Составление простейших рассказов по серии специально созданных картинок и фотографий на темы ролевых и театрализованных игр. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Составление простейших рассказов по серии специально созданных картинок и фотографий на темы ролевых и театрализованных игр.



Использование графических схем, предлагаемых взрослым, символических изображений и других наглядных опор. Обучение детей выполнению вспомогательных схематических рисунков об играх и игрушках и рассказывание по ним (три-четыре схемы).

Выставки детских рисунков и аппликаций, лепных поделок на тему игр и игрушек. Составление детьми связных рассказов по сюжетам собственных рисунков, поделок.

Ребенок в семье. Рассматривание фотографий, беседы о семье ребенка, о членах семьи и их отношениях, о ближайших родственниках. Истории членов семьи (бабушка, дедушка, родители).

Сюжетно-ролевые и дидактические игры о занятиях и труде членов семьи. Наблюдения за трудом взрослых с последующим разыгрыванием ситуаций в сюжетно-ролевых и театрализованных играх. Беседы и игры по содержанию домашней хозяйственной деятельности взрослых в семье. Беседы о посильной помощи ребенка в семье с использованием фотографий, картинного материала.

Общие представления о труде родителей, о ценности их труда.

Беседы и игры по содержанию общих праздников в семье (Новый год, Рождество, дни рождения, Пасха, женский день и др.). Семейный альбом – фотографии членов семьи. Семейные праздники.

Жизнь семьи вне дома: посещение мест общественного питания, магазинов, развлекательных центров, кинотеатров, театров, музеев и т. п.

Чтение литературных произведений о жизни семьи в разные исторические эпохи, в разных культурах. Беседы по прочитанным произведениям с использованием игрушек, картинок, комментированного рисования, детских рисунков и аппликаций, лепных поделок и др.

Жизнь ребенка среди взрослых и сверстников. Ребенок в мире игрушек и игр. Ребенок и его дом. Педагогические ситуации и игры на уточнение домашнего адреса ребенка, безопасного поведения в быту. Сюжетно-ролевые игры, отражающие уход за жилищем, занятия родителей с детьми дома, правила безопасного поведения детей и взрослых в квартире, в загородном доме и т. п.

Расширение представлений детей о предметах быта и убранства дома (посуда, мебель, бытовые приборы, предметы народного творчества). Ознакомление и расширение представлений детей о назначении предметов домашнего обихода. Беседы с детьми о занятиях и играх дома с родными.

Рассматривание картинок, фотографий, просмотр видеофильмов о поведении детей в подъезде, в лифте, на балконе, на игровой площадке у дома и беседа по ним.

Ребенок в детском саду (детском доме). Экскурсии в разные помещения детского сада (детского дома), расширяющие представления детей о помещениях детского учреждения, о труде его сотрудников.

Беседы с детьми о правилах поведения во время прогулок: нельзя уходить с территории детского сада, поднимать незнакомые предметы, рвать и пробовать на вкус растения и т. д.

Игры на полоролевую идентификацию: мальчики и девочки группы. Рассматривание фотографий, просмотр видеофильмов о совместных играх, занятиях, досугах, прогулках, праздниках и развлечениях, общих и различных интересах и занятиях мальчиков и девочек.

Дорога к детскому саду, его адрес. Целенаправленные наблюдения на участке детского сада (детского дома) в разное время года. Оборудование участка дошкольного учреждения и игры детей на детской площадке на прогулке. Труд детей и взрослых на участке в разное время года. Субботники и их роль в благоустройстве территории. Рассказы детей (по вопросному плану) о наиболее ярких изменениях, происходящих на участке детского сада (детского дома) в разное время года.

Праздники, игры и развлечения в детском саду (детском доме): Новый год, дни рождения, день Конституции, День независимости, Рождество, Пасха, Масленица, выпускной праздник в детском саду, День знаний – 1 сентября, День учителя (дошкольного работника), День защитника Отечества, День Победы, спортивные праздники и др.

Ребенок знакомится со страной, жизнью людей в обществе и их трудом. Экскурсии, рассказы, беседы, чтение художественной литературы, просмотр видеофильмов о родном крае. Наша Родина – Россия. Столица России – Москва. Президент России. Правительство Российской Федерации. Основная геральдика (флаг, герб, гимн). Российская Армия.

Знакомство детей с государственными и негосударственными праздниками (День города, день рождения страны, день защитника Отечества и т. п.).

Родной край. Город, населенный пункт (поселок, деревня). Главные достопримечательности населенного пункта, в котором родился ребенок. Инфраструктура населенного пункта. Экскурсии, просмотр видеофильмов, рассматривание фотографий, картин о городе (поселке), в котором живут дети. Улицы города (поселка), парки, скверы, памятные места.

