Знания и технологические возможности людей первобытной эпохи. Сущность неолитической революции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Знания и технологические возможности людей первобытной эпохи. Сущность неолитической революции.



Рабочая программа

дисциплины

«история науки и техники»

(ГОС-2000)

 

для студентов всех форм обучения

специальности 050501.65 Профессиональное обучение (электроэнергетика, электротехника и электротехнологии) (030500.19)

специализаций «Электротехника, электротехнологии и технологический

менеджмент» (030503.19), «Электроэнергетика, энергоаудит, энергосбережение» (030504.19), «Компьютеры и информационные технологии обучения в энергетике» (030502.19), «Электроэнергетика» (030501.19);

специальности 050501.65 Профессиональное обучение (информатика, вычислительная техника и компьютерные технологии) (030500.06)

специализации «Вычислительная техника» (030502.06)

 

 

Екатеринбург 2010


 

Рабочая программа дисциплины «История науки и техники» (ГОС-2000), Екатеринбург, ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. университет», 2010. 21 с.

Настоящая программа составлена в полном соответствии с Государственным образовательным стандартом специальности 050501.65 Профессиональное обучение (030500.19, 030500.06)

 

Составитель:

кандидат педагогических наук, доцент Е.Д. Шабалдин
   
Рецензенты: доктор философских наук, профессор   С.З. Гончаров
доктор исторических наук, профессор В.П. Леднев
доктор технических наук, профессор Ф.Н. Сарапулов

 

Одобрена на заседании кафедры общей электротехники.

Протокол от «_ 09» __ 09 __2010 г. № _ 1 __

 

Заведующий кафедрой ОЭ Е.Д. Шабалдин

Рекомендована к печати методической комиссией Института электроэнергетики и информатики ФГАОУ ВПО РГППУ. Протокол от

«08» __ 11 __ 2010 г. № _ 3 _

 

Заместитель председателя методической комиссии ЭлИн РГППУ   А.А. Карпов
© ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2010
© Е.Д. Шабалдин

Введение

 

Цели и задачи дисциплины.

Изучение настоящего курса позволит будущему педагогу профессионального обучения получить знания по истории возникновения и развития научных идей, техники и технологий, относящихся к самым различным отраслям знания. В последующем полученные сведения будут способствовать более глубокому пониманию и усвоению специальных дисциплин, поскольку их преподавание будет разворачиваться на фоне уже известной студентам широкой ретроспективы возникновения и развития научных знаний и технических достижений.

Сведения по истории науки и техники совершенно необходимы педагогу профессионального обучения при организации им образовательного процесса. Включение в курс лекций или в практические занятия исторических деталей, исторического контекста, элементов биографий ученых, других деталей образного восприятия, связанных с преподаваемым курсом, повышают интерес студентов к предмету, позволяют сосредоточить на нем их внимание, улучшают запоминание материала и, в конечном счете, повышают эффективность обучения. Воспитательная функция дисциплины заключается в показе непростого пути тех, кто связал свою жизнь со служением науке и технике, непрерывно овладевал знаниями, стремился к самообразованию; в описании примеров настойчивости и целеустремленности, развития умения преодолевать неизбежные трудности в процессе творческого труда (на примере технических решений, эволюции технологий и др.); в показе примеров того, как нужно добиваться реализации своих идей и их внедрения в практику.

 

Основные цели дисциплины состоят в следующем:

· сформировать целостное представление у студентов о развитии науки и техники как историко-культурном явлении; о становлении современной нам науки и развитии методологии научных исследований;

· структурировать информационное поле о достижениях человеческой мысли в различные периоды истории; познакомить с именами и элементами биографий деятелей отечественной и мировой науки и техники;

· познакомить с историей развития энергетики, электротехники, техники связи и вычислительной техники;

· обобщить сведения, полученные по разделам гуманитарных, естественнонаучных и технических дисциплин, затрагивающих проблемы развития человеческого общества.

