Основные профессионально-методические умения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные профессионально-методические умения



студентов-практикантов 4 курсов

Во время практики студент 4 курса, работающий на среднем и старших этапах обучения, должен овладеть навыками планирования, а также коммуникативно-учебными, организационными и исследовательскими умениями, а именно:

1. Навыки планирования:

v составлять планы-конспекты отдельных уроков и серий уроков на среднем этапе обучения выделять конкретные цели, задачи, этапы каждого урока (4 курс – на всех этапах обучения);

v выбирать эффективные приемы обучения с учетом возрастных особенностей учащихся и этапа обучения;

v проводить уроки зарубежной литературы разных типов;

v создавать и использовать необходимые наглядные пособия для проведения уроков;

v составлять план внеклассной работы по зарубежной литературе;

v составлять план и сценарий внеклассного мероприятия по зарубежной литературе.

2. Коммуникативно-учебные умения:

v устанавливать и поддерживать средствами зарубежной литературы разнообразные речевые контакты: учитель-класс, ученик-ученик, учитель-ученик и др.;

v определять объекты контроля речевой и литературной деятельности учащихся и отбирать соответствующие им методические приемы, в том числе и тестовые задания

v замечать ошибки учащихся, определять их характер и использовать эффективный способ исправления).

3. Организационные умения:

v организовывать исполнение намеченного плана;

v вносить методически оправданные коррективы в планы уроков с учетом условий обучения;

v организовывать языковую, речевую и литературную деятельность учащихся во время уроков;

v рационально совмещать коллективные и индивидуальные формы работы с учетом особенностей каждой из них;

v использовать ролевые и речевые игры с учетом возрастных особенностей учащихся и этапа обучения;

v целенаправленно использовать наглядные пособия и аудитивные, аудиовизуальные и визуальные технические средства обучения;

v проводить внеклассные мероприятия по зарубежной литературе согласно составленному плану и сценарию.

 

Умения, связанные с развитием

и воспитанием учащихся:

v реализовывать общеобразовательный, развивающий и воспитательный потенциал языкового, речевого и литературного материала урока;

v формировать и развивать на материале мировой литературы интеллектуальную сферу личности ученика, его познавательные интересы;

v решать средствами мировой литературы задачи морального, культурного, эстетического, гуманистического воспитания учащихся.

 

5. Исследовательские умения:

v изучать отношение учащихся к предмету и выявлять уровень сформированности навыков и умений учащихся;

v осуществлять методический анализ речевого и литературного материала с целью прогнозирования возможных трудностей его усвоения учащимися и подбор оптимальных путей предупреждения ошибок;

v наблюдать, анализировать и обобщать опыт учителей, студентов-практикантов, переносить эффективные приемы и формы в свою практическую деятельность;

v изучать методическую литературу и теоретически осмысливать учебный процесс, выступать на методических семинарах, а также совершенствовать свою работу с помощью передовых форм и методов обучения.

 

 

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТУДЕНТА-ПРАКТИКАНТА. СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Основные права и обязанности студента-практиканта.

1. Студент-практикант проводит свою деятельность в соответствии с Уставом школы, правилами внутреннего распорядка, выполняет распоряжения администрации школы, учителя и руководителя педагогической практики.

2. Практикант обязан стремиться сформировать и развивать у учеников навыки и умения речевой деятельности в соответствии с программой обучения иностранным языкам в средней школе.

3. Строго выполнять принятые на базе практики правила охраны труда и противопожарной безопасности.

4. Студент-практикант имеет право вносить предложения по усовершенствованию учебно-воспитательного процесса, организации педагогической практики, принимать участие в конференциях.

5. Студент-практикант имеет право пользоваться библиотекой школы, учебными кабинетами, учебными пособиями.

 

Содержание и организация деятельности

студента-практиканта

Во время практики учебная работа студента включает:

1) знакомство со спецификой деятельности школы;

2) планирование учебно-воспитательного процесса и проведение уроков и внеклассных мероприятий по русскому языку и зарубежной литературе;

3) посещение и анализ уроков и внеклассного мероприятия по русскому языку и зарубежной литературе;

4) участие в работе методического объединения учителей-словесников, в семинарах студентов-практикантов, в заседаниях педагогических советов школы.

 

Внеклассная работа студента-практиканта

по русскому языку и зарубежной литературе предполагает:

1. Изучение системы работы учителей-словесников, направленной на воспитание у учащихся стойкого интереса к русскому языку и зарубежной литературе;

2. Овладение воспитательными умениями средствами русского языка и зарубежной литературы;

3. Овладение умениями подготовки и проведения внеклассной работы по русскому языку и зарубежной литературе.

Исследовательская работа студента-практиканта может состоять из следующих компонентов:

1. Изучения научной и методической литературы;

2. Обобщения опыта преподавания зарубежной литературы в данной школе;

3. Научных наблюдений, изучения опыта, проведения элементов экспериментального исследования по теме курсовых или дипломных работ.

