Типовая учебная программа для высших учебных заведений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Типовая учебная программа для высших учебных заведений



Первый заместитель Министра

образования Республики Беларусь

_________________ А.И.Жук

________2008

Регистрационный № ТД-__________/тип.

 

СОЦИОЛОГИЯ

Типовая учебная программа для высших учебных заведений

 

СОГЛАСОВАНО

Председатель Учебно-методического объединения вузов

Республики Беларусь по гуманитарному образованию

_____________________ В.Л. Клюня

24 января_2008 г.

 

 

Начальник управления высшего и среднего специального

образования Министерства образования Республики Беларусь

____________________ Ю.И. Миксюк

____________ 2008

 

 

Первый проректор Государственного учреждения образования

«Республиканский институт высшей школы»

____________________ В.И. Дынич

____________ 2008

 

 

Эксперты:

 

____________________ А.В.Макаров

___________2008

 

____________________ С.М. Артемьева

___________ 2008

МИНСК

Составители:

 

Бабосов Е.М., почетный директор Института социологии Национальной академии наук Беларуси, академик НАН Беларуси, доктор философских наук, профессор

Данилов А.Н., заведующий кафедройсоциологии Белорусского государственного университета, член-корреспондент НАН Беларуси, доктор социологических наук, профессор

Титаренко Л.Г., профессор кафедры социологии Белорусского государственного университета, доктор социологических наук, профессор

Соколова Г.Н., заведующий секторомэкономической социологии и социальной демографии Института социологии НАН Беларуси, доктор философских наук, профессор

Лихачев Н.Е., директор Могилевского института региональных социально-политических исследований, заведующий кафедрой политологии и социологии Могилевского государственного университета им. А.А. Кулешова, кандидат философских наук, доцент

 

Рецензенты:

 

Кафедра социологии, политологии и социального управления Белорусского национального технического университета

Рубанов А.В. – декан факультета философии и социальных наук Белорусского государственного университета, доктор социологических наук

Шавель С.А. – зав. сектором социологии инноваций Института социологии НАН Беларуси, доктор социологических наук

 

 

Рекомендована

к утверждению в качестве типовой:

Кафедрой социологии Белорусского государственного университета (протокол № 5 от 28 декабря 2007 г.);

Научно-методическим советом Белорусского государственного университета (протокол № 2 от 24 января 2008 г.);

Учебно-методическим объединением вузов Республики Беларусь по гуманитарному образованию (протокол № 5 от 24 января 2008 г.).

 

Ответственный за редакцию: Л.Г.Титаренко

 

Ответственный за выпуск: Г.Н.Соколова

 

 

Содержание

1. Пояснительная записка ………………………………………………. 4

 

2. Примерный тематический план ……………………………………....9

 

3. Содержание учебной дисциплины…………………………….……10

 

4. Литература……………………………………………………………..16

 

5. Приложения ………………………………………………...…………19

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Типовая учебная программа нового поколения по учебной дисциплине «Социология» предназначена для реализации на первой ступени высшего образования в рамках цикла социально-гуманитарных дисциплин. Ее отличительными особенностями, по сравнению с предыдущим типом учебной программы, являются: обновленное содержание, акцентуация на компетентностном подходе в обучении, значительное усиление роли и доли самостоятельной работы студента, использование современных инновационных педагогических технологий. В рамках совместного сотрудничества преподавателя и студента программа выступает своеобразным «навигатором» добывания знаний, информации и приобретения практико-ориентированных, жизнедеятельностных умений.

Учебная программа дисциплины «Социология» разработана в соответствии со следующими нормативными и методическими документами:

- Макет образовательного стандарта высшего образования первой ступени (утвержден приказом Министерства образования Республики Беларусь от 13.06.2006 г. № 374);

- Образовательный стандарт «Высшее образование. Первая ступень. Цикл социально-гуманитарных дисциплин» (утвержден и введен в действие постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 01.09. 2006 № 89);

- Изменение № 1 к РД РБ 02100.5 227-2006 (утверждено и введено в действие постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 18 января 2008 г. № 3);

- Макет типовой учебной программы дисциплины социально- гуманитарного цикла высшего образования первой ступени (Методические рекомендации для разработчиков типовых учебных программ, 2007г.); Министерство образования Республики Беларусь, 2007.г.;

- Порядок разработки, утверждения и регистрации учебных программ для первой ступени высшего образования (утверждено Министерством образования Республики Беларусь от 28.12. 2007г.).