Задачами изучения курса являются:

· показать роль научно-технического прогресса как одной из движущих сил экономики, исторического развития, общественных отношений;

· показать взаимообусловленность проблем, решаемых специалистами различных отраслей знания в деле построения гармоничного и прогрессивного общества;

· показать эволюцию отдельных ключевых технологий; факторы развития некоторых технических объектов;

· познакомить с методами развития профессионального мышления и методологией научно-технического творчества;

· научить компетентно оценивать события истории науки и техники;

· научить пользоваться основными источниками по истории науки и техники;

· научить системному подходу в оценке развития любой научной дисциплины;

· способствовать повышению общей культуры будущего специалиста.

Место и роль дисциплины в системе образования.

Мировоззрение специалиста профессионально-педагогического работника в области электротехники и электротехнологий складывается от формирования интересов и склонностей к естественнонаучным дисциплинам в школе до становления преподавателя-практика с широким научно-техническим кругозором и эрудицией. Существенную роль в подготовке играет дисциплина «История науки и техники», которая наряду с вопросами философии и методологии науки, позволяет получить практические сведения о вехах формирования современной экспериментальной науки, измерительной технике, экспериментальных методах, изобретательском творчестве. Интеграция данного курса с ранее изученными базовыми дисциплинами: электротехникой и электроникой, электрическими измерениями, методикой преподавания электротехнических дисциплин, научно- и учебно-исследовательской работой студентов, педагогической практикой позволяет осуществлять комплексный подход в методической подготовке выпускника.

Перечень дисциплин и разделов дисциплин, усвоение материала которых студентами необходимо для освоения данной дисциплины:

· общая физика (механика, колебания и волны, молекулярная физика, теплофизика, электричество и магнетизм, физика твердого тела, оптика, специальная теория относительности, элементы квантовой теории, физики атома, атомного ядра и элементарных частиц);

· высшая математика (разделы – математический анализ, дифференциальное и интегральное исчисления, высшая алгебра, комплексные числа и функции комплексной переменной, векторная алгебра, аналитическая геометрия, основы теории вероятностей);

· химия (основные понятия неорганической и органической химии);

· биология (основные положения эволюционной теории Дарвина и теории наследственности);

· мировая история – основные этапы развития человеческого общества; элементы синергетики.

 

Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

В результате изучения настоящего курса студент должен знать:

· знать основные этапы развития науки и техники;

· знать основные события и факты, имевшие место в науке и технике в историческом плане;

· знать имена наиболее выдающихся деятелей науки и техники, основные этапы их биографий и творческие достижения;

· знать научные и технические революции, имевшие место в естествознании, понимать их причины и влияние на развитие науки, техники, экономики и ход истории;

Студенты должны уметь:

· работать с исторической и научно-технической литературой, другой необходимой информацией;

· применять элементы методики преподавания истории науки и техники в других курсах;

· ставить мировоззренческие проблемы в изучаемом курсе;

· осуществлять библиографический поиск для раскрытия поставленной проблемы, ее описания и разрешения.

Дисциплина формирует и воспитывает следующие специфические качества личности профессионала:

· анализ первоисточников и интеллектуальная работа по объединению нескольких информационных полей (работа по поиску литературных и on-line источников информации, компиляция, реферирование);

· корректное цитирование первоисточников;

· подготовка выступлений для больших аудиторий, ораторское искусство; умение поддерживать контакт с аудиторией;

· защита выполненных работ, текстовый анализ, выполнение обоснований, выводов; корректная постановка академической полемики;

· подготовка результатов в наглядно-графической форме, оформление иллюстрационного материала, электронных презентаций, других способов подачи материала, необходимых профессионально-педагогическому работнику.

Используемые формы обучения: лекция, семинар, иллюстрирование.

Виды деятельности обучаемых: самостоятельная и аудиторная работа; работа на семинарских занятиях; работа с научно-технической, научно-популярной литературой; реферирование; выступление с докладами.

