Формы и методы реализации программных задач 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формы и методы реализации программных задач



Основными формами и методами обучения являются практи­ческие работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы; широ­ко используются наглядные средства обучения, демонстрация учебных кинофильмов, диафильмов и др.

По разделам «Питание», «Одежда и обувь», «Жилище» и других целесообразно проводить практические работы, разделив учащихся на бригады из 4—5 человек для самостоятельного выполнения зада­ния. Это позволит каждому ученику независимо от его интеллекту­альных и физических возможностей овладеть основными способа­ми ухода за одеждой, обувью, приготовления пищи, научиться со­ставлять деловые бумаги, заполнять разного рода бланки и т.д.

В зависимости от задач урока и оснащенности кабинета могут использоваться разные формы организации практических работ, как коллективные (бригадные), так и индивидуальные (выполне­ние учеником всех операций под руководством учителя).

На занятиях следует отводить время для изучения правил тех­ники безопасности, формирования умений пользоваться нагрева­тельными электрическими и механическими бытовыми прибора­ми и приспособлениями, колющими и режущими инструмента­ми, а также навыков обращения со стеклянной посудой, кипятком и т.д. Ни один даже незначительный случай нарушения правил техники безопасности нельзя оставлять без внимания. Необходи­мо постоянно приучать детей к соблюдению санитарно-гигиени­ческих требований во время выполнения различных практических работ, доводя их до навыка.

В ряде разделов, например «Личная гигиена», «Бюджет семьи» и др., предусмотрена система упражнений, которые каждый ученик выполняет индивидуально. Эта работа осуществляется с целью выработки у учащихся определенных умений и навыков на осно­ве знаний, полученных как на занятиях по СБО, так и на заняти­ях по другим предметам.


Беседа на занятиях по СБО является одним из основных мето­дов обучения и применяется и сочетании с сюжетно-ролевыми иг­рами, различными практическими работами: записями в тетрадь определенных правил, зарисовками, упражнениями и другими ви­дами работ. Продолжительность беседы может быть различной, но она не должна являться единственным методом обучения, исполь­зуемым на занятии.

В зависимости от задач занятия беседа может иметь различное назначение и сопровождаться наглядностью. Например, она может носить информационный характер. В этом случае учитель выясня­ет имеющиеся у учащихся знания и представления и сообщает им новые необходимые сведения. В начале занятия проводятся крат­кие вводные беседы, а в конце занятия для закрепления получен­ных знаний — заключительные беседы.

Сюжетно-ролевые игры применяются как один из ведущих ме­тодов обучения. В сочетании с другими методическими приемами их целесообразно использовать при изучении таких разделов, как «Торговля», «Средства связи» и др.

Сюжетно-ролевые игры в основном рекомендуется проводить на этапе закрепления пройденного материала и для формирова­ния навыков общения. Воспроизводя в игре конкретные жизнен­ные ситуации, учащиеся применяют усвоенные ими знания и приемы (например, правила поведения, приемы ухода за малень­ким ребенком и т.д.). Учитель организует игру и руководит ею в соответствии с заранее разработанным планом. При этом следует избегать прямых указаний, как поступать в той или иной ситуа­ции, и стараться ставить детей перед необходимостью самостоя­тельно принимать решения. Игры могут занимать часть урока или как итоговое занятие на урок или два (сдвоенные часы). Эти заня­тия требуют от учителя серьезной подготовки и имеют весьма важ­ное значение для решения задач обучения и воспитания, они спо­собствуют закреплению различных знаний-умений и навыков уча­щихся (правила поведения, навыки приготовления тех или иных блюд, сервировка стола, уборки помещения и т.д.).

В программе значительное место отводится экскурсиям. Они проводятся на промышленные сельскохозяйственные объекты, в магазины, на предприятия службы быта, в отделения связи, на транспорт, в различные учреждения.

