Физкультурно-оздоровительная работа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Физкультурно-оздоровительная работа



Старшаягруппа

 

(отпятидошестилет)

Возрастные особенности психического развития детей

Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до нача­ла игры и строят свое поведение, придерживаясь роли. Игровое вза­имодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержа­нию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осва­ивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в ко­тором выделяются смысловой «центр» и «периферия». (В игре «Боль­ница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре «Парикма­херская» — зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства.) Действия детей в играх становятся разно­образными.

Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наи­более активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объек­тов, но могут отличаться оригинальностью композиционного реше­ния, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки при­обретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изо­браженного человека.

Конструирование характеризуется умением анализировать усло­вия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и на­зывают различные детали деревянного конструктора. Могут заме-


нить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Способ­ны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструк­тивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по за­мыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.

Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они ос­ваивают два способа конструирования: 1) от природного материала к художественному образу (в этом случае ребенок «достраивает» при­родный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями); 2) от художественного образа к природному материалу (в этом случае ребенок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ).

Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и вели­чины, строения предметов; представления детей систематизируются. Дети различают по светлоте и называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямо­угольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объек­тов, легко выстраивают в ряд —по возрастанию или убыванию —до десяти различных предметов.

Однако дети могут испытывать трудности при анализе простран­ственного положения объектов, если сталкиваются с несоответстви­ем формы и их пространственного расположения. Вспомним фено­мен Ж. Пиаже о длине извилистой и прямой дорожек. Если расстояние (измеряемое по прямой) между начальной и конечной точками бо­лее длинной, извилистой дорожки меньше расстояния между на­чальной и конечной точками прямой дорожки, то прямая дорожка (которая объективно короче извилистой) будет восприниматься деть­ми как более длинная. Точно так же машинка, которая проехала меньший путь, но остановилась впереди другой машинки, которая проехала больший путь, будет рассматриваться детьми как проехав­шая больший путь и ехавшая быстрее. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошколь­ников известные сложности, особенно если они должны одновре­менно учитывать несколько различных и при этом противополож­ных признаков.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образ­ное мышление. Дети способны не только решить задачу в нагляд­ном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в ка­кой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т.д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том слу­чае, если дети будут применять адекватные мыслительные средст­ва. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплекс­ные представления, отражающие представления детей о системе при­знаков, которыми могут обладать объекты, а также представления,


отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления о развитии и т.д. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. Ж. Пиаже пока­зал, что в дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представ­ления о классах объектов. Объекты группируются по признакам, ко­торые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, стар­шие дошкольники при группировании объектов могут учитывать два признака.

В качестве примера можно привести задание: детям предлагается выбрать самый непохожий объект из группы, в которую входят два круга (большой и малый) и два квадрата (большой и малый). При этом круги и квадраты различаются по цвету. Если показать на ка­кую-либо из фигур и попросить ребенка назвать самую непохожую на нее фигуру, можно убедиться: он способен учесть два признака, то есть выполнить логическое умножение. Как показали исследова­ния отечественных психологов, дети старшего дошкольного возрас­та способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их нагляд­ного опыта.

Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся ис­тории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии про­ведения специальной работы по его активизации.

Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключа-емость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произ­вольному вниманию.

Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сто­рона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй ре­чи. Дети используют практически все части речи, активно занимают­ся словотворчеством. Богаче становится лексика: активно использу­ются синонимы и антонимы. Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только глав­ное, но и детали.

Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в иг­ровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продук­тивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследо­вания образца. Восприятие характеризуется анализом сложных форм объек­тов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представ-


ления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.

Задачи воспитания и обучения

Продолжать работу по укреплению здоровья детей: закаливать орга- |

низм, совершенствовать основные виды движений, следить за осанкой во |

всех видах деятельности, воспитывать гигиенические привычки и навыки J

культурного поведения. Повышать умственную и физическую работоспо- I

собность, предупреждать утомление. 1

Расширять представления детей о родной стране, о государственных и I

народных праздниках (8 Марта, День защитника Отечества, День Победы, I

Новый год и т.д.). Воспитывать любовь к Родине. Расширять представле-!
ния о родном крае, городе, селе.

Закреплять представления о предметах и явлениях окружающей дейст­вительности, растительном и животном мире. Формировать начала эколо­гической культуры.

Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять харак­терные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира.