В учебной программе учтены следующие требования образовательного стандарта по циклу социально-гуманитарных дисциплин:

 

1.1 Общие требования к формированию социально-личностных компетенций выпускника

 

Основными целями социально-гуманитарной подготовки студентов в вузе выступают формирование и развитие социально-личностных компетенций, основанных на гуманитарных знаниях, эмоционально-ценностном и социально-творческом опыте и обеспечивающих решение и исполнение гражданских, социально-профессиональных, личностных задач и функций.

Сформированность у выпускника социально-личностных компетенций способствует развитию социально-профессиональной компетентности как интегрированного результата образования в вузе.

Общие требования к формированию социально-личностных компетенций выпускника определяются следующими принципами:

принцип гуманизации как приоритетный принцип образования, обеспечивающий личностно-ориентированный характер образовательного процесса и творческую самореализацию выпускника;

принцип фундаментализации, способствующий ориентации содержания дисциплин социально-гуманитарного цикла на выявление сущностных оснований и связей между разнообразными процессами окружающего мира, естественнонаучным и гуманитарным знанием;

принцип компетентностного подхода, определяющий систему требований к организации образовательного процесса, направленных на усиление его практикоориентированности, повышение роли самостоятельной работы студентов по разрешению задач и ситуаций, моделирующих социально-профессиональные проблемы, и формирование у выпускников способности действовать в изменяющихся жизненных условиях;

принцип социально-личностной подготовки, обеспечивающий формирование у студентов социально-личностной компетентности, основанной на единстве приобретенных гуманитарных знаний и умений, эмоционально-ценностных отношений и социально-творческого опыта с учетом интересов, потребностей и возможностей обучающихся;

принцип междисциплинарности и интегративности социально-гуманитарного образования, реализация которого обеспечивает целостность изучения гуманитарного знания и его взаимосвязь с социальным контекстом будущей профессиональной деятельности выпускника.

В соответствии с вышеуказанными целями и принципами социально-гуманитарной подготовки выпускник высшего учебного заведения при подготовке по образовательной программе первой ступени (специалист) должен приобрести следующие социально-личностные компетенции:

· компетенции культурно-ценностной и личностной ориентации,

· компетенции гражданственности и патриотизма,

· компетенции социального взаимодействия,

· компетенции коммуникации,

· компетенции здоровьесбережения,

· компетенции самосовершенствования.

Выпускник в процессе социально-гуманитарной подготовки должен развить следующие метапредметные компетенции:

· владение методами системного и сравнительного анализа;

· сформированность критического мышления;

· умение работать в команде;

· владение навыками проектирования и прогнозирования;

· сформированность личностных качеств: самостоятельность, ответственность, организованность, целеустремленность, а также мотивационно-ценностными ориентациями;

· умение учиться, постоянно повышать квалификацию.

 

1.2 Цели и задачи дисциплины «Социология»

Социология – дисциплина, которая помогает студентам понять социальные явления и процессы, происходящие в данный момент в мире и белорусском обществе, исследует острые социальные проблемы неравенства, бедности и богатства, межнациональных, экономических и политических конфликтов. Социология непосредственно воздействует на процесс формирования активной жизненной и гражданской позиции студентов, их ценностных ориентаций, в том числе и профессиональных.

Программа курса «Социология» направлена на усвоение комплекса социологических знаний, необходимых для практической деятельности, на овладение социологическими понятиями и категориями, которые отражают социальные процессы в обществе, на формирование навыков выбора эффективных управленческих решений.

 

Основные цели преподавания дисциплины:

– развитие социологического мышления студента;

– формирование фундамента социологических знаний на основе изучения достижений мировой и отечественной социологической мысли;

– раскрытие специфики социальных отношений и процессов в Республике Беларусь;

– формирование установки на практическое внедрение полученных студентами знаний в их профессиональной деятельности и других сферах социальной активности.

