Специальности 060800 «экономика и управление на предприятии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специальности 060800 «экономика и управление на предприятии



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОСИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт менеджмента и бизнеса

ПРОГРАММА ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ

Специальности 060800 «Экономика и управление на предприятии

Отраслей ТЭК»

 

 

 

 

Тюмень, 2010


Утверждено редакционно-издательским Советом Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Тюменский государственный нефтегазовый университет»

 

 


 

Составили: Воробьева Н.В., доцент, к.э.н.

Федорова О.Б., ст. преподаватель

Семенюта С.А., ассистент

 

© Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 

«Тюменский государственный нефтегазовый университет», 2010 г.

 
 
 

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 


Данная программа практической подготовки студентов составлена на основе квалификационной характеристики экономиста-менеджера по специальности 060800 "Экономика и управление на предприятии отраслей ТЭК", учебного плана по указанной специальности.

Методические указания предназначены для студентов второго, третьего, четвертого и пятого курсов с целью закрепления, расширения и систематизации знаний, полученных при изучении общепрофессиональных и специальных дисциплин и их использования в реальных условиях функционирования предприятий отрасли; формирования практических умений и навыков в области профессиональной деятельности.

Практика является одной из составных частей учебного процесса, предусмотренных Государственным образовательным стандартом по специальности 060800.

Реализация основной образовательной программы подготовки экономиста-менеджера предусматривает прохождение за период обучения учебных (ознакомительной по специальности, по информатике и информационным технологиям, технологии отраслевого производства), а также производственных (производственно-профессиональной и преддипломной) практик.

В процессе формирования квалифицированного специалиста практики последовательно обеспечивают решение следующих задач:

· получение студентом навыков использования информационных технологий для диагностики экономических проблем, составления планово-прогнозных расчетов, обоснования управленческих решений;

· обеспечение необходимого уровня подготовки в области организации технологических процессов;

· развитие навыков планово-экономической, организационно-управленческой, аналитической и предпринимательской деятельности;

· овладение первоначальным профессиональным опытом и проверка способности студента осуществлять самостоятельную трудовую деятельности по выбранной специальности.

Данные задачи обуславливают преемственность и взаимосвязь практик между собой и с дисциплинами, изучаемыми в рамках учебного плана специальности.

Объекты производственных практик подразделяются по отраслевому, статусному и масштабному признакам.

Отраслевой признак определяется содержанием специальности и подразумевает следующие объекты: предприятия и объединения отраслей нефте-, газодобывающей промышленности, переработки и транспортировки углеводородного сырья, объекты тепло-, электросистем, электрических сетей.

Статусное разделение определяет выбор объекта исследования, имеющего права и обязанности самостоятельной хозяйствующей единицы или являющегося структурным подразделением (филиалом) сложно построенной производственной системы.

По масштабному признаку объекты прохождения практики подразделяются в зависимости от размера организации, широты ассортимента производимой продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг, положения на рынке и т.п.).

Учебная ознакомительная практика по специальности организуется с целью ознакомления со спецификой деятельности отраслевых предприятий, особенностями профессии, подготовки к осознанному углубленному изучению общепрофессиональных и специальных дисциплин.

Практика по информатике и информационным технологиям предусматривает закрепление и совершенствование практических навыков работы с персональным компьютером и прикладными программными средствами, что создает условия для успешного усвоения специальных технических и экономических дисциплин.

Цель практики по технологии отраслевого производства - приобретение навыков в сфере экономики и организации производства отраслей ТЭК путем изучения в конкретных производственных условиях технико-экономических особенностей деятельности предприятия, эффективности использования его ресурсов, применения современных форм организации производства, материально технического обеспечения и сбыта. Одной из основных задач практики можно назвать подготовку к осознанному и углубленному изучению инженерно-технологических дисциплин, отражающих специфику отраслевого производства.

Производственно-профессиональная практика необходима для закрепления теоретических знаний, конкретизации сведений, полученных студентами при изучении организации деятельности предприятия, применяемой технологии планирования и учета путем глубокого изучения организационно-управленческой, аналитической и плановой работы на конкретном предприятии.

Преддипломная практика проводится после завершения теоретического курса и представляет собой последнюю стадию профессиональной подготовки экономистов-менеджеров. Основная цель этого вида практики – обобщение знаний и навыков работы студентов по специальности; информационное и методическое обеспечение дипломного проектирования.

Содержание отдельных видов практик связано с дисциплинами, предусмотренными учебным планом. Продолжительность и сроки практик определяются государственным образовательным стандартом, учебным планом и графиком учебного процесса специальности.

