Общие закономерности эмоций и чувств. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общие закономерности эмоций и чувств.



  1. Обобщенность и возможность переноса – чувства, выработанные к одному объекту, переносятся в определенной степени на весь класс однородных объектов.
  2. Притупляемость чувств – происходит под влиянием длительно действующих раздражителей. Воздействие, вызывающее новые чувства, обычно предпочитается привычным надоевшим воздействиям. Притуплению подвержены как положительные, так и отрицательные чувства.
  3. Контраст чувств – различные чувства, возникающие при воздействии разнообразных раздражителей, сопоставляются и влияют друг на друга. Удовольствие сильнее чувствуется вслед за неудовольствием.
  4. Суммация чувств – чувства, систематически вызываемые тем или иным объектом, накапливаются, суммируются. Так, в результате суммации чувств у нас укрепляются, н., чувство уважения к другому человеку.
  5. Переключаемость – эмоции, не удовлетворенные в отношении одного объекта, могут переноситься на другие объекты.

 

Эмоции и чувства имеют внешнее выражение – экспрессию. Внешне эмоции и чувства выражаются движениями мышц лица (мимика), мышц тела (пантомимика, жесты, поза, осанка), изменениями тональности голоса, темпа речи и т. д.

 

Тема № 10. Волевая сфера личности.

 

Воля – целенаправленная активность человека в ситуации выбора или преодоления препятствий и трудностей.

Все волевые действия сознательные.

Задачей воли является управление нашим поведением, сознательная саморегуляция нашей активности.

Чем более значима цель для человека, тем большее количество препятствий и лишений он готов преодолеть.

Основными этапы волевого процесса выступают:

q Возникновение побуждения и постановка цели

q Осознание ряда возможностей достичь цели

q Стадия обсуждения и борьба мотивов

q Принятие решения

q Осуществление принятого решения, его оценка.

 

Задание 1: к какому виду (волевые, импульсивные, автоматизированные) относятся описанные действия человека? Почему вы так думаете?

1. Во время Великой Отечественной войны на одном из участков фронта бойцы видели, как наш бомбардировщик совершил вынужденную посадку. Когда к нему подбежали, все члены экипажа лежали без признаков жизни. Окровавленный лётчик сидел, вцепившись в штурвал. Ноги его нажимали на тормоза. Видно было, что последним движением раненой левой руки он ударил по выключателю зажигания, чтобы остановить мотор и не вызвать пожара при неудачной посадке… Через некоторое время, уже в медпункте, лётчик, придя в себя, сквозь стиснутые зубы сказал: «Задание выполнено… Как экипаж? Самолёт цел?» – и вновь потерял сознание.

2. В ряде исследований отмечалось, что если включение лампочки несколько раз сочетать с электрическим раздражением руки испытуемого, то через некоторое время он начинает отдёргивать руку, как только зажигается лампочка, даже при отсутствии электрического раздражения.

3. В книге А. Ф. Фёдорова «Подпольный обком действует» рассказывается о группе советских людей, направлявшихся в партизанский отряд и попавших в город во время бомбёжки. Когда один из партизан, серьёзный человек, увидел низко летящий фашистский самолёт, он внезапно выхватил из-за пояса гранату и замахнулся на самолёт. Друзьям пришлось схватить товарища за руку.

 

Задание 2: ниже приводится описание различных волевых действий. Укажите, какой этап (или этапы) волевого акта имеет место в каждом конкретном случае. Дайте обоснование своим ответам.

1.Однажды Володя и Слава сильно поспорили. Слава отказался прыгнуть на дно оврага.

- Ну давай прыгнем! Вон на тот песок, - настаивал Володя.

Высота «волчьей ямы» была метров пять – шесть. Слава молча отошёл в сторону.

- Боишься? – наступал на него Володя.

- А зачем это нужно? – спокойно возразил Слава.

2.Ночью в сильную пургу Слава помогал отцу перегонять отару овец с пастбища к селу. Овцы, учуяв хищников, неожиданно понеслись к обрыву. Мальчик не растерялся. Он бросился наперерез, хотя знал, что при столкновении с обезумевшими от страха животными мог сорваться в пропасть. Так и случилось. Но всё же он успел у самого обрыва «волчьей ямы» ударом посоха вернуть козла-вожака.

Навестив Славу в больнице, Володя не выдержал и спросил:

- Что же ты тогда не прыгнул?

- А зачем?

- А в этот раз?

- Ну, в этот раз нужно было…

 

Задание 3: сделать анализ волевого акта по вышеизложенному плану (по группам), подготовить презентацию.

Волевые состояния.