Экскурсии и зависимости от их места в учебном процессе мо­гут быть вводные, текущие и итоговые. Вводные экскурсии пред­шествуют изучению нового материала и имеют целью проведение наблюдений и общее ознакомление с объектами. Например, изуче­ние темы «Железнодорожный транспорт дальнего следования и пригородный» целесообразно начать с ознакомительной экскурсии,


во время которой учащиеся получат представление о назначении вокзала, его основных службах, расписании поездов. Текущие экс­курсии проводятся в ходе изучения темы и служат для конкретиза­ции и закрепления определенного учебного материала. Так, при изучении раздела «Средства связи» в VI классе проводится урок-экскурсия на почту с целью расширения и закрепления знаний де­тей о различных почтовых отправлениях. Итоговые экскурсии орга­низуются при завершении работы над темой. Например, работу по теме «Экономика домашнего хозяйства» (IX класс) следует закон­чить экскурсией в Сбербанк.

Любая экскурсия не является самоцелью и используется в со­четании с другими организационными формами обучения по оп­ределенной теме. В ходе экскурсий могут проводиться практичес­кие работы. Так, во время экскурсии на телеграф учащиеся запол­няют бланки телеграмм (с помощью заранее составленных текстов). Проведение экскурсий требует тщательной подготовки, учителю необходимо заранее наметить задачи и содержание экс­курсии, заблаговременно посетить объект и хорошо с ним озна­комиться, разработать план экскурсии. Следует также провести вводную беседу: назвать объект наблюдения, рассказать о пути следования к месту проведения экскурсии, напомнить учащимся правила дорожного движения, правила поведения в транспорте и во время экскурсии. Целесообразно, чтобы сам учитель вел экс­курсию, вовлекая детей и беседу, особенно во время текущих и итоговых экскурсий. Если объяснения дает не учитель, а работ­ник учреждения или предприятия, на котором проводится экскур­сия, то нужно предварительно обговорить с ним объем и харак­тер сообщаемого материала, перечень объектов, которые будут продемонстрированы учащимся. Отдельным ученикам можно по­ручить вести элементарные записи. Они должны быть краткими. Например, ученики записывают цены на различные товары, на­звания рабочих специальностей, в которых нуждается предприя­тие и др.

Для прочного закрепления знаний и умений следует постоянно осуществлять повторение пройденного. С этой целью учитель при составлении плана занятия должен продумать, в какой его части можно применить знания и умения, полученные детьми раннее. Для повторения привлекается пройденный материал из других разде­лов, логично связанный с изучаемой темой. Например, на занятиях по приготовлению пищи целесообразно вспомнить правила ухода за кухней и посудой, во время подготовки и проведения экскурсии — повторить правила поведения в общественных местах и в транс­порте, предложить детям выбрать рациональный маршрут, транс­портные средства и т.д. Повторение учебного материала по изучае-


мой теме или ранее пройденного материала должно быть элемен­том каждого занятия.

На занятиях по СБО следует уделять внимание обогащению словарного запаса, использовать пословицы, поговорки загадки для развития устной, письменной речи, для практического при­менения знаний, умений и навыков, полученных на уроках род­ного языка. На всех этапах занятий в связи с изучаемым матери­алом необходимо следить за полнотой устных ответов, последо­вательностью изложения, умением детей правильно построить фразу, написать текст, обосновать вывод. В поле зрения учителя должно находиться развитие диалогической речи учащихся. С этой целью используются различные этапы занятий, сюжетные игры и экскурсии, проводимые учителем, в ходе которых учащи­еся вовлекаются в беседу. На отдельных занятиях при прохожде­нии ряда тем (например, „Квартплата», „Оформление на работу» и т.п.) следует отводить время на практическое закрепление на­выков составления деловых бумаг с учетом разных жизненных си­туаций, опираясь на знания и умения, полученные на уроках род­ного языка.

Особое внимание следует обратить на проведение практичес­ких работ с использованием бригадной формы организации уча­щихся. На первом занятии, где применяется бригадная форма ра­боты, учитель должен объяснить и показать детям, что должен де­лать бригадир. Для этого он, распределив учеников по бригадам, выступает в роли бригадира одной из них. Другие бригадиры, на­значенные из числа наиболее подготовленных учащихся, наблю­дая за учителем и получая его инструкции, организуют работу своих бригад. Для успешного проведения первых занятий по но­вой теме бригадиров целесообразно проинструктировать заранее об их обязанностях. В ходе практической работы бригадир дол­жен выполнять часть общего задания. Аналогичные работы на последующих занятиях бригадиры могут организовывать по уст­ной или письменной инструкции учителя под его постоянным контролем. Несомненно, учитель руководит не только бригадира­ми. В процессе выполнения задания он дает учащимся некоторые указания и объяснения, оказывает им помощь, следит за соблю­дением санитарно-гигиенических требований и правил техники безопасности. На следующих практических занятиях по этой же теме учитель должен построить работу так, чтобы каждый уча­щийся последовательно освоил все операции, необходимые для выполнения конкретного задания, побывал в роли бригадира. На­пример, если на одном уроке школьник мыл и чистил овощи для супа, то на другом уроке он занимается пассированием овощей или заправкой первого блюда.