Задачи изучения дисциплины:

 дать студентам знания теоретических основ социологической науки, выделяя ее специфику, раскрывая принципы соотношения методологии и методов социологического познания;

 создать у студентов теоретико-методологический фундамент для овладения необходимым минимумом знаний об обществе, его институтах, происходящих в нем социальных процессах, в контексте основных научных социологических направлений, школ и концепций;

 научить студентов практически применять полученные социологические знания к анализу современных социальных процессов, включая процессы социального неравенства, конфликтов, социальной стратификации общества;

 способствовать подготовке широко образованных, творческих и критически мыслящих специалистов, способных к анализу и прогнозированию сложных социальных проблем и имеющих научное представление о методах проведения социологических исследований.

В результате изучения дисциплины студент должен:

- Знать и самостоятельно объяснять основные социологические понятия и категории, задачи и функции социологии, основные социальные цели белорусского общества, тенденции развития современных социальных процессов, специфику функционирования социальных институтов в Республике Беларусь, социально-стратификационную модель белорусского социума, характеристики социальных общностей в Беларуси, особенности социальных и социокультурных процессов в Республике Беларусь, социальную политику в Республике Беларусь.

Уметь анализировать социальные и социокультурные процессы в Республике Беларусь и за рубежом, использовать социологические знания для принятия эффективных управленческих решений и осуществления предстоящих социальных и профессиональных ролей, осуществлять поиск и анализ необходимой социальной информации из различных источников, различать объективный и субъективный анализ социальной информации, аргументировать собственную позицию в ходе обсуждения социальных проблем, а также решать задачи и тесты, служащие закреплению учебного материала.

 

1.3 Структура содержания учебной дисциплины

 

Изучение дисциплины «Социология» рассчитано на 54 учебных часа, из них 36 аудиторных, примерное распределение которых по видам занятий включает 20 лекционных часов и 16 семинарских часов.

В основу структурирования содержания учебного материала дисциплины «Социология» положен принцип модульного подхода, который предполагает разбивку учебного материала на относительно самостоятельные модули (разделы) курса.

По каждому учебному модулю (разделу), в соответствии с его целями и задачами по формированию и развитию у студентов конкретных компетенций, преподавателем (кафедрой) проектируются и реализуются определенные педагогические технологии.

В числе наиболее перспективных и эффективных современных инновационных образовательных систем и технологий следует выделить: учебно-методические комплексы; вариативные модели управляемой самостоятельной работы студентов, блочно-модульные, модульно-рейтинговые и кредитные системы, информационные технологии, методики активного обучения.

Структура содержания учебной дисциплины включает введение в дисциплину; разделы (модули); учебные темы. В основу структурытиповой программы положенмодуль,который представляет собой укрупнённую и целостную дидактическую единицу процесса обучения и содержания, имеющего относительно завершённый характер.

Требования к осуществлению диагностики

- определение объекта диагностики;

- выявление факта учебных достижений студента с помощью критериально-ориентированных тестов и других средств диагностики;

- измерение степени соответствия учебных достижений студента требованиям стандарта;

- оценивание результатов выявления и измерения соответствия учебных достижений студента требованиям стандарта (по шкале оценок).

Шкалы оценок

Оценка учебных достижений студента на экзаменах по дисциплинам социально-гуманитарного цикла производится по десятибалльной шкале (1, 2, … 9, 10).

Оценка учебных достижений студентов, выполняемая поэтапно по конкретным модулям учебной дисциплины, осуществляется кафедрой в соответствии с избранной вузом шкалой оценок.

Критерии оценок

Для оценки учебных достижений студентов используются критерии, утвержденные Министерством образования Республики Беларусь.

 

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

 

№ п/п Название разделов (модулей) и тем Всего часов Количество часов  
Аудиторные Самосто-  
Лекции Семинарские (практичес-кие) занятия   ятельная работа  
Введение.            
Раздел I. Теория и история социологической науки  
1. История становления и развития социологии.            
2. Общество как социально-экономи-ческая и социокультурная система            
3. Культура как система ценностей и норм            
4. Личность как система. Процесс социализации личности.            
  Раздел II. Социальные общности, институты и процессы      
5. Социальная структура и стратификация            
6. Социальные общности и социальные группы            
7. Социальные институты и социальные организации            
8. Социальные конфликты            
9. Социальный контроль и социальное управление            
Раздел III. Прикладная социология    
10. Специальные и отраслевые теории            
11. Виды и типы социологического исследования.            
Всего:            
                             

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ВВЕДЕНИЕ

Определение социологии, ее объекта, предмета и метода. Связь социологии с естественнонаучными дисциплинами (математика, информатика). Социология и статистика. Социология в системе социально-гуманитарных наук: история, социальная философия, социальная психология. Социология и другие социальные науки, изучающие отдельные сферы общественной жизни (экономика, правоведение, политология, культурология, социальная антропология и др.).

