Алгоритм взаимодействия с семьей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Алгоритм взаимодействия с семьей



1-я стадия.

Поиск контактов при первой встрече. Воспитатель должен проявить высокий педагогический такт, искреннее уважение к родителям, деликатность, сдержанность, важно не оттолкнуть непродуманным вопросом.

 

2-я стадия.

Обсуждается, что необходимо развивать и воспитывать в ребенке, подчеркивать его индивидуальность, неповторимость. На этом этапе уже можно осторожно заговорить о нежелательных проявлениях в поведении малыша.

3-я стадия

Установление общих требований к воспитанию ребенка. Педагог побуждает родителей высказать свои взгляды на воспитание ребенка,выслушивает мнение родителей об используемых ими методах, даже если оно ошибочно. Не опровергает, а предлагает свои способы воздействия, призывает объединить усилия для выработки единых требований.

 

4-я стадия.

Упрочение сотрудничества в достижении общей цели. Согласившись на совместное сотрудничество, стороны уточняют воспитательные возможности друг друга, ставят единые цели и задачи. Возможны споры, разногласия. Важно, чтобы они не помешали дальнейшему сотрудничеству.

 

5-я стадия.

Реализация индивидуального подхода. Педагог не демонстрирует свою всесильность, а доверительно сообщает о своих сомнениях, затруднениях, спрашивает совета у родителей и прислушивается к ним. На этой стадии вырабатывается целый ряд согласованных мер, направленных в том числе и на перевоспитание ребенка.

 

6-я стадия.

Совершенствование педагогического сотрудничества. Готовые рецепты не предлагаются, тщательно анализируется процесс совместной деятельности. Это стадия развития педагогического сотрудничества, где идет реализация единых педагогических воздействий.

Инициатором контакта является педагог.

 

Неделя.

Тема: Наблюдение за детьми дошкольного возраста и изучение особенностей их психического развития. Развитие личности дошкольника в трудовой деятельности.

Задачи:

1.Формировать у студентов представление о содержании работы ДОУ по взаимодействию с семьей.

2.Формирование у студентов представлений об основных направлениях работы воспитателя с родителями воспитанников.

3.Помочь студентам понять основные принципы построения взаимодействия педагога и семьи воспитанника ДОУ по созданию единого пространства развития ребенка

4.Ознакомить студентов с организацией и проведением анкетирования родителей, с целью изучения оценки взаимодействия ДОУ с семьей.

Задания для студентов:

 

1. Изучите основные формы взаимодействия ДОУ с семьей (Приложение 1)

2. Проанализируйте, выяснив в беседе с воспитателем, и изучив условия, созданные в группе и план работы воспитателя, какие формы реализуете на практике в работе ДОУ.

3. Изучите основные принципы лежащие в основе построения работы по взаимодействию с семьями воспитанников. (Приложение 2)

4. Проведите анкетирование родителей по предложенной анкете. Проанализируйте полученные результаты (Приложение 3)

5. Проанализируйте и обсудите предложенный алгоритм взаимодействия воспитателя с семьей. Согласны ли вы с данным алгоритмом? Что бы вы изменили? (Приложение 4).

6. Проведите наблюдение за ребенком дошкольного возраста (1-2 реб). Запишите данные Ваших наблюдений в «Карту проведения наблюдений» (см. Приложение №15).

7. Выполнение практического задания по предмету «Психология» по диагностике психического развития детей. Варианты диагностических методик предлагаются преподавателем психологии, с учетом выбора студентов. Например, см. Приложение №16.

8. Опишите наличие трудовых уголков в групповой комнате и на участке:

а. Какие трудовые уголки имеются?

б. Отвечает ли оно педагогическим и гигиеническим требованиям?

в. Каковы особенности использования оборудования для трудового воспитания дошкольников?

г. Что можно посоветовать для улучшения организации трудовых уголков?

9. Изучить виды труда и их освоенность детьми данной группы:

а. Какими видами труда занимались дошкольники?

б. Сколько детей участвовало в различных видах труда?

в. Отношение детей к труду?

г. Каковы мотивы трудовой деятельности детей?

д. Как проявляются особенности руководства различными видами при различных формах его организации?

10. Активно включится в подготовку и проведение плановых тематических досугов и праздников, развлечений, кукольных спектаклей. Участвовать в проведении занятий вместе с музыкальным руководителем.

 

 

Неделя.

