Оптимизация взаимодействия педагога 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оптимизация взаимодействия педагога



С РОДИТЕЛЯМИ|отцом|

Модернизация дошкольного образования не может не коснуться современной семьи, оставить ее посторонним|сторонним| наблюдателем происходящих изменений|смены| в первом образовательном звене|. Важно приобщать родителей|отца| к|до| процессу обновления содержания, форм и методов образования сыновей и дочерей, поддерживать| желания перенести целесообразное в практику семейного воспитания.|

Эффективное внедрение Базовой программы "Я у Світі" требует обновления стратегии и тактики взаимодействия педагогов с родителями, изменения векторов и акцентов, современного подхода, расширения спектра жизненно важных проблем, придание встречам большей искренности, откровенности, конструктивности, освобождения от чрезмерной формализованности. Объединение усилий поможет создать широкое развивающее пространство, благоприятное для полноценного бытия ребенка в семье и дошкольном учреждении, поможет раскрытию ребёнком своих внутренних сил, его становлению как активного субъекта индивидуальной и коллективной деятельности.

Весьма своевременна|нынче| сложная и ответственная просветительская работа дошкольного учреждения, направленная на расширение и углубление| знаний членов семей о современных образовательных задачах|задаче|, роли возрастных|возрастных| и индивидуальных особенностей ребенка в его личностном становлении,о сущности компетентности как интегративного| качества личности. Сегодня крайне|вконец| важно согласовать| позиции и ожидания педагогов и родителей|отца| по основным направлениям, гуманизировать взаимодействие, настроиться| на необходимость профессионального и личностного само|совершенствования.

Предлагаем обновленные задачи, содержание сотрудничества педагогов и родителей, а также условия оптимизации этого процесса. Надеемся, это поможет педагогу выявить собственные достижения и недостатки в нем, наметить пути устранения последних.

Задачи |задача| сотрудничества:

· наладить партнерские отношения, которые бы гарантировали
всем учасникам образовательного процесса равенство в решении общих задач, право на активную и конструктивную позицию;

· стимулировать интерес родителей к изменениям в современном образовательном пространстве|просторе| Украины, в содержании дошкольного образования; ознакомление с Базовой программой "Я у Світі";

· информировать родителей о подходах дошкольного учреждения к воспитанию и обучению|обучение| дошкольников, нетрадиционных методах работы с детьми;

· определить общие и специфические для семьи и дошкольного учреждения функции, обнародовать их, обозначить "демаркационные линии"; оставить за каждой из сторон право на свою особенную роль в воспитании ребенка;

 

· содействовать развитию рефлексии — способности смотреть на ситуацию, событие, явление глазами другой стороны, принимать во внимание ожидания партнера;

· совершенствовать умение быть объективными в суждениях и оценках, вести себя справедливо, независимо от
своего субъективного отношения к партнеру;

· базировать взаимодействие на оптимистичной гипотезе развития каждого участника образовательного процесса, признавать
его право на ошибку, предоставлять возможность ее исправить;

· согласовать расписание жизни и деятельности ребенка в семье и дошкольном учреждении, сделать его взаимодополняющим;

· создать атмосферу общности интересов педагогов и родителей, взаимоподдержки, взаимопроникновения партнеровв проблемы друг друга;

· актуализировать педагогический потенциал семьи, воспитывать сознательное отношение к материнским и отцовским функциям; обогащать воспитательные умения родителей; поддерживать их уверенность в своих педагогических возможностях.

Содержание сотрудничества:

· разъяснение родителям необходимости формировать компетентную личность в дошкольном возрасте; создания в семье и дошкольном учреждении благоприятных условий для формирования компетентности дошкольника, умений вести себя гибко, действовать адекватно, целесообразно, соотносить требования со своими желаниями и возможностями;

· помощь родителям в ознакомлении со сферами жизнедеятельности: "Природа", "Культура", "Люди", "Я Сам"; разъяснение важности уделения внимания каждой из них; ознакомление членов семьи с основными линиями развития дошкольника, раскрытия их содержания и задач, путей и средств воспитания и обучения по каждой из них;

· ознакомление членов семьи с эффективными методами и приемами формирования у дошкольников разных|различных| форм активности;

· предоставление родителям информации о базовых качествах личности дошкольника, показателях их сформированности у ребенка;

· актуализация создания в семье жизненного пространства, благоприятного для развития ребенка,такого, которое отвечает его естественным особенностям, темпу; определение взрослыми вместе с ребенком его личного места, где он чувствует себя защищенным, где ему уютно и комфортно, где он проживает своё интимное бытие;