I. Виды и объем учебной работы, график изучения дисциплины.

Таблица 1

Виды и объем учебной работы, график изучения дисциплины «История науки и техники» для специализаций:

030501.19 Электроэнергетика
030502.19 Компьютеры и информационные технологии обучения в энергетике
030503.19 Электротехника, электротехнологии и технологический менеджмент
030504.19 Электроэнергетика, энергоаудит, энергосбережение
030502.06 Вычислительная техника

 


 

Объем учебной работы, перечень и срок контрольных мероприятий Форма обучения
Очная Заочная с полным сроком Заочная с сокращенным сроком Очно-заочная
I. Виды и объем учебной работы, в ч.
1.1. Общая трудоемкость дисциплины        
1.2. Аудиторные занятия:        
1.2.1. лекции        
1.2.2. практические (семинарские) занятия        
1.2.3. лабораторные работы -      
1.3. Самостоятельная работа:        
1.3.1. курсовой проект (работа)        
1.3.2. контрольная работа        
1.3.3. расчетно-графическая работа        
1.3.4. подготовка к лабораторным и практическим занятиям, коллоквиумам и экзаменам        
II. График изучения дисциплины
2.1. Курс изучения III IV II  
2.2. Семестр изучения        
2.3. Экзамен (семестр) - - -  
2.4. Зачет (семестр)        
2.5. Курсовой проект (работа) (семестр) - - -  
2.6. Контрольная работа (семестр)        

 


 

II. Тематический план изучения дисциплины по очной форме обучения

Таблица 2

Тематический план изучения дисциплины «История науки и техники» по очной форме обучения.

Наименование темы (раздела) дисциплины Специальности, их образовательные отрасли или специализации
030501.19, 030502.19, 030503.19, 030504.19, 030502.06
Количество аудиторных часов
Лекции Практические занятия Лабораторные работы
1. Введение     -
2. Знания и технологические возможности людей первобытной эпохи. Сущность неолитической революции.     -
3. Первые системы рациональных знаний. Цивилизации Древнего Востока (Шумер, Египет, Индия, Китай) и доколумбовой Америки (Ацтеки, Майя, Инки)     -
4. Античная наука и техника с XXX в. до н.э. по IV в. н.э.     -
5. Наука и техника в средневековой Западной Европе (V в.-XIV в.). Возрождение (XIV‑XVI вв.). Начало современной науки.     -
6. Развитие науки и техники в XVII-XVIII веках.     -
7. Развитие науки и техники в период промышленной революции в Европе в конце XVIII-XIX веке.     -
8. Научная революция на рубеже XIX- XX веков. Наука и техника XX века. История развития электроэнергетики и электротехники.     -
9. Прогнозы развития науки и техники     -
10. Заключение     -
ИТОГО по видам занятий     -
ВСЕГО по дисциплине  

 


 

III. Содержание разделов дисциплины

 

Введение

 

Предисловие. Объем и структура курса. Организация занятий, контрольные и зачетные мероприятия.

Определение понятий «история», «наука», «техника», «технология». Предмет курса, цели курса. Проблема периодизации истории науки и техники. Методологические основы изучения истории науки и техники – социально-экономический и социокультурный подходы. Интернациональный характер науки и техники. Особенности взаимодействия науки и техники в разные периоды ее истории. Современное состояние историко-научной и историко-технической мысли. Основные внутренние законы развития и функционирования науки и техники. Относительность истины в науке, противоречия, научные и технические революции. Роль государства в развитии науки и техники.

 

Античная наука и техника

 

