Специальная дошкольная педагогика и психология» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специальная дошкольная педагогика и психология»



ПРОГРАММА

ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

СПЕЦИАЛЬНАЯ ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ»

Екатеринбург – 2009

 

Составители: Алексеев О.Л., Пряхина Л.И.

 

Программа государственного экзамена по специальности 050717 «Специальная дошкольная педагогика и психология» / Урал. гос. пед. ун-т; Ин-т специального образования. Екатеринбург, 2009, с.

 

Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 050717 «Специальная дошкольная педагогика и психология», утвержденным приказом МО Российской Федерации № 689 от 31.01.2005 г. Предназначена студентам выпускного курса для подготовки к государственному экзамену.

 

Программа утверждена на заседании кафедры специальной педагогики от 2009 г., протокол № 6.

 

Учебно-методическое издание

ПРОГРАММА

ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 050717

«СПЕЦИАЛЬНАЯ ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ»

 

 

Составители:

АЛЕКСЕЕВ Олег Леонидович

ПРЯХИНА Людмила Ивановна

 

 

Компьютерный набор и верстка Т.В. Фильчагина

ЛР № 040330 от 18.04.1997 г.

Подписано в печать 22.12.2008. Формат 60х84/16

Бумага для множительных аппаратов. Печать на ризографе.

Тираж экз. Заказ ______

 

 

© Уральский государственный

педагогический университет,

Институт специального

образования, 2009

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Программа государственного экзамена по специальности "Специальная дошкольная педагогика и психология" составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, утвержденного приказом МО РФ № 689 от 31.01.2005 г.

Государственный образовательный стандарт определяет содержание и структуру профессиональной подготовки педагога-дефектолога для работы с детьми дошкольного возраста. Профессионально-педагогическая деятельность педагога-дефектолога отличается многоаспектностью и полифункциональностью. Видами профессиональной деятельности его являются: социально-педагогическая, коррекционно-развивающая, психопрофилактическая, диагностико-аналитическая, воспитательная, консультативная, просветительская, научно-исследовательская. Педагог - дефектолог должен не только в полном объеме и глубоко овладеть системой наук о человеке, о закономерностях его физического, нравственного, умственного развития, но и научиться применять эти знания при организации образовательного процесса в различных дошкольных образовательных учреждениях, а также оказывать помощь и социальную поддержку детям и их семьям.

Педагог-дефектолог должен владеть:

· системой знаний по педагогике и психологии, отвечающих современным тенденциям развития психолого-педагогических концепций;

· системой знаний о сфере образования, сущности, содержании и структуре образовательных процессов;

· системой знаний о человеке как субъекте образовательного процесса, его возрастных, индивидуальных особенностях, социальных факторах развития;

· системой знаний о закономерностях психического развития, факторах, способствующих личностному росту;

· системой знаний по специальной педагогике для работы с детьми с нарушениями моторного, интеллектуального, сенсорного, речевого, социально-личностного развития;

· методами и приемами проведения коррекционно-педагогической работы в дошкольных учреждениях компенсирующего вида;

· знаниями и умениями психолого-педагогической диагностики.

Педагог-дефектолог должен знать:

· международные акты о правах и защите прав ребенка, Конституцию РФ, Закон «Об образовании»;

· анатомо-физиологические и клинические основы специальной педагогики, уметь применять соответствующие знания в различных видах профессиональной деятельности;

· психологию детей с отклонениями в моторном, интеллектуальном, сенсорном, речевом, социально-личностном развитии;

· историю общей и специальной педагогической науки и практики;

· психологию семьи, методы взаимодействия педагога-дефектолога с родителями;

· правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты; обеспечивать охрану жизни и здоровья учащихся в период образовательного процесса.

Педагог-дефектолог осознает личностную и социальную значимость своей профессии и обладает научно-гуманистическим мировоззрением.

Выпускник, обучающийся по специальности 050717 - "Специальная дошкольная педагогика и психология", подготовлен к выполнению разнообразных видов социально-педагогической, реабилитационной, консультативно-диагностической, психотерапевтической, коррекционной деятельности в разнообразных видах образовательных учреждений, а также для продолжения послевузовского образования.

В программе Государственного экзамена представлен материал, который может быть использован для определения профессиональных квалификационных качеств педагога-дефектолога для работы с детьми дошкольного возраста, имеющими различные нарушения развития. Программа итогового междисциплинарного экзамена по специальности "Специальная дошкольная педагогика и психология" носит комплексный характер и охватывает основополагающие предметные области профессионально-образовательных программ по данной специальности.