Тема: Итоги психолого-педагогической практики (совместное собрание студентов, сотрудников дошкольного образовательного учреждения и преподавателей колледжа).

Задачи:

- формировать у студентов представление о содержании работы воспитателя в ДОУ;

- ознакомить студентов с особенностями организации психолого-педагогической работы с детьми;

- ознакомить студентов с особенностями построения и организации режима дня;

- формировать у студентов целостное представление об основах безопасности жизнедеятельности детей в ДОУ.

 

Задания для студентов:

1. Подвести итоги психолого-педагогической практики;

2. Провести анализ выполнения задач и плана психолого-педагогической практики;

3. Проверить отчетную документацию студентов по окончании практики (см. Приложение №24)

4. Оформить выставку дидактических пособий, игр, выполненных руками студентов.

 

 

Приложение №1

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОФОРМЛЕНИЮ ДНЕВНИКА ПРАКТИКИ

    ДНЕВНИК по психолого-педагогической практике студентки 21-В группы ГБОУ СПО Педагогического колледжа №13 имени С.Я. Маршака Косовой Марии Юрьевны     Руководитель__________________ И.Т. Школина (подпись)     ГОУ д/с №   Сроки проведения практики: 12.01.12. – 13.06.12   Москва 2012   2 страница Сведения о ДОУ   1. № ДОУ 2. Адрес 3. Телефон 4. Заведующая: Ф.И.О. (полностью) 5. Методист: Ф.И.О. (полностью) 6. Воспитатель: Ф.И.О. (полностью)   3 страница Режим дня 4 страница Список детей группы №  
№ п/п Фамилия, Имя Число, месяц, год рождения Группа здоровья Состав семьи (+полная, м-материнская, о-отцовская)
         

Обобщить сведения:

1. Сколько всего детей в группе: мальчиков -; девочек-.

2. Группа здоровья:

– основная группа –;

– подготовительная группа -;

3. Семья: полная, материнская, отцовская.

 
5 страница План рассадки детей в группе   6 страница и далее Наблюдение режимных моментов, занятий и других видов деятельности.   Дата: Группа: Вид деятельности: Тема: Цель: Задачи: Оборудование:
Этапы Содержание примечание
Деятельность воспитателя Деятельность детей
       

 

Анализ:

Подпись руководителя:

 

 

      Схема записи занятия может быть другой  
Этап Хронометраж Содержание Наблюдение
     

 

 

Анализ:

 

 

Подпись руководителя:

 

 

 

Приложение №2

ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка. – М.: 1999
  2. Арнаутова Е.П. Педагог и семья. –М.: 2002
  3. Артамонова О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности.//Дошкольное воспитание. – 1995. - №4
  4. Барднер Г., Рамазан И., Чередникова Т. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. – Кишинев:1993
  5. Белая К.Ю. От сентября до сентября.- М.: 1998
  6. Богомолова Ф.А., Кутафин Е.Ф. Особенности развития и воспитания детей раннего возраста. –М.:1988
  7. Богуславская З.М., Смирнова И.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М.:1991
  8. Буре Р.С. Детский сад: некоторые проблемы гуманизации педагогического процесса.//Дошкольное воспитание. – 1995. - №2
  9. Веракса М.Е., Веракса А.М. Развитие ребенка в дошкольном детстве. –М. Мозаика-Синтез, 2006
  10. Воспитание сенсорной культуры ребенка./ Под. ред. Л.А Венгера. –М.:, Просвещение. 1988
  11. Воспитателю о работе с семьей./ Под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.:1989
  12. Галигузова Л.Н. Ранний возраст: развитие процессуальной игры.// Дошкольное воспитание. – 1993. -№4
  13. Голицына Н.С. Организация содержания работы старшего воспитателя ДОУ.- М.: 2008
  14. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. -М.: Мозаика-Синтез, 2006
  15. Детская практическая психология. / Под ред. профессора Т.Д. Марцинковской. –М.: 2004
  16. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. / Под ред. С.Л. Новоселовой. –М.:1992
  17. Дневник воспитателя. Развитие детей дошкольного возраста / Под ред. О.,М Дьяченко, Т.В Лаврентьевой, -М.: 2000
  18. Дошкольная педагогика. / Под ред. Л.В Поздняк, Т.В. Ерофеевой. -М.: 2001
  19. Дуброва В.П., Милашевич Е.П. Педагогическая практика в детском саду.- М.:, Академия, 1998
  20. Дыбина О.Б. Предметный мир как средство формирования творчества детей. –М.: Педагогическое общество России, 2002
  21. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольников. -М.: 2005
  22. Зварыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей. – М.:1988
  23. Зверева О.Л., Кротов Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: методический аспект. -М.: 2005
  24. Конвенция ООН о правах ребенка, 1989
  25. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика.- М.: 1998
  26. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей, -М.:, 1997
  27. Марцинковская Т.Д., Григорович Л.А. Психология и педагогика – М.: Проспект 2008
  28. Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда. -М.: 1995
  29. Павлова Л.Н. Знакомим малыша с окружающим миром. – М.:1987
  30. Петровский В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. – М.:1993
  31. Печора К.Л., Пантюхина Т.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. – М.:1986
  32. Психолого-педагогическая практика в системе образования. Сборник. –М.: Институт практической психологии. 1998
  33. Программа воспитания и обучения в детском саду. / Под ред. М.А Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, Изд. 4 –е. –М.:. Мозаика-Синтез, 2006
  34. Программа дошкольных образовательных учреждений: методические рекомендации для работников дошкольных образовательных учреждений. –М.: 2003
  35. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений./ Под ред. Т.В. Ерофеевой. - М.:. 1999
  36. Теплюк С.Н., Лямина Г.М., Зацепина М.Б. Дети раннего возраста в детском саду. –М,:, Мозаика-Синтез, 2005
  37. Энциклопедия для мам и пап. / Под. ред. академика РАМН Г.М Савельевой, В.А. Таболина. - М.: 2003