Знакомя детей с новым приемом, учитель сначала дает объяс­нения всему классу, затем организует тренировочные упражнения, после чего бригадирами выполняется работа, в которую включает­ся данный прием.

Бригадная форма работы может быть использована и при выпол­нении детьми одинаковых заданий (штопка, чистка посуды и т.д.).

В кабинете можно установить поочередное дежурство по бри­гадам. Дежурная бригада выполняет различные работы, связанные с подготовкой оборудования и материалов к занятию, и убирает кабинет после окончания занятий.

Для активизации учащихся и учета их знаний, умений и навы­ков целесообразно организовывать соревнования бригад или ин­дивидуальные соревнования. Итоги их учитель подводит в конце занятия.

Занятия по СБО тесно связаны с уроками родного языка, мате­матики, географии, труда, естествознания.

СБО учащихся иметь свое логическое продолжение в системе внеклассной работы. Только комплексная совместная деятельность учителя и воспитателя позволит достичь желаемых результатов. Настоящая программа должна служить ориентиром для воспита­теля при отборе материала, определении его тематики, объема и последовательности изучения. Однако воспитатель в своей деятель­ности не должен использовать формы и методы работы учителя. Он осуществляет закрепление полученных на занятиях знаний и умений в процессе практической работы, формирует на их основе прочные навыки Например, при прохождении раздела «Жилище» учитель обучает детей правилам уборки квартиры, а воспитатель, организуя деятельность учащихся по самообслуживанию, повторяет с ними эти правила, следит за ходом уборки и т.п.

Связь учителя с воспитателем осуществляется также при совме­стном проведении отдельных экскурсий и некоторых итоговых практических занятий, которые можно объединять с внеклассны­ми мероприятиями. Учитель должен принимать активное участие в тех внеклассных мероприятиях, которые позволяют закрепить усвоенное на практике и проверить, что и как восприняли ученики на занятиях по СБО. Такое взаимодействие учебной и внекласс­ной работы способствует совершенствованию знаний и навыков детей, успешному применению их в жизни.

По возможности следует привлекать и родителей, чтобы дети в домашних условиях могли практически применять полученные знания и умения.

Тематика и последовательность занятий по социально-бытовой ориентировке отражаются в классном журнале. Для фиксирования результатов усвоения учащимся различных разделов программы


целесообразно вести разные формы учета. Это могут быть тетрадь, экран соревнования, стенды и плакаты, на которых отражаются не только успехи детей на занятиях, но и их умение применять полу­ченные знания и навыки в повседневной жизни.

Распределение времени на прохождение программного мате­риала и порядок изучения тем учитель определяет самостоятель­но с учетом возможности детей и в зависимости от местных ус­ловий. При тематическом планировании должны учитываться время года и потребности школы. Например, в соответствии с общешкольным планом проводится «Неделя труда». Учителю следует на этот период запланировать изучение таких тем, кото­рые согласовывались бы с видами общественно полезного труда школьников. При подборе материалов по теме «Учреждения и организации» целесообразно предусмотреть ознакомление детей не только с объектами ближайшего окружения, но и с объектами, находящимися на территории, на которой учащиеся будут прожи­вать после окончания школы.

Занятия по СБО проводятся в специальном кабинете, в кото­ром отведены места для учащихся и для оборудования, обеспечи­вающего выполнение в полном объеме всех видов практических работ, предусмотренных программой. При организации кабинета необходимо учитывать санитарно-гигиенические нормы и правила техники безопасности.

Для проведения занятий и экскурсий в VI-IX классах можно сдваивать уроки. К проведению бесед о гигиене подростков (отдель­но для мальчиков и девочек) следует привлекать специалистов-медиков и психологов.

