Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Специальная дошкольная педагогика и психология»Стр 1 из 2Следующая ⇒
ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛЬНАЯ ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ» Екатеринбург – 2009
Составители: Алексеев О.Л., Пряхина Л.И.
Программа государственного экзамена по специальности 050717 «Специальная дошкольная педагогика и психология» / Урал. гос. пед. ун-т; Ин-т специального образования. Екатеринбург, 2009, с.
Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 050717 «Специальная дошкольная педагогика и психология», утвержденным приказом МО Российской Федерации № 689 от 31.01.2005 г. Предназначена студентам выпускного курса для подготовки к государственному экзамену.
Программа утверждена на заседании кафедры специальной педагогики от 2009 г., протокол № 6.
Учебно-методическое издание ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 050717 «СПЕЦИАЛЬНАЯ ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ»
Составители: АЛЕКСЕЕВ Олег Леонидович ПРЯХИНА Людмила Ивановна
Компьютерный набор и верстка Т.В. Фильчагина ЛР № 040330 от 18.04.1997 г. Подписано в печать 22.12.2008. Формат 60х84/16 Бумага для множительных аппаратов. Печать на ризографе. Тираж экз. Заказ ______
© Уральский государственный педагогический университет, Институт специального образования, 2009 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа государственного экзамена по специальности "Специальная дошкольная педагогика и психология" составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, утвержденного приказом МО РФ № 689 от 31.01.2005 г. Государственный образовательный стандарт определяет содержание и структуру профессиональной подготовки педагога-дефектолога для работы с детьми дошкольного возраста. Профессионально-педагогическая деятельность педагога-дефектолога отличается многоаспектностью и полифункциональностью. Видами профессиональной деятельности его являются: социально-педагогическая, коррекционно-развивающая, психопрофилактическая, диагностико-аналитическая, воспитательная, консультативная, просветительская, научно-исследовательская. Педагог - дефектолог должен не только в полном объеме и глубоко овладеть системой наук о человеке, о закономерностях его физического, нравственного, умственного развития, но и научиться применять эти знания при организации образовательного процесса в различных дошкольных образовательных учреждениях, а также оказывать помощь и социальную поддержку детям и их семьям.
Педагог-дефектолог должен владеть: · системой знаний по педагогике и психологии, отвечающих современным тенденциям развития психолого-педагогических концепций; · системой знаний о сфере образования, сущности, содержании и структуре образовательных процессов; · системой знаний о человеке как субъекте образовательного процесса, его возрастных, индивидуальных особенностях, социальных факторах развития; · системой знаний о закономерностях психического развития, факторах, способствующих личностному росту; · системой знаний по специальной педагогике для работы с детьми с нарушениями моторного, интеллектуального, сенсорного, речевого, социально-личностного развития; · методами и приемами проведения коррекционно-педагогической работы в дошкольных учреждениях компенсирующего вида; · знаниями и умениями психолого-педагогической диагностики. Педагог-дефектолог должен знать: · международные акты о правах и защите прав ребенка, Конституцию РФ, Закон «Об образовании»; · анатомо-физиологические и клинические основы специальной педагогики, уметь применять соответствующие знания в различных видах профессиональной деятельности; · психологию детей с отклонениями в моторном, интеллектуальном, сенсорном, речевом, социально-личностном развитии; · историю общей и специальной педагогической науки и практики; · психологию семьи, методы взаимодействия педагога-дефектолога с родителями; · правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты; обеспечивать охрану жизни и здоровья учащихся в период образовательного процесса. Педагог-дефектолог осознает личностную и социальную значимость своей профессии и обладает научно-гуманистическим мировоззрением.