Функции и структура социологического знания. Уровни знания и отрасли социологии. Необходимость знаний отраслевой социологии для профессиональной социализации специалиста, для реализации научного регулирования социальными процессами и в повседневной жизни.

Понятие социологической парадигмы и их многообразие. Основные направления и школы в социологии. Методы социологической науки. Социология как отрасль научного знания и как учебная дисциплина.

Роль социологии в формировании и развитии социально-личностных и социально-профессиональных компетенций выпускников вуза.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Бабосов, Е.М. Общая социология. Учеб. пособие. Минск, 2006.

Бабосов, Е.М. Социология личности, стратификации и управления. Минск, 2006.

Бабосов, Е.М. Социально-стратификационная панорама современной Беларуси. 2-е изд. Минск, 2004.

Бабосов, Е.М. Социология управления: Учеб. пособие для вузов. – Минск, 2002.

Бабосов, Е.М Конфликтология. Учеб. пособие. – Минск, 2000.

Бабосов, Е.М. Прикладная социология. Учеб. пособие для вузов. – Минск, 1999.

Бабосов, Е.М. Социология. Общая социологическая теория. – Учеб. пособие для вузов. – Минск, 1998.

Бестужев-Лада И.В., Наместникова Г.А. Социальное прогнозирование. Курс лекций.– М., 2002.

Гидденс, Э. Социология. – М., 2004.

Гидденс, Э. Устроение общества: Очерк теории структурации. – М., 2005.

Данилов, А.Н. Переходное общество: Проблемы системной трансформации. – Минск, 1997.

Данилов, А.Н. Власть и общество: поиск новой гармонии. – Минск, 1998.

Дарендорф, Р. Тропы из утопии. Работы по теории и истории социологии. М., 2002.

История социологии: Учеб. пособие для вузов / Под общ. ред. А.Н. Елсукова. – Минск, 1997.

История социологии. Учебник / Под общ. ред. В.И. Добренькова. – М., 2004.

Лапин, Н.И. Общая социология: Учеб. пособие для вузов. – М., 2006.

Оперативные социологические исследования: методика и опыт организации / Под ред. Д.Г. Ротмана, А.Н. Данилова, Л.Г. Новиковой. – Минск, 2001.

Соколова, Г.Н. Экономическая социология. Учебник для вузов. Издание 2-е, перераб. и доп. – Москва; Минск, 2000.

Соколова, Г.Н. Социология труда. Учебник для вузов. – Минск, 2002.

Социальные трансформации в России: теории, практики, сравнительный анализ. Учеб. пособие / Под ред. В.А. Ядова. – М., 2005.

Социологическая энциклопедия / Под общ. ред. А.Н. Данилова. – Минск, 2003.

Социология: Учеб. пособие для вузов / Под общей редакцией А.Н. Елсукова. – Мн., 2004.

Титаренко, Л.Г. Ценностный мир современного белорусского общества: гендерный аспект. – Минск, 2004.

Штомпка, П. Социология. Анализ современного общества. – М., 2005.

Ядов, В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. – М., 1998.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Андреева, Г.М. Социальная психология. – М., 1997.

Валлерстайн, И. Конец знакомого мира: Социология XXI века. – М., 2004.

Вебер, М. Избранное. Образ общества. – М., 1994.

Дарендорф, Р. Современный социальный конфликт. Очерк политики свободы. – М, 2002.

Дюркгейм, Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. – М., 1990.

Заславская, Т.И. Современное российское общество: Социальный механизм трансформации. Учеб. пособие. – М, 2004.

Зборовский, Г.Е. История социологии. Учебник для вузов. М., 2004.

Зиммель, Г. Избранное. – М., 1996.

Ионин, Л.Г. Социология культуры. – М., 1996.

Козер, Л.А. Мастера социологической мысли. Идеи в историческом и социальном контексте. – М., 2006.

Кравченко, А.И. Социология. Хрестоматия для вузов. – М., 2002.

Левада, Ю. А. От мнений к пониманию. Социологические очерки. 1993–2000. – М., 2000

Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология / Под ред. В.Л. Иноземцева. – М., 1999.