Краткая военно-политическая история Древней Греции. Интерактивный характер древнегреческой культуры, «диффузия» культур. «Греческое чудо». Влияние на генезис ранней греческой науки демократических институтов Древней Греции. Торговые, экономические, культурные, политические и другие последствия завоеваний Александра Македонского. Изменения психологии и политического положения греческих граждан. Появление интеллектуальной, профессиональной, научной элиты. Первые попытки государственной организации и финансирования науки. Ликей Аристотеля, александрийский Мусейон, александрийское хранилище рукописей. Основные этапы развития греческой науки: первый, ионийский, этап зарождения (VI-V в.в. до н. э.); второй, афинский, (V-IV в.в. до н.э.); третий, эллинский, (330-30 гг. до н.э.). Достижения греко-римской науки в области философии, математики, астрономии, механики, физики, химии, медицины и техники. Ученые Древней Греции: Фалес Милетский (ок. 625-547 гг. до н.э.), Анаксимандр (610-547 гг. до н.э.), Пифагор (582-500 гг. до н.э.), Гераклит Эфесский (ок. 530-470 гг. до н.э.), Гицет (V в. до н. э.), Протагор (490-420 гг. до н.э.), Сократ (470-399 гг. до н.э.), Демокрит (460-370 гг. до н.э.), Гиппократ (460-370 гг. до н.э.), Платон (428-347 гг. до н.э.), Евдокс (406-355 гг. до н.э.), Диоген (400-325 гг. до н.э.), Зосим Панополийский (400 г. до н.э.), Менасхмос (350 г. до н.э.), Экфант (IV в. до н.э.),
Аристотель (384-322 гг. до н.э.), Гераклит Понтийский (370 г. до н.э.), Евклид (III в. до н.э.), «Начала» Евклида, Герафил из Халкидона (ок. 335-280 гг. до н.э.), Эрасистрат (ок. 300-240 гг. до н.э.), Апполоний из Перги (220 г. до н.э.), Архимед (287-212 гг. до н.э.), Эратосфен из Кирены (275-194 гг. до н.э.), Аристарх Самосский (320-250 гг. до н.э.), Эпикур (341-270 гг. до н.э.), Гиппарх (190-120 гг. до н.э.), Тит Лукреций Кар (I в. до н.э.), Вергилий (70-19 гг. до н.э.), Гораций (65-8 гг. до н.э.), Марк Тулий Цицерон (106-43 гг. до н.э.), Сенека Люций Анней (ок. 4 г. до н.э.-65г.), Марк Аврелий (121-180 гг.), Птолемей (ок. 90-168 г.), Герон Александрийский (I в. н.э.), Мария (ок. 378-431 гг. н.э.), Гален (130-200 гг.).

 

Заключение

 

Темпы и характер технологического развития человечества. Факторы, определяющие время существования цивилизации. Ограниченность ресурсов. Нарушение кислородного баланса атмосферы. Рост в атмосфере концентрации двуокиси углерода и нарушение теплового баланса Земли. Разрушение озонового слоя Земли. Загрязнение окружающей среды. Результаты системного анализа будущего человечества «Римским клубом». Разумная жизнь как космический фактор. Возможности реконструкции солнечной системы. «Эфирные города» Циолковского. Идея Сагана преобразования атмосферы Венеры. Проект перестройки солнечной системы Дайсона. Сфера Дайсона. Проблема множественности миров, населенных разумными существами. Вероятное одиночество человечества во Вселенной. Возврат к антропоцентрической (геоцентрической) концепции. «Авангардная роль» человечества во Вселенной, его особые задачи. Необходимость изменения поведения человечества в связи с этими задачами.

 

IV. Семинарские занятия

 

Таблица 3

Семинарские занятия по дисциплине «История науки и техники»

 

№ п/п № раздела дисциплины Наименование семинарского занятия
    Введение
    Достижения первобытной эпохи, неолитическая революция
    Цивилизации Древнего Востока и доколумбовой Америки
    Античная наука и техника
    Наука и техника в эпоху Средневековья и Возрождения
    Достижения науки и техники в XVII – XVIII веках
    Промышленная революция в Европе и развитие науки и техники в XVIII - XIX веках. История развития энергетики и электротехники.
    Научная революция XIX – XX веков, техника XX века
    Ближайшее и отдаленное будущее человечества

 


 

Планы семинарских занятий

 

Занятие 1. Введение

1. Определение основных понятий курса. Периодизация науки и техники. Предмет курса.

2. Методологические основы истории науки и техники, их современное состояние.

3. Основные внутренние законы развития и функционирования науки и техники.

4. Относительность истины в науке, противоречия, научные и технические революции.

 

Занятие 2. Достижения первобытной эпохи, неолитическая революция

1. Происхождение человека, первые орудия, использование огня, его роль в формировании первобытного общества. Совершенствование орудий труда, охота, рыболовство.

2. Переход к оседлому образу жизни. Мезолитическая революция.

3. Неолитическая революция.

 

Занятие 3. Цивилизации Древнего Востока и доколумбовой Америки

1. Шумер.

2. Древний Египет.

3. Индия.

4. Китай.

5. Ацтеки, Майя, Инки.

 

Занятие 4. Античная наука и техника

1. Демократические институты Древней Греции и развитие ее науки и техники. Ликей, Мусейон, александрийское хранилище рукописей.