Аттестуемые в своем ответе должны продемонстрировать знания базовых психолого-педагогических понятий, устанавливать содержательные межпредметные связи, развернуто аргументировать выдвигаемые положения, приводить убедительные примеры из научно-методической литературы и практики.

Ответ каждого студента обсуждается членами Государственной экзаменационной комиссии на закрытом совещании и определяется отметками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно».

Отметка «отлично» ставится, если студент строит ответ логично в соответствии с планом, обнаруживает глубокие знания базовых и психолого-педагогических понятий, теорий. Устанавливает содержательные межпредметные связи. Развернуто аргументирует выдвигаемые положения, приводит убедительные примеры из практики, научной и методической литературы. Обнаруживает аналитический подход в освещении разных теорий и взглядов, обосновывает свою точку зрения. Формулирует содержательные выводы. Пользуется современной научно-педагогической и специальной лексикой.

Отметка «хорошо» ставится, если студент строит ответ с соответствии с планом. Подтверждает выдвигаемые теоретические положения примерами. В ответе представлены различные подходы к рассматриваемой проблеме, но их обоснование недостаточно полно. Наблюдается некоторая непоследовательность анализа в сопоставлении разных методик и обосновании своей точки зрения. Выводы правильны. Речь грамотная, используется научно-педагогическая и специальная лексика.

Отметка «удовлетворительно» ставится, если ответ недостаточно логически выстроен. Студент обнаруживает слабость в развернутом раскрытии современных взглядов коррекционно-развивающих теорий, хотя базовые понятия раскрываются правильно. Выдвигаемые положения декламируются, но недостаточно аргументируются. Студент испытывает трудности в установлении межпредметных связей. Ответ носит преимущественно описательный, а не аналитический характер. Научно-педагогическая и специальная лексика используются ограниченно.

Отметка «неудовлетворительно» ставится при условии неспособности студента правильно раскрыть коррекционно-развивающие понятия и теории. Проявляется стремление подменить научное обоснование проблем рассуждением практически-бытового плана. Ответ содержит ряд неточностей. Выводы отсутствуют или носят поверхностный характер. Преобладает бытовая лексика, наблюдаются значительные неточности в использовании специальной терминологии.

 

 

РАЗДЕЛ 1

Правовое регулирование профессиональной деятельности

Педагога-дефектолога

Международное право как особая система права. Международные документы о правах детей с ограниченными возможностями в развитии (Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка и др.). Права и гарантии детей с отклонениями в развитии.

Система Российского права. Законодательные акты Российской Федерации в области защиты прав человека (Законы «Об образовании», «О социальной защите инвалидов» и др.).

Реализация федеральной нормативно-правовой базы защиты детства на территории Свердловской области (Областные законы о защите прав ребенка, об образовании в Свердловской области и др.).

Особенности правового регулирования будущей профессиональной деятельности. Положение об образовательном учреждении. Устав образовательного учреждения.

РАЗДЕЛ 2

РАЗДЕЛ 3

РАЗДЕЛ 4

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Богданова, Т. Г. Сурдопсихология [Текст] / Т. Г. Богданова. - М.: Академия, 2002.

2. Головчиц, Л. А. Дошкольная сурдопедагогика [Текст] / Л. А. Головчиц. - М.: Владос, 2001.

3. Катаева, А.А., Стребелева, Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика [Текст]: учеб. для студентов вузов пед. спец./ А. А. Катаева, Е. А. Стребелева. - М.: Владос, 2001.-208с.

4. Плаксина, Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения [Текст] / Л.И. Плаксина. - М.: Город, 1998. – 262 с.

5. Солнцева, Л. И. Тифлопсихология детства [Текст] / Л. И. Солнцева; Ин-т корр. педагогики образования. - М.: Полиграф Сервис, 2000. – 250 с.

6. Специальная педагогика [Текст]: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / под. ред. Н. М. Назаровой. – М. Академия, 2000. – 400 с.

7. Стребелева, Е.А. Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие [Текст] / Е.А. Стребелева, А.Л. Венгер, Е.А. Екжанова и др. Под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Академия, 2001.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей [Текст] / под ред. К.С. Лебединской. - М., 1982.

2. Алексеев, О.Л. Теоретические основы тифлотехники [Текст] / О.Л. Алексеев. – Екатеринбург, 1992. – 284 с.

3. Архипова, Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом (доречевой период) [Текст] / Е.Ф. Архипова. - М., 1989.

4. Боскис, Р. М. Глухие и слабослышащие дети [Текст]/ Р. М. Боскис; Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2004.

