Тема № 1. Роль медиа в современном мире 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема № 1. Роль медиа в современном мире



Требования к освоению курса

В процессе изучения дисциплины студенты должны:

Иметь представление: о сущности и месте рекламных и PR - технологий эффективного размещения информации в СМИ, адаптированного к различным целям и задачам рекламно-информационной деятельности.

Знать: основные возможности интегрированных маркетинговых коммуникаций в системе масс-медиа и, в первую очередь, механизмов использования и повышения эффективности рекламы и PR для их реализации в практике работы различных организаций.

Уметь: оценивать достоинства, недостатки и сферы практического использования технологий и методик рекламы и PR, применительно к различным каналам масс-медиа, включая самые новейшие, использовать потенциал различных медиа и уметь предвидеть динамику их развития в ближайшей перспективе.

 

Содержание курса

 

Название темы: Лекц. (час.) Практ. (час.)
  Роль медиа в современном мире    
  Терминология медиа    
  «Инъекционная» теория медиа    
  Теория «потребления и удовлетворения потребностей»    
  Идеологическая теория медиа    
  Семиотическая теория медиа    
  Культурологическая теория медиа    
  «Защитная» теория медиа    
  Теория медиа как источника удовлетворения потребностей аудитории    
  Идеологическая теория медиарекламы    
  Семиотическая теория медиарекламы    
  Культурологическая теория медиарекламы    
  «Практическая» теория медиарекламы    
  Теория медиа как развития «критического мышления»    
  Эстетическая (художественная) теория медиа    
  Социокультурная теория медиа    
  ИТОГО: час.    

Итоговая форма отчетности – экзамен.

ТЕМА № 1. Роль медиа в современном мире

Понятие коммуникации. Функции коммуникации. Модель коммуникации Г.Лассуэла: коммуникатор – сообщение – канал – адресат – эффект. Медиа (средства массовой коммуникации) - комплексное средство освоения человеком окружающего мира в его социальных, моральных, психологических, художественных, интеллектуальных аспектах. Виды и жанры медиа. Г.Лассуэл и М.Маклюэн – основоположники теории медиа. Медиа как один из ведущих факторов социализации человека (мега-макро-мезо-микрофакторы социализации с помощью медиа). Функции масс-медиа (информационная, воспитательная, образовательная, социально-управленческая, рекреативная, релаксационная, компенсаторная, эстетическая и др.). Классификационные параметры медиатехнологий (по категории объектов, по уровню применения и усвоения опыта, по философской основе, по базовому фактору развития, по ориентации на сферы развития личности, по характеру содержания и структуры, по виду социально-педагогической деятельности, по типу управления социально-воспитательным процессом, по организационным формам, по методам и средствам, по направлению модернизации и т.д.).

Социально-педагогическая классификация медиа: по типу основного средства (печать, радио, кино, телевидение, видео, компьютерные сети и др.), по каналу восприятия (аудио, видео, аудиовизуальные, знаковые – текстовые, графические), по месту использования (индивидуальные, групповые, массовые, домашние, рабочие, транспортные и др.), по содержанию информации, направлению социализации (идеологические, политические, нравственно-воспитательные, познавательно-обучающие, эстетические, экологические, экономические), по функциям и целям использования (получение информации, образование, общение, решение проблем, развлечение, социальное управление), по результату воздействия на личность (развитие кругозора, самопознание, самовоспитание, самообучение, самоутверждение, самоопределение, регуляция состояния, социализация). Целевые ориентации (с позиций социальной политики, системы образования, медиаагентств и заказчиков медиатекстов). Варианты негативного влияния медиатекстов на аудиторию. Понятие медиаэкологии.

Особенности медиа как массовой коммуникации (доступ­ность, периодичность, социальная значимость информации, устойчивость процесса организации, универсальность информации, наличие постоянной аудитории, институализированность). Сущность массовой коммуникации. Журналистика как один из компонентов в содержании СМИ, разновидность духовно-практической деятельности. Сущность журналистики. Место мас­совых коммуникаций в коммуникативном пространстве. Роль массовых коммуникаций в интеграции общества, в обеспечении механизма социаль­ной устойчивости. Массовые коммуникации и социальное управление: со­ветские и постсоветские модели и методы (информационного контроля пространства и резонансных коммуникативных технологий). Идеологемы как теоретические основания формирования представлений о массовых коммуникациях. Теория партиципарных массовых коммуникаций как ос­новы массово-коммуникативного процесса демократического общества.