 

Основной работой студента является учебно-воспитательная работа, которая в начале педагогической практики включает:

1) участие в установочной конференции;

2) знакомство с классом, изучение рабочего плана, журнала, расписания уроков и других компонентов;

3) составление индивидуального плана работы педагогической практики;

4) посещение уроков учителей, внеклассных мероприятий, участие в последующем анализе;

5) составление тематического плана серии уроков;

6) составление плана внеклассной работы по предмету;

7) составление расписания работы:

· уроков;

· посещений уроков других студентов;

· методико-педагогических семинаров с обозначением их тематики;

· внеклассных мероприятий, проводимых студентами,

· проведения научного исследования с указанием тематики.

 

 

Памятка для студента-практиканта о подготовке к уроку

1. Составлению конспектов уроков предшествует ознакомление с содержанием соответствующего раздела курса литературы (по Программе и учебнику).

2. Объем изучаемого материала определяется в соответствии с темой урока, а также определяется объем умений, знаний и навыков, на формирование которых направлен урок.

3. Определяется тип и структура урока, обеспечение органической связи между совершенствованием речевой деятельности, воспитанием самостоятельности и активности умственной деятельности.

4. Необходимо продумать все этапы урока, правильно дозировать их, правильно дозировать время, спланировать использование наглядных пособий, дидактического материала, технических средств обучения.

5. Разрабатывая план-конспект урока, студент должен:

§ опираться на предыдущие знания учащихся;

§ определять место нового материала в структуре темы, раздела;

§ обеспечить последовательность этапов урока, отвечающих его типу и целям;

§ создавать проблемные ситуации;

§ спланировать самостоятельную работу учащихся;

§ после каждого этапа делать выводы;

§ подвести общий итог урока.

6. Изучить методические рекомендации к уроку или серии уроков.

7. Определить необходимость для достижения целей урока методы и приемы обучения.

8. Продумать и спланировать домашнее задание.

9. Учитывать специфику работы в данном классе (уровень подготовки учащихся, их познавательную активность, умение использовать различные виды упражнений, интерес к предмету, отношение к учителю).

ТИПЫ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРЫ

В. Голубков
Основа типологии Тип урока
Цель урока и его содержание - вступительное занятие; - чтение произведения; - ориентировочная беседа; - анализ произведения; - изучение дополнительного материала; - подведение итогов, оценивание
И. Соболев
Основа типологии Тип урока
Методы обучения, виды и формы работы, дидактические задачи - урок-лекция, урок-рассказ; - урок ученического чтения; - урок изучения текста художественного произведения; - урок самостоятельной работы учащихся; - урок составления планов; - урок письменной работы; - урок с использованием технических средств обучения или закрепления; - урок-беседа по произведениям для внеклассного чтения; - урок-диспут; - урок-экскурсия.
М. Кудряшов
Основа типологии Тип урока
Структура учебного предмета I. Уроки изучения художественных произведений - уроки художественного восприятия произведения; - уроки углубленной работы над текстом; - уроки обобщающего изучения произведений.
II. Уроки изучения теории и истории литературы - уроки формирования теоретико-литературных понятий; - уроки изучения научных литературно-критических статей; - уроки изучения биографии писателя; - уроки по историко-литературному материалу; - уроки обощения, повторения, опроса.
III. Уроки развития речи: - уроки творческих работ на основе жизненных впечатлений учащихся и на литературные темы; - уроки устных ответов и устных докладов; - уроки обучения сочинениям; - уроки анализа сочинений
Е. Пасичник
Основа типологии Тип урока
Характер основных дидактических задач - уроки усвоения новых знаний и развития на их основе умений и навыков; - уроки обобщения и систематизации знаний; - уроки контроля знаний, умений и навыков по литературе. -
В. Шоган (для уроков личностно-ориентированного обучения)
Основа типологии Тип урока
Создание учебного модуля, отражающего идеальную модель жизнедеятельности человека. ступки, жизненные события). - урок – образ - урок – анализ - практический урок - повторительно-обобщающий урок.
     

ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ ПЛАНА-КОНСПЕКТА УРОКА

Урок № ________ Класс ________ Дата _____________

Тип урока _______________________________________________

Тема урока ______________________________________________

Развивающая цель ________________________________________

Общеобразовательная цель _________________________________

Воспитательная цель ______________________________________

Тип урока ________________________________________________

Средства обучения ________________________________________

ПЛАН УРОКА

Ход урока

Этап, цель, приемы обучения Содержание работы Время  
I. Начало урока (оргмомент, целеполагание, интрига)    
II. Основная часть урока 1. 2. 3.    
III. Конец урока А) домашнее задание; Б) подведение итогов; В) выставление оценок.    
Методическая литература    

Примечания. Эффективность планирования обуславливается умением анализировать лингвистический программный материал, а результативность урока зависит от умения прогнозировать типичные ошибки и трудности в усвоении определенных языковых явлений и на этой основе подбирать наиболее целесообразные способы и приемы деятельности.