Выпускник, обучающийся по специальности 050717 - "Специальная дошкольная педагогика и психология", подготовлен к выполнению разнообразных видов социально-педагогической, реабилитационной, консультативно-диагностической, психотерапевтической, коррекционной деятельности в разнообразных видах образовательных учреждений, а также для продолжения послевузовского образования. В программе Государственного экзамена представлен материал, который может быть использован для определения профессиональных квалификационных качеств педагога-дефектолога для работы с детьми дошкольного возраста, имеющими различные нарушения развития. Программа итогового междисциплинарного экзамена по специальности "Специальная дошкольная педагогика и психология" носит комплексный характер и охватывает основополагающие предметные области профессионально-образовательных программ по данной специальности. Аттестуемые в своем ответе должны продемонстрировать знания базовых психолого-педагогических понятий, устанавливать содержательные межпредметные связи, развернуто аргументировать выдвигаемые положения, приводить убедительные примеры из научно-методической литературы и практики. Ответ каждого студента обсуждается членами Государственной экзаменационной комиссии на закрытом совещании и определяется отметками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно». Отметка «отлично» ставится, если студент строит ответ логично в соответствии с планом, обнаруживает глубокие знания базовых и психолого-педагогических понятий, теорий. Устанавливает содержательные межпредметные связи. Развернуто аргументирует выдвигаемые положения, приводит убедительные примеры из практики, научной и методической литературы. Обнаруживает аналитический подход в освещении разных теорий и взглядов, обосновывает свою точку зрения. Формулирует содержательные выводы. Пользуется современной научно-педагогической и специальной лексикой. Отметка «хорошо» ставится, если студент строит ответ с соответствии с планом. Подтверждает выдвигаемые теоретические положения примерами. В ответе представлены различные подходы к рассматриваемой проблеме, но их обоснование недостаточно полно. Наблюдается некоторая непоследовательность анализа в сопоставлении разных методик и обосновании своей точки зрения. Выводы правильны. Речь грамотная, используется научно-педагогическая и специальная лексика. Отметка «удовлетворительно» ставится, если ответ недостаточно логически выстроен. Студент обнаруживает слабость в развернутом раскрытии современных взглядов коррекционно-развивающих теорий, хотя базовые понятия раскрываются правильно. Выдвигаемые положения декламируются, но недостаточно аргументируются. Студент испытывает трудности в установлении межпредметных связей. Ответ носит преимущественно описательный, а не аналитический характер. Научно-педагогическая и специальная лексика используются ограниченно. Отметка «неудовлетворительно» ставится при условии неспособности студента правильно раскрыть коррекционно-развивающие понятия и теории. Проявляется стремление подменить научное обоснование проблем рассуждением практически-бытового плана. Ответ содержит ряд неточностей. Выводы отсутствуют или носят поверхностный характер. Преобладает бытовая лексика, наблюдаются значительные неточности в использовании специальной терминологии.
РАЗДЕЛ 1 Правовое регулирование профессиональной деятельности Педагога-дефектолога Международное право как особая система права. Международные документы о правах детей с ограниченными возможностями в развитии (Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка и др.). Права и гарантии детей с отклонениями в развитии. Система Российского права. Законодательные акты Российской Федерации в области защиты прав человека (Законы «Об образовании», «О социальной защите инвалидов» и др.). Реализация федеральной нормативно-правовой базы защиты детства на территории Свердловской области (Областные законы о защите прав ребенка, об образовании в Свердловской области и др.). Особенности правового регулирования будущей профессиональной деятельности. Положение об образовательном учреждении. Устав образовательного учреждения. РАЗДЕЛ 2 РАЗДЕЛ 3 РАЗДЕЛ 4 ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Богданова, Т. Г. Сурдопсихология [Текст] / Т. Г. Богданова. - М.: Академия, 2002. 2. Головчиц, Л. А. Дошкольная сурдопедагогика [Текст] / Л. А. Головчиц. - М.: Владос, 2001. 3. Катаева, А.А., Стребелева, Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика [Текст]: учеб. для студентов вузов пед. спец./ А. А. Катаева, Е. А. Стребелева. - М.: Владос, 2001.-208с. 4. Плаксина, Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения [Текст] / Л.И. Плаксина. - М.: Город, 1998. – 262 с. 5. Солнцева, Л. И. Тифлопсихология детства [Текст] / Л. И. Солнцева; Ин-т корр. педагогики образования. - М.: Полиграф Сервис, 2000. – 250 с. 6. Специальная педагогика [Текст]: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / под. ред. Н. М. Назаровой. – М. Академия, 2000. – 400 с. 7. Стребелева, Е.А. Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие [Текст] / Е.А. Стребелева, А.Л. Венгер, Е.А. Екжанова и др. Под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Академия, 2001. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей [Текст] / под ред. К.С. Лебединской. - М., 1982. 2. Алексеев, О.Л. Теоретические основы тифлотехники [Текст] / О.Л. Алексеев. – Екатеринбург, 1992. – 284 с. 3. Архипова, Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом (доречевой период) [Текст] / Е.Ф. Архипова. - М., 1989.