Совершенствовать все стороны речи: добиваться чистого произношения всех звуков родного языка, расширять и активизировать словарь, продол­жать развивать диалогическую речь, обучать простым формам монологиче­ской речи. Учить отвечать на вопросы в краткой и распространенной фор­ме, не торопясь, точно употребляя слова по смыслу.

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку иг- <|

рать, трудиться, заниматься сообща; стремление радовать старших хороши- |

ми поступками. Формировать умение оценивать свою работу, воспитывать |

привычку работать старательно. Формировать доброжелательное и уважи- 1

тельное отношение к сверстникам разных национальностей. ™

Формировать у детей предпосылки (элементы) учебной деятельности. ц

Продолжать развивать внимание, умение понимать поставленную зада- ■>

чу (что нужно делать), способы ее достижения (как делать); воспитывать I

усидчивость; учить проявлять настойчивость, целеустремленность в дости- %

жении конечного результата. +'

Развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, дово­
дить начатое дело до конца, выполнять установленные нормы поведения, в»
своих поступках следовать хорошему примеру.

Продолжать формировать интерес к музыке, живописи, литературе, на- :

родному искусству. I

Продолжать развивать эстетическое восприятие действительности и 1

произведений искусства, умение чувствовать их характер, настроение, вы- $

делять выразительные средства. Щ

Продолжать обучать практическим навыкам рисования, лепки, вырази- ж

тельного чтения, рассказывания, развивать певческие навыки и исполни- Щ

тельское умение в танцах. щ

I


Развивать художественно-творческие способности, поэтический и му­зыкальный слух, чувство цвета, ритма, формы, композиции.

Примерный режим дня

 

В дошкольном учреждении
Прием и осмотр, игры, дежурство, утренняя  
гимнастика 7.00-8.30
Подготовка к завтраку, завтрак 8.30-8.55
Подготовка к занятиям, занятия 8.55-10.50 I
Игры, подготовка к прогулке, прогулка  
(игры, наблюдения, труд) 10.50-12.25
Возвращение с прогулки 12.25-12.40
Подготовка к обеду, обед 12.40-13.10
Подготовка ко сну, дневной сон 13.10-15.00 |
Постепенный подъем, воздушные, водные процедуры 15.00-15.25
Подготовка к полднику, полдник 15.25-15.40
Игры, труд 15.40-16.20
Подготовка к прогулке, прогулка 16.20-18.00
Возвращение с прогулки 18.00-18.20
Подготовка к ужину, ужин 18.20-18.45
Игры, уход детей домой 18.45-19.00

Физическое воспитание

Продолжать работу по укреплению здоровья: закаливать организм, со­вершенствовать основные движения, формировать правильную осанку во всех видах деятельности, воспитывать гигиенические привычки и телесную рефлексию (знание своего тела, названий его отдельных частей). Развивать самостоятельность, творчество, воспитывать красоту, выразительность и грациозность движений, осознанное отношение к ним.

Физическая культура

Продолжать формировать правильную осанку; умение осознанно и творчески выполнять движения.

Совершенствовать двигательные умения и навыки детей.

Развивать культуру движений и телесную рефлексию.

Развивать психофизические качества: быстроту, силу, выносливость, гибкость.

Закреплять умение легко ходить и бегать, энергично отталкиваясь от опоры. Учить бегать наперегонки, с преодолением препятствий.

Учить лазать по гимнастической стенке, меняя темп.

Учить прыгать в длину, в высоту с разбега, правильно разбегаться, от­талкиваться и приземляться в зависимости от вида прыжка, прыгать на мягкое покрытие через длинную скакалку, сохранять равновесие при приземлении.

Учить сочетать замах с броском при метании, подбрасывать и ловить мяч одной рукой, отбивать его правой и левой рукой на месте и вести в ходьбе.

Учить ходить на лыжах скользящим шагом, подниматься на склон, спу­скаться с горы, кататься на двухколесном велосипеде, кататься на самокате, отталкиваясь одной ногой (правой и левой). Учить ориентироваться в про­странстве.

Учить элементам спортивных игр, играм с элементами соревнования, играм-эстафетам.

Приучать помогать взрослым готовить физкультурный инвентарь к за­нятиям физическими упражнениями, убирать его на место.


Всесторонне развивать личность ребенка, формировать физические, ум­ственные, нравственные, эстетические, духовные качества.