Учащиеся ведут тетрадь для кратких записей основных сведений и зарисовок. Это могут быть какие-либо правила, рецепты, полезные советы и т.п., изложенные доступным детям языком четко и лаконич­но. Записи в тетрадях проверяются учителем после каждого занятия.

Домашние задания, как правило, не задаются. В отдельных слу­чаях ученикам можно поручить собрать те или иные сведения во время экскурсий с воспитателем или дома (например, место рабо­ты родителей, их должность и т.д.).


Личная гигиена

 

Классы
   
Тематика
1. Личная гигиена 1. Значение закаливания организма
Ее значение для здоровья и жизни для общего состояния здоровья чело-
человека. века. Способы закаливания, правила
Правила и приемы выполнения ут- и приемы выполнения воздушных и
реннего и вечернего туалета. водных процедур, солнечных, физи-
Здоровье и красота прически. ческих упражнений; сезонная одежда,
2. Содержание в чистоте и порядке обувь, головной убор.
личных (индивидуального пользова- 2. Правила и приемы ухода за органа-
ния) вещей: носовой платок, зубная ми зрения.
щетка, мочалка, расческа, полотенце, Способы сохранения зрения — кон-
трусики, носки. тактные линзы, линзовые и коррекци-
3. Гигиена зрения. Значение зрения в онные очки, хирургическое вмеша-
жизни и деятельности человека. тельство.
Правила бережного отношения к зре- Гигиена чтения, письма, просмотра
нию при чтении, письме, просмотре телепередач, работы с конструктором:
телепередач. освещенность, расстояние между гла-
4. Пагубное влияние курения, алкого- зом и объектом, упражнения и время
ля на здоровье и развитие особенно отдыха глаз.
детского организма и окружающих. 3. Губительное влияние наркотиков и
Воспитание силы воли токсических веществ на живой орга-
  низм, как детей, так и взрослых.
Практические работы
Выполнение утреннего и вечернего — просмотр учебных кинофильмов о
туалета: вреде курения, алкоголя.
— чистка зубов, мытье рук, лица, — обтирание тела, принятие душа,
ушей, шеи, ног; расчесывание волос, воздушных и солнечных ванн под на-
подмывание на ночь. блюдением взрослых;
— стрижка ногтей и уход за кожей рук, — выполнение физических упражне-
ног, используя детский крем; ний — утренняя зарядка;
— стирка носового платочка, труси- — выбор сезонной одежды, головного
ков, носок; убора, обуви в процессе игровой си-
— установка настольной лампы на ра- туации;
бочем месте; — уход за глазами: промывание и про-
  тирание их, пользование безопасны-
  ми пипетками;
  — проверка зрения у окулиста";
  — просмотр учебных кинофильмов о
  вреде наркотиков и токсических ве-
  ществ;
  '' проверка зрения у окулиста ежегод-
  но

Классы
     
 
1. Особенности личной 1. Значение косметики  
гигиены в жизни под- для девушки и юноши.  
ростка. Правила и приемы ухо-  
Правила и приемы со- да за кожей лица с ис-  
хранения чистоты и пользованием средств  
здоровья тела. косметики, лосьон, кре-  
Особенности ухода за мы, пудра и природные  
кожей лица, волосами. средства.  
2. Пользование шампу- 2. Значение здоровья  
нем в соответствии с для жизни и деятельно-  
типом волос: жирные, сти человека.  
сухие, нормальные Средства и способы сбе-  
Средства борьбы с пер- режения его — воспита-  
хотью и выпадением ние воли, целеустрем-  
волос. ленности, доброты, от-  
  зывчивости и других  
  положительных качеств  
  личности.  
 
— мытье тела и волос — упражнения в проти-  
под присмотром взрос- рании кожи лица; под-  
лых; бор лосьона, отвара из  
— подбор мыла, шам- трав, нанесение крема,  
пуня для мытья кожи и пудры, с учетом состоя-  
волос с учетом их со- ния кожи;  
стояния (жирные, су- — использование масок  
хие, нормальные). из фруктов и овощей.  
     