2. Основные этапы развития греческой науки.

3. Достижения греко-римской науки и техники.

4. Наиболее известные ученые Античности: Пифагор, Сократ, Демокрит, Гиппократ, Платон, Аристотель, Евклид, Архимед, Аристарх Смосский, Птолемей, Герон Александрийский.

 

Занятие 5. Наука и техника в эпоху средневековья и Возрождения

1. Малые научно-технические революции в эпоху средневековья.

2. Эпоха Возрождения. Расцвет живописи, скульптуры и литературы. Главные представители этих искусств.

3. Основные научные результаты и техника эпохи Возрождения, наиболее известные ученые эпохи Возрождения.

4. Великие географические открытия этой эпохи.

 

Занятие 6. Достижения науки и техники в XVII – XVIII веках

1. Развитие математики, физики, химии. Жизнь и творчество наиболее видных ученых этой эпохи.

2. Исаак Ньютон. Краткая биография и открытия.

3. Достижения в биологии. Ее главные представители.

4. Техника XVII – XVIII веков.

5. М.В. Ломоносов.

 

Занятие 7. Промышленный переворот в Европе и развитие науки и техники в XVIII – XIX веках

1. Промышленная революция, ее причины и последствия

2. Создание теории электромагнитного поля. Фарадей, Максвелл.

3. Создание термодинамики и статистической физики. Карно, Клаузиус, Томсон (лорд Кельвин), Гиббс, Больцманн.

4. Открытия в химии. Д.И. Менделеев.

5. Развитие биологии. Дарвин, Мендель.

6. Развитие электротехники и техники связи во второй половине XIX века.

 

Занятие 8. Научная революция XIX – XX веков. Техника XX века

1. Открытия в математике, физике и химии. Главные представители этих наук.

2. Достижения в биологии

3. Радикальные изменения в энергетике, металлургии, машиностроении.

4. Техника XX века, новое в военной технике и вооружении.

 

Занятие 9. Ближайшее и отдаленное будущее человечества

1. Прогнозы развития науки и техники.

2. Темпы и характер развития человечества, оценки Римского клуба.

3. Проекты преобразования Солнечной системы.

4. Роль человечества во Вселенной.

5. Перспективные технологии и их становление.

 

V. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

 

1. Рекомендуемая литература.

 

а) основная:

1. Поликарпов В.С. История науки и техники. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2007. – 346 с.

 

б) дополнительная:

2. Зайцев Г.Н. История техники и технологий: Учебник/ Г.Н. Зайцев, В.К. Федюкин, С.А. Артюшенко; под ред. проф. В.К. Федюкина. − СПб.: Политехника, 2007. − 416 с.

3. Надеждин Н.Я. История науки и техники. – Ростов н\Д: Феникс, 2006. -624 с.

4. Шейпак А.А. История науки и техники: Материалы и технологии: Ч. 1: Учеб. пособие для вузов. Изд-во Мос. гос. индустр. ун-т Изд. 2-е, изм., доп, 2009. - 276 с.

5. Шейпак А.А. История науки и техники: Материалы и технологии: Ч. 2: Учеб. пособие для вузов. Изд-во Мос. гос. индустр. ун-т, 2007. - 290 с.

6. Шейпак А.А. История науки и техники: Энергомашиностроение: Учебное пособие. - М.: МГИУ, 2007. - 212 с.

7. Шнейберг Я.А. История выдающихся открытий и изобретений (электротехника, электроэнергетика, радиоэлектроника) / Я.А. Шнейберг. - М,: Издательский дом МЭИ, 2009. - 118 с.

8. Веселовский О.Н., Шнейберг Я.А. Энергетическая техника и ее развитие. – М.: Высш. шк., 1975. – 303 с.

9. Самин Д.К. 100 великих научных открытий. - М.: Вече, 2005. - 480 с.

10. Рыжов К.В. 100 великих изобретений. - М.: Вече, 2005. - 528 с.

11. Низовский А.Ю. 100 великих чудес инженерной мысли / А.Ю. Низовский. - М.: Вече, 2005. - 432 с.

12. Мусский С.А. 100 великих чудес техники. - М.: Вече, 2005. - 432 с.