Поддерживать интерес детей к различным видам спорта, сообщать им некоторые сведения о событиях спортивной жизни страны.

Основные движения

Ходьба. Ходьба обычная, на носках (руки за голову), на пятках, на на­ружных сторонах стоп, с высоким подниманием колена (бедра), перекатом с пятки на носок, приставным шагом вправо и влево. Ходьба в колонне по одному, по двое, по трое, вдоль стен зала с поворотом, с выполнением раз­личных заданий воспитателя.

Упражнения в равновесии. Ходьба по узкой рейке гимнастической ска­мейки, веревке (диаметр 1,5-3 см), по наклонной доске прямо и боком, на но­сках. Ходьба по гимнастической скамейке, с перешагиванием через набивные мячи, приседанием на середине, раскладыванием и собиранием предметов, прокатыванием перед собой мяча двумя руками, боком (приставным шагом) с мешочком песка на голове. Ходьба по наклонной доске вверх и вниз на но­сках, боком приставным шагом. Кружение парами, держась за руки.

Бег. Бег обычный, на носках, с высоким подниманием колена (бедра), мелким и широким шагом, в колонне по одному, по двое; змейкой, врассыпную, с препятстви­ями. Непрерывный бег в течение 1,5-2 минут в медленном темпе, бег в среднем тем­пе на 80-120 м (2-3 раза) в чередовании с ходьбой; челночный бег 3 раза по 10 м. Бег на скорость: 20 м примерно за 5,5-5 секунд (к концу года 30 м за 8,5-7,5 секунды). Бег по наклонной доске вверх и вниз на носках, боком приставным шагом. Круже­ние парами, держась за руки.

Ползание и лазанье. Ползание на четвереньках змейкой между предме­тами в чередовании с ходьбой, бегом, переползанием через препятствия; ползание на четвереньках (расстояние 3-4 м), толкая головой мяч; полза­ние по гимнастической скамейке, опираясь на предплечья и колени, на жи­воте, подтягиваясь руками. Перелезание через несколько предметов под­ряд, пролезание в обруч разными способами, лазанье по гимнастической стенке (высота 2,5 м) с изменением темпа, перелезание с одного пролета на другой, пролезание между рейками.

Прыжки. Прыжки на двух ногах на месте (по 30-40 прыжков 2—3 раза) в чередовании с ходьбой, разными способами (ноги скрестно, ноги врозь, од­на нога вперед — другая назад), продвигаясь вперед (на расстояние 3-4 м). Прыжки на одной ноге (правой и левой) на месте и продвигаясь вперед, в вы­соту с места прямо и боком через 5—6 предметов — поочередно через каждый (высота 15-20 см). Прыжки на мягкое покрытие высотой 20 см, прыжки с высоты 30 см в обозначенное место, прыжки в длину с места (не менее 80 см), в длину с разбега (примерно 100 см), в высоту с разбега (30-40 см). Прыжки через короткую скакалку, вращая ее вперед и назад, через длинную скакалку (неподвижную и качающуюся).

Бросание, ловля, метание. Бросание мяча вверх, о землю и ловля его двумя руками (не менее 10 раз подряд); одной рукой (правой, левой не ме­нее 4—6 раз); бросание мяча вверх и ловля его с хлопками. Перебрасывание мяча из одной руки в другую, друг другу из разных исходных положений и


построений, различными способами (снизу, из-за головы, от груди, с отско­ком от земли). Отбивание мяча о землю на месте с продвижением шагом вперед (на расстояние 5-6 м), прокатывание набивных мячей (вес 1 кг). Метание предметов на дальность (не менее 5 9 м), в горизонтальную и вер­тикальную цель (центр мишени на высоте 1 м) с расстояния 3-4 м.

Строевые упражнения. Построение в колонну по одному, в шеренгу, круг; перестроение в колонну по двое, по трое; равнение в затылок, в колон­не, в шеренге. Размыкание в колонне — на вытянутые руки вперед, в шерен­ге на вытянутые руки в стороны. Повороты направо, налево, кругом пере-ступанием, прыжком.

Ритмическая гимнастика. Красивое, грациозное выполнение знакомых физических упражнений под музыку. Согласование ритма движений с му­зыкальным произведением.