Художественные музеи, выставки. Театры (драматические, оперные, кукольные) и концертные залы. Труд людей искусства (художники, артисты и др.). Игры и праздники по ознакомлению с культурой разных народов (танцы, костюмы, традиции) Истоки народной культуры (фольклорные праздники, музыка, изобразительная деятельность).

Профессии, имеющие исторические корни (продавец, портной, парикмахер, сапожник, строитель, учитель, водитель, машинист поезда и др.), и современные профессии (космонавт, фермер, художник-модельер, менеджер и др.).

Экскурсии (с педагогами и родителями), сюжетно-ролевые и дидактические игры по уточнению представлений о местах общественного питания, местах отдыха, о магазинах (универсам, гипермаркет, супермаркет, кондитерская, булочная и др.).

Экскурсии, беседы, дидактические, сюжетно-ролевые игры о труде взрослых, орудиях труда и особенностях труда людей разных профессий.

Транспорт (наземный, подземный, воздушный, водный): история и современность. Особенность современной жизни – многообразие транспортных средств, появление новых экологически чистых видов транспорта. Чтение детской литературы, рассматривание иллюстраций, беседы-рассуждения, беседы-фантазии о транспорте будущего.

Занятия, игры и игровые упражнения на ознакомление с правилами дорожного движения: светофор, знаки дорожного движения («Пешеходный переход», «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено», знаки сервиса и др.). Занятия, игры и игровые упражнения на ознакомление с правилами пожарной безопасности: знаки пожарной безопасности, запрещающие знаки.

Моделирование ситуаций по правилам дорожного движения, по правилам пожарной безопасности. Труд сотрудников милиции, ГИБДД, МЧС. Сюжетно-дидактические игры с детскими игровыми комплектами «Азбука пожарной безопасности», «Азбука дорожного движения».

Служба спасения. Телефоны службы спасения. Дидактические, сюжетно-дидактические игры о труде сотрудников МЧС, службы спасения.

Труд медицинских работников в детском учреждении, в поликлинике, в больнице, на станции скорой помощи, в ветеринарной лечебнице и т. д. Аптека и ее назначение. Сюжетно-ролевые, дидактические игры о труде врачей, медицинских сестер, фармацевтов и т. д.

Чтение литературных произведений о труде взрослых, праздниках. Пересказ прочитанных произведений. Разыгрывание ситуаций по прочитанным произведениям. Разыгрывание ситуаций типа «Мы были на параде», «Мы смотрели салют», «На спектакле в театре кукол», «Я ходил с мамой в музей» на основе личного опыта и по литературным произведениям.

Ребенок познает мир техники. Наблюдения, беседы, практические упражнения (с соблюдением техники безопасности вместе со взрослыми) с предметами, облегчающими жизнь человека, создающими комфорт и уют в помещениях. Бытовые технические приборы: часы (механические, электронные, кварцевые; настенные, напольные, будильник и др.), телевизор, аудио- и видеомагнитофон, DVD, стиральная машина, электрический чайник, светильники. Средства телекоммуникации: телефон (стационарный, сотовый), компьютер. Старинные и современные приборы. Экскурсии в музеи, на выставки, в отделы магазинов, где продают разные технические средства.

Беседы об использовании технических бытовых приборов дома. Чтение литературных произведений (загадки, сказки, рассказы, стихотворения), рисование разных ситуаций, в которых используются эти приборы. Беседы, театрализованные игры, сюжетно-ролевые игры с применением детских бытовых приборов (игрушечные аналоги) и проигрыванием ситуаций по правилам безопасного обращения с ними.

 

Оборудование и материалы:

¤ альбомы с фотографиями каждого ребенка группы, сотрудников, родителей, друзей, ближайших родственников, ситуаций из жизни детей (переходит улицу с папой, играет на детской площадке со старшей сестрой и др.) и т. п.;

¤ библиотека: книжная полка или стеллажи (библиотека «Жираф» и т. п.);

¤ глобус;

¤ детские книги познавательного содержания о жизни, культуре, истории разных стран;

¤ детские книги с иллюстрациями, посвященные правам и обязанностям детей и взрослых;

¤ детские комиксы;

¤ детские телефоны;

¤ диафильмы, видео и компакт-диски с фрагментами кинофильмов и телепередач, отражающих жизнь и разнообразную деятельность людей и их взаимоотношения, жизнь и повадки животных, особенности растительного мира и т. п.;

¤ дидактические книги (альбомы) о ярких событиях из истории России, книги о символике России (Ю. Нечаев, Ю. Дмитриев «Флаг и герб», «Награды России» и др.);

¤ доски и рамки-вкладыши: «Животные Африки», «Животные наших лесов», «Рыбы», «Транспорт воздушный», «Транспорт наземный» и др.;

¤ звукозапись гимна;

¤ изделия народного творчества (игрушки, предметы быта и др.);

¤ иллюстрированные книги-азбуки, например, «АЗБУКА: Из коллекции государственного Эрмитажа» (иллюстрированный материал Л. Я. Лившиц, М. Ю. Секликовой); М. С. Зимина Азбука этикета» и др.;