13. Самин Д.К. 100 великих ученых / Д.К. Самин. - М.: Вече, 2010. - 432 с.

14. Быховский М.А. Развитие телекоммуникаций: на пути к информационному обществу. История телеграфа, телефона и радио до начала XX века: учебное пособие. М.: Книжный дом «ЛИБРИКОМ», 2010. - 344 с.

15. Иванов Б.И., Чешев В.В. Становление и развитие технических наук / Отв. ред. С.В. Шухардин, Изд. 2-е. - М.: Изд-во ЛКИ, 2010. - 264 с.

16. Дятчин Н.И. История развития техники. Учебное пособие. – Ростов н\Д: Феникс, 2001.- 320 с.

17. Капица С.П., Курдюмов С.П., Малинецкий ГГ. Синергетика и прогнозы будущего. Изд. 3-е. - М.: Едиториал URSS, 2003. - 288 с.

18. Ермаков Г.В. Рабочая программа дисциплины «История науки и техники» (ГОС-2000), Екатеринбург, ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. университет», 2005. 19 с.

19. Борзенков В.Г., Авдулов А.Н., Лебедев С.А. История и философия науки: Учеб. пособие для вузов / Под ред. С.А. Лебедева. Серия: Gaudeamus. Изд-во «Альма Матер», Академический проект, 2007. – 608с.

20. Островский Э.В. История и философия науки. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.- 160с.

21. Бернал Дж. Наука в истории общества. – М.: ИЛ, 1956.-735 с.

22. Кириллин В.А. Страницы истории науки и техники. – М.: «Наука», 1994.– 350 с.

23. Вернадский В.И. Избранные труды по истории науки. – М., 1981.

24. Вернадский В.И. Размышления натуралиста. – М., 1988.

25. Виргинский В.С., Хотеенков В.Ф. Очерки истории науки и техники с древнейших времен до середины XV века. М., 1993.

26. Виргинский В.С. Очерки истории науки и техники XVI-XIX вв., М., 1984.

27. Бесов Л.Н. История науки и техники с древнейших времен до конца XX века.

28. Афанасьев Ю.Н., Воронков Ю.С., Кувшинов С.В., Медведь А.Н. Обучающая электронная система «История науки и техники» http://history.rsuh.ru/historycd/

29. Галич М. История доколумбовых цивилизаций. М., 1990.

30. Капица П.Л. Эксперимент. Теория. Практика. М., 1987.

31. Лем С. Сумма технологии. М., 1996.

32. Поликарпов В.С. Новые виды оружия и технологии войн. // Научная мысль Кавказа. 1997. № 2.

33. Поликарпов В.С., Волков Ю.Г., Поликарпова В.А. Современная культура и генная инженерия. – Ростов-на-Дону. 1991.

34. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. – М., 1995.

35. Степин В.С., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. М., 1994.

36. Фолта Я., Новы Л. История естествознания в датах. М., 1987.

37. Хроника человечества. / Составитель Б. Харенберг. М., 1996.

38. Кудрявцев П.С. История физики. Т 1,2,3. – М., 1948-1971.

39. Кудрявцев П.С. Курс истории физики. М., 1974.

40. Шкловский И.С. Вселенная, жизнь, разум. – М.: «Наука», 1980. – 352 с.

41. Всемирная история, 24 тома / Коллектив авторов. – Мн.: Литература, 1996.

42. Ермаков Ю.М. От древних ремесел до современных технологий. – М.: Просвещение, 1992. 127 с.

43. Эйнштейн А., Инфельд Л. Эволюция физики. М.: «Наука», 1965.

44. Шершов А.П. История военного кораблестроения с древнейших времен и до наших дней. СПб., 1994.

45. Пономарева Т.Д. Великие ученые. М.: «Астрель», 2002. 527 с.

 

Журналы:

История науки и техники: Ежемесячный научный журнал. Издательство "Научтехлитиздат"

 

2. Средства обеспечения освоения дисциплины.

Интерактивный мультимедийный обучающий комплекс. Диафильмы, кино- и видеофильмы, наборы плакатов и другие иллюстративные материалы – определяются вузом.