Общеразвивающие упражнения

Упражнения для кистей рук, развития и укрепления мышц плечевого пояса. Разводить руки в стороны из положения руки перед грудью; подни­мать руки вверх и разводить в стороны ладонями вверх из положения руки за голову. Поднимать руки со сцепленными в замок пальцами (кисти повер­нуты тыльной стороной внутрь) вперед — вверх; поднимать руки вверх — назад попеременно, одновременно. Поднимать и опускать кисти; сжимать и разжимать пальцы.

Упражнения для развития и укрепления мышц спины и гибкости по­звоночника. Поднимать руки вверх и опускать вниз, стоя у стены, касаясь ее затылком, плечами, спиной, ягодицами и пятками. Поочередно подни­мать согнутые прямые ноги, прижавшись к гимнастической стенке и взяв­шись руками за рейку на уровне пояса. Наклоняться вперед, стоя лицом к гимнастической стенке и взявшись за рейку на уровне пояса; наклоняться вперед, стараясь коснуться ладонями пола; наклоняться, поднимая за спи­ной сцепленные руки. Поворачиваться, разводя руки в стороны, из положе­ний руки перед грудью, руки за голову. Поочередно отводить ноги в сторо­ны из упора присев; двигать ногами, скрещивая их из исходного положения лежа на спине. Подтягивать голову и ногу к груди (группироваться); подтя­гиваться на руках на гимнастической скамейке.

Упражнения для развития и укрепления мышц брюшного пресса и ног. Переступать на месте, не отрывая носки ног от пола. Приседать (с каждым разом все ниже), поднимая руки вперед, вверх, за спину. Подни­мать прямые ноги вперед (махом); выполнять выпад вперед, в сторону (держа руки на поясе, совершая руками движения вперед, в сторону, вверх).

Захватывать предметы пальцами ног, приподнимать и опускать их; перекладывать, передвигать их с места на место. Переступать пристав­ным шагом в сторону на пятках, опираясь носками ног о палку (канат).

Статические упражнения. Сохранять равновесие, стоя на гимнасти­ческой скамейке на носках, приседая на носках; сохранять равновесие после бега и прыжков (приседая на носках, руки в стороны), стоя на од­ной ноге, руки на поясе.


Спортивные упражнения

Катание на санках. Катать друг друга, кататься с горки по двое. Выпол­нять повороты при спуске.

Скольжение. Скользить по ледяным дорожкам с разбега, приседая и вставая во время скольжения.

Ходьба на лыжах. Ходить на лыжах скользящим шагом. Выполнять по­вороты на месте и в движении. Подниматься на горку лесенкой, спускаться с нее в низкой стойке. Проходить на лыжах в медленном темпе дистанцию 1-2 км. Игры на лыжах: «Кто первый повернется?», «Слалом», «Подними», «Догонялки».

Катание на велосипеде и самокате. Самостоятельно кататься на двух­колесном велосипеде по прямой, выполнять повороты налево и направо. Кататься на самокате, отталкиваясь правой и левой ногой.

Плавание. Двигать ногами вверх — вниз, сидя в воде на мелком месте и лежа, опираясь руками. Выполнять разнообразные движения руками в во­де. Скользить на груди и на спине, выполнять выдох в воду. Плавать произ­вольным способом. Игры на воде: «Фонтан», «Коробочка», «Море волнует­ся», «Качели», «Поезд в тоннеле», «Поймай воду», «Волны на море».

Гидроаэробика. Двигаться в воде, выполняя повороты, прыжки и дру­гие общеразвивающие упражнения, стоя у бортика.

Спортивные игры

Городки. Бросать биты сбоку, занимая правильное исходное положение. Знать 3—4 фигуры. Выбивать городки с полукона (2-3 м) и кона (5-6 м).

Элементы баскетбола. Перебрасывать мяч друг другу двумя руками от груди, вести мяч правой, левой рукой. Бросать мяч в корзину двумя руками от груди.

Бадминтон. Отбивать волан ракеткой, направляя его в определенную сторону. Играть в паре с воспитателем.

Элементы футбола. Прокатывать мяч правой и левой ногой в заданном направлении. Обводить мяч вокруг предметов. Закатывать мяч в лунки, во­рота. Передавать мяч ногой друг другу в парах, отбивать о стенку несколь­ко раз подряд.

Элементы хоккея. Прокатывать шайбу клюшкой в заданном направле­нии, закатывать ее в ворота. Прокатывать шайбу друг другу в парах.