4. Боскис, Р. М. Глухие и слабослышащие дети [Текст]/ Р. М. Боскис; Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2004. 5. Выготский, Л. С. Основы дефектологии [Текст] / Л.С. Выготский. – СПб.: Лань, 2003. – 656 с. 22 экз. 6. Дети с нарушением общения [Текст] / К.С. Лебединская, О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг и др. - М., 1989. 7. Екжанова, Е.А., Стребелева, Е.А. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание [Текст] / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева. – М.: Просвещение, 2003. – 272 с. 8. Ипполитова, М.В., Бабенкова, Р.Д., Мастюкова, Е.М. Воспитание детей с церебральным параличом в семье [Текст] / М.В. Ипполитова, Р.Д. Бабенкова, Е.М. Мастюкова. - М., 1993. 9. Комплексная реабилитация детей с детским церебральным параличом (методические рекомендации). - М., 1998. 10. Лебединская, К.С., Никольская, О.С. Диагностика раннего детского аутизма [Текст] / К.С. Лебединская, О.С. Никольская. - М., 1991. 11. Основы логопедической работы с детьми [Текст]: учеб. пособие для логопедов, воспитателей дет. садов, учителей нач. кл., студентов пед. училищ / Г.В. Чиркина, Т.Б. Филичева, А.В. Ястребова, Т.П. Бессонова; под ред. Г.В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2003. – 240с. 12. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития [Текст]: Книга 1 / под общей ред. С.Г. Шевченко. – М.: Школьная Пресса, 2005. – 96 с. 13. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития [Текст]: Книга 2 / под общей ред. С.Г. Шевченко. – М.: Школьная Пресса, 2005. – 112 с. 14. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью [Текст] / Л.Б. Баряева, О.П. Гаврилушкина, А.П. Зарин, Н.Д. Соколова.-СПб.: СОЮЗ, 2003. - 320с. 15. Программы для специальных дошкольных учреждений. Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возврата [Текст] / Л.П. Носкова, Л.А. Головчиц, Н.Д. Шматко и др. - М.: Просвещение, 1991. – 161 с. 16. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV типа (для детей с нарушением зрения) [Текст] / под ред. Л.И. Плаксиной. - М.: Экзамен, 2003. 17. Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста [Текст]: метод. пособие / под ред. Е.А. Стребелевой. - М.: Полиграф сервис, 1998. – 226 с. ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛЬНАЯ ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ» Екатеринбург – 2009
Составители: Алексеев О.Л., Пряхина Л.И.
Программа государственного экзамена по специальности 050717 «Специальная дошкольная педагогика и психология» / Урал. гос. пед. ун-т; Ин-т специального образования. Екатеринбург, 2009, с.
Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 050717 «Специальная дошкольная педагогика и психология», утвержденным приказом МО Российской Федерации № 689 от 31.01.2005 г. Предназначена студентам выпускного курса для подготовки к государственному экзамену.
Программа утверждена на заседании кафедры специальной педагогики от 2009 г., протокол № 6.
Учебно-методическое издание ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 050717 «СПЕЦИАЛЬНАЯ ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ»
Составители: АЛЕКСЕЕВ Олег Леонидович ПРЯХИНА Людмила Ивановна
Компьютерный набор и верстка Т.В. Фильчагина ЛР № 040330 от 18.04.1997 г. Подписано в печать 22.12.2008. Формат 60х84/16 Бумага для множительных аппаратов. Печать на ризографе. Тираж экз. Заказ ______
© Уральский государственный педагогический университет, Институт специального образования, 2009 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа государственного экзамена по специальности "Специальная дошкольная педагогика и психология" составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, утвержденного приказом МО РФ № 689 от 31.01.2005 г. Государственный образовательный стандарт определяет содержание и структуру профессиональной подготовки педагога-дефектолога для работы с детьми дошкольного возраста. Профессионально-педагогическая деятельность педагога-дефектолога отличается многоаспектностью и полифункциональностью. Видами профессиональной деятельности его являются: социально-педагогическая, коррекционно-развивающая, психопрофилактическая, диагностико-аналитическая, воспитательная, консультативная, просветительская, научно-исследовательская. Педагог - дефектолог должен не только в полном объеме и глубоко овладеть системой наук о человеке, о закономерностях его физического, нравственного, умственного развития, но и научиться применять эти знания при организации образовательного процесса в различных дошкольных образовательных учреждениях, а также оказывать помощь и социальную поддержку детям и их семьям. Педагог-дефектолог должен владеть: · системой знаний по педагогике и психологии, отвечающих современным тенденциям развития психолого-педагогических концепций; · системой знаний о сфере образования, сущности, содержании и структуре образовательных