 

VI. Материально-техническое обеспечение дисциплины.

 

Специализированные аудитории и классы.

 

 


 

 

Рабочая программа дисциплины

«История науки и техники»

 

(ГОС - 2000)

 

Подписано в печать…………. Формат 60х84/16. Бумага для множ. аппаратов.

Печать плоская. Усл. печ. л….…. Уч.- изд. л…….. Тираж ….. экз. Заказ №…..

ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет» Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.

 

Ризограф ФГАОУ ВПО РГППУ. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11

 

Рабочая программа

дисциплины

«история науки и техники»

(ГОС-2000)

 

для студентов всех форм обучения

специальности 050501.65 Профессиональное обучение (электроэнергетика, электротехника и электротехнологии) (030500.19)

специализаций «Электротехника, электротехнологии и технологический

менеджмент» (030503.19), «Электроэнергетика, энергоаудит, энергосбережение» (030504.19), «Компьютеры и информационные технологии обучения в энергетике» (030502.19), «Электроэнергетика» (030501.19);

специальности 050501.65 Профессиональное обучение (информатика, вычислительная техника и компьютерные технологии) (030500.06)

специализации «Вычислительная техника» (030502.06)

 

 

Екатеринбург 2010


 

Рабочая программа дисциплины «История науки и техники» (ГОС-2000), Екатеринбург, ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. университет», 2010. 21 с.

Настоящая программа составлена в полном соответствии с Государственным образовательным стандартом специальности 050501.65 Профессиональное обучение (030500.19, 030500.06)

 

Составитель:

кандидат педагогических наук, доцент Е.Д. Шабалдин
   
Рецензенты: доктор философских наук, профессор   С.З. Гончаров
доктор исторических наук, профессор В.П. Леднев
доктор технических наук, профессор Ф.Н. Сарапулов

 

Одобрена на заседании кафедры общей электротехники.

Протокол от «_ 09» __ 09 __2010 г. № _ 1 __

 

Заведующий кафедрой ОЭ Е.Д. Шабалдин

Рекомендована к печати методической комиссией Института электроэнергетики и информатики ФГАОУ ВПО РГППУ. Протокол от

«08» __ 11 __ 2010 г. № _ 3 _

 

Заместитель председателя методической комиссии ЭлИн РГППУ   А.А. Карпов
© ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2010
© Е.Д. Шабалдин

Введение

 

Цели и задачи дисциплины.

Изучение настоящего курса позволит будущему педагогу профессионального обучения получить знания по истории возникновения и развития научных идей, техники и технологий, относящихся к самым различным отраслям знания. В последующем полученные сведения будут способствовать более глубокому пониманию и усвоению специальных дисциплин, поскольку их преподавание будет разворачиваться на фоне уже известной студентам широкой ретроспективы возникновения и развития научных знаний и технических достижений.

Сведения по истории науки и техники совершенно необходимы педагогу профессионального обучения при организации им образовательного процесса. Включение в курс лекций или в практические занятия исторических деталей, исторического контекста, элементов биографий ученых, других деталей образного восприятия, связанных с преподаваемым курсом, повышают интерес студентов к предмету, позволяют сосредоточить на нем их внимание, улучшают запоминание материала и, в конечном счете, повышают эффективность обучения. Воспитательная функция дисциплины заключается в показе непростого пути тех, кто связал свою жизнь со служением науке и технике, непрерывно овладевал знаниями, стремился к самообразованию; в описании примеров настойчивости и целеустремленности, развития умения преодолевать неизбежные трудности в процессе творческого труда (на примере технических решений, эволюции технологий и др.); в показе примеров того, как нужно добиваться реализации своих идей и их внедрения в практику.

 

Основные цели дисциплины состоят в следующем:

· сформировать целостное представление у студентов о развитии науки и техники как историко-культурном явлении; о становлении современной нам науки и развитии методологии научных исследований;

· структурировать информационное поле о достижениях человеческой мысли в различные периоды истории; познакомить с именами и элементами биографий деятелей отечественной и мировой науки и техники;

· познакомить с историей развития энергетики, электротехники, техники связи и вычислительной техники;

· обобщить сведения, полученные по разделам гуманитарных, естественнонаучных и технических дисциплин, затрагивающих проблемы развития человеческого общества.