Подвижные игры

Продолжать учить детей самостоятельно организовывать знакомые по­движные игры, доводить их до конца, проявляя инициативу и творчество.

Воспитывать у детей стремление участвовать в играх с элементами со­ревнования, играх-эстафетах. Учить спортивным играм и упражнениям.

примеры игр

С бегом. «Ловишки», «Уголки», «Парный бег», «Мышеловка», «Мы весе­лые ребята», «Гуси-лебеди», «Сделай фигуру», «Караси и щука», «Пере­бежки», «Хитрая лиса», «Встречные перебежки», «Пустое место», «Затей­ники», «Бездомный заяц».


С прыжками. «Не оставайся на полу», «Кто лучше прыгнет?», «Удочка», «С кочки на кочку», «Кто сделает меньше прыжков?», «Классы». С лазаньем и ползанием. «Кто скорее доберется до флажка?», «Медведь и пчелы», «Пожарные на ученье».

С метанием. «Охотники и зайцы», «Брось флажок», «Попади в обруч», «Сбей мяч», «Сбей кеглю», «Мяч водящему», «Школа мяча», «Серсо». Эстафеты. «Эстафета парами», «Пронеси мяч, не задев кеглю», «Забрось мяч в кольцо», «Дорожка препятствий».

С элементами соревнования. «Кто скорее пролезет через обруч к флаж­ку?», «Кто быстрее?», «Кто выше?». Народные игры. «Гори, гори ясно!» и др.

К концу года дети могут

• Ходить и бегать легко, ритмично, сохраняя правильную осанку, направ­ление и темп.

• Лазать по гимнастической стенке (высота 2,5 м) с изменением темпа.

• Прыгать на мягкое покрытие (высота 20 см), прыгать

в обозначенное место с высоты 30 см, прыгать в длину с места (не менее 80 см), с разбега (не менее 100 см); в высоту с разбега (не менее 40 см); прыгать через короткую и длинную скакалку.

• Метать предметы правой и левой рукой на расстояние 5-9 м,

в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния 3-4 м, сочетать за­мах с броском, бросать мяч вверх, о землю и ловить его одной рукой, отби­вать мяч на месте не менее 10 раз, в ходьбе (расстояние 6 м), владеть шко­лой мяча.

• Выполнять упражнения на статическое и динамическое равновесие.

• Перестраиваться в колонну по трое, четверо; равняться, размыкаться в колонне, шеренге; выполнять повороты направо, налево, кругом.

• Знать исходные положения, последовательность выполнения общераз-вивающих упражнений, понимать их оздоровительное значение.

• Скользить по ледяным дорожкам, выполняя задание.

• Ходить на лыжах скользящим шагом на расстояние около 2 км; ухаживать за лыжами.


• Кататься на самокате.

• Участвовать в упражнениях с элементами спортивных игр: городки, бадминтон, футбол, хоккей.

• Плавать произвольно.

• Выполнять элементы гидроаэробики; самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры, придумывать

с помощью воспитателя игры на заданные сюжеты.

• Продолжать развивать творчество в двигательной деятельности, фор­
мировать умение варьировать упражнения

и игры, придумывать и выполнять имитационные

и неимитационные упражнения, демонстрируя красоту, грациозность, вы­разительность, i мистичность движений.

Умственное воспитание

Сенсорное воспитание

Учить детей воспринимать предметы, выделять их разнообразные свой­ства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве, высоту звуков и т.п.) и сравнивать предметы между собой. Формировать умение подбирать пары или группы предметов, совпадающих по заданному признаку, выбирая их из других предметов.

Продолжать знакомить детей с цветами спектра: красный, оранже­вый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый (хроматически-е) и белый, серый и черный (ахроматические). Учить различать цве­та по светлоте и насыщенности, правильно их называть. Показать особенности расположения цветовых тонов в спектре. Продолжать знакомить детей с различными геометрическими фигурами, учить ис­пользовать в качестве эталонов плоскостные и объемные формы. Фор­мировать умение обследовать предметы разной формы, выделять са­мую крупную часть, а затем более мелкие, соотносить их по величине. При обследовании включать движения рук по предмету. Совершен­ствовать глазомер.

Ребенок

И окружающий мир

Предметное окружение

Уточнять и активизировать в речи детей названия разнообразных пред­метов. Объяснять назначение незнакомых предметов.