Медиасубъекты (коммуникаторы) и их градация по профессиональному признаку (руководящее звено медийных агентств, творческие работники медиасферы, технический персонал) и по группам интересов (политические структуры, собственники и сотрудники медийных агентств, рекламодатели, медиапедагоги, медиакритики). Масс-медиа как «параллельная школа».

Возможности социального контроля над медиа. Феномен медиакритики. Основные функции медиакритики (информационно-коммуникативная, познавательная, коррекционная, социально-организаторская, просветительская, коммерческая).

Понятие о значениях и смыслах медиатекстов. Проблема дезинформации и манипуляции массовым сознанием. Понятие о правовых основах медиа. Потенциал медиа в плане развития человеческой личности: эмоций, интеллекта, самостоятельного творческого и критического мышления, мировоззрения, эстетического сознания (восприятия, умений художественного анализа и пр.), активизации знаний, полученных в процессе изучения традиционных дисциплин гуманитарного цикла. Медиаобразовательные акции и проекты ЮНЕСКО и Совета Европы. Национальные и международные ассоциации медиа. Международная и национальная сеть медиаобразовательных интернетных сайтов.

 

ТЕМА № 3. «Инъекционная» теория медиа

«Инъекционная» теория медиа и ее базовые положения (сильное и прямое воздействие медиа, понимание любого медиатекста как эффективного стимула, вызывающего немедленную ответную реакцию аудитории, которая представляет собой пассивную массу отдельных индивидуумов, лишенных способности противостоять всевластному влиянию медиа; восприятие медиа в качестве опасного «агента упадка культуры» и т.д.).

Проблема отношения медиа и PR. PR на радио и телевидении. Виды и возможности PR-инструментария как определяющего медийного фактора: фирменный стиль, пресс-релизы, редакционные материалы, интервью, пресс-конференции, праздничные и юбилейные мероприятия. Методические подходы к оценке эффективности рекламы и PR. Методики оценки экономической и коммуникационной эффективности рекламы и PR.

 

ТЕМА № 4. Теория «потребления и удовлетворения потребностей»

Теория «потребления и удовлетворения» как теория ограниченного влияния медиа (базовые положения: медиа не формируют человеческое мировоззрение; медиа – только одна из частей человеческих потребностей, составляющая интеллектуального развития; аудитория активно отбирает для себя те медиатексты, которые удовлетворяют ее запросам и т.д.).

Исторические основы данной теории. История развития медиа: предшественники печатных медиа, изобретение и развитие книгопечатания, рождение прессы, появление и развитие фотографии, звуковые средства массовой коммуникации, рождение и развитие кинематографа, появление телевидения и видеозаписи, компьютерные системы и Интернет. Медиавосприятие: понятие о психологии медиавосприятия. Установка на восприятие. Процесс медиавосприятия. Основные закономерности и особенности медиавосприятия.

 

Содержание контрольной работы

Контрольная работа представляет собой выступление, сопровождаемое компьютерной презентацией или, при её невозможности, демонстрацией видеороликов. Выступление может быть посвящено конкретным иллюстрациям к любой из тем курса, а также проблемам междисциплинарного характера. Примеры заданий междисциплинарного характера, требующих знаний и навыков дисциплин «Психология рекламы» и «Современная реклама»:

1.Подготовить примеры рекламных роликов из прессы, телевидения и радио, в которых используются различные психологические приемы.

2.Проиллюстрировать конкретными примерами принципиальные отличия рекламных средств с обратной связью и средств без обратной связи.

3.Привести примеры формирования негативного отношения к рекламе в медиа на основе подсознательного сопротивления ей.

4.Обосновать причины успеха у аудитории самых популярных медиатекстов (фильмов, компьютерных игр, телепередач и т.д.) последних лет.

5. Продемонстрировать степень влияния современных стратегий развития технологий на формирование творческих методов их использования.

 

Примерный перечень вопросов для зачета/экзамена

 

Реклама в медиа и рекламные медиа

История различных видов медиа (по выбору)

Психологические эффекты медиа

Визуальная коммуникация.