Задачами изучения курса являются:

· показать роль научно-технического прогресса как одной из движущих сил экономики, исторического развития, общественных отношений;

· показать взаимообусловленность проблем, решаемых специалистами различных отраслей знания в деле построения гармоничного и прогрессивного общества;

· показать эволюцию отдельных ключевых технологий; факторы развития некоторых технических объектов;

· познакомить с методами развития профессионального мышления и методологией научно-технического творчества;

· научить компетентно оценивать события истории науки и техники;

· научить пользоваться основными источниками по истории науки и техники;

· научить системному подходу в оценке развития любой научной дисциплины;

· способствовать повышению общей культуры будущего специалиста.

Место и роль дисциплины в системе образования.

Мировоззрение специалиста профессионально-педагогического работника в области электротехники и электротехнологий складывается от формирования интересов и склонностей к естественнонаучным дисциплинам в школе до становления преподавателя-практика с широким научно-техническим кругозором и эрудицией. Существенную роль в подготовке играет дисциплина «История науки и техники», которая наряду с вопросами философии и методологии науки, позволяет получить практические сведения о вехах формирования современной экспериментальной науки, измерительной технике, экспериментальных методах, изобретательском творчестве. Интеграция данного курса с ранее изученными базовыми дисциплинами: электротехникой и электроникой, электрическими измерениями, методикой преподавания электротехнических дисциплин, научно- и учебно-исследовательской работой студентов, педагогической практикой позволяет осуществлять комплексный подход в методической подготовке выпускника.

Перечень дисциплин и разделов дисциплин, усвоение материала которых студентами необходимо для освоения данной дисциплины:

· общая физика (механика, колебания и волны, молекулярная физика, теплофизика, электричество и магнетизм, физика твердого тела, оптика, специальная теория относительности, элементы квантовой теории, физики атома, атомного ядра и элементарных частиц);

· высшая математика (разделы – математический анализ, дифференциальное и интегральное исчисления, высшая алгебра, комплексные числа и функции комплексной переменной, векторная алгебра, аналитическая геометрия, основы теории вероятностей);

· химия (основные понятия неорганической и органической химии);

· биология (основные положения эволюционной теории Дарвина и теории наследственности);

· мировая история – основные этапы развития человеческого общества; элементы синергетики.

 

Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

В результате изучения настоящего курса студент должен знать:

· знать основные этапы развития науки и техники;

· знать основные события и факты, имевшие место в науке и технике в историческом плане;

· знать имена наиболее выдающихся деятелей науки и техники, основные этапы их биографий и творческие достижения;

· знать научные и технические революции, имевшие место в естествознании, понимать их причины и влияние на развитие науки, техники, экономики и ход истории;

Студенты должны уметь:

· работать с исторической и научно-технической литературой, другой необходимой информацией;

· применять элементы методики преподавания истории науки и техники в других курсах;

· ставить мировоззренческие проблемы в изучаемом курсе;

· осуществлять библиографический поиск для раскрытия поставленной проблемы, ее описания и разрешения.

Дисциплина формирует и воспитывает следующие специфические качества личности профессионала:

· анализ первоисточников и интеллектуальная работа по объединению нескольких информационных полей (работа по поиску литературных и on-line источников информации, компиляция, реферирование);

· корректное цитирование первоисточников;

· подготовка выступлений для больших аудиторий, ораторское искусство; умение поддерживать контакт с аудиторией;

· защита выполненных работ, текстовый анализ, выполнение обоснований, выводов; корректная постановка академической полемики;

· подготовка результатов в наглядно-графической форме, оформление иллюстрационного материала, электронных презентаций, других способов подачи материала, необходимых профессионально-педагогическому работнику.

Используемые формы обучения: лекция, семинар, иллюстрирование.

Виды деятельности обучаемых: самостоятельная и аудиторная работа; работа на семинарских занятиях; работа с научно-технической, научно-популярной литературой; реферирование; выступление с докладами.

I. Виды и объем учебной работы, график изучения дисциплины.

Таблица 1

Виды и объем учебной работы, график изучения дисциплины «История науки и техники» для специализаций:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 192; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.153.38 (0.198 с.)