 

ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ АНАЛИЗА УРОКА

Анализ урока - важное звено в профессиональной подготовке студентов в период педагогической практики. Он имеет целью: углублять познания в методике, развивать навыки планирования, исследовательские, коммуникативно-обучающие и организационные профессиональные умения будущего учителя; обогащать личность студента-практиканта; способствовать формированию индивидуального стиля педагогической деятельности.

Конкретные задачи, связанные с проведением анализа урока:

· овладеть методом наблюдения за деятельностью учителя или студента-практиканта и правильно его интерпретировать;

· научиться определять пути устранения замеченных ошибок с учетом причин их появления;

· проводить самоанализ, что позволяет сравнивать свои действия с принятыми в методике эталонами, искать и находить эффективные приемы обучения, развития и воспитания учащихся, оперативно перестраивать намеченные действия в зависимости от конкретных изменений в учебной ситуации.

За период педагогической практики на 3 курсе умение студентов анализировать уроки следует развивать постепенно. Сначала (первая неделя) студенты учатся проводить (с опорой на схему) общий целостный анализ урока, оценивать реализацию учителем основных требований к урокам зарубежной литературы, а именно их целенаправленность, содержательность, речевую активность учащихся, соответствие речевого поведения учителя целям, содержанию и условиям обучения, результативность урока. После этого (следующие 2 недели) на базе общего анализа студенты овладевают анализом отдельных фрагментов урока по индивидуальным заданиям методиста. На завершающем этапе (последняя неделя) полученные умения интегрируются в общий целостно-углубленный анализ урока с опорой на схему.

Схема анализа урока

1. Общие сведения об уроке, его типе, структуре и содержании.

- Название предмета, класс, школа, фамилия, имя, отечество учителя, дата проведения, тема урока.

- Тип урока, его место в системе других уроков этой темы.

- Структура урока, последовательность этапов и их продолжительность, логическая связь между ними.

- Соответствует ли структура урока дидактической цели, логике учебного процесса?

- Содержание урока: научность, оптимальность соответствие содержания типу и структуре урока, задачам и целям: логика учебного процесса.

2. Анализ содержание этапов урока.

- Организация класса, подготовка к уроку (обстановка в классе - чистота,порядок, готовность; оборудование урока, организация класса; постановка целей и задач урока).

- Актуализация опорных знаний, умений и навыков (как воспроизводятся знания, применялись ли они в новой ситуации, какие понятия углубили на уроке, какие навыки активизировали, как шел опрос учащихся, активно ли они работали, привлекались ли они к исправлению ошибок, неточностей, какие методические приемы применялись, насколько объективно выставлялись оценки, как первый этап связан с последующим).

3. Формирование новых понятий и способов действий.

- Были ли поставлены перед учащимися основные задачи изучения темы?

- была ли мотивация обучения, вызван ли интерес к теме?

- обеспечена ли реализация принципов научности, системности, доступности, последовательности, проблемности?

- все ли вопросы темы хорошо освещены?

- какие методы и приемы применялись, как сочетались?

- создавалась ли проблемная ситуация и как она решалась?

- устанавливались ли межпредметные связи?

- понимали ли новый материал учащиеся?

- как связан этот этап урока с последующим?

4. Формирование умений и навыков.

- удачно ли подобраны упражнения?

- была ли логика в их последовательности?

- содействовали ли они осуществлению образовательной, воспитательной и развивающей целям урока?

- обеспечивалась ли самостоятельность учащихся при выполнении упражнений?

- велась ли работа над ошибками?

- организован ли самоконтроль за качеством выполнения упражнений?

- подводились ли итоги выполнения упражнений?

- какие формы работы использовались (коллективная, индивидуальная, дифференцированная)

- были ли использованы воспитательные возможности дидактического материала?

- как установлена связь с последующим этапом урока?

5. Задания на дом.

- каков объем и характер домашнего задания?

- предусмотрены ли способы повышения интереса учащихся к выполнению домашнего задания?

- как проведен инструктаж?

- дифференцировалось ли задание?

- была ли информация об оформлении домашней работы?

Результативность урока

- Насколько успешно решены на уроке образовательные, воспитательные, развивающие цели; качество знаний (сознательность, глубина); умение применять их на практике; какие умения и навыки выработаны на уроке; какие элементы урока имели самое большое влияние на учащихся.

- Поведение учителя на уроке: педагогический такт и культура речи, умение научно организовать работу на уроке, отношение к учащимся; рационально ли использовал время, владение классом, умение повысить активность учащихся, вызвать интерес к предмету, эмоциональность изложения, авторитет у учащихся.

- Поведение учеников на уроке: активность и дисциплинированность, культура речи, уровень общего развития, отношение к учителю и друг к другу, уровень интереса к учебному предмету.

Выводы и предложения.

- Что ценного было на этом уроке?

- Как избавиться от недочетов и закрепить достигнутые успехи на последующих уроках?

- Как улучшить качество урока, повысить педагогическое мастерство?

- Какова общая оценка урока?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 565; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.29.89 (0.045 с.)