Визуальные медиа и их характеристики

Вербальная коммуникация.

Особенности восприятия медийного текста

Минимальные единицы рекламного сообщения

Медиатекст и медиаформат

Медиасреда и её структурные характеристики

Основные подходы к анализу медиа

Семиотика медиа и семиотика медийного сообщения

Технологические предпосылки развития медиа

Идеологические предпосылки развития медиа

Новации в медиа и их апробация

Медиа как интеграция усилий различных специалистов

Место специалиста по рекламе в структуре современного медиа

Понятие медиаканала

Медийное совершенствование готовых рекламных кампаний

Основные этапы создания медийного образа рекламируемого продукта

Противоречия рекламного контента

Перформансная коммуникация

Психология речевого воздействия

Массовая медиакультура и причины ее успеха.

Наиболее популярные жанры и темы медиакультуры.

Система рейтингов популярности медиатекстов у аудитории

 

Литература

Бакулев Г.П. Массовая коммуникация. Западные теории и концепции. М.: Аспект-пресс, 2005. 176 с.

Березин В.М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия. М.: Изд-во РИП-Холдинг, 2004. 174 с.

Беспалова А.Г., Корнилов Е.А., Короченский А.П., Лучинский Ю.В., Станько А.И. История мировой журналистики. Ростов: Изд-во Международ. ин-та журналистики и филологии, 2000. То же: Ростов: Март, 2003. 432 с.

Брайант Дж., Томпсон, С. Основы воздействия СМИ. М.: Вильямс, 2004. 432 с.

Василенко Л.А., Рыбакова И.Н. Информационная культура в системе государственного управления. М.: РАГС, 2004.

Вершинская О.Н. Информационно-коммуникационные технологии. М.: Наука, 2007. 203 с.

Возчиков В.А. Медиасфера философии образования. Бийск: Изд-во Бийск. педаг. гос. ун-та, 2007.

Гайдарева И.Н. Социокультурная среда как фактор формирования информационной культуры личности. Майкоп: Аякс, 2002.

Голдякин Н.А. История отечественного и зарубежного телевидения. М.: Аспект-пресс, 2004. 141 с.

Гура В.В. Теоретические основы педагогического проектирования личностно-ориентированных электронных образовательных ресурсов и сред. Ростов: Изд-во Южного федерального ун-та, 2007. 320 с.

Досуг. Творчество. Медиакультура: духовно-экологические аспекты и технологии/Отв. ред. Н.Ф.Хилько. Омск: изд-во Сибир. филиала Российского института культурологии, 2005. 149 с.

Засурский Я.Н., Вартанова Е.Л., Засурский И.И. и др. Средства массовой информации постсоветской России. М., 2002.

История отечественного кино. Учебник для вузов/Отв. ред. Л.М.Будяк. М.: Прогресс-Традиция, 2005. 528 с.

Каптерев А.И. Мультимедиа как социокультурный феномен. М.: Профиздат, 2002.

Требования к освоению курса

В процессе изучения дисциплины студенты должны:

Иметь представление: о сущности и месте рекламных и PR - технологий эффективного размещения информации в СМИ, адаптированного к различным целям и задачам рекламно-информационной деятельности.

Знать: основные возможности интегрированных маркетинговых коммуникаций в системе масс-медиа и, в первую очередь, механизмов использования и повышения эффективности рекламы и PR для их реализации в практике работы различных организаций.

Уметь: оценивать достоинства, недостатки и сферы практического использования технологий и методик рекламы и PR, применительно к различным каналам масс-медиа, включая самые новейшие, использовать потенциал различных медиа и уметь предвидеть динамику их развития в ближайшей перспективе.

 

Содержание курса

 

Название темы: Лекц. (час.) Практ. (час.)
  Роль медиа в современном мире    
  Терминология медиа    
  «Инъекционная» теория медиа    
  Теория «потребления и удовлетворения потребностей»    
  Идеологическая теория медиа    
  Семиотическая теория медиа    
  Культурологическая теория медиа    
  «Защитная» теория медиа    
  Теория медиа как источника удовлетворения потребностей аудитории    
  Идеологическая теория медиарекламы    
  Семиотическая теория медиарекламы    
  Культурологическая теория медиарекламы    
  «Практическая» теория медиарекламы    
  Теория медиа как развития «критического мышления»    
  Эстетическая (художественная) теория медиа    
  Социокультурная теория медиа    
  ИТОГО: час.    