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

НА ПРАКТИКЕ

 

Научно-исследовательская работа студентов является одним из важнейших средств повышения качества подготовки специалистов, способных творчески применять в практической деятельности пос­ледние достижения научно-технического прогресса. Для овладения методикойнаучных исследований в области методологии и организационно-экономических аспектов управления студенты во время практики выполняют научно-ис­следовательскую работу.

Научно-исследовательская работа студентов находит отражение в выполняемых по индивидуальным заданиям курсовых и дипломных проектах. Индивидуальные темы в большинстве случаев имеют для отдельного студента единую целевую направлен­ность во всех производственных практиках. Руководители научно-исследовательской работы студентов разрабатывают задания с учетом места прохождения практики.

 

ПРОГРАММА ПРАКТИК

 

Программа практики по информатике и информационным

Технологиям

 

Практика по информатике и информационным технологиям способствует успешному выполнению программы непрерывного использования ЭВМ в учебном процессе и направлена на формирование навыков работы с современными программными продуктами, выработку профессионального подхода к работе на компьютере с целью свободного и осознанного применения информационных и телекоммуникационных технологий в учебной и профессиональной деятельности.

За время практики студенты имеют возможность активно использовать теоретический материал курса “Информатика”, закрепить и расширить практические навыки работы на ЭВМ:

· использование совокупных универсальных средств управления функциями системы: запуск и завершение приложения, управление окнами; создание, копирование, перемещение и переименование объектов; настройка и оптимизация системы;

· использование антивирусных программ;

· использование конкретных операций приложений: редактирование документов, работа с электронными таблицами, построение диаграмм, схем, конвертация объектов различной природы в WORD;

· использование периферийных устройств ПК: принтеров, сканеров;

· совместное использование ресурсов сети: данных, дисковой памяти, программ, принтеров;

· работа с дискетами, оптимизация размещения информации на магнитных дисках, архивирование данных.

Практика по информатике и информационным технологиям студентов состоит из двух частей. Обучающая часть предполагает получение студентами необходимых сведений для успешного выполнения индивидуального задания, способствующих совершенствованию навыков работы с ПК и информационными технологиями (табл.4.1).

 

Таблица 4.1

Содержание обучающей части практики по информатике и

информационным технологиям

Наименование раздела Количество часов
1. Знакомство с программой целями и задачами учебной практики, инструкцией по охране труда и техники безопасности, изучение методических указаний по проведению практики  
2. Создание диаграмм, таблиц средствами MS EXCEL  
3. Оформление схемы с использованием различных автофигур рисунка MS WORD.  
4. Форматирование в MS WORD  
5. Создание шаблонов, стилей, полей MS WORD  
6. Конвертация созданных объектов в MS WORD и оформление общего демонстрационного листа с последующей распечаткой на сетевом принтере  
7. Использование возможностей пакетов прикладных программ, ориентированных на обеспечение решения управленческих задач на предприятии отрасли (системы «Галактика, «1С: Бухгалтерия» и др.)  
8. Архивация файлов, поиск вирусов и лечение дисков современными программами  

Вторая часть практики заключается в оформлении индивидуального задания (10-15 стр.) в соответствии с требованиями ГОСТ, архивировании, сохранении в единой базе данных, распечатке. Индивидуальное задание представляет собой текст экономического содержания, включающий объекты различной природы: схемы, чертежи, рисунки, таблицы.

Успешное выполнение практического задания требует от студента:

· понимания постановки задачи и умения найти необходимый для ее выполнения инструментарий;

· умения работать за терминальными устройствами и персональными ЭВМ;

· владения возможностями приложений WINDOWS;

· умения работать в локальной сети.

Результатом практики является закрепление знаний и навыков, полученных студентом в курсе “Информатика”, совершенствование технических приемов, необходимых для решения задач на ЭВМ в диалоговом режиме, изучение особенностей использования стандартных программных продуктов, периферийных устройств.

Отраслевого производства

 

Практика по технологии отраслевого производства способствует получению студентами навыков в области организации технологических и трудовых процессов путем изучения в конкретных производственных условиях технико-экономических особенностей организации целевых работ, применения современных форм организации производства, использования современных форм организации труда и заработной платы, особенностей маркетинговой политики и методов формирования затрат на производство.

В период прохождения практики студент должен:

· ознакомиться с техникой и технологией выполнения основных производственных процессов, организацией работы по внедрению новой техники и технологии;

· ознакомиться с особенностями организации и нормирования трудовых процессов;

· изучить практические подходы к осуществлению маркетинговой деятельности на предприятии;

· получить представление об особенностях организации производственных, трудовых процессов и маркетинговой деятельности в криолитозоне;

· собрать и систематизировать необходимый материал для составления отчета по практике, выполнения курсовых проектов.