Приложение №3

Общие сведения о дошкольном образовательном учреждении

вопросы:

1. Номер дошкольного образовательного учреждения. Тип дошкольного образовательного учреждения.

2. Адрес. Проезд.

3. Фамилия, имя, отчество руководителя и старшего воспитателя.

4. Общий контингент детей, наличие и наполняемость групп.

5. Педагогический коллектив: количественный и возрастной состав, стаж, образование, награды

6. Особенности организации работы ДОУ. Организация целостного педагогического процесса: использование новых техник и технологий, современных технических средств в работе с дошкольниками.

7. Особенности режима работы ДОУ.

8. Из какого бюджета идет финансирование образовательного учреждения?

9. участок детского сада (детские площадки, спортивно-физкультурный блок, опытный участок, цветники, общее озеленение)

10. Обратить внимание на оформление интерьера, групповых комнат, соответствие его эстетическим требованиям.

11. Обратить внимание на своеобразие физкультурно-оздоровительного комплекса в данном дошкольном учреждении. Соблюдение санитарно-гигиенических требований, условий для охраны и укрепления здоровья детей.

· Имеется медицинское оборудование для проведения лечебных и профилактических мероприятий (установка тубус-кварц, оборудование для фитотерапии, электрофорез, оборудование для озонирования воздуха и др.).

· Имеются специально выделенные помещения, оснащенные медицинским оборудованием (кабинет для медицинского осмотра детей, процедурный, физиотерапевтический, зубоврачебный кабинеты, изолятор и др.)

12. Общие впечатления. (Учебно-материальная база ДОУ, методическое оснащение, эстетика оформления помещений).

 

 

Приложение №4

Построение развивающей среды в дошкольном учреждении

Среда, окружающая дошкольников в детских садах и детских домах, должна обеспечивать безопасность их жизни способствовать укреплению их здоровья и закаливанию организма.

Непременным условием построения развивающей среды в дошкольных учрежденияx любого типа является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между людьми. Это означает, что стратегия и тактика построения жилой среды определяется особенностями личностно- ­ориентированной модели воспитания. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над, а вместе!» Его цель ­содействовать становлению ребенка как личности, взрослый должен обеспечить чувство психологической защищенности ребенка, его доверие к миру, формирование начал личности (базис личностной культуры), развитие индивидуальности ребенка.

Способы общения - понимание, признание и принятие личности

ребенка, основанные на формирующейся у взрослых способности стать на позицию ребенка, учесть его точку зрения и не игнорировать его чувства и эмоции. Тактика общения - сотрудничество. Позиция взрослого - интересы ребенка и перспективы его дальнейшего развития как полноценного члена общества. Взрослые, приобщая ребенка к искусству (художественная литература, музыка и т. д.), создают условия для эстетического и нравственного развития личности, ее гуманизации, для проявления и развития творческих, художественных способностей дошкольника.