В каждом конкретном случае воля проявляется через волевые состояния.

Волевые состояния становятся предметом обсуждения, когда говорят: человек осмелел, расхрабрился, отважился, мобилизовался и т. п., то есть это состояния отваги, решимости, «боевого возбуждения», так же как и состояния сосредоточенности, мобилизованности, готовности, бдительности – готовности человека реагировать на ожидаемые стимулы (связано с организацией внимания).

Состояние мобилизационной готовности (в зависимости от обстоятельств человек может по-разному мобилизовывать имеющиеся у него возможности).

Состояние сосредоточенности (преднамеренная концентрация внимания на процессе деятельности).

Состояние решимости (готовность к действию). Например: одна спортсменка – прыгунья в высоту – очень хотела именно на данных соревнованиях выполнить норму первого разряда. Первые две попытки на нужной ей высоте закончились неудачно: планка была сбита. Осталась последняя попытка. Боясь неудачи, спортсменка 17 раз начинала разбег, но ни разу не оттолкнулась от земли, чтобы прыгнуть. Решение – прыгать или нет – она каждый раз принимала, иначе не делала бы разбега. Но вот состояние решимости выполнить намерение – прыгнуть – удержать во время каждого разбега она не смогла.

Состояние сдержанности (поведение подчиняется разумному контролю).

Природа волевого усилия.

Волевая регуляция связана с использованием волевого усилия. Однако непосредственный механизм волевого усилия остаётся загадкой, хотя можно выделить ряд признаков, характеризующих такое усилие:

1. ощущение внутреннего напряжения

2. направленность внимания на выполняемое действие

3. напряжение мышц, не участвующих в выполняемом действии (в том числе и мимических)

4. вегетативные проявления, в том числе и видимые (вздутие кровеносных сосудов, потовыделение на лбу и на ладонях, покраснение лица или, наоборот, выраженная бледность).

Можно сказать, что волевое усилие – это концентрация энергии по месту и времени приложения.

Исследованиями установлено, что интенсивность волевого усилия зависит от следующих факторов:

y мировоззрения личности (так, например, совершенно различное отношение к смерти будет обуславливать различное поведение в бою японского самурая, русского гусара и воина, исповедующего ислам);

y моральной устойчивости личности (ответственные люди преодолевают значительные препятствия для достижения цели, в то время, как безответственный человек обычно не способен к напряжению воли);

y степени общественной значимости поставленных целей (один и тот же спортсмен будет прилагать разную степень усилий, если он будет выступать на районных, республиканских или международных соревнованиях);

y установки по отношению к деятельности (в зависимости от того, что скажет учитель, задавая урок ученикам: чтобы «они материал только прочитали» или чтобы «хорошенько подготовились к сочинению» - усилия, затраченные ими на подготовку, будут совершенно различны):

y уровня самоуправления и самоорганизации личности (люди, потратившие много усилий для развития своей воли. Например, спортсмены, профессиональные военные, лётчики-космонавты, полярники, путешественники и т. д., гораздо легче преодолевают препятствия, чем лица, не занимавшиеся самосовершенствованием).

 

Волевые качества личности.

Чаще всего отмечаются такие волевые качества, как целеустремлённость, решительность, настойчивость, выдержка, самостоятельность, смелость, стойкость, самообладание и инициативность.

Решительность – психическое состояние мобилизованности на быстрый и обоснованный выбор цели и способов достижения.

Целеустремленность – психическое состояние характеризующееся сосредоточенностью сознания на основных, наиболее значимых целях.

Настойчивость – психическое состояние которое заключается в длительном преодолении трудностей, контролировании действия и направленности его на достижение цели.

Состояние сдержанности – торможение нежелательных действий. Эти усилия направлены на подавление возможных негативных эмоций.

Все волевые качества формируются на протяжении жизни и деятельности человека, и особенно важным этапом в волевом развитии является детский возраст.

Люди различаются между собой не только в зависимости от направленности производимых деяний, но также по тому, чему они склонны приписывать ответственность за свои деяния. Американский психолог Дж. Роттер ввёл понятие «локус контроля»» как качество, характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам и обстоятельствам или же, напротив, - собственным усилиям и способностям.

Человек с внешней, экстернальной локализацией контроля склонен приписывать причины своего поведения и действий внешним факторам (сложившимся обстоятельствам, случаю, судьбе и т. п.)

Человек с внутренней, интернальной локализацией контроля, как правило, принимает ответственность за свои действия на себя.

Выявлено, что люди, обладающие внутренней локализацией контроля, увереннее в себе, последовательнее и настойчивее в достижении поставленной цели, они склонны к самоанализу, уравновешенны, общительны, доброжелательны, независимы и т. п.