· раскрытие важности роли матери и отца в воспитании мальчика и девочки; объединение усилий разных взрослых для решения сложных проблем полового воспитания в дошкольном возрасте; помощь родителям в выборе целесообразного поведения в ситуациях, связанных с "неудобными вопросами" относительно половой принадлежности и стандартов полоролевого поведения;

· разъяснение родителям значения использования открытых, неоднозначных, многомерных оценок, суждений, касающихся жизненных явлений, ситуаций, поступков; уменьшение количества схематических оценок ти­па| "хорошо - плохо", "правильно - неправильно, которые|какие| дезориентируют ребенка в реальной жизни;

· просвещение семьи по основам философии жизни, искусства и науки полноценной жизнедеятельности в современных условиях; формирование готовности беседовать с ребенком на интересующие его темы — о рождении, смысле человеческой жизни, смерти, Творце, красоте, любви, доверии, правде, Мире как целостном творении;

· просвещение родителей о необходимости сбалансировать в ребенке разнонаправленные, но одинаково важные для полноценного развития жизненные тенденции — к реализации своих естественных способностей и в то же время к самосохранению;к интеграции в детское общество и к защите своих индивидуальных интересов; приспособление к социальным требованиям и конструктивное влияние на них;

· содействие в семье и дошкольном учреждении стремлениям
дошкольника быть самостоятельным, уметь высказать личное
мнение, сделать собственный выбор, принять решение,
взять на себя ответственность за его последствия;

· формирование у родителей веры в возможности ребенка; оснащение членов семей средствами воспитания у сыновей и дочерей чувства уверенности в себе, умения полагаться на свои способности и качества, поддерживать себя в сложных ситуациях, доверять собственному жизненному опыту, своим жизненным впечатлениям и ощущениям;

· психологизирование просвещения родителей, ознакомление их с новой лексикой, связанной с внедрением в практику личностно ориентированного подхода к образованию дошкольника;

· переориентация родителей со взрослой на детскую модель бытия дошкольника в семье, разъяснение вредности систематического приобщения ребенка к взрослой жизни с его проблемами, конфликтами, вкусами, занятиями, образом жизни, внешним видом, ролями, переживаниями политических и социальных неурядиц, мировых катаклизмов и т. п.; направленность родных взрослых на значение формирования у дошкольника оптимистичного мироощущения, культивирование интереса к детским видам деятельности, художественным произведениям, телепередачам; поддержание радостного ощущения детства;

· разъяснять родителям самоценное значение дошкольного детства, его особенной роли; смещение акцентов с подготовки ребенка к школе, раннего приобщения к кружкам и секциям, работы с компьютером, изучения иностранных языков на развитие его жизнеспособности, личностной зрелости как залога успеха.

Условия оптимизации сотрудничества:

· отказ педагогов от провозглашения родителям общеизвестных истин, готовых рецептов; настроенность на общее решение реальных и жизненно важных проблем;

· создание в процессе общения атмосферы доверия, взаимопонимания; культивирование терпеливости, выдержанности, доброжелательности, рассудительности, взвешенности в оценках и суждениях, эмоциональной уравновешенности, приветливости, открытости для контактов;

· налаживание диалога, совершенствование умения выслушивать мать и отца, адекватно реагировать на услышанное, принимать сказанное во внимание, спрашивать о непонятном, сомневаться, сопереживать в сложных ситуациях;

· соблюдение этики партнерства: педагог хранит конфиденциальность полученной от родителей информации (по крайней мере, интимного характера, доверенной в откровенном разговоре), не делает ее предметом обсуждения с другими;

· способность педагога поставить себя на место конкретных родителей, посмотреть на проблему их глазами; умение договариваться, согласовывать позиции, находить компромисс, заключать соглашения; придерживаться данных родителям обещаний;

· понимание педагогом того, что основная функция родителей — защитная; поддержка матери и отца в высоких ожиданиях по поводу своего ребенка;

· поддержка педагогом чувства достоинства родителей: он не
упрекает ребенка и родных взрослых в присутствии друг
друга и посторонних, не обижает и не унижает, не
обвиняет их; находит искренние слова, предлагает понаблюдать за поведением ребенка, дает полезные советы относительно опосредованного влияния вместо прямого высказывания;

· проявление уважения к ребенку и его родителям даже при условии
неприемлемого поведения, неуспешной деятельности малыша; предоставление ему шанса переделать плохо сделанное,
исправить ошибки, улучшить свое достижение, признать свою неправоту;

· содействие естественному желанию родителей общаться с
малышом дома в первую очередь как с сыном (дочерью), у
которого (ой) множество сугубо человеческих вопросов и проблем,
требующих обсуждения с родными взрослыми, а не как с будущим учеником, которого следует научить читать, считать, решать арифметические задачи, писать; поддерживать ориентацию на родительский дом как на "защитную нишу", а не мини-школу;