5. Выготский, Л. С. Основы дефектологии [Текст] / Л.С. Выготский. – СПб.: Лань, 2003. – 656 с. 22 экз.

6. Дети с нарушением общения [Текст] / К.С. Лебединская, О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг и др. - М., 1989.

7. Екжанова, Е.А., Стребелева, Е.А. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание [Текст] / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева. – М.: Просвещение, 2003. – 272 с.

8. Ипполитова, М.В., Бабенкова, Р.Д., Мастюкова, Е.М. Воспитание детей с церебральным параличом в семье [Текст] / М.В. Ипполитова, Р.Д. Бабенкова, Е.М. Мастюкова. - М., 1993.

9. Комплексная реабилитация детей с детским церебральным параличом (методические рекомендации). - М., 1998.

10. Лебединская, К.С., Никольская, О.С. Диагностика раннего детского аутизма [Текст] / К.С. Лебединская, О.С. Никольская. - М., 1991.

11. Основы логопедической работы с детьми [Текст]: учеб. пособие для логопедов, воспитателей дет. садов, учителей нач. кл., студентов пед. училищ / Г.В. Чиркина, Т.Б. Филичева, А.В. Ястребова, Т.П. Бессонова; под ред. Г.В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2003. – 240с.

12. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития [Текст]: Книга 1 / под общей ред. С.Г. Шевченко. – М.: Школьная Пресса, 2005. – 96 с.

13. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития [Текст]: Книга 2 / под общей ред. С.Г. Шевченко. – М.: Школьная Пресса, 2005. – 112 с.

14. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью [Текст] / Л.Б. Баряева, О.П. Гаврилушкина, А.П. Зарин, Н.Д. Соколова.-СПб.: СОЮЗ, 2003. - 320с.

15. Программы для специальных дошкольных учреждений. Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возврата [Текст] / Л.П. Носкова, Л.А. Головчиц, Н.Д. Шматко и др. - М.: Просвещение, 1991. – 161 с.

16. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV типа (для детей с нарушением зрения) [Текст] / под ред. Л.И. Плаксиной. - М.: Экзамен, 2003.

17. Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста [Текст]: метод. пособие / под ред. Е.А. Стребелевой. - М.: Полиграф сервис, 1998. – 226 с.


ПРОГРАММА

ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

ПРОГРАММА

ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

СПЕЦИАЛЬНАЯ ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ»

Екатеринбург – 2009

 

Составители: Алексеев О.Л., Пряхина Л.И.

 

Программа государственного экзамена по специальности 050717 «Специальная дошкольная педагогика и психология» / Урал. гос. пед. ун-т; Ин-т специального образования. Екатеринбург, 2009, с.

 

Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 050717 «Специальная дошкольная педагогика и психология», утвержденным приказом МО Российской Федерации № 689 от 31.01.2005 г. Предназначена студентам выпускного курса для подготовки к государственному экзамену.

 

Программа утверждена на заседании кафедры специальной педагогики от 2009 г., протокол № 6.

 

Учебно-методическое издание

ПРОГРАММА

ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 050717

«СПЕЦИАЛЬНАЯ ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ»

 

 

Составители:

АЛЕКСЕЕВ Олег Леонидович

ПРЯХИНА Людмила Ивановна

 

 

Компьютерный набор и верстка Т.В. Фильчагина

ЛР № 040330 от 18.04.1997 г.

Подписано в печать 22.12.2008. Формат 60х84/16

Бумага для множительных аппаратов. Печать на ризографе.

Тираж экз. Заказ ______

 

 

© Уральский государственный

педагогический университет,

Институт специального

образования, 2009

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Программа государственного экзамена по специальности "Специальная дошкольная педагогика и психология" составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, утвержденного приказом МО РФ № 689 от 31.01.2005 г.

Государственный образовательный стандарт определяет содержание и структуру профессиональной подготовки педагога-дефектолога для работы с детьми дошкольного возраста. Профессионально-педагогическая деятельность педагога-дефектолога отличается многоаспектностью и полифункциональностью. Видами профессиональной деятельности его являются: социально-педагогическая, коррекционно-развивающая, психопрофилактическая, диагностико-аналитическая, воспитательная, консультативная, просветительская, научно-исследовательская. Педагог - дефектолог должен не только в полном объеме и глубоко овладеть системой наук о человеке, о закономерностях его физического, нравственного, умственного развития, но и научиться применять эти знания при организации образовательного процесса в различных дошкольных образовательных учреждениях, а также оказывать помощь и социальную поддержку детям и их семьям.