Парсонс, Т. О структуре социального действия. – М., 2000.

Российская социологическая энциклопедия / Под общ. ред. Г.В. Осипова. – М., 1999.

Римашевская, Н.М. Человек и реформы: Секреты выживания. – М., 2003.

Рубанов, А.В. Механизмы массового поведения. – Минск, 2000.

Руткевич, М.Н. Социология образования и молодежи: Избранное (1965–2002). – М., 2002.

Современная западная социология: Хрестоматия. Учеб. пособие для вузов / Авт.-сост. Г.Н. Соколова, Л.Г. Титаренко. – Минск, 2008.

Сорокин, П. Человек, цивилизация, общество. – М., 1992.

Стиглиц, Дж. Ю. Глобализация: тревожные тенденции. – М., 2003.

Фукуяма, Ф. Наше постчеловеческое будущее: Последствия биотехнологической революции. – М., 2004.

Шавель, С.А. Методологические основы оценки кадров в контексте инновационного развития // Социология. – 2007. – № 3. – С. 69–87.

Шахотько, Л.П. Комплексная оценка демографической ситуации в Республике Беларусь с позиций обеспечения устойчивого экономического роста // Социология. – 2007. – № 3. – С. 129 –134.

Экономико-социологический словарь / Под ред. Г.Н. Соколовой. – Минск, 2002.

Ядов, В.А. Современная теоретическая социология как концептуальная база исследования российских трансформаций: Курс лекций. – СПб., 2006.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1.

 

Примерный перечень вопросов для самостоятельной работы

 

1. Почему и когда возникает социология как специфическая отрасль научного знания?

2. Что такое социология и каковы ее функции?

3. В чем отличие социологии от других общественных наук?

4. Когда возникает социология как самостоятельная наука в Беларуси?

5. Что представляют объект и предмет изучения социологии?

6. В чем заключается специфика определения объекта социологии, исходя из многообразия существующих теоретических парадигм?

7. Как определить предметную область социологии?

8. Дайте определение понятия “социальное” и его роль в социологическом познании.

9. Почему социологию называют междисциплинарной наукой?

10. Какую роль в общественном развитии играет социология?

11. Каковы социологические воззрения К.Маркса, Э.Дюркгейма, М.Вебера?

12. В чем заключаются основные принципы позитивизма и неопозитивизма?

13. В чем состоят особенности русской и белорусской социологической мысли конца XX – начала XXI вв.?

14. Какие основные социальные общности входят в социальную структуру современного белорусского общества?

15. Как можно определить понятие «социальный институт»?

16. Что такое социализация личности, какие институты участвуют в этом процессе?

17. Почему в обществе существуют механизмы социального контроля?

18. Какова социальная природа конфликта?

19. Дайте классификацию социальных конфликтов современного этапа развития общества.

20. Какие направления развития существуют в современной социологии?

21. В чем проявлялось состояние кризиса социологии в конце XX в.?

22. Какие основные роли социология может выполнять в современном белорусском обществе?

23. Какие методы социологических исследований наиболее часто используются в социально-политической и экономической практике?

24. Каким образом можно использовать данные социологии для принятия научно обоснованных управленческих решений?

25. В чем состоят особенности прогнозирования в социологии? Чем социальное прогнозирование отличается от прогнозирования природных процессов?

 

 

Приложение 2

Рекомендуемый диагностический инструментарий

 

Для осуществления контрольно-оценочной деятельности рекомендуется использовать инструментарий, предусматривающий разноуровневый характер обучения и применяемый комплексно. В качестве одного из элементов, рекомендуемого для выявления уровня учебных достижений студента, используются критериально-ориентированные тесты. Они представляют собой совокупность тестовых заданий закрытой формы с одним или несколькими вариантами правильных ответов; заданий на установление соответствия между элементами двух множеств с одним или несколькими соотношениями и равным или разным количеством элементов в множествах; заданий открытой формы с формализованным ответом; заданий на установление правильной последовательности.

Для измерения степени соответствия учебных достижений студента требованиям образовательного стандарта также рекомендуется использовать проблемные, творческие задачи, предполагающие эвристическую деятельность и неформализованный ответ.