 

Задание 4: оцените, насколько Вы волевой человек и дайте себе не менее 3 – х рекомендаций по развитию и самовоспитанию воли.

Волевой ли вы человек?

Хотите знать это? Тогда постарайтесь честно ответить на следующие вопросы. За каждый ответ «да» поставьте себе 2 балла, за ответ «не знаю» – один балл, за ответ «нет» – 0.

1. Способен ли ты, если надо встать утром с постели, как бы рано это ни было?

2. Каждое ли утро ты делаешь зарядку?

3. Стремишься ли ты соблюдать режим дня?

4. Как бы тебе ни мешали, можешь ли ты на занятиях не отвлекаться и делать то, что требуется?

5. Осуждаешь ли ты, хотя бы про себя, тех, кто опаздывает и пропускает занятия, мешает другим?

6. Всегда ли ты выполняешь домашние задания, пусть даже не самостоятельно?

7. Читаешь ли ты дополнительно рекомендованную литературу, если это делать не обязательно?

8. Выполняешь ли ты поручение, которое тебе не совсем приятно?

9. Попав в конфликтную ситуацию, находясь на грани того, чтобы с кем-то поссориться, можешь ли ты этого не сделать?

10. Способен ли ты без напоминаний принимать лечение по предписанию врача?

11. Есть ли такие дни и часы, в которые ты любишь заниматься одним и тем же делом?

12. Если ты начал что-то делать, но потом понял, что это неинтересно, доведёшь ли начатое до конца?

13. Можешь ли отказаться от самой интересной телепередачи или кинофильма, если у тебя срочное и важное дело?

14. Всегда ли ты выполняешь свои обещания?

15. Регулярно ли ты анализируешь своё поведение, поступки и делаешь ли из этого определённые выводы?

 

А теперь подсчитайте свои баллы.

От 22 до 33 – человек вы волевой, на вас можно положиться, не подведёте. Но не зазнавайтесь, знайте, что иногда ваша твёрдая и непримиримая позиция досаждает окружающим. Так что есть, над чем поработать.

От 13 до 21 – сила воли развита средне. Если чувствуете, что иначе нельзя, вы действуете должным образом, но если увидите, что чего-то можно и не делать, то не станете за это браться. Если вам поручают что-то, вы выполняете, а по своей инициативе лишние обязанности на себя не берёте. Вы довольно дипломатичны, но не всегда тверды и упорны в достижении цели.

12 и менее – с силой воли у вас неблагополучно. К своим обязанностям вы относитесь спустя рукава, делая лишь то, что легче и интереснее. Постарайтесь посмотреть на себя как бы со стороны, проанализируйте своё поведение, поступки и попытайтесь хоть что-то изменить. И не сомневайтесь, вы станете более волевым человеком.

Определите локализацию контроля. Прежде чем отвечать на вопросы теста, предположи, какой Вы получите результат? Сравни с полученным результатом. Если есть существенные различия, то, как вы думаете, с чем они связаны?

Выберите из каждой пары одно (и только одно) высказывание, с которым вы больше согласны. И отметьте соответствующую ему букву на бланке ответов.

 

Опросник.

 

1. А. Издержки в воспитании детей часто связаны с излишней строгостью родителей.

Б. В наше время неблагополучие детей в большей степени зависит от того, что родители недостаточно строги к ним.

2. А. Многие несчастья в жизни людей объясняются невезением.

Б. Людские невезения – результат их собственных ошибок.

3. А. Большинство недостатков в работе сферы обслуживания существуют потому, что мы плохо с ними боремся.

Б. В ближайшее время улучшить работу сферы обслуживания почти невозможно.

4. А. К людям относятся так, как они того заслуживают.

Б. К несчастью, достоинства человека часто остаются непризнанными, как бы он ни старался.

5. А. Спокойная жизнь школьника зависит от его отношений с классным руководителем.

Б. У добросовестного ученика не бывает конфликтов с учебной частью.

6. А. Жалобы на то, что преподаватели несправедливы к школьникам, редко бывают обоснованными.

Б. Большинство учеников не сознают, что их оценки в основном зависят от случайности.

7. А. Без везения никто не может преуспеть в жизни.

Б. Если способный человек немногого добился, значит, он не использовал свои возможности.

8. А. Как бы вы ни старались, некоторым людям вы всё равно не понравитесь.

Б. Люди, которые не нравятся другим, просто не умеют ладить с окружающими.

9. А. Наследственность играет главную роль в формировании личности.

Б. Человека формирует его жизненный опыт.