Педагог-дефектолог должен владеть:

· системой знаний по педагогике и психологии, отвечающих современным тенденциям развития психолого-педагогических концепций;

· системой знаний о сфере образования, сущности, содержании и структуре образовательных процессов;

· системой знаний о человеке как субъекте образовательного процесса, его возрастных, индивидуальных особенностях, социальных факторах развития;

· системой знаний о закономерностях психического развития, факторах, способствующих личностному росту;

· системой знаний по специальной педагогике для работы с детьми с нарушениями моторного, интеллектуального, сенсорного, речевого, социально-личностного развития;

· методами и приемами проведения коррекционно-педагогической работы в дошкольных учреждениях компенсирующего вида;

· знаниями и умениями психолого-педагогической диагностики.

Педагог-дефектолог должен знать:

· международные акты о правах и защите прав ребенка, Конституцию РФ, Закон «Об образовании»;

· анатомо-физиологические и клинические основы специальной педагогики, уметь применять соответствующие знания в различных видах профессиональной деятельности;

· психологию детей с отклонениями в моторном, интеллектуальном, сенсорном, речевом, социально-личностном развитии;

· историю общей и специальной педагогической науки и практики;

· психологию семьи, методы взаимодействия педагога-дефектолога с родителями;

· правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты; обеспечивать охрану жизни и здоровья учащихся в период образовательного процесса.

Педагог-дефектолог осознает личностную и социальную значимость своей профессии и обладает научно-гуманистическим мировоззрением.

Выпускник, обучающийся по специальности 050717 - "Специальная дошкольная педагогика и психология", подготовлен к выполнению разнообразных видов социально-педагогической, реабилитационной, консультативно-диагностической, психотерапевтической, коррекционной деятельности в разнообразных видах образовательных учреждений, а также для продолжения послевузовского образования.

В программе Государственного экзамена представлен материал, который может быть использован для определения профессиональных квалификационных качеств педагога-дефектолога для работы с детьми дошкольного возраста, имеющими различные нарушения развития. Программа итогового междисциплинарного экзамена по специальности "Специальная дошкольная педагогика и психология" носит комплексный характер и охватывает основополагающие предметные области профессионально-образовательных программ по данной специальности.

Аттестуемые в своем ответе должны продемонстрировать знания базовых психолого-педагогических понятий, устанавливать содержательные межпредметные связи, развернуто аргументировать выдвигаемые положения, приводить убедительные примеры из научно-методической литературы и практики.

Ответ каждого студента обсуждается членами Государственной экзаменационной комиссии на закрытом совещании и определяется отметками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно».

Отметка «отлично» ставится, если студент строит ответ логично в соответствии с планом, обнаруживает глубокие знания базовых и психолого-педагогических понятий, теорий. Устанавливает содержательные межпредметные связи. Развернуто аргументирует выдвигаемые положения, приводит убедительные примеры из практики, научной и методической литературы. Обнаруживает аналитический подход в освещении разных теорий и взглядов, обосновывает свою точку зрения. Формулирует содержательные выводы. Пользуется современной научно-педагогической и специальной лексикой.

Отметка «хорошо» ставится, если студент строит ответ с соответствии с планом. Подтверждает выдвигаемые теоретические положения примерами. В ответе представлены различные подходы к рассматриваемой проблеме, но их обоснование недостаточно полно. Наблюдается некоторая непоследовательность анализа в сопоставлении разных методик и обосновании своей точки зрения. Выводы правильны. Речь грамотная, используется научно-педагогическая и специальная лексика.

Отметка «удовлетворительно» ставится, если ответ недостаточно логически выстроен. Студент обнаруживает слабость в развернутом раскрытии современных взглядов коррекционно-развивающих теорий, хотя базовые понятия раскрываются правильно. Выдвигаемые положения декламируются, но недостаточно аргументируются. Студент испытывает трудности в установлении межпредметных связей. Ответ носит преимущественно описательный, а не аналитический характер. Научно-педагогическая и специальная лексика используются ограниченно.

Отметка «неудовлетворительно» ставится при условии неспособности студента правильно раскрыть коррекционно-развивающие понятия и теории. Проявляется стремление подменить научное обоснование проблем рассуждением практически-бытового плана. Ответ содержит ряд неточностей. Выводы отсутствуют или носят поверхностный характер. Преобладает бытовая лексика, наблюдаются значительные неточности в использовании специальной терминологии.

 

 

РАЗДЕЛ 1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 278; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.168.16 (0.056 с.)