Исключительное значение в воспитательном процессе придается игре; позволяющей ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя. Игра основывается на свободном сотрудничестве взрослого с детьми и самих детей друг с другом, становится основной формой детской жизни. Организация пространства должна предоставить возможность для много вариантных игр. В то же время ребенок должен иметь возможность реализовать склонность открывать для себя новое, применять свою фантазию, становиться героем придуманных им сюжетов. Таким образом, игровое пространство должно иметь свободно определяемые элементы ­своеобразные пространственные переменные в рамках игровой площади.

Назовем принципы построения развивающей среды в дошкольных учреждениях:

1. принцип дистанции, позиции при взаимодействии;

2. принцип активности, самостоятельности творчества;

3. принцип стабильности - динамичности;

4. принцип комплексирования и гибкого зонирования;

5. принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого;

6. принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;

7. принцип открытости и закрытости;

8. принцип учета половых и возрастных различий детей.

Рассмотрим каждый из этих принципов подробнее.

1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии.

Первоочередным условием осуществления личностно­-ориентированной модели взаимодействия взрослых и детей является установление контакта между ними. Отсутствие контакта не позволяет решить образовательные задачи, которые ставит перед собой воспитатель. В то же время установлению контакта препятствуют принципиально разные позиции, которые преимущественно занимают воспитатель и ребенок: даже физически воспитатель, как правило, находится в позиции «сверху», а ребенок - «снизу». Этому соответствует и психологическая разница в их позициях: взрослый диктует свою волю, управляет, командует ребенком. При этом подчиняется ли ребенок, протестует ли, контакт между ними вряд ли возможен. В то же время самое задушевное общение взрослого с ребенком, доверительные беседы ведутся на основе пространственного принципа «глаза

в глаза».

Одно из условий среды, которое делает такое общение более осуществимым, - это разновысокая мебель. Ее высота должна быть такой, чтобы не только воспитатель без затруднения мог «спуститься», приблизиться к позиции ребенка, но и ребенок мог «подняться» до позиции воспитателя, а иногда посмотреть на него сверху. Для этого подойдут высокие столы, в том числе подковообразной формы, и соответствующие стулья, которые позволят взрослому, свободно передвигаясь среди детей, видеть их глаза, избавят. его от необходимости все время нагибаться. для того чтобы позиции - взрослых и детей можно было варьировать в зависимости от их желаний и занятий, высота мебели в детском саду должна легко меняться.

2. Принцип активности.

В проекте дошкольного учреждения должна быть заложена возможность формирования активности у детей и проявления активности взрослыми.

По сравнению с обычной семейной обстановкой среда в дошкольном учреждении должна быть интенсивно развивающей, провоцирующей возникновение и развитие познавательных интересов ребенка, его волевых качеств, эмоций и чувств. Так, например, на стенах на доступной для детей высоте желательно развешать рамки, что даст ребенку возможность менять оформление стен в _зависимости от своего настроения или новых эстетических вкусов.

Одну из стен - рисовальную «стену творчества» - советуем предоставить в полное распоряжение детей. Им разрешается писать и рисовать на ней мелом, красками, углем и т.п., создавая как индивидуальные, так и коллективные картины.

Другие стены могут быть использованы для размещения на них различных крупномасштабных пособий, ориентированных на познавательное и эмоциональное развитие дошкольников.

Электровыключатели лучше располагать на доступной для ребенка высоте. Тогда он сможет по желанию менять цветовой фон, интенсивность освещения - «цвето- световой дизайн».

В дошкольном учреждении желательно иметь записи шелеста листвы, плеска воды, шума моря, пения птиц и всего того, что может выполнять функции домашней психотерапии, успокаивать детей (перед сном, например), создавать особый уют в зимние вечера. Звуковой дизайн может использоваться в детских играх как активный фон и дополнение.

В детском саду должны быть созданы реальные условия для воссоздания ребенком «взрослых» форм деятельности. Взрослый обучает детей бытовым операциям в процессе «настоящей» и результативной деятельности (от начала до ее завершения в виде продукта) и в ходе общения самым естественным образом развивает познавательные, интеллектуальные, эмоциональные и волевые способности ребенка.

В ванной комнате, например, можно и мыться, и мыть кукол, и стирать; в мастерских с наборами простых инструментов учить детей элементарным трудовым действиям; инструменты для уборки помещений, улицы, обработки огорода, клумб помогут приобщить дошкольников к хозяйственно-бытовому труду.

