Тема 15. Психология старения и старости 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 15. Психология старения и старости



Геронтология как наука о старении. Геронтопсихология и ее основные задачи. Историческая изменчивость социальной оценки старения и старости. Периодизации старения. Типы старения. Биологические и социальные критерии и факторы старения. Особенности нервной системы и ВНД людей старческого возраста. Изменение умственной работоспособности. Характерные черты нормальной (физиологической) старости: сохранность интеллекта, интересов к внешним событиям, поздний уход на пенсию, стремление к активной общественно-полезной деятельности и наличие компенсаторных механизмов, позволяющих преодолевать болезнь. Профилактика старения. Проблема трудовой деятельности в старости, ее возможности и значение для сохранения нормальной жизнедеятельности и долголетия. Значение общественных интересов в формировании деятельной старости. Влияние жизненного пути на процесс старения. Компенсаторные механизмы в период старения. Долголетие. Старость как социальная проблема.

Психические расстройства в старческом возрасте: функциональные старческие психозы, старческие деменции.

Смерть и умирание. Мысли о смерти и страх смерти. Стадии приспособления к умиранию (Э. Кюблер). Горе и приспособление к тяжелой утрате.

Темы практических и лабораторных занятий

Очная форма обучения

Темы практических занятий

 

Предмет и методы психологии развития и возрастной психологии

(семинар)

Вопросы

Предмет возрастной психологии и психологии развития.

Основные проблемы и понятия возрастной психологии (категории возраста, развития, кризиса и др.).

Методы возрастной психологии.

Возрастная психология в системе психологических дисциплин и наук о человеке.

Основные этапы развития отечественной и зарубежной возрастной психологии

Основная литература

Психология развития: учеб. для студ. Психол. и пед. Вузов. Марцинковская Т.Д. – М.: Академия, 2001. -352 с.

Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: развитие человека от рождения до поздней зрелости: учеб. пособие для студ. Вузов.- М.: Сфера; Юрайт, 2002. -464 с.

Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учеб. Пособие для студентов вузов. - №-е изд. – М.: Пед.о-во России. 2001. -442 с.

Дополнительная литература

Мухина В.С. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости: учеб. для студ. -6-е (7-е) изд. – М.: Академия, 2000 (2002) г. – 456 с.

Крайг Г. Психология развития: пер. с англ. -7-е изд.-Спб, Питер, 2003. -992 с.

Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. М.; Воронеж, 1995. С. 25-66.

 

Проблема детерминант психического развития

(семинар)

Вопросы

Движущие силы психического развития.

Закономерности психического развития.

Источники и условия психического развития.

Активность, деятельность и общение в психическом развитии человека.

Обучение и воспитание в психическом развитии человека.

Основная литература

1. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: развитие человека от рождения до поздней зрелости: учеб. пособие для студ. Вузов.- М.: Сфера; Юрайт, 2002. -464 с.

2. Крайг Г. Психология развития: пер. с англ. -7-е изд.-Спб, Питер, 2003. -992 с.

3. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учеб. Пособие для студентов вузов. - №-е изд. – М.: Пед.о-во России. 2001. -442 с.

Дополнительная литература

1.Мухина В.С. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости: учеб. для студ. -6-е (7-е) изд. – М.: Академия, 2000 (2002) г. – 456 с.

Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М.; Воронеж, 2001. С. 173-193.

Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка//Хрестоматия по возрастной психологии. М., 1994. С. 5-8.

Запорожец А.В. Условия и движущие причины психического развития ребенка // Хрестоматия по возрастной психологии. М., 1994. С. 23-26.

 

Отечественные и зарубежные теории психического развития

(семинар)

Вопросы

1. Зарубежные теории и подходы к пониманию психического развития (биологизаторское направление, социологизаторское направление, теория конвергенции двух факторов В. Штерна, теория рекапитуляции С. Холла, нормативный подход А. Гезелла, теории А. Валлона, З. Фрейда, Э. Эриксона, Ж.Пиаже и др.).

2. Отечественные теории и подходы к пониманию психического развития (культурно-историческая концепция психического развития Л.С. Выготского, представление о психическом развитии человека Д.Б. Эльконина, А.Н. Леонтьева, Д.И. Фельдштейна и др.).

Основная литература

1. Психология развития: учеб. для студ. Психол. и пед. Вузов. Марцинковская Т.Д. – М.: Академия, 2001. -352 с.

2. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: развитие человека от рождения до поздней зрелости: учеб. пособие для студ. Вузов.- М.: Сфера; Юрайт, 2002. -464 с.

3. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учеб. Пособие для студентов вузов. - №-е изд. – М.: Пед.о-во России. 2001. -442 с.

Дополнительная литература

1 Мухина В.С. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости: учеб. для студ. -6-е (7-е) изд. – М.: Академия, 2000 (2002) г. – 456 с.

2 Крайг Г. Психология развития: пер. с англ. -7-е изд.-Спб, Питер, 2003. -992 с.

 

Проблема возраста и периодизации психического развития

(семинар)

Вопросы

1. Категория возраста в возрастной психологии и психологии развития.

2. Проблема периодизации психического развития человека.

3. Зарубежные периодизации психического развития (З. Фрейд, Э. Эриксон, Л. Колберг, Ш. Бюллер, Ж.Пиаже, Дж. Брунер, С. Холл, В. Штерн и др.).

Отечественные периодизации психического развития (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.В. Петровский, П.П. Блонский, А.Н. Леонтьев, В.И. Слободчиков, Д.И. Фельдштейн и др.).

Основная литература

1. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: развитие человека от рождения до поздней зрелости: учеб. пособие для студ. Вузов.- М.: Сфера; Юрайт, 2002. -464 с.