Формировать представление о предметах, облегчающих труд человека в быту, создающих комфорт (бра, вентилятор, пылесос и т.п.). Объяснить,


что прочность и долговечность зависят от свойств и качеств материала, из которого он сделан.

Развивать умение самостоятельно определять материалы, из которых изготовлены предметы, характеризовать свойства и качества предметов: структуру и температуру поверхности, твердость — мягкость, хрупкость — прочность, блеск, звонкость.

Закреплять умение определять цвет, величину, форму, вес предметов.

Учить сравнивать предметы (по назначению, цвету, форме, материалу), классифицировать их (посуда — фарфоровая, стеклянная, керамическая, пластмассовая). Рассказывать о том, что любая вещь создана трудом мно­гих людей («Откуда пришел стол?», «Как получилась книжка?» и т. п.); что люди усовершенствовали многие предметы, чтобы ими было удобнее поль­зоваться (гусиное перо — перьевая ручка — авторучка).

Явления общественной жизни

Семья. Формировать интерес к своей родословной, вместе с ребенком изображать генеалогическое древо (начать с дедушек и бабушек); рассмат­ривать фотографии родственников, помочь ребенку увидеть внешнее сход­ство с родителями и другими родственниками (цвет волос, глаз). Дети долж­ны знать, где работают их родители, как важен для общества их труд; иметь постоянные обязанности по дому, уважать труд и занятия других членов се­мьи, хорошо знать свой домашний адрес. Привлекать детей к посильному участию в подготовке различных семейных праздников.

Детский сад. Совершенствовать умение свободно ориентироваться в помещениях и на территории детского сада. Приобщать к мероприятиям, которые проводятся в детском саду, в том числе и совместно с родителями (спектакли, спортивные праздники и развлечения, подготовка выставок детских работ и т. п.).

Совершенствовать умение свободно ориентироваться в помещении и на участке детского сада.

Вместе с родителями учить соблюдать правила уличного движения, переходить улицу в указанных местах в соответствии со световыми сигналами светофора.

Учить детей соблюдать технику безопасности: не играть с огнем, в отсут­ствие взрослых не пользоваться электрическими приборами, не трогать без разрешения острые, колющие и режущие предметы. Научить детей в случае необходимости самостоятельно набирать телефонные номера пожарной службы, милиции и «Скорой помощи» (01, 02, 03).

Способствовать тому, чтобы дети испытывали чувство радости и удовлетворения от участия в совместной со взрослыми деятельности.

Продолжать учить детей быть внимательными к сверстникам и забо­титься о младших. Формировать уважительное отношение к работникам детского сада.

Родная страна. Расширять представления детей о родной стране, о го­сударственных и народных праздниках. Знакомить с народными традиция­ми и обычаями. Продолжать формировать интерес к «малой Родине». Рас­сказывать детям о достопримечательностях, культуре, традициях родного края. Формировать представление о том, что Российская Федерация (Рос-


сия) — огромная многонациональная страна. Показать на карте всю Рос­сию, моря, озера, реки, горы, леса, отдельные города. Рассказать детям о том, что Москва — главный город, столица нашей Родины. Познакомить с флагом и гербом нашей страны, мелодией гимна.

Наша армия. Продолжать расширять представления о Российской ар­мии. Рассказывать о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность; о том, как в годы войн храбро сра­жались и защищали страну от врагов прадеды, деды, отцы. Приглашать в детский сад военных, ветеранов из числа близких родственников детей. Рас­сматривать с детьми картины, репродукции, альбомы с военной тематикой.

Труд взрослых. Расширять представления детей о людях разных про­фессий. Познакомить с людьми таких профессий, как строители, земледель­цы, работники транспорта, связи, швейной промышленности. Рассказывать о важности и значимости их труда. Прививать детям чувство благодарности к человеку за его труд. Продолжать учить уважительно относиться к резуль­татам труда, раскрывать мотивы и цели деятельности.

К концу года дети могут

• Различать и называть виды транспорта, предметы, облегчающие труд человека в быту, и предметы, создающие комфорт.

• Определять размер, цвет, форму, «вес», материал предметов и на основе этого описывать предмет.

• Классифицировать предметы, определять материалы, из которых они сделаны. Самостоятельно характеризовать свойства и качества этих мате­риалов: структура поверхности, твердость — мягкость, хрупкость — проч­ность, блеск, звонкость, температура поверхности.