3. Принцип стабильности - динамичности.

Ребенок не «пребывает» в среде, а преодолевает ее, «перерастает» ее, постоянно меняется, становится другим в каждую следующую минуту. А, следовательно, меняется для него и его окружение. Очень важно дать ему возможность менять окружающую среду, вновь и вновь созидать ее в соответствии со своими вкусами и настроениями. Для этого в проекте среды детского сада должна быть заложена возможность ее изменения.

В цветовом и объемно-пространственном построении интерьера при сохранении общей смысловой целостности должны выделяться определенные многофункциональные, легко трансформируемые формы. Для того чтобы помещение не превратилось в нагромождение абстрактных мобильных элементов, их количество и размещение должно быть рациональ­но определено (например, кубические и треугольные пуфы в раздевалке, образующие сиденья-платформы для переодевания площадью 1 х 1 м, из которых можно построить «дом»). Другой пример: днища откидных кроваток в собранном виде создают цветовой акцент с горизонтальной поверхностью и торцевой стенкой приподнятой платформы, из которых выкатывается нижний ряд кроваток. Однако во время сна детей, в разложенном виде кроватки-ящики за счет постельного белья делают «спальную зону» спокойно-белой. В собранном виде такая «спальная зона» создает дополнительное интересное пространство с приподнятой платформой, лесенками, расширяя общее игровое пространство групповой ячейки.

Можно менять «фоны» и изменить обстановку до неузнаваемости, например, в комнате, условно называемой «мягкой», находится спортивный комплекс. В ней крепятся и веревочные лесенки (волшебные», «корабельные»,«марсианские» и т. п.), И подвешенные трапеции-качели и т. д: Все эти элементы комплекса рассчитаны также на взрослого, и могут преобразовываться разными способами. «Мягкая комната» по желанию играющих может быть преобразована в «театр», «кинотеатр», «выставочный зал», «галерею», «стадион» и т. д.

Полную безопасность и своеобразный строительный материал обеспечат мягкие (поролон, обшитый кожей) кубы, параллелепипеды, столбики, арки, плоские маты и т. п. Они позволяют строить дома, квартиры, дворцы, лабиринты пещеры, корабли и т. д.

4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования.

Жизненное пространство в детском саду должно быть таким, чтобы оно давало возможность построения непересекающихся сфер активности. Это позволит детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу (физкультурой, музыкой, рисованием, конструированием, рассматриванием иллюстраций и диапозитивов, ма­тематическими играми, наблюдениями и т. д.).

Здесь мы сталкиваемся с очевидным противоречием: с одной стороны ­необходимость пространства для проявления свободной активности детей, с другой стороны - ограниченность помещения детского сада. Преодолению этого противоречия как раз и служит принцип комплексирования и гибкого зонирования.

В детском саду должны быть следующие функциональные помещения, которыми могут пользоваться дети: физкультурные, музыкальные, театральные, лаборатории; «кабинеты» (с книгами, играми, головоломками, диафильмами, слайдами и т.д.); творческие мастерские, конструкторские; кухни, прачечные; «производственные» мастерские и др. Эти помещения следует устроить так, чтобы они могли создавать разный эмоциональный настрой, т. е. становиться «таинственными», «страшными», «магическими», «смешными» «сказочными», «волшебными», «загадочными», «фантастичными» и т.д.

Трансформация помещений может быть обеспечена легкими раздвижными перегородками. Определенные возможности в этом плане представляют шкафные перегородки когда с помощью перестановки мебели можно изменить площадь пропорции и планировку помещений, расположение проемов ниш, перегородок.

5. Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия.

Этот принцип реализуется с помощью использования в детской группе определенных семейных традиций. Дети могут достраивать детали интерьера, они получают возможность его эстетического завершения в зависимости от личных вкусов.

В групповой ячейке, особенно в ее «семейной» части в интерьере необходимо выделить места, где могут размещаться репродукции картин, фотографии, в том числе детей, их братьев, сестер, родителей.

В составе этой или других зон групповой комнаты (например, в «спальной зоне», в раздевалке) целесообразно предусмотреть место для икебаны или букета цветов, для домашних растений. Это может быть специальная тумба, вазон, декоративная подставка, арка, гипсовые или пластмассовые модульные ящики, в которые устанавливаются горшки с растениями.