 

Вопросы к изучению в ходе практики

Вопросы к изучению в ходе

ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ОТЧЕТА ПО ПРАКТИКЕ

 

Содержание отчета по практике по информатике

Содержание отчета по практике технологии отраслевого

Содержание отчета по преддипломной практике

 

Отчет по преддипломной практике составляется индивидуально каждым студентом и должен отражать его деятельность в период практики и подготовленность к разработке дипломного проекта. Отчет состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.

Во введении следует отразить специфику объекта исследования, основные проблемы функционирования предприятия и актуальность темы дипломного проектирования, цели и задачи прохождения практики.

Основная часть содержит 2 раздела: характеристика информационного и методического обеспечения дипломного проектирования.

1. Характеристика информационного обеспечения дипломного проектирования.

Информационную базу, собранную для выполнения дипломного проекта и ее источники в соответствии с разделами индивидуальной работы студента рекомендуется представлять в виде таблицы.

 

Таблица 5.1

Информационное обеспечение дипломного проектирования

Содержание дипломного проекта Информационная база дипломного проектирования Источник информации
1. 1.Анализ эффективности затрат на производство продукции 1.1. Характеристика уровня и структуры затрат Уровень и динамика затрат в разрезе структурных подразделений, видов выпускаемой продукции, статей и элементов затрат Смета затрат за ____годы; Калькуляция себестоимости продукции за ___ годы; и т.д.
2. 1.2. …

 

Представляя информационный материал для раскрытия темы дипломного проекта, необходимо указать, за какой период и по каким объектам он собран, охарактеризовать его по функциональному наз­начению, по роли в процессе управления, принципу образования, периодичности возникновения и использования и т.д. Целесообразно также показать назначение информации в соответствии содержанием задания, что дает основание судить о системном, целостном восприятии студентом исследуемой им проблемы. В случае отсутствия необходимой информации необходимо указать его причины.

2. Характеристика методического обеспечения дипломного проектирования.

Методическую базу, подобранную для выполнения дипломного проекта и ее источники в соответствии с разделами индивидуальных работ студентов, рекомендуется представлять в виде таблицы.

 

Таблица 5.2

Методическое обеспечение дипломного проектирования

Содержание дипломного проекта Методическая база дипломного проектирования Источник методической базы
3. 1.Анализ эффективности затрат на производство продукции Методика функционально-стоимостного анализа затрат [2], [15]*
4. 1.1. Характеристика уровня и структуры затрат  
5. 1.2. …
       

*- номер источника по списку литературы.

 

При характеристике методического обеспечения по теме дипломного проекта студенту необходимо показать достоинства и недостатки применяемых (действующих на предприятии) и изученных по научно-методической литературе методик обоснования управленческих решений, планирования (анализа) показателей или отдельных сторон деятельности.

В заключении следует привести общие выводы и предложения, краткое описание проделанной работы и дать практические рекомендации.

ОФОРМЛЕНИЕ И ЗАЩИТА ОТЧЕТА ПО ПРАКТИКЕ

 

Отчет о прохождении практики является документом, на основании которого определяется степень изученности вопросов, указанных в программе практики, и оценивается уровень знаний, полученных студентом-практикантом во время ее прохождения. Структура отчета устанавливается в соответствии с содержанием программы практики, каждый его раздел должен носить законченный характер.

Оформление отчета по практике должно соответствовать требованиям ГОСТ; объем отчета - 15-20 страниц машинописного текста, включая титульный лист, содержание, введение, основную часть, список литературы.

На титульном листе следует указать фамилию, имя, отчество, должность руководителя практики от предприятия; должна стоять его подпись, заверенная печатью организации (приложение 1). По окончании срока практики отчет сдается на проверку руководителю практики от ВУЗа. Защита отчета предполагает получение дифференцированной оценки, отражающей качество выполнения конкретных заданий и понимания реальных процессов производственной деятельности организации.

Студент, не выполнивший программу практики без уважительной причины или получивший отрицательный отзыв о работе или неудовлетворительную оценку при защите отчета, может быть отчислен из высшего учебного заведения как имеющий академическую задолженность в порядке, предусмотренном уставом вуза.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА И БИЗНЕСА

Кафедра менеджмента в отраслях ТЭК

 

ОТЧЕТ

 

по ____________________________________практике

 

Место прохождения практики: _____________________________

 

 

Руководитель от предприятия:

_______________________

(должность)

________________________

(Ф.И.О.)

Выполнил: студент группы ____

____________________________

(Ф.И.О.)

Руководитель от университета:

____________________________

(должность, Ф.И.О.)