Итоговая форма отчетности – экзамен.

ТЕМА № 1. Роль медиа в современном мире

Понятие коммуникации. Функции коммуникации. Модель коммуникации Г.Лассуэла: коммуникатор – сообщение – канал – адресат – эффект. Медиа (средства массовой коммуникации) - комплексное средство освоения человеком окружающего мира в его социальных, моральных, психологических, художественных, интеллектуальных аспектах. Виды и жанры медиа. Г.Лассуэл и М.Маклюэн – основоположники теории медиа. Медиа как один из ведущих факторов социализации человека (мега-макро-мезо-микрофакторы социализации с помощью медиа). Функции масс-медиа (информационная, воспитательная, образовательная, социально-управленческая, рекреативная, релаксационная, компенсаторная, эстетическая и др.). Классификационные параметры медиатехнологий (по категории объектов, по уровню применения и усвоения опыта, по философской основе, по базовому фактору развития, по ориентации на сферы развития личности, по характеру содержания и структуры, по виду социально-педагогической деятельности, по типу управления социально-воспитательным процессом, по организационным формам, по методам и средствам, по направлению модернизации и т.д.).

Социально-педагогическая классификация медиа: по типу основного средства (печать, радио, кино, телевидение, видео, компьютерные сети и др.), по каналу восприятия (аудио, видео, аудиовизуальные, знаковые – текстовые, графические), по месту использования (индивидуальные, групповые, массовые, домашние, рабочие, транспортные и др.), по содержанию информации, направлению социализации (идеологические, политические, нравственно-воспитательные, познавательно-обучающие, эстетические, экологические, экономические), по функциям и целям использования (получение информации, образование, общение, решение проблем, развлечение, социальное управление), по результату воздействия на личность (развитие кругозора, самопознание, самовоспитание, самообучение, самоутверждение, самоопределение, регуляция состояния, социализация). Целевые ориентации (с позиций социальной политики, системы образования, медиаагентств и заказчиков медиатекстов). Варианты негативного влияния медиатекстов на аудиторию. Понятие медиаэкологии.

Особенности медиа как массовой коммуникации (доступ­ность, периодичность, социальная значимость информации, устойчивость процесса организации, универсальность информации, наличие постоянной аудитории, институализированность). Сущность массовой коммуникации. Журналистика как один из компонентов в содержании СМИ, разновидность духовно-практической деятельности. Сущность журналистики. Место мас­совых коммуникаций в коммуникативном пространстве. Роль массовых коммуникаций в интеграции общества, в обеспечении механизма социаль­ной устойчивости. Массовые коммуникации и социальное управление: со­ветские и постсоветские модели и методы (информационного контроля пространства и резонансных коммуникативных технологий). Идеологемы как теоретические основания формирования представлений о массовых коммуникациях. Теория партиципарных массовых коммуникаций как ос­новы массово-коммуникативного процесса демократического общества.

Медиасубъекты (коммуникаторы) и их градация по профессиональному признаку (руководящее звено медийных агентств, творческие работники медиасферы, технический персонал) и по группам интересов (политические структуры, собственники и сотрудники медийных агентств, рекламодатели, медиапедагоги, медиакритики). Масс-медиа как «параллельная школа».

Возможности социального контроля над медиа. Феномен медиакритики. Основные функции медиакритики (информационно-коммуникативная, познавательная, коррекционная, социально-организаторская, просветительская, коммерческая).

Понятие о значениях и смыслах медиатекстов. Проблема дезинформации и манипуляции массовым сознанием. Понятие о правовых основах медиа. Потенциал медиа в плане развития человеческой личности: эмоций, интеллекта, самостоятельного творческого и критического мышления, мировоззрения, эстетического сознания (восприятия, умений художественного анализа и пр.), активизации знаний, полученных в процессе изучения традиционных дисциплин гуманитарного цикла. Медиаобразовательные акции и проекты ЮНЕСКО и Совета Европы. Национальные и международные ассоциации медиа. Международная и национальная сеть медиаобразовательных интернетных сайтов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 1268; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.8.82 (0.062 с.)