· увеличение количественно и качественно межличностного общения с ребенком в семье и дошкольном учреждении, его сбалансированность с деловым; умение спрашивать у сына или дочери об их страхах, радости, сновидениях, желаниях, мечтах, причинах печали, настроении; понимание внутреннего мира малыша;

· забота о сбалансированности потребительской и созидательной активностей ребенка в семье и дошкольном учреждении; одобрение попытки малыша сделать что-то собственноручно, помочь взрослым, не перекладывать на других то, что может сделать сам;

· регуляция своего эмоционального состояния, воздержание от импульсивного поведения и негативно окрашенных высказываний в адрес ребенка или его родителей; культивирование уравновешенности как важной составляющей части культуры взаимодействия;

· использование во время общения с родителями опросной формы обращений; уменьшение количества восклицательных предложений, высказываний-вердиктов, однозначных оценок; предпочтительность беседам рассудочного характера; способность признавать собственные ошибки, извиниться, если нужно, перед ребенком и его родителями; использование личностно окрашенных, стимулирующих форм высказывания: «Мне приятно, что нам удалось достичь взаимопонимания», "Не сомневаюсь в том, что вам это пригодится", "Чем я могу помочь?", "Для меня важна ваша мысль", "Я понимаю ваше огорчение. Вместе мы справимся с проблемой", "А если нам поступить так?", "Это не проблема космического масштаба!", "У каждого ребенка свои сильные и слабые стороны. Ищем сильные!", "Будем оптимистами" и тому подобное;

· реализация дифференцированного подхода к родителям каждого воспитанника, учета особенностей семьи (состав семьи, возраст родителей, образование, стаж семейной жизни, количество детей, родительский опыт, материальное положение, условия проживания, профессиональные интересы, характер и т. п.); уделение внимания неполным семьям, родителям разведенным и с повторним браком, конфликтным семьям, родителям детей-новичков и тому подобное; отбор самых целесообразных способов ведения разговора, продумывания его плана, объединения родителей с подобными проблемами;

· уделение особого внимания ослабленным, часто болеющим детям, эмоционально неуравновешенным, гиперактивным, мальчикам и девочкам с задержками в развитии; ответы родителям на многочисленные вопросы, связанные с особенностями их воспитания и обучения; поддержка родителей в решении стихийно возникающих проблем;

· объективация педагогом своего доброжелательного и справедливого отношения к ребенку и членам его семьи; способность приветливо встречать их утром и провожать вечером;

· привлечение родителей к воспитательному процессу дошкольного учреждения, предоставление им права по собственному желанию знакомиться с его жизнью, наблюдать за деятельностью сына (дочере); создание ситуаций взаимодействия члена семьи с разными|различными| детьми, приобщение родных|родимых| взрослых к|до| орга­низации| жизнедеятельности дошкольников;

· ознакомление педагога с жизнью воспитанников дома, ощущение семейной атмосферы, открытие реалий ежедневного бытия семьи, особенностей семейного опыта воспитания, определение роли и места каждого члена семьи в воспитании ребенка;

· активизация и разнообразие педагогом формы взаимодействия с родителями (дискуссионные встречи, "круглые столы", вечера вопросов и ответов, тематические беседы, семинары-практикумы, тренинги, ролевые игры, организация общего отдыха, фольклорные вечера, познавательно- игровые викторины, спортивные праздники и соревнования, индивидуальные консультации, посещения места работы отца, использование шкатулки замечаний и пожеланий, внедрение анонимного "тєлефона доверия", адресные памятки для родителей, домашние задания по основам философии жизни и тому подобное); осовременивание наглядных и информационных материалов, адресованных семье;

· обращение к удачному опыту семейного воспитания дошкольника; приглашение родителей из благополучной семьи с целью поделиться своим опытом с другими; использование вопросов и предложений типа: "Назовите метод влияния, который лучше всего срабатывает в налаживании взаимоотношений с малышом", "Вспомните случай, когда сложно было решить какую-то проблему", "Как вы отвечаете на "неудобные вопросы" ребенка?" и тому подобное;

· создание в дошкольном учреждении благоприятных условий для конфиденциального общения родителей с разными специалистами — психологом, медицинским работником, музыкальным руководителем, инструктором по физическому воспитанию, преподавателем иностранного языка и др.; организация консультативной комнаты для родителей, которая бы настраивала на доверительный разговор, напоминала домашний интерьер, содержала библиотечку педагогической, доступной психологической и художественной литературы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 401; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.124.244 (0.016 с.)