¤ иллюстрированные кубики с сюжетными картинками (восемь-двенадцать частей) для воспроизведения сюжета сказок и текста;

¤ картинки с символикой России (флаг, герб, портрет Президента);

¤ картины художников: пейзажи, натюрморты, сюжетные картины (см. перечень иллюстративного материала);

¤ картотеки литературного материала: тексты чистоговорок, стихотворных диалогов и т. д.;

¤ куклы, отражающие различный возраст, половую и национальную принадлежность (малого и среднего размера);

¤ магнитная доска;

¤ магнитофон, аудиокассеты и компакт-диски с записями различных мелодий и детских песен;

¤ мольберт или специальная доска для рисования, подставки для ног с шершавой поверхностью;

¤ мягкие полифункциональные наборы «Радуга», «Фантазия», «Мастер» и др.;

¤ набор пластин из разных пород дерева, ткани и металла: материалы М. Монтессори «Шероховатые таблички», «Тепловые таблички», «Ящик с тканью» и др.;

¤ наборы детской мебели: комплект детской мягкой мебели «Ляля», «Алёнка», «Уют», уголок «Игровой», уголок отдыха и др.;

¤ наборы картинок (иллюстрированных альбомов, журналов) по исторической тематике: «История России», «История города», «История моды», «История транспорта», «Эволюции обычных вещей» и др.;

¤ наборы картинок (фотографий) географической и исторической тематики: «Наш город (село, область и т. п.), «Москва», «Санкт-Петербург», «Париж», «Города Поволжья» и др.;

¤ наборы картинок для логических упражнений на сравнение, обобщение, «картинки-нелепицы» и др.;

¤ наглядно-дидактическое пособие «Защитники Отечества»;

¤ настенный календарь погоды;

¤ настольно-печатные игры: «Автотранспорт» (конструктор), «Алиса в стране чудес», «Ассоциация» (лото), «Библия для малышей», «Буквы-цифры», «Вселенная знаний», «Вселенная. Солнечная система», «Как избежать неприятностей» (№ 1, 2, 3, 4), «Колесо вопросов», «Логопедическое лото», «Мои любимые сказки», «Назови одним словом», «Найди по описанию», «Найди различия», «Наши чувства и эмоции», «Подбери узор», «Русские узоры», «Соседи по планете», «Страна эмоций» (игры из ковролина), «Учим дорожные знаки», «Фруктовая мозаика», «Цивилизация Викинги» и др.;

¤ политическая карта мира, физическая карта России;

¤ портреты российских художников, писателей, композиторов, ученых;

¤ предметы домашнего обихода: разноцветные пластмассовые, деревянные, металлические кувшины, миски, ложки, кастрюли трех-четырех размеров;

¤ произведения декоративно-прикладного искусства (с учетом национально-регионального компонента): глиняные игрушки (дымковская, каргопольская, тверская и др.), предметы, в том числе игрушки, из дерева (матрешки, грибки, бочонки, курочки на подносе, расписные деревянные яйца, подставки к ним), из соломы (куколки, картинки), предметы быта (вышитая и украшенная аппликацией одежда, расписная посуда и др.);

¤ различная одежда для кукол: современная, профессиональная, национальные костюмы;

¤ серии картин по временам года (пейзажи, жизнь животных, труд и деятельность людей);

¤ серии картин с изображением космоса;

¤ сюжетные картинки, плакаты, различные иллюстрации, изображающие разные ситуации, соответствующие и противоречащие правилам культурного поведения, правилам пожарной безопасности, правилам поведения на воде, правилам дорожного движения и т. п.;

¤ театральные куклы (для перчаточного театра, объемного настольного театра, куклы бибабо, куклы-марионетки и др.);

¤ тематические серии картин: «Кем быть» (Л. Мусякина, В. Червякова), «Времена года» (О. Соловьева), «Увлекательные игры» (Т. Жирова – на СD-диске);

¤ фланелеграф;

¤ ширмы (ширма-домик, ширма «Театрал» и др.).

В зависимости от задач, стоящих перед педагогом, и возможностей детского дошкольного учреждения можно использовать любое другое оборудование, соответствующее программным требованиям.