Особое внимание при диагностики учебных достижений студента следует уделить оценке степени сформированности социально-личностных компетенций, которые обеспечивают самоопределение выпускников высшей школы как граждан Республики Беларусь в условиях современного общества. Данные компетенции представлены следующими способами деятельности:

– компетенции культурно-ценностной и личностной ориентации связаны с умением формулировать собственные мировоззренческие принципы с учётом системы ценностей, общепринятых в современном белорусском обществе; соотносить перспективы личностной жизнедеятельности с перспективами развития белорусского общества;

– компетенции гражданственности и патриотизма проявляются в готовности своей профессиональной деятельностью содействовать укреплению Республики Беларусь; оценивать актуальные проблемы развития белорусского общества на основе знания эволюции исторических явлений и соотнесения их с современностью; осуществлять мировоззренческий выбор с учётом знания основ идеологии белорусского государства;

– компетенции социального взаимодействия предусматривают умение обосновать своё отношение к социальным нормам и ценностям на основе ориентации в социокультурном опыте белорусского общества.

Кафедра вуза имеет право определять виды и периодичность осуществления контрольно-оценочной деятельности сучетом модульной структурыпостроения программы.

 

 

Приложение 3

 

Образцы разноуровневых контрольных заданий

 

Контрольные задания предполагают проверку различных аспектов знаний, глубину понимания материала студентами, их умение творчески применять полученные знания к анализу практики белорусского общества. Они представлены двумя типами заданий, выбор которых определяется как уровнем подготовки студентов, так и профилем вуза, интересами студентов.

 

Раздел 1

Теория и история социологической науки

(а) Виды тестовых заданий, предполагающие воспроизводящую алгоритмическую деятельность и формализованный ответ студентов

1. Определите правильную последовательность возникновения в социологии различных теорий:

А/ эволюционная теория Г. Спенсера;

Б/ теория социального действия М. Вебера;

В/ теория социальной мобильности П. Сорокина;

Г/ теория габитуса П. Бурдье.

2. Соотнесите элементы двух множеств:

1/ социология конфликта А/ Э. Гоффман

2/ драматургический анализ Б/ Л. Козер

3/ неомарксизм В/ Т. Адорно

4/ теория обмена Г/ Дж. Хоманс

 

3. Определите правильную последовательность возникновения в социологии различных концепций феномена культуры:

А/ как специфического способа человеческой деятельности, включающего в себя систему внебиологически выработанных механизмов, благодаря которым стимулируется, программируется, координируется и реализуется активность людей в обществе (Э.С. Маркарян);

Б/ как процесса воспитания и обучения человека (Цицерон);

В/ как исторического развития человеческой духовности (И. Кант);

Г/ как автономных систем ценностей и идей, определяющих тип социальной организации (М. Вебер);

Д/ как совокупности произведений, созданных человеком в процессе труда в ходе добывания средств для удовлетворения потребностей (Я. Щепаньский).

 

4. Назвать элементы теорий социализации личности у Т.Парсонса, Дж. Мида, П.Бергера, В.А.Ядова.

(б) Проблемные, творческие задачи, предполагающие эвристическую деятельность и неформализованный ответ студентов

5. Охарактеризуйте причины и предпосылки возникновения научной социологии в начале XIX века.

6. Составьте сравнительную таблицу развития позитивистской социологии в Западной Европе и России в середине – конце XIX века. Сделайте вывод о сходстве и различии этих направлений в развитии позитивизма.

7. Определите, в чём заключались особенности развития социологии в СССР в XX в., по сравнению со странами Западной Европы.

8. Какой вклад в развитие социологии внесли российские ученые в последние десятилетия? Назовите крупнейших российских социологов.

9. Какие основные направления социологии развивались в последние десятилетия белорусскими учеными? Назовите ведущих белорусских социологов.

10. Проанализируйте соотношение понятий «ценность» и «ценностная ориентация». Сделайте вывод о взаимосвязи феноменов, обозначаемых данными понятиями.

11. Определите основные критерии экономической, социальной и профессиональной стратификации. Рассмотрите формы проявления каждого из видов стратификации, дайте примеры, опираясь на материалы развития современного белорусского или российского общества.

 

Раздел 2

Раздел III

Прикладная социология

(а) Виды тестовых заданий, предполагающие воспроизводящую алгоритмическую деятельность и формализованный ответ студентов

1. Определите правильную последовательность составных частей в программе социологического исследования:

А/ предварительный системный анализ объекта;

Б/ определение объекта и предмета исследования;

В/ анализ проблемы и определение проблемной ситуации;

Г/ формирование гипотез;

Д/ определение цели и задач исследования;

Е/ операционализация понятий.