2. Крайг Г. Психология развития: пер. с англ. -7-е изд.-Спб, Питер, 2003. -992 с.

3. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учеб. Пособие для студентов вузов. - №-е изд. – М.: Пед.о-во России. 2001. -442 с.

Дополнительная литература

1. Мухина В.С. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости: учеб. для студ. -6-е (7-е) изд. – М.: Академия, 2000 (2002) г. – 456 с.

2. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. С.-Пб., 1997. С. 3-40.

3. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития // Хрестоматия по возрастной психологии. М., 1994. С. 169-176.

Младенческий и ранний возраст

(семинар)

Вопросы

1. Период новорожденности. Кризис новорожденности.

2. Основные психологические характеристики развития в младенческом возрасте (социальная ситуация развития, ведущая деятельность, новообразования).

3. Основные психологические характеристики развития в раннем возрасте.

4. Кризис 1 года.

5. Развитие речи в раннем детстве.

6. Кризис 3 лет.

Основная литература

1. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: развитие человека от рождения до поздней зрелости: учеб. пособие для студ. Вузов.- М.: Сфера; Юрайт, 2002. -464 с.

2. Крайг Г. Психология развития: пер. с англ. -7-е изд.-Спб, Питер, 2003. -992 с.

3. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учеб. Пособие для студентов вузов. - №-е изд. – М.: Пед.о-во России. 2001. -442 с.

Дополнительная литература

1. Мухина В.С. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости: учеб. для студ. -6-е (7-е) изд. – М.: Академия, 2000 (2002) г. – 456 с.

2. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М., 2000.

3. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. С.-Пб. 1997. С. 40-112

4. Авдеева Н.Н. Привязанность ребенка к матери и образ себя в раннем детстве//Вопросы психологии. 1997. №4. С. 3-12.

5. Гуськова Т.В., Елагина М.Г. Личностные новообразования у детей в период кризиса 3 лет // Хрестоматия по детской психологии. М., 1996. С. 238-242.

 

Дошкольный возраст

(семинар)

Вопросы

1. Основные психологические характеристики дошкольного возраста (социальная ситуация развития, ведущая деятельность, новообразования).

2. Игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте и ее роль в психическом развитии.

3. Развитие психических процессов в дошкольном возрасте.

4. Развитие личности и эмоциональное развитие в дошкольном возрасте.

5. Кризис 7 лет.

6. Готовность к школе.

Основная литература

1. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: развитие человека от рождения до поздней зрелости: учеб. пособие для студ. Вузов.- М.: Сфера; Юрайт, 2002. -464 с.

2. Крайг Г. Психология развития: пер. с англ. -7-е изд.-Спб, Питер, 2003. -992 с.

3. Мухина В.С. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости: учеб. для студ. -6-е (7-е) изд. – М.: Академия, 2000 (2002) г. – 456 с.

 

Дополнительная литература

Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М., 2000.

Ермолаева Т.В., Мещерякова С.Ю. Ганошенко Н.И. Особенности личностного развития дошкольников в предкризисной фазе и на этапе кризиса 7 лет // Вопросы психологии. 1999. №1. С. 50-59.

 

Младший школьный возраст

(семинар)

Вопросы

1. Основные психологические характеристики младшего школьного возраста (социальная ситуация развития, ведущая деятельность, новообразования).

2. Адаптация ребенка к школе.

3. Ведущая деятельность в младшем школьном возрасте и ее роль в психическом развитии.

4. Развитие познавательной сферы в младшем школьном возрасте.

5. Развитие эмоционально-волевой сферы младшего школьника.

6. Развитие личности младшего школьника.

Основная литература

Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: развитие человека от рождения до поздней зрелости: учеб. пособие для студ. Вузов.- М.: Сфера; Юрайт, 2002. -464 с.

Крайг Г. Психология развития: пер. с англ. -7-е изд.-Спб, Питер, 2003. -992 с.

Мухина В.С. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости: учеб. для студ. -6-е (7-е) изд. – М.: Академия, 2000 (2002) г. – 456 с.

Дополнительная литература

1. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М., 2000.

2. Ермолаева Т.В., Мещерякова С.Ю. Ганошенко Н.И. Особенности личностного развития дошкольников в предкризисной фазе и на этапе кризиса 7 лет // Вопросы психологии. 1999. №1. С. 50-59.

3. Волков Б.С. Психология младшего школьника. М., 2002.

 

Подростковый возраст

(семинар)

Вопросы

1. Основные психологические характеристики подросткового возраста (социальная ситуация развития, ведущая деятельность, новообразования).

2. Ведущая деятельность в подростковом возрасте и ее роль в психическом развитии.

3. Развитие познавательной сферы подростка.

4. Развитие личности в подростковом возрасте.

5. Кризис подросткового возраста.

Основная литература

1. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: развитие человека от рождения до поздней зрелости: учеб. пособие для студ. Вузов.- М.: Сфера; Юрайт, 2002. -464 с.

2. Крайг Г. Психология развития: пер. с англ. -7-е изд.-Спб, Питер, 2003. -992 с.

3. Мухина В.С. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости: учеб. для студ. -6-е (7-е) изд. – М.: Академия, 2000 (2002) г. – 456 с.

Дополнительная литература

1. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М., 2000.

2. Формирование личности в переходный период: от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1996.

3. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.

4. Волков Б.С. Психология подростка. М., 2002.

5. Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии. 1996. №1. С. 20-33.

6. Цукерман Г.А. 10-12-летние школьники: «ничья земля» в возрастной психологии // Вопросы психологии. 1998. №3. С. 17-31.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 320; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.186.164 (0.041 с.)