 

Примерный перечень игр и игровых упражнений:

настольно-печатные и словесные: «Автотранспорт» (конструктор), «Азбука пешехода», «Алиса в стране чудес», «Ассоциация» (лото), «Библия для малышей», «Буквы-цифры», «Взрослые и дети (животные), «Волшебник», «Волшебные картинки», «Волшебные узоры», «Вопрос – ответ», «Вселенная знаний», «Вселенная. Солнечная система», «Вставь пропущенное слово», «Времена года», «Говорящие знаки», «Дополни предложение», «Дорожное — не дорожное слово», «Живое – неживое», «Животные и их детеныши», «Загадай загадку, покажи отгадку», «Закончи предложение», «Запомни схему», «Зоологическое лото», «Исправь ошибку», «Как избежать неприятностей» (№ 1, 2, 3, 4), «Какого знака не стало?», «Кто где живет в воде», «Ласково – не ласково», «Летает – ползает – прыгает», «Лишнее слово», «Логопедическое лото», «Мои любимые сказки», «Назови лишний предмет», «Назови лишнее слово», «Назови нужное слово», «Назови по порядку», «Назови правильно», «Найди по описанию», «Найди различия», «Наши чувства и эмоции», «Назови одним словом», «Найди различия», «Наши чувства и эмоции», «Наша столица (пазлы)», «Подбери узор», «Отгадайка», пазлы: «Буратино», «Белоснежка», «BMV», «Емеля», «Король Лев», «Малыш и Карлсон», «Сказки» и др., «Поставь дорожный знак», «Разгадай загадку, покажи отгадку»,разрезные сюжетные картинки (десять-двадцать частей), «Расположи правильно», «Русские узоры», «Соседи по планете», «Страна эмоций» (игры из ковролина), «Строители», «У кого какая шуба», «Угадай по листику дерево», «Угадай профессию», «Узнай, о чем я говорю», «Угадай, какой знак», «Угадай по описанию», «Учим дорожные знаки», «Фруктовая мозаика», «Цвета светофора», «Цивилизация Викинги», «Что кому?» «Экскурсия», «Это я, это я, это все мои друзья», различные лото на тему одежда, обувь, посуда, овощи, фрукты, мебель, технические приборы и т. п.;

театрализованные: «Айболит», «Гуси-лебеди», «Два жадных медвежонка», « Девочка-снегурочка», «Живая шляпа», «Заюшкина избушка», «Зимовье зверей», «Кот, петух и лиса», «Красная шапочка», «Лиса и волк», «Лисичка со скалочкой», «Лиса и журавль», «Маша и медведь», «Неосторожный ежик», «Осенняя сказка», «Петушок и бобовое зернышко», «Путаница», «Старик-годовик», «Три медведя», «Три поросенка», «Утренние лучи» и др.;

игры-пантомимы, этюды: «Земля в разные времена года», «Космические гости», «Куклы», «Мы художники», «Падающие листья», «Пламя», «Под дождиком», «Путешественники идут по пустыне», «Разные ветры», «Разное настроение», «Солнечные зайчики», «Солнце в разные времена года», «Солнце и луна», «Человек ориентируется по солнцу, по звездам», «Я грущу и улыбаюсь» и др.;

сюжетно-дидактические: «Автозавод», «Азбука дорожной безопасности», «В магазине игрушек и школьных принадлежностей», «В супермаркете», «В школьной библиотеке», «Вызов пожарных», «День города», Движение на нерегулируемом перекрестке», «Идем по улице», «Магазин пожарного оборудования», «На стройке», «Папа, мама и дети на выставке в художественном салоне», «Парад», «Пешеходы и автомобили на улице», «Поездка на поезде: Путешествие из Петербурга в Москву», «Пожарная команда выезжает на пожар», «Пожарные спасают пострадавших на пожаре», «Пожарные тушат пожар», «Путешествие по рекам и каналам на прогулочном кораблике», «Регулировщик и транспортные средства в городе», «Семья посещает магазин и игровой центр», «Строительство новой станции метро и ее открытие», «Строим космический корабль и отправляемся в космос», «Театр современной моды», «Театр старинной моды», «Улица полна неожиданностей», «В центре подготовки космонавтов», «Экскурсия по городу на автобусе» и др.

 

Произведения изобразительного искусства

 

Художественные картины: М. Авилов «Поединок на Куликовом поле»;И. Айвазовский «Море», «Черное море»; И. Бродский «Опавшие листья», «Лес зимой в снегу»;В. Васнецов «Алёнушка», «Три богатыря», «Цветущий луг»; В. Ван Гог «Натюрморт с цветами, белые розы», «Натюрморт с книгами», «Корзина с яблоками»; В. Волосов «В Петергофском парке», «Деревенский натюрморт»;И. Глазунов «Верочка со свечой»;И. Грабарь «Дельфиниум», «Красные блоки на синей скатерти», «Груши на зеленой драпировке», «Мартовский снег», «Подснежники»; Г. Денисов«Подъем Александровской колонны»;А. Лактионов «Письмо с фронта»; И. Репин«Букет цветов», «Стрекоза»; В. Кандинский«Золотое облако»; М. Кончаловский«Поднос и овощи»; П. Кончаловский«Сирень у окна»; А. Куинджи«Лунная ночь на Днепре», «Вечер на Украине»; И. Левитан«Вечерний звон», «Осень», «Деревня зимой»; В. Поленов«Заросший пруд»; Н. Рерих «Закат», «Ростов Великий», «Заморские гости»; В. Серов«Девушка, освещенная солнцем», «Девочка с персиками»; Ф. Толстой«Букет цветов, бабочка и птичка»; И. Хруцкий«Цветы и фрукты»; И. Шишкин«Корабельная роща», «Утро в сосновом бору», «Сосны, освещенные солнцем», «Рожь» и другие произведения художников.