     
     

Классы
  6
Основные требования к знаниям, умениям обучающихся
Обучающиеся должны знать:
— последовательность выполнения утреннего и вечернего туалета; — периодичность и правила чистки ушей; — правила освещенности рабочего ме- правила закаливания организма; — приемы обтирания и мытья ног; — правила соблюдения личной гиги­ены во время физкультурных занятий и походов;
ста; — о вреде наркотиков и токсических
— правила охраны зрения при чтении, веществ.
просмотре телепередач;  
— правила ухода за кожей рук, ног и  
ногтями;  
— о вреде курения, алкоголя;  
Обучающиеся должны уметь:
— совершать вечерний туалет в опре­деленной последовательности; — выбирать прическу и причесывать волосы; — стричь ногти на руках, ногах; — закаливать свой организм; — соблюдать правила личной гигие­ны дома, в школе, во время походов, экскурсий; — отказаться от соблазна испробовать
— стирать индивидуальные личные наркотики, токсические вещества,
вещи и содержать их в чистоте; — беречь зрение; проявив силу воли, настойчивость.
— корректно отказаться от предлага-  
емых первых папирос, глотка алкого-  
ля, проявив силу воли.  
   

Продолжение табл.

 

Классы
     
 
     
— правила личной ги- — правила ухода за ко-  
гиены девушки и юно- жей лица;  
ши; — приемы нанесения  
— виды косметических косметических средств  
салфеток; на лицо, шею.  
— правила ухода за ко-    
жей лица и волосами.    
 
— определить тип кожи — правильно ухаживать за  
и волос; кожей лица, шеи, рук, ног;  
— подбирать мыло и — использовать подручные  
шампунь, средства от средства дополнительно к  
перхоти и выпадения кремам, лосьонам;  
волос; — в меру пользоваться кос-  
— правильно ухажи- метикой.  
вать за лицом и воло-    
сами.    
     
     

Одежда и обувь

 

Классы
   
Тематика
1. Значение одежды, головных уборов и обуви для сохранения здоровья чело­века. Их виды и назначения. 2. Правила и приемы повседневного ухода за одеждой и обувью: предупреждение загрязнения, сушка, чистка, подготовка сезонной обуви к хранению. 1. Значение опрятного вида человека. 2. Поддержание одежды в порядке: — правила пришивания пуговиц, вешалок, крючков, петель, зашивание распоровшего­ся шва. 3. Правила и приемы ручной стирки изде­лий из хлопчатобумажных тканей. 4. Глажение фартуков, косынок, носовых платков, салфеток и др.
   
Практические работы
Сушка и чистка — домашней, школь­ной формы, верхней одежды, обуви.   — пришивание пуговиц, крючков, петель, вешалок к домашней и школьной одежде; — подшивание брюк, платья, зашивание
  распоровшегося шва;
  — стирка и глажение изделии из хлопчато­бумажной ткани вручную, строго соблюдая правила безопасной работы колющими и
  режущими инструментами.
   
   

Классы
     
 
1. Значение продления 1. Особенности ухода за 1. Стиль одежды, мода,
срока служения одежды. одеждой, изготовленной обновление одежды
Виды штопки, наложение из шерстяных и синтети- (замена мелких дета-
заплат. ческих тканей. лей).
2. Использование бытовой 2. Стирка изделий из 2. Выбор одежды и обу-
техники при стирке белья шерстяных и синтетичес- ви при покупке в соот-
из хлопчатобумажных тка- ких тканей в домашних ветствии с назначени-
ней, стирка изделий из условиях. ем.
шелка в ручную. Правила и приемы гла- 3. Средства и правила
3. Правила и приемы гла- жения блузок, рубашек, выведения мелких пя-
жения белья, брюк, платков. тен на одежде из раз-
спортивной одежды. 3. Химчистка — знаком- ных видов тканей в до-
4. Прачечная. Виды услуг, ство с предприятием и машних условиях.
правила поль-зования пра- правилами пользования Строжайшее соблюде-
чечной. его услугами по приведе- ние техники безопасно-
  нию одежды в надлежа- сти при пользовании
  щий вид. средствами для выведе-
    ния пятен.
 