 

 

 


Тюмень, 20__
СОДЕРЖАНИЕ

 


1. Общие положения  
2. Организация проведения практик и их руководство  
3. Научно-исследовательская работа студентов  
4. Программа практик  
4.1. Программа учебной ознакомительной практики по специальности  
4.2. Программа практики по информатике и информационным технологиям  
4.3. Программа практики технологии отраслевого производства  
4.4. Программа производственно-профессиональной практики  
4.5. Программа преддипломной практики  
5. Требования к содержанию отчета по практике  
6. Оформление и защита отчета по практике  
Приложения  

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОСИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт менеджмента и бизнеса

ПРОГРАММА ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ

специальности 060800 «Экономика и управление на предприятии

Отраслей ТЭК»

 

 

 

 

Тюмень, 2010


Утверждено редакционно-издательским Советом Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Тюменский государственный нефтегазовый университет»

 

 


 

Составили: Воробьева Н.В., доцент, к.э.н.

Федорова О.Б., ст. преподаватель

Семенюта С.А., ассистент

 

© Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 

«Тюменский государственный нефтегазовый университет», 2010 г.

 
 
 

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 


Данная программа практической подготовки студентов составлена на основе квалификационной характеристики экономиста-менеджера по специальности 060800 "Экономика и управление на предприятии отраслей ТЭК", учебного плана по указанной специальности.

Методические указания предназначены для студентов второго, третьего, четвертого и пятого курсов с целью закрепления, расширения и систематизации знаний, полученных при изучении общепрофессиональных и специальных дисциплин и их использования в реальных условиях функционирования предприятий отрасли; формирования практических умений и навыков в области профессиональной деятельности.

Практика является одной из составных частей учебного процесса, предусмотренных Государственным образовательным стандартом по специальности 060800.

Реализация основной образовательной программы подготовки экономиста-менеджера предусматривает прохождение за период обучения учебных (ознакомительной по специальности, по информатике и информационным технологиям, технологии отраслевого производства), а также производственных (производственно-профессиональной и преддипломной) практик.

В процессе формирования квалифицированного специалиста практики последовательно обеспечивают решение следующих задач:

· получение студентом навыков использования информационных технологий для диагностики экономических проблем, составления планово-прогнозных расчетов, обоснования управленческих решений;

· обеспечение необходимого уровня подготовки в области организации технологических процессов;

· развитие навыков планово-экономической, организационно-управленческой, аналитической и предпринимательской деятельности;

· овладение первоначальным профессиональным опытом и проверка способности студента осуществлять самостоятельную трудовую деятельности по выбранной специальности.

Данные задачи обуславливают преемственность и взаимосвязь практик между собой и с дисциплинами, изучаемыми в рамках учебного плана специальности.

Объекты производственных практик подразделяются по отраслевому, статусному и масштабному признакам.

Отраслевой признак определяется содержанием специальности и подразумевает следующие объекты: предприятия и объединения отраслей нефте-, газодобывающей промышленности, переработки и транспортировки углеводородного сырья, объекты тепло-, электросистем, электрических сетей.

Статусное разделение определяет выбор объекта исследования, имеющего права и обязанности самостоятельной хозяйствующей единицы или являющегося структурным подразделением (филиалом) сложно построенной производственной системы.

По масштабному признаку объекты прохождения практики подразделяются в зависимости от размера организации, широты ассортимента производимой продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг, положения на рынке и т.п.).

Учебная ознакомительная практика по специальности организуется с целью ознакомления со спецификой деятельности отраслевых предприятий, особенностями профессии, подготовки к осознанному углубленному изучению общепрофессиональных и специальных дисциплин.

Практика по информатике и информационным технологиям предусматривает закрепление и совершенствование практических навыков работы с персональным компьютером и прикладными программными средствами, что создает условия для успешного усвоения специальных технических и экономических дисциплин.

Цель практики по технологии отраслевого производства - приобретение навыков в сфере экономики и организации производства отраслей ТЭК путем изучения в конкретных производственных условиях технико-экономических особенностей деятельности предприятия, эффективности использования его ресурсов, применения современных форм организации производства, материально технического обеспечения и сбыта. Одной из основных задач практики можно назвать подготовку к осознанному и углубленному изучению инженерно-технологических дисциплин, отражающих специфику отраслевого производства.

Производственно-профессиональная практика необходима для закрепления теоретических знаний, конкретизации сведений, полученных студентами при изучении организации деятельности предприятия, применяемой технологии планирования и учета путем глубокого изучения организационно-управленческой, аналитической и плановой работы на конкретном предприятии.

Преддипломная практика проводится после завершения теоретического курса и представляет собой последнюю стадию профессиональной подготовки экономистов-менеджеров. Основная цель этого вида практики – обобщение знаний и навыков работы студентов по специальности; информационное и методическое обеспечение дипломного проектирования.

Содержание отдельных видов практик связано с дисциплинами, предусмотренными учебным планом. Продолжительность и сроки практик определяются государственным образовательным стандартом, учебным планом и графиком учебного процесса специальности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 192; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.251.72 (0.105 с.)