Произведения декоративно-прикладного искусства: малые скульптурные формы (животные, сюжетные скульптуры); поделки из гжели, дымковские игрушки, хохломская посуда, каргопольская игрушка, промыслы родного края и т. п.

Литературный материал

 

Малые фольклорные формы: «Ай, чу-чу», «Конь ретивый», «Кошка и курочка», «Мыши», «Начинается считалка», «Ой ты, зоренька-заря», «Петушок», «Солнышко-ведрышко», «У Иванова двора», пословицы и поговорки (о родине, о дружбе, об умении и трудолюбии, о лени и нерадивости, о природе), скороговорки («На дворе трава», «От топота копыт», «Проворонила») и др.

Русские народные сказки: «Бобовое зернышко» (обр. А. Толстого), «Волк и коза» (из сб. А. Афанасьева), «Ворона и рак» (из сб. А. Афанасьева), «Гуси-лебеди» (обр. А. Толстого), «Журавль и цапля» (из сб. А. Афанасьева), «Заяц-хваста» (обр. А. Толстого), «Кашка из топора» (из сб. А. Афанасьева); «Кот и лиса» (обр. А. Толстого), «Кочеток и курочка» (обр. А. Толстого), «Лиса и волк» (обр. А. Толстого), «Лиса и дрозд» (обр. А. Толстого), «Лиса и журавль» (обр. А. Толстого), «Лиса и заяц» (обр. А. Толстого), «Лиса и козел» (обр.К. Ушинского), «Лиса и кувшин» (обр. К. Ушинского), «Лиса и тетерев» (обр. А. Толстого), «Морозко» (обр. А. Толстого), «Мужик и медведь» (обр. А. Толстого), «Петушок – золотой гребешок» (из сб. А. Афанасьева), «По щучьему веленью» (обр. А. Толстого), «Пузырь, соломинка и лапоть» (из сб. А. Афанасьева), «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (обр. А. Толстого) и др.

Сказки народов мира: «Айога» (нанайск.), «Волк-ябедник» (афганск.), «Вот он, вор!» (амер.), «Жадность» (черногорск.), «Заяц и черепаха» (ингуск.), «Золотой гусь» (бр. Гримм, пер. Г. Петникова), «Колосок» (укр., обр. С. Могилевской), «Кот в сапогах» (Ш. Перро, переск. И. Тургенева), «Красная Шапочка» (Ш. Перро, переск. И. Тургенева), «Принцесса на горошине» (Х. К. Андерсен, пер. А. Ганзен), «Семеро швабов» (бр. Гримм, пер. Г. Петникова), «Спящая красавица» (Ш. Перро, переск. И. Тургенева), «Три брата» (бр. Гримм, пер. Г. Петникова), «Три дочери» (татарск.), «Дюймовочка» (Х. К. Андерсен, пер. А. Ганзен) и др.

Произведения классической и современной литературы:

Я. Аким«Жадина», «Неумейка».

З. Александрова«Новая столовая», «Снежок».

Н. Артюхова«Большая береза (в сокр.), «Подружки», «Трусиха».

В. Берестов«Где право, где лево», «Дружно ударились», «За игрой», «Знакомый», «Искалочка», «О чем поют воробушки», «Приятная весть», «Путешественники», «Стук в окно», «Что ни сутки».

В. Бианки«Музыкант», «Сова», «Хитрый лис и умная уточка».

Ю. Владимирский«Чудаки».

А. Гайдар«Совесть», «Чук и Гек» (в сокр.).

В. Даль « Девочка снегурочка», «Старик-годовик».

В. Драгунский «Англичанин Павля», «Друг детства», «Заколдованная буква», «Тайное становится явным».

Б. Житков «Как слон спас хозяина от тигра», «Храбрый утенок».

В. Жуковский « Родного неба милый свет».

М.Зощенко «Елка».

С. Есенин «Береза», «Ночь», «Поет зима – аукает».

Ю.Коринец «Как я искал свой день», «Лапки», «Таинственный дом».

И. Крылов «Лебедь, щука и рак», «Стрекоза и муравей», «Чиж и голубь».

Р.Кудашева «В лесу родилась елочка».

Н.Кукольник « Жаворонок».

В. Лунин «Я однажды видел сам», «Знать бы, зачем», «Лисицы лают. Глухомань».

А. Майков «Весна».

Э. Мошковская «Можно всему-всему научиться», «Не надо больше ссориться», «Решительное решение», «Сказка про твердый и мягкий знаки».

Н. Носов «Бобик в гостях у Барбоса», «Живая шляпа».