процессов; · системой знаний о человеке как субъекте образовательного процесса, его возрастных, индивидуальных особенностях, социальных факторах развития; · системой знаний о закономерностях психического развития, факторах, способствующих личностному росту; · системой знаний по специальной педагогике для работы с детьми с нарушениями моторного, интеллектуального, сенсорного, речевого, социально-личностного развития; · методами и приемами проведения коррекционно-педагогической работы в дошкольных учреждениях компенсирующего вида; · знаниями и умениями психолого-педагогической диагностики. Педагог-дефектолог должен знать: · международные акты о правах и защите прав ребенка, Конституцию РФ, Закон «Об образовании»; · анатомо-физиологические и клинические основы специальной педагогики, уметь применять соответствующие знания в различных видах профессиональной деятельности; · психологию детей с отклонениями в моторном, интеллектуальном, сенсорном, речевом, социально-личностном развитии; · историю общей и специальной педагогической науки и практики; · психологию семьи, методы взаимодействия педагога-дефектолога с родителями; · правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты; обеспечивать охрану жизни и здоровья учащихся в период образовательного процесса. Педагог-дефектолог осознает личностную и социальную значимость своей профессии и обладает научно-гуманистическим мировоззрением. Выпускник, обучающийся по специальности 050717 - "Специальная дошкольная педагогика и психология", подготовлен к выполнению разнообразных видов социально-педагогической, реабилитационной, консультативно-диагностической, психотерапевтической, коррекционной деятельности в разнообразных видах образовательных учреждений, а также для продолжения послевузовского образования. В программе Государственного экзамена представлен материал, который может быть использован для определения профессиональных квалификационных качеств педагога-дефектолога для работы с детьми дошкольного возраста, имеющими различные нарушения развития. Программа итогового междисциплинарного экзамена по специальности "Специальная дошкольная педагогика и психология" носит комплексный характер и охватывает основополагающие предметные области профессионально-образовательных программ по данной специальности. Аттестуемые в своем ответе должны продемонстрировать знания базовых психолого-педагогических понятий, устанавливать содержательные межпредметные связи, развернуто аргументировать выдвигаемые положения, приводить убедительные примеры из научно-методической литературы и практики. Ответ каждого студента обсуждается членами Государственной экзаменационной комиссии на закрытом совещании и определяется отметками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно». Отметка «отлично» ставится, если студент строит ответ логично в соответствии с планом, обнаруживает глубокие знания базовых и психолого-педагогических понятий, теорий. Устанавливает содержательные межпредметные связи. Развернуто аргументирует выдвигаемые положения, приводит убедительные примеры из практики, научной и методической литературы. Обнаруживает аналитический подход в освещении разных теорий и взглядов, обосновывает свою точку зрения. Формулирует содержательные выводы. Пользуется современной научно-педагогической и специальной лексикой. Отметка «хорошо» ставится, если студент строит ответ с соответствии с планом. Подтверждает выдвигаемые теоретические положения примерами. В ответе представлены различные подходы к рассматриваемой проблеме, но их обоснование недостаточно полно. Наблюдается некоторая непоследовательность анализа в сопоставлении разных методик и обосновании своей точки зрения. Выводы правильны. Речь грамотная, используется научно-педагогическая и специальная лексика. Отметка «удовлетворительно» ставится, если ответ недостаточно логически выстроен. Студент обнаруживает слабость в развернутом раскрытии современных взглядов коррекционно-развивающих теорий, хотя базовые понятия раскрываются правильно. Выдвигаемые положения декламируются, но недостаточно аргументируются. Студент испытывает трудности в установлении межпредметных связей. Ответ носит преимущественно описательный, а не аналитический характер. Научно-педагогическая и специальная лексика используются ограниченно. Отметка «неудовлетворительно» ставится при условии неспособности студента правильно раскрыть коррекционно-развивающие понятия и теории. Проявляется стремление подменить научное обоснование проблем рассуждением практически-бытового плана. Ответ содержит ряд неточностей. Выводы отсутствуют или носят поверхностный характер. Преобладает бытовая лексика, наблюдаются значительные неточности в использовании специальной терминологии.
РАЗДЕЛ 1
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 278; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.168.16 (0.056 с.) |