2. Определите понятия «метод сбора» и «метод анализа» информации, назовите известные вам виды этих методов.

3. Назовите специальные и отраслевые теории социологии, которые получили преимущественное развитие в современной Беларуси.

4. Что такое измерение в социологии?

 

(б) Проблемные, творческие задачи, предполагающие эвристическую деятельность и неформализованный ответ студентов

 

5. Сравните эффективность использования методов опроса и изучения документов при проведении исследований материала газет, телепередач, мнений избирателей в ходе проведения предвыборных кампаний. Сделайте вывод о факторах, предопределяющих выбор тех или иных методов.

6. Определите, в чем заключаются особенности использования количественных и качественных методов сбора информации, а также ее последующей обработки. Дайте примеры эффективного применения этих методов.

7. Охарактеризуйте основные направления эмпирических исследований в Беларуси. Оформите ответ в табличном виде.

8. Дайте определение метода социологического моделирования и назовите этапы реализации этого метода. Рассмотрите особенности этого метода, обусловленные спецификой общественных явлений. Раскройте преимущества и ограничения метода социологического моделирования.

9. Попробуйте построить структуру ценностного механизма регуляции поведения индивида в трудовой сфере деятельности, исходя из социально-нормативных «регуляторов» (ценностей и норм поведения в трудовой сфере деятельности), диспозиционных «регуляторов» (ценностных ориентаций), обобщенных психологических свойств личности.

10. Постройте структуру социального механизма регулирования трудового поведения индивида, исходя, с одной стороны, из элементов трудовой ситуации, воздействующей на установки и ценностные ориентации индивида, а с другой стороны, – из его социально-профессиональных характеристик, потребностей, интересов, мотивов.

11. Дайте определение метода социологической экспертизы. Объясните, почему этот метод приобретает особое значение в условиях трансформирующегося общества.

12. Дайте определение метода моделирования. Каким образом применение этого метода может способствовать разрешению тех или иных социальных проблем?

Первый заместитель Министра

образования Республики Беларусь

_________________ А.И.Жук

________2008

Регистрационный № ТД-__________/тип.

 

СОЦИОЛОГИЯ

Типовая учебная программа для высших учебных заведений

 

СОГЛАСОВАНО

Председатель Учебно-методического объединения вузов

Республики Беларусь по гуманитарному образованию

_____________________ В.Л. Клюня

24 января_2008 г.

 

 

Начальник управления высшего и среднего специального

образования Министерства образования Республики Беларусь

____________________ Ю.И. Миксюк

____________ 2008

 

 

Первый проректор Государственного учреждения образования

«Республиканский институт высшей школы»

____________________ В.И. Дынич

____________ 2008

 

 

Эксперты:

 

____________________ А.В.Макаров

___________2008

 

____________________ С.М. Артемьева

___________ 2008

МИНСК

Составители:

 

Бабосов Е.М., почетный директор Института социологии Национальной академии наук Беларуси, академик НАН Беларуси, доктор философских наук, профессор

Данилов А.Н., заведующий кафедройсоциологии Белорусского государственного университета, член-корреспондент НАН Беларуси, доктор социологических наук, профессор

Титаренко Л.Г., профессор кафедры социологии Белорусского государственного университета, доктор социологических наук, профессор

Соколова Г.Н., заведующий секторомэкономической социологии и социальной демографии Института социологии НАН Беларуси, доктор философских наук, профессор

Лихачев Н.Е., директор Могилевского института региональных социально-политических исследований, заведующий кафедрой политологии и социологии Могилевского государственного университета им. А.А. Кулешова, кандидат философских наук, доцент

 

Рецензенты:

 

Кафедра социологии, политологии и социального управления Белорусского национального технического университета

Рубанов А.В. – декан факультета философии и социальных наук Белорусского государственного университета, доктор социологических наук

Шавель С.А. – зав. сектором социологии инноваций Института социологии НАН Беларуси, доктор социологических наук

 

 

Рекомендована

к утверждению в качестве типовой:

Кафедрой социологии Белорусского государственного университет



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 317; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.85.76 (0.226 с.)