В. Осеева «Все вместе», «Волшебное слово», «На катке», «Почему?», «Синие листья», «Сыновья», «Хорошее».

Л. Пантелеев «Ау», «Карусели».

К. Паустовский «Кот-ворюга», «Теплый хлеб».

Е. Пермяк «Для чего руки нужны», «Про нос и язык».

А. Плещеев «Мой садик», «Сельская песня (отрывок), «Уж тает снег, бегут ручьи».

Потапова Т. «Актер», «Архитектор», «Геолог», «Космонавт», «Ученый», «Музейный работник», «Архитектор и др.(сноска Потапова Т.В. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет. – М.: ТЦ «Сфера», 2008);

М. Пришвин «Берестяная трубочка», «Ёж», «Ребята и утята».

А. Пушкин «Какая ночь! Мороз трескучий», «Вот север, тучи нагоняя», «Зима!.. Крестьянин, торжествуя», «Сказка о рыбаке и рыбке», «У лукоморья дуб зеленый» (отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»).

Р. Сеф «Жить на свете очень туго…», «Кто любит собак…», «Читателю».

Н. Сладков «Барсук и медведь», «Всему свое время», «Лиса-плясунья», «Почему год круглый», «Сорока и заяц».

Г. Скребицкий «Всяк по-своему».

И. Токмакова «Живи, елочка!»; «Сосны шумят» (отрывки из повести).

А. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает», «Осень. Осыпается весь наш бедный сад».

Л.Толстой «Булька», «Два товарища», «Как мужик убрал камень», «Котенок», «Старый дед и внучек», «Таня знала буквы…», «Филипок», басни: «Как мальчик рассказывал про то, как его в лесу застала гроза», «Кто прав?», «Лгун», «Осел и лошадь», «Ученый сын», «Отец и сыновья», «Правда всего дороже».

И.Тургенев «Воробей».

Ф. Тютчев «Весенние воды», «Зима недаром злится», «Как неожиданно и ярко», «Чародейкою Зимою».

К. Ушинский «Бишка», «Ветер и солнце», «Лиса Патрикеевна», «Любопытство», «Наше отечество (отрывок)».

А. Фет «Ласточки пропали», «Чудная картина».

Д. Хармс «Веселый старичок», «Игра», «Удивительная кошка», «Что это было?».

Г. Цыферов «Прятки» (из кн. «Про цыпленка, солнце и медвежонка»).

К.Чуковский «Айболит», «Путаница», «Радость», «Федорино горе».

Е.Шварц « Как Маруся начала учиться (отрывок из повести «Первоклассница»).

Л. Яхнин «Ягоды».

 

Образовательная область «Труд»

 

Педагогические ориентиры

 

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи на третьей ступени обучения направлено на формирование навыков самообслуживания, культурно-гигиенических навыков, выполнение элементарных трудовых поручений с помощью взрослого. В приобщении к здоровому образу жизни именно эти направления работы с детьми являются основополагающими.

В данной «Программе» принцип «логопедизации» является основополагающим для всех направлений коррекционной работы. Он реализуется в подборе доступного детям речевого материала применительно к трудовым процессам, которые осваивает ребенок с нарушениями речи. Взрослые обучают детей использованию невербальных и вербальных средств общения в процессе самообслуживания, выполнения культурно-гигиенических процедур, элементарных трудовых поручений: сообщать о своих действиях, демонстрировать умения, обращаться за помощью в случае возникновения трудностей.

Все необходимое для формирования навыков самообслуживания, культурно-гигиенических навыков (предметы гигиены, одежда, посуда и т. п.), для элементарных трудовых действий (клеенка, фартучки, тряпочки и т.п.) располагается в определенных местах хранения, что позволяет детям достаточно быстро запомнить их местонахождение. Большую помощь здесь могут оказать специальные символы (картинки, пиктограммы), с которыми дети многократно знакомятся в различных бытовых и игровых ситуациях.

В трудовом воспитании детей принимают участие все педагоги, однако ведущая роль здесь принадлежит воспитателям и помощникам воспитателей. Важную роль в трудовом воспитании играют родители, которые активно включают детей в доступные им трудовые процессы. Учитель-логопед и педагог-психолог также участвуют в формировании у детей трудовых навыков, уделяя особое внимание тем детям, у которых нарушена координация движений.

