Социальное предвидение и прогнозирование. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальное предвидение и прогнозирование.



Формы, практическое значение прогнозирования, феномен обратной связи, способы и типовая методика прогнозирования.

 

32. Стратегии проектной деятельности.

Принципы оптимизации деятельности. Линейные, разветвленные, циклические, адаптивные стратегии. Деловые, функциональные стратегии, «тактика выбора тактик».

 

33. Образ жизни как объект социального проектирования.

Основные понятия с точки зрения экономики и социального проектирования. Этапы, принципы и направления социального проекта образа жизни.

 

 

34. Этапы возникновения и развития конфликтологии.

Развитие конфликтологии в XVIII – первой половине XX в.в. Психологическое направление в развитии конфликтологии. Развитие конфликтологии во второй половине XX – начале XXI в.в. Основные теоретические концепции конфликтологии (подходы).

 

35. Структура конфликта.

Проблемное поле конфликта (параметры, которые присутствуют в любом виде конфликтов). Объективная и субъективная сторона конфликта. Понятийный аппарат составляющих конфликта: конфликтующие стороны, границы конфликта, зона конфликта, повод в конфликте, источник, инициатор, динамика конфликта: латентная стадия, начало конфликта, открытая стадия конфликта, эскалация (признаки, виды эскалации), разрешение конфликта. Анализ конфликтов и прогноз.

 

 

36. Стратегии поведения в конфликтной ситуации.

Психологические типы личности и их проявление в конфликтном взаимодействии в социальной работе. Психотипы деструктивно-разрушительного поведения в конфликтном взаимодействии в социальной работе. Стили конфликтного поведения: уклонение от конфликта, приспособление, сотрудничество, борьба, соперничество, конкуренция, компромисс, консенсус. Специфика профессиональной деятельности социального работника в конфликтной ситуации. Психологическая компетентность социального работника в конфликтной ситуации и его предупреждении.

 

37. Конфликтогенные психологические особенности на различных этапах индивидуального развития.

Конфликтогенные психологические особенности раннего развития детей в домах ребёнка. Конфликтогенные психологические особенности социальных сирот-дошкольников и младших школьников, подростков, оставшихся без попечения родителей. Конфликтогенная специфика характера детей доподросткового возраста (6-10 лет). Конфликтогенная специфика характера детей младшего подросткового возраста (11-13 лет). Конфликтогенная специфика характера детей среднего подросткового возраста (13-15 лет). Конфликтогенная специфика характера детей старшего подросткового возраста (16-17 лет). Конфликтогенные особенности подростковых групповых реакций. Конфликтогенная специфика особенностей характера безработных. Конфликтогенная специфика особенностей характера пожилых людей.

 

38. Методы предупреждения и профилактики конфликтов: принципы управления конфликтами.

Социально-педагогические методы предупреждения и профилактики конфликтов. Способы урегулирования и разрешения конфликта: административные и нормативно-правовые способы урегулирования и разрешения конфликтов. Социально-психологические принципы урегулирования и разрешения конфликтов. Психологические методы общения и их роль в предупреждении конфликтов: уважение, симпатия, доверие, прагматизм. Социальное партнёрство как форма сотрудничества в решении проблем социально-экономического развития и профилактике конфликтов в области трудовых отношений. Этика деятельности социального работника по урегулированию конфликтов.

 

 

39. Основные методы исследований в социальной работе.

Понятие метода научного исследования. Взаимосвязь предмета и метода исследования. Основные методы исследования в социальных науках: опрос, анализ документов, наблюдение, контент-анализ, эксперимент, социометрический опрос. Опрос и его разновидности: анкетирование и интервью. Организационные формы проведения опроса - по месту работы, по месту жительства. В зависимости от источника информации. Виды анкетирования. Достоинства и недостатки разных видов анкетирования. Требования к надёжности, валидности и чувствительности применяемых методик научного исследования.

 

40. Подготовка исследований в социальной работе. Методологические характеристики научного исследования.

Разработка программы исследования. Ее назначение и основные функции, основные части программы: методологическая и методическая. Проблемная ситуация исследования в области социальной работы. Определение цели и задач исследования в области социальной работы. Последовательность выдвижения задач в зависимости от основной цели исследования. Определение объекта и предмета исследования. Формулировка гипотез исследования. Основные требования, предъявляемые к гипотезе. Определение объема выборки в области социальной работы. Генеральная совокупность и выборочная совокупность. Пилотажное исследование.

 

41. Истолкование, апробация и оформление результатов научного исследования.

Обработка, анализ и интерпретация результатов научного исследования. Способы представления исследовательских данных. Значение апробации в системе исследовательской деятельности. Оформление результатов научного исследования. Основные виды изложения результатов исследования. Требования к логике и методике изложения. Стиль изложения научной работы. Составление заключений и практических рекомендаций на основе исследовательских данных.

 

42. Демография старения.

Три хронологических возрастных периода старости по определению ВОЗ. Виды старости: хронологическая, физиологическая, психологическая и социальная. Факторы, определяющие каждый из видов. Старение общества и рынок труда. Показатель демографической нагрузки. Видовая продолжительность жизни. Долгожители. Социальное и индивидуальное долголетие.

 

43. Психология старения.

Геронтопсихология - психология пожилого возраста. Характерологические изменения в пожилом возрасте. Интеллектуальные и эмоциональные изменения в старости. Психологические кризисы и этапы жизни. Страх одиночества. Страх смерти. Тревожность. Стресс и фрустрация пожилых и старых, у мужчин и у женщин. Депрессия и воля. Досуг и занятость. Активизация пожилых людей. Социальная активность. Стереотипы старости у детей, молодежи, у взрослых людей и у самих пожилых людей. Геронтофилия и геронтофобия.