• Знать, что любая вещь создана трудом многих людей.

• Называть профессии строителей, земледельцев, работников транспорта, связи, швейной промышленности.

• Знать своих родственников, домашний адрес.

• Различать некоторые рода войск.

• Знать некоторые правила дорожного движения: улицу переходят в спе­циальных местах, через дорогу переходить можно только на зеленый сиг­нал светофора.

• Знать название родного города (поселка), страны, ее главного города.

К концу года дети могут

• Анализировать результаты наблюдений и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе.

• Знать два-три вида травянистых растений, четыре-пять видов зимую­щих птиц.

• Иметь представления о переходе веществ из твердого состояния в жид­кое и наоборот; о растениях и способах их вегетативного размножения; об обитателях уголка природы; о зимующих птицах; о повадках диких живот­ных; о помощи человека природе.

Развитие речи

Развивающая речевая среда

Продолжать расширять представления детей о многообразии окружаю­щего мира. Предлагать для рассматривания изделия народных промыслов, мини-коллекции (открытки, марки, монеты, наборы игрушек, выполненных из определенного материала), иллюстрированные книги (в том числе знако­мые сказки с рисунками разных художников), открытки, фотографии с до-


стопримечательностями родного края, Москвы, репродукции картин (в том числе из жизни дореволюционной России), кар.ту, глобус и т. п.

Поощрять попытки детей по собственной инициативе рассказывать о представленном для рассматривания предмете (картинка, альбом, буклет). Способствовать превращению высказывания ребенка в рассказ, его повто­рению для детей, заинтересовавшихся этим предметом.

Продолжать рассказывать детям об интересных фактах и событиях; по­ощрять их попытки делиться с педагогом и детьми разнообразными сведе­ниями, уточнять источник полученной информации (телепередача, рассказ близкого человека, посещение выставки).

Продолжать развивать речь как средство общения. В повседневной жиз­ни, в играх подсказывать детям формулы выражения словесной вежливос­ти (попросить прощения, извиниться, поблагодарить, сделать компли­мент). Учить детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять.

Формирование словаря

Осуществлять словарную работу, расширяя и уточняя знания детей об окружающем. Обогащать речь существительными, обозначающими предметы из бытового окружения, профессии, растения, животных, птиц; прилагательными, характеризующими свойства и качества пред­метов, эмоции, чувства, переживания; наречиями, обозначающими взаи­моотношения людей, их отношение к труду, характеризующими настро­ение человека, его отдых.

Упражнять детей в подборе существительных к прилагательному (бе­лый—снег, сахар, мел, медицинский халат), слов со сходным значением (шалун — озорник — проказник), с противоположным значением (слабый — сильный, пасмурно — солнечно).

Помогать детям употреблять слова активно, правильно, в точном соот­ветствии со смыслом.

Звуковая культура речи

Закреплять правильное, отчетливое произнесение звуков. Учить разли­чать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки: с — з, сц, ш — ж, чц, сш, ж — з, лр.

Продолжать развивать фонематический слух. Учить определять место звука в слове (начало, середина, конец).

Отрабатывать интонационную выразительность речи.

Грамматический строй речи

Продолжать совершенствовать умение согласовывать слова в предложе­ниях: существительные с числительными (пять груш, трое ребят) и прилага­тельные с существительными (лягушка — зеленое брюшко). Помогать детям замечать неправильную постановку ударения в слове, ошибку в чередовании согласных, предоставлять возможность самостоятельно ее исправить.

Знакомить с разными способами образования слов (сахарница, хлебни­ца; масленка, солонка; воспитатель, учитель, строитель).


Упражнять в образовании однокоренных слов (медведь — медведица — медвежонок — медвежья), в том числе глаголов с приставками (забежал — выбежал — перебежал).

Учить детей правильно употреблять существительные множественного числа в именительном и винительном падежах; глаголы в повелительном наклонении; прилагательные и наречия в сравнительной степени; нескло­няемые существительные.

Упражнять в употреблении простых, сложносочиненных и сложнопод­чиненных предложений. Совершенствовать умение пользоваться прямой и косвенной речью.

Связная речь

Продолжать совершенствовать диалогическую форму речи. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный педаго­гом вопрос, в доброжелательной форме высказывать согласие или несогла­сие с ответом товарища; развивать умение поддерживать непринужденную беседу.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 208; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.106.100 (0.117 с.)