Задачи:

– стимулировать и поощрять стремление детей к самостоятельности как проявление относительной независимости от взрослого;

– продолжать воспитывать у детей доброжелательность, заботливость по отношению друг к другу, готовность оказывать помощь друг другу, взрослым, то есть тому, кто в ней нуждается;

– учить детей выполнять хозяйственно-бытовые поручения в соответствии с заранее намеченным планом по образцу и по словесной просьбе взрослого;

– совершенствовать трудовые действия детей;

– совершенствовать зрительно-двигательную координацию детей в процессе выполнения трудовых действий;

– учить детей учитывать свойства материалов при выполнении поделок из них;

– учить детей применять разнообразные предметы-орудия для выполнения хозяйственно-бытовых поручений в помещении, на прогулке;

– закреплять умения детей убирать игровые уголки, планировать вместе с педагогом свои действия (протирать пыль, пользоваться пылесосом с помощью взрослого, расставлять игрушки на полках, мыть игрушки и т. п.);

– закреплять умения сервировки стола по предварительному плану-инструкции (вместе со взрослым);

– продолжать учить детей подготавливать место для занятий с природными и бросовыми материалами, бумагой и т. п.;

– воспитывать у детей желание оказывать помощь взрослому в приготовлении пищи (салатов, винегретов, бутербродов, печения и др.);

– воспитывать у детей желание трудиться на участке детского дошкольного учреждения, поддерживать порядок на игровой площадке (убирать опавшие листья, сгребать снег, посыпать дорожки песком, подметать мусор, вскапывать грядки и клумбы вместе со взрослыми);

– воспитывать бережное отношение детей к результатам труда человека (предметам быта, одежде, игрушкам и т. п.);

– пробуждать интерес детей к изготовлению различных поделок из бумаги, природного, бросового материала, ткани и ниток;

– совершенствовать приемы работы детей с бумагой, картоном, природным материалом;

– развивать умение детей ориентироваться на свойства материалов при изготовлении поделок;

– учить детей работать на ткацком станке (индивидуально);

– учить детей сшивать деревянной или пластмассовой иглой различные детали из картона, бумаги, пластика, пришивать крупные пуговицы;

– продолжать учить детей пользоваться ножницами;

– учить детей заранее распределять предстоящую работу по этапам, подбирать необходимые орудия и материалы для труда;

– расширять и уточнять словарный запас детей на речевом материале, отражающем самообслуживающий, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе и ручной труд;

– совершенствовать связную речь детей при обучении их различным видам труда и при формировании навыков самообслуживания;

– развивать планирующую и регулирующую функции речи детей в процессе изготовления различных поделок и хозяйственно-бытового труда.

Основное содержание

 

Хозяйственно-бытовой труд. Поддержание порядка в групповой комнате. Уборка постелей.

Мытье и вытирание различных игрушек. Стирка мелких вещей. Уборка в игровых уголках. Совместный со взрослыми уход за растениями, рыбками и животными в уголке природы.

Ремонт игрушек и игровых атрибутов (вместе со взрослым).

Подготовка столов к приему пищи (завтрак, обед, полдник, ужин).

Уборка на участке детского сада (детского дома).

Приготовление еды вместе со взрослыми: умение выбирать необходимые для этого кухонные приборы (доски, скалки, формочки, противень), раскатывать тесто на доске, вырезать формочками из теста печенье, класть его на противень, намазывать пластмассовым ножом масло, крем на булку, печенье, резать ножом фрукты (бананы, яблоки), натирать на терке яблоко, отваренную морковь и т. д.

Труд в природе. Весной подготавливать к посадке семена, грядки (помогать взрослым вскапывать землю, рыхлить, сажать рассаду, поливать всходы). В летний период окучивать растения, поливать их, пропалывать, рыхлить землю, использовать детские орудия труда в процессе работы на участке детского сада (детского дома), в природном уголке. В конце лета собирать урожай на участке, в парнике, срезать цветы и т. д. Подготавливать землю к зиме (перекапывать ее, рыхлить).

Сажать вместе со взрослыми рассаду.

Заготавливать корм для зимующих птиц (ягоды рябины, шиповника и других растений). Мастерить кормушки для птиц (вместе со взрослыми).

Кормить зимой птиц, класть корм в кормушки, разбрасывать на специальных стеллажах и т. п.

Кормить рыбок и птиц в уголке природы.

Ручной труд. Поделки из природного материала (шишек, желудей, бересты, листьев, древесных грибов и др.).

Поделки из бросового материала (катушек, скорлупы орехов, скорлупы яиц, перышек, картонной тары, мочала).

Разрезание бумаги по разметке (по прямой линии).

Вырезание геометрических фигур по прямым линиям: прямоугольник, квадрат, треугольник.

Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых и театрализованных игр («Татр», «Магазин», «Аптека», «Доктор», «Спасатели», «Пожарные») из пата, глины, пластилина, бумаги и других материалов.

Поделки из бумаги (оригами, изготовление сумочек, кошельков, тетрадок, книжек-самоделок).

Поделки из бумаги, выполненные приемами складывания и плетения (конверты для детских работ, салфетки и коврики для кукол).

Прошивание шаблонов (сумка, платье, кошелек, очечник, папка) иголкой с толстой нитью (основа для работы предварительно прокалывается дыроколом).

Поделки из коробочек (мебель для кукол, пеналы, здания).

Ремонт книг, коробок для настольно-печатных игр (вместе со взрослыми).