Желательно, чтобы в помещении детского сада была и «гостиная для взрослых», куда имеют доступ и дети. Они здесь хотя и желанные, но все же гости. В интерьере гостиной торшеры, бра, ковры, письменный стол, книги, круглый стол, мягкие диваны и кресла - ничто даже отдаленно не напоминает административный кабинет. Взрослому здесь так же хорошо и комфортно, как и ребенку. Ребенок, находясь вместе со взрослыми, либо просто про водит здесь время, если ему необходимо побыть рядом с кем-то из них, либо наблюдает за их поведением, учится у них культуре общения, либо сам участвует в делах взрослых, если это не мешает их занятиям.

В такой гостиной хорошо проводить праздники. Проект среды учитывает создание условий для формирования и развития полноценного образа Я. Этому способствует наличие в помещении разновеликих зеркал. Кроме того, желательно сконструировать систему подвижных зеркал.

Стимулирующим «материалом» является и определенная цветовая среда, смена конкретного цветового решения. «Вялая», без контрастных акцентов цветовая гамма не стимулирует активность детей.

6. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды.

Постижение детьми категории эстетического начинается с «элементарных кирпичиков», своеобразного языка искусства: красоты звуков, цветовых пятен, абстрактных линии, остроумной трактовки образа лаконичными графическими средствами. Поэтому важно разместить в интерьере не громоздкие репродукции классических про изведении живопи­си, а простые, но талантливые этюды, эстампы, абстрактные и полуреальные скульптуры, дающие ребенку представление об основах графического языка и о различных культурах -восточной, европейской, африканской.

Целесообразно в разных стилях представить детям одно и то же содержание сказки, эпизодов из жизни детей, взрослых: реалистическом, абстрактном, комическом. Тогда дети (с помощью взрослого) смогут обратить внимание не только на то, что изображено перед ними, но и на то, как это сделано.

Желательно оборудовать помещение для художественного творчества детей. Например, в удобном для детей и взрослых месте разместить колокольчики, тарелки различного тембра звучания. Ребенок может импровизировать, наполняя комнату перезвоном. Или же устроить комнату «Волшебные краски» с оптическим смешением цветового освещения при смене фотофильтров. Такой калейдоскоп позволяет создавать динамику цветовосприятия предметной среды, ее изменений.

7. Принцип открытости-закрытости.

Этот принцип может быть представлен в нескольких аспектах. Первый аспект - открытость Природе, проектирование, способствующее единству Человека и Природы. Эта тенденция может проявиться во взаимопроникновении с природным окружением; организация «зеленых комнат» в помещениях маленьких, остекленных по периметру, внутренних двориков с растущими в них растениями - деревьями, кустарниками, травой. Это включение во внутреннюю среду здания атриумов - остекленных сверху пассажей, оранжерей, открытых веранд, террас.

В целях гуманизации жилой среды желательно предусмотреть проживание с детьми домашних животных - кошек, собак, за которыми дети ухаживают.

Второй аспект принципа открытости-закрытости - это открытость культуре в ее прогрессивных проявлениях. Элементы культуры - настоящей взрослой живописи, литературы, музыки - не могут носить чисто оформительский характер украшения помещений, а должны органически входить в дизайн интерьера. С одной стороны, открытость системы дает возможность проникновения лучших образцов общечеловеческой культуры - образцов искусства и предметов декоративно-прикладного творчества; с другой стороны, организация среды детских учреждений основывается и на спе­цифических региональных особенностях культуры, декоративно-прикладных промыслов с фольклорными элементами, исторически связанными с данным регионом. Это последнее, несомненно, будет способствовать воспитанию патриотизма у детей, гордости за свои родные места, формированию представлений о Малой родине и чувства любви к ней.

Третий аспект принципа открытости-закрытости - это открытость обществу. Здесь открытость-закрытость должна соответствовать сути понятия «Мой дом».

Четвертый аспект этого принципа - открытость своего я, собственного внутреннего мира. Среда организуется таким образом, чтобы способствовать формированию и развитию образа Я. В предыдущих разделах предлагались проекты с использованием разновеликих зеркал - отдельных и целых комплексов, желательна также и система подвижных.

В помещении детского сада развешиваются самые разные фотопортреты детей и взрослых в различных сочетаниях, отражающих возрастную динамику. Альбомы и папки с фотографиями должны храниться в доступном для ребенка месте, чтобы он мог по желанию рассматривать их.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 385; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.143.181 (0.059 с.)