— ремонт одежды: штопка — стирка изделий из шер- — определение соб-
и наложение заплат; стяных и синтетических ственных размеров
— стирка мелких изделий тканей, соблюдая прави- одежды и обуви;
из белой хлопчатобумаж- ла безопасности в ис- — экскурсия в специа-
ной ткани с помощью сти- пользовании стирально- лизированные магази-
ральной машины, соблю- го порошка; ны: нахождение нужно-
дая правила безопасности — экскурсия в химчист- го отдела с размерами,
в работе. Стирка изделий ку, знакомство с правила- соответствующими
из шелка — в ручную; ми приема изделий и вы- ученику;
— экскурсия в прачечную, дача их, с прейскурантом — выведение пятен в
знакомство со стоимостью на чистку определенного домашних условиях, со
услуг; прейскурантом на вида изделий строжайшим соблюдет
определенные виды стирки.   нием безопасности.
     
     
     

Классы
   
Основные требования к знаниям, умениям обучающихся
Обучающиеся должны знать:
— виды одежды, обуви и их назначение; — санитарно-гигиенические требования и
— правила ухода за одеждой и обувью правила безопасной работы колющими и ре-
из различных материалов (кожи, рези- жущими инструментами, электронагрева-
ны, текстильных) тельными приборами и бытовыми химичес-
  кими средствами;
  — правила стирки изделий из хлопчатобу-
  мажных и шелковых тканей.
   
   
   
   
   
Обучающиеся должны, уметь:
— различать одежду и обувь в зависи­мости от их назначения: повседневная, праздничная, рабочая, спортивная; — подбирать одежду, обувь, головной убор по сезону; — сушить и чистить одежду. — подготавливать одежду и обувь к — пришивать пуговицы, крючки, петли, кнопки, вешалки; — зашивать одежду по распоровшемуся шву; — подшить платье, брюки, рубашки. — подбирать моющие средства для стирки изделий их хлопчатобумажных тканей;
хранению; — стирать изделия из цветных хлопчатобу-
— подбирать крем и чистить кожаную мажных тканей;
обувь. — гладить их.
  i i

Продолжение табл.

 

Классы
     
 
— особенности стирки — правила стирки и суш- — размеры своих одеж-
цветного и белого белья; ки одежды из шерстяных ды и обуви;
— правила пользования и синтетических тканей; — гарантийные сроки
моющими средствами; — правила и последова- носки;
— устройство стиральной тельность глажения изде- — правила возврата;
машины и правила пользо- лий; — способы обновления
вания ею; — виды предприятий по одежды с помощью
— санитарно-гигиеничес- химической чистке одеж- мелких деталей;
кие требования и правила ды, их назначение; — средства выведения
техники безопасности при — виды оказываемых ими пятен в домашних ус-'
ремонте одежды и стирке в услуг; ловиях; (
ручную и с помощью сти- — правила подготовки ве- — общие правила выве-»1
ральной машины санитар- щей к сдаче в чистку. дения чернильных,
но-гигиенические требова-   жирных и фруктовых
ния — последовательность   пятен, пятен от молока,
и особенности глажения   мороженого, шоколада,
одежды из различных тка-   кофе, крови, масляных
ней, а также постельного   красок, следов горячего
белья, полотенец, скатер-   утюга и др.;
тей;   — санитарно-гигиени-
— назначение прачечной,   ческие требования и npa
виды услуг, способы сдачи   вила техники безопасно-
вещей в прачечную;   сти при работе со сред-
— правила пользования   ствами выведения пятен;
прачечной самообслужи-   — правила стирки изде-
вания.   лий из тюля, трикотажа.

—ремонтировать разор­
ванные места одежды: раз­
ными видами штопки, на­
кладыванием заплат;

—стирать белое белье
вручную и с помощью сти­
ральной машины;

—гладить одежду и белье.


 

—стирать и сушить изде­
лия из шерстяных и син­
тетических тканей;

—гладить блузки, рубаш­
ки, платья.


 

— пользоваться журна­
лом мод;

— подбирать одежду и
обувь в соответствии с
индивидуальными осо­
бенностями.

— рационально выби­
рать товары, учитывая
их назначение и соб­
ственные возможности;

— выводить пятна на
одежде разными сред­
ствами;

— стирать изделия из
тюля и трикотажа.



Питание

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 582; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.151.141 (0.03 с.)