10. А. Из моего опыта следует, что если что-то должно произойти, то это произойдёт.

Б. Я убедился, что принять решение о выполнении определённого действия лучше, чем положиться на случай.

11. А. У школьника, который всегда тщательно готовится к занятиям, редко бывают несправедливые оценки.

Б. Систематические занятия – излишняя трата сил, так как экзамен – это своеобразная лотерея.

12. А. успех приносит усердная работа, он мало связан с везением.

Б. Чтобы хорошо устроиться, нужно вовремя оказаться в нужном месте.

13. А. мнение ученика будет учтено, если оно обоснованно.

Б. Школьники практически не оказывают влияния на решения директора.

14. А. Что бы я ни планировал, я почти уверен, что мне не удастся осуществить намеченное.

Б. Планирование будущих действий не всегда разумно, так как многое зависит от случая.

15. А. Существуют люди, в которых ничего хорошего нет.

Б. Что-то хорошее есть в каждом человеке.

16. А. Если принято верное решение, то достижение цели мало зависит от обстоятельств.

Б. Очень часто мы можем принять решение, гадая на монете.

17. А. Кто станет руководителем – часто зависит от везения.

Б. Нужно обладать соответствующими способностями, чтобы заставить людей выполнять то, что нужно.

18. А. События в мире зависят от сил, которыми люди не могут управлять.

Б. Принимая активное участие в политике и общественных делах, люди могут контролировать мировые события.

19. А. Если в школе скучно, значит, школьный актив никуда не годится.

Б. Сделать жизнь в школе весёлой и интересной зависит от нас самих.

20. А. Большинство людей не сознают, до какой степени их жизнь определяется случаем.

Б. Не существует реально такой вещи, как везение.

21. А. Человек вправе иногда допустить ошибку.

Б. Обычно лучше «прикрывать» свои ошибки, чем признаваться в них.

22. А.Трудно понять, почему мы нравимся некоторым людям.

Б. Как много друзей ты имеешь, зависит от того, что ты за личность.

23. А. Неприятности, которые с нами случаются, сбалансированы удачами.

Б. Большинство несчастных судеб – результат невежества, лени и отсутствия способностей.

24. А. Студент – это в прошлом свободный, трудолюбивый школьник.

Б. Чтобы поступить в университет, нужны «связи».

25. А. Иногда я не могу понять. На основании чего преподаватель выводит оценку.

Б. Есть прямое соотношение между моим усердием и оценкой.

26. А. Хороший лидер в коллективе ожидает, что каждый сам решит. Что будет делать.

Б. Хороший лидер в коллективе определяет, что делать каждому.

27. А. Добровольно работая сейчас, я обеспечиваю себе будущие научные достижения.

Б. Большинство великих научных открытий – результат непредсказуемого озарения.

28. А. Не раз я чувствовал, что у меня мало влияния на события, которые со мной случаются.

Б. Я почти не верю, что везение и удача играют важную роль в моей жизни.

29. А. Люди одиноки потому, что не стараются быть дружелюбными.

Б. Не много пользы в том, чтобы стараться быть приятным людям: если ты им нравишься, то и так нравишься.

30. А. В школе неоправданно много внимания уделяют физкультуре.

Б. Занятия спортом – лучшее средство воспитания характера.

31. А. То, что со мной случается – это результат моих собственных действий и поступков.

Б. Иногда мне кажется, что моя жизнь идёт сама по себе.

32. А. Ученику трудно понять, на основании чего директор выносит свои решения.

Б. Чаще всего учащиеся сами виноваты, если директор применяет строгие меры.

Ключ к опроснику.

 

Интернальные альтернативы: 2Б, 3А, 4А, 5Б, 6А, 7Б, 8Б, 10Б, 11А, 12А, 13А,14А, 16А, 17Б, 18Б, 19Б, 20Б, 22Б, 23Б, 24А, 25Б, 27А, 28Б, 29А, 31А, 32Б.

Экстернальные альтернативы: 2А, 3Б, 4Б, 5А, 6Б, 7А, 8А, 10А, 11Б, 12Б, 13Б, 14Б, 16Б, 17Б, 18А, 19А, 20А, 22А, 23А, 24Б, 25А, 27Б, 28А, 29Б, 31Б, 32А.

Маскировочные пункты: 1, 9, 15, 21, 26, 30.

Показатель субъективной локализации контроля получается из опросника путём подсчёта суммы выбранных испытуемым интернальных альтернатив.

Значение 26 соответствует максимально интернальному контролю, значение 0 – максимально экстернальному контролю.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 1057; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.138.144 (0.072 с.)