 

44. Социальная помощь и защита пожилых и старых.

Принципы, объявленные в 1999 Генеральной Ассамблей ООН, помощи людям старшего возраста: независимость, участие, уход, реализация внутреннего потенциала, достоинство. Федеральная целевая программа РФ «Старшее поколение». Социальное обслуживание на дому, полустационарное обслуживание, стационарное и срочное обслуживание, социально-консультативная помощь. Клубы по интересам, группы самопомощи пожилых людей. Дома-интернаты, особенности социальной среды этих учреждений, проблемы адаптации. Геронтологические центры. Характеристика отношений «социальный работник-клиент», нравственно-этические особенности.

 

45. Молодежь как половозрастная группа и ее основные характеристики.

Молодежь как половозрастная группа. Основные характеристики молодежи как большой социально-демографической группы, ее медико-биологические, психологические, демографические, этнографические и социокультурные особенности. Своеобразие молодежи как социально-демографической группы, обусловливающее методы работы с данной группой.

 

46. Социально-психологические проблемы безработицы.

Проблема внешнего локуса контроля безработных. Типы безработных и факторы, влияющие на активность в трудоустройстве. Стадии реакции клиентов на потерю работы. Характеристика и значение стадий оптимизма, пессимизма и фатализма после потери работы.

 

47. Государственная политика занятости.

Сущность пассивной и активной политики. Система условий для реинтеграции безработных на рынок труда – информационный, организационный, реабилитационный и обучающий компоненты.

 

48. Социальные технологии в управлении занятостью.

Типы социальных технологий в системе управления. Роль ситуационно-нормативного подхода. Мониторинг в социально-трудовой сфере. Понятие, назначение функции мониторинга рынка труда, условия и схема проведения, результаты, значение.

 

49. Понятие психосоциальной работы, ее место и роль в системе социальной работы.

Психосоциальная работа как отрасль практической психологии. Функции психологии в социальной работе. Понятия социальной дезадаптации и стрессоустойчивости, как основных объектов вмешательств в структуре психосоциальной работы.

 

50. Краткий обзор психотерапевтических школ и индивидуальных психотехник.

Основные психотерапевтические школы и направления: психоаналитическое направление; когнитивно-поведенческое направление (рационально-эмоциональная поведенческая терапия А.Эллиса, когнитивная терапия А.Бека); гуманистическое направление, экзистенциальная психотерапия; арт-терапия; медитативные техники. Проблемы интеграции психотерапевтических методов и психосоциальных технологий

 

51. Социально-медицинская работа (СМР) как вид профессиональной деятельности.

Основные понятия СМР. Цели СМР. Объекты социально-медицинской работы. Принципы деятельности в СМР. Базовая модель социально-медицинской работы. Элементы базовой модели социально-медицинской работы: группы клиентов и направленность профессиональной деятельности. Соотношение объема патогенетической и профилактической направленности социально-медицинской работы в зависимости от групп клиентов.

 

 

52. Содержание и методика социально-медицинской работы в учреждениях социального обслуживания населения.

Объекты социально-медицинской работы в учреждениях социального обслуживания населения. Объем гарантированных государством социально-медицинских и социально-гигиенических услуг. Особенности содержания и методики социально-медицинской работы в учреждениях социального обслуживания в зависимости от формы социального обслуживания: социального обслуживания на дому, полустационарного социального обслуживания, стационарного социального обслуживания.

 

53. Содержание и методика социально-медицинской работы в учреждениях здравоохранения.

Объекты социально-медицинской работы в учреждениях здравоохранения. Содержание профилактической и патогенетической направленности социально-медицинской работы в учреждениях здравоохранения. Значение базовой модели социально-медицинской работы для лечебно-профилактических учреждений различного профиля. Методика социально-медицинской работы в учреждениях психиатрического, наркологического, онкологического, инфекционного и других профилей.

 

54. Социально-медицинская работа с лицами, страдающими психическими заболеваниями. Функции специалиста по социальной работе. Специфика социальных и медицинских проблем психических больных. Индивидуальная и групповая работа по улучшению социальной адаптации. Развитие коммуникативных навыков. Разработка и участие в реализации индивидуальных программ социальной реабилитации. Характеристика учреждений психиатрического профиля. Основные положения Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании.

55. Социально-медицинская работа с лицами, страдающими зависимостью от психоактивных веществ. Функции специалиста по социальной работе. Характеристика учреждений, в деятельности которых принимают участие такие специалисты. Специфика групп клиентов наркологического профиля. Профилактические, лечебные и специализированные программы как основы технологий социально-медицинской работы.

 

56. Социально-медицинская работа с онкологическими больными. Специфика социальных и медицинских проблем онкобольных. Функции специалиста по социальной работе, участвующего в оказании медико-социальной помощи онкологическим больным. Участие в разработке и реализации индивидуальных планов социальной реабилитации клиентов. Участие в проведении мероприятий по их социальной защите и поддержке, трудовому и бытовому устройству. Информирование клиентов или их законных представителей о состоянии здоровья, диагнозе и прогнозе.

 

57. Социально-медицинская работа с инфекционными больными. Специфика социальных и медицинских проблем инфекционных больных. Функции специалиста по социальной работе. Информирование клиентов или их законных представителей о состоянии здоровья, диагнозе и прогнозе. Обучение родственников практическим навыкам общего ухода за больным. Особенности социально-медицинской работы в зависимости от тяжести, контагиозности и исхода инфекционных болезней.

 

58. Содержание и методика социально-медицинской работы в учреждениях образования. Объекты социально-медицинской работы в учреждениях образования. Содержание профилактической и патогенетической направленности социально-медицинской работы в учреждениях образования.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 154; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.31.209 (0.015 с.)