Работа на детских ткацких станках (индивидуально).

 

Оборудование и материалы:

¤ аквариум с рыбками, отличающимися по внешнему виду;

¤ бельевые прищепки (игрушечные наборы и бытовые хозяйственные прищепки разных цветов и размеров);

¤ бросовый и природный материал (шишки, желуди, высушенные листья, плоды различных растений: рябины, шиповника и др.);

¤ детские бытовые приборы-игрушки (утюг, стиральная машина, гладильная доска, пылесос, миксер, пылесос, микроволновая печь и т. п.);

¤ детские ведра;

¤ детские грабли, лопатки, носилки и др.;

¤ детские деревянные и пластмассовые наборы бытовых инструментов (например, набор «Мастерская», «Набор инструментов на тележке», «Набор для уборки на тележке», «Хозяюшка», «Набор для глажки» и др.);

¤ детский ткацкий станок;

¤ Дидактическая черепаха (чехол «Умелые ручки», «Волшебный круг», «Веселый калейдоскоп»);

¤ Живые объекты: растения с различными по форме, фактуре и поверхности, окраске листьями;

¤ зеркало;

¤ картинки, пиктограммы, символизирующие место хранения предметов гигиены, бытовых предметов и т. п.;

¤ клеенки (индивидуальные пластиковые салфетки и салфетки из клеенки);

¤ клеенки;

¤ клей, кисточки для клея, стаканчики под кисточки, тряпочки, доски для работы с клеем;

¤ кормушки (для рыб, птиц и т. п.);

¤ кормушки, сифон для смены воды, скребок для чистки аквариума и др.;

¤ лейки;

¤ материалы для ремонта детских книг;

¤ мини-огород (посадка лука, крупных семян, например, фасоли, гороха и т.п.;

¤ наборы цветной бумаги и картона разной плотности;

¤ пластмассовая посуда;

¤ полистироловые и деревянные игрушки для шнуровки со шнурками различных цветов;

¤ предметы личной гигиены (мыло, специальные щеточки для рук, жидкое мыло в удобной упаковке с дозатором и т. п.);

¤ пульверизатор;

¤ различные безопасные точилки для карандашей;

¤ рамки М. Монтессори (рамка с молнией, рамка с английскими булавками, рамка с крючками и петлями, рамка со шнуровкой, рамка с бантом, рамка с кнопками, рамка с пуговицами и др.);

¤ стеллаж для развешивания мелкого белья;

¤ стеллаж для хранения предметов гигиены;

¤ тазики;

¤ тряпочки;

¤ фартуки;

¤ щетки-сметки.

 

Обучающие игровые ситуации:

«Сажаем и выращиваем лук, морковь, репку в огороде на подоконнике».

«Большая уборка в кукольном уголке».

«Посыпаем дорожки песком».

«Поливаем из лейки цветы».

«Чистим ковер игрушечным пылесосом в кукольном уголке».

«Греем еду в микроволновой печи (игрушечной) и т. п.

«Рыбкам в аквариуме будет чисто и светло».

«Книжки тоже хотят быть аккуратными (подклейка обложек и т.п.).

«Мастерская кукольной одежды».

«Ткацкая мастерская».

 

Примерный перечень игр и игровых упражнений:

«Дидактическая черепаха» (чехол «Укрась полянку», «Волшебный круг», «Веселый калейдоскоп»), «Учимся застегивать, завязывать (упражнения с рамками по типу рамок М. Монтессори)», «Дежурные по столовой», «Сервируем стол», «Вытираем пыль с мебели, игрушек, строительного материала», «Моем пластмассовые игрушки», «Затачиваем карандаши» и т. п.

Литературный материал

Малые фольклорные формы: «Валенки», «Ласковые песенки» (азерб.), «Отличные пшеничные» (шведск. песенка, обр. И. Токмаковой), «Солнышко-ведрышко!» и др.

Произведения классической и современной литературы для детей:

Я. Аким «Мама».

З. Александрова «Постройка», «Большая ложка».

А. Барто «Девочка-ревушка», «Девочка чумазая».

Е. Благинина «Аленушка», «Не мешайте мне трудиться», «Обедать», «С добрым утром».

П. Воронько «Обновки».

О. Высотская «Тихий час».

Ш. Галиев «Баю-баю».

В. Данько «Нет, я не шучу».

С. Капутикян «Хлюп-хлюп», «Моя бабушка», «Маша обедает», «Все спят».

Н. Калинина «Помощники».

А.Кардашова «В детский сад», «Уборка».

Л. Квитко «Бабушкины руки».

О. Кригер «На прогулку».

Г. Ладонщиков «Кукольная колыбельная», «Помощники весны», «Я под краном руки мыла».

В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо».

Э. Мошковская «Уши».

И. Муравейка «Я сама».

Н. Найденова «Наши пол



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 185; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.65.61 (0.188 с.)