получило в 2007 году 3,237 млн. рублей. Для медицинских учреждений подготовлен 41 врач общей практики, 36 из которых работают в сельской местности. В результате коэффициент совместительства в участковой службе снизился от 1,4 до 1,1 у участковых терапевтов и до 1,2 у участковых педиатров; возрос показатель укомплектованности врачами терапевтами от 83,2 % в 2005 году до 89,0 % в 2007 году и участковыми педиатрами от 82,3% до 96,5 % соответственно.

Реализация приоритетного национального проекта «Здоровье» в Забайкальском крае позволила обеспечить дальнейшее развитие системы здравоохранения с укреплением первичного звена путем улучшения материально-технической базы и кадрового потенциала.

В результате реализации программы родового сертификата улучшилось качество обслуживания беременных в женских консультациях и родильных домах. Принимаемые в крае меры по укреплению службы родовспоможения, в том числе внедрение родовых сертификатов, позволило существенно сократить младенческую и материнскую смертность. Так, в 2007 году число умерших детей до 1 года на 1000 родившихся живыми составило 8,5 человек (РФ – 9,4 чел.; СФО – 10,5 чел.), сократившись по сравнению с 2003 годом почти вдвое.

В целом в последние годы наблюдается положительная динамика расходов на душу населения в сфере здравоохранения. Расходы на здравоохранение в расчете на одного жителя Забайкальского края в 2007 году составили 6800 рублей, что выше уровня 2006 года на 13%. Однако финансирование местных целевых программ в 2007 году в сфере здравоохранения было не полным: оно составило 14,2 млн. рублей или 37,2% от утвержденной суммы. [9]

Позитивная динамика показателей в сфере здравоохранения Забайкальского края за последние годы еще не нашла своего отражения в долголетии жителей. Низкая ожидаемая продолжительность жизни населения Забайкальского края сопряжена с высоким уровнем смертности от внешних причин: в 2007 г. число умерших по таким причинам выше в крае в 1,7 раз, чем в РФ (в 1,3 раза выше, чем в СФО). Смертность от отравления алкоголем, убийств, самоубийств в 2-3 раза выше, чем в России в целом. Показатели заболеваемости туберкулезом на 30% выше, чем в РФ, что также свидетельствует об относительном социальном неблагополучии населения края.

Позитивный эффект от вложений государства в обеспечение здоровья населения на первых годах жизни элиминируется в случае социального неблагополучия в последующем. Соответственно, на улучшение показателей здоровья и ожидаемой продолжительности жизни можно рассчитывать только при совершенствовании системы оказания медицинских услуг одновременно с расширением ёмкости и разнообразия регионального рынка труда, повышением уровня жизни, коррекцией социокультурных норм и ценностей, то есть при комплексном преодолении депрессивных тенденций в социально-экономическом развитии края.

Развитие здравоохранения Забайкальского края в среднесрочной перспективе будет направлено на сохранение и укрепление здоровья населения на основе формирования здорового образа жизни и повышения доступности и качества медицинской помощи.

С учетом этого предстоит обеспечить решение следующих задач:

- Определение оптимального объема государственных гарантий по видам бесплатной медицинской помощи, порядка и условий ее оказания, сбалансирование их с имеющимися финансовыми ресурсами.

- Приоритетное развитие первичной медико-санитарной помощи с акцентом на профилактику заболеваний:

- Повышение эффективности функционирования системы здравоохранения Забайкальского края путем реструктуризации стационарных учреждений здравоохранения, переориентация части объемов медицинской помощи на амбулаторно-поликлинический этап с более широким развитием ресурсосберегающих, стационарозамещающих технологий;

- Повышение доступности и качества специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи, как в федеральных специализированных клиниках, так и в условиях краевых лечебных учреждений (совершенствование оказания медицинской помощи больным с сосудистыми, онкологическими и гематологическими заболеваниями);

- Доступ граждан к эффективным, безопасным и качественным лекарственным средствам: осуществление мониторинга и контроля лекарственных средств на соответствие медицинским и законодательным требованиям; прогнозирование потребности населения в лекарственных средствах; улучшение лекарственного обеспечения граждан в амбулаторных условиях в рамках системы обязательного медицинского страхования.

- Совершенствование медицинской помощи матерям и детям: строительство и ввод в эксплуатацию перинатального центра в г. Чите; осуществление неонатального и аудиологического скринингов детей; обследование беременных на наследственные заболевания; дополнительная диспансеризация подростков; диспансеризация детей-сирот и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

- Реформирование системы оплаты труда медицинских работников с ориентацией на оплату оказанной медицинской помощи в соответствии с конечными результатами труда.

- Повышение качества профессиональной подготовки и переподготовки кадров в здравоохранении.

- Формирование и пропаганда здорового образа жизни: проведение семинаров, декадников по вопросам гигиенического обучения и воспитания населения, профилактики и сохранения здоровья; организация школ профильных больных; подготовка и распространение в СМИ информации о медицинских услугах и мероприятиях медучреждений края, направлениях приоритетного национального проекта «Здоровье»; материалов о стандартах здорового образа жизни.

- Профилактику и обследование населения края с целью выявления и лечения туберкулеза.

- Развитие сектора санаторно-курортного лечения в системе здравоохранения края.

Решение поставленных задач будет осуществляться посредством реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» и краевых целевых программ «Вакцинопрофилактика» (2007-2011 годы),



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 342